Валютное законодательство узбекистана

Валютное законодательство узбекистана

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Правовые аспекты валютного регулирования как способа воздействия на предпринимательскую деятельность»

Актуальность темы исследования. Изменения в экономике и праве последних лет создают благоприятные условия для реализации субъектами предпринимательской деятельности своего хозяйственного потенциала. Вместе с тем, регулирование рынка связано с необходимостью обеспечения баланса между частными и публичными интересами.

Общественное развитие доказывает, что государство является не только политическим инструментом, но и становится инструментом выполнения общих политических, экономических и социальных функций. Одна из основных функций государства в реформировании российской экономики состоит в создании общих законодательных и иных предпосылок, своего рода правил игры для действующих лиц в условиях рыночной экономики1.

Главное отличие современного российского законодательства заключается в том, что если в административной экономике права хозяйствующих субъектов детально регламентировались, определялись исчерпывающим образом, то теперь законодатель отказался от детальной регламентации, но стремится закрепить границы этих прав в виде прямых и исчерпывающе установленных в нормативных актах исключений ограничений, запретов) из общих правил.

Механизм обеспечения прав и интересов общества, выраженный в нормативных запретах и ограничениях, а также в процедуре их реализации, есть ни что иное, как форма государственного регулирования. Составной частью такого регулирования является валютное регулирование.

До начала 1990 годов в России имела место полная централизация валютных доходов от экспорта, который был монополизирован государством, от имени и за счет которого на мировых рынках выступали государственные внешнеторговые объединения.

Практически полная изолированность внутреннего товарного и денежного рынка от мировых рынков товаров, услуг и капиталов, централизация управления валютными ресурсами государства, минимальное число непосредственных участников внешнеэкономической деятельности — все это объективно не требовало систем валютного регулирования, характерных для стран с рыночной экономикой.

Нарушение централизованного характера валютных отношений страны с внешним миром, быстрое расширение круга организаций — участников внешнеэкономических связей и банков, осуществляющих их валютное обслуживание, привели к необходимости формирования специального регулирования валютных отношений, создания единых правил совершения валютных операций, придания функций органа валютного регулирования одному из органов государственного управления.

Распад Союза ССР привел к необходимости проведения Россией самостоятельной экономической политики, в том числе и в области валютных отношений.

Все вышеперечисленные обстоятельства послужили основанием для разработки и принятия специального законодательства Российской Федерации. Вступление в силу Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» в ноябре 1992 года открыло новый этап валютного регулирования в России.

Российское валютное законодательство в настоящее время развивается таким образом, что особенности правового регулирования валютных отношений находят выражение и в едином Законе, и в специальных нормативных актах Центрального банка Российской Федерации и иных уполномоченных органов, которые представляют собой чрезмерное количество инструкций, приказов, писем и т.д. Рассредоточение валютных правил в многочисленных подзаконных актах, нередко содержащих противоречивые положения, недостаточная разработка теоретических вопросов валютного регулирования, становятся объективными причинами неоднородности практики применения норм валютного законодательства. Как участники валютных операций, так и органы и агенты валютного контроля и суды по-разному подходят к решению тех или иных правовых ситуаций.

В связи с изложенным анализ правового аспекта валютного регулирования является актуальным и своевременным, как с теоретической так и с практической точки зрения.

Выбор темы данного исследования обусловлен также общественной значимостью отношений, возникающих в сфере обращения валюты и валютных ценностей. Валютное регулирование, являясь составной частью денежно-кредитной политики государства, должно способствовать достижению целей экономической стабилизации, становится важнейшим инструментом создания условий интеграции национальной экономики в международные финансово-экономические системы, одним из элементов защиты политического и экономического суверенитета страны. Все вышеперечисленные обстоятельства определяют требования к системе валютного регулирования, которая должна отличаться последовательностью, логичностью, стабильностью. Отход от этих требований оказывает негативное влияние на эффективность хозяйственной деятельности самых различных ее участников, а следовательно, и на экономическую ситуацию в стране в целом.

Не вызывает сомнения необходимость сочетания правового регулирования в области валютных отношений с одновременным осуществлением контроля за выполнением установленных правил совершения валютных операций. В этой связи одной из наиболее актуальных задач является создание действенной системы валютного контроля, обеспечивающего надзор за соблюдением требований валютного законодательства резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

Данные обстоятельства обуславливают необходимость сосредоточить внимание в диссертационном исследовании на анализе правового регулирования валютных отношений, как важнейшей составляющей государственного регулирования валютных отношений.

Целью диссертационного исследования является получение комплексной оценки правового механизма валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, а также выработка теоретических предложений и практических рекомендаций, направленных на совершенствование валютного законодательства и правоприменительной практики. Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:

— исследование правовой природы норм валютного законодательства, их место в системе права;

— определение понятия валютного регулирования и его элементов;

-исследование понятия валютной операции, как основания возникновения, изменения и прекращения валютных отношений, и вопросов правового регулирования порядка ее совершения;

— изучение основных тенденций в развитии валютного регулирования и валютного контроля;

— анализ и обобщение судебной практики по вопросам применения валютного законодательства как участниками валютных операций, так и органами валютного контроля и арбитражными судами;

-разработка некоторых предложений, направленных на совершенствование законодательства и правоприменительной практики.

Предметом диссертационного исследования является механизм правового регулирования валютных отношений, в том числе правовые нормы, определяющие условия и порядок совершения резидентами и нерезидентами валютных операций, обязательной продажи части валютной выручки, валютные правоотношения, акты реализации норм валютного законодательства при применении норм, устанавливающих ответственность за нарушение валютного законодательства.

В диссертации исследованы проблемы валютного регулирования через анализ норм, содержащихся в Договоре о Международном Валютном Фонде, Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», нормативных актах Центрального банка Российской Федерации и других органов валютного регулирования, юридической литературы, посвященной данному вопросу, материалов, собранных автором в период работы в Средне-Волжском региональном центре Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю.

Методологическая основа исследования. Общей методологической основой исследования стал системный подход к изучаемым явлениям. В работе применяются сравнительно-правовой, логический, статистический методы и другие.

В работе рассматриваются вопросы классического гражданского права, сопряженные с правовыми институтами финансового, административного и предпринимательского права.

Эмпирическую базу исследования’ составили российское законодательство, нормы международного права. Изучена опубликованная и неопубликованная арбитражная практика.

A.Л.Маковского, В.С.Мартемьянова, Р.А. Нарышкиной, С.В. Полениной,

B.Ф.Попондопуло, Е.А.Суханова, Н.В.Сапожникова, Ю.К.Толстого и др.

В работе также использованы научные исследования по данному вопросу ряда зарубежных авторов.

Научная новизна диссертационного исследования осуществленного в рамках настоящей работы, состоит в том, что автором проведено комплексное исследование правового регулирования валютных отношений. Впервые основное внимание уделено вопросам регулирования валютных отношений во взаимосвязи норм валютного законодательства, определяющих порядок осуществления валютных операций, с международными нормами, устанавливающими принципы проведения расчетов в валютной сфере и торговле; определению правовой природы валютных отношений, как специфических отношений, возникающих как при осуществлении валютных операций, так при валютном регулировании и валютном контроле; изучению особенностей составных элементов валютного регулирования: условий, определяющих порядок совершения валютных операций и валютного контроля.

В работе предпринята систематизация нормативных актов, регулирующих валютные отношения, исходя из комплексного характера валютного законодательства.

Основываясь на теоретическом понятии сделки, известной гражданскому праву, сформулировано понятие валютной операции, точное определение которого в действующем законодательстве отсутствует.

На основе анализа судебной практики рассматриваются вопросы привлечения к ответственности органами валютного контроля субъектов, нарушивших валютное законодательство,

По дискуссионным вопросам предложены либо новые суждения, либо дополнительные аргументы в поддержку высказанных в юридической литературе точек зрения.

Результатом исследования явились следующие основные выводы и положения, которые выносятся на защиту:

— определение понятия валютных операций, как урегулированных национальным законодательством или международными соглашениями действия и/или сделки, совершаемые резидентами и нерезидентами, существенной чертой которых выступает движение валютных ценностей в виде перехода права собственности или иных прав на них, использования в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте и/или физического перемещения, либо использование национальной валюты Российской Федерации в расчетах между резидентами и нерезидентами. Понятие валютной операции не совпадает по своему объему с понятием сделки. В понятие валютной операции, наряду со сделкой, включаются и действия, как основания возникновения валютных правоотношений;

— валютное регулирование представляет собой деятельность государства по установлению правовых режимов совершения валютных операций и контроля за их соблюдением, в целях обеспечения экономической безопасности и стабильности национальной валюты, в том числе ее покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

— валютные отношения представляют собой особого рода отношения, возникающие по поводу валютных ценностей либо национальной валюты Российской Федерации при использовании ее в расчетах между резидентами и нерезидентами. Эти отношения складываются: а) по горизонтали — между участниками валютных операций; б) по вертикали — между участниками валютных операций, с одной стороны, и органами валютного регулирования, органами и агентами валютного контроля — с другой.

Таким образом, валютные отношения это отношения, возникающие между участниками валютных операций по поводу валюты и валютных ценностей, а также между ними и специально уполномоченными государственными органами при валютном регулировании и валютном контроле.

— правовой режим проведения валютных операций предлагается определить как систему требований, основанных на нормах международного и национального законодательства, относительно порядка осуществления валютных операций, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей участников валютных операций;

— по результатам обобщения практической работы органов валютного контроля сделан вывод о необходимости совершенствования правового регулирования ответственности за нарушение норм валютного законодательства по следующим направлениям: конкретизации составов валютных правонарушений, в частности, в определении субъективной стороны, и дифференциации размера ответственности, применяемой к нарушителям валютного законодательства в зависимости от формы вины.

Практическое значение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования представляют интерес для дальнейшего развития механизма правового регулирования валютных отношений. Выводы, сделанные в работе, могут послужить исходным материалом для теоретического и практического разрешения проблем регулирования валютных операций, а также могут быть использованы при подготовке и обсуждении проектов нормативных актов валютного законодательства, внесении изменений в Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», совершенствовании правоприменительной практики. Материалы исследования могут быть использованы для подготовки учебных курсов, а также при чтении лекции, проведении семинарских занятий.

Апробация результатов исследования заключается в публикации основных положений диссертации в научных статьях и освещении их на научно-практических конференциях. Практическое применение настоящего исследования нашло в использовании его положений в процессе работы автора в органах государственного управления.

Диссертация подготовлена на кафедре предпринимательского права Московской государственной юридической академии, где проведено ее рецензирование и обсуждение.

Объем и структура работы обусловлены целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения, отражающего систему нормативных актов.

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Закон Республики Узбекистан от 7 мая 1993 года № 841-XII

О валютном регулировании

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.10.2019 г.)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель настоящего Закона

Статья 2. Законодательство о валютном регулировании

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

Статья 4. Основные понятия

Статья 5. Основные принципы настоящего Закона

Статья 6. Резиденты и нерезиденты Республики Узбекистан

Глава 2. Валютное регулирование

Статья 7. Орган государственного валютного регулирования

Статья 8. Валютный курс

Статья 9. Расчеты и платежи на территории Республики Узбекистан

Статья 10. Валютные ценности резидентов и их использование

Статья 11. Репатриация активов по внешнеторговым операциям

Статья 12. Счета резидентов

Статья 13. Счета нерезидентов

Глава 3. Валютные операции

Статья 14. Виды валютных операций

Статья 15. Текущие международные операции

Статья 16. Операции движения капитала

Статья 17. Валютные операции между резидентами

Статья 18. Валютные операции между нерезидентами

Статья 19. Покупка и продажа иностранной валюты на территории Республики Узбекистан

Статья 20. Права и обязанности банков Республики Узбекистан при осуществлении валютных операций

Статья 21. Ограничения на проведение валютных операций

Статья 22. Ввоз в Республику Узбекистан и вывоз из Республики Узбекистан наличной валюты Республики Узбекистан и иностранной валюты

Глава 4. Валютный контроль

Статья 23. Органы валютного контроля

Статья 24. Права и обязанности органов валютного контроля

Статья 25. Права и обязанности резидентов и нерезидентов при проведении проверок со стороны органов валютного контроля

Глава 5. Заключительные положения

Статья 26. Отчетность по валютным операциям

Статья 27. Разрешение споров

Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства о валютном регулировании

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области проведения валютных операций и валютного контроля.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья 2. Законодательство о валютном регулировании

Законодательство о валютном регулировании состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о валютном регулировании, то применяются правила международного договора.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с обеспечением реализации единой государственной валютной политики Республики Узбекистан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья 4. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

валютный курс — курс иностранной валюты по отношению к валюте Республики Узбекистан;

валютный контроль — деятельность органов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований законодательства о валютном регулировании;

Опубликован Закон Республики Беларусь от 30.06.2020 № 36-З «Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля»

Документом внесены изменения сразу в несколько нормативных актов:

  • Закон РБ от 05.01.2015 г. № 231-З «О рынке ценных бумаг»;

  • Банковский кодекс РБ;

  • Закон РБ от 22.07.2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании, Закон).

Наиболее масштабные перемены коснулись именно Закона о валютном регулировании — он полностью изложен в новой редакции.

Как отметил в своем решении Конституционный Суд, принятие Закона № 36-З обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования отношений в сфере валютного регулирования и валютного контроля, согласования норм Закона о валютном регулировании с положениями иных законодательных актов, а также международно-правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза.

Рассмотрим основные новации Закона о валютном регулировании:

1. Понятийный аппарат.

2. Полномочия Нацбанка.

3. Валютные ограничения.

4. Валютный договор.

5. Валютные операции между юридическими лицами — резидентами.

6. Валютные операции между юридическим лицом — резидентом и физическим лицом — резидентом.

7. Валютные операции между физическими лицами — резидентами.

8. Счета резидентов за пределами Республики Беларусь.

9. Репатриация денежных средств.

1. Понятийный аппарат.

Новая редакция Закона изобилует терминами, которые в прежней не встречались: «валютный договор», «внутренний валютный рынок», «мониторинг валютных операций», «репатриация денежных средств» и пр. Отдельные же, ранее знакомые понятия получили новое развитие и значение.

Так, например, обновленный Закон не содержит привычного разделения валютных операций на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

2. Полномочия Нацбанка.

Совмин и Нацбанк сохранят статус органов валютного регулирования, как это предусмотрено действующей редакцией Закона. Однако после ее обновления Нацбанк будет наделен новыми функциями и полномочиями, например:

  • установление порядка регистрации валютных договоров, перечня валютных операций, при проведении которых валютный договор подлежит регистрации, а также предельного размера суммы обязательств по валютному договору, при превышении которого валютный договор подлежит регистрации;

  • установление порядка совершения операций с электронными деньгами;

  • проведение мониторинга валютных операций, включая сбор, регистрацию и анализ информации о проводимых на внутреннем валютном рынке валютно-обменных операциях, проводимых резидентами валютных операциях по зарегистрированным валютным договорам, а также о полученных (переданных) товарах. Для этих целей Нацбанком будет формироваться специальная база данных на основании информации, получаемой в рамках обмена с иными органами валютного контроля, от государственных органов и иных организаций, а также от банков Республики Беларусь, Банка развития и иных резидентов.

В то же время исключается функция Нацбанка по выдаче разрешений на осуществление валютных операций.

3. Валютные ограничения.

Статьей 7 Закона о валютном регулировании, изложенного в новой редакции, предусматриваются условия введения и виды валютных ограничений.

Так, они могут вводиться в случае угрозы экономической безопасности Республики Беларусь, в том числе стабильности финансовой системы, если ситуация не может быть решена другими мерами экономической политики.

К валютным ограничениям относятся:

  • установление запрета на проведение валютных и валютно-обменных операций;

  • установление лимитов на объемы, количество и сроки проведения валютных и валютнообменных операций, валюты платежа, резервирование части, всей суммы или суммы, кратной всей сумме проводимой валютной операции;

  • требование получения специальных разрешений Нацбанка на проведение валютных операций;

  • требование обязательной продажи полученной юридическими лицами — резидентами иностранной валюты;

  • ограничения по открытию и ведению резидентами счетов в иностранных банках.

Валютные ограничения вводятся Нацбанком совместно с Совмином на срок не более одного года.

Конституционный Суд в упомянутом выше решении указал на то, что считает условия введения валютных ограничений и их виды конституционно допустимыми. По мнению Суда, они служат интересам защиты экономической безопасности Республики Беларусь и стабильности ее финансовой системы, защиты прав и свобод других лиц и соотносятся с принципами и нормами Конституции.

4. Валютный договор.

Действующей редакцией Закона такой термин не предусмотрен, в новой же он будет звучать следующим образом:

Валютный договор — это договор (контракт, соглашение), иной документ, на основании которых совершаются валютные операции.

К валютному договору Законом предъявляется ряд требований:

1) он должен регистрироваться в определенных случаях, установленных Нацбанком;

2) резиденты обязаны представлять документы и иную информацию об исполнении обязательств по зарегистрированным валютным договорам;

3) договор должен предусматривать сроки исполнения обязательств контрагентами-нерезидентами:

  • по оплате переданных нерезиденту товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду (внесению арендной платы и иных связанных с арендой платежей), выполненных работ, оказанных услуг;

  • по возврату нерезидентом белорусских рублей, иностранной валюты, внесенных резидентом в качестве предварительной оплаты, в случае неисполнения или исполнения не в полном объеме нерезидентом обязательств по передаче товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду, выполнению работ, оказанию услуг.

5. Валютные операции между юридическими лицами — резидентами.

Со вступлением в силу новой редакции Закона юридическим лицам — резидентам РБ будут доступны, в том числе, следующие валютные операции, проводимые в безналичной форме через счета, открытые в белорусских или иностранных банках:

  • операции, связанные с внесением валютных ценностей в депозит нотариуса;

  • операции, связанные с залогом, изъятием, арестом, конфискацией, обращением в доход государства иным способом валютных ценностей;

  • операции, связанные с перечислением, возвратом иностранной валюты на основании исполнительных документов по неисполненным денежным обязательствам плательщика, выраженным в иностранной валюте;

  • операции в иностранной валюте по договорам перестрахования в случаях, когда по договорам страхования, сострахования, требующим в соответствии с законодательством о страховании их дальнейшей передачи в перестрахование, использование иностранной валюты установлено валютным законодательством;

  • операции, связанные с перечислением валютных ценностей на счета правопреемников в связи с реорганизацией юридического лица;

  • операции, связанные с перечислением, распределением иностранной валюты, полученной по договорам предоставления международной технической помощи, иностранной безвозмездной помощи, при условии ее дальнейшего использования для приобретения товаров, работ, услуг у нерезидентов;

  • операции по возврату валютных ценностей в случае изменения или расторжения валютных договоров; по сделкам, являющимся недействительными, и др.

6. Валютные операции между юридическим лицом — резидентом и физическим лицом — резидентом.

Со вступлением в силу новой редакции Закона юридическим лицам — резидентам РБ будут доступны, в том числе, следующие валютные операции с физическими лицами — резидентами:

  • операции, связанные с перечислением иностранной валюты, поступившей на счет юридического лица — резидента из-за пределов РБ и причитающейся физлицу в качестве наследства, в том числе полученной от реализации наследственного имущества, стипендий, грантов, алиментов, государственных пособий, безвозмездной помощи, пожертвований, компенсаций, страховых выплат, страховых премий, возмещения вреда и иных социальных выплат, а также выплат на основании судебных постановлений и других процессуальных документов;

  • операции в иностранной валюте между ФСЗН и физлицом в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, предусматривающими выплату пенсий и пособий в иностранной валюте;

  • операции в иностранной валюте, связанные с реализацией физлицу товаров в магазинах беспошлинной торговли и на борту воздушных судов белорусских авиационных организаций, а также с реализацией товаров и оказанием услуг в поездах государственного объединения «Белорусская железная дорога», выполняющих международные перевозки пассажиров;

  • операции в иностранной валюте между юридическим лицом — резидентом, являющимся транспортной организацией, и физлицом на территории иностранного государства по договорам перевозки пассажиров и их багажа, грузов, перевозимых физлицом для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

  • операции в иностранной валюте, связанные с оплатой или возмещением физлицу расходов, связанных со служебными командировками, с направлением на обучение (стажировку, семинар, конференцию и иные мероприятия, связанные с повышением квалификации), разъездами индивидуального предпринимателя за пределы Республики Беларусь, за пределами Республики Беларусь, из-за пределов Республики Беларусь, выплатой компенсаций за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие) на территории иностранного государства;

  • операции в иностранной валюте, связанные с выплатой физлицу вознаграждения за выполнение им трудовых обязанностей на территории иностранного государства, включая денежные вознаграждения и надбавки за особые условия работы (службы), и др.

7. Валютные операции между физическими лицами — резидентами.

Новой редакцией Закона расширен перечень допустимых валютных операций между физлицами-резидентами:

  • операции в иностранной валюте, проводимые в безналичной форме физлицом в пользу иных физлиц, являющихся его супругом (супругой) или родителями (усыновителями, удочерителями), детьми (в том числе усыновленными, удочеренными), родными братьями и сестрами, дедом, бабкой, внуками, прадедом, прабабкой, правнуками и такими же родственниками супруга (супруги), в том числе на счета указанных лиц, открытые в белорусских или иностранных банках;

  • дарение (пожертвование) валютных ценностей;

  • предоставление займов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, возврат этих займов и уплата процентов за пользование ими;

  • передача валютных ценностей на хранение и их возврат;

  • приобретение валютных ценностей в порядке наследования;

  • приобретение, отчуждение за белорусские рубли в целях коллекционирования и тезаврации (накопления) в единичном экземпляре денежных знаков в виде монет, банкнот в иностранной валюте (отличающихся друг от друга наименованием валюты и номиналом), по отношению к которой официальный курс белорусского рубля Нацбанком не устанавливается либо устанавливается не на ежедневной основе, а также приобретение, отчуждение единичных экземпляров указанных денежных знаков посредством обмена друг на друга в тех же целях.

8. Счета резидентов за пределами Республики Беларусь.

Новой редакцией Закона закрепляется право резидентов (физлица, юрлица, ИП):

1) без ограничений открывать счета в белорусских рублях и иностранной валюте в иностранных банках, если иное не установлено законодательными актами;

2) без ограничений переводить белорусские рубли и иностранную валюту:

  • на свои счета, открытые в иностранных банках, со своих счетов, открытых в банках Республики Беларусь, или других своих счетов, открытых в иностранных банках;

  • со своих счетов, открытых в иностранных банках, на свои счета, открытые в банках Республики Беларусь, или другие свои счета, открытые в иностранных банках;

3) получать на счета, открытые в иностранных банках, белорусские рубли и иностранную валюту, в том числе:

  • переводимые резидентами со своих счетов, открытых в банках Республики Беларусь, или других своих счетов, открытых в иностранных банках;

  • внесенные наличными денежными средствами физическим лицом — резидентом на свой счет;

  • полученные от нерезидентов по валютным операциям, связанным с экспортом, импортом;

  • полученные по договору купли-продажи ценных бумаг, заключенному с нерезидентом;

  • полученные по кредитному договору, договору займа, заключенным с нерезидентом;

  • полученные от нерезидентов при продаже, сдаче в аренду имущества резидента, находящегося на территории иностранного государства и относимого в соответствии с законодательством Республики Беларусь к недвижимому имуществу;

  • полученные от нерезидентов в качестве доходов в результате осуществления инвестиций (дивиденды, проценты, а также лицензионные, комиссионные и другие вознаграждения);

  • полученные от нерезидентов на основании судебных постановлений и других процессуальных документов;

  • полученные от нерезидентов в виде грантов и др.

9. Репатриация денежных средств.

Очевидно, этим понятием законодатель заменит сроки завершения внешнеторговых операций. В новой редакции Закона сказано, что юридические лица — резиденты при экспорте и импорте обязаны обеспечить зачисление на свои счета, открытые в банках Республики Беларусь, белорусских рублей и (или) иностранной валюты.

При этом срок репатриации определяется юридическим лицом — резидентом самостоятельно, исходя из условий и фактических сроков исполнения обязательств сторонами по валютному договору, предусматривающему экспорт, импорт. Порядок определения такого срока устанавливается Нацбанком.

***

Новая редакция Закона о валютном регулировании вступит в силу 9 июля 2021 года. За этот год Нацбанку и Совмину поручено обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с Законом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *