Виды систем обеспечения безопасности

Виды систем обеспечения безопасности

Как искать уехавшего на рыбалку и не вернувшегося человека? Как спасти заблудившегося ребенка? Как определить местонахождение не вышедшей с маршрута к контрольному сроку группы туристов? Как найти автомобиль, выехавший из из пункта А и не пришедший вовремя в пункт Б, желательно вместе со всеми, кто в нем находился?

Поисково-спасательная операция состоит, как это видно из ее названия, из мероприятий по поиску и мероприятий по спасению. Поиск предшествует спасению. Иногда, когда местоположение пострадавшего или другого объекта поисков известно достаточно точно, поиски упрощаются до визуального определения местоположения объекта по прибытию в указанную точку.

Иногда спасательная фаза так и не начинается, поскольку поиски, несмотря на приложенные усилия, ни к чему не приводят. Надо учитывать, что участники поисково-спасательной операции в природной среде с самого ее начала имеет дело с недостатком значимой информацией и крайне редко картина ясна, как на блюдечке, а обычно – сбор и анализ информации, что в общем-то и является поисковыми работами, занимает определенное время.

Спасательная часть операции обычно сводится к получению доступа к пострадавшему, стабилизации его состояния и эвакуации.

Поисково-спасательные работы – вид аварийно-спасательных работ, имеющих целью установить текущее местонахождение пропавшего объекта в состоянии бедствия – человека, группы людей, автотранспортного средства, судна и спасение лиц, терпящих бедствие, оказание им первой помощи (или иной помощи) и доставка их в безопасное место. Поиск предшествует спасанию и является отдельной разновидностью аварийно-спасательных работ.

Поиск пропавшего человека или другого объекта по сути является сбором и анализом информации о его текущем местонахождении. К поисковым работам нужно относиться именно как к сбору и анализу информации и не сводить их только к прочесыванию местности.

Сил и средств для проведения всего необходимого объема поисковых работ практически никогда не бывает достаточно. Поэтому правильный выбор направлений и максимально эффективное распределение и применение сил – основная задача поисково-спасательных работ.

Тактика поисков строится в первую очередь на определение местонахождения и спасание живых людей. Схемы поисков живых и мертвых различаются кардинально. Заранее должно быть определено, что делать с найденным живым пострадавшим. Поиски тел погибших планируются только после проведения максимально полного объема работ по поиску живых и при наличии свободных сил и средств.

Не существует поисково-спасательных операций, развивающихся по одной и той же схеме и невозможно разработать всеобъемлющие правила.

Спасательная операция может начинаться, развиваться, приостанавливаться, прерываться, завершаться и снова начинаться, пока не будет достигнут результат или пока не будет достигнуто никакого результата.

Все сообщения, касающиеся происшествия, полученные до или в ходе операций, должны тщательно оцениваться для определения их достоверности, срочности принятия мер и масштаба операции. Оценка должна быть всесторонней, решения и меры должны приниматься в кратчайшие сроки. Если невозможно своевременно получить подтверждение не вполне надежной информации, следует предпринять действия даже на основании неподтвержденной информации, а не ждать ее проверки.

Поисково-спасательную операцию можно разделить на следующие этапы:

— поступление первых сведений;

— начальные действия;

— планирование;

— оперативные мероприятия;

— завершение.

Поступление первых сведений.

Пути поступления первичной информации могут быть как строго регламентированными, так и по случайным каналам связи.

Информация об исчезновении проходит в двух вариантах. Либо потерявшийся объект имеет какой-либо канал связи и может сообщить о своем состоянии и положении, либо такого канала нет и подозрение о том, что что-то случилось, появляется у заинтересованных лиц только по прошествии предполагаемого срока возвращения плюс еще какое-то время.

Начальные действия

Процедура первоначального сбора информации требует соблюдения ключевого условия, выполнение которого кардинальным образом влияет на конечный результат. Проводить ее должен тот, кто в дальнейшем будет руководителем спасательной операции, имеющий достаточный опыт и представляющий себе картину предстоящей работы.

Это исключает потери и искажение информации при передаче ее другому лицу. Малозначительные на первый взгляд факты, которые теряются при передаче, могут повлиять на весь ход поисковой операции. Все сведения должны быть сосредоточены в одной голове. Замена руководителя при проведении работ настоятельно не рекомендуется.

Выдвижение сил и средств в район поисков возможно на этапе первоначальных действий, если имеется уверенность в необходимости их применения и предварительный план хотя бы в голове руководителя.

Планирование.

Планирование поисковых работ имеет целью создание перечня мероприятий по установлению местоположения объекта поисков. При первоначальном планировании должен быть сформирован план первого поискового периода. Процесс планирования при проведении поисков непрерывен. План поисков корректируется при поступлении любой значимой информации и по окончанию каждого поискового периода.

После того, как собраны сведения, руководитель должен выработать одну или несколько версий поведения пострадавших и развития ситуации, и в соответствии с этими версиями определить (уточнить) район поисков. Основные наиболее значимые данные при планировании – маршрут пострадавших, последнее известное местоположение, возможные опасности на пути следования, эксплуатационное состояние и возможности пострадавших, их возможное поведение, условия внешней среды на месте чрезвычайной ситуации.

Учитывая размер, форму и удаленность района поисков, а также имеющиеся в распоряжении ресурсы руководитель поисков определяет порядок выдвижения в район поисков, место расположения полевого лагеря (при необходимости) и задание для группы на первый операционный период.

Оперативные мероприятия.

В их состав входит: входной инструктаж, подготовка к выходу (выезду), выдвижение поисково-спасательной группы в район поиска, оборудование (при необходимости) дополнительного полевого лагеря, проведение поисковых действий в районе поиска, спасение пострадавших, а также другие неотложные работы.

Поисковые действия могут не проводиться или приостанавливаться на темное время суток при наличии метеоусловий, ограничивающих видимость.

Инструктаж групп следует проводить до выхода группы в район проведения поисково-спасательных работ. После входного инструктажа участники спасательной операции (руководители групп) должны четко представлять обстоятельства чрезвычайной ситуации, ситуацию в районе поисков и стоящую перед группой задачу. До членов группы должна быть доведена точная информация о чрезвычайной ситуации, обстановка на месте, погодные условия, меры безопасности, планируемые сроки операции, необходимый объем индивидуального и группового снаряжения.

Подготовка к выезду поисково-спасательной группы имеет большое значение,поскольку работы на природе проводятся на удалении от базы в автономном режиме и нужно заранее предусмотреть всевозможные повороты предстоящей операции.

Подготовка должна опираться на принцип наихудшего варианта развития событий. В частности, нужно предусмотреть изменение погоды, поломки снаряжения и транспорта, изменение обстановки в районе поисков, версий исчезновения пропавшего (например, вместо поисков в лесу может понадобится работа на акватории или то и другое).

Руководитель группы должен распределить внутри группы обязанности (если это не было сделано заранее, что бывает в группах постоянного состава), назначить ответственных за то или иное групповое снаряжение. Как правило, назначается участник, отвечающий за средства жизнеобеспечения, за те или иные комплекты оборудования и т.п. Сам руководитель небольшой группы обычно берет на себя картографический материал, средства связи и навигации.

Работа в зоне проведения спасательной операции должна основываться на принципе максимальной автономности. Отсутствие автономности приводит к задержкам и простоям и даже может полностью сорвать выполнение поставленной задачи. Группа в идеале должна располагать запасом топлива, продовольствия, элементов питания, расходных материалов на все время выполнения поставленной задачи плюс 10-30% на непредвиденный случай.

Завершение операции.

Поисково-спасательная операция завершается сворачиванием сил и средств, возвращением в места дислокации.

Скорость движения пешей группы с грузом редко превышает 3 км/ч. На эту скорость, видимо, следует ориентироваться, принимая решение о том, где следует остановиться и оставить автомобиль. Если средняя скорость вашего авто, ползущего по глинистой колее, застревающего каждые 50 м, сопровождаемое руганью грязных участников спасательной операции, мечущихся с тросом лебедки между чахлыми деревьями, падает ниже этой величины – видимо, есть смысл задуматься. Но и пешком преодолевать 10 или 15 км не хочется – после такой прогулки нужен отдых. Поэтому выход – изучать джиппинг как средство облегчения собственной участи и участи спасаемых.

Транспортировка пострадавших.

В случае обнаружения пострадавшего бывает необходима его транспортировка в медицинское учреждение. Пострадавший транспортируется пешей группой до места посадки вертолета либо до машины, катера или другого транспорта. Транспортировка должна быть организована таким образом, чтобы доставить пострадавшего в медицинское учреждение за наименьшее время, учитывая медицинские показания и необходимость создания для него минимального комфорта. Тактика транспортировки должна быть продумана до выхода группы к пострадавшему. До начала транспортировки состояние пострадавшего должно быть стабилизировано.

Тактика транспортировочных работ.

Скорость транспортировки пострадавшего по лесу в зависимости от его плотности и сложности рельефа обычно не более 2 км в час. По тропе – 2-3 км в час. По дороге – до 4 км в час.

Кратковременная транспортировка на расстояние до 1-2 км по несложному рельефу может осуществляться группой 3 человека. Переноска вдвоем в зависимости от веса пострадавшего будет или очень медленной, поскольку каждые несколько минут будет требоваться отдых, или вообще невозможной. Транспортировка может начаться таким порядком группой, обнаружившей пострадавшего, в то время как на помощь к ним выдвигается другая группа. Если связи с руководством спасательной операции нет, одному участнику следует остаться с пострадавшим, а второму идти за помощью.

Переноска в одиночку летом крайне тяжела и довольно опасна как для спасателя, так и для пострадавшего и может применяться только в случае крайней необходимости, если пострадавшему грозит серьезная опасность.

Крайне важно спланировать транспортировку так, чтобы участники не несли на себе бивуачное снаряжение одновременно с носилками. Если без рюкзака участник транспортировки несет 20-30 кг, то с большим рюкзаком уже до 50 кг, что недопустимо при длительной работе. Транспортировка более 8-10 часов живого пострадавшего, а также организация его ночевки в полевых условиях крайне нежелательна и осуществляется, только если привлечь вертолет или другой транспорт нет никакой возможности.

Если на маршруте транспортировки имеются значительные препятствия – водные преграды, непролазная чаща, бурелом, крутые склоны и скальные участки и т. п., задача обеспечить непрерывное без значительных задержек движение основной группы должно ложится на дополнительную лидирующую группу, которая организует переправы, проходы, подъемы и спуски. В зависимости от количества и сложности препятствий может также быть организована замыкающая группа, собирающая остающееся снаряжение.

Носилки и волокуши.

Для транспортировки лучше использовать штатные носилки, акьи и волокуши. Для автономно работающей группы они должны быть легкими и разборными. Поскольку переноска штатных носилок, акьи и волокуши в сложенном состоянии на большое расстояние представляет определенные трудности, необходимо изготавливать их аналог на месте из жердей.

При определенных травмах и для транспортировки в узостях в пещерах и т.п. очень полезны мягкие волокуши, изготавливаемые из прочной скользкой водонепроницаемой ПВХ ткани (использование плащ-палатки). Волокуши представляют собой кокон с силовыми петлями впереди и сзади и шнуровкой для упаковки пострадавшего. Возможно наличие боковых ручек. Их преимущество – малый вес и компактность. В качестве одноразового суррогата таких волокуш можно использовать некоторые разновидности мешков для транспортировки трупов.

В лесной зоне летом носилки разумнее всего изготавливать на месте, используя минимальный набор снаряжения:

— небольшой топорик;

— две веревки или стропы длиной 10 м;

— шесть кусков веревки или стропы длиной 1 метр;

— туристический коврик.

Диаметр веревки – любой, но из соображений экономии веса не более 6 мм. Заготавливаются две жерди длиной 2,5 метра, три палки длиной 60-80 см и шесть палочек длиной 20 см.

Жерди кладутся параллельно, на них – две палки поперек, причем расстояние между палками можно подогнать таким образом, чтобы пострадавший, упираясь пятками в одну палку, макушкой доставал до другой с небольшим зазором.

Палки привязываются к жердям следующим образом. Метровый отрезок веревки завязывается вокруг перекрестья с большим зазором. В зазор вставляется палочка, которая вращается в любом направлении, пока петля с силой не стянет соединение. Палочка крепится свободными концами веревки.

Третья палка располагается снизу носилок по диагонали в районе головы и крепится таким же способом. Диагональное расположение придает конструкции необходимую жесткость.

Десятиметровой веревкой внутри образовавшейся рамы делается сетка. Веревка привязывается попеременно к одной и другой жерди со смещением, рекомендуемый узел – «стремя».

На носилки ложится коврик, на него – пострадавший. Под голову пострадавшему кладут любую подходящую вещь, он укутывается в спальник и теплые вещи (по погоде) и привязывается к носилкам вторым куском веревки. Изготовление носилок занимает не более 15 минут.

Для разгрузки рук при транспортировке можно использовать петли из веревок, ремней или строп, завязываемые по форме медицинских лямок, тип Б. Можно также вставлять ручки в лямки рюкзака – если лямки достаточно прочные. Если предполагается переноска по узкой тропе, одну или обе ручки с каждой стороны можно сделать длиннее, так, чтобы за них могли взяться два человека, следуя друг за другом.

Переноска пострадавшего ногами вперед более безопасна, чем вперед головой. Однако в обществе циркулируют определенные предрассудки, и, если пострадавший находится в сознании, следует объяснить ему ситуацию и спросить его согласия. При категорическом отказе следует нести головой вперед, однако в местах объективно опасных все же разворачивать. Переноска пострадавшего без сознания или находящегося в тяжелом состоянии необходимо осуществлять только головой вперед для визуального контроля за его состоянием.

Назначение и техническая характеристика

Пояс страховочный для обеспечения безопасности работ на воздушных линиях электропередач, электрических станциях, нефтяных вышках и других сооружениях как средство индивидуальной защиты человека при падении с высоты и сохраняет свои эксплуатационные свойства при температурах от минус 40 до плюс 40°С. Система с амортизатором должна эксплуатироваться при наличии под опорной поверхностью не менее 3-х метров свободного пространства.

Исполнение А, В не предназначены для работ, связанных с огнем. При работах на железобетонных опорах следует обращать особое внимание на техническое состояние фала, в связи с повышенным его износом. Пояс не является средством защиты от падения с высоты, и должен для этой цели применяться в комплекте с ловителями, страховочными канатами или с другими устройствами, обеспечивающими возможность его закрепления таким образом, чтобы высота падения человека не превышала 0,5 м., а с амортизатором может применяться автономно.

Состав изделия, комплект поставки

Рис. 1

Пояс состоит (рис.1) из ремня с пряжкой (1), подкладки — кушака (2), двух установленных на ремне колец (4), к одному из которых крепится строп (3), состоящий из фала — металлической цепи (синтетической ленты, полиамидного или металлического каната), и карабина (5) — устройства, служащего для фиксации в точке закрепления. Выпускаются как с амортизатором, так и без него.

Указание мер безопасности

К работе со страховкой допускается лица, ознакомленные в зависимости от характера работ с «Правилами применения и испытания средств защиты, используемых в электроустановках», «Правилами техники безопасности при работах на воздушных линиях связи и радиофикации», » Строительными нормами и правилами СНиП III-4-80″ и требованиями данного паспорта. Пояс должен применяться строго по назначению в комплектном виде и плотно прилегать к телу работающего.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Проводить самостоятельный ремонт, модификацию (улучшение) и работать со страховочной системой, не прошедшей испытания на статистическую нагрузку перед выдачей в эксплуатацию или с истекшим сроком периодичности испытаний (6 месяцев) на статистическую нагрузку.

Подготовка и порядок работы

Проверка перед началом работы:

  • Наличие маркировки, подтверждающее проведение эксплуатационных испытаний;
  • Отсутствие деформаций, трещин, коррозии металлических деталей;
  • Отсутствие разрывов, порезов, прожогов, расплетений ремня и ниток, других дефектов, снижающих прочность;
  • Карабин должен открываться свободно, без заедания.

Регулировка системы перед началом работы:

  • Произвести регулировку охвата талии и туловища, для чего ослабить и передвинуть кольца на поясном ремне.
  • При работе необходимо закреплять страховочный фал и регулировать его длину таким образом, чтобы в экстренных случаях высота свободного падения не превышала 0,5 м. Место закрепления должно быть расположено не ниже уровня пояса.

Пояс должен быть изъят из эксплуатации в тех случаях, когда он:

  • Подвергался динамической нагрузке;
  • Имеет обрывы прошивных ниток;
  • Имеет нарушение целостности прядей синтетического фала, поясного ремня и лямок;
  • Не соответствует требованиям, указанным в пункте «Проверка перед началом работы».

Проверка технического состояния

Эксплуатационные испытания
Потребитель обязан в процессе эксплуатации подвергнуть каждый пояс испытанию на статистическую нагрузку, равную 4000 Н (400 кгс) перед выдачей в эксплуатацию, а также в процессе эксплуатации через каждые 6 месяцев. Испытания статистической нагрузкой осуществляются в два этапа одним из следующих способов:

Этап 1.
1-й способ — пояс надевают (см. рис. 2) на жесткую цилиндрическую балку диаметром не менее 300 мм и застегивают на пряжку, груз массой 4000 Н (400 кгс) подвешивают к кольцу, закрепленному за поясной ремень. Время приложения нагрузки 5 минут. Нагрузку снять.

Рис. 2
1 — жесткая балка; 2 — пояс; 3 — строп; 4 — пряжка; 5 — боковое кольцо.

2-й способ — пояс надевают на жесткую цилиндрическую балку, диаметром не менее 300мм и застегивают на пряжку, кольцо присоединяют к лебедке. Испытательная нагрузка должна постоянно поддерживаться величиной 4000 Н (400 кгс) и фиксироваться с помощью динамометра. Время приложения нагрузки 5 минут. Нагрузку снять.
Нагрузки 4000 Н (400 кгс) прикладывать к каждому кольцу (присоединительному элементу).

Этап 2.
Испытания стропа (3). Карабин закрепляют на анкерной точке диаметром 14мм. Непосредственно к кольцу или коушу подвешивают груз массой 4000 Н (400 кгс). Время приложения нагрузки 5 минут. Нагрузки прилагаются плавно, без рывков.
Амортизатор эксплуатационным испытаниям не подвергается, целостность амортизатора проверяется визуально.
При эксплуатационных испытаниях поясов без амортизатора возможно совмещение этапов 1 и 2. Его надевают на жесткую цилиндрическую балку диаметром не менее 300 мм или манекен, и застегивают на пряжку, груз массой 400 кг подвешивают к карабину. Время приложения нагрузки 5 минут. Нагрузку прикладывать плавно без рывков.
Пояс считать выдержавшим эксплуатационные испытания, если у него в процессе и после приложения нагрузки отсутствуют:

  • Деформации металлических частей;
  • Надрывы тканей и ниток;
  • Другие дефекты, указывающие на снижение прочности.

Допускается применение других методов испытаний при соблюдении последовательности и технических характеристик испытательных усилий.

ВНИМАНИЕ!

При испытаниях страховочного фала из ленты или каната допустимо его удлинение, что не влияет на прочностные характеристики.

Транспортирование и хранение

Хранить следует в сухом (влажность не более 70%) помещения в подвешенном состоянии или разложенным на полке. Помещение должно быть защищено от прямого попадания солнечных лучей. Перед хранением пояс должен быть просушен, а его металлические детали протерты. Запрещается хранение рядом с термовыделяющими приборами, кислотами, щелочами, маслами, бензином, растворителями.

Свидетельство о приемке

Отметка технического контроля Дата выпуска

Гарантийные обязательства

Изготовитель гарантирует соответствие пояса требованиям технических условий при соблюдении потребителем условий эксплуатации и хранения.
Гарантийный срок хранения и эксплуатации — 2 года со дня изготовления. Срок службы — 5 лет со дня изготовления.

(новая редакция)

Назначение и комплектация:

Удерживающие и страховочные системы применяются как средства индивидуальной защиты человека от падения с высоты при выполнении работ на воздушных линиях электропередачи и связи, нефтяных вышках, электрических и атомных станциях, в замкнутых пространствах, колодцах, траншеях и на других высотных сооружениях в различных климатических условиях при температуре окружающей среды от — 40°С до + 50°С.

Удерживающие системы (УС) предназначены для предотвращение свободного падения, а также выполнения функций удерживания и поддерживания рабочего на заданной высоте и не предназначены для эксплуатации в качестве страховочных систем.

Страховочные системы (СС) предназначены для снижения вероятности травмирования в случае падения рабочего при выполнении работ на высоте.

Страховочно-удерживающие системы (СУС) — для выполнения функций удержания и страховки.

Строп, привязь и амортизатор могут быть компонентами УС, СС и СУС, которые выпускаются изготовителем как в составе вышеуказанных систем, так и отдельно.

Привязь включает в себя ремень с пряжкой, подкладку под ремень (кушак), лямки и элементы крепления и предназначена для поддержки и удержания тела человека во время падения и после него.

Строп включает в себя соединительный элемент (карабин) и гибкий элемент (фал) и предназначен для соединения человека с точкой закрепления. Строп может быть регулируемым по длине.

Амортизатор — компонент системы, встраиваемый между привязью и стропом, предназначен для снижения усилия торможения при падении.

Компоненты соединяются между собой при помощи элементов крепления — металлических колец (неразъёмное соединение) или элементов соединительных — карабинов.

Классификация:

Удерживающие и страховочные системы по конструкции подразделяются на следующие типы:

УС I — удерживающие безлямочные УС II — удерживающие лямочные
УС 1 а — удерживающие безлямочные с амортизатором
СС II — страховочные лямочные с амортизатором
СУС II — страховочно-удерживающие лямочные с амортизатором

Компоненты систем по исполнению подразделяются на следующие виды:

  • удерживающие привязи (ремень; лямки; от 2 до 3 колец; кушак):
УПР I — безлямочные
УПР II Д — с наплечными лямками УПР II Е — с набедренными лямками
УПР II Ж — с набедренными и наплечными лямками
  • страховочные привязи (ремень; лямки; от 1 до 4 колец; кушак):

СПР II Д — с наплечными лямками

СПР II Ж, Ж1, Ж2 — с набедренными и наплечными лямками

  • страховочно-удерживающие привязи (ремень; лямки; от 1 до 4 колец, кушак):

СУПР II Ж, Жу, Ж4 — с наплечными и набедренными лямками

  • стропы:
А, Арег, Ад — из синтетической ленты В, Врег, Вд — из синтетического каната
Б, Бд — из металлического каната Г, Гд — из металлической цепи
  • амортизаторы:

а — компонент страховочной системы, рассеивающий кинетическую энергию

  • соединительные элементы (карабины):

Основные технические характеристики:

Масса системы, кг, не более 4,1
Длина нерегулируемого стропа, включая соединит. элементы, м 1,5
Длина регулируемого стропа, включая соединит. элементы, м, не более 2,0
Величина обхвата талии, которую обеспечивает ремень, мм от 740 до 1440
Статическая разрывная нагрузка, Н, не менее 15000

Указания по эксплуатации:

Перед вводом и в процессе эксплуатации через каждые 6 мес. потребитель должен подвергать систему или её компоненты, за исключением амортизатора, испытанию на статическую нагрузку, равную 4 кН (400 кгс), по следующей методике:

Безлямочную привязь системы надевают на испытательный цилиндр (балку, трубу) диаметром (350±10) мм, лямочную привязь — на манекен, имитирующий туловище человека, застегивают пряжку ремня, обеспечивают плотную затяжку лямок, регулируя их длину. Элемент крепления привязи (кольцо) закрепляют к неподвижной конструкции. К цилиндру или манекену плавно, без рывков прикладывают нагрузку F = 4 кН (400 кгс) в течение 5 минут. Испытания проводятся в отношении каждого элемента крепления привязи последовательно. Испытания стропа проводятся аналогично, только без применения дополнительного оборудования, один конец стропа закрепляется к неподвижной конструкции, к другому прикладывается нагрузка. В том случае, если в составе системы отсутствует амортизатор, можно проводить испытание системы в сборе.

Систему или её компоненты считают выдержавшими испытания, если они сохранили несущую способность и не произошло каких-либо разрушений. На изделие (бирку или жетон) наносится маркировка даты проведения испытания методом, обеспечивающим её сохранность и читаемость до следующих испытаний.

В начале работы производится осмотр системы или компонента, при котором проверяется:

  1. наличие маркировки, подтверждающее проведение эксплуатационных испытаний;
  2. отсутствие коррозии, трещин, деформаций металлических деталей;
  3. отсутствие разрывов, порезов, прожогов, расплетения ремня и ниток, других дефектов, снижающих прочность изделия;
  4. работоспособность карабинов — открывание и закрывание без заедания и заклинивания.

В случае положительных результатов осмотра изделия могут быть использованы по назначению. Если возникли малейшие сомнения в их надёжности, система или её компоненты должны быть изъяты из эксплуатации.

Во время работы привязь системы должна быть отрегулирована, а ремни и лямки должны плотно прилегать к телу рабочего. Для удерживающих систем точкой закрепления карабина служит соединительный элемент — кольцо на ремне привязи. Для страховочных систем (систем с амортизатором) точкой закрепления служит опора (элемент конструкции), которая должна находиться выше рабочего и иметь прочность не менее 15 кН, для останова падения необходимо использовать предназначенные для этой цели крепежные элементы привязи. Закрепление карабина производится с учетом того, что свободное падение человека не должно составлять более 0,5 м. Расстояние от анкерной точки крепления стропа до поверхности земли (нижележащей конструкции) — не менее 7 м (минимальный зазор под пользователем). При проведении работ, даже в том случае, если закрепление производится за задний крепежный элемент, на переднем крепежном элементе страховочной привязи (в петлях элемента) должен быть установлен соединительный элемент класса Q или В по ГОСТ Р ЕН 362, запорный элемент должен быть зафиксирован. Не допускается производить закрепление карабином непосредственно за фал стропа после обхвата им опоры. При работах на железобетонных опорах следует обращать особое внимание на техническое состояние фала стропа в связи с повышенным его износом.

Запрещается:

  • использование системы не по назначению или некомпетентным персоналом;
  • внесение изменений в конструкцию или нарушение установленной комплектации компонентов;
  • использование стропа с фалами из текстильных материалов для работ, связанных с огнём;
  • использование системы, если система или её компонент сработали на предохранение от падения.

Указания по хранению:

Хранить систему или её компоненты следует в сухом помещении (влажность не более 70 процентов) в подвешенном состоянии или разложенном на полке, недопустимо прямое попадание солнечных лучей. Перед хранением изделия должны быть просушены, а их металлические детали протерты. Запрещается хранение изделий с термовыделяющими приборами, различными растворителями, щелочами, кислотами, бензином, маслами.

Гарантии изготовителя:

Изготовитель гарантирует соответствие удерживающих и страховочных систем и их компонентов требованиям технических условий при соблюдении потребителем указаний по эксплуатации и хранению. Гарантийный срок хранения и эксплуатации — два года со дня изготовления. Срок службы изделия — пять лет.

Свидетельство о приёмке:

обозначение системы или компонента

Качественное выполнение профессиональных обязанностей требует наличия специальных знаний и умений. Это утверждение справедливо для любой сферы человеческой жизнедеятельности, и оно особенно актуально для опасных видов работ. В этом случае от навыков и знаний персонала зависит не только результат труда, но и человеческие жизни. Для работ на высоте дополнительно требуется умение правильно использовать средства индивидуальной защиты.

Виды средств индивидуальной защиты

Назначение средств индивидуальной защиты (СИЗ) – предотвращение воздействия опасных производственных факторов. В случае проведения работ на высоте они дополнительно должны удержать работника от падения и получения травм.

В зависимости от конкретных условий работ на высоте сотрудников обеспечивают следующими СИЗ, совместимыми с системами безопасности от падения с высоты:

  • специальной одеждой – в зависимости от воздействующих вредных производственных факторов и загрязнений;
  • касками – для защиты головы от травм, вызванных падающими предметами или ударами о предметы и конструкции, для защиты верхней части головы от поражения переменным электрическим током напряжением до 440 В;
  • защитными очками, щитками, защитными экранами – для защиты от пыли, летящих частиц, яркого света или излучения;
  • защитными перчатками или рукавицами, защитными кремами и другими средствами – для защиты рук;
  • специальной обувью соответствующего типа – при работах с опасностью получения травм ног;
  • средствами защиты органов дыхания – от пыли, дыма, паров и газов;
  • индивидуальными кислородными аппаратами и другими средствами – при работе в условиях кислородной недостаточности;
  • средствами защиты слуха;
  • средствами защиты, используемыми в электроустановках;
  • спасательными жилетами и поясами – при опасности падения в воду;
  • сигнальными жилетами – при выполнении работ в местах движения транспортных средств.

Системы обеспечения безопасности

Системы обеспечения безопасности представляют собой объединенные в одну систему средства индивидуальной защиты. При этом они должны быть не только совместимы, но и способны выдерживать нагрузки, вызванные падением человека. Системы обеспечения безопасности состоят из анкерного устройства, привязи и соединительного элемента. Дополнительно в них могут включаться рабочие сиденья, защита строп или канатов и др.

Системы обеспечения безопасности активно используются спасательными службами. Известно множество примеров их работы. Один из них – спасение весной 2017 г. туристов, направлявшихся к вулкану Тейде (Испания) и застрявших в вагончиках канатной дороги. Сложнейшую операцию пришлось проводить на высоте около 3700 м.

Виды систем обеспечения безопасности

Насчитывается несколько типов систем обеспечения безопасности. Выбор окончательного варианта выполняется с учетом продолжительности работ на высоте, наличия доступных опор для анкерных устройств, архитектуры здания, особенностей и конфигурации строительных конструкций, поставленной задачи и пр.

Системы обеспечения безопасности работ на высоте делятся на следующие виды:

  • удерживающие системы;
  • системы позиционирования;
  • страховочные системы;
  • системы спасения и эвакуации

Системы обеспечения безопасности работ на высоте должны:

  • соответствовать существующим условиям на рабочих местах, характеру и виду выполняемой работы;
  • учитывать эргономические требования и состояние здоровья работника;
  • после необходимой подгонки соответствовать полу, росту и размерам работника.
  • Удерживающие системы предназначены не для остановки падения работника с высоты, а для его предотвращения. Они состоят из удерживающего стропа или вытяжного каната, соединительного элемента (карабина), анкерной точки крепления и привязи. Подобные системы ограничивают область свободного перемещения, поэтому при правильном их применении работник попросту не сможет упасть с высоты. Для увеличения зоны перемещения допускается использовать жесткие или гибкие анкерные линии.

    Страховочные системы по принципу действия кардинально отличаются от удерживающих. Их назначение – безопасная остановка человека в случае падения. Известно, что максимальная динамическая нагрузка, которую способен безболезненно выдержать человеческий организм, составляет 6 кН. Страховочные системы должны обеспечивать выполнение этого условия. Для этого в их состав включаются амортизаторы, поглощающие часть энергии при падении. Можно выделить несколько способов организации и комплектации подобных систем:

    • С применением средств индивидуальной защиты (блока) втягивающего типа. В этом случае СИЗ крепится к опоре, а стропа или трос – к привязи работника. Во время движения стропа или трос втягивается или выдается из блока. В случае падения срабатывает система торможения.
    • С применением страховочного устройства ползункового типа. Оно может свободно перемещаться по анкерной линии одновременно с работником и автоматически срабатывает в случае падения. Такие системы удобны при работе на наклонных поверхностях.
    • С применением страховочного стропа. В подобных системах с его помощью привязь работника присоединяется к анкерному устройству. При этом страховочный строп должен оснащаться амортизатором для снижения динамической нагрузки на человека.

    Системы позиционирования применяются для фиксации работника во время выполнения работ на высоте и обеспечения опоры под ногами. Их выбор оправдан, если при этом для сохранения устойчивости необходимо дополнительно держаться руками. Например, во время работы на мачтах сотовой связи или вышках. При этом строп крепится с использованием анкерного устройства или в обхват к опоре. При выборе системы позиционирования обязательно наличие страховочной системы.

    Системы эвакуации и спасения должны обеспечивать спуск человека с высоты в течение 10 минут. За это время он не успевает получить травмы, вызванные подвешенным состоянием. Такие системы могут оснащаться встроенной лебедкой, переносным анкерным устройством или индивидуальным спасательным устройством для самостоятельного спуска.

    Проверка состояния средств индивидуальной защиты

    Средства индивидуальной защиты нуждаются в регулярном контроле состояния. На основании требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» СИЗ, используемые для обеспечения безопасности при работе на высоте, должны быть сертифицированы. Новые правила отменяют их обязательные динамические и статические испытания, как это было заложено в Межотраслевых правилах по охране труда при работе на высоте, действовавших до 2015 г. Периодический осмотр средств индивидуальной защиты проводят работники, имеющие третью группу по безопасности при выполнении высотных работ и прошедшие соответствующее обучение. На основании их заключения и принимается решение о дальнейшем использовании или прекращении эксплуатации СИЗ.

    Средства индивидуальной защиты (по отдельности или объединенные в системы обеспечения безопасности) в определенном смысле можно назвать «последним рубежом обороны». Они призваны обеспечить сохранность жизни и здоровья людей при выполнении работ на высоте, поэтому требуют правильного применения, особого контроля и постоянного внимания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *