Внеочередное предоставление жилья

Внеочередное предоставление жилья

Конституционное право граждан на жилище имеет ряд проявлений, одним из которых является гарантия защиты жилищных прав в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу. При этом особенности механизма защиты прав граждан зависят от формы собственности жилого помещения, находящегося в аварийном доме.

Какие права есть у граждан — нанимателей муниципального жилья при сносе их дома?

Согласно ст. 86, ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ граждане, проживающие в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, и являющиеся нанимателями находящегося в нем жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, подлежат выселению с обязательным предоставлением другого, равнозначного по площади благоустроенного применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилого помещения по договору социального найма. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в границах населённого пункта, в котором расположено аварийное жилье, за исключением случаев выраженного письменно согласия гражданина на предоставление ему жилья в другой местности.

Чем отличается ветхое жилье от аварийного? И влияет ли эта разница на права граждан.

Действующее законодательство не содержит понятия «ветхое жилье». Однако из общего смысла термина следует, что это жилье, которое вследствие физического износа полностью или частично утратило свои эксплуатационные свойства. При этом аварийным жилье признается на основании решения государственного органа или органа местного самоуправления, поэтому сама по себе ветхость жилья не влияет на права граждан.

А какие вопросы чаще всего возникают при расселении муниципального жилья?

Наиболее часто возникающие в правоприменительной практике вопросы связаны с понятием равнозначностии благоустроенности нового жилого помещения, его удаленности от ранее занимаемого жилья.

Что означает равнозначность?

Критерием равнозначности предоставляемого жилого помещения, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ, является его соответствие ранее занимаемому по площади. При этом, несмотря на фактическое ухудшение условий проживания, предоставление, например, вместо трехкомнатной квартиры хотя и равной по площади, но двухкомнатной или, скажем, вместо двух изолированных комнат двух смежных не является противоречащим закону (определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.04.2017 № 81-КГ17-2, определение Верховного Суда РФ от 03.11. 2015 № 1-КГ15-10).

Не исключены случаи предоставления гражданам квартир большей площади по сравнению с ранее занимаемыми, что вынуждает нанимателей осуществлять бремя содержания жилых помещений в повышенном размере. Указанный вариант не противоречит правилу о предоставлении равнозначного жилья, поскольку не ухудшает положение гражданина (п. 59 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018).

Следует понимать, что предоставление нового жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома является мерой компенсационного характера, в связи с чем, например, предоставление однокомнатной квартиры площадью 30 кв. м. взамен такой же, но находящейся в аварийном доме, семье из 4 и более человек является законным и обоснованным (п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»). Вместе с тем, предоставление нового жилья в указанной ситуации не лишает права семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и впоследствии претендовать на получение квартиры с большей площадью.

Какое жилье признается благоустроенным?

Степень благоустроенности определяется органами местного самоуправления применительно к условиям каждого конкретного населенного пункта и не всегда означает обязательное наличие центрального отопления или системы водоотведения. Например, согласно постановлению Главы ГО «город Якутск» от 02.03.2009 № 14 жилое помещение должно быть обеспечено электроосвещением, хозяйственно-питьевым и горячим водоснабжением, водоотведением, отоплением, а в газифицированных домах также и газоснабжением.

А какие ограничения по удалённости предоставляемого жилья?

Судебной практикой разделяются понятия «населенный пункт» и «муниципальное образование». Так, под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село) (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014). Из вышеизложенного следует, что, например, гражданину, проживающему в с. Сегян-Кюель Кировского эвенского национального наслега Кобяйского района, в связи со сносом дома не может быть предоставлено жилье, находящееся в с. Батамай, входящего в состав указанного наслега, поскольку в таком случае ему было бы предоставлено жилое помещение за пределами населенного пункта. Вместе с тем, переселение граждан из одного района города в другой, пусть это и повлечет для них неудобства, не является противоречащим закону.

Так, Верховным судом РС (Я) указано, что положения ст. ст. 86-89 Жилищного кодекса РФ о предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением из аварийного дома, не содержат требований к инфраструктуре жилого района (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 1 полугодие 2017 года). Разрешая спор, суд апелляционной инстанции указал, что отказ ответчиков от переселения по мотиву отсутствия инфраструктуры и удаленности от школы не основан на законе, в связи с чем суд первой инстанции принял правильное решение об удовлетворении заявленных Окружной администрацией г. Якутска исковых требований, выселив ответчиков из жилого помещения, признанного аварийным и подлежащего сносу, в другое жилое помещение.

Законна ли отсрочка предоставления другого жилья?

Вероятно, под отсрочкой Вы подразумеваете случаи, когда дом признан аварийным в текущем году, а его расселение производится спустя несколько лет. Если мы говорим о муниципальном жилье, то жилищное законодательство не предусматривает каких-либо сроков переселения граждан из аварийного дома в другой, поэтому в таких случаях следует руководствоваться общеправовым принципом о разумном сроке. Но в любом случае представляется неправомерным проживание граждан в аварийном жилье на протяжении нескольких лет при условии, что органом местного самоуправления не принимается никаких мер по восстановлению прав данных граждан на надлежащие условия проживания. При указанных обстоятельствах возможна успешная защита прав в судебном порядке. Вместе с тем, следует учитывать, что один лишь факт непригодности жилого помещения для проживания не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 2017 год).

Так, Нерюнгринский районный суд, отказывая в удовлетворении иска гр. К. о предоставлении ей другого жилья ввиду непригодности для проживания ныне занимаемого, исходил из того, что дом, в котором находится жилое помещение истца, хоть и признан аварийным и подлежащим сносу, физический износ составляет 82 %, однако он включен в муниципальную целевую программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО «Город Нерюнгри» PC (Я) на 2016-2022 годы», истец числится в списке граждан, подлежащих переселению в срок до 31.12.2019, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований во внеочередном порядке отсутствуют. С названной правовой позицией согласился и Верховный суд РС (Я).

Если же мы говорим о жилье, находящемся в собственности гражданина, то срок расселения аварийного дома устанавливается одновременно с его признанием аварийным. Данный срок законодательством также не определен. Вместе с тем, возложение на орган местного самоуправления обязанности по внеочередному предоставлению других жилых помещений до наступления установленных сроков сноса и расселения жильцов допустимо, если занимаемое жилое помещение создает непосредственную угрозу для проживающих и грозит обвалом на момент рассмотрения дела (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 1 полугодие 2018 года).

Вправе ли орган местного самоуправления делегировать застройщику свою обязанность по расселению нанимателей жилого дома, подпадающего под застройку?

Статьями 46.1, 46.2 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена возможность заключения органами местного самоуправления договоров о развитии застроенной территории, согласно условиям которых застройщики обязуются уплатить возмещение за изымаемые жилые помещения в аварийных многоквартирных домах, расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома.

В каком порядке происходит переселение граждан из жилья, находящегося в их собственности?

Вопросы переселения граждан, проживающих в находящихся в их собственности жилых помещениях имеют определенную специфику.

Так, ст. 32 Жилищного кодекса РФ предусматривает два способа обеспечения прав собственников жилых помещений, расположенных в аварийных домах: изъятие земельного участка вместе с находящимся на нем жилым помещением для государственных или муниципальных нужд с предоставлением либо денежного возмещения исходя из стоимости изъятого, либо другого, равноценного жилого помещения.

При этом процедура изъятия жилья вместе с земельным участком включает в себя несколько этапов (направление собственникам требований о сносе аварийного дома, принятие решения об изъятии, заключение с собственниками соглашений о таком изъятии).

Возможно ли признание аварийными частных домов?

Жилищный кодекс РФ и Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, предусматривают возможность признания аварийным только многоквартирного дома, вследствие чего частные дома не могут быть включены в региональную программу переселения из аварийного жилья. Вместе с тем, признание частного дома непригодным к проживанию влечет обязанность органа местного самоуправления обеспечить жилищных прав проживающих в нем граждан.

Какие проблемы наиболее часто возникают при восстановлении прав собственников аварийного жилья?

Наиболее часто в правоприменительной практике возникают вопросы, связанные с размером возмещения за изъятое жилье и обязанностью переселенных в новые жилые помещения граждан осуществить доплату за предоставление жилья большей площади, чем ранее занимаемые.

Как определяется размер возмещения?

Согласно ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением местапроживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Необходимо отметить, что рыночная стоимость жилого помещения зависит, в том числе, от места расположения земельного участка, т.е., например, очевидно, что жилые помещения, расположенные в г. Якутске, как правило, имеют более высокую стоимость, чем находящиеся в районах республики, а расположенное в центре города жилье стоит дороже, чем находящееся на периферии того же населенного пункта.

Собственникам жилых помещений следует понимать, что с одной стороны изъятие у них жилого помещения не допускается без заключения с ними соглашения, в котором должны быть определены условия такого изъятия, в том числе способ возмещения, но с другой стороны жилищное законодательство прямо предусматривает возможность принудительного изъятия жилья у граждан в судебном порядке.

Обязаны ли граждане осуществлять доплату?

В части вопросов о необходимости граждан осуществить доплату за предоставленное жилье соразмерно увеличившейся по сравнению с ранее занимаемым жилым помещением площади до недавних пор суды общей юрисдикции неизменно удовлетворяли иски органов местного самоуправления с такими требованиями, обязывая граждан уплатить в местный бюджет значительные для них суммы, вплоть до миллиона рублей.

Между тем, в определении от 11.06.2019 по делу № 1-КГ19-9 Верховный Суд РФ, отменяя апелляционное определение Архангельского областного суда от 06.08.2018, выразил противоположную правовую позицию. Так, высшим судебным органом указано, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность граждан оплачивать разницу в стоимости предоставленного и изъятого жилого помещения. Кроме того, региональная адресная программа переселения из аварийного жилья, во исполнение мероприятий которой истцы были переселены в новое жилое помещение,в качестве источников финансирования предусматривает средства ГК – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, областного и местного бюджетов, но не средства граждан.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 1 июля 2014 г. N 483 в пункт 1 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Установить, что с 1 января 1993 г.:

инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по рецептам врачей, а при наличии соответствующих медицинских показаний — перевязочными материалами и отдельными изделиями медицинского назначения; инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, кроме того, — отдельными лечебными средствами и предметами ухода;

инвалиды III группы, признанные в установленном порядке безработными, имеют право на приобретение по рецептам врачей отдельных лекарственных средств и изделий медицинского назначения с 50 — процентной скидкой;

Указом Президента РФ от 9 сентября 1999 г. N 1186 абзац четвертый пункта 1 настоящего Указа признан утратившим силу в части обеспечения инвалидов билетами

граждане, впервые признанные инвалидами I группы и имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются не реже одного раза в течение первых трех лет после установления инвалидности бесплатной путевкой в санаторно-курортное учреждение и билетами на проезд к месту лечения и обратно с 50 — процентной скидкой. Этим правом пользуются лица, признанные инвалидами I группы после вступления в силу настоящего Указа;

абзац пятый исключен;

См. текст абзаца пятого

абзац шестой исключен;

См. текст абзаца шестого

инвалиды I и II групп обслуживаются вне очереди на предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, обслуживающих население, а также пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций;

дети-инвалиды и дети, один из родителей которых является инвалидом, обеспечиваются местами в дошкольных образовательных организациях, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке;

абзац девятый исключен;

См. текст абзаца девятого

абзац десятый исключен;

См. текст абзаца десятого

инвалидам I и II групп при наличии технической возможности установка телефона осуществляется вне очереди;

сбор, оформление и предоставление документов и материалов, необходимых для реализации инвалидами прав и льгот, установленных законодательством, возлагается на органы государственного управления, местную администрацию, предприятия, организации и учреждения.

БН разбирался, насколько сложно попасть в городскую очередь на жилье: кто может на это претендовать, какие справки потребуются и как долго придется ждать ответа от чиновников.

По жестким правилам

Наследие советских времен – городская очередь на жилье – все еще существует в Петербурге. Сейчас в ней – более 162 тысяч человек. Кто-то годами продолжает ждать и надеяться на получение бесплатной квартиры от государства, другим этот статус нужен, чтобы участвовать в городских жилищных программах.

При помощи государства свои жилищные условия ежегодно улучшают 16-17 тысяч очередников. На городскую очередь каждый год встает около 5 тысяч человек

Для того чтобы добиться статуса городского очередника, нужно соответствовать трем критериям.
Во-первых, на момент вступления в очередь гражданин должен прожить в Петербурге в общей сложности не менее десяти лет. Доказательством этого факта является постоянная или временная регистрация. Впрочем, при ее отсутствии можно представить другие подтверждающие документы: договоры аренды жилья, справки с мест обучения, работы и т. д. Если у гражданина нет постоянной или временной регистрации, то чиновники могут отказаться рассматривать документы. Тогда – прямой путь в суд, и если претендент одержит победу, то судебное решение тоже будет основанием для постановки на учет.
Второе условие: петербуржец должен нуждаться в помощи государства. Помимо льготных категорий граждан (многодетные семьи, ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий, герои Советского Союза, герои Российской Федерации, инвалиды, дети-сироты и т. д.) на этот статус могут претендовать обитатели коммуналок и непригодных для проживания помещений, а также малоимущие горожане.

Справка БН

Кого чиновники считают малоимущим (скачать)

Социально незащищенными гражданами признаются те горожане, ежемесячный доход которых меньше двукратной величины прожиточного минимума. При этом стоимость находящегося у них в собственности и подлежащего налогообложению имущества не должна превышать «десятикратную среднюю рыночную стоимость квадратного метра общей площади жилья в Санкт-Петербурге».

И третий «фильтр» – это норматив жилищной обеспеченности (не применяется только к обитателям непригодных для проживания помещений). Метраж общей площади в коммуналке на одного человека должен составлять менее 15 кв. м, а в отдельной квартире – менее 9 «квадратов».
Если хотя бы одному из трех условий гражданин не соответствует, то стать городским очередником у него не получится.

Квартира или субсидии?

Сейчас в рамках общей городской очереди чиновники применяют два различных вида учета граждан. Согласно первому варианту очередники признаются «нуждающимися в жилых помещениях». То есть предполагается, что город предоставит таким гражданам бесплатные квартиры по договорам социального найма.

Продажа

Студия|22 м2|1/16 этаж

1 614 950 ₽

Всеволожск, Дорога Жизни ш.

Показать номерПродажа

Студия|11 м2|2/5 этаж

1 650 000 ₽

Фурштатская, 54

Показать номерПродажа

Студия|11 м2|2/4 этаж

1 650 000 ₽

Фурштатская, 50

Показать номерПродажа

1-комн. кв.|26 м2|2/3 этаж

1 670 000 ₽

Хвойный, 32

Показать номерПродажа

Студия|23 м2|6/16 этаж

1 705 986 ₽

Всеволожск, Дорога Жизни ш.

Показать номерПродажа

Студия|23 м2|14/16 этаж

1 729 670 ₽

Всеволожск, Дорога Жизни ш.

Показать номерПродажа

Студия|21 м2|1/4 этаж

1 748 588 ₽

Сертолово, Пограничная ул.

Показать номерПродажа

1-комн. кв.|31 м2|1/5 этаж

1 770 000 ₽

д. Керро, 143

Показать номер Продажа

1-комн. кв.|25 м2|5/9 этаж

1 900 000 ₽

г. Ломоносов, ул. Михайловская

Показать номер Продажа

3-комн. кв.|54 м2|2/4 этаж

1 990 000 ₽

п. Стеклянный, 35

Показать номер Продажа

1-комн. кв.|31 м2|1/2 этаж

2 050 000 ₽

Капитолово дер., Муравицкого, 1

Показать номер Продажа

Студия|13 м2|1/10 этаж

2 000 000 ₽

Авиаконструкторов пр-т, 14 к 3

Показать номер

Справка БН

Нормативы предоставления бесплатной жилой пощади гражданам по договорам соцнайма (скачать)

При постановке на второй вид учета претендовать на «дармовые квадраты» уже не получится. Но можно будет воспользоваться помощью государства в рамках городских жилищных программ (субсидии на покупку квартир, целевые займы и т. д.). В этом случае граждане признаются «нуждающимися в содействии Петербурга в улучшении жилищных условий».
Петербургское законодательство позволяет очередникам встать на любой из двух видов учета. Но нужно учесть, что бесплатные квартиры уже давно предоставляются исключительно льготникам. Жилье для них город возводит или закупает в новостройках на окраинах (к примеру, в Красном Селе, Шушарах).

Средний стаж нахождения в городской очереди для граждан, не имеющих льгот, составляет около 30 лет. Для сравнения: для многодетных семей – два года

Если льгот нет, очереднику разумнее выбрать второй вид учета, который позволяет участвовать в целевых жилищных программах Петербурга. Самыми популярными считаются «Расселение коммунальных квартир» и «Молодежи – доступное жилье». Об условиях участия в них БН не раз рассказывал. Так, например, в рамках второй программы получить у государства беспроцентные целевые жилищные займы в 2014 году смогли те, кто встал на очередь в 2013 году.
Кроме того, очередники имеют право взять в аренду квартиру у государства на условиях коммерческого найма (плата для нанимателей таких помещений в три-четыре раза ниже рыночных расценок).

Готовим документы

Собрать весь пакет документов, необходимых для постановки на учет, – дело долгое и хлопотное (см. справку). Поэтому нелишним будет предварительно проконсультироваться с юристом или чиновниками жилищного отдела районной администрации и узнать обо всех дополнительных бумагах, которые могут потребоваться.

Справка БН

Примерный перечень документов, которые необходимо подготовить гражданину для постановки на очередь (скачать)

К примеру, безработным нужна будет справка об отсутствии трудовых отношений из районного Центра занятости. А также заверенное нотариусом заявление гражданина о том, что он не состоит на иждивении.
Если человек проживал в одном районе Петербурга более десяти лет, а затем переехал в другой, то новоселу потребуется справка о том, что он не стоит на очереди по прежнему месту жительства.
Всего желающим встать на учет предстоит собрать в среднем около двух-трех десятков различного вида документов в зависимости от индивидуальной ситуации. И неправильное оформление хотя бы одного их них может стать поводом для отказа. Придется вновь тратить время на переоформление. Все документы представляются в двух копиях, причем необходимо будет взять с собой и оригиналы.
Собранный пакет бумаг подается в жилищный отдел администрации либо в районный многофункциональный центр. Заявление о принятии на учет регистрируется чиновниками, а гражданину выдается расписка о получении от него документов с их описью и датой приемки.
Вопрос о признании гражданина городским очередником чиновники должны рассмотреть в течение 30 дней после подачи документов. На уведомление заявителя о вынесенном решении отводится еще трое суток. Если оно положительно и гражданин признан городским очередником, то на него (семью) формируется учетное дело, которому присваивается номер.
Как потратить материнский капитал на новостройкуМногие семьи, имеющие право на получение материнского капитала, хотят направить его на покупку жилья в новостройке. БН составил пошаговую инструкцию, >>Однако даже если заявитель соответствует всем требованиям, предъявляемым к очередникам, существует ряд случаев, при которых он все равно получит отказ. Так, чиновники не поставят на учет того, кто до подачи заявления намеренно ухудшил свои жилищные условия. К примеру, обменял бóльшую по площади квартиру на меньшую, прописал к себе других жильцов (за исключением супруга и несовершеннолетних детей) или был выселен по решению суда из помещения, арендуемого у государства на условиях соцнайма. Если выяснятся подобные обстоятельства, то претендовать на статус очередника можно будет только через пять лет.
Впрочем, несмотря на нормативные препоны, долгие «бумажные» хлопоты и волокиту, желающих вступить в городскую очередь с каждым годом меньше не становится. Хотя шансы дождаться от государства бесплатной квартиры для большинства очередников давно близки к нулю.

Текст: Светлана Коваленко Фото: pressfoto.ru

«Прописки» сегодня нет. С 1993 года в России действует регистрация по месту жительства и по месту пребывания, которая является административным актом, а не гражданским.

Вопрос, связанный с пропиской у себя невестки, не связан с приобретением гражданских (жилищных) прав. Если автор вопроса намерен вселить невестку на правах члена семьи нанимателя или собственника, для исчерпывающего ответа нужны сведения о статусе жилья (муниципальная или частная собственность). Если – первое, то для вселения требуется согласие наймодателя, согласие всех совершеннолетних, проживающих с нанимателем и достаточность размера жилой площади. Если – второе, то для вселения требуется согласие всех совершеннолетних, проживающих с собственником.

Категории льготников определены в ст. 57 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 этой статьи случаев.

Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.

Других льготных категорий граждан, в том числе таких, как «жители Крыма», закон не предусматривает.

Если вы решите вселить невестку в свою квартиру (это гражданско-правовая сделка), вам следует иметь в виду, что изменится состав семьи, который был указан в 1990 году при постановке семьи на учет по улучшению жилищных условий (она увеличится), а общая площадь жилого помещения (ст. 15 ЖК РФ) останется прежней, но для пользования она уменьшится.

Для исключения подобного ухудшения жилищных условий и бесконечной обязанности государства их улучшать были введены следующие ограничения.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно ч. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Таким образом, при вселении невестки можно ожидать, что решение вопроса о предоставлении жилища будет отложено не менее чем на пять лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *