Внутренний финансовый контроль семинар

Внутренний финансовый контроль семинар

В зависимости от приемов и способов контроля и системы контрольных процедур различают аудит, ревизию, судебно-бухгалтерскую экспертизу. Они являет составными элементами финансово-хозяйственного контроля. Аудит, ревизия и судебно-бухгалтерская экспертиза рассматривают один предмет (хозяйственно-финансовую деятельность организаций), а также используют совместные методические приемы и процедуры контроля. Объектами контроля для них являются одинаковые источники информации, законодательные и нормативно-инструктивные акты по вопросам финансово-хозяйственного контроля, первичная учетная документация, регистры бухгалтерского финансового и управленческого учета, финансовая отчетность хозяйничающих субъектов. Совместное для них также и то, что они обосновываются свои выводы документально проверенными доказательствами.

Вместе с тем между аудитом, ревизией и судебно-бухгалтерской экспертизой существуют отличия.

Отсутствие законодательно закрепленного определения «ревизии» на практике приводит к тому, что понятие «ревизия» часто отождествляют с понятием «аудит».

Отличие ревизии от аудита

1) Цель ревизии — проверка обоснованности и целесообразности действий должностных лиц приемами и методами, характерными для ревизии.

Потребность в аудиторских проверках наиболее актуальна в организациях, в которых работники действуют строго в соответствии с утвержденными бизнес-процессами.

Аудитор по документам выявляет отклонения в действиях работников при выполнении операций конкретного бизнес процесса.

2) Ревизор выявляет ответственность должностного лица. По итогам работы ревизора могут быть собраны материалы для принятия решения о соответствии лица занимаемой должности, его материальной и уголовной ответственности. Аудитор выявляет слабые стороны бизнес процессов. По итогам его работы ставится задача изменения правил ведения процессов или ужесточения требований к их соблюдению.

Специальных нормативных документов, где прописывались бы требования к действиям ревизора, нет. Деятельность аудитора регламентирована специальными документами, которые получили название стандартов аудиторской деятельности.

3) Ревизор проверяет финансовую и хозяйственную деятельность. Аудитор проверяет бухгалтерскую и финансовую отчетность.

4)Обязанность ревизора — определить обоснованность и целесообразность действий должностных лиц. Обязанность аудитора — представить квалифицированное мнение об отчетности организации.

5) Ревизия выявляет виновных лиц и причины неэффективных действий и нарушения законодательства. По итогам ревизии принимаются решения о мерах дисциплинарного воздействия, возможна передача дел в следственные органы.

В ходе аудита проверяется соответствие процессов нормам и правилам, определенным положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и другими нормативными документами. По аудиторским документам, содержащим отрицательное мнение, принимаются решения об изменении процессов в учетном органе и движении первичных документов.

Этические нормы аудита запрещают высказывать свое мнение о должностных лицах, определять их виновность. Ревизор может высказать строго обоснованное мнение о должностных лицах.

Понятие аудита значительно шире понятий ревизии и контроля. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса.

Общим между аудитом и ревизией прежде всего является то, что они проводятся на основе документально проверенных показателей. Однако между ними есть и существенные отличия, которые можно рассматривать с их сущностью, целями, характером, правовым регулированием, объектами, связями, принципу оплаты работы, практическими задачами и результатами.

Ревизия проводится на основании приказов государственных органов управления. Главной задачей государственной контрольно-ревизионной службы является осуществление государственного контроля за расходованием средств и материальных ценностей, их сохранением, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах и других центральных органах исполнительной власти, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые получают (получали) средства из бюджетов всех уровней, разработка предложений по устранению выявленных недостатков и нарушений и предотвращению их в дальнейшем.

Аудит является видом предпринимательской деятельности, тогда как ревизия представляет собой исполнительную деятельность. Контрольно-ревизионный аппарат и аудиторы используют во время проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий одинаковые методические приемы, источники информации, в частности, законодательные и нормативно-правовые акты, первичные документы и регистры бухгалтерского учета, баланс и отчетность.

Правовое регулирование ревизии и аудита также разное.

Аудит как независимая форма контроля добровольно выбирается владельцем, который формулирует вопросы, на которые аудиторы должны дать обоснованные выводы для дальнейшего усовершенствования работы предприятия.

Кредиторы, акционеры, учредители, владельцы ценных бумаг и другие субъекты заинтересованы, чтобы проверка достоверности отчетности была проведена надлежащим образом, чтобы правильно были начислены и уплачены налоги в бюджет, ибо в этом случае, если будут конфликтные ситуации с налоговой администрацией, они будут иметь надежная защита в лице аудитора или аудиторской фирмы.

Аудит отличается от ревизии не только целями, но и организационными формами проведения. Аудит выполняют независимые аудиторские фирмы или лица, осуществляющие частную предпринимательскую деятельность, имеют сертификат и включены в Национальный реестр на проведение аудита, причем на платной основе по договорам с администрацией различных предпринимательских структур. Аудитор и аудиторские фирмы несут ответственность перед внешними потребителями (акционерами, кредиторами) относительно качества сделанного заключения в соответствии с заключенным договором и действующим законодательством.

Существенным отличием аудита от ревизии является не только перечень выявленных недостатков, но и подробные инструкции аудитора относительно того, как их исправлять.

Объекты аудита могут быть различными по составу и структуре, принадлежностью к различным сферам деятельности, по другим характеристикам. К объектам аудита, в частности, относят:

Учредительные документы организации (предприятия), которые определяют отношения относительно регулирования ее (его) финансовой деятельности, формирования и изменения уставного капитала;

Расчеты по оплате труда;

Ресурсы — средства и предметы труда, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, материальные активы;

Хозяйственные процессы — экономические процессы внедрения новой техники, обеспечения рабочей силой, материально-техническое обеспечение, техническое, энергетическое и хозяйственное обслуживание, основное и вспомогательное производство и обеспечение финансовыми ресурсами и др.;

Экономические результаты деятельности;

Организационные формы управления;

Методы управления — системы стимулирования, хозрасчет;

Функции управления — планирование, учет, контроль, экономический анализ и регулирование, стимулирование и др.

Необходимо различать объекты, состояние которых оценивается в прошлом, настоящем и будущем времени.

Прошлый состояние объекта аудита оценивается тогда, когда необходимо иметь заключение о достоверности бухгалтерской отчетности и целесообразность хозяйственных операций, эффективность использования ресурсов.

Фактический (настоящее) состояние объектов оценивают во время проверки наличия материальных ценностей и денежных средств, то есть когда выясняют реальное состояние бухгалтерского учета, систем планирования и стимулирования.

Оценка будущего состояния объекта — результат аудиторского исследования проблем совершенствования соответствующих сторон системы управления.

Отнесение объектов к конкретной группы часто зависит от задач, которые решает аудитор. Если он оценивает состояние бухгалтерского учета с точки зрения достоверности отчетности, тогда учет рассматривается в настоящем времени, но если аудитор исследовать его с целью улучшения, то он будет определять будущее состояние.

http://top-audit.info/page.php?t=1&p=7

Финансовый контроль — проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций, требований законодательства, норм и правил, установленных государством, собственниками. Это одна из функций управления.

Финансовый контроль по уровню подразделяется на государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудит).

Государственный финансовый контроль осуществляется государственными органами или от имени государства в целях обеспечения единой государственной финансовой политики и финансовых интересов государства и его граждан. Его основным направлением является исполнение государственного бюджета.

Внутрихозяйственный (внутренний) контроль — это система постоянного наблюдения и проверки работы предприятия, организованного им самим в целях оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений, выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства для принятия решений по устранению, снижению рисков его деятельности и управлению ими. Может быть организован в виде внутреннего аудита, ревизионных комиссий и т.п.

Независимый контроль — аудит, осуществляемый внешними независимыми специалистами, направленный на выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

По форме контроля выделяются: ревизия, судебно-бухгалтерская экспертиза, аудит.

Ревизия — метод контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия со стороны исполнительного вышестоящего органа с целью сохранности активов проверяемого предприятия, пресечения и профилактики злоупотреблений.

Основными задачами ревизии являются:

1. проверка сохранности имущества и эффективности его использования;

2. выявление злоупотреблений, условий их возникновения и разработка мероприятий по их предупреждению;

3. проверка исполнительской дисциплины и оценка эффективности деятельности управленческого персонала организации;

4. исследование систем внутреннего контроля, выявление их узких мест;

5. правильность ведения бухгалтерского учета и т.д.

Основные отличия ревизии от аудита состоят в следующем.

Ревизия выявляет ответственность должностного лица, проверяет финансовую и хозяйственную деятельность, выявляет лиц, виновных в нарушении, злоупотреблении, причины нарушений. По итогам принимаются решения о мерах дисциплинарного воздействия. Ревизор имеет право высказывать обоснованное мнение о должностных лицах. Аудит выявляет отклонения, слабые стороны в бизнес-процессах организации, проверяется бухгалтерская (финансовая) отчетность. По результатам аудита принимаются решения о корректировке бизнес-процессов. Этические нормы аудита не позволяют высказывать свое мнение о должностных лицах и определять их виновность. Аудит — коммерческая деятельность, основанная на заключении договора. Оплачивает аудит клиент или по его согласию орган, нуждающийся в получении аудиторского заключения. Ревизия осуществляется на основе законов, инструкций, приказов вышестоящих или государственных органов. Платит вышестоящее звено или государственный орган.

Судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по требованию следственных или судебных органов.

Аудит представляет собой некий вид экономического контроля, но в отличие, например от ревизии его понятие намного шире, ведь он обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности.

Основным и, пожалуй, самым важным отличием аудита от других видов контроля является то, что помимо проверок, аудиторская деятельность включает в себя ведение и восстановление бухгалтерского учета, обучение, консультации по вопросам ведения бухгалтерского учета и налогообложения.

Для того чтобы наглядно показать различия аудита и других видов экономического контроля, рассмотрим их на примере аудита и ревизии. Хотя эти два вида контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия имеют много общего, так же имеются и различительные особенности.

Отличия аудита от ревизии:

1. Аудит отличается от ревизии по целям. Основной целью аудита является выражение мнения по поводу достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, оказание консультационных услуг, а целью ревизии является выявление недостатков, их устранение и наказание виновных лиц.

2. Аудит отличается от ревизии по характеру своей деятельности. Аудит является предпринимательской деятельностью, а ревизия исполнительской, которая выполняется по распоряжению свыше.

3. Аудиторская проверка осуществляется добровольно на основании заключаемых договоров, а ревизия является принудительной.

4. При аудиторской проверке оплату производит экономический субъект, а при ревизии оплату производить вышестоящее звено или же государственный орган.

5. Основной задачей аудита является улучшение финансового положения аудируемго лица, привлечение кредиторов и инвесторов, а задачей ревизии является сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.

6. Недобросовестное проведение аудита грозит аудитору существенными материальными санкциями, а ревизор, недобросовестно проводящий проверку, несет определенную законом ответственность.

7. По итогам проведения аудиторской проверки выдается аудиторское заключение подписанное аудитором и руководителем аудиторской фирмы. Отчет передается руководителю аудируемого предприятия, а третьим заинтересованным лицам передается лишь итоговая часть заключения. При ревизии акт подписывают обе стороны и, являясь односторонним, он передается вышестоящей организации.

Исходя из всего вышеперечисленно, становится понятно, что аудит намного демократичнее ревизии, хотя от него как и от ревизии не всегда можно уклониться. Но, несмотря на это аудитора всегда можно выбрать по своему усмотрению и при необходимости заменить.

Если вы решили провести аудиторскую проверку на своем предприятии, то предлагаем вам обратиться в компанию ЗАО «АК «Холд-Инвест-Аудит». Специалисты нашей компании, имеющие квалификационные аттестаты, выданные в соответствии с требованиями Закона № 307-ФЗ (единые квалификационные аттестаты), вот уже на протяжении более 20 лет предоставляют широкий комплекс услуг необходимый для качественного проведения всех видов аудиторских проверок.

Мы не только проведем качественную аудиторскую проверку вашего предприятия, но и в строго оговоренные сроки представим отчет о результатах ее проведения и дадим все необходимые рекомендации, которые будут направлены на устранение выявленных недостатков, что позволит вам повысить эффективность ведения бизнеса!

Каждый человек хотя бы раз в жизни слышал такие слова как аудит или ревизия. Большинство людей считает, что эти понятия идентичны, а потому они преследуют одинаковые цели. Однако профессионалы финансовой сферы знают основные отличия, которые существенным образом разделяют эти два понятия. Попробуем и мы разобраться в этом вопросе более подробно.

Определение

Аудит представляет собой оценку деятельности компании с разных сторон, таких как финансовая, производственная, техническая, проектная, энергетическая, ресурсная. Таким образом, существует несколько направлений аудита, каждое из которых сосредоточено на оценке определенной сферы деятельности предприятия. Аудиторскую деятельность проводят внешние специализированные аудиторские фирмы и контролирующие органы, сотрудники которых обязаны иметь профессиональное образование и соответствующий опыт работы. По итогам проведения анализа составляется аудиторское заключение по установленному образцу.

Ревизия является частью финансового аудита, основная цель которой — проверить законность проводимых финансовых операций в компании и их правильное отражение на счетах бухгалтерского учета. Ревизию проводят как независимые контролирующие органы, так и сотрудники, входящие в штат компании. Анализу подвергаются первичные бухгалтерские документы, денежные средства, имущество, ценные бумаги, разнообразные формы отчетности. Ревизия, проводимая собственными силами компании, позволяет выявить и устранить в будущем недостатки, которые возникают в ходе осуществления сотрудниками своей работы. Эта деятельность способна повысить эффективность внутреннего контроля на предприятии.

Сравнение

Таким образом, можно сказать, что аудит является более широким понятием, нежели ревизия. Он затрагивает все сферы компании, а его результаты отражают общую картину деятельности фирмы. В итоге они могут повлиять на стратегические решения, принимаемые руководством, например, на изменение политики компании, внедрение современных технологий энергосбережения, привлечение к работе высококвалифицированных специалистов, разработку новых проектов. Ревизия обладает узконаправленным действием, изучая лишь финансовую сторону. Ее результаты могут быть использованы при принятии решений об имуществе и обязательствах компании, разработке финансовой политики, устранении ошибок, возникших при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности.

Выводы сайт

  1. Аудит представляет собой более широкую деятельность, ревизия же является лишь его составной частью;
  2. Аудит проводится только внешними специалистами, в то время как ревизия может быть осуществлена и сотрудниками компании, например, бухгалтерами или товароведами;
  3. Результаты ревизии могут входить в отчет о проводимой аудиторской проверке, в то время как результаты аудита в отчете по ревизии никак не отражаются.

В настоящее время появился ряд специальных изданий по аудиту применительно к отечественной практике, где понятие «ревизия» механически заменяется на «аудит», т.е. авторы этих изданий не видят принципиальных различий между указанными понятиями. По мнению многих российских исследователей, аудит — это та же ревизия, только называется по-другому.

Свою точку зрения они обосновывают тем, что аудит и ревизия имеют одну и ту же методологическую и методическую основу при проведении проверок, одну и ту же цель, а именно: проверку соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям. Появление аудита они связывают с закономерным процессом преобразования одной формы контроля в другую, при этом считают, что само содержание контроля существенных изменений не претерпело (см., например, ).

На практике можно встретить и иные случаи, когда роль ревизии чрезмерно сужается и сводится преимущественно к выполнению методических приемов фактического контроля, чаще всего — к инвентаризации имущества (например, ревизии кассы, товаров на складе и т.п.). При этом подходе квалификация ревизоров рассматривается как невысокая и необходимая лишь для того, чтобы фактически снять остатки имущества и сравнить полученную информацию с данными бухгалтерского учета. (На ряде крупных промышленных предприятий ревизоры, согласно зак-репленным за ними должностным обязанностям, выполняют именно эту функцию — инвентаризацию остатков незавершенного производства, материалов, готовой продукции и т.д.).

Приведенные выше мнения, на наш взгляд, ошибочны и объясняются, как правило, не совсем глубоким, а иногда и просто поверхностным взглядом на контроль, его сущность, задачи, функции и формы осуществления. По мнению авторов настоящего издания, ревизия и аудит — самостоятельные формы финансово- хозяйственного контроля.

Проводя анализ понятия аудита, данного в п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» , можно выявить два характерных признака, одновременное соблюдение которых позволяет определенный вид деятельности считать аудитом:

1) аудит — это предпринимательская деятельность;

2) аудит — деятельность по проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц.

Здесь специально не рассматривается понятие независимости аудита, поскольку последнее является принципом контроля вообще, а не признаком, характеризующим исключительно аудит (рис. 4).

Вышестоящий орган, назначающий ревизию

Равноправные Проверяемый участники Аудиторская экономический субъект организация Рис. 4. Аудит и ревизия по отношению к проверяемому экономическому субъекту

Приступая к анализу официального термина «аудит» заметим, что определение предпринимательской деятельности дается в Части I Гражданского кодекса РФ , согласно которому (ст. 2), «…предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Отношения между аудиторской организацией и аудируемым лицом регламентируются заключаемым между ними договором возмездного оказания услуг, по которому аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) выступают в роли исполнителя, а аудируемое лицо — заказчиком (см. гл. 39 ГК РФ). При этом и аудиторская организация (индивидуальный аудитор), и аудируемое лицо являются равнымиучастниками (ст. 1), т.е. самостоятельными и независимыми друг от друга хозяйствующими субъектами. Следует отметить также, что важнейший принцип при заключении договора — свобода договора (ст. 421 ГК РФ), выражаемая, в частности, в свободном выборе контрагента. Таким образом, свойством аудита считается горизонтальный тип отношений «проверяющий — проверяемый».

Ревизия, напротив, характеризуется вертикальным {«административным») типом отношений. Действительно, ревизия назначается вышестоящим органом управления, которым может быть собрание акционеров (в акционерном обществе), собрание участников (в обществе с ограниченной ответственностью) и т.д., либо вышестоящим должностным лицом — руководителем (для проверяемого подразделения внутри организации). Ревизия может быть внутрисистемной (в рамках холдинга) или внутрихозяйственной (в рамках одного предприятия).

Решение о проведении ревизии оформляется распорядительным документом (приказом, распоряжением руководителя, протоколом собрания акционеров и т.п.). Цель ревизии (за исключением ряда случаев, прямо предусмотренных законодательством) также устанавливается не законом, а лицом (органом управления), назначившим проверку, указывается в распорядительном документе о проверке и чаще всего состоит в том, чтобы определить, насколько назначенный менеджер нижестоящего уровня в управленческой иерархии выполняет волю стоящего над ним собственника (руководителя).

Считается, ревизионный контроль в условиях административно-командной системы управления народным хозяйством СССР был средством закрепления государственной власти. По существу, ту же цель преследует ревизия в рыночных условиях, изменился лишь характер собственности.

Далее, согласно законодательному определению, целью аудита является «… выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации». Под достоверностью понимается «… степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения» (п. 3 ст. 1 указанного закона).

Таким образом, в круг задач аудитора прямо не входит исследование вопросов эффективности деятельности аудируемой организации, целевого расходования средств, соответствия управленческих решений стратегическим задачам развития бизнеса и т.д. Согласно закону, аудит (понимаемый как собственно аудит — без учета услуг, сопутствующих ему) ограничен лишь проверкой бухгалтерского учета и отчетности, а все иные вопросы, которые в нашей стране традиционно рассматривались в ходе ревизии, исключены из целей аудиторской деятельности. Это и понятно. Внешние и внутренние пользователи информации, в том числе собственники организации, всю интересующую их информацию могут получить непосредственно путем чтения финансовой отчетности. Поэтому они заинтересованы лишь в том, чтобы бухгалтерский учет и составляемая на его основе финансовая отчетность были достоверными, поскольку только на основе правильной учетной информации можно сделать верные выводы и принять правильные управленческие решения. То же самое можно увидеть в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», согласно п. 3 ст. 1 которого задачей бухгалтерского учета является «… формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности» . Иначе говоря, аудитор должен лишь оценить степень достоверности отчетности, все остальное входит в компетенцию ее пользователей.

Анализ исторического развития контроля также позволяет констатировать, что аудит (в современном его представлении) появился в Англии, Франции, США из-за потребности в объективной оценке отчетности акционерного товарищества с тем, чтобы иметь достоверные данные о действительном финансовом состоянии предприятия и результатах его хозяйствования за определенный период.

Напротив, при проведении ревизии рассматриваются разные вопросы, в том числе о состоянии организации бухгалтерского учета и составления отчетности. Однако рамками данного вопроса ревизия, как правило, не ограничивается. Ее задачи связаны также с оценкой эффективности деятельности структурных подразделений, отдельных управленческих решений, выявлением случаев не-рационального расходования средств, хищений, злоупотреблений и т.д. Если полностью абстрагироваться от других свойств аудита и ревизии, то можно сделать вывод о том, что в рамках охватываемых проверкой вопросов аудит служит частью (этапом)ревизионного процесса.

Именно в этих двух направлениях, на наш взгляд, прослеживается принципиальное различие между аудитом и ревизией. В связи с этим интересно рассмотреть понятие так называемого внутреннего аудита. Согласно отечественному стандарту аудита «Изучение и использование работы внутреннего аудита»1, под последним

Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ

понимается «организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами (курсив наш. — Т.Ш., М.Г.) система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля». Внутренний аудит создается в каждой организации индивидуально исходя из особых целей и задач, поставленных перед внутренними аудиторами руководством или собственником организации. На практике внутренний аудит решает широкий спектр задач, в том числе проводит проверку бухгалтерского учета и отчетности, оценку эффективности деятельности структурных подразделений организации и системы внутреннего контроля и т.д.

Если соотнести определения внутреннего аудита, собственно аудита, нашедшего отражение в законе, а также ревизии, можно сделать вывод о том, что первому из них присущи, скорее, признаки ревизии, чем аудиторской деятельности. Действительно, внутренний аудит не является предпринимательской деятельностью, решение о проведении проверки принимается «сверху» и оформляется распорядительным документом. Данная форма контроля не ограничивается рамками проверки бухгалтерского учета и составления отчетности проверяемой организации, а решает специальные задачи. Рассматривая другие отличия аудита от ревизии, изложенные ниже, можно выявить также иные моменты, общие для ревизии и внутреннего аудита.

Курсы по экономике и финансам в Moscow Business School разработаны для всех, кто стремится квалифицированно управлять денежными средствами своей компании. Пройдя обучение, вы получите комплекс практических инструментов для анализа эффективности своего предприятия, будете грамотно ставить задачи подчиненным и контролировать их оперативное и точное выполнение. Вы научитесь оценивать перспективы инвестирования, финансовые и налоговые риски при заключении сделок. На занятиях применяются современные методики и техники обучения, а содержание семинаров регулярно адаптируется под текущую ситуацию на рынке. Вы получите актуальные знания, которые сразу же сможете использовать в своей работе.

Пройдя обучение на семинарах и курсах, вы станете специалистом в области:
— Менеджмента финансов
— Управления экономикой организации
— Антикризисного управления
— Инвестиционного анализа
— Внутреннего аудита
— Оценки стоимости бизнеса
— Финансового контроля

Преподаватели MBS — эксперты в своей области, владельцы и управляющие бизнесом. Они знакомят слушателей с работающими кейсами из собственной практики, делятся профессиональными секретами и дают советы. Среди их клиентов такие компании, как ООО «Газпром экспорт», Paulig, РУСАЛ. Каждое занятие курсов — эффективный тренинг в области финансов, экономики и управления рисками. Обучение включает в себя занятия в группе, деловые игры и обсуждение кейсов. Преподаватель прокомментирует ваши успехи и укажет направление дальнейшего развития ваших компетенций.

Отчетность по форме 2-аудит

В соответствии с приказом Росстата от 23 ноября 2016 г. № 740 аудиторские организации и индивидуальные аудиторы должны предоставить в Минфин России отчет по форме федерального статистического наблюдения № 2-аудит «Сведения об аудиторской деятельности» (форма 2-аудит) за прошедший календарный год. Отчет предоставляется в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут предоставлять в Минфин России сведения об аудиторской деятельности (форма 2-аудит) в электронном виде. Указанный сервис реализован в рубрике «Личный кабинет аудитора» раздела «Аудиторская деятельность» на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет» (www.minfin.ru) путем заполнения электронной формы в интерактивном режиме.

Получить уникальный код доступа (логин и пароль) в «Личный кабинет аудитора» необходимо в офисе СРО ААС лично руководителю аудиторской организации или индивидуальному аудитору, или уполномоченному лицу на основании доверенности по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, дом 21, корпус 4, кабинет № 13. В рабочие дни с 11.00 до 17.00 часов.

Одновременно сообщаем, что в «Личном кабинете Аудитора» для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, не получивших коды доступа, предусмотрена возможность заполнения формы 2-аудит в тестовом режиме. Тестовый режим позволяет пользователю заполнить форму 2-аудит, распечатать заполненную форму 2-аудит и направить форму 2-аудит в Минфин России любым, удобным для Вас способом (отвезти лично, Почта России и др.).

Аудиторским организациям, которые прошли процедуру реорганизации из ЗАО в ООО, необходимо получить другие коды доступа в «Личный кабинет аудитора». Отчетность таких аудиторских организаций должна представляться как по ЗАО, так и по новому ООО, в двух Личных кабинетах соответственно.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, перешедшие в СРО ААС из других СРО аудиторов и получившие ранее коды доступа в «Личный кабинет Аудитора», сдают отчет с использованием указанного кода. Новые коды доступа при смене СРО аудиторов не выдаются.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, сдавшие в Минфин России отчет по форме 2-аудит в электронном виде, на бумажном носителе отчетность не сдают.

Дополнительную информацию по заполнению формы 2-аудит и получению кодов доступа в «Личный кабинет аудитора», консультативную помощь в заполнении формы отчета можно получить по телефону: +7 (495) 734-04-80 или по эл. почте: grishaev@auditor-sro.org (контактное лицо Александр Гришаев).

Отчет по форме федерального статистического наблюдения № 2-аудит «Сведения об аудиторской деятельности» (2-аудит), утверждено Приказом Росстата от 23.11.2016 № 740

Руководство пользователя
Указания по заполнению отчета 2-аудит
Бланк доверенности

Опубликовано 23.02.2018 11:21 Administrator Просмотров: 5540

Для целого ряда компаний отчетная пора не заканчивается сдачей бухгалтерской отчетности. Для тех, кому нужно пройти аудиторскую проверку и подтвердить, что отчетность достоверна, будет полезен этот материал.

Кто обязан проводить обязательный аудит

Перечень случаев, когда проведение аудиторской проверки обязательно, установлен статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и иными законами. Чтобы компаниям было легче ориентироваться, Минфин РФ опубликовал на своем сайте Информацию «Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год (согласно законодательству РФ)». Всего в списке Минфина 71 тип организаций. Так аудит обязателен если:

— организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
— объем выручки за предыдущий год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предыдущего года превышает 60 млн руб.;
— ценные бумаги компании допущены к организованным торгам.

Как выбрать аудитора

Прежде всего нужно помнить, что сейчас действуют два типа аттестатов аудитора: выданные после 1 января 2011 и выданные до этой даты. В зависимости от того, какие аттестаты имеют штатные аудиторы аудиторской компании, различен тип компаний, в которых аудиторская фирма вправе проводить обязательный аудит (для сопутствующих услуг такого ограничения нет).

Так проверять акционерное общество, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам, вправе только аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 01.01.2011. Аналогичное требование установлено в отношении обязательного аудита АО с долей госучастия более 25%.

Проверку прочих акционерных обществ может проводить любая аудиторская компания. Ограничений по типу аттестата не установлено и для проверок ООО, превысивших лимит по выручке или балансовой стоимости активов.

Аудиторская организация в обязательном порядке должна состоять в СРО аудиторов. СРО устанавливает требования к своим членам (помимо предусмотренных непосредственно Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»), а также проводит проверку аудиторских организаций на соответствие этим требованиям и внешний контроль качества аудиторских проверок. Сведения об аудиторских организациях СРО вносит в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Такие реестры являются открытыми и общедоступными, а информация из них размещается на сайтах СРО.

При выборе аудиторской организации вы можете проверить ее актуальный статус на сайте СРО, в котором она состоит. Если необходимо документальное подтверждение, в СРО можно запросить выписку из реестра (в бумажном виде).
Контрольный экземпляр реестра ведет Минфин и также размещает его на своем сайте.

Также желательно проанализировать открытую информацию о выбранной компании (сайт, отзывы) и встретиться с ее представителями лично. Оптимально, когда аудитор уже имеет опыт проверок компаний в сфере деятельности, аналогичной вашей. Предложенную стоимость проверки мы рекомендуем сравнить с рыночной в вашем регионе, слишком низкая стоимость может свидетельствовать о низкой квалификации аудиторов или не совсем корректных способах ведения бизнеса.

Если вы уже неоднократно проходили аудиторскую проверку, то мы рекомендуем либо периодически менять аудиторскую компанию, либо требовать смены выходящих к вам аудиторов — со временем у проверяющих «замыливается глаз», и они могут не увидеть каких-то моментов. Часто менять аудиторов также не рекомендуем, поскольку выход на проверку в новую компанию требует от аудиторской организации повышенных трудовых и временных затрат, а кроме того понимание специфики бизнеса повышается с каждой последующей проверкой, и они становятся более эффективны. Оптимальный период для ротации – от 3 до 5 лет.

Выбранную аудиторскую организацию необходимо утвердить на общем собрании участников (акционеров) вашей компании (ст.65.1, п.2 ст.65.3 Гражданского кодекса РФ, ст.48 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ст.33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Если это не сделать, договор может быть признан судом недействительным.

В ООО полномочиями по утверждению аудитора могут быть переданы уставом общества совету директоров (ст.32 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»). В акционерных обществах это возможно только если число голосующих акционеров менее 50 (ст.64 Федерального закона «Об акционерных обществах»).

Однако в обществе с числом акционеров — владельцев голосующих акций менее 50 устав общества может предусматривать, что функции совета директоров общества (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров (пункт 1 статьи 64 Закона N 208-ФЗ).

Аудитор хозяйственного партнерства утверждается при учреждении партнерства (ст. 8 Федерального закона от 03.12.2011 N 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах»).
В жилищных кооперативах утверждение аудитора относится к компетенции правления кооператива (ст. 42 Федерального закона от 30.12.2004 N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»).
В определенных случаях выбор аудиторской компании осуществляется по результатам открытого конкурса (п.4 ст.5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»). В частности, это касается заключения договора на проведение обязательного аудита организаций с долей госучастия более 25%.

Что проверить в договоре на аудит

Заказчиком по договору на аудит может быть как сама организация, где проводится аудиторская проверка (аудируемое лицо), так и ее собственник или государственный орган (в зависимости от вида проверяемой компании и целей аудита).

Примерный договор на проведение аудита бухгалтерской отчетности был разработан еще в 2014 году Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ для применения при организации и проведении открытых конкурсов по выбору поставщика аудиторских услуг.

При его применении важно учитывать, что при заключении договора после 01.01.2017 аудиторская организация обязана проводить проверку в соответствии с международными стандартами аудита (МСА), в той части, в которой они не противоречат Федеральному закону «Об аудиторской деятельности». МСА в частности регламентируют контроль качества аудиторской проверки, планирование аудита, аудиторские процедуры, оценку системы внутреннего контроля аудируемой организации, рассмотрение аудитором недобросовестных действий и ошибок, принципы формирования позиции аудитора и аудиторского заключения.

В широком смысле предмет договора на аудит включает в себя и сам процесс проверки, и ее результат, которым формально является аудиторское заключение. При согласовании предмета договора аудиторская организация руководствуется п. 10, 11 МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий». Сюда входят цель и объем аудита бухгалтерской отчетности, обязанности аудитора, а также формы и содержание заключений и отчетов по результатам проверки.

При формулировке предмета договора указывается, что целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных отношениях (в ином случае суд может признать, что что предметом договора является оказание сопутствующих аудиту услуг, а, следовательно, составленный аудитором документ не имеет статуса аудиторского заключения).
Отметим, что аудит не подразумевает проверку 100% первичных документов и бухгалтерских записей. Критерии существенности при формировании аудиторской выборки и оценке выявленных искажений бухгалтерской отчетности определяются аудиторской организацией и, как правило, раскрываются в отчете по проверке (письменной информации).

В письменной информации аудитор сообщает свою позицию и сведения по значимым вопросам, выявленным в ходе аудита, в том числе касающимся учетной политики, обнаруженных ошибок, полноты раскрытия информации в отчетности (п. 16, 19 МСА N 260). Предоставление аудиторской организацией отчета по результатам проверки не заменяет собой аудиторское заключение. Кто является получателями письменной информации, указывается в договоре (как минимум это лицо, отвечающее за корпоративное управление (ЛОКУ) и руководство аудируемой организации).

В договоре указывается отчетный период (за который проводится проверка), сроки самой проверки и сроки предоставления заказчику результатов проверки (аудиторского заключения и письменной информации).
На этапе согласования условий договора на аудит стороны, как правило, определяют состав аудиторской группы (общее количество аудиторов, необходимость привлечения экспертов и т.п.), а также организационные моменты проверки (предоставление «посадочных мест», обеспечение аудиторов оргтехникой, доступ в учетную базу и т.п.). При необходимости существенные договоренности включаются в договор (или приложение к нему).

Заказчик вправе высказать свои пожелания в отношении объема выборки, необходимости проверки отдельных типов операций или сделок, или углубленного анализа налогового учета. По договоренности с аудитором они могут быть включены в техзадание к договору на аудит, либо оформлены отдельным договором на оказание сопутствующих аудиту услуг.

Отметим, что заказчик, за исключением установленных законодательством случаев, не вправе устанавливать аудитору ограничения, связанные с проведением проверки (в частности ограничивать объем аудиторской выборки, отказывать в предоставлении информации, запрошенной аудитором и т.п.), поскольку это чревато отказом аудиторской организации от выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 7 МСА 210).

Как подготовиться к проверке

До начала аудиторской проверки необходимо завершить все процедуры, предшествующие подготовке годовой бухгалтерской отчетности:
— проверить наличие первичных документов под все отраженные в учете операции (и качество их оформления);
-списать или уценить неликвид, сформировать резервы под обесценение активов (МПЗ, финвложения, НМА);
— уточнить величину отраженных в учете оценочных обязательств (в частности по отпускам);
— свериться с дебиторами и кредиторами, списать безнадежные долги;
— провести инвентаризацию активов и обязательств (в идеале аудитор должен присутствовать при инвентаризации);
— выполнить реформацию баланса (отразить заключительные записи по закрытию счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»).

Если бухгалтерская отчетность к приходу аудиторов еще не подписана руководителем компании, сформируйте ее предварительный вариант (ряд аудиторских компаний допускают такую ситуацию). Однако не позднее последнего дня аудиторской проверки вы должны передать аудиторам подписанный надлежащим образом комплект бухгалтерской отчетности (в количестве экземпляров соответствующем необходимому количеству экземпляров аудиторского заключения).

Аудиторская проверка сопряжена с направлением аудиторской организацией запросов различного содержания. Обязательство отвечать на них предусмотрено как российским законодательством, так и МСА. Запросы могут направляться в адрес как самой аудируемой компании, так и иным лицам (в частности о подтверждении величины отраженных в учете обязательств в банки, где у вас открыты счета или заключены договора факторинга, вашим контрагентам и т.д.). Часть запросов аудиторы направляют заранее, до выхода на проверку, часть — уже во время проверки. От того, как оперативно получатели отреагируют на запросы, могут зависеть сроки завершения проверки. В отдельных, особо запущенных случаях, аудиторская организация может отказаться от выражения мнения о достоверности отчетности (вследствие отсутствия у аудитора возможности получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства).

Запрашиваемые аудиторами в ходе проверки документы важно предоставлять своевременно и в оригиналах (иногда по соглашению с аудитором могут использоваться заверенные копии). В противном случае аудитор может принять решение о выражении мнения с оговоркой (в связи с ограничением объема аудита) или отказаться от выражения мнения (в зависимости от существенности влияния на бухгалтерскую отчетность невыявленных искажений).

Это касается не только бухгалтерской документации, но и организационно-распорядительных документов, кадровых документов, учредительных документов, финансовой и аналитической информации, коммерческой переписки, документов по производству (технологических карт, схем бизнес-процессов, сертификатов и т.п.) Аудитор самостоятельно определяет состав и объем запрашиваемой информации и документов. Зачастую еще до выхода на проверку аудиторская компания направляет в компанию перечень основных документов, которые могут потребоваться аудиторам. Также могут согласовываться графики предоставления запрошенных документов в зависимости от принятого аудитором плана проверки.

Если аудитор не присутствовал при проведении инвентаризации, он вправе провести выборочную проверку фактического наличия имущества на момент проверки. Отказать или препятствовать в этом аудируемая организация не вправе.

Что касается исправления ошибок, выявленных аудиторами, то на практике подход аудиторских компаний различается. Крупные аудиторские компании обычно не сообщают о замечаниях до окончания проверки — о своих ошибках вы узнаете из письменной информации. Аудиторы среднего и небольшого масштаба часто более лояльны и разрешают вносить корректировки в учет в ходе проверки, при этом кто-то указывает в письменной информации, что ошибка была выявлена в ходе проверки и исправлена аудируемой организацией, кто-то исправленные ошибки в отчет по проверке не включает. Если для вас важно не только хорошее заключение, но и содержание отчета по проверке, мы рекомендуем уточнить у вашего аудитора, какого подхода он придерживается, еще до заключения договора на аудит.

Проверка закончена — что дальше?

Если, по мнению аудитора, бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений, вы получите «положительное» аудиторское заключение, подтверждающее что отчетность вашей компании достоверна.
Если аудитор выявил существенные искажения, он вправе выдать отрицательное заключение, заключение с оговоркой или с отказом от выражения мнения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 5 МСА 705). Отметим, что выдача отрицательного заключения или отказ от выражения мнения не являются основанием для отказа аудируемой компании от подписания акта оказанных услуг и их оплаты, это подтверждают и суды.

Полученное аудиторское заключение аудируемая компания направляет в орган статистики вместе с годовой бухгалтерской отчетностью. Если заключение вы получили позже, чем отправили бухгалтерскую отчетность, заключение нужно сдать в статистику не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Поэтому сейчас не обязательно проводить аудиторскую проверку строго до конца марта, но и откладывать ее на конец года мы также не рекомендуем.

В налоговый орган представлять аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью не нужно, поскольку оно не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст.14 Федерального закона «О бухгалтерском учете», Письмо Минфина от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724).
Информацию о результатах обязательного аудита заказчику (аудируемой организации) необходимо внести в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (п.6 ст.5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»). Исключением являются случаи, когда такие сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также иные случаи, установленные федеральными законами (Информационное сообщение Минфина России от 06.07.2016 N ИС-аудит-4). Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре являются открытыми и общедоступными, в том числе размещаются в интернете (https://fedresurs.ru/ ).

Автор статьи: Ирина Евстратова

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *