Внутренний контроль осуществляется

Внутренний контроль осуществляется

Задачи внутреннего контроля

12Следующая ⇒

Общие положения.

1.1 Настоящее Положение о внутрихозяйственном контроле разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации и определяет цели, задачи, принципы, а также функции подразделений предприятия АО «АЗСМ» и лиц, несущих ответственность за соблюдение выполнения требований внутрихозяйственного контроля в частности ВХК затрат предприятия.

1.2 Все полномочия, возлагаемые на исполнительных лиц, в частности бухгалтера предприятия и руководителя, соответствуют Уставу предприятия и внутренним нормативным документам.

Положение разработано в соответствии с нормативными документами:

– ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов», утвержденном Приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. № 91н (ред. От 27.11.2006);

– ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденном Приказом Минфина РФ от 30.01.2000 г. № 26н (ред. от 12.12.2005 N 147н);

– ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденном Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114 н (ред. от 06.04.2015);

– ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утвержденном Приказом Минфина РФ от 10.12.2002 г. № 126н. (ред. от 06.04.2015);

– Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

– Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ (ред. от 29.06.2015).

1.3 Основное понятия, используемые в Положении:

Одной из основных функций бухгалтерского учёта является его защитная функция, заключающаяся в обеспечении охраны интересов собственника путём создания базы для осуществления финансового контроля.

Внутренний контроль хозяйственной деятельности: основные положения

Однако реализация защитной функции требует наличия средств по осуществлению контроля. В первую очередь, это — внутренний контроль.

Внутренний контроль- система процедур, осуществляемых Советом директоров, исполнительными и контрольными органами, должностными лицами и иными сотрудниками предприятия, направленных на обеспечение результативности и эффективности хозяйственной деятельности, надежности и достоверности всех видов отчетности, соблюдение требований нормативных актов и внутренних документов .

Система внутреннего контролярассматривается как составная часть системы управления предприятия, позволяющая принимать решения, направленные на совершенствование хозяйственной деятельности, оперативное выявление, предотвращение и ограничение операционных и финансовых рисков.

Элементы внутреннего контроля

2.1 Целью производственно-хозяйственной деятельности организации является получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов трудового коллектива, максимально полное и качественное обеспечение природным известняковым камнем.

2.2 Субъекты внутреннего контроля – Совет директоров, Собрание акционеров, Комитет Совета директоров по аудиту, Ревизионная комиссия, исполнительные органы, руководители структурных подразделений и иные работники Общества.

2.3 Целью внутреннего контроля является совершенствование деятельности Общества, повышение профессионального мастерства всех категорий работников, улучшение качества обслуживающего процесса.

2.4 Внутрихозяйственный контроль предприятия АО «АЗСМ» направлен на минимизацию рисков, которые могут повлиять на результаты и информацию финансовой отчетности предприятия, а также на себестоимость продукции и цену её реализации. В целях минимизации рисков предприятие обязуеться принять такие меры как:

– Проверка достоверности и правомерности осуществления хозяйственных операций;

– Разделение между сотрудниками производственного цеха обязанностей;

– Создание отдела системы внутрихозяйственного контроля;

– Утверждение документов, а также планов проверок и мер минимизации рисков на предприятии.

Задачи внутреннего контроля

3.1 Осуществление и организация внутрихозяйственного контроля на предприятии АО «АЗСМ» оформляются на бумажном носителе соответственно при наличии подписей главного бухгалтера и директора, а также лица, которое несет ответственность за предоставленную информацию.

3.2 Основными задачами внутреннего контроля являются:

— компетентная проверка исполнения нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность Общества;

— организация постоянного и периодического контроля соответствия совершенных в предприятии финансовых и хозяйственных операций интересам Общества;

— анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;

— умелое, корректное оперативное исправление недочетов в деятельности исполнителей;

— анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности работников;

— изучение и анализ результатов деятельности работников, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации процесса и разработка на этой основе предложений по изучению, обобщению и распространению обслуживающего опыта и устранению негативных тенденций;

— оказание методической помощи работникам в процессе контроля.

3.3 Документация внутрихозяйственного контроля должна отражать задачи и цели предприятия, правила поведения руководства и иного персонала экономического субъекта при наступлении различных событий, организационную структуру предприятия, штатное расписание; функции подразделений предприятия; учетную политику экономического субъекта.

12Следующая ⇒

Дата добавления: 2017-01-28; просмотров: 155 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Информация Минфина РФ и мои комментарии

Минфин России выпустил документ «Информация № ПЗ-11/2013», который содержит рекомендации по организации и осуществлению экономическим субъектом (за исключением организаций сектора государственного управления) внутреннего контроля, предусмотренного законом о бухгалтерском учете.

 Требование об организации внутреннего контроля в законе о бухгалтерском учете

 Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

 Пунктом 2 ст. 19 установлено, что экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).

 Что такое внутренний контроль

 Внутренний контроль – это процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает (п. 3 Информации):

  •  эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
  •  достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;
  •  соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

 Иными словами, процесс учета и контроля в повседневной деятельности организации должен быть выстроен таким образом, чтобы в результате этой деятельности организация достигала поставленные перед нею цели, ради которых она создавалась.

 Например, целью коммерческой организации является получение прибыли и денежных средств, необходимых как для обеспечения потребностей текущей деятельности, так и для развития (инвестиционных проектов). Соответственно, руководство, менеджмент организации должны перманентно контролировать ключевые финансовые показатели, движение денежных средств, что возможно только при наличии оптимально выстроенной, продуманной системы внутренней (управленческой) отчетности. Все бухгалтеры знают, что пункт 4 ПБУ 1/2008 содержит требование о включении в состав учетной политики форм внутренней отчетности. Сейчас, когда понятие внутреннего контроля закреплено на законодательном уровне, игнорировать это требование не рекомендуется, поскольку такая позиция организации может квалифицироваться как несоблюдение законодательства о бухгалтерском учете.

 То же относится к бухгалтерской (финансовой) отчетности, на основании которой руководство (собственники, исполнительный орган) получает информацию о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств. Достоверная и своевременная бухгалтерская отчетность им нужна для оперативного принятия бизнес-решений. Согласно п. 48 ПБУ 4/99 организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года. Как минимум, ежемесячно должны составляться бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. При этом руководство может принять решение о включении в промежуточную отчетность отчета о движении денежных средств. Однако учитывая, что это самое руководство зачастую не знает об обязательности промежуточной отчетности, главные бухгалтеры предпочитают ее не составлять, что является примером несоблюдения законодательства о бухгалтерском учете. Такая ситуация возможна именно при отсутствии внутреннего контроля.

 Элементы внутреннего контроля

 Основными элементами внутреннего контроля экономического субъекта являются (п. 5 Информации):

  •  контрольная среда;
  •  оценка рисков;
  •  процедуры внутреннего контроля;
  •  информация и коммуникация;
  •  оценка внутреннего контроля.

 Контрольная среда

 Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности экономического субъекта, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю на уровне экономического субъекта в целом. Контрольная среда отражает культуру управления экономическим субъектом и создает надлежащее отношение персонала к организации и осуществлению внутреннего контроля (п. 6 Информации).

 Контрольная среда – это, в первую очередь, отношение руководства к необходимости внутреннего контроля.

 Например, если руководитель организации заинтересован в создании системы внутреннего контроля (СВК) в организации, то он потребует от руководителей подразделений регламентировать работу участков, за которые они отвечают.

Система внутреннего контроля в организации

Так, главный бухгалтер, понимая отношение руководителя к СВК, составляет учетную политику организации не как формальный документ, а как локальный нормативный акт, по которому будет работать не только бухгалтерия, но и все связанные службы. В частности, в учетную политику включается раздел «Документооборот» с описанием видов и форм первичных документов, порядком их составления и подписания, перечнем лиц, ответственных за оформление, проверку и отражение в учете первичных документов. С содержанием этого раздела под роспись знакомятся все исполнители и ответственные лица. Такой раздел учетной политики описывает процедуру внутреннего контроля.

 Оценка рисков

 Оценка рисков представляет собой процесс выявления и анализа рисков. Под риском понимается сочетание вероятности и последствий недостижения экономическим субъектом целей деятельности. При выявлении рисков экономический субъект принимает соответствующие решения по управлению ими, в том числе путем создания необходимой контрольной среды, организации процедур внутреннего контроля, информирования персонала и оценки результатов осуществления внутреннего контроля (п. 7 Информации).

 Применительно к бухгалтерскому учету и бухгалтерскойотчетности внутренний контролер (главный бухгалтер) должен оценить риски, которые могли повлиять на достоверность бухгалтерской отчетности. В данном случае речь идет о двух группах рисков:

1) риски бухгалтерского учета:

  •  в учете должны быть отражены только имевшие место факты хозяйственной жизни;
  •  отражение фактов хозяйственной жизни осуществляется сплошным образом в хронологическом порядке;
  •  наличие активов и обязательств, отраженных в учете и отчетности, подтверждено данными инвентаризации;
  •  денежная оценка и классификация (отражение в счетах бухгалтерского учета) активов и обязательств, доходов и расходов произведены в соответствии с требованиями законодательства по бухгалтерскому учету;
  •  информация об активах и обязательствах, доходах и расходах раскрыта в бухгалтерской отчетности полно в соответствии с требованиями законодательства по бухгалтерскому учету;

2) риски злоупотреблений:

  •  наличие и состояние системы внутреннего контроля в организации;
  •  возможность «обойти» внутренний контроль с целью присвоения активов; искажения данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской отчетности.

 Процедуры внутреннего контроля

 Процедуры внутреннего контроля представляют собой действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей экономического субъекта. Процедуры внутреннего контроля основываются на принципах и стандартах, составляющих контрольную среду экономического субъекта (п.п. 8, 8.4 Информации). Описание некоторых процедур внутреннего контроля содержится в п.п. 8.1 — 8.3 Информации.

 Процедуры внутреннего контроля регламентируются локальными нормативными документами организации (положениями, стандартами, инструкциями, приказами и т.п.).

 Например, к процедурам внутреннего контроля, обеспечивающим сохранность материальных ценностей, относятся:

  •  проведение инвентаризаций (утверждение положения или инструкции о порядке проведения инвентаризаций, ежегодное утверждение графика инвентаризаций, назначение постоянно действующей инвентаризационной комиссии, проведение внезапных инвентаризаций);
  •  утверждение перечня первичных документов, которыми оформляются приемка, отпуск и складской учет материальных ценностей; определение лиц, ответственных за оформление документов; установление порядка и сроков передачи документов в бухгалтерию;
  •  издание приказа с образцами разрешительных подписей должностных лиц на отпуск и приемку материальных ценностей; передача под роспись экземпляров такого приказа материально-ответственным лицам;
  •  инструкция для работников склада о порядке приема и отпуска материальных ценностей;
  •  организация охраны материальных ценностей (охранная сигнализация, собственная служба охраны или привлечение охранной фирмы);
  •  состояние весового хозяйства, поверка весов;
  •  оборудование складов, обеспечивающее нормальный учет материальных ценностей;
  •  журнал учета грузов (ввоза и вывоза) на пункте охраны;
  •  составление обязательных экземпляров товарно-транспортной накладной (товарной накладной, транспортной накладной) для пункта охраны, которые ежедневно передаются в бухгалтерию с отметкой охраны о дате и времени вывоза материальных ценностей;
  •  определение мест хранения товарно-материальных ценностей и закрепление за ними материально-ответственных лиц;
  •  прием на работу материально-ответственных лиц по согласованию с главным бухгалтером;
  •  заключение договоров о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности с материально-ответственными лицами;
  •  ежемесячная сверка материально-ответственных лиц с бухгалтерией по остаткам материальных ценностей в складском и бухгалтерском учете.

 Информация и коммуникации

 Основным источником информации для принятия решений являются информационные системы экономического субъекта. Качество хранимой и обрабатываемой в них информации может существенно влиять на управленческие решения экономического субъекта, эффективность внутреннего контроля (п. 9 Информации).

 Коммуникация представляет собой распространение информации, необходимой для принятия управленческих решений и осуществления внутреннего контроля. Например, персонал экономического субъекта должен быть осведомлен о рисках, относящихся к сфере его ответственности, об отведенной ему роли и задачах по осуществлению внутреннего контроля и информированию руководства (п. 9.1 Информации).

 Оценка внутреннего контроля

 Оценка внутреннего контроля осуществляется не реже одного раза в год в отношении элементов внутреннего контроля с целью определения их эффективности и результативности, а также необходимости их изменения (п. 10 Информации).

 Основным видом оценки является непрерывный мониторинг, который может осуществляться руководством экономического субъекта в форме регулярного анализа результатов деятельности экономического субъекта, проверки результатов выполнения отдельных хозяйственных операций, регулярной оценки и уточнения внутренней организационно-распорядительной документации и других формах (п. 10.1 Информации).

4. Организация внутреннего контроля

Внутренний контроль – насущная необходимость любой компании

Порядок организации внутреннего контроля, в том числе обязанности и полномочия подразделений и персонала экономического субъекта, определяются в зависимости от характера и масштабов деятельности экономического субъекта, особенностей его системы управления.

18. При организации внутреннего контроля необходимо исходить из того, что:

а) внутренний контроль должен осуществляться на всех уровнях управления экономическим субъектом, во всех его подразделениях;

б) в осуществлении внутреннего контроля должен участвовать весь персонал экономического субъекта в соответствии с его полномочиями и функциями;

в) полезность внутреннего контроля должна быть сопоставима с затратами на его организацию и осуществление.

18.1. Внутренний контроль, как правило, осуществляют:

а) органы управления экономического субъекта;

б) ревизионная комиссия (ревизор) экономического субъекта;

в) главный бухгалтер или иное должностное лицо экономического субъекта, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета (физическое или юридическое лицо, с которым экономический субъект заключил договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета);

г) внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) экономического субъекта;

д) специальные должностные лица, специальное подразделение экономического субъекта, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля, предусмотренного иными федеральными законами;

е) другой персонал и подразделения экономического субъекта.

18.2. Организация и оценка внутреннего контроля может осуществляться экономическим субъектом самостоятельно или (и) внешним консультантом (в том числе аудиторской организацией).

19. Для организации внутреннего контроля экономический субъект может создать специальное подразделение (службу внутреннего контроля).

19.1. Специальное подразделение внутреннего контроля (служба внутреннего контроля) экономического субъекта:

а) осуществляет методическое обеспечение организации и осуществления внутреннего контроля;

б) координирует деятельность подразделений по организации и осуществлению внутреннего контроля.

19.2. Создание специального подразделения внутреннего контроля (службы внутреннего контроля) обоснованно в случаях, когда:

а) задачи и объем деятельности по организации внутреннего контроля таковы, что экономически целесообразно возложить исполнение этой функции на подразделение, осуществляющее указанную деятельность на постоянной основе;

б) в силу специфики деятельности экономического субъекта для обеспечения эффективности внутреннего контроля требуется накопление, сохранение и передача специальных знаний, навыков и опыта;

в) риски деятельности экономического субъекта настолько высоки, что обеспечение эффективности внутреннего контроля предполагает деятельность специального подразделения внутреннего контроля (службы внутреннего контроля) на постоянной основе;

г) существуют требования законодательства или регулятора финансового рынка о создании экономическим субъектом специального подразделения внутреннего контроля (службы внутреннего контроля).

20. При организации и осуществлении внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни субъект малого предпринимательства должен руководствоваться требованием рациональности. В случае если какие-либо элементы внутреннего контроля не могут быть применены субъектом малого предпринимательства, его руководитель может организовать внутренний контроль любым другим способом, который обеспечивает достижение целей организации и осуществления внутреннего контроля. Например: руководитель субъекта малого предпринимательства может принять на себя все функции по организации и осуществлению внутреннего контроля; если численность персонала экономического субъекта не позволяет осуществить разграничение полномочий и ротацию обязанностей, субъект малого предпринимательства может использовать другие процедуры внутреннего контроля, которые позволяют покрыть имеющиеся риски (сверку, надзор).

Аналогичный подход может применяться отдельными формами некоммерческих организаций.

21. Пример распределения полномочий и функций по организации и осуществлению внутреннего контроля экономического субъекта, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам, приведен в приложении N 2 к настоящему документу.

22. Привлечение внешнего консультанта для организации или оценки внутреннего контроля целесообразно в следующих случаях:

а) собственные ресурсы экономического субъекта недостаточны для выполнения задач по организации или оценке внутреннего контроля в установленные сроки;

б) затраты на создание и содержание специального подразделения внутреннего контроля (службы внутреннего контроля) или внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита) превышают стоимость привлечения независимого консультанта (аудиторской организации) для выполнения задач по организации или оценке внутреннего контроля соответственно;

г) заинтересованность руководства экономического субъекта в независимости оценки внутреннего контроля;

д) использование стандартных, апробированных подходов к организации или оценке внутреннего контроля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *