Внутренний контроль в банке

Внутренний контроль в банке

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ А.Ю. Кидяева, студент

Научный руководитель: О.В. Курныкина, д-р экон. наук, профессор Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)

Аннотация. В данной работе представлены результаты изучения системы внутреннего контроля в ряде российских и зарубежных банков, которые позволяют утверждать, что: система внутреннего контроля в банке — одна из важнейших составляющих его функционирования; организация данной системы предполагает проверку и оценку деятельности работников банка по достижению установленных целей, поставленных руководством банка; система внутреннего банковского контроля получила широкое распространение как среди российских, так и среди иностранных банков; ёе создание обусловлено не только требованиями со стороны законодательства, но и в связи с высоким предпринимательским риском, характерным для банковского сектора.

Ключевые слова: система внутреннего контроля, аудит, коммерческий банк, российский банк, иностранный банк, внутренний аудит.

Общая организация системы внутреннего контроля в коммерческих банках определяется Положением Банка России от 16 декабря 2003 г. №242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».

Основной целью формирования системы внутреннего контроля является совершенствование и повышение эффективности своего бизнеса.

Обязательность проведения внутреннего банковского контроля вызвана:

— высоким уровнем предпринимательского риска;

— необходимостью соответствия требованиям законодательства.

Можно отметить, что система внутреннего контроля банков, несмотря на наличие значительной нормативной базы не всегда эффективна, что подтверждается отзывом лицензий. Вероятно, что при наличии должной системы внутреннего контроля и своевременно проведенного аудита, для части подверженных ликвидации банков процедура банкротства не была необходима и они продолжали бы функционировать.

В Положение Банка России №242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» представлено определение системы внутреннего контроля.

Система внутреннего контроля — совокупность системы органов и направлений внутреннего контроля, обеспечивающая соблюдение порядка осуществления и достижения целей, установленных законодательством Российской Федерации, настоящим Положением, учредительными документами кредитной организации .

Система внутреннего контроля и аудита включает в свою компетенцию такую важную функцию как обеспечение проверки и оценки деятельности работников банка по достижению установленных целей, поставленных руководством банка.

Прежде всего в ведомство внутреннего аудита и контроля входит проверка следующей информации:

— о соблюдении принципов действующего законодательства;

— проверка точности и достоверности отражения производимых банком операций и их отражения в учете;

— выявление необходимости и целесообразности введения новых видов услуг;

— выявление рисков, разработка методов их предотвращения и контроля.

Рассмотрим построение внутреннего контроля в российских и зарубежных банках. В целях проведения сравнительного анализа из числа ведущих российских банков были выбраны Сбербанк и Московский кредитный банк. В качестве представителей зарубежной банковской системы

были выбраны следующие представители: Deutsche bank, HSBC Bank и Zions Bancorporation.

Так, по результатам исследования было выявлено, что внутренний контроль в банке осуществляют:

— органы управления банка;

— наблюдательный совет банка;

— ревизионная комиссия;

— руководители и главные бухгалтеры банка;

— служба внутреннего аудита;

— служба внутреннего контроля;

— комитет по аудиту и рискам;

— иные подразделения и служащие, осуществляющие внутренний контроль.

Функционал службы внутреннего контроля базируется на специальной конфиденциальной программе, утвержденной правлением. Так например в структуре наблюдательного совета чаще всего формируются следующие комитеты:

— комитет по аудиту;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— комитет по назначениям;

— комитет по стратегическому планированию и рынкам капитала;

— комитет по вознаграждениям и кадрам;

— комитет по управлению рисками банка;

— комитет по посредничеству;

— комитет уязвимости финансовой системы;

— комитет по противодействию коррупции.

Каждый из комитетов, как отдельное подразделение имеет собственного Председателя, регулярно проводит заседания и отвечает по своим обязательствам.

В целях выявления сходства и различий в организации системы внутреннего контроля между российскими и зарубежными банками был проведен их сравнительный анализ (табл. 1.).

Итак, можно сделать вывод, что как для отечественных банков, так и для зарубежных характерно создание Наблюдательного совета в качестве органа управления, осуществляющего руководство деятельностью банка в период между ежегодными собраниями акционеров в соответствии с компетенцией, предоставляемой ему по законодательству и по уставу.

Кроме того, нами было выявлено, что:

— российские банки, в отличие от зарубежных, отражают подробную информацию о членах Наблюдательного совета и комитетов, указывая при этом независимых директоров;

— как отечественные, так и зарубежные банки выставляют не все внутренние документы, регулирующие деятельность комитетов и служб, в общий доступ на своих интернет сайтах.

Однако, состав комитетов, входящих в Наблюдательный совет, значительно разнится. Так, в российских банках выделяется 3-4 комитета в зависимости от разграничения делегированных полномочий. Для зарубежных банков характерно разделение данных комитетов, но при этом отсутствуют иные службы и департаменты по этим направлениям — только комитеты, за исключение американского банка, где внутренним аудитом занимаются два независимых между собой комитета.

В случае с комитетами по кадрам и вознаграждениям, выявлено что они присутствуют во большинстве рассматриваемых банков. Однако, следует отметить, что комитеты по стратегическому планированию присутствуют исключительно в структуре внутреннего контроля российских банков. Идентична ситуация с созданием ревизионной комиссии — в зарубежных банках она отсутствует, тоже касается и служб внутреннего контроля.

Таблица 1. Структура системы внутреннего контроля банков

Банк Сбербанк Московский кредитный банк Deutsche bank HSBC Bank Zions Bancorpora-tion

Страна Россия Россия Германия Британия США

Орган управления Наблюдательный совет Наблюдательный совет Наблюдательный совет Наблюдательный совет Наблюдательный совет

Число комитетов органа управления 4 3 6 7 3

Внутренний аудиторский контроль Комитет по аудиту; Служба внутреннего аудита Комитет по аудиту и рискам; Департамент внутреннего аудита Комитет по аудиту Комитет по аудиту Комитет по аудиту; Комитет по надзору внутреннего аудита

Контроль рисков Комитет по управлению рисками; Служба управления рисками Комитет по аудиту и рискам Комитет по рискам Комитет по рискам Комитет по рискам

Контроль вознаграждений Комитет по кадрам и вознаграж-де-ниям Комитет по вознаграждениям, корпоративному управлению и назначениям Комитет по назначениям; Комитет по контролю за компенсациями Комитет по назначениям; Комитет по вознаграждениям Отсутствует

Контроль стратегического управления Комитет по стратегическому планированию Комитет по стратегии и рынкам капитала Отсутствует Отсутствует Отсутствует

Контрольный орган управления Ревизионная комиссия Ревизионная комиссия Отсутствует Отсутствует Отсутствует

Службы внутреннего контроля Служба внутреннего контроля Отсутствует Отсутствует Отсутствует Отсутствует

Контроль соблюдения ценностей и учетной политики Отсутствует Отсутствует Отсутствует Комитет по установлению ценностей и поведения Отсутствует

Надзор за социальной деятельностью Отсутствует Отсутствует Отсутствует Комитет по надзору за благотво-рительно-стью и социальными инвестициями Отсутствует

Иные органы контроля Отсутствует Отсутствует Комитет по по-средни-честву; Комитет по борьбе с коррупцией Комитет по уязвимости финансовой системы Отсутствует

На основании проведенного анализа положений в системе внутреннего контроля банков, взятых с их официальных сайтов рассматриваемых банков, можно сделать вывод, что российские банки предоставляют больший объем информации о своей деятельности, структуре системы внутреннего контроля и ее особенностях, а также числу членов Наблюдательного совета и комитетов, доли независимых ди-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ректоров в их составе, по сравнению с зарубежными.

Что же касается российских и иностранных банков, то все комитеты и службы подотчетны Наблюдательному совету, который в свою очередь отчитывается перед Общим собранием акционеров, за исключением ревизионной комиссии, не создаваемой зарубежными банками, подот-

четной исключительно Общему собранию однако, могут быть как объединенными в акционеров банка. один комитет, так и работать обособленно.

В целом организация системы внутрен- Различия главным образом заключают-

него контроля российских и зарубежных ся в том, что:

банков имеют значительное сходство. Так 1. В зарубежных банках отсутствует

можно выделить следующие сходства: объединение комитетов, распространенное

1. Центральным органом управления, в России, комитеты создаются обособлен-которому непосредственно подотчетны все но по направлениям деятельности. комитеты и службы является Наблюда- 2. В зарубежных банках отсутствуют тельный совет, который в свою очередь дополнительные службы внутреннего кон-состоит из данных комитетов. троля, исключением может служить толь-

2. Создание схожих по функционалу ко департамент внутреннего аудита. комитетов по аудиту и комитетов по 3. В зарубежных банках создание реви-управлению рисками, которые, однако, зионных комиссий не практикуется. могут быть как объединенными в один 4. В зарубежных банках отсутствуют комитет, так и работать обособленно. отдельные комитеты, решающие вопросы

3. Создание схожих по функционалу стратегического планирования деятельно-комитетов, решающих вопросы назначе- сти.

ний и выплаты вознаграждений, которые, 5. В зарубежных банках создаются от-

дельные комитеты по борьбе с коррупцией Библиографический список

1. Положение Банка России от 16 декабря 2003 г. № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»

2. Барабанова А.А. Внешний и внутренний аудит как инструмент обеспечения устойчивого развития кредитной организации // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. — 2017. — №9.

3. Курныкина О.В. Роль внутреннего аудита в оценке качества банковской деятельности // Банковские услуги. — 2010. — №7.

4. Малыхин Д. Особенности функционирования внутреннего контроля и аудита в банках // Вестник Омского университета. Серия «Экономика», 2004

7. Внутренние документы и положения о комитетах и службах Сбербанка, доступные на официальном сайте банка: http://www.sberbank.com/ru

8. Внутренние документы и положения о комитетах и службах Московского кредитного банка, доступные на официальном сайте банка: https://mkb.ru

9. Внутренние документы и положения о комитетах и службах Deutsche bank, доступные на официальном сайте банка: https://www.db.com

10. Внутренние документы и положения о комитетах и службах HSBC Bank, доступные на официальном сайте банка: http://www.hsbc.com

11. Внутренние документы и положения о комитетах и службах Zions Bancorporation, доступные на официальном сайте банка: http://www.zionsbancorporation.com

THE SYSTEM OF INTERNAL CONTROL IN COMMERCIAL BANKS A.Yu. Kidyaeva, student

Опубликовано в 2016, Выпуск Май 2016, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | Нет комментариев

Халилова М.Х.1, Сергеева С.М.2

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ БАНКА

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы оценки кредитного портфеля банка, проанализированы изменения качества кредитного портфеля. Предложены рекомендации по принятию управленческих решений риск-менеджментом банка, которые могут быть направлены на повышение его эффективности.

Ключевые слова: банки, кредитный риск банка, банковский кредитный портфель, банковский риск-менеджмент.

Khalilova M.Kh.1, Sergeeva S.M.2

QUALITY ASSESSMENT OF THE BANK LOAN PORTFOLIO

Abstract

Keywords: banks, credit risk of the bank, the bank’s loan portfolio, bank risk-management.

Банковская система России сталкивается периодически с кризисными явлениями, которые оказывают значительное влияние на условия экономической деятельности и её развитие. Сейчас экономика и банковский сектор России испытывают негативные процессы, вызванные девальвацией национальной валюты, повышением процентных ставок и усилением инфляционных процессов. Поэтому, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью в усовершенствовании теоретических и практических методов построения комплексной системы оценки и методов эффективного управления качеством кредитных портфелей банков России.

Цель исследования состоит в разработке методических и практических подходов, позволяющих осуществить оценку качества кредитного портфеля, и предложение рекомендаций по принятию эффективных решений со стороны риск-менеджмента банка, способных повысить его качество.

Основным видом банковской деятельности продолжает оставаться кредитование. Это делает процесс оценки кредитного риска первоочередной задачей для риск-менеджмента. Банками разрабатывается политика и процедуры, позволяющие провести идентификацию, контроль и управление кредитным риском, а также сопутствующие положения и методики. Важную роль при оценке кредитного риска играет выделение основных сегментов в целях оценки финансового состояния контрагента.

Руководящими структурами банка, Советом директоров и Правлением Банка, а также Кредитным комитетом разрабатывается и утверждается кредитная политика Банка, на регулярной основе проводятся риск-отчеты, которые позволяют оценить состояние кредитного портфеля и провести оценку эффективности осуществляемого управления кредитным риском в рамках принятых на себя полномочий.

Источником возникновения банковского кредитного риска в научных исследованиях по риск-менеджменту и на банковской практике рассматривается дефолт (default), то есть фактическое неисполнение или неполное исполнение клиентом-заемщиком прописанных условий кредитного договора (контракта) .

Формирование кредитного риска происходит из-за различных факторов, которые зависят как от самого заемщика, так от политики банка. Наиболее значимыми факторами, которые оказывают сильное влияние, являются кредитоспособность контрагента и характер проводимой сделки. К сущностному фактору, оказывающему влияние на значение кредитного риска банка, относят организацию самого кредитного процесса .

Значимыми составляющими организации кредитного процесса, позволяющие управлять банковским кредитным риском, являются: разработка методологических документов, которые бы позволили регулировать кредитные сделки; установление четких процедур по рассмотрению анкет и заявок; достоверность полученных разрешений на выдачу ссуды, разработка обязательных требований к ведению кредитного досье заемщика; эффективный контроль над наличием обоснования выдаваемой ссуды и реальности источников для её погашения; реализация работы аналитического отдела банка, а также высокая степень информированности о клиентах.

Осуществляя оценку качества кредитного портфеля эксперты применяют систему, в которую входят как абсолютные, так и относительные показатели, позволяющие учитывать долю отдельно взятых ссуд в структуре кредитного портфеля.

Коэффициент качества кредитного портфеля можно представить в виде отношения просроченной задолженностью по кредитным операциям к сумме всей задолженности по ссдуам, то есть ссудному долгу, взятому без процентов:

, (1)

где ПЗС – просроченная задолженность по ссудам,

ЗС – задолженность по ссудам.

Согласно методическим рекомендациям Центрального Банка РФ определяется отношением расчётного резерва на возможные потери и убытки по ссудам ко всей сумме задолженности по основному долгу. Значение , превышающее 10 %, указывает на высокое значение кредитного риска банка. На Рис. 1, представлена динамика изменения для 30 крупнейших банков РФ.

Рис. 1 – Динамика просроченной задолженности и РВПС.

Источник: составлено автором URL: www.cbr.ru – Сводная статистическая информация по крупнейшим банкам.

Проанализировав аналитические материалы, публикуемые Центральным Банком РФ, было выявлено, что годовые темпы прироста кредитов растут с меньшими темпами, чем происходит рост просрочки ссудной и приравненная к ней задолженность. Это свидетельствует о неэффективной политики управления банком

Чтобы решить проблемы с проблемными кредитами, банки начинают реструктуризировать уже ранее выданные ссуды, надеясь на оздоровление заемщиков. В связи с ухудшением экономической ситуации, объем просроченной задолженности возрастает. В долгосрочной перспективе банки еще больше ухудшают качество и структуру кредитного портфеля (Рис.1, Таблица 1).

Таблица 1 – Структура кредитного портфеля

Источник: составлено автором URL: www.cbr.ru – Сводная статистическая информация по крупнейшим банкам.

Все банки, пытаясь повысить качество своего кредитного портфеля, встают перед выбором своей стратегии. Некоторые кредитные организации предпочитают формировать риск-нейтральный портфель кредитов, который характеризуется низкой степенью риска и низким уровнем доходности.

Ряд банков предпочитают формировать сбалансированный портфель кредитов, в котором возможно повышение доли риска, позволяющее усилить свои конкурентные преимущества или привлечь новых заемщиков.

Наиболее предпочтительным является оптимальный портфель кредитов. Он подразумевает полное соответствие между генеральной линией развития банковской структуры и плановыми показателями.

Качественно сформированный портфель кредитов способен обеспечить максимальный уровень прибыли с заданным значением кредитного риска и существующей ликвидностью банковского баланса.

В целях управления кредитным риском банками проводится взвешенная лимитная политика. Банковские лимиты устанавливаются в разрезе направлений осуществляемой деятельности, учитывая при этом специфику проводимых операций.

В исследовании представлен набор ключевых параметров, согласно которым величина лимитов устанавливается на контрагентов банка индивидуально в целях ограничения рисков по осуществляемым с ними операциям:

  • кредитоспособность заемщика и его финансовая устойчивость;
  • кредитная история клиента и его репутация;
  • отраслевая и региональная принадлежность заемщика;
  • специфичность запрашиваемого кредитного продукта и риски ему сопутствующие;
  • уровень обеспечения кредитной сделки;
  • рыночная конъюнктура и макроэкономическая ситуация, наблюдаемая в отрасли, регионе и стране.

При управлении кредитным риском банки устанавливают портфельные лимиты в целях ограничения совокупного объема кредитного риска на заемщиков, связанных с Банком, на относящихся к одной отрасли компании, а также на операции с клиентами, подверженные банковским рискам.

Под кредитные операции банки создают резервы, адекватные принимаемым на себя рискам . Во весь срок действия заключенных кредитных сделок банки осуществляют периодический мониторинг кредитоспособности заемщиков и их платежной дисциплины, проводят оценку предлагаемого обеспечения и проводят последующий контроль над изменением его ликвидности и рыночной стоимости, а также проводят регулярный мониторинг всего кредитного портфеля банка с учетом основных клиентских сегментов.

В целях внедрения различных подходов управления банковским кредитным риском, основу которых составляет мировая практика, а также рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору, кредитные организации разрабатывают специальные методы оценки кредитного риска, которые позволяют присвоить внутренний рейтинг каждому заемщику и дать оценку вероятности наступления дефолта. Разрабатываемые модели позволяют оценить стоимость под риском на момент наступления дефолта заемщика и ожидаемую величины потерь. В целях увеличения доходности осуществляемых кредитных операций и эффективности использования банковского экономического капитала в кредитный процесс интегрируют показатель RAROC – доходность на капитал, скорректированная на риск (Risk-adjusted Return on Capital), что подразумевает установление планового значения относительного показателя и осуществление последующего контроля над его соблюдением . Периодически банками проводится стресс-тестирование портфеля кредитов, которое позволяет выявить возможные последствия макро- и микроэкономических событий и адекватно отреагировать на их проявления.

Учитывая рост валютных и макроэкономических рисков, банками разрабатываются меры, направленные на усиление подходов к управлению качеством кредитного портфеля. В том числе банки начинают вводить повышенные требования к финансовой устойчивости заемщика и к качеству предлагаемого им обеспечения для ряда отраслей и сфер деятельности, на которых сильнее всего может отразиться либо уже отразилось ухудшение рыночной ситуации. Приоритет отдается в основном кредитованию клиентов, обладающих высокую кредитоспособность и способных предоставить надежное и ликвидное обеспечение имеющихся обязательств перед банками.

Таким образом, при проведении анализа банковской деятельности значимыми показателями являются именно структура и качество кредитного портфеля банка. Кроме того, указанные показатели способны оказывать влияние на рейтинг, присваиваемый кредитной организации. Поэтому выстраивание системы риск-менеджмента банка должно проводиться так, чтобы обеспечить наибольшую прибыть от кредитной деятельности при сведении к минимуму связанного с ней кредитного риска. Это достаточно непростая задача, требующая компетентного подхода.

Литература

References

Внутренний контроль

Внутренний контроль Банка — это осуществляемая Советом директоров, исполнительными и контрольными органами, должностными лицами и иными сотрудниками Банка деятельность, направленная на достижение следующих целей:

  • обеспечение эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления банковскими рисками;
  • обеспечение достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и предоставления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности, а также информационной безопасности;
  • обеспечение соблюдения действующего законодательства РФ, стандартов саморегулируемых организаций, членом которых является Банк, учредительных и внутренних документов Банка.
  • обеспечение исключения вовлечения Банка и участия его служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также своевременного представления в соответствии с действующим законодательством РФ сведений в органы государственной власти и Центральный Банк Российской Федерации.

Внутренний контроль Банка осуществляется системой органов внутреннего контроля, к которым относятся:

  • органы управления Банка (Общее собрание акционеров, Совет директоров Банка, Председатель Правления Банка и Правление Банка)
  • Ревизионная комиссия;
  • главный бухгалтер Банка (его заместители);
  • руководители и главные бухгалтеры филиалов Банка (их заместители);
  • Служба внутреннего аудита;
  • Служба внутреннего контроля;
  • Департамент кибербезопасности;
  • Управление комплаенс;
  • Контролер профессионального участника рынка ценных бумаг;
  • Департамент финансового мониторинга.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Банка осуществляет избираемая Общим собранием акционеров Ревизионная комиссия Банка. Функции, порядок избрания и деятельности Ревизионной комиссии определяются действующим законодательством РФ, нормативными актами, Уставом и Положением о Ревизионной комиссии Банка. Члены Ревизионной комиссии постоянно повышают свою компетентность в области банковской деятельности и выносят объективные суждения при осуществлении ими контрольных функций.

Для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской отчетности Банк ежегодно привлекает профессиональную аудиторскую организацию (внешнего аудитора), не связанную имущественными интересами с Банком или его акционерами.

Для проверки годовой консолидированной финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, Банк привлекает независимого аудитора международной отчетности.



В статье рассмотрены различные аспекты организации систем контроля в организациях, осуществляющих банковскую деятельность. Необходимость внедрения данных систем в кредитной организации необходимо для минимизации внутренних и внешних рисков Банка. На данный момент системы контроля во многих банках формируются из нескольких этапов: внутренний аудит, внешний аудит, контроль соответствия требованиям текущего законодательства(compliance). Очень важно обеспечить, прежде всего, безошибочную и качественную проверку внутренних процессов, так как этап внутреннего аудита первичен и риски потерь на данном этапе значительно ниже, чем на последующих этапах. Аудитор должен быть независим и компетентен, как правило это внутренний сотрудник отдельного подразделения. Многолетний опыт сотрудников, занятых в банковской сфере позволил сформировать систему, которая на данный момент работает эффективно в большинстве случаев, но нельзя исключать человеческий фактор и возможное несовершенства системы.

Ключевые слова: банк, аудит, сompliance-контроль, нормативно-правовые акты, урегулирование убытков.

Наиболее приоритетное направление развития банковской сферы — обеспечение безопасности и сохранности, как конфиденциальных данных клиентов и банка, так и ценностей, принадлежащих им. Особенно это актуально в век высоких технологий, когда кажется, для обученных хакеров нет ничего невозможного, а вся информация из любых источников, кажется, лежит на поверхности. Кредитные организации подвержены особенному вниманию злоумышленников, как внешних, так и внутренних. Для всестороннего обеспечения безопасного взаимодействия клиентов и банка необходима современная эффективная система контроля.

Задачи внутреннего аудита банка предельно просты: необходимо соблюдение интересов вкладчиков, акционеров банка, клиентов, а так же предоставление достоверной и полной информации о деятельности кредитной организации, компетенции сотрудников, соответствие деятельности организации правовому полю, в котором она существует, минимизация финансовых и репутационных рисков организации. За счет эффективных действий контролеров и обеспечивается должная надежность работы финансовой системы кредитной организации.

Основные принципы осуществления эффективных проверок в области корпоративной этики, внутренних процессов организаций, финансовых рисков были продиктованы развитием рыночной экономики в западных странах, преимущественно в США, Германии, Великобритании. Основываясь на этих принципах специальной комиссией COSO(Комиссия Трэдвея) были выведены несколько степеней защиты от различного рода угроз, сопровождающих экономическую деятельность кредитных организаций: внутренний аудит, внешний аудит, контроль соответствия требованиям текущего законодательства(compliance).

Первая степень защиты предназначена для внутренней проверки процессов деятельности банка и предполагает различного рода оценку соответствия операционной деятельности базовым показателям эффективности, стандартам и внутренним уставным нормативам. Корректная организация данного процесса обеспечивает уход от возможных потерь и ведет к предотвращению ошибок на первичных этапах оказания финансовых услуг. Регулярная ревизия так же положительно влияет на развитие и совершенствование внутренних процессов, обеспечивает информированность вышестоящих инстанций о текущей деятельности и обеспечивает корректность и соответствие нормативным актам внутреннюю отчетность. Устранение ошибок и несовершенных процессов обработки запросов клиентов так же является неотъемлемой частью процесса проведения внутреннего аудита. Очень важно избежание непредвиденных и непредсказуемых событий, которые могут возникнуть в любой момент при дальнейших внешних проверках. Как правило за внутренний контроль отвечает руководство отдела, в котором проводится проверка и вся ответственность возлагается на лиц, принимающих решения в отдельно взятом подразделении. Под пристальным вниманием контролеров первого этапа проверок находится основная внутренняя операционная деятельность подразделений.

Вторая степень защиты предполагает compliance (в переводе с английского означает согласие, соответствие с чем-либо) — контроль соответствия требованиям текущего законодательства. Осуществляют контроль данного этапа, как правило, надзорные органы, специализированные комитеты, имеющие особые полномочия, позволяющие сформировать информативный отчет о соответствии деятельности организации правовым нормам, законодательству и текущим стандартам внешних надзорных органов. Основные задачи надзорных комитетов: обеспечить устранение возможных угроз, связанных в том числе и с последними обновлениями законодательства, обеспечение информированности вышестоящих инстанций о нарушениях и слабых местах документационного обеспечения деятельности финансовой организации.

Compliance — в первую очередь внутренний, сводится к соблюдению законодательства посредством создания внутренних методологических указаний, предназначенных для корректных действий в правовом поле. Проведение методологической работы на основе отчетов после проверок является частью данного важнейшего этапа внутреннего аудита.

Итоговые результаты внутренних проверок на этапах внутреннего аудита и compliance обеспечивают информированность руководства и таким образом положительно влияют на эффективность операционной деятельности организации после проведения необходимых процедур улучшения процессов и усиления контроля слабых мест системы взаимодействия подразделений как внутри организации, так и за ее пределами.

Внешний банковский аудит проводится Банком России и его основной задачей является обеспечение контроля за действиями управляющего состава кредитных организаций, с целью защиты собственности участников финансовой сферы экономики.

В соответствии с Положением Банка России от 16 декабря 2003 г. N 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах». Разработаны единые стандарты внешнего банковского аудита, которые, в свою очередь, соответствуют всем стандартам международного права. В последней редакции было внесено дополнение главы 2 подпунктом 2.5 В случае если в соответствии со статьей 11.1–2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» в банке с базовой лицензией функции руководителя службы внутреннего контроля исполняет руководитель службы управления рисками, он при осуществлении функций руководителя службы внутреннего контроля должен руководствоваться требованиями главы 4.1 настоящего Положения. Глава 4. 1 в свою очередь описывает основные функции внутреннего банковского аудита, освещенные ранее.

По состоянию на первый квартал 2018 года в различных подразделениях внутреннего аудита банков были задействованы около 10 тыс. человек. (Таблица№ 1)

Таблица 1

Личный состав работников СВА вбанках России по состоянию на 01.03.2018г.

Объем активов банков

(млрд. руб.)

Кол-во кредитных организаций

Отделы СВА кредитных организаций, ед.

Среднее количество отделов СВА, ед.

Отделы внутреннего контроля, ед.

Среднее количество отделов внутреннего контроля

50–100

10–50

5–10

Менее 5

Итого:

4,2

3,8

Согласно данным, предоставленным в таблице, в 2018 году сильно сократилось количество банковских служащих, в том числе сотрудников внутреннего контроля и СВА. Связано это напрямую с массовым отзывом лицензий Банком России в течение последних нескольких лет. Число банков сократилось с 729 до 479. При этом общая тенденция распределения Банков в рейтинге по объему активов не изменилась. Хотел бы обратить особое внимание, что наибольшее количество структурных подразделений контролирующих отделов сосредоточено непосредственно в самых крупных банках с объемами активов от 100 млрд рублей.

Средняя численность сотрудников СВА и внутреннего контроля как правило не превышает 1,5 % от общей численности сотрудников в организации.

Из данных приведенных выше можно сделать вывод, что далеко не все кредитные организации в России уделяют должное внимание качественному осуществлению контроля внутренней операционной деятельности организации. Это, вероятнее всего, связано с неверной расстановкой приоритетов руководства в кредитной организации. Фактически, недостаточное обеспечение штата внутреннего аудита в банках приводит к номинальному исполнению стандартов регулятора, что негативно влияет на развития бизнеса.

Несмотря на это, важно отметить, что за время существования банковской системы в России накоплен необходимый опыт для осуществления эффективной поддержки кредитных организаций, разработаны технологические процессы, направленные на минимизацию человеческого труда и исключение человеческого фактора при проверке больших объемов данных. В свою очередь регулятор постоянно развивает и совершенствует систему контроля над финансовыми институтами в рамках своих полномочий. Основные направления деятельности, направленной на создание универсальной национальной системы контроля Банков:

  1. разработка единых подходов к формированию достаточных полномочий служб внутреннего контроля и аудита для выполнения своих функциональных обязанностей, а также к проведению процедур внутреннего контроля, в том числе регламентирующих организацию работы по управлению основными рисками и т. д.;
  2. установление общих подходов к разработке и реализации программ повышения качества внутреннего аудита; эффективной организации и сопровождению деятельности внутреннего аудита;
  3. совершенствование процедур и требований к подготовке рекомендаций по результатам проведенных службами внутреннего контроля и аудита мероприятий, а также осуществления контроля за устранением нарушений, выявленных ими в процессе мероприятий;
  4. обеспечение условий для плодотворного взаимодействия служб внутреннего контроля и аудита с его заказчиками и собственниками (акционерами) и поддержки со стороны высшего исполнительного руководства;
  5. усиление требований к аттестации сотрудников служб внутреннего аудита, в том числе и путем рекомендаций внутренним аудиторам подтверждать свой профессионализм получением соответствующих профессиональных сертификатов и квалификаций, предлагаемых международным Институтом внутренних аудиторов и другими профессиональными организациями.

Подводя итог хотелось бы отметить важность и необходимость развития направления внутреннего и внешнего аудита банковского сектора экономики России. Необходимо постоянно создавать и улучшать имеющиеся методики контроля, внедрять новейшие технологические процессы, использовать инновации в подходе к различного рода проверкам, ведь обеспечение безопасности, сохранности и должной обработки объемных потоков данных в финансовой сфере — основа благополучия очень важного сегмента экономики — Банковского сектора.

Литература:

Шайлиева Фатима Магометовна,студентка 5 курса, СевКавГГТА, г. Черкесскfatja90@mail.ruУзденова Фатима Магамедовна, заведующая кафедры бухгалтерского учёта, СевКавГГТА, г. Черкесск
Роль внутреннего контроля в банках и его совершенствование (на примере ОАО «Сбербанк России»)
Аннотация. В условиях интенсивного развития банковского бизнеса в России организация внутреннего контроля в банках является одним из наиболее серьёзных факторов, способных оказать влияние на состояние отдельной кредитной организации и банковской системы в целом.Ключевые слова: Банк, внутренний контроль, система внутреннего контроля, элементы системы внутреннего контроля, элементы процесса внутреннего контроля.
Каждый из нас практически ежедневно применяет самоконтроль или, другими словами, внутренний контроль. Это происходит, когда мы закрываем дверь перед уходом из дома (сохранение наших активов –того, что находится в квартире), проверяем счёт в ресторане (сохранение денежных средств –не платить же больше, чем должен –и, одновременно, проверка правильности учётных записей в виде оформлённого счёта), покупаем страховку (желание обезопасить себя от возможной потери активов в будущем), выбираем оптимальный маршрут движения (эффективное использование ресурсов, в данном случае –времени и денег). И подобных примеров много.А вот некоторые примеры недостаточного контроля. Хакеры проникают в систему электронных расчётов банка и крадут несколько сотен тысяч долларов; компанияпроизводитель тратит несколько миллионов долларов на устранение неисправности в тормозной системе проданных автомобилей –престиж дороже денег; самолёт попадает в катастрофу по причине некачественного топлива. Все эти негативные, порой трагичные, события стали возможны, прежде всего, изза недостаточно эффективной системы внутреннего контроля или системы контроля качества, которая по смыслу близка системе внутреннего контроля.Внутренний контроль в банке деятельность, осуществляемая банком (субъектами внутреннего контроля) и заключающаяся в контроле за достижением целей, определённых Положении о внутреннем контроле коммерческого банка.Внутренний контроль в банке осуществляется для:
обеспечения достижения целей деятельности и выполнения функций банка, выполнения условий договоров, выполнения планов и программ деятельности банка и его подразделений;
диагностирования системы управления, выявления резервов повышения её эффективности;
обеспечения исполнительных органов банка независимым и объективныммнением и рекомендациями по повышению эффективности управления;
обеспечения повсеместного и постоянного контроля финансового состояния, реализации планов кредитнофинансовой деятельности банка;
обеспечения сохранности и обоснованности расходования денежных средств и материальных ценностей;
проведения мероприятий по охране имущества;
принятия мер, к возмещению причинённого банку материального ущерба;
предоставления независимых и объективных консультаций, направленных на соблюдение принципов корпоративного управления и иных корпоративных стандартов;
выявления резервов снижения эксплуатационных, сервисных, административных и других затрат;
установления полноты и достоверности бухгалтерского, налогового и управленческого учёта;
удовлетворения потребностей внешних по отношению к банку и внутренних пользователей в достоверной (объективной), адекватной и своевременной отчётности (информации), в том числе с учётом требований информационной безопасности;
выявления крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, оценки процедур их совершения;
выявления сделок, для которых уставом банка предусмотрен особый порядок их совершения, оценки процедур их совершения;
оценки обоснованности и эффективности инвестиционных проектов;
оперативного выявления, предотвращения и ограничения финансовых и операционных рисков, а также возможных злоупотреблений со стороны должностных лиц .Полномочия органов внутреннего контроля, порядок их образования и функционирования определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, в том числе нормативными актами Банка России, уставом банка, внутренними документами банка, применяемыми в установленном в банке порядке (рис. 1).
Рис.1. Система правового регулирования внутреннего контроляНормативноправовое обеспечение внутреннего контроля в банкеСистема законодательных и нормативных документов, касающихся деятельности банковСистема внутренних нормативных документов, регулирующих деятельность банкаФедеральные законы РФНормативные акты Банка РоссииНормативные акты государственных контрольных органов (Минфина, МНС и др.)Нормативные документы саморегулируемых организацийПравила (стандарты) аудиторской деятельностиПодзаконные акты прочих органов власти РФ и её субъектов, а также полномочных органов местного самоуправленияУчредительные документы (Учредительный договор, Устав банка, положения о филиалах и пр.)Решения общего собрания акционеров, наблюдательных, исполнительных органов (политики, стратегии развития, приказы, распоряжения)Документы, регламентирующие распределение полномочий (Положения о подразделениях, должностные инструкции)Внутрибанковские документы, регламентирующие правила и процедуры принятия решенийОАО «Сбербанк России» современный универсальный коммерческий банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк России обслуживает физических и юридических лиц, в том числе крупные корпорации, предприятия малого и среднего бизнеса, а также государственные предприятия, субъекты РФ и муниципалитеты. Услугами Сбербанка пользуются более 100 млн. физических лиц (более 70% населения России) и около 1 млн. предприятий (из 4,5 млн. зарегистрированных юридических лиц в России)(рис. 2).
Рис.2.ОАО «Сбербанк России»
ОАО «Сбербанк России» лидер российского банковского сектора по общему объёму активов. Банк является основным кредитором российской экономики и занимает крупнейшую долю на рынке вкладов. По состоянию на 1 января 2013 года на долю Сбербанка приходится 28,9% совокупных банковских активов, 45,7% депозитов физических лиц, 33,6% корпоративных кредитов и 32,7% розничных кредитов. Капитал Сбербанка составляет 1,7 трлн. Рублей, что соответствует 27,4% совокупного капитала российской банковской системы.В условиях интенсивного развития банковского бизнеса в России организация внутреннего контроля в Сбербанкеявляется одним из наиболее серьёзных факторов, способных оказать влияние на состояние СбербанкаРоссии в целом.Внутренний контроль контроль за осуществлением кредитнофинансовой деятельности банка (в том числе за исполнением его финансовохозяйственного плана) структурными подразделениями и органами банка.Система внутреннего контроля организованная совокупность, в которую включаются субъекты внутреннего контроля, направления внутреннего контроля, охватывающие вопросы организации деятельности подразделений банка, распределения полномочий и соблюдения ограничений, мониторинг внутреннего контроля, а также процедуры внутреннего контроля, осуществляемые субъектами внутреннего контроля в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нормативными актами банка.
Функции проверки и оценки эффективности системывнутреннего контроля, систем управления рисками, систем информационной безопасности; достоверности бухгалтерского учёта и отчётности осуществляет Служба внутреннего контроля.Служба внутреннего контроля –совокупность структурных подразделений банка (управление внутреннего контроля, ревизий и аудита центрального аппарата банка и соответствующие подразделения Службы внутреннего контроля в филиалах), осуществляющих свою деятельность в соответствии с Положением о Службе внутреннего контроля Банка(рис. 3).
Рис. 3. Схема подотчётности субъектов системывнутреннего контролякредитной организации
Для достижения целей внутреннего контроля выполняются следующие задачи:
контроль выполнения поручений и решений Советадиректоров банка, руководства банка, комитетов, комиссий и других коллегиальных органов; контроль достижения стратегических целей банка, а также целей и задач, определённых нормативными актами банка, включая положения о комитетах, комиссиях и других коллегиальных органах, подразделениях; осуществление на постоянной основе наблюдения (мониторинга) за деятельностью банка; выявление изменений, требующих внесения корректировок в указанные поручения, решения или акты;
контроль распределения ответственности, полномочий и подотчётности;
контроль соблюдения установленных процедур по обеспечению сохранности денежных средств и иных ценностей, целевого и экономного расходования ресурсов банка на осуществление деятельности, мониторинг совершения отдельных операций, соответствия их результатов запланированным и (или) установленным показателям;
Совет директоровСобрание акционеровПравление
Председатель Правления
Ревизионная комиссия
Главный бухгалтерОтветственный сотрудник по правовым вопросамОтветственный сотрудник попротиводействию легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризмаСлужба внутреннего контроляКонтролёр профессионального участникарынка ценных бумаг
контрольсоответствия всех видов информации в банке установленным требованиям, включая требования информационной безопасности;
контроль соответствия деятельности банка и действий работников нормативным правовым и иным актам,регламентирующим деятельность банка, договорам, заключенным банком;
мониторинг изменений указанных актов, выявление пробелов и противоречий в них (между ними); контроль своевременности внесения в них изменений и дополнений;
мониторинг внутреннего контроля, оценка его адекватности, контроль мероприятий по устранению недостатков внутреннего контроля.Указанные задачи выполняются в отношении объектов внутреннего контроля субъектами внутреннего контроля (службой внутреннего контроля) в соответствии с их компетенцией.Система внутреннего контроля в Банке организуется в соответствии со следующими принципами: ответственность руководителей, непрерывность внутреннего контроля, направленность внутреннего контроля на риски, адекватность информации, информационных систем и технических средств телекоммуникации, соразмерность внутреннего контроля, своевременность (синхронность) внутреннего контроля.Внутренний контроль за кредитнофинансовой деятельностью обеспечивается путём проведения всех видов проверок, ревизий и экспертиз с целью осуществления последующего контроля за производственной и кредитнофинансовой деятельностью, в процессе которого устанавливаются законность, достоверность и экономическая целесообразность совершённых хозяйственных операций, соответствие ведения бухгалтерского, налогового и управленческого учёта нормативным актам, а также достоверность учётных и отчётных показателей.Любой вид деятельности всегда лучше контролируется либо при распределении обязанностеймежду работниками, либо при помощидвойного контроля. Эти формы контроля, как и большинство профилактических мер, чаще всего применяются там, где производятся расчёты наличными денежными средствами. Так, получение наличных денег обычно происходит под двойным контролем. Например, в банке контролёр, сверяющий состояние счёта, и кассир, выдающий деньги, обычно отделены друг от друга и не имеют единовременного доступа к счёту и деньгам.Двойной контрольявляется таким вариантом системы контроля, при котором вся операция не может совершаться одним работником. При двойном контроле одну и ту же задачу выполняют два человека, причём обязанности между ними распределяются таким образом, чтобы ни один из них не мог выполнить все действия по данной операции. Обе разновидности контроля преследуют однуи ту же цель: не позволить одному человеку иметь неконтролируемый доступ к денежным средствам.Процедуры контроля, осуществляемые на основе системы подтверждения полномочий, имеют много разновидностей, две из которых специальная система паролей, дающая возможность тем или иным людям пользоваться компьютером и получать доступ к определённым базам данных, и специальные карточки с собственноручной подписью, позволяющие людям входить в помещения с банковскими сейфами, обналичивать чеки и совершать иные операции в финансовых учреждениях. Установление границ полномочий тех или иных сотрудников заставляет их не выходить за пределы суммы, в рамках которой он может принимать решение, или должностных обязанностей. Когда людям не предоставлены полномочия на ведениекакойлибо деятельности, их возможности совершить мошенничество значительно сокращаются. Эффективность внутреннего контроля предполагает соответствующее распределение обязанностей между теми, кто осуществляет процедуры бухгалтерского учёта и контроля, и теми, кто работает с активами. Хотя распределение обязанностей имеет отношение ко всем трем элементам системы внутреннего контроля (контрольная среда, система бухгалтерского учёта, процедуры и методы контроля), оно особенно важно для функционирования третьего элемента —процедур контроля. Распределение обязанностей также предусматривает выдачу разным лицам разрешения на ведение какоголибо определённого класса хозяйственных операций, выполнение процедур контроля в процессе обработки данных, осуществление контроля за выполнением таких процедур, составление соответствующих бухгалтерских документов и работу с активами. Разделение обязанностей также снижает риск намеренного воровства или сговора. Например, разделение обязанностей по физической защите средств и ведению документации является эффективным механизмом борьбы с потенциальным мошенничеством. Эффективность контроля возрастает в случае, если ни лицо, подписывающее чеки, ни бухгалтер не ведут периодического сравнения наличности в кассе и в банке с наличностью, указанной в документах.Другим видом контроля является использование документов или записей на машиночитаемых носителях. Документы редко служат для предупреждения мошенничества, зато они незаменимы для расследования уже совершившегося злодеяния. Так, банки для выявления афёр со стороны своих сотрудников или клиентов специально изготавливают фиктивные документы с необычными пунктами и отслеживают банковские счета своих работников. Большинство компаний требуют для осуществления сделок по куплепродаже документы типа нарядовзаказов. Совершенная система финансовой и бухгалтерской отчётности является одновременно и формой документального контроля.Процедура контроля полноты данных, использующаяся в компьютерной системе, разработана для удостоверения в том, что все первичные данные по хозяйственным операциям введены и приняты на обработку. Начальная регистрация данных по этим операциям часто предусматривает выполнение ручных действий перед введением данных по хозяйственным операциям в компьютер, хотя во многих системах ручной этап не используется. В ручной системе процедуры контроля разрабатываются для удостоверения в том, что данные по всем имевшим место хозяйственным операциям внесены в контрольный документ и зарегистрированы. При отсутствии соответствующих процедур контроля полноты данных существует вероятность утери документов или их неправильной сортировки, что в свою очередь может привести к неправильной регистрации данных по хозяйственным операциям. Независимо от средств обработки следует предусматриватьпроцедуры контроля, обеспечивающие корректировку и повторный учёт выбракованных позиций. Процедуры контроля, обеспечивающие полноту отражения данных по хозяйственным операциям, осуществляются разными способами.1. Производится нумерация всех хозяйственныхопераций сразу после начала их свершения (или, желательно, предварительнаянумерация) и учёт их всех после обработки.В ручной системе нумерация документов представляет собой бухгалтерскую процедуру, а процедура контроля осуществляется для проверки того, были ли данные по всем пронумерованным документам обработаны полностью.В компьютерной системе для проверки последовательно пронумерованных документов и определения отсутствующих илизадублированных номеров с цельюпоследующего проведения ручной обработки может быть проведена так называемая компьютерная последовательная проверка. Вероятность намеренного или случайного искажения нумерации может быть уменьшена в случае, если числовая последовательность будет предварительно распечатана. Если риск неправильной нумерации считается незначительным, номер присваивается документу одновременно с его заполнением.2. Проводится проверка обработки всех данных путём применения так называемых «контрольных сумм».В ручной системе такая проверка осуществляется суммированием документов, принадлежащих к каждой группе, перед началом и после проведения обработки данных по операциям. Считается, что обработка данных проведена правильно, если обе суммы одинаковы. Процедура контроля включает в себя сравнение двух сумм, поиск и исправление ошибок, ставших причиной расхождений. Имеются разные виды проверки сумм. Система двойного контроля предусматривает равенство между суммами дебета и кредита.В компьютерной системе такая проверка может быть проведена путём группировки документовисточников и выяснения количества документов в каждой группе.Физические способы контроля подразумевают охрану имущества, ограничение доступа к нему и проведение периодической инвентаризации. Физические способы охраны и контроля, такие, как банковские хранилища, сейфы, решётки на окнах, запоры, ключи «с секретом», затрудняют доступ к содержимому хранилищ и тем самым снижают вероятность совершения мошеннических действий. Физические способы контроля часто применяются для хранения оборудования, которое содержится в запертых ящиках или на специальных складах, для хранения мелких приспособлений, инструментов, запираемых в столах, а также наличных денег, хранящихся обычно в сейфах.Простейшие формы физического контроля предполагают установку прочных, запирающихся дверей, проведение сигнализации, привлечение охранников и использование других средств, предупреждающих доступ к активам лиц, не имеющих на то разрешения. Процедуры контроля должны также обеспечивать защиту активов и учётных записей от физического повреждения, например случайного уничтожения, порчи или просто неправильного хранения.Система независимых проверок основывается на следующем психологическом факторе: люди, зная, что их работа контролируется кемто другим, вряд ли решатся совершить мошенничество. Виды независимых проверок могут быть самыми различными. Один из них метод «обязательного контроля», который применяется в США. Управление контроля денежного обращения в Соединённых Штатах требует, чтобы каждый банковский служащий имел в течение года не менее одного непрерывного недельного отпуска. Предполагается, что в его отсутствие соответствующаяработа будет выполняться другими сотрудниками банка. Если же этого не происходит, метод «обязательного контроля» не срабатывает и вероятность совершения мошенничества не уменьшается. Другими формами независимых проверок могут быть периодическая ротация кадров, проведение аттестаций персонала, ревизий, организация так называемых «горячих линий», специальных номеров телефонов, по которым сотрудники могут сообщатьо своих подозрениях, использование независимых аудиторских проверок.Важными элементами формирования системы контроля, имеющимзначение для предупреждения случаев мошенничества, являются программы по повышению безопасности производства и эффективно работающееподразделение внутреннего аудита. Хотя большинство исследований свидетельствует, что с помощью внутренних аудиторских проверок выявляется лишь 20% от всех злоупотреблений со стороны наёмных работников (остальные обнаруживаются благодарясигналам и бдительности коллег, а то —и просто случайно), само наличие штатных аудиторов даёт значительный профилактический эффект. Штатные аудиторы обеспечивают проведение независимых проверок и заставляют потенциальныхмошенников отказаться от мысли совершить злодеяние. Наглядная и эффективная работа службы безопасности в сочетании с реализацией программы по предупреждению производственных потерь может содействовать тому, что каждый случай мошенничества будет надлежащим образом расследован, а слабости инарушения в области контроля преданы гласности.Инспекционные процедуры контроля снижают риск сбоев при осуществлении бухгалтерского учёта и контроля в области аудиторской деятельности. Инспекционные процедуры контроля также способствуют своевременному обнаружению ошибок. Контроль за бухгалтерским учётом, осуществляемым вручную, оказывает большое влияние на качество ведения бухгалтерских документов. Если концепции систем государственного и аудиторского контроля в разных государствах различны и зависят в первую очередь от государственного устройства и национальной специфики, то концепции системы внутреннего контроля, разрабатываемые учёными разных стран в настоящее время, сближаются в силу усиления, как транснационализации бизнеса, так и наличия общих законов эффективности функционирования банка.В широком смысле внутренний финансовый контроль можно рассматривать как систему, состоящую из элементов входа (информационное обеспечение контроля), элементов выхода (информация об объекте управления, полученная в результате контроля) и совокупности следующих взаимосвязанных звеньев: центры ответственности, техника контроля (т.е. информационновычислительная техника и технология), процедуры контроля, среда контроля, система учёта.Одним из важнейших элементов системывнутреннего контроля в международной науке и практике принято также считать систему бухгалтерского (финансового и управленческого) учёта. Об эффективности учётной системы можно судить по уровню достижения следующих показателей безошибочности регистрации иобработки финансовохозяйственных операций:наличие
отражены действительно существующие операции; полнота отражены все реальные операции;
арифметическая точность все операции правильно подсчитаны; разноска по счетам все операции правильно разнесены по соответствующим бухгалтерским счетам; формальная разрешённость на каждую операцию получено общее или специальное формальное разрешение; временная определённость все операции отнесены к надлежащему отчётному периоду; представление и раскрытие данных в отчётности все данные правильно суммированы и обобщены, соблюдены установленные требования относительно порядка и объёма раскрытия информации в отчётности.Эффективная система учёта, которой должен способствовать внутренний контроль, также должна не допускать возникновения ошибок и возможности злоупотреблений (искажений) работников банка. На современном этапе в большинстве российских банков,как менеджмент, так и сами внутренние аудиторы осознают значение и роль внутреннего аудита как одного из эффективных инструментов системы управления рисками. Однако для достижения поставленных целей руководство банка должно осуществить ряд мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности системы внутреннего контроля, к которым можно отнести следующие: –пересмотр внутренних документов,регламентирующих деятельность системы внутреннего контроля, с целью приведения их в соответствие с нормативными документами и международными профессиональными стандартами, более четкого определения функций и задач внутреннего аудита и форм его взаимодействия с другими подразделениями; –повышение требований к независимости внутреннего аудитаи представлению регулярной отчётности совету директоров о результатах деятельности; –разработка программы повышения качества работы системы внутреннего контроляи мотивации персонала; – использование специального программного обеспечения для автоматизации аудиторских процедур, планирования аудита и обработки его результатов.Для повышения эффективности системывнутреннего контроляи достижения её уровня, соответствующего характеру и масштабам принимаемых рисков, в практической деятельности банков могут быть использованы следующие механизмы:
построение иерархической структуры системывнутреннего контроля;
развитие корпоративной культуры и формирование высокой культуры контроля.Использование данных механизмов в практической деятельности сможет существенно повысить эффективность системывнутреннего контроляв банках и приблизить её к международным нормам.В условиях интенсивного развития банковского бизнеса в России организация внутреннего контроля в банках является одним из наиболее серьёзных факторов, способных оказать влияние на состояние отдельной кредитной организации и банковской системы в целом–проблемы внутреннего контролянередко приводят к возникновению кризисных ситуаций.Внутренний контроль становится неким «помощником», который способствует работникам бухгалтерии в решении их задач. Поэтому вопросам совершенствования организации внутреннего контроляв России уделяется всевозрастающее внимание(рис. 4).
Рис.4.ОАО «Сбербанк России»
Ссылки на источники
1. Положение ЦБ РФ от 16.12.2003 № 242П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».2. Банк сегодня –URL: http://www.sbrf.ru/krasnodar/ru/about/today/.3.Устав ОАО «Сбербанк России», утверждённый годовым Общим собранием акционеров, протокол № 25 от 06.06.2012.4. Положение о системе внутреннего контроляв ОАО «Сбербанк России» № 2289 от 17.10.2011.5. Ивашкевич В.Б. Оперативный контролинг, М., Магистр ИНФРА –М., 2011.6. Петров М.А., ДербенёваЕ.Н., Куличева О.А. Банковское дело. М.,2011.7. Щербаков В.В. Система информационного обеспечения внутреннего контроля в коммерческом банке –URL: http://www.cfin.ru/press/afa/20004/21_sher3.shtml.
Shailieva Fatima Magometovna,studentof the 5th course, SevKavGGTA, str. Cherkesskfatja90@mail.ruUzdenova Fatima Magamedovna, headof the Department of accounting, SevKavGGTA, str. Cherkessk
Role of internal control in banks and its improvement (on the example of JSC Sberbank of Russia)
Abstract.In the conditions of intensive development of banking business in Russia the organization of internal control in banks is one of the most serious factors, capable to have impact on a condition of the separate credit organization and a banking system as a whole.Keywords:bank, internal control, system of internal control, elements of system of internal control, elements of process of internal control.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *