Вопрос ответ утилизация спецодежды в рк
Содержание
- Лицензия на отходы 1-4 класса опасности с июля 2015
- Получение лицензии
- Требования для оформления лицензии
- Этапы получения лицензии
- Сроки получения и действия лицензии
- Список требуемых документов для лицензии
- Получение экспертного заключения санитарно-эпидемиологического заключения (далее – СЭЗ)
- Оплата государственной пошлины на выдачу лицензии
- Последний этап. Необходимые сведения и документы для получения лицензии в Росприроднадзоре
- Комментарии по отдельным требованиям
- Обучение по курсам обращения с отходами
- По-прежнему необходимы ПО, ППЭК, программа мониторинга
- Рекуперация веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов перед их захоронением
- Государственная экологическая экспертиза
- Место осуществления лицензируемого вида деятельности
- Переоформление лицензии
- Лицензирование транспортирования отходов
- Что делать дальше?
Лицензия на отходы необходима, чтобы владеть, пользоваться или распоряжаться отходами 1-4 класса опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Последние изменения 2017 года в законе вновь вернули обширный список видов деятельности, подлежащих лицензированию: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов 1-4 классов опасности.
Штрафы для юридических лиц за несоблюдение закона – 100 000 – 250 000 рублей.
Лицензия нужна срочно? Узнайте, как можно продолжать работу предприятия на законных основаниях пока готовится лицензия на отходы.
- На какие виды деятельности нужна лицензия по отходам?
- Что НЕ подлежит лицензированию?
- Кто подлежит лицензированию по отходам 1-4 класса?
- Ответственность за отсутствие лицензии по отходам
- Требования для оформления лицензии
- Этапы получения лицензии
- Сроки получения и действия лицензии
- Список требуемых документов для лицензии
- Комментарии по отдельным требованиям
- Переоформление лицензии
- Лицензирование транспортирования отходов
- Пример лицензии на отходы
- Словарь терминов
Получить лицензию на обращение с отходами
Лицензия на отходы 1-4 класса опасности с июля 2015
С 1 июля 2015 вступил в силу закон №458-ФЗ о лицензировании, который обязывает юридические лица иметь лицензию на отходы по всем шести видам деятельности, прописанным для отходов 1-4 класса опасности. Если ранее лицензия требовалась только для обезвреживания и размещения отходов, то с 01.07.2015 лицензируемыми стали: сбор, транспортирование, обработка и утилизация.
Примечательно, что новый закон это возврат к нормам, действовавшим 2, 5 года назад, которые, в свою очередь, были упразднены в пользу упрощенных процедур для бизнеса. Нынешнее решение властей – шаг обратно к ужесточению контроля.
На какие виды деятельности вам нужна лицензия по отходам?
Если кратко, то на все виды деятельности с отходами. На одно предприятие выдается одна лицензия с перечнем всех или интересуемых действий с отходами.
Лицензия выдается и переоформляется на перечень конкретных видов отходов I – IV классов опасности согласно ФККО. Выдача и переоформление лицензии на группы отходов, содержащие в одиннадцатом знаке 11-значного кода ноль, недопустимо.
- Лицензия на сбор отходов. Сбор отходов – первый этап обращения отходов. Например, сбором является поступление отходов от арендаторов (юр. и физ. лиц) в бизнес-центре. При этом накопление (т.е. временное складирование до 6 месяцев) не лицензируется. Нужно лишь следовать требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
- Лицензия на транспортировку отходов. Транспортировка отходов – перемещение отходов за границы участка земли, находящегося в собственности юр. лица или ИП или предоставленного ему на иных правах. Перемещение внутри земельного участка не является лицензируемой деятельностью.
- Лицензия на обработку отходов. Обработка отходов – любая подготовительная деятельность с отходами перед утилизацией: сортировка, разборка, очистка.
- Лицензия на утилизацию отходов. Утилизация отходов – использование отходов для производства продукции, выполнения работ/ услуг. Например, утилизация некоторых бумажных отходов подразумевает повторное изготовление из нее упаковки (рециклинг).
- Лицензия на обезвреживание отходов. Обезвреживание отходов – как правило, сжигание или обеззараживание отходов в целях уменьшения негативного влияния на окружающую среду. Сжигание отходов в целях отопления к обезвреживанию не относится.
- Лицензия на размещение отходов. Размещение отходов – разделяют хранение и захоронение отходов. Хранение происходит на подготовленных местах сроком от 11 месяцев с целью последующей утилизации, обезвреживания или захоронения. Захоронение – финал «жизни» отходов в хранилищах, где они изолируются от окружающей среды.
Лицензия на транспортировку отходов
Лицензия на деятельность по транспортированию отходов – это самый распространенный вид лицензирования, так как он обязателен для перевозчиков отходов на территории Российской Федерации. Фактически, все кто собирает и вывозит опасные отходы 1-4 класса, нуждаются в лицензировании.
Что НЕ подлежит лицензированию с 1 июля 2015?
- Деятельность по образованию и накоплению отходов 1-4 класса на территории меньше 11 месяцев
- Вся деятельность по обращению с отходами 5 класса опасности (наименее опасный для окружающей среды вид отходов)
Кто подлежит лицензированию по отходам 1-4 класса?
Вам нужна лицензия, если вы юридическое лицо или ИП, а также:
- собираете отходы у сторонних организаций;
- транспортируете отходы (свои или сторонних организаций);
- занимаетесь обработкой отходов (своих или сторонних организаций);
- утилизируете отходы (свои или сторонних организаций);
- обезвреживаете отходы (свои или сторонних организаций);
- размещаете, то есть храните или захораниваете отходы.
Требования к лицензиату при получении лицензии даны в Постановлении Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности” (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности”).
Ответственность за отсутствие лицензии по отходам
КОАП России, статья 8.2, предусматривает следующие виды наказаний:
- Физлица – штраф 1000 до 2000 рублей
- Должностные лица – штраф от 10 000 до 30 000 рублей
- ИП – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток
- Юридические лица – от 100 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток
КОАП России, статья 247 о нарушении правил обращения с экологически-опасными веществами и отходами предусматривает:
- Угроза вреда здоровью или окружающей среде – штраф до 200 000 рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода за 18 месяцев, либо ограничение/лишение свободы до 2 лет, либо принудительные работы до 2 лет
- Те же деяния, плюс загрязнение окружающей среды, массовую гибель животных и пр. – штраф от 100 000 до 300 000 рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода от 1 до 2 лет, либо ограничение/лишение свободы до 5 лет, либо принудительные работы до 5 лет
- Те же деяния, повлекшие смерть человека или массовые заболевания – лишение свободы до 8 лет
Отсутствие лицензии при осуществлении деятельности – это, кроме того, незаконное предпринимательство, что влечет за собой уголовную ответственность (ст. 171 УК РФ).
Получение лицензии
Требования для оформления лицензии
Предприятия должны удовлетворять лицензионным требованиям:
- Наличие помещений, специально оборудованных объектов для размещения отходов, знаков на транспортных средствах по вывозу отходов.
- Наличие сертификатов в области работы с отходами 1-4 класса, подтверждающими профподготовку в данной области.
- Производственный контроль соблюдения установленных процедур по обращению с отходами
- Санэпид-заключения (выдаются в Роспотребнадзоре) о соответствии правилам объектов и имущества, которое лицензиат собирается использовать под деятельность, связанную с отходами
- Наличие паспортов отходов
- Положительное заключение Госэкспертизы по проектной документации вышеупомянутых объектов
Более подробная информация обо всех требованиях к лицензиату читайте в статье про получение лицензии.
Этапы получения лицензии
- Разработать необходимую документацию, собрать документацию согласно требованиям Положения;
- Получить санитарно-эпидемиологическое заключение на здания и сооружения в Роспотребнадзоре;
- Получить заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), если планируется использовать объекты по обезвреживанию и/или размещению отходов;
- Подать документы в Росприроднадзор с заявлением и оплаченной госпошлиной для получения бланка лицензии на отходы.
Сроки получения и действия лицензии
Срок действия лицензии не ограничен при условии неизменности процесса обращения с отходами, юридических реквизитов организации, адресов осуществления деятельности.
Сроки получения лицензии колеблются в зависимости от сложности деятельности, номенклатуры отходов и количества документации, которую необходимо разработать дополнительно. В целом, получение лицензии на обезвреживание и (или) захоронение занимает от полугода до года, на транспортирование – значительно меньше.
Список требуемых документов для лицензии
Вот примерный список документов, которые вам потребуются для оформления лицензии по отходам 1-4 класса опасности (применим для любой сферы деятельности):
- Свидетельство ЕГРЮЛ/ЕГРИП, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН), копия Устава организации, Выписка из ЕГРЮЛ;
- Правоустанавливающие документы на здания, сооружения, транспортные средства, земельные участки, на которых предполагается осуществлять лицензируемую деятельность;
- Для предприятий, производящих продукцию, – перечень товаров, работ, услуг, в ходе производства которых образуются отходы, с которыми планируется осуществлять лицензируемый вид деятельности;
- Краткое описание производственной деятельности и полная схема деятельности по обращению с отходами от образования до удаления (материалы обоснования деятельности по обращению с отходами);
- Паспорта, СЭЗ и сертификаты на сырье, продукцию, оборудование;
- Если планируется транспортирование отходов: паспорта транспортных средств, договоры на временное хранение (стоянку), договоры на мойку, техническое обслуживание и ремонт транспорта, свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, наличие спецзнаков и соответствие требованиям, предъявляемым к транспорту по перевозке опасных грузов;
- Для водителей – обязательный медицинский осмотр, инструктаж, наличие стажа вождения не менее 3 лет, свидетельство на право сопровождения опасных грузов, сведения о наличии санитарно-бытовых помещений для водителей;
- Список должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, согласованный с Роспотребнадзором, договоры на медицинский осмотр и его последние результаты;
- Копии свидетельств на право работы с опасными отходами лиц, допущенных к обращению с отходами
- Сведения о выдаче спецодежды, СИЗ, договор на стирку одежды;
- Договор на дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию зданий и помещений;
- Договоры на теплоснабжение, энергоснабжение, водоснабжение;
- Сведения о местах накопления отходов – расположение, вместимость, соответствие санитарным и экологическим нормам, ответственные лица;
- Экологическая документация:
- Инструкции по обращению с отходами;
- Программа производственного экологического контроля и ее результаты;
- Наличие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документа об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- Паспорта отходов I-IV классов опасности;
- Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, СЭЗ на проект нормативов ПДВ;
- Санитарная документация:
- Наличие проекта расчетной СЗЗ, проекта окончательной СЗЗ, результаты замеров на границе СЗЗ согласно плану-графику контроля, либо расчет рассеивания выбросов загрязняющих веществ – если требуется для данного предприятия согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03;
- Протоколы замеров качества состояния атмосферного воздуха, воды, сточных вод, воздуха рабочей зоны, сточных вод, уровней физического воздействия и т.д.
- Расчеты класса опасности отходов для здоровья человека (паспорта токсичности) согласно требованиям Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2003 N 144 «О введении в действие СП 2.1.7.1386-03»;
- Договоры на передачу отходов лицензированным организациям либо лицензированным полигонам, внесенным в ГРОРО, акты на прием-передачу отходов.
- Ситуационный план расположения площадки
- Карта-схема расположения зданий и сооружений с нанесением всех мест временного накопления отходов (МВН)
- Информация о арендаторах (количество, виды деятельности)
- Пояснительная записка (описание структурных подразделений и их деятельности)
Обратите внимание, что нигде в законодательстве не установлены термины «паспорт токсичности отхода» или «расчет классов опасности для здоровья человека», кроме указанных СП. Регламентов разработки и согласования паспортов токсичности так же нет. Паспорта чаще всего предлагается разработать в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» на платной основе и там же получить экспертное заключение на них (даже не СЭЗ). Так что данное требование является достаточно спорным.
Кроме того Северо-Западное управление Роспотребнадзора может выдвигать дополнительные требования по материалам к предоставлению, иногда законом не обоснованные.
Получение экспертного заключения санитарно-эпидемиологического заключения (далее – СЭЗ)
Для получения экспертного заключения и СЭЗ необходимо собрать пакет документов для экспертизы (экспертиза платная). Заметим, что ни в одном официальном документе не определен исчерпывающий список документов для получения СЭЗ на соответствие установленным санитарным нормам зданий, сооружений и объектов размещения отходов.
Поэтому здесь у экспертов полная свобода действий, так как соответствие санитарным нормам – понятие обширное. Мы приведем ориентировочный перечень документации, которая может понадобиться на данном этапе.
Вполне возможно, что в конкретном субъекте РФ перечень будет значительно отличаться. Здесь необходимо соблюдать осторожность. Желательно заранее уточнить перечень и требования, так как в случае выдачи СЭЗ о несоответствии данных зданий, сооружений и объектов будет довольно трудно исправить положение.
Оплата государственной пошлины на выдачу лицензии
Для получения бланка лицензии необходимо оплатить государственную пошлину на государственную услугу. На 2017 год размер пошлины составляет:
предоставление лицензии | 7500 рублей |
переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведениях об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности | 3500 рублей |
переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях | 750 рублей |
предоставление (выдача) дубликата лицензии | 750 рублей |
Последний этап. Необходимые сведения и документы для получения лицензии в Росприроднадзоре
- документы о праве собственности или аренды на здания, сооружения, транспортные средства, объекты размещения отходов;
- документы на оборудование и установки, на которых планируется осуществлять обращение с отходами;
- копии трудовых договоров или книжек, подтверждающие наличие в штате лиц, ответственных за обращение с отходами и за допуск работников к нему;
- документы о наличии специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств для перевозки отходов;
- для работ по размещению отходов I – IV классов опасности – проведение лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов перед их захоронением;
- санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие установленным санитарным нормам зданий, сооружений и объектов размещения отходов;
- положительное заключение государственной экологической экспертизы документации объектов капитального строительства, на которых планируется обезвреживать и размещать отходы;
- разрешение на строительство и/или ввод в эксплуатацию объекта обезвреживания или размещения отходов;
- документ об уплате государственной пошлины на выдачу лицензии;
- сертификаты (свидетельства) о прохождении дополнительного обучения (образования) по курсам обращения с отходами по специальной программе, одобренной Минобразования и Минприроды.
Комментарии по отдельным требованиям
Обучение по курсам обращения с отходами
Статья 15. Требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности (из Федерального закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления):
Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I – IV классов опасности.
Порядок прохождения такой подготовки должен быть утвержден Минобразования РФ, однако на сегодняшний день его нет, поэтому рекомендовано руководствоваться при проведении таких обучающих программ приказом Минприроды РФ от 18.12.2002 N 868, согласованной с Минобразования.
По-прежнему необходимы ПО, ППЭК, программа мониторинга
В новом Положении о лицензировании исключены такие лицензионные требования, как наличие паспортов отходов, наличие программы мониторинга объектов размещения отходов, программы производственного экологического контроля негативного воздействия на окружающую среду.
Однако данные требования в соответствии с законодательством предъявляются ко всем лицам, осуществляющим обращение с отходами, даже если они не получают лицензию, и необходимость их соблюдения и наличия перечисленной документации данное Положение не отменяет.
К тому же здесь кроется «подводный камень» – все эти документы понадобятся на этапе получения СЭЗ в Роспотребнадзоре.
Рекуперация веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов перед их захоронением
Это относительно новое требование установлено Постановлением Правительства РФ от 24.03.2014 № 228. В нем утвержден Перечень веществ, разрушающих озоновый слой, обращение с которыми подлежит государственному регулированию. Согласно п. 6 данного Постановления юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести учет произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных озоноразрушающих веществ; а также предоставлять в Минприроды ежегодную отчетность об обращении с озоноразрушающими веществами.
Государственная экологическая экспертиза
К объектам экспертизы относится проектная документация объектов размещения и (или) обезвреживания отходов I-V классов опасности. Согласно ГК РФ проектная документация разрабатывается для объектов капитального строительства.
Градостроительный кодекс дает определение:
Объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершённого строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Если объект не является таковым, то и требовать с него государственную экологическую экспертизу его проектной документации нельзя. Все, что с него требуется – соответствие установленным правилам и нормам. Если, конечно, этот объект не относится к новой технике и технологии, впервые предлагаемой к использованию на территории России (согласно письму Минприроды России от 13.05.2011 N 05-12-44/7250). Если же объект (например, мобильная установка) требует объекта капитального строительства, то данный объект строительства и будет подвергаться экспертизе.
Установки и оборудование экспертизе не подлежат, однако должны соответствовать санитарным и экологическим нормам.
Место осуществления лицензируемого вида деятельности
Место осуществления лицензируемого вида деятельности – это объект (помещение, здание, сооружение), предназначенный для лицензируемой деятельности и имеющий адрес или иные характеристики, по которым объект идентифицируется. Таким образом, местом осуществления деятельности не может быть город, область и т.д. Из этого следует, что лицензия на обращение с отходами для конкретного лицензиата действует на всей территории РФ. Если деятельность ведется на мобильных установках или транспортных средствах, место осуществления деятельности привязывается к месту нахождения соискателя лицензии (как правило, адрес офиса).
Если планируется осуществлять деятельность по обращению с отходами по нескольким адресам в пределах одного субъекта РФ, необходимо указать это в заявлении на получение лицензии. Лицензия будет выдана территориальным отделением Росприроднадзора данного субъекта. Если деятельность будет вестись в нескольких субъектах РФ, все документы подаются через одно из территориальных отделений в Центральный аппарат Росприроднадзора, который впоследствии делегирует полномочия по выдаче лицензии в отделение Росприроднадзора одного из данных субъектов.
Лицензия на конкретное юридическое лицо/индивидуального предпринимателя выдается одна на всю территорию РФ.
Переоформление лицензии
Лицензия может быть переоформлена в соответствии с ст. 18 Закона 99-ФЗ при изменении реквизитов предприятия-лицензиата, адресов осуществления деятельности либо перечня услуг согласно требованиям п. 77 Положения о лицензировании. Переоформление лицензии не требует получения нового СЭЗ, при условии, что не было изменений в технологии обращения с отходами. Для переоформления нужно заявление о переоформлении, копии документов на здания, сооружения, оборудования и установок, если у предприятия, например, сменился адрес деятельности. Если же используется новое оборудование, техника, объекты, либо добавился новый вид деятельности по обращению с отходами – нужно получать новое СЭЗ, проходит государственную экологическую экспертизу, получать разрешение на строительство или ввод в эксплуатацию объектов. Помимо этого, нужно приложить копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I – IV классов опасности.
Лицензирование транспортирования отходов
В целом, получить лицензию на сбор и транспортирование отходов намного легче и быстрее, чем на прочие виды, так как государственная экологическая экспертиза в данном случае не проводится, и требования вообще намного лояльнее. Требования к транспортировке определены в Федеральном законе 3 89:
Извлечение из Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления”
Статья 16. Требования к транспортированию отходов
Согласно данному закону порядок транспортирования отходов в зависимости от вида отходов устанавливается Минтрансом РФ, однако на сегодняшний день такого документа не существует. При проверке соискателя лицензии Росприроднадзор руководствуется следующими документами:
- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом”;
- приказ Минтранса России от 08.08.1995 N 73 «Об утверждении правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом”;
- приказ Минтранса России от 04.07.2011 N 179 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов”;
- приказ Минтранса России от 05.09.2008 N 141 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации”;
- протокол пятнадцатого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 05.04.1996, в соответствии с которым закреплены правила перевозок опасных грузов по железным дорогам;
- Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74);
- ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка”.
Что делать дальше?
Вариант 1
Самостоятельно, обращаясь поэтапно во все инстанции, получая санэпид-заключения. Никакой гарантии сроков и результата.
Вариант 2
Обратиться в проектную организацию, такую как ЭкоПромЦентр и получить:
- Бесплатную консультацию по вашей ситуации
- Бесплатный выезд специалиста, если это необходимо для актуализации данных
- Оптимальное предложение по срокам и ценам согласования
- Качественно составленный и согласованный «под ключ” набор документов
- Надежного консультанта по экологии на долгие годы вперед
Пример лицензии на отходы
Образцы заявлений на получение лицензии, на переоформление, на выдачу дубликата или копии бланка лицензии содержатся в Приказе Росприроднадзора от 16.03.2016 N 132 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в процессе лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности”.
В среднем, вопросом лицензий нужно озаботиться за 8 месяцев. А Вы уже задумались о лицензии на отходы?
Словарь терминов по лицензированию отходов
(Согласно Федеральному закону 3 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г.)
Размещение отходов — хранение и захоронение отходов.
Хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Сбор отходов — прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
Транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
Каков срок полезного использования (эксплуатации) спортивной формы в государственном образовательном учреждении дополнительного образования детей (спортивная школа олимпийских резервов, г. Чита)? Каков порядок списания спортивной формы?
Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в РФ установлены Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее Закон N 329-ФЗ).
К полномочиям субъектов РФ в области физической культуры и спорта относится, в частности, обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов РФ (пп. «в» п. 4 части 1 ст. 8 Закона N 329-ФЗ).
В соответствии с частью 3 ст. 9 Закона Забайкальского края от 18.03.2009 N 153-ЗЗК «О физической культуре и спорте в Забайкальском крае» создание образовательных организаций дополнительного образования детей и профессиональных образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, регулируется в соответствии с федеральными нормативными актами.
В соответствии с п. 8 Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в РФ, утвержденных приказом Минспорта России от 24.10.2012 N 325, учреждения, осуществляющие спортивную подготовку, обязаны обеспечить лиц, проходящих спортивную подготовку, материально-техническими средствами, в том числе спортивной экипировкой.
Приказом Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму от 03.03.2004 N 190/л (далее — Приказ N 190/л) утвержден «Табель обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования» и Методические рекомендации «Об обеспечении участников образовательного процесса спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования» (Приложение 5 к Приказу N 190/л, далее — Методические рекомендации).
Перечень обеспечения учащихся (по этапам подготовки) и тренеров-преподавателей спортивных школ, специализирующихся по зимним олимпийским видам спорта, спортивной одеждой, обувью и спортивным инвентарем индивидуального пользования, а также Перечень обеспечения спортивной одеждой и обувью общего назначения приведены в Приложении 2 к Приказу N 190/л.
Порядок документального оформления процедур выдачи и возврата предметов спортивной экипировки определены в разделе 3 Методических рекомендаций, которыми следует руководствоваться в части, не противоречащей действующему законодательству по бухгалтерскому учету в государственных (муниципальных) учреждениях.
В соответствии с п. 99 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), спортивная одежда относится к материальным запасам и отражается на счете 0 105 35 000 «Мягкий инвентарь — иное движимое имущество учреждения» (0 105 25 000 «Мягкий инвентарь — особо ценное движимое имущество учреждения») (п. 118 Инструкции N 157н).
Выдача спортивной формы (например тренеру) может быть отражена в учете путем внутреннего перемещения по счету 105 00 на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (форма 0504210) (п. 35 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 174н)). В случае выдачи предметов спортивной экипировки тренеру для последующей выдачи членам команды составляется ведомость, в которой расписываются лица, получившие имущество в индивидуальное пользование. Аналогичные записи осуществляются при возврате имущества (п. 3.4 Методических рекомендаций).
Обратите внимание, что согласно п. 3.9 Методических рекомендаций операции по выдаче и возврату спортивной экипировки несовершеннолетними спортсменами осуществляются с согласия их родителей или лиц, заменяющих родителей.
На протяжении всего срока использования спортивная экипировка продолжает учитываться на счете 105 00 в разрезе лиц, которым она была выдана.
С учетом положений п.п. 3.5-3.8 Методических рекомендаций истечение нормативных сроков использования не является основанием для списания спортивной формы.
Выбытие спортивной формы, пришедшей в негодность вследствие физического износа, согласно принятому решению об их списании, отражается на основании первичного учетного документа (Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (форма 0504143) (п. 37 Инструкции N 174н). Такое решение принимается профильной комиссией в установленном порядке, утвержденном локальным актом учреждения.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Первичные документы по учету материальных запасов, применяемые в госучреждении;
— Энциклопедия решений. Документальное оформление в госучреждении списания материальных запасов;
— Энциклопедия решений. Оформление в госучреждении списания непотребляемых материальных запасов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
Ответ прошел контроль качества