Воспитательная работа с несовершеннолетними
Вилкова Алевтина Владимировна, ученый секретарь ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент, подполковник внутренней службы.
Литвишков Владимир Михайлович, профессор кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор.
Воспитательная работа, являясь основным средством исправления несовершеннолетних осужденных, направлена на нравственное, эстетическое, правовое, физическое совершенствование их личности. Эффективность ее проведения зависит от профессиональной деятельности воспитателя.
Ключевые слова: воспитательная работа, нравственное воспитание, правовое воспитание, нравственное просвещение, массово-воспитательные мероприятия.
Educational work with juvenile convicts
A.V. Vilkova, V.M. Litvishkov
Key words: education, moral education, legal education, moral education, public educational activities.
Эффективность исправления несовершеннолетних осужденных во многом определяется состоянием воспитательной работы в колонии.
Под воспитательной работой следует понимать организацию воспитательных воздействий на осужденных с учетом индивидуальных особенностей личности, совершенного преступления, условий отбывания наказания. Воспитательную работу логично определить как профессиональную деятельность воспитателя. Воспитательная работа включает организацию массово-воспитательных мероприятий, работу с отдельными группами и категориями осужденных, взаимодействие сотрудников колонии между собой в сфере создания нормального психолого-педагогического климата в коллективе воспитанников, использование его воспитательного потенциала.
Воспитательная работа в колонии строится с учетом индивидуальных особенностей осужденных, ее содержание составляют нравственное, эстетическое, правовое, физическое и другие направления процесса воспитания.
Нравственное воспитание как составная часть воспитательной работы осуществляется в воспитательной колонии по следующим направлениям:
- воспитание необходимых знаний о нормах морали нашего общества (моральное образование);
- осознание этих норм и превращение их в убеждения личности;
- превращение позитивных знаний и убеждений в навыки и привычку поведения (формирование нравственных чувств).
Отмеченные направления представляют собой единый процесс воспитательной работы.
Основным содержанием первого направления является освещение и разработка рациональных способов доведения этических категорий до сознания личности. Этот процесс учеными выделяется в самостоятельный информационный метод, который помогает организовать систематическое целенаправленное просвещение воспитанников. В этих целях активно используются беседы воспитателей с воспитуемыми, читательские конференции, лекции на этические темы.
Большое значение в моральном образовании осужденных имеет личный пример сотрудников. Так, например, осужденные отмечают, что для них примером положительного подражания в поведении являются в первую очередь учителя общеобразовательной школы и преподаватели, мастера профессиональных училищ, мастера производства, воспитатели.
Действенность нравственного просвещения во многом предопределяется целенаправленностью, хорошо продуманной организацией воспитательной работы. Отсутствие четкой системы просвещения приводит к тому, что осужденный, не получив необходимой информации из официальных источников, «восполняет» этот пробел в аморальной среде.
Исследования показывают, что 18% осужденных получают информацию о нормах поведения — как правило искаженную — от других осужденных.
При организации нравственного воспитания осужденных необходимо учитывать, что в системе их взглядов и норм поведения нарушена взаимосвязь функций: познавательной (знание норм нравственности), оценочной (осознанное восприятие нравственных норм, их личное соотношение с общественно значимыми), нравственно-волевой саморегуляции в повседневном поведении. Отсутствие должной взаимосвязи структурных функций в нравственном самосознании осужденных осложняется еще и тем, что содержание многих нравственных норм (ответственность, честность, добросовестное отношение к труду) носит искаженный характер. Поэтому педагогическое управление нравственным просвещением осужденных должно быть направлено на нейтрализацию субъективно-извращенных понятий норм нашей морали, на формирование потребности познания морали честного образа жизни.
Процессу превращения знаний в осознанные нравственные убеждения мешает устойчивый негативный стереотип поведения в преступной среде, которая порой довлеет над человеческими убеждениями и чувствами. Поэтому формирование нравственных убеждений осужденных проходит в процессе переубеждения, разубеждения в различных сферах деятельности: труде, быту, общении. Только в общественно полезной деятельности осужденный вырабатывает личностную оценку нравственным поступкам, людям и их действиям. Только через личностную оценку вырабатывается система нравственных убеждений личности.
В условиях ВК очень важно, чтобы полученные знания о морали находили подтверждение в частных проявлениях нравственного поведения в процессе трудовой деятельности в первичных коллективах осужденных, на отдыхе, в учебе. Отдельные положительные поступки осужденных должны находить одобрение и обобщение до теоретических понятий морали.
Нравственные убеждения осужденных — это не только доказательство разума, раздумий, анализа и сопоставлений, но и результат эмоциональных переживаний, чувств.
У значительной части осужденных нравственные чувства не развиты или приглушены; отсутствие сострадания к чужому горю, жалости к потерпевшему в результате совершенного преступления. Эгоизм, бравада, напускная жестокость к другим людям проявляются в поведении осужденных, характеризующихся в условиях ВК отрицательно.
Поэтому при организации нравственного воспитания необходима система мероприятий, формирующих у осужденных этические чувства. Побуждение осужденных к оценке своего поведения и проступков, а также других лиц дает возможность формировать как отдельные нравственные чувства, так и их систему.
Эстетическое воспитание в процессе воспитательной работы — это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, переживать и оценивать прекрасное в жизни, природе, искусстве, способной жить и творить по законам красоты. В данном случае в настоящее время очень важно, чтобы у осужденных воспитывался эстетический вкус. Развитость эстетического вкуса характеризуется тем, насколько глубоко и всесторонне они постигают эстетические ценности жизни и искусства.
Существенным компонентом в проявлении эстетического вкуса является эстетический идеал — социально обусловленное, формируемое с учетом возрастных особенностей представление человека о совершенстве красоты в природе, обществе, человеке, искусстве. Он проявляется в трудовой практике, в чувствах, в переживаниях и т.п. В искусстве эстетический идеал находит свое наиболее концентрированное выражение в художественных образах. Эстетический идеал служит одновременно и критерием оценки прекрасного в жизни и искусстве. Характер идеала личности осужденного — главный показатель уровня ее способности эстетического восприятия и вкуса.
Эстетическая культура в качестве своего необходимого компонента предполагает определенный уровень развития чувств. Эстетические чувства представляют собой эмоциональное состояние, возникающее в процессе восприятия эстетического своеобразия явлений действительности или произведений искусства. Именно вследствие активности эстетического чувства возникает эстетическое наслаждение, способное в свою очередь оказывать воздействие на духовное развитие личности.
Эстетически воспитанный человек не только способен воспринимать, ценить красоту в жизни и искусстве, но и сам умеет творить по законам красоты.
При организации воспитательной работы в области эстетического воспитания необходимо иметь в виду личностные особенности осужденных. Как известно, большинство осужденных — люди малокультурные, с огрубевшими чувствами, неправильными или искаженными представлениями о жизни, взглядами на искусство. В этой связи органической частью жизни и деятельности осужденных должен быть их организованный отдых, умелое использование свободного времени, что имеет большое значение в их эстетическом развитии.
Основными задачами эстетического воспитания несовершеннолетних осужденных являются:
- развитие эстетических и художественных знаний, борьба с «эстетикой» воровских законов и традиций;
- воспитание умения воспринимать прекрасное в природе, реальной действительности и личной жизни, в искусстве;
- воспитание эстетического чувства, способности правильно понимать и ценить прекрасное и возвышенное;
- формирование эстетических потребностей, возникающих на почве конкретной трудовой деятельности и взаимоотношений с другими людьми;
- воспитание эстетических вкусов, содержащих оценку тех или иных предметов или явлений как красивых или некрасивых, гармоничных или дисгармоничных, совершенных или несовершенных, то есть устойчивую систему эстетических симпатий и предпочтений, а также и антипатий, конкретизирующих и «расшифровывающих» эстетические потребности;
- формирование эстетических идеалов, дающих представление о критериях прекрасного, определяющих социальную направленность эстетического вкуса и способствующих созданию у осужденных правильных представлений о смысле жизни, социально значимых перспектив после освобождения;
- повышение общей культуры осужденных;
- развитие творческих способностей, умений и навыков, необходимых для того, чтобы строить жизнь по законам красоты.
Повышение правосознания и правовой культуры осужденных — одна из задач правового воспитания, которая решается в процессе воспитательной работы.
Осуществление правового воспитания осужденных способствует быстрейшему их исправлению, подготовке к жизни на свободе.
Под правовым воспитанием осужденных понимается процесс формирования у них сознательного отношения и глубокого уважения к законам, выработки устойчивой привычки их точного исполнения.
Важнейшими условиями успешности правового воспитания несовершеннолетних осужденных является хорошее знание законов администрацией воспитательной колонии и правильное их применение.
Правовое воспитание несовершеннолетних осужденных предусматривает решение следующих основных задач: 1) разъяснение законов; 2) показ справедливости и гуманности российских законов; 3) ознакомление осужденных с их обязанностями и правами, разъяснение необходимости строгого их исполнения, а также последствий нарушения; 4) привитие уважения к законам и правилам внутреннего распорядка, содействие воспитанию привычки их добровольного использования; 5) разоблачение версий и невиновности, и якобы неправильности осуждения, высказываемых отдельными осужденными; 6) разъяснение принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление.
Значительное место в воспитательной работе с осужденными в ВК отводится правовой пропаганде. Организационными формами пропаганды правовых знаний являются лекции, беседы, доклады; вечера вопросов и ответов на правовые темы; открытые судебные заседания; организация работы юридических консультаций на общественных началах, оформление уголков правовых знаний, стендов и витрин на правовые темы; проведение приема осужденных по личным вопросам работниками суда, прокуратуры, адвокатуры, органов полиции.
В ходе правовой пропаганды осужденные получают информацию о нормах права, которая в наибольшей степени влияет на осознание необходимости соблюдения законов.
Влияние правовой пропаганды на формирование правосознания осужденных значительно повышается, когда к ее осуществлению привлекаются работники, имеющие соответствующую юридическую подготовку.
Многие осужденные наиболее убедительную правовую информацию получают на диспутах и конференциях на правовые темы. Для того чтобы повысить их эффективность, следует более тщательно подбирать вопросы для обсуждения. Необходимо также обращать внимание на их организационно-методический уровень. По окончании диспута или конференции нужны квалифицированные выводы и обобщения, с тем чтобы осужденные поняли суть обсуждаемых правовых норм и осознали необходимость их соблюдения.
Во многих ВК созданы постоянно действующие консультации на правовые темы. Оборудованы специальные кабинеты для проведения юридических консультаций, в которых имеется вся необходимая справочная литература.
Одним из направлений воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными является физическое воспитание, под которым понимается процесс организации физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья, формирование моральных качеств, нравственно-правовых мотивов поведения, отношений и деятельности.
Физическая культура и спорт способствуют воспитанию у осужденных общественно полезных качеств, необходимых в жизни и трудовой деятельности, формируют у них навыки социально значимой деятельности, воспитывают самостоятельность, самодисциплину, осмысленность, осмотрительность, экономичность.
Физическое воспитание выполняет также профилактико-гигиеническую функцию.
Физическое воспитание в местах лишения свободы выступает и как средство борьбы с гиподинамией, то есть недостаточностью движения у осужденных к лишению свободы.
При организации физкультурно-спортивных мероприятий в ВК следует иметь в виду, что работоспособность подростков и их поведение зависят не только от уровня развития физических сил, но и от уровня волевых качеств, развивающихся в процессе физического воспитания, которые проявляются и формируются при преодолении различных трудностей.
К одной из важнейших задач физического воспитания осужденных относится воспитание у них морально-волевых качеств: силы воли, смелости, решительности, инициативности, навыков коллективных действий, организованности, сознательной дисциплины, четкости в работе, привычки к соблюдению правил общежития и гигиены.
Вовлечение несовершеннолетних осужденных в физкультурно-спортивные мероприятия и игры не только способствует их физическому развитию, преодолению чувства усталости, эмоций страха, неуверенности и подавленности, но и имеет определенное сублимирующее значение, то есть содействует переключению энергии на полезные дела.
Таким образом, перед физическим воспитанием осужденных стоят задачи: сохранить и укрепить их здоровье, выработать и развить у них трудовые навыки, закалить физически, дабы потом развить у них трудовые навыки, закалить физически, с тем чтобы после отбытия срока наказания каждый из них смог включиться в трудовой коллектив и вести жизнь честного трудового человека.
Основными средствами физического воспитания осужденных являются гимнастика и спорт.
Специально подобранными формами, средствами и методами воспитатели направленно развивают у осужденных определенные качества, соответствующие их возрасту, полу и состоянию здоровья.
В физическом воспитании осужденных необходим строго индивидуальный подход.
Физическое воспитание лиц, содержащихся в ВК, осуществляется в форме: утренних физических зарядок; физических зарядок в рабочее время (производственная гимнастика); занятий в различных спортивных кружках и секциях; индивидуальных самостоятельных тренировок; тренировок в различных спортивных командах; спортивных игр и участия в физкультурно-спортивных соревнованиях; лекций и докладов на физкультурно-спортивные и санитарно-гигиенические темы.
Таким образом, воспитательная работа, являясь основным средством исправления несовершеннолетних осужденных, направлена на нравственное, эстетическое, правовое, физическое совершенствование их личности. Эффективность ее проведения зависит от профессиональной деятельности воспитателя.
Литература
План работы по профилактике правонарушений и работы с «трудными» учащимися
Цель: воспитание законопослушной личности, профилактика противоправного поведение учащихся, воспитание культуры поведения.
Сентябрь
-
Создание банка данных на «трудных» учащихся и учащихся,
-
Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий.
-
Выявление детей, склонных к правонарушениям.
-
Изучение состояния здоровья учащихся.
-
Индивидуальный план работы с каждым «трудным» ребенком.
-
Посещение на дому. Изучение ЖБУ.
-
Изучение семьи. Изучение трудностей в обучении, общении и их причины.
-
Совет профилактики правонарушений
Беседа с родителями
— «Социальная адаптация детей»;
— «Причины трудновоспитуемости подростков».
— «Как организовать досуговую деятельность детей».
Индивидуальные беседы с «трудными» подростками и учащимися, требующих особого педагогического внимания
— «Правила дорожного движения – закон для всех»;
— «Ответственность за порчу школьного имущества» ;
— «Профилактика табакокурения»;
— «Законы школьной жизни».
Октябрь
-
Посещение детей требующих особого педагогического внимания на дому. Изучение семьи (семейных отношений).
-
Изучение личности учащихся, интересов и способностей учащихся.
-
Вовлечение учащихся с кружковую деятельность.
-
Встречи с представителями правоохранительных органов.
-
Совет профилактики правонарушений.
-
Совет помощи семье и ребенку
Беседа с родителями
— «Роль семьи в развитии способностей ребенка»;
— «Нравственная грамматика»;
— «Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств учащихся».
Индивидуальные беседы с «трудными» подростками и учащимися, требующих особого педагогического внимания
— «Профилактика пьянства и алкоголизма».
Ноябрь
-
Изучение уровня адаптации «трудных подростков»
-
Систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью «трудных» и детей, требующими особого педагогического внимания.
-
Посещение «трудных» подростков на дому совместно с представителем администрации школы
-
Уроки психологического здоровья – беседа с психологом
-
Встречи с работниками здравоохранительных учреждений.
-
Совет профилактики правонарушений.
Беседа с родителями
— «Психологическая помощь и реабилитация»;
— «Роль учреждения образования в оказании помощи несовершеннолетним, нуждающимся в государственной защите»;
— «Проблемы агрессивных детей. Профилактика драк, нарушения дисциплины, выражения нецензурной бранью».
Индивидуальные беседы с «трудными» подростками и учащимися, требующих особого педагогического внимания
— «Азбука нравственности».
Декабрь
-
Вовлечение учащихся данной категории в общешкольные и классные дела Изучение микроклимата в классных коллективах, в которых обучаются дети из неблагополучных семей и «трудные» подростки.
-
Работа с учащимися по воспитанию милосердия и сострадания к людям, нуждающимся в помощи.
-
Рейд-проверка учащихся на дому в вечернее и дневное время суток.
-
Совет помощи семье и ребенку.
-
Совет профилактики правонарушений.
Беседа с родителями
— «Взаимодействие семьи и школы»;
— «Асоциальное и аморальное поведение родителей пагубно влияет на развитие и поведение ребенка»;
— «Профилактика курения, пьянства, употребления токсических веществ у подростков».
Индивидуальные беседы с «трудными» подростками и учащимися, требующих особого педагогического внимания
— «Наркотики и закон»;
— «Фальшивомонетничество – преступление»;
— «Профилактика драк и агрессивного поведения»;
-«Профилактика СПИД и ВИЧ – инфекции».
Январь
-
Контроль за успеваемостью «трудных» учащихся. Оказание своевременной помощи в обучении.
-
Индивидуальные занятия психолога с детьми. Мониторинг развития психических функций и учебных достижений учащихся.
-
Посещение семей на дому.
-
Совет помощи семье и ребенку.
-
Совет профилактики правонарушений.
Беседа с родителями
— «Возможности дополнительного образования вашего ребенка»;
— «Вовлечение несовершеннолетних в деструктивные секты» ;
— «Задачи семьи в формировании нравственных качеств личности ребенка» .
Индивидуальные беседы с «трудными» подростками и учащимися, требующих особого педагогического внимания
— «Школа – зона здоровья»;
— «Азбука нравственности»;
— «Вовлечение несовершеннолетних в деструктивные секты» ;
— «Выезд за границу. Торговля людьми».
Февраль
-
Встреча родителей учащихся с узкими специалистами.
-
Психологический тренинг «Помоги себе сам».
-
Встреча с работником ЦВИНа или посещение ЦВИНа.
-
Посещение подростков, нуждающихся в социальной защите на дому.
-
Консилиум по проблемам обучения и воспитания «трудных» подростков и учащихся, требующих особого педагогического внимания.
-
Совет помощи семье и ребенку.
-
Совет профилактики правонарушений.
Беседа с родителями
— «Проблемы общения детей. Выражение нецензурной бранью. Влияние алкоголя на общение в семье»;
— «Пожары. Поджоги. Мера ответственности»;
— «Роль семьи в развитии моральных качеств подростка».
Индивидуальные беседы с «трудными» подростками и учащимися, требующих особого педагогического внимания
— «Пропаганда военных профессий»;
— «Профилактика краж»;
— «Профилактика вредных привычек»;
— «Охрана общественного порядка».
Март
-
Психологический тренинг по развитию коммуникативных способностей детей.
-
Совет профилактики правонарушений.
Беседа с родителями
— «Выбор будущей профессии»;
— «Влияние алкоголя и никотина на интеллектуальное и физическое развитие подростков»;
— «Роль общественных и государственных организаций в воспитании подростков» .
Индивидуальные беседы с «трудными» подростками и учащимися, требующих особого педагогического внимания
— «Выбор будущей профессии»;
— «Влияние алкоголя и никотина на интеллектуальное и физическое развитие подростков»;
— «Пожары. Поджоги. Мера ответственности».
Апрель
-
Контроль за посещаемостью уроков.
-
Посещение подростков на дому.
-
Совет помощи семье и ребенку.
-
Работа с психологом.
-
Совет профилактики правонарушений.
Беседа с родителями
— «Роль семьи в нравственно-половом развитии детей»;
— «Роль семьи в формировании интересов детей и в выборе будущей профессии».
Индивидуальные беседы с «трудными» подростками и учащимися, требующих особого педагогического внимания
— «Азбука нравственности»;
— «Ложный вызов МЧС, милиции, скорой помощи».
Май
-
Мониторинг развития психических функций и учебных достижений учащихся.
-
Беседа с психологом.
-
Подведение итогов работы . Анализ работы за год
-
Посещение подростков на дому.
-
Совет профилактики правонарушений.
Беседа с родителями
— «Организация летнего отдыха и оздоровления ребенка»;
— «Трудоустройство»;
— «Как организовать досуговую деятельность детей».
Индивидуальные беседы с «трудными» подростками и учащимися, требующих особого педагогического внимания
— «Драки. Самооборона или преступление»;
— «Правила дорожного движения – закон для всех»;
— беседа по профилактике преступлений и правонарушений.