Возбуждение дела о банкротстве кредитной организации

Возбуждение дела о банкротстве кредитной организации

В данном параграфе рассматриваются особенности банкротства кредитных организаций, включая понятие, признаки и критерии банкротства кредитных организаций; судопроизводства по делам о банкротстве кредитных организаций; конкурсного производства кредитной организации, в том числе ликвидируемой кредитной организации и отсутствующей кредитной организации.

Понятие, признаки и критерии банкротства кредитных организаций

Под банкротством кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается не только ее обязанность как налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, по и ее обязанность как налогового агента по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты. В соответствии с НК РФ налоговая обязанность считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика; несвоевременное поступление в бюджет уплаченных налогоплательщиком налоговых сумм связывается с деятельностью банков и влечет их ответственность (п. 3 ст. 45, ст. 60, 133 ПК РФ).

Наряду с сущностным признаком банкротства кредитных организаций – ее неспособностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, Закон о банкротстве кредитных организаций устанавливает дополнительные признаки банкротства кредитных организаций, связанные с установлением:

  • а) неплатежеспособности кредитной организации (определением минимального срока просрочки исполнения требований кредиторов по денежным обязательствам или обязанности по уплате обязательных платежей сопряженного с минимальным совокупным размером требований кредиторов к кредитной организации) или
  • б) ее неоплатности (установлением факта недостаточности имущества кредитной организации для исполнения ее обязательств перед кредиторами).

Таким образом, кредитная организация, у которой Банком России отозвана лицензия на осуществление банковских операций, считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей и, следовательно, может быть признана арбитражным судом банкротом при наличии хотя бы одного из следующих признаков банкротства (ст. 2, ст. 50.7 Закона о банкротстве кредитных организаций):

  • 1) сумма требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам к кредитной организации в совокупности составляет не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда (100 тыс. руб.), и эти требования не исполнены в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения (критерий неплатежеспособности);
  • 2) стоимость имущества (активов) кредитной организации недостаточна для исполнения денежных обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и уплаты обязательных платежей (критерий неоплатности). В данном случае стоимость имущества (активов) и обязательств кредитной организации определяются на основании методик, установленных нормативными актами Банка России.

Особенности судопроизводства но делам о банкротстве кредитных организаций проявляются в порядке возбуждения судопроизводства по делам о банкротстве кредитных организаций, подготовки дел к рассмотрению, порядке их судебного разбирательства, обжалования судебных актов (ст. 50.1–50.15 Закона о банкротстве кредитных организаций). В части, неурегулированной Законом о банкротстве кредитных организаций, дела о банкротстве кредитных организаций рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Законом о банкротстве и АПК РФ.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают:

  • а) должник – кредитная организация – в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства или обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок (ст. 8 Закона о банкротстве). При этом не следует забывать о том, что в случаях, предусмотренных ст. 9 Закона о банкротстве, на должника возлагается обязанность подать в арбитражный суд заявление о признании должника банкротом;
  • б) конкурсные кредиторы, включая физических лиц, имеющих право требования к кредитной организации по договорам банковского вклада или банковского счета. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом возникает у конкурсного кредитора после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если требования по денежным обязательствам подтверждены вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, определением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;
  • в) уполномоченные органы. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом возникает у уполномоченного органа после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций и зависит от характера требования. По денежным обязательствам такое право возникает, если требования по денежным обязательствам подтверждены вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, определением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. По обязательным платежам такое право возникает, если требование об уплате обязательных платежей подтверждено решением налогового органа или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества кредитной организации;
  • г) Банк России, в том числе в случаях, когда он не является кредитором кредитной организации. При обнаружении Банком России признаков банкротства кредитной организации, предусмотренных Законом о банкротстве кредитных организаций, Банк России направляет в арбитражный суд заявление о признании кредитной организации банкротом. При этом не применяются правила, предусмотренные п. 3 ст. 6 и п. 2 ст. 7 Закона о банкротстве (подтверждение требований вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда либо решением налогового или таможенного органа).

Если лицензия на осуществление банковских операций не отозвана у кредитной организации, имеющей признаки банкротства, кредитная организация, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы до направления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд обязаны направить в Банк России ходатайство об отзыве указанной лицензии. В случае неполучения ответа Банка России по истечении двух месяцев со дня направления указанного заявления или получения отказа в отзыве у кредитной организации указанной лицензии они вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом.

Требования к заявлению о признании кредитной организации банкротом и перечень документов, прилагаемых к указанному заявлению, определены ст. 50.5–50.6 Закона о банкротстве кредитных организаций.

Заявление о признании кредитной организации банкротом принимается арбитражным судом после отзыва Банком России лицензии на осуществление банковских операций и при наличии хотя бы одного из указанных выше признаков банкротства кредитной организации. О принятии заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражный суд выносит определение, которым возбуждается производство по делу о банкротстве. Основания для вынесения указанного определения, а также для вынесения определений об оставлении заявления о признании кредитной организации банкротом без движения и определения о возвращении заявления о признании кредитной организации банкротом определены в ст. 50.7–50.9 Закона о банкротстве кредитных организаций.

Дела о банкротстве кредитных организаций рассматриваются арбитражным судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия арбитражным судом заявления о признании кредитной организации банкротом, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве кредитной организации, являются кредитная организация – должник, конкурсный управляющий, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, а также Банк России как орган банковского регулирования и надзора (ст. 50.2 Закона о банкротстве кредитных организаций).

По результатам рассмотрения заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов: а) решение о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства; б) решение об отказе в признании кредитной организации банкротом; в) определение о прекращении производства по делу в отношении кредитной организации.

Решение о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства принимается арбитражным судом при наличии признаков банкротства кредитной организации, предусмотренных Законом о банкротстве кредитных организаций. В этом решении должно содержаться указание на открытие конкурсного производства; признание требования заявителя обоснованным и указание на включение этого требования в реестр требований кредиторов; утверждение конкурсного управляющего. При этом следует учитывать, что проверка обоснованности требований лица, обратившегося с заявлением о признании кредитной организации банкротом, проводится в том же заседании арбитражного суда, что и рассмотрение вопроса о признании кредитной организации банкротом. Конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, в силу закона является государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее – Агентство). Конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, утверждаются арбитражные управляющие, соответствующие требованиям, установленным Законом о банкротстве, и аккредитованные при Банке России.

Решение об отказе в признании кредитной организации банкротом принимается в случае отсутствия признаков банкротства кредитной организации, предусмотренных Законом о банкротстве кредитных организаций, в том числе в случае установления фиктивного банкротства, если заявление о признании банкротом подано самой кредитной организацией.

Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве кредитной организации в случае: а) признания в ходе судебного разбирательства требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения дела о банкротстве, необоснованными; б) удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в порядке, предусмотренном ст. 50.37 Закона о банкротстве кредитных организаций (исполнение обязательств кредитной организации ее участниками или третьими лицами в конкурсном производстве); в) завершения конкурсного производства.

  • Об общих правилах банкротства, регаментированных АПК РФ и Законом о банкротстве и подлежащих применению к отношениям банкротства кредитных организаций с особенностями, предусмотренными Законом о банкротстве кредитных организаций, но не рассматриваемыми подробно в данной главе, см.: Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». Постатейный научно-практический / под ред. В. Ф. Попондопуло. 3-е изд. М., 2011; Попондопуло В. Ф. Банкротство. Правовое регулирование. М., 2012.
  • Постановление Президиума ВАС РФ от 22.10.2002 № 10515/01.
  • Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, является Федеральная налоговая служба РФ (ФНС России) (см.: постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве»).
  • О правовом положении и функциях Агентства по страхованию вкладов, см.: Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
  • См.: Положение об аккредитации арбитражных управляющих при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, утв. ЦБ РФ от 14.12.2004 № 265-П.

Экономколлегия ВС внесла ясность в проблему недавно введенного упрощенного порядка возбуждения дела о банкротстве. Это могут делать только кредитные организации – буквально толковали закон суды. ВС подошел к вопросу шире. Правда, как отмечают юристы, на этом неопределенности новеллы не исчерпываются.

ООО «Евразийская торговая компания» (далее – ЕТК) просила признать банкротом АО «РБП» и включить в реестр его кредиторов более 863 млн руб. задолженности (дело № А57-16992/2015). Три инстанции оставили заявление ЕТК без рассмотрения. Дело в том, что долг не был подтвержден решением суда в общеисковом порядке.

Согласно закону о банкротстве, у кредитора возникает право обратиться с заявлением о признании должника банкротом только после вступления в силу решения суда о взыскании долга. В 2014 году в закон были внесены изменения – кредитные организации получили право признавать должника банкротом в ускоренном режиме, без предварительного решения суда (абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона о банкротстве).

Именно к этой новелле апеллировала ЕТК в судах. Но нюанс в том, что сама ЕТК не является кредитной организацией. Это долг возник из кредитного договора, право требования по которому ЕТК получила из договоров цессии с «Абсолют-Банком». Впрочем, по мнению трех инстанции, этого недостаточно. Они толковали закон буквально – специальный порядок возможен исключительно для кредитных организаций.

Экономической коллегии Верховного суда РФ (КЭС) с таким подходом не согласилась. В своем определении тройка ВС (Ирина Букина, Надежда Ксенофонтова и Олег Шилохвост) сразу сослалась на Пленум ВАС № 16 о свободе договора, согласно которому суд должен учитывать еще и цели, которые преследовал законодатель, устанавливая то или иное правило.

«Решающее значение» для допустимости применения специального порядка инициирования банкротства является не статус заявителя, а характер его требования, следует из решения КЭС.

Судам необходимо проверять, являются ли требования следствием реализации специальной правоспособности кредитной организации или связанными с ними требованиями (например, из обеспечительных сделок), и при установлении таковых – разрешать по существу вопрос об их обоснованности и введении процедуры несостоятельности,

– говорится в определении. Таким образом, оснований оставлять заявление ЕТК без рассмотрения у судов не было. В результате спор отправился на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.

Мнение юристов

«КЭС заняла довольно неожиданную для многих позицию, указав на фактическое отсутствие взаимосвязи между специальным статусом кредитной организации и наличием преференций при инициировании банкротства», – комментирует решение ВС Роман Зайцев, партнер Dentons. Нельзя, по его мнению, исключать, что одним из мотивов такого решения (признания преференций при инициировании банкротства за цессионариями, которые приобрели права требования у банков) могла быть попытка снижения нагрузки на судебную систему.

«Тем не менее, занятая позиция не является бесспорной, и такой подход может иметь далеко идущие последствия», – обращает внимание Зайцев. Важное преимущество оперативного обращения с заявлением об инициировании банкротства – возможность предложить свою кандидатуру арбитражного управляющего. И теперь ее получит, в частности, большое число организаций, на которые банки уступают просроченную задолженность, поясняет юрист. При этом нельзя исключать злоупотреблений таким правом в ущерб интересам иных кредиторов.

Право возбуждать дело о банкротстве, без наличия вступившего в законную силу решения суда о взыскании долга, является одной из самых спорных новелл закона о банкротстве, рассказывает Олег Пермяков, старший юрист Goltsblat BLP LLP. КЭС совершенно верно разрешила дело, считает юрист: не отступила от принципов цессии и внесла ясность в проблематику уступки банком своих требований. Правда, пока только по вопросам уступки по кредитному договору.

«Проблем на самом деле больше, – признается Пермяков, – и надеемся, что они в ближайшее время получат свое разрешение если не на законодательном уровне, то по уже сложившейся традиции на правоприменительном». Так, толкование законодательства о банкротстве позволяет сделать вывод, что требование приобретает «привилегированный статус» не только в связи с тем, что основано на кредитном договоре или займе (что является обычной деятельностью банка). Оно может базироваться на любом другом договоре (поставка, подряд, поручительство и т. д.), стороной которого является или в силу различных причин стала кредитная организация. При этом необязательно, чтобы первоначально договор, по которому образовалась задолженность, заключался между банком и должником – достаточно, чтобы банк некоторое время «побыл» кредитором по обязательству.

По мнению Пермякова, в этих случаях наделить «не банки» дополнительными привилегиями только потому, что в цепочке предыдущих кредиторов по обязательству, не связанному с кредитным договором, «побывал» банк, не является сбалансированным решением. Не очень разумно, считает Пермяков, и предоставить банку ускоренное право на признание должника банкротом по любому другому требованию, не основанному на кредитном договоре или займе. «В спорах, которые относятся к профильной банковской деятельности (кредитование), возражения должника, как правило, носят формальный характер и в основном направлены на затягивание процедуры принудительного взыскания и банкротства, – поясняет юрист. – Тогда как споры по другим основаниям могут быть и довольно часто бывают более сложными, требующими самостоятельного судебного разбирательства».

1. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций

Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения, и (или) недостаточность стоимости имущества (активов) кредитной организации после отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.

Вопросы несостоятельности (банкротства) кредитных организаций и меры по их предотвращению регулируются Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». В период мирового финансового кризиса до 31 декабря 2011 г. указанный Закон применяется с учетом положений Федерального закона от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года».

Согласно Закону о банкротстве кредитных организаций до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций в отношении кредитной организации реализуются следующие меры по предупреждению банкротства:

1) финансовое оздоровление кредитной организации;

2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;

3) реорганизация кредитной организации.

Указанные меры осуществляются в случаях, когда кредитная организация:

– не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней cо дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

– не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

– допускает абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 % при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

– нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;

– нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10 %;

– допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. В случае возникновения указанного основания в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций к кредитной организации не применяются меры по предупреждению банкротства.

Требование об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации не направляется в случае, когда Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по одному или нескольким основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 20 Закона о банках.

При банкротстве кредитной организации наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», не применяются.

Финансовое оздоровление кредитной организации

Финансовое оздоровление кредитной организации может осуществляться как по инициативе самой кредитной организации, так и по требованию Банка России.

При первом варианте руководитель кредитной организации в случае возникновения указанных выше обстоятельств в течение 10 дней с момента их возникновения обязан обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации при условии, что причины возникновения указанных обстоятельств не могут быть устранены исполнительными органами кредитной организации. Совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации должен принять решение по направленному ходатайству в течение 10 дней с момента его направления и проинформировать о принятом решении Банк России. В случае непринятия советом директоров (наблюдательным советом) такого решения либо отказа принимать решение руководитель кредитной организации обязан в течение трех дней со дня истечения 10-дневного срока обратиться в Банк России с ходатайством об осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитной организации.

При втором варианте меры по финансовому оздоровлению кредитной организации осуществляются по требованию Банка России при наличии обстоятельств, перечисленных выше, а также в случаях, предусмотренных ст. 74 Закона о Банке России. Такое требование должно содержать указание причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

В течение пяти дней со дня получения требования Банка России об осуществлении вышеназванных мер руководитель кредитной организации обязан обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации и (или) ходатайством о ее реорганизации.

Со дня получения требования Банка России, содержащего основания его направления, до дня получения соответствующего разрешения Банка России кредитная организация не вправе принимать решения о распределении прибыли между ее учредителями (участниками), выплате (объявлении) дивидендов, а также распределять прибыль между ее учредителями (участниками), выплачивать им дивиденды, удовлетворять требования учредителей (участников) кредитной организации о выделении им доли (части доли) или выплате ее действительной стоимости либо выкупе акций кредитной организации.

Банк России отменяет требование об осуществлении мер по финансовому оздоровлению в пятидневный срок со дня получения от кредитной организации, осуществляющей такие меры, документального подтверждения устранения оснований, повлекших это требование.

Под финансовым оздоровлением кредитной организации понимаются следующие меры:

1) оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами в форме:

– размещения денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее шести месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России;

– предоставления поручительств (банковских гарантий) по кредитам для кредитной организации;

– предоставления отсрочки и (или) рассрочки платежа;

– перевода долга кредитной организации с согласия ее кредиторов;

– отказа от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направления ее на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации;

– дополнительного взноса в уставной капитал данной кредитной организации;

– прощения долга кредитной организации;

– новации, а также в иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость принятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

Решение о формах и об условиях оказания финансовой помощи кредитной организации принимается самой кредитной организацией и лицом, оказывающим ей финансовую помощь;

2) изменение структуры активов кредитной организации, предусматривающее:

– улучшение качества ее кредитного портфеля, включая замену неликвидных активов ликвидными;

– приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обязательств, обеспечивающее их исполнение;

– сокращение расходов кредитной организации, в том числе на обслуживание долга кредитной организации, и расходов на ее управление;

– продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению банковских операций кредитной организацией;

– иные меры по изменению структуры активов;

3) изменение структуры пассивов кредитной организации, предусматривающее:

– увеличение собственных средств (капитала);

– снижение размера и (или) удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов;

– увеличение удельного веса среднесрочных и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов;

– иные меры по изменению структуры пассивов;

4) приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала).

В случае, если величина собственных средств (капитала) кредитной организации по итогам отчетного месяца оказывается меньше размера ее уставного капитала, кредитная организация обязана привести в соответствие размер уставного капитала и величину собственных средств (капитала).

Кредитная организация обязана принять решение о ликвидации, если величина ее собственных средств (капитала) по окончании второго и каждого последующего финансового года становится меньше минимального размера уставного капитала, установленного Федеральным законом «Об акционерных обществах» или Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

В случае непринятия кредитной организацией в течение трех месяцев со дня окончания финансового года решения о своей ликвидации Банк России обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о ликвидации данной кредитной организации;

5) изменение организационной структуры кредитной организации.

Изменение организационной структуры кредитной организации может осуществляться:

– изменением состава и численности ее сотрудников;

– изменением структуры, сокращением и ликвидацией обособленных и иных структурных подразделений кредитной организации, а также иными способами, способствующими устранению причин, вызвавших необходимость осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации;

6) иные меры.

После принятия решения о необходимости проведения финансового оздоровления кредитной организации составляется план мер по финансовому оздоровлению , который должен в обязательном порядке содержать:

– оценку финансового состояния кредитной организации;

– указание на формы и размеры участия учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц в ее финансовом оздоровлении;

– меры по сокращению расходов на содержание кредитной организации;

– меры по получению дополнительных доходов;

– меры по возврату просроченной дебиторской задолженности;

– меры по изменению организационной структуры кредитной организации;

– срок восстановления уровня достаточности собственных средств (капитала) и текущей ликвидности кредитной организации.

Форма плана мер по финансовому оздоровлению определяется нормативным актом Банка России. Порядок и сроки представления плана мер, а также порядок и сроки осуществления контроля за его выполнением установлены Инструкцией Банка России от 11 ноября 2005 г. № 126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций».

Неисполнение кредитной организацией плана по финансовому оздоровлению является основанием для применения Банком России мер в порядке надзора, установленных федеральными законами.

Временная администрация

Временная администрация является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России на срок не более шести месяцев в порядке, установленном Законом о банкротстве кредитных организаций и Положением Банка России от 9 ноября 2005 г. № 279-П «О временной администрации по управлению кредитной организацией».

В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации актом Банка России о назначении временной администрации могут быть либо ограничены, либо приостановлены.

Банк России вправе назначить временную администрацию, если:

– кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

– кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30 % при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

– кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20 %;

– кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене ее руководителя либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;

– имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций в соответствии со ст. 20 Закона о банках.

Акт Банка России о назначении временной администрации публикуется Банком России в «Вестнике Банка России» в течение 10 дней с момента его принятия.

Если к моменту окончания срока действия временной администрации по-прежнему имеются основания для ее назначения, предусмотренные Законом о банкротстве кредитных организаций, временная администрация направляет в Банк России ходатайство об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Состав временной администрации определяется приказом Банка России.

Руководителем временной администрации назначается служащий Банка России, который распределяет обязанности между членами временной администрации и несет ответственность за ее деятельность. Заместитель руководителя временной администрации является служащим Банка России или государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов». Члены временной администрации могут не являться служащими Банка России или Агентства.

Руководитель временной администрации должен иметь высшее экономическое или высшее юридическое образование, стаж работы в Банке России не менее одного года, а при отсутствии высшего экономического или высшего юридического образования – стаж работы в Банке России не менее одного года и (или) опыт руководства отделом (иным подразделением) кредитной организации, связанный с осуществлением банковских операций, не менее двух лет. Руководителем временной администрации не может быть назначено лицо, являющееся либо являвшееся в течение трех лет, предшествовавших назначению временной администрации, акционером (участником) кредитной организации.

Заместитель руководителя временной администрации и члены временной администрации должны иметь высшее экономическое или высшее юридическое образование, а при отсутствии высшего экономического или высшего юридического образования – опыт работы в банковской системе Российской Федерации не менее двух лет.

В состав временной администрации не могут входить:

– единоличный исполнительный орган кредитной организации (руководитель кредитной организации), заместители руководителя кредитной организации, лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет) и коллегиальный исполнительный орган кредитной организации (правление, дирекцию), а также главный бухгалтер (бухгалтер) кредитной организации, руководитель ревизионной комиссии и члены ревизионной комиссии (ревизоры) кредитной организации, руководитель службы внутреннего контроля кредитной организации и работники службы внутреннего контроля кредитной организации;

– единоличный исполнительный орган, его заместители, лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет) и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекцию), а также главный бухгалтер (бухгалтер), руководитель ревизионной комиссии и члены ревизионной комиссии (ревизоры), руководитель службы внутреннего контроля и работники службы внутреннего контроля юридического лица, которое является основным или дочерним обществом по отношению к кредитной организации;

– указанные выше лица, освобожденные от исполнения своих обязанностей в течение 12 месяцев, предшествовавших назначению временной администрации;

– лица, являющиеся кредиторами кредитной организации (в том числе вкладчики);

– лица, имеющие задолженность перед кредитной организацией;

– лица, имеющие судимость за совершение преступлений в сфере экономики и против государственной власти;

– лица, совершившие в течение 12 месяцев, предшествовавших назначению временной администрации, установленное вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, административное правонарушение в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг;

– иные лица, определенные законодательством.

Расходы временной администрации, связанные с ее деятельностью, осуществляются за счет кредитной организации.

Смета расходов временной администрации утверждается Банком России.

Расходы временной администрации в пределах утвержденной Банком России сметы подлежат удовлетворению во внеочередном порядке.

В случае отсутствия денежных средств на корреспондентском счете кредитной организации по распоряжению руководителя временной администрации в пределах утвержденной в смете суммы расходов может быть осуществлена продажа иностранной валюты, находящейся на корреспондентских счетах кредитной организации в иных кредитных организациях, а вырученная сумма зачислена на корреспондентский счет кредитной организации в учреждении Банка России.

Временная администрация в случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации осуществляет следующие функции:

– проводит обследование кредитной организации;

– устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных ст. 20 Закона о банках;

– участвует в разработке мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации и контролирует их реализацию;

– контролирует распоряжение имуществом кредитной организации в пределах, установленных ст. 20 Закона о банках;

– осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

При осуществлении указанных функций временная администрация имеет право:

– получать от органов управления кредитной организации необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности кредитной организации;

– давать согласие на совершение органами управления кредитной организации сделок:

а) связанных с передачей недвижимого имущества кредитной организации в аренду, залог, с внесением его в качестве вклада в уставный капитал третьих лиц, а также с распоряжением таким имуществом иным образом;

б) связанных с распоряжением иным имуществом кредитной организации, балансовая стоимость которого составляет более 1 % балансовой стоимости активов кредитной организации, в том числе с получением и выдачей кредитов и займов, выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав требований, принятием и прощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления;

в) с заинтересованными или аффилированными в отношении кредитной организации лицами либо с лицами, в отношении которых кредитная организация в соответствии с федеральным законом является заинтересованным лицом, либо с лицами, в отношении которых кредитная организация имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые их органами управления, либо с лицами, которые имеют возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации;

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *