Воздушный транспорт полиции

Воздушный транспорт полиции

УДК 34 ББК 67

© А.В. Богданов, И.М. Парамонов, Е.Н. Хазов, 2018

Научная специальность 12.00.09 — Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-разыскная деятельность

ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО, ВОДНОГО И ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

Анатолий Васильевич Богданов, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) Игорь Михайлович Парамонов, кандидат юридических наук, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

Евгений Николаевич Хазов, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

Аннотация: Представлены вопросы борьбы с преступностью на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Исследуются особенности работы объектов транспортной инфраструктуры и сложности, возникающие у сотрудников полиции при выявлении и раскрытии преступлений совершаемых на объектах транспорта. В работе делается ряд предложений по совершенствованию деятельности оперативных подразделений по профилактике и борьбе с преступностью на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

Ключевые слова: железнодорожный, водный и воздушный транспорт, объекты транспортной инфраструктуры, преступления совершаемые на объектах транспорта, оперативные подразделения УМВД и ЛОМВД, основные направления деятельности ГУТ МВД России, профилактические меры борьбы с преступностью на транспорте, борьба с терроризмом на транспорте.

OPERATIVE-INVESTIGATIVE MEASURES IN THE FIGHT AGAINST CRIME ON THE OBJECTS OF RAILWAY, WATER AND AIR TRANSPORT

Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot

Evgeniy Hazov, doctor of law, Professor, chief researcher

PKU research Institute of the Federal penitentiary service of Russia

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: А.В. Богданов, И.М. Парамонов, Е.Н. Хазов. Оперативно-разыскные меры борьбы с преступностью на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Вестник Московского университета МВД России. 2018 (4):254-8

Снижение жизненного уровня населения, безра- слоёв населения и, как следствие, возрастание доли ботица, слабая социальная защищенность основных неимущих элементов, потенциально готовых к со-

вершению преступлений, направленных в отношении собственности, резкое увеличение числа беженцев и вынужденных переселенцев, приватизация, расширение сети частных строений, предприятий и личного транспорта, а также отсутствие средств, необходимых для защиты объектов собственности от преступных посягательств — вот далеко не исчерпывающий перечень причин1, которые сегодня приводят к совершению преступлений на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта (далее транспорта).

Транспорт является важнейшей, динамично развивающейся отраслью народного хозяйства. С каждый годом увеличивается сеть железнодорожных путей, аэропортов, речных и морских судов, возросли перевозки пассажиров и грузов, развивается современная инфраструктура на объектах транспорта.

Транспорт в любой стране является основополагающим фактором ее экономического развития. Россия является одной из самых развитых транспортных держав мира, где роль транспорта в обеспечении четкого взаимодействия всех частей хозяйственного механизма наиболее значима, так как территория России во много раз превышает территории стран Европы вместе взятых и оказывает влияет на национальную безопасность страны2.

В настоящее время большинство материальных ценностей перевозится железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом. В пути следования, на станциях, воздушных терминалах, в портах и других объектах транспорта постоянно перемещаются огромные материальные ценности. Это требует постоянной и надежной охраны от преступных посягательств на граждан и перевозимые грузы, безопасности на транспорте в целом. Ежегодно государство на объектах транспорта в лице различных компаний несет миллиардные убытки от совершенных преступлений3.

Особенности среды функционирования системы транспорта, специфика задач и функций, выполняющие УМВД и ЛОМВД на транспорте, налагает свой отпечаток на деятельность оперативных подразделений полиции обслуживающих объекты транспорта.

Ядром законодательной основы оперативно-разыскной деятельности ГУТ МВД России являются Федеральные законы «О полиции», «Об ОРД» и ведомственные нормативные правовые акты4.

В обязанности полиции согласно ст.12 ФЗ «О полиции»5 возлагаются следующие обязанности — это обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах.

Сотрудникам полиции для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право принимать участие в досмотре пассажиров, их речной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффективной организации и тактике ОРД по борьбе с преступностью на транспорте, способствует изучение и оценка среды функционирования оперативных подразделений УМВД и ЛОМВД определение основных задач этих подразделений. От ее состояния зависят текущее и перспективное планирование мероприятий оперативно-разыскного характера, формирование и использования содействия граждан, сил и средств7. Система оперативных подразделений органов внутренних дел на транспорте, как и любые иные социальные системы, существует не изолированно, а в определенной связи с системой транспорта, состояние которой играет важную роль в борьбе с организованной преступностью на транспорте8.

Под средой функционирования оперативных подразделений УМВД и ЛОМВД на транспорте следует понимать определенную совокупность реально существующих в границах обслуживаемых участков железнодорожного полотна, морских, речных и воздушных линий социально-экономических, криминологических, географических, оперативно-разыскных и климатических факторов.

Транспорт остается сферой притяжения криминальных проявлений, в том числе террористического характера. Это определяет увеличение и усложнение задач, стоящих перед Главным Управлением на Транспорте МВД России9.

Органы внутренних дел на транспорте, в частности подразделения уголовного розыска, оперативно обслуживают железнодорожный, водный (речной, морской) и воздушный транспорт. Однако в этом комплексе объектов доминирующую роль играет железнодорожный транспорт. Из общего числа правонарушений, борьба с которыми отнесена к компетенции органов внутренних дел на транспорте, более 80 % падают на долю железнодорожного транспорта10.

На объектах транспорта совершаются любые по характеру и видам преступления. Различия существуют только в способах их совершения и в структуре преступности в целом. Динамика, отражающая процессы и состояние преступности в целом по России, характерна и для транспорта.

Хищения и кражи грузов, кража цветных и редкоземельных металлов, кражи личного имущества, грабежи и разбойные нападения, хулиганство, мошен-

ничество, вымогательство, карманные кражи11, преступления, связанные с незаконным оборотом оружия и наркотиков12, коррупция и взяточничество — вот наиболее характерные виды преступлений, совершаемые на объектах транспорта.

Напряженная социально-экономическая ситуация в России, кризисные явления в экономике страны, растущая безработица, задержки выплаты заработной платы, обострение межнациональных конфликтов в стране и отдельных государствах ближнего зарубежья, а также другие факторы стали основными доминантами, оказывающими негативное влияние на состояние общественного порядка и преступности на объектах транспорта. На транспорт постепенно проникает интеллектуальная, так называемая, «беловоротничко-вая» преступность. На смену грубым и примитивным способам воровства на транспорте, преобладающим много лет назад (например, вскрытие запирающих устройств вагонов, люков воздушных судов, прорубы контейнеров, просверливание цистерн и т.п.), пришли ухищренные и оригинальные способы хищений грузов и иных материальных ценностей путем мошенничества, подделки документов, переадресовки грузов, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества и т.д. возрастают объемы похищенного13. В сферу преступных интересов все чаще попадают ГСМ, другие стратегические материалы и сырье, драгоценные и редкоземельные металлы. С развитием банковской системы и строительством новых объектов транспортной системы участились финансовые махинации на транспорте.

Сферы деятельности оперативных подразделений всех уровней ГУТ МВД России строго распределены в соответствии со сферами деятельности систем железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Подразделения уголовного розыска ведут борьбу с преступностью в сфере пассажирских перевозок. Подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБ и ПК) ведут борьбу с преступностью в сфере административно-хозяйственной деятельности предприятий и служб транспорта, где бы территориально они не располагались. Подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы Б1IIII ведут борьбу в сфере грузовых перевозок. Условия работы транспорта предопределяют специфику организации работы оперативных подразделений УМВД и ЛОМВД 14.

Эти условия заключаются в следующем:

• абсолютное большинство пассажиров имеет при себе различные предметы, денежные средства и другие ценности, перевозимые в чемоданах, портфелях, ящиках, мешках и т.п.15;

• к объектам транспорта, пассажирам, грузам,

средствам передвижения имеется свободный доступ (или относительно свободный) для всех лиц, в том числе и для преступного элемента;

• транспорт работает круглосуточно и непрерывно, что позволяет преступникам совершить преступление в любое время суток;

• большие скорости транспорта дают возможность преступникам преодолеть в короткий срок значительное расстояние; большое количество остановочных и пересадочных пунктов затрудняет установление места совершения преступлений, создает благоприятные условия для укрытия преступников после совершения ими преступлений и усложняет их розыск;

• наличие железнодорожных вокзалов, станций, аэропортов, терминалов, портов и пристаней с большим количеством пассажиров, нахождение железнодорожных составов в отстойных парках и плавучих средств (судов) в затонах дает возможность временного укрытия на этих объектах разыскиваемых лиц, готовящихся к совершению преступлений;

• непродолжительность нахождения пассажиров на вокзалах, станциях, поездах,аэропортах судах и самолетах;

• массовость пассажиров на объектах транспорта ведет к установлению между ними кратковременных, случайных знакомств, обусловленных совместной поездкой или полетом, что облегчает преступнику совершение преступления путем использования доверия;

• наличие на вокзалах в ночное время открытых торговых точек, комнат отдыха, медицинских пунктов, соседство с остановками такси и городского транспорта делает железнодорожные вокзалы, порты и аэропорты в ночное время местами пребывания преступного элемента, бродяг, алкоголиков, наркоманов и проституток.

Кроме названных условий, значительно осложняет выявление и раскрытие преступлений на транспорте близость к объектам транспорта населенных пунктов и городов, где преступники скрываются после совершения преступлений, и естественно, их розыск весьма сложен.

Следует отметить, что между условиями воздушного и водного транспорта и условиями железнодорожного, существуют определенные различия: на воздушном и речном транспорте территория аэропортов, морских и речных портов находится под охраной, на железнодорожном — охраняются лишь отдельные объекты и составы с грузом.

Выброска грузов в пути следования самолетов и плавучих средств почти не возможна: преступнику весьма сложно покинуть судно во время движения, а

самолет — и вовсе исключено.

Исходя из специфики организационно-структурного построения на транспорте, система оперативного обслуживания его объектов оперативными подразделениями должна представлять собой совокупность организационных и оперативно-разыскных мероприятий.

В частности, она предполагает:

• изучение структуры организационно-хозяйственной деятельности, особенностей технологии производства, учета и контроля на обслуживаемых объектах;

• определение уровня и режима оперативного обслуживания конкретных объектов;

• получение на основе оперативного наблюдения достоверной и полной информации о фактах совершения преступлений, лицах, подготавливающих или совершающих преступление, замаскированных способах, ухищрениях, применявшихся преступниками;

• выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений на обслуживаемых объектах, и принятии мер по их устранению;

• получение достоверной информации обо всех изменениях оперативной обстановки на обслуживаемых объектах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация, получаемая в результате осуществления перечисленных мероприятий, подвергается тщательному изучению.

Важнейшим направлением оперативно-служебной деятельности транспортной полиции является борьба с проявлениями терроризма и экстремизма, обеспечение антитеррористической защищенности объектов транспортного комплекса16. Особое внимание должно уделяться вопросам обеспечения безопасности на объектах транспорта.

Грузовые перевозки на транспорте традиционно являются сферой наибольшей криминальной уязвимости: ГУТ МВД России уделяет пристальное внимание вопросам сохранности грузов, перевозимых железнодорожным, водным и воздушным транспортом и в последнее время приняло ряд мер по совершенствованию деятельности органов внутренних дел на транспорте, направленных на борьбу с преступными посягательствами на перевозимые грузы17.

На объектах транспорта регулярно проводятся оперативно-профилактические операции «Грузы», «Пассажир», «Розыск», «Нелегал», «Подросток», «Курорт», «Нелегальный мигрант»18.

Продолжается внедрение в деятельность органов внутренних дел на транспорте современных информационных технологий, а также совершенствование действующих автоматизированных информационных

систем программно-технических комплексов (ПТК) «Розыск — Магистраль», «Пассажиропоток», «Антитеррор»19.

Продолжается рост количества преступлений, связанных с хищением сотовых телефонов в пассажирских поездах и электропоездах, а также хищения изделий из цветных и черных металлов на объектах транспорта. Поскольку указанный вид хищения напрямую отражается на безопасности транспорта.

Нельзя не затронуть ещё одну глобальную проблему с терроризмом и экстремизмом20. Огромное значение, придаваемое нашим государством вопросу обеспечения безопасности на транспорте, подтверждается еще и тем, что законодатель отнес данные преступления к группе преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Контроль на транспорте должен быть ежедневным. Места массового скопления людей и безопасность на них должны быть предметом пристального внимания, как правоохранительных органов, так и транспортных властей.

Сегодня органы внутренних дел на транспорте — высокоорганизованная, самодостаточная, правоохранительная система, способная эффективно выполнять возложенные на нее функции по обеспечению общественной безопасности и борьбе со всеми формами и проявлениями преступности, включая организованную, трансграничную и транснациональную.

5 Закон Российской Федерации «О полиции» официальный текст с комментариями полковника полиции А.И. Бочарова — М.; Книжный мир, 2011 г.

6 Хазов Е.Н., Богданов А.В., Мартынюк В.М. Основные направления, проблемы и пути решения организации работы по розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда сотрудниками оперативно-розыскных подразделений ОВД МВД России на современном этапе. Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 10. С. 148-152.

7 Оперативно-разыскная деятельность. Климов И.А., Ту-

13 Богданов А.В., Хазов Е.Н. Основные направления деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел п выявлению и предупреждению преступлений, связанных с мошенничеством. Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 10. С. 276-279.

14 Хазов Е.Н., Кизилов А.П. Взаимодействие подразделений уголовного розыска и экономической безопасности и противодействия коррупции в борьбе с организованной преступностью. В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ,

ОБВИНЯЕМЫХ И ОСУЖДЕННЫХ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. Сборник материалов круглого стола. 2018. С. 388-393.

15 Богданов А.В., Хазов Е.Н., Хазова В.Е. Роль оперативных подразделений по сохранению, охране и защите культурных и исторических ценностей в Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 7. С. 53-56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 Особенности противодействия киберпреступности подразделениями уголовного розыска. Богданов А.В., Завьялов И.А., Ильинский И.И., Михайлов Б.П., Хазов Е.Н., Чикова Я.Н., Эриашвили Н.Д., Яковец Е.Н. для курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей образовательных учреждений органов внутренних дел и практических работников правоохранительных органов, специализирующихся по линии борьбы с преступностью в сфере компьютерной информации / Москва, 2016.

20 Хазов Е.Н., Богданов А.В., Ильинский И.И. Незаконная миграция как одна из причин появления и распространения терроризма и экстремизма на территории России. В сборнике: Актуальные проблемы развития конституционализма. Материалы научно-методического семинара. 2018. С. 107-114.

Самолёты — тоже их забота,

Все, от пассажира до пилота,

Верят людям в милицейской форме,

И полёт идёт как надо, в норме
Г. Граубин

Сегодня исполняется 47 лет со дня образования полиции на воздушном транспорте!

Во все времена авиационная безопасность оставалась неотъемлемой частью безопасности, как целого государства, так и отдельных граждан. Создание милиции на воздушном транспорте диктовалось необходимостью борьбы с резко участившимися преступлениями на авиалиниях. В начале 70-х годов ХХ века по миру прокатилась волна нового вида преступлений – воздушного терроризма. Гражданские воздушные суда и объекты воздушного транспорта все чаще становились полем деятельности преступников. Поэтому в 1971 г. в соответствии с требованиями приказа МВД СССР от 2 июля 1971 г. №0406 «О создании подразделений милиции и следствия на воздушном транспорте» в Ленинградском аэропорту на базе дивизиона сопровождения был создан линейный отдел милиции штатный численностью 152 человека.

Спустя два года было принято решение об оборудовании дежурной части отдела милиции – выделения помещения в новом здании аэровокзала Пулково-1.

Далее в 1975 году был упразднен дивизион сопровождения, а вместо него была создана служба досмотра, которую оборудовали металлоискателями и другой техникой. В результате количество изъятых при проверке предметов, запрещенных к перевозке воздушным транспортом, увеличилась в десятки раз.

В настоящее время аэропорт Пулково – это международный аэропорт федерального значения, один из крупнейших транспортных объектов Санкт-Петербурга и всего северо-западного региона, в целом. Ежегодный пассажиропоток аэропорта составляет 14 миллионов человек в год. Он является режимным объектом, поэтому противодействие преступности и охрана общественного порядка остается основной задачей сотрудников линейного отдела МВД России в аэропорту Пулково.

Линейный отдел МВД России в аэропорту Пулково возглавляет подполковник полиции Логинов Владимир Анатольевич, который успешно организует работу сотрудников подразделения по таким важным направлениям как: борьба с преступностью и охрана общественного порядка на объектах, расположенных в границах аэропорта; осуществление мероприятий по охране собственнности; в необходимых случаях, производства досмотра ручной клади, багажа и личного досмотра граждан; проведение оперативно-разыскных мероприятий по выявлению лиц, причастных к совершению преступлений, а также занимающихся сбытом наркотических средств; розыск преступников и похищенного имущества, раскрытием других преступлений на объектах гражданской авиации.

Деятельность линейного отдела полиции в аэропорту Пулково — это ежедневный кропотливый труд сотрудников, которые с честью исполняют служебный долг и стоят на защите прав и интересов петербуржцев и гостей Северной столицы.

Ежедневная планомерная работа сотрудников полиции на транспорте позволяет, в результате профилактических действий, предотвратить возможные правонарушения и преступления на территории аэровокзального комплекса. Все сотрудники, несущие службу на территории аэропорта Пулково, готовы оказать любую необходимую помощь пассажирам и обеспечить их безопасность.

Руководство и личный состав УТ МВД России по СЗФО поздравляет своих коллег — сотрудников ЛО МВД России в аэропорту Пулково, с днем образования линейного отдела и желает дальнейших успехов в реализации поставленных служебных задач и, конечно же, здоровья, бодрости духа, неиссякаемой энергии и удачи во всех делах и начинаниях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *