Возмещение НДС из бюджета

Возмещение НДС из бюджета

Отвечает Денис Новиков, эксперт «КонсультантПлюс»:

Исходя из вопроса видно, что в ходе проведения камеральной проверки Вашей налоговой декларации налоговый орган выявил нарушения, информация о которых была оформлена актом проверки от 01.11.2010 г.
Камеральная проверки декларации по НДС, в которой сумма налога заявлена к возмещению, проводится по общим правилам статьи 88 НК РФ (абз. 2 п. 1 ст. 176 НК РФ). Акт камеральной проверки составляется по правилам ст. 100 НК РФ, а процедура принятия решения осуществляется в соответствии со ст. 101 НК РФ (п. 3 ст. 176 НК РФ).
Срок проведения камеральной проверки составляет 3 месяца со дня представления Вами декларации по НДС (п. 2 ст. 88 НК РФ). Соответственно в Вашем случае камеральная проверка в силу положений п. 5 ст. 6.1 НК РФ должна была завершиться 20 октября 2010 г.
На составление акта камеральной проверки налоговым органам отводится 10 рабочих дней после окончания проверки (п. 6 ст. 6.1., абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). В Вашем случае 10-й рабочий день приходится на 3 ноября 2010 г. Как мы видим, датировав акт камеральной проверки 1 ноябрем 2010 г., налоговый орган не нарушил требования ст. 100 НК РФ.
Экземпляр акта проверки должен быть вручен Вам или Вашему представителю в течение 5 рабочих дней с момента составления акта (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Течение срока начинается со дня, следующего за днем составления акта (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). При этом из пп. 1 п. 3 ст. 100 НК РФ следует, что под датой составления акта понимается дата акта, которая указана в его «шапке» (Письмо Минфина России от 06.04.2009 N 03-02-07/1-172).
После получения акта камеральной проверки на руки, у Вас есть 15 рабочих дней для подготовки возражений на акт проверки (п. 6 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
Поскольку в Вашем вопросе не указана дата вручения Вам акта камеральной проверки, то при ответе будем исходить из того, что акт был получен на следующий день после его составления – 2 ноября 2010 г. В этом случае срок на представление возражений истекает 24 ноября 2010 г.
Со дня окончания срока на представление возражений на акт камеральной проверки у проводившего проверку налогового органа есть 10 рабочих дней для вынесения итогового решения по результатам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). В Вашем случае решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должно быть вынесено не позднее 8 декабря 2010 г. (если десятидневный срок на вынесение решения не продлен на 1 месяц согласно п. 1 ст. 101 НК РФ).
Итак, при таких обстоятельствах пригласив Вас на рассмотрение материалов проверки в силу положений п. 2 ст. 101 НК РФ 8 декабря 2010 г., налоговый орган не допустил нарушений.
Одновременно с решением о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговый орган должен также принять одно из следующих решений (абз. 4 п. 3 ст. 176 НК РФ):
1) о возмещении НДС в полном объеме, заявленном в декларации (далее — Решение N 1);
2) об отказе в возмещении НДС в полном объеме;
3) о возмещении части завяленной к возмещению суммы НДС и об отказе в возмещении части завяленной к возмещению суммы НДС (далее — Решение N 2).
Если
— в отношении Вас вынесено Решение N 1 или N 2,
— у Вас отсутствует недоимка по НДС и другим федеральным налогам, а так же задолженность по соответствующим пеням и (или) штрафам,
то налоговый орган возвращает Вам сумму налога, указанную в решении о возмещении. При этом возврат НДС производится при наличии Вашего заявления в налоговый орган, в котором указан банковский счет для перечисления налога (п. 6 ст. 176 НК РФ).
Имейте в виду, что если у Вас имеется недоимка по НДС и другим федеральным налогам, а также задолженность по соответствующим пеням и (или) штрафам, то налоговый самостоятельно произведет зачет суммы возмещаемого НДС в счет погашения недоимки и задолженности. Такое право налогового органа предусмотрено п. 4 ст. 176 НК РФ. Если размер недоимки и задолженности превышает сумму НДС, подлежащую возмещению, то налог Вам не вернут. Однако, если сумма недоимки и задолженности меньше суммы возмещаемого НДС, то налог Вам возвратят частично (в виде разницы).
Допустим, что у Вас отсутствует недоимка по НДС и другим федеральным налогам, а также задолженность по соответствующим пеням и (или) штрафам, или эта недоимка и задолженность меньше возмещаемой суммы НДС.
В этом случае одновременно с решением о возмещении (частичном возмещении) суммы налога должно быть принято решение о возврате суммы НДС (полностью или частично) (п. 7 ст. 176 НК РФ)
Имейте в виду, что налоговый орган должен в письменной форме уведомить Вас о принятии указанных решений в течение 5 рабочих дней с момента вынесения решений (п. 9 ст. 176 НК РФ).
Учитывая изложенное, Решения N 1 или N 2, а также решение о возврате налога должны быть вынесены не позднее 8 декабря 2010 г.
На следующий день после вынесения указанных решений, налоговый орган  должен направить в ОФК поручение на возврат НДС (абз.

Считаем проценты за несвоевременный возврат НДС

1 п. 8 ст. 176 НК РФ). В свою очередь ОФК в течение 5 рабочих дней после получения указанного поручения должен перечислить НДС на Ваш банковский счет, который был указан в заявлении о возврате НДС (абз. 2 п. 8 ст. 176 НК РФ).

Процедура возмещения НДС установлена ст. 167 НК РФ и заключается в том, что налогоплательщику возвращается сумма НДС, уплаченная налогоплательщиком в установленном порядке в бюджет. Данную процедуру осуществляют налоговые органы. Возмещение НДС осуществляется двумя способами:

1. Зачет — представляет собой операцию по погашению задолженности налогоплательщика по уплате недоимки, пени, присужденных налоговых санкций.

2. Возврат — представляет собой операцию по возврату денежных средств на основании документов, направляемых налоговыми органами в органы Федерального казначейства.

Но тем не менее понятия «возмещения» и «зачет» отличаются друг от друга. Возмещение осуществляется в отношении НДС, законно уплаченного поставщику или в бюджет. Зачет (возврат) осуществляется в отношении неправомерно уплаченного или взысканного в бюджет НДС.

Возмещению (зачету, по итогам налогового периода возврату) налогоплательщику подлежит разница полученная, если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога. Сумму к возмещению налогоплательщик указывает в налоговой декларации, подаваемой в налоговый орган. Те, в свою очередь, рассматривают декларацию, проводят камеральную проверку на предмет обоснованности заявленной суммы. Если в результате проверки не были выявлены нарушения, то налоговая инспекция в течение семи дней принимает решение о возмещении сумм налога.

Если же нарушения были выявлены, то налоговые органы должны составить акт налоговой проверки. Данный акт со всеми прилагающимися документами поступает на рассмотрение руководителя налогового органа, который и должен будет принять соответствующее решение. Иными словами, руководитель принимает решение: привлекать налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо не привлекать его к ответственности. Одновременно с этим решением выносится и решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, либо решение об отказе в возмещении суммы налога.

Налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения недоимки и задолженности по пеням или штрафам, если у налогоплательщика имеется задолженность по иным федеральным налогам. Если налоговый орган принял решение о возмещении суммы налога (полностью или частично) при наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пени на сумму недоимки не начисляются.

По желанию налогоплательщика сумма, подлежащая возмещению, зачисляется на расчетный счет в банке налогоплательщика либо может быть направлена в счет погашения предстоящих налоговых платежей. В последнем случае налогоплательщик должен написать заявление в налоговую инспекцию. Погашаться платежи могут как по НДС, так и по другим федеральным налогам.

Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, налоговый орган направляет в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения. Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

В течение пяти дней со дня принятия решения налоговый орган обязан письменно сообщить налогоплательщику о принятом решении: о возмещении, о зачете (возврате) суммы налога или об отказе в возмещении. При этом законодатель установил способы передачи указанного сообщения — руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

В том случае, если будут нарушены сроки возврата суммы налога, считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения. Если начисленные при нарушении сроков возврата сумм налога проценты уплачиваются налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику суммы налога, подлежащей возмещению, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, налоговый орган на следующий день обязан направить в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

Федеральным законом от 17.12.2009 N 318-ФЗ введен заявительный порядок возмещения НДС.

Возврат НДС

Данная норма установлена ст. 176 НК РФ. Воспользоваться заявительным порядком возмещения НДС смогут налогоплательщики при соблюдении определенных условий. Первым условием, дающим право воспользоваться заявительным порядком, является тот факт, что со дня регистрации организации и до момента подачи декларации, прошло не менее трех лет. Вторым условием является то, что совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченная за предшествующие три календарных года, должна составлять не менее 10 млрд руб. В данную сумму не включены налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Налогоплательщик подает налоговую декларацию, в которой заявляет свое право на возмещение налога. Вместе с декларацией он представляет банковскую гарантию, в соответствии с которой банк берет на себя обязательства по уплате денежных средств в бюджет, а именно сумм налога, излишне полученные налогоплательщиком в результате возмещения налога в заявительном порядке.

Таким образом, налогоплательщик в срок не позднее 5 дней со дня подачи налоговой декларации подает заявление в налоговую инспекцию для реализации права на возврат (зачет) НДС. В заявлении обязательно необходимо указать:

— реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств;

— обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке суммы НДС и определенные проценты в случае, если решение о возмещении суммы налога в заявительном порядке будет отменено полностью или частично.

Налоговые органы также в пятидневный срок должны принять решение о результате рассмотрения заявления и сообщить об этом налогоплательщику. Способ сообщения любой, который может подтвердить факт принятого решения.

Если принято решение о возмещении НДС, заявленного в налоговой декларации, то одновременно с ним принимается решение о зачете или возврате налога. На следующий рабочий день после принятия решения о возврате НДС налоговый орган направляет соответствующее поручение в территориальный орган Федерального казначейства. Последний осуществляет возврат в течение пяти дней. При нарушении сроков возврата на эту сумму начисляются проценты за каждый день просрочки начиная с 12-го дня после дня подачи налогоплательщиком заявления. Камеральная проверка представленной налоговой декларации проводится в обычном порядке.

Если по результатам проверки не выявлено нарушений, то налоговый орган сообщает налогоплательщику о ее окончании в течение семи дней. Если нарушения обнаружены, то процедура рассмотрения материалов проверки осуществляется в порядке, установленном ст. ст. 100, 101 НК РФ. В случае образования по итогам проверки задолженности по НДС, налоговый орган отменяет решение о возмещении налога в заявительном порядке в соответствующей сумме и направляет налогоплательщику требование о возврате данной суммы в бюджет (форма требования пока не утверждена). При неуплате налогоплательщиком требуемой суммы она в зависимости от конкретных обстоятельств уплачивается банком (на основании банковской гарантии) или взыскивается в обычном бесспорном порядке.

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 264 | Нарушение авторского права страницы

Период и сроки возмещения нало́г на доба́вленную сто́имость

Главная — Статьи

Декларация по НДС с суммой налога к возмещению: какие документы налоговая вправе требовать при камералке

Получив декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, независимо от размера этой суммы (хоть 1 руб.), налоговый орган обязательно проведет камеральную проверку этой декларации (Пункт 1 ст. 176 НК РФ). При этом он вправе истребовать у вас документы, подтверждающие обоснованность вычета (Пункт 8 ст.

88 НК РФ), но какие именно — в НК РФ не уточняется. По мнению Минфина, это любые документы, которые подтверждают правомерность заявленного вычета, поскольку их перечень, установленный в ст. 172 НК РФ, не является закрытым (Письма Минфина России от 01.11.2011 N 03-07-08/302, от 17.08.2011 N 03-07-14/85).

Предупреждаем руководителя
Если организация предъявит даже копеечную сумму НДС к возмещению, нужно готовиться к тому, что инспекция затребует множество различных документов, в том числе не обязательно касающихся вычета.

Возврат товара и срок камеральной проверки налоговой декларации

Среди них могут быть также документы о взаимоотношениях с контрагентами.

Воодушевленные такой позицией, на практике налоговики зачастую просят представить им «все на свете и топор», включая документы, не имеющие никакого отношения к НДС-вычету (например, сведения о работниках, доверенности на получение товара). Мало того, они заставляют бухгалтеров составлять различные аналитические записки, реестры сведений о поставщиках и покупателях, делать расшифровки отдельных строк декларации, давать письменные пояснения о причинах увеличения доли налоговых вычетов, об особенностях работы с контрагентами. Понятно, что налоговики стоят на страже бюджета и у них есть указание сверху бороться за каждую копейку, но какие-то рамки должны быть…
Мы решили разобраться, какие документы налоговики все-таки вправе затребовать, а что им можно не представлять, чем вы рискуете в этом случае и есть ли шансы оспорить их абсурдные требования.

Какие документы могут требовать по НК и что будет за их непредставление

Устанавливая право налогового органа истребовать подтверждающие вычет документы, ст. 88 НК отсылает нас к ст. 172 НК. То есть истребовать можно не какие угодно документы, а только те, которые прямо указаны в этой статье как необходимые для применения вычетов (Пункты 1, 9 ст. 172 НК РФ; Постановление ФАС МО от 15.09.2009 N КА-А40/9257-09):
— счета-фактуры поставщиков;
— первичные документы, подтверждающие оприходование товарно-материальных ценностей (к примеру, товарные накладные), акты о выполнении работ или оказании услуг;
— платежные документы, подтверждающие перечисление авансов;
— договоры с поставщиками, когда этими договорами предусмотрена уплата аванса.

Примечание
Причем речь необязательно идет о договоре как едином документе, подписанном обеими сторонами. В его роли могут выступать документы (например, письма), которыми обменивались стороны, где достаточно ясно выражено намерение заключить договор (Постановление ФАС ЦО от 02.08.2011 по делу N А64-6563/2010).

Этот вывод подтверждается и арбитражной практикой. Суды считают, что не являются документами, обосновывающими правомерность НДС-вычета, в частности:
— регистры бухгалтерского учета (оборотно-сальдовые ведомости, анализ счетов, главная книга или выписка из нее, данные по бухгалтерским счетам) (Постановления ФАС ВСО от 11.02.2010 по делу N А69-336/2009; 12 ААС от 15.09.2011 по делу N А12-5902/2011; ФАС ЗСО от 29.12.2009 по делу N А03-8504/2008), поскольку это не первичные, а сводные документы бухгалтерского учета, предназначенные для обобщения информации (Постановление ФАС ВСО от 02.12.2011 по делу N А33-739/2011);
— журналы регистрации (ныне — учета) полученных и выставленных счетов-фактур (Постановление ФАС ДВО от 26.10.2011 N Ф03-5163/2011; 12 ААС от 15.09.2011 по делу N А12-5902/2011);
— книга продаж (Постановления ФАС ВСО от 02.12.2011 по делу N А33-739/2011; ФАС СЗО от 21.12.2010 по делу N А56-23965/2010; ФАС ПО от 01.11.2011 по делу N А55-3313/2011; ФАС СКО от 25.03.2010 по делу N А53-14427/2009; 1 ААС от 14.02.2011 по делу N А43-19464/2010);
— книга покупок (Постановления ФАС СЗО от 21.12.2010 по делу N А56-23965/2010; ФАС МО от 14.12.2011 по делу N А41-23008/10). Правда, у некоторых судов есть и иное мнение (Постановление ФАС ЗСО от 07.12.2011 по делу N А67-2186/2011);
— путевые листы (Постановления ФАС ЗСО от 22.12.2010 по делу N А03-4565/2010; ФАС ПО от 29.10.2009 по делу N А12-762/2009);
— сертификаты соответствия и/или происхождения товаров (Постановления ФАС СЗО от 27.04.2011 по делу N А56-37986/2010; ФАС УО от 06.10.2009 N Ф09-7587/09-С3);
— маркетинговые отчеты, отчеты о проведении семинаров (Постановление ФАС МО от 04.08.2010 N КА-А40/8305-10);
— проектно-сметная документация (Постановление ФАС МО от 28.09.2010 N КА-А41/11160-10-П);
— справки о стоимости выполненных работ (Постановление ФАС СКО от 24.08.2009 по делу N А53-23163/2008);
— акты технического состояния, приказы на командировку, железнодорожные накладные, авансовые отчеты, отчеты о проделанной работе сотрудников (Постановление ФАС МО от 10.08.2010 N КА-А40/8479-10);
— разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, разрешения на работу иностранных работников (Постановление ФАС МО от 15.09.2009 N КА-А40/9257-09);
— сведения о сотрудниках, табель учета рабочего времени (Постановление 9 ААС от 22.09.2010 N 09АП-21325/2010-АК, оставлено в силе Постановлением ФАС МО от 30.12.2010 N КА-А40/16643-10), должностные инструкции (Постановление ФАС ДВО от 30.09.2009 N Ф03-5056/2009).

Но понятно, что арбитражная практика инспекциям не указ, она не мешает им выставлять требования о представлении нереального количества документов. Вот получаете вы такое требование, и перед вами встает вопрос: исполнять его полностью либо пойти на принцип и дать только то, что касается заявленного вычета?
Напомним, что затребованные налоговиками документы нужно представить в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. Представляемые документы должны быть в виде копий, заверенных подписью руководителя и печатью организации (подписью предпринимателя) (Пункты 2, 3 ст. 93, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Если этот срок будет пропущен, налоговики могут:
— оштрафовать организацию (предпринимателя) за каждый непредставленный документ на 200 руб. (Пункт 1 ст. 126 НК РФ). Для руководителя фирмы штраф будет 300 — 500 руб. (Часть 1 ст. 15.6 КоАП РФ);
— снять вычет, доначислить НДС и даже оштрафовать за неуплату налога. В этом случае штраф составит 20% от неуплаченной суммы (Пункт 1 ст. 122 НК РФ).

Выбираем вариант поведения

Вариант 1для бесконфликтных. Смириться с требованием, постараться за отведенный 10-дневный срок сделать копии всего, что запросили налоговики, и доставить бумаги в инспекцию либо отправить по почте.
Если вы понимаете, что по времени не укладываетесь, тогда не позднее следующего рабочего дня после получения требования не поленитесь и направьте в ИФНС в произвольной форме письмо с просьбой о продлении срока, обязательно указав в нем (Пункт 3 ст. 93 НК РФ):
— тот срок, в который вы предполагаете уложиться;
— причину, по которой документы не могут быть представлены своевременно. Ею может быть все тот же внушительный объем бумаг.
Письмо может выглядеть, например, так.


В течение 2 рабочих дней со дня получения такого заявления инспекция должна принять по нему решение, и не факт, что оно будет положительным (Пункт 3 ст. 93 НК РФ). Поэтому не ждите от них ответа, продолжайте копировать. Если ИФНС откажет вам в продлении срока, тогда в пределах отведенного вам времени вы дадите ей все, что успеете, а остальное донесете потом.
Если вас оштрафуют по ст. 126 НК РФ, то знайте: сам по себе значительный объем истребуемых документов суды обычно расценивают как смягчающее обстоятельство (Постановления ФАС МО от 03.04.2012 по делу N А40-89503/11-99-406; ФАС ЗСО от 01.09.2011 по делу N А45-22563/2010) и снижают штраф минимум в два раза (Подпункт 3 п. 1, п. 2 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ).
А вкупе с заявлением о продлении срока (в удовлетворении которого инспекция вам отказала) значительный объем запрошенных бумаг некоторые суды (Постановления ФАС СЗО от 22.04.2011 по делу N А56-40217/2010; ФАС МО от 02.02.2011 N КА-А40/17596-10, от 08.12.2010 N КА-А40/14679-10) вообще считают обстоятельством, исключающим (!) вину налогоплательщика (Подпункт 4 п. 1 ст. 111 НК РФ). Так что приведенное нами заявление лучше подать в ИФНС.

Примечание
Одну столичную фирму оштрафовали как за непредставление документов только потому, что из-за гигантского объема запрошенных бумаг (более 37 000) часть из них она представила в несистематизированном виде (просто сложила все подряд в коробки). Поэтому у налоговиков, по их словам, видите ли, «не было возможности с ними ознакомиться». Естественно, суд организацию от штрафа освободил (Постановление ФАС МО от 27.03.2012 по делу N А40-93860/11-140-400).

Но знаете, что обидно? Даже если вы будете дневать и ночевать у ксерокса и все-таки представите в инспекцию абсолютно все истребуемые бумаги, это не гарантирует, что вам без проблем возместят НДС. Ведь чем больше у налоговиков документов, тем больше у них поводов к вам придраться.
Они запросто могут отказать в вычете из-за ошибок, допущенных при заполнении первички (к примеру, неверно указаны фамилии водителей или дата получения груза в ТТН (Постановления 15 ААС от 29.02.2012 N 15АП-146/2012, от 19.01.2012 N 15АП-13972/2011)), и даже из-за банальной опечатки (в акте сдачи-приемки услуг была указана улица Славная вместо Сплавная (Постановление 13 ААС от 27.02.2012 по делу N А56-37041/2011)). Отрадно, что хоть суды признают: отдельные ошибки в подтверждающих документах не должны влиять на применение НДС-вычета (Постановления 9 ААС от 11.03.2012 N 09АП-2640/2012-АК; 19 ААС от 13.07.2011 по делу N А14-3272/2010/110/24).
Но если вы уверены, что в ваших документах комар носа не подточит, тогда есть все шансы благополучно получить возмещение налога.
Вариант 2для принципиальных и решительных. Направить в инспекцию только те подтверждающие документы, которые напрямую касаются заявленного вычета. Вместе с ними следует приложить письмо о том, что поступившее в ваш адрес требование не соответствует НК РФ и нарушает ваши права и законные интересы, поскольку часть запрашиваемых документов не относится к предмету проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07). Тем самым вы дадите понять, что знаете свои права и готовы за себя постоять, в том числе и в суде.
Есть вероятность, что дальше они цепляться не будут. Но надеяться на это не надо. Наоборот, нужно настроиться на борьбу, так как, скорее всего, за таким вашим демаршем последуют все возможные негативные последствия, о которых мы сказали выше (отказ в вычете, доначисления НДС, штрафы по ст. ст. 122 и 126 НК РФ).

Правила борьбы

Шаг 1. Дожидаетесь вынесения и получения на руки сразу всех решений:
— об отказе в возмещении НДС;
— о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности либо по ст. 126 НК, либо по ст. 122 НК, либо по обеим статьям вместе.
Шаг 2. Обжалуете их в досудебном порядке в вышестоящий налоговый орган (УФНС). Это обязательная стадия для обоих видов названных решений (Пункт 5 ст. 101.2, п. 3 ст. 176 НК РФ; Постановление Президиума ВАС РФ от 24.05.2011 N 18421/10).
Шаг 3. Если решение, вынесенное вышестоящим управлением, вас не устраивает, обращаетесь в суд.

* * *

Кто-то может спросить: а почему бы сразу не пойти в суд признавать недействительным требование о представлении документов? Ведь это экономит кучу времени. Суд может зарубить требование (Приложение N 5 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@) в следующих ситуациях:
(или) в нем не указаны наименования запрашиваемых документов и их количество (Постановления ФАС МО от 29.03.2012 по делу N А40-66634/11-129-286; ФАС ВСО от 18.01.2012 по делу N А78-4030/2011);
(или) требование выставлено за рамками трехмесячного срока, отведенного на проведение камералки (Пункт 2 ст. 88 НК РФ; Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 10349/09; Письма Минфина России от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75, от 24.11.2008 N 03-02-07/1-471);
(или) какие-либо из требуемых документов ранее уже были представлены в ИФНС (Пункт 5 ст. 93 НК РФ) (например, ваша учетная политика на текущий год, если вы ведете раздельный учет облагаемых и необлагаемых операций);
(или) требование не вручено лично представителю организации (предпринимателю) либо не направлено заказным письмом с уведомлением (Пункт 1 ст. 93 НК РФ; Постановление ФАС ВВО от 10.02.2012 по делу N А17-1672/2011).
Так-то оно так. Но, во-первых, получив копию вашего искового заявления, налоговики могут быстренько выставить вам нормальное требование, к которому уже не придерешься. Во-вторых, если даже они пропустят трехмесячный срок, они могут отказать вам в вычете по какой-нибудь другой причине, зачастую надуманной. Например, сослаться на ваши связи с фирмами-«однодневками». А могут просто тянуть резину, не вынося никакого решения. И тогда вам придется еще раз идти в суд оспаривать их бездействие.
Да, и еще. От наших коллег, ранее работавших в налоговых инспекциях, мы достоверно знаем, что нередко строптивых налогоплательщиков, которые по суду все-таки добиваются возмещения своего кровного НДС, «камеральщики» в отместку просят включить в план выездных проверок.
 

Июнь 2012 г.

Камеральная проверка, НДС

Срок возврата НДС после камеральной проверке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *