Всероссийский съезд судей

Всероссийский съезд судей

Всероссийский съезд судей РФ является высшим органом судейского сообщества. Он правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением тех, которые относятся к полномочиям квалификационных коллегий судей. Он также правомочен утверждать кодекс судейской этики и другие акты, регулирующие деятельность судейского сообщества.

Всероссийский съезд судей созывается один раз в четыре года Советом судей РФ. Закон допускает возможность созыва внеочередного съезда, если решение об этом принято конференциями судей не менее, чем 50% субъектов РФ. Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины избранных делегатов.

Делегаты на съезд избираются по нормам представительства, установленным Законом об органах судейского сообщества. Делегаты от судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов избираются на общих собраниях судей этих судов, а делегаты от судей иных судов – на конференциях судей субъектов РФ.

Председательствующим на съезде является председатель Совета судей РФ. В соответствии со ст. 12 Регламента Всероссийского съезда судей председательствующий на съезде: открывает съезд; руководит работой съезда в соответствии с данным Регламентом; предоставляет возможность для выступлений делегатам съезда; организует проведение голосования по всем вопросам повестки дня, требующим принятия постановления или решения и т.п.

Рабочими органами съезда являются: президиум съезда, секретариат съезда, мандатная, счетная и редакционная (редакционные) комиссии.

Совет судей РФ – действующий в период между Всероссийскими съездами судей орган судейского сообщества, избранный путем тайного голосования из числа судей федеральных судов и судов субъектов РФ. Совет судей РФ избирается на четыре года. Он подотчетен Всероссийскому съезду, созывается по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Его постоянным рабочим органом является Президиум Совета судей РФ, который формируется для оперативного коллегиального решения вопросов, определяемых регламентом Совета судей РФ.

Совет судей РФ состоит более чем из 100 членов, представляющих судей судов всех видов и уровней. Они избираются тайным голосованием делегатами съезда от соответствующих судов из своего состава. Совет наделен следующими полномочиями: созывает Всероссийский съезд судей; дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ и заслушивает его годовые отчеты об организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; избирает судей в состав ВККС вместо тех, кто выбыл в период между съездами; изучает, обобщает и распространяет опыт работы органов судейского сообщества; разрабатывает рекомендации по совершенствованию их деятельности; определяет порядок участия судей гарнизонных военных судов, действующих за пределами России, в работе органов судейского сообщества субъектов РФ; осуществляет иные полномочия, отнесенные к его ведению федеральными законами.

Совет судей РФ избирает из своего состава подотчетных ему председателя Совета и его заместителей, которые не могут быть избранными более двух раз подряд.

Президиум Совета судей РФ (в среднем 15 человек) избирается Советом судей РФ из числа судей Конституционного Суда РФ, судей судов общей юрисдикции, включая военные суды, судей арбитражных судов и судей судов субъектов РФ. В состав Президиума Совета судей РФ входят председатель Совета судей РФ и его заместители. Заседания Президиума проводятся по мере необходимости, но не реже четырех раз в год.

Председатель Совета судей РФ созывает Совет судей РФ. Президиум Совета руководит их работой в соответствии с регламентом Совета судей РФ, представляет Совет судей РФ в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в общественных объединениях, СМИ, а также при осуществлении международного сотрудничества. По поручению председателя Совета его полномочия может осуществлять один из его заместителей.

Конференция судей субъектов РФ представляет судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также мировых судей, судей районных судов и гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов РФ.

Конференции судей правомочны принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества в субъектах РФ, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей. Они правомочны утверждать акты, регулирующие деятельность органов судейского сообщества в субъектах РФ. Решения конференций судей принимаются простым большинством голосов, если конференциями не устанавливается иной порядок принятия решений.

Конференции судей созываются советом судей соответствующего субъекта РФ по мере необходимости, но не реже одного раза в два года. Порядок избрания делегатов на конференцию судей и нормы их представительства от соответствующих судов утверждаются конференцией судей.

Советы судей субъектов РФ рассматривают в период между конференциями судей все вопросы, отнесенные к компетенции конференций судей, за исключением избрания ККС и заслушивания их отчетов; созывают конференции судей; избирают судей в состав ККС соответствующих субъектов РФ вместо выбывших в период между конференциями судей.

Члены совета судей субъектов РФ избираются сроком на два года конференциями судей в количестве и порядке, которые определяются конференциями судей.

Совет судей субъекта РФ избирает из своего состава подотчетных ему председателя совета судей субъекта РФ и его заместителей, которые также не могут быть избранными более двух раз подряд. Полномочия члена совета судей субъекта РФ могут быть досрочно прекращены по его инициативе или в случае совершения им дисциплинарного проступка. Решение об этом принимается конференцией судей, а в период между конференциями судей – соответствующим советом судей.

Общие собрания судей созываются для обсуждения вопросов, связанных с совершенствованием организации работы суда, обсуждением деятельности судей, а также для проведения в случаях, установленных Законом об органах судейского сообщества, выборов делегатов па съезд (конференцию) судей в каждом суде не реже чем один раз в год. По решению общего собрания судей может быть избран совет судей данного суда.

Созыв общих собраний судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов необходим в основном для проведения выборов делегатов на Всероссийский съезд судей. Периодичность созыва общих собраний судей судов предусмотрена по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Созыв общих собраний судей иных судов осуществляется, если требуется для проведения выборов делегатов на конференции судей субъектов РФ.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 июля 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 октября 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 163-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июля 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2019 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 76-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 июля 2018 г.

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 168-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 284-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 июня 2015 г. N 144-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 октября 2012 г. N 165-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 388-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 346-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 296-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 246-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 157-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2005 г. N 33-ФЗ

Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 августа 2004 г. N 100-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 96-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Фото: ssrf.ru

Госдума РФ одобрила во втором чтении поправки в закон об органах судейского сообщества. Автором законодательной инициативы стал Верховный суд РФ. Ко второму чтению в законопроект была внесена ключевая поправка, касающаяся созыва съезда судей в условиях пандемии COVID-19.

Поправки, как сообщал L.R, связаны с появлением в России кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, которые начали работу в октябре 2019 года. Документом предлагается увеличить с 4 до 11 человек действующие нормы представительства в Совете судей для кассационных и апелляционных судов.

Представительство от кассационных судов общей юрисдикции будут составлять семь судей, от кассационного военного суда — один судья, от апелляционных судов общей юрисдикции — двое судей и от апелляционного военного суда — один судья. Также будет увеличено представительство от арбитражных судов округов — четверо судей, от арбитражных апелляционных судов — шестеро судей. Действующими нормами закреплено по двое судей от вышеуказанных судов.

Также вводятся нормы представительства судей Суда по интеллектуальным правам, которые ранее в законодательстве отсутствовали. В Совете судей РФ они будут представлены одним судьей, на Всероссийском съезде судей — двумя делегатами, в Высшей квалификационной коллегии судей — в рамках квоты судей, предусмотренной для судов арбитражных округов.

После принятия поправок в выборном органе судейского сообщества будут заседать 147 человек, а не 133, как сейчас.

Как отмечается в пояснительной записке, принятие законопроекта «позволит обеспечить пропорциональное представительство на Всероссийском съезде судей, в Совете судей Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда и арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам».

Ко второму чтению в законопроект была внесена ключевая поправка. Указывается, что съезд судей проводится один раз в четыре года Советом судей РФ. При этом созыв съезда может быть перенесен на более поздний срок при угрозе возникновения или возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории России либо на ее части. Внеочередной съезд должен быть созван, если решение об этом принято конференциями судей не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.

Ранее L.R сообщал, что очередной X съезд судей было намечено провести 8–9 декабря этого года. Очевидно, пандемия COVID-19 внесла в эти планы коррективы.

Законопроект в третьем чтении будет рассмотрен Госдумой 7 июля.

О IX Всероссийском съезде судей Российской Федерации

В Москве с 6 по 8 декабря 2016 года прошел IX Всероссийский съезд судей Российской Федерации. В работе съезда приняли участие 780 делегатов, представляющих интересы судов всех уровней: общей юрисдикции, арбитражных и военных судов.

От Кемеровской области участие в работе съезда приняла делегация судейского сообщества, которое представляли: Суворов В.М. – председатель Арбитражного суда Кемеровской области, член Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации; Кирюшин А.Н. – председатель Кемеровского областного суда, председатель Совета судей Кемеровской области; Шагарова Т.В. – судья Кемеровского областного суда, председатель квалификационной коллегии судей Кемеровской области; Васильева Ж.А. — заместитель председателя Арбитражного суда Кемеровской области, председатель экзаменационной комиссии Кемеровской области по приему квалификационного экзамена на должность судьи; Русинова А.В. – судья Кемеровского областного суда, член Совета судей Кемеровской области; Мартынов А.А. – председатель Орджоникидзевского районного суда г.Новокузнецка, член Совета судей Кемеровской области; Мишустин Е.Е. – председатель Кировского районного суда г.Кемерово, заместитель председателя экзаменационной комиссии Кемеровской области по приему квалификационного экзамена на должность судьи; Савченко Л.С. – председатель Мариинского городского суда, член Совета судей Кемеровской области; Шандров Д.В. – председатель Заводского районного суда г.Кемерово, заместитель председателя Совета судей Кемеровской области; Дугина И.Н. – мировой судья судебного участка № 3 Рудничного судебного района г. Кемерово, член Совета судей Кемеровской области.

В ходе съезда выступили Президент Российской Федерации Путин В.В., Председатель Верховного Суда Российской Федерации Лебедев В.М., Председатель Конституционного Суда Российской Федерации Зорькин В.Д., Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Гусев А.В. и другие. С отчётами о проделанной работе перед делегатами съезда выступили Председатель Совета судей Российской Федерации Краснов Д.А., председатель Высшей квалификационной коллегии судей Тимошин Н.В., председатель Высшей экзаменационной комиссии по приёму квалификационного экзамена на должность судьи Ершов В.В.

В своем выступлении Президент Российской Федерации Путин В.В. подчеркнул значимость съезда, как события, вызывающего интерес общества. Он отметил, что повестка съезда важна не только для судей, но и для всей страны: «Перед судебной системой стоят задачи высокого уровня по защите прав граждан, их свобод и достоинства. Уверен, что и ход дискуссий и итоговый документ будут изучаться очень пристально», – сказал президент. Кроме того, он подчеркнул значение слияния высших судов, принятия кодекса об административном судопроизводстве, начавшуюся реформу третейских судов, уточнил, что изменения появились во всех отраслях права. По мнению Владимира Путина, судебная система нуждается в корректировке из-за быстрого изменения правового поля, что создает проблемы в правоприменении. Также президент отметил, что необходимо беречь чистоту судейского корпуса и обозначил острую проблему перегрузки судов.

Председатель Верховного суда Российской Федерации Лебедев В.М. в своём выступлении отметил, что в настоящее время есть возможности и для дальнейшей гуманизации уголовного законодательства, так как в суды продолжают поступать дела, не имеющие судебной перспективы. С начала 2016года в суды поступило 473 000 дел, из них свыше 57% — преступления небольшой тяжести, 22% — средней тяжести. Ведение такого понятия, как «уголовный проступок», позволит заменить уголовное наказание за некоторые составы преступлений исправительными и принудительными работами, а совершивший проступок человек избегает судимости, которая может испортить ему всю дальнейшую жизнь. Также, в целях повышения независимости и объективности правосудия, в системе судов общей юрисдикции необходимо создать самостоятельные апелляционные и кассационные суды. Реализация этого проекта возможна за счет уже имеющейся в распоряжении судов материальной базы. Говоря о проблемных вопросах судебной системы, председатель Верховного Суда отметил необходимость повышения статуса работников аппарата судов, повышения их заработной платы. В связи с этим был подготовлен проект Федерального закона «О судебной службе в Российской Федерации». Поводом к разработке закона послужило то, что «текучка» кадров в отдельных судах достигает 200% в год. По словам Лебедева В.М. заслуживает внимание и предложение об отмене квалификационных классов судей в зависимости от уровня суда, где работает судья.

Для улучшения положения в системе мировой юстиции Верховным Судом Российской Федерации подготовлен ряд поправок в закон «О мировых судьях в Российской Федерации», которые уже внесены в Госдуму. Указанные поправки дают мировым судьям право самостоятельно брать на работу, поощрять или наказывать сотрудников аппарата. Кроме этого, предлагается установить контроль со стороны органов судейского сообщества за сокращением финансирования деятельности мировых судей.

Делегаты съезда обсудили актуальные вопросы и проблемы деятельности судебной системы за последние четыре года и определили пути ее развития. Был рассмотрен широкий спектр вопросов, касающихся состояния судебной системы, перспектив ее развития, совершенствования деятельности судов. Участники форума приняли изменения в Кодекс судейской этики, утверждённый на предыдущем съезде, а также сформировали новые составы Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей и Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

По результатам работы съезда было принято Постановление IX Всероссийского съезда судей «Об основных итогах функционирования судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития на современном этапе».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *