ВТБ и Сбербанк открывают авиакомпанию

ВТБ и Сбербанк открывают авиакомпанию

Сбербанк и ВТБ создадут авиакомпанию для региональных перевозок. Она сможет занять третье место в России. Аналитики негативно восприняли эту новость. Эксперты указали на сложное положение авиакомпаний в России Фото: пользователя Pauls 88 с сайта flickr.com

Сбербанк и ВТБ получили поручение от правительства России создать авиакомпанию для региональных перевозок. Об сообщили «Ведомости» со ссылкой на источники, близкие к банкам. В настоящий момент определяется бизнес-план и состав акционеров. Доля банков и иные возможные акционеры неизвестны, сама компания появится не раньше 2019 года.

Запланированный пассажиропоток компании — 6–10 млн человек в год. В случае ее создания это автоматически сделает новую структуру лидером на рынке внутренних перевозок. В России сейчас две компании перевозят более 10 млн пассажиров — «Аэрофлот» и S7 Group. Существенная часть их перевозок приходится на международные рейсы.

Что это значит для банков и для рынка

Бизнес авиаперевозчиков в российских реалиях низкорентабельный, а внутренние региональные перевозки и вовсе убыточны — они не могут существовать без льгот и дотаций. Об этом РБК Quote рассказал аналитик «Финама» Алексей Калачев.

Рентабельности авиаперевозчиков мешают дорогие самолеты, высокие ставки по лизингу и дорожающее топливо. Эти факторы можно было бы компенсировать высокими ценами на билеты, однако невысокая мобильность бедного населения с низкими доходами не позволяет авиакомпаниям увеличивать тарифы, считает Калачев.

«Сомневаюсь, что это инициатива самих банков, а не «подсказка» сверху в качестве «социальной нагрузки» — как и инфраструктурные проекты для металлургов из «списка Белоусова», — заявил аналитик «Финама».

Новая авиакомпания будет заведомо дотационной, ее содержание ляжет дополнительным грузом на экономику банков, убежден эксперт. «Эта новость не будет позитивной для акций ВТБ и «Сбербанка», — констатировал Калачев. — Попытки переложить заботу об инфраструктурных и социальных проектах на плечи крупнейших эмитентов не будут позитивом для фондового рынка».

Пока нет данных по долям Сбербанка и ВТБ, а также по наличию или отсутствию иных акционеров, определить точное влияние новости на банки невозможно. Такую оценку привел начальник отдела экспертов фондового рынка «БКС Брокер» Василий Карпунин.

«Тем не менее, в масштабе Сбербанка такая компания, пусть даже с годовым пассажиропотоком 6-10 млн человек, должна иметь незначительный вес», — считает Карпунин. Он привел в пример капитализацию «Аэрофлота» в 110 млрд руб. с общим парком в 330 судов в и пассажиропотоком чуть более 50 млн человек. Стоимость Сбербанка почти в 40 раз выше «Аэрофлота».

«Это капиталовложения в не самых привлекательных рыночных условиях. Сектор авиаперевозок сейчас оказался не в лучшем положении из-за резкого роста цен на авиатопливо в 2018 году, а также из-за ослабления рубля, которое приводит к росту лизинговых платежей, номинированных в долларах или евро. Синергия банковского бизнеса и авиаперевозок может быть в первую очередь в области лизинга», — заключил эксперт «БКС Брокер».

Оценить влияние непрофильного бизнеса на банки отказались аналитики банка «Глобэкс».

Есть ли плюсы?

«Сбербанк и ВТБ являются лидерами в банковской сфере России, и если им поручено сделать авиакомпанию, то поверьте — это будет одна из лучших компаний. Безусловно, это не основной бизнес для банков, и какова будет доля авиабизнеса в выручке, пока сказать сложно. Но точно ясно одно — будущий перевозчик с 6-10 млн пассажиров в год в России будет одним из лидеров», — предсказал руководитель управления по работе с клиентами «Церих Кэпитал Менеджмент» Сергей Королев.

«По всей видимости, предполагается что госбанки выступят в качестве инвесторов на начальной стадии проекта. Инвестиции конвертируются в долю банков в авиакомпании и, когда проект войдет в «зрелую стадию», они смогут возвратить инвестиции за счет продажи своей доли», — рассуждает аналитик.

Как это повлияет в дальнейшем на бизнес банков пока сложно спрогнозировать, поскольку нет данных о механизме финансирования проекта, но если через кредиты — то это увеличение кредитного портфеля, что позитивно для банков, считает Королев.

Однако в последние годы авиационная отрасль была не на подъеме. Акции флагмана рынка — «Аэрофлота» — в затяжном падении с марта 2017 года. В том же 2017 году с рынка ушла «ВИМ-Авиа», перевозчик из топ-10. Отрасль испытывает трудности в связи с сильной динамикой курсов валют и резким ростом стоимости топлива — эти факторы увеличивают себестоимость перевозок, перечисляет представитель «Цериха». «В связи с этим быстрого возврата инвестиций ждать не приходится», — подытожил эксперт.

В день публикации новости о новой авиакомпании котировки ВТБ и Сбербанка пошли вниз. К моменту написания заметки обыкновенные акции Сбербанка подешевели на 1,3%, привилегированные — на 1,09%. Бумаги ВТБ упали на 1,4%.

Стоимость компании на рынке, рассчитанная из количества акций компании, умноженного на их текущую цену. Капитализация фондового рынка – суммарная стоимость ценных бумаг, обращающихся на этом рынке. Лицо, выпускающее ценные бумаги. Эмитентом может быть как физическое лицо, так и юридическое (компании, органы исполнительной власти или местного самоуправления).

Российское правительство поручило Сбербанку и ВТБ создать авиакомпанию для региональных перевозок. Нанятые госбанкирами специалисты уже пишут бизнес-планы и определяют возможный состав акционеров. Авиакомпания может появиться уже в 2020 году. Казалось бы, причем здесь кредитные учреждения, не имеющие никакого опыта в сфере авиаперевозок?

Планируемый пассажиропоток новой авиакомпании, не имеющей еще даже рабочего названия, будет 6-10 млн. человек в год. Цифра, по всей видимости, откуда-то взята фирмой Bain & Company, которая таким образом могла начать отрабатывать контракт по консалтингу банкиров на круглую сумму в 55,5 млн. рублей.

Для того, чтобы добиться такого пассажиропотока, банкирам необходимо существенно потеснить ведущих российских авиаперевозчиков. Сейчас в России на таком уровне работают только два перевозчика — «Аэрофлот» (50,1 млн пассажиров в 2017 году) и S7 Group (14,3 млн). Крупнейшая региональная авиакомпания – «Ямал» – перевезла в 2017 году 1,8 млн человек.

Несмотря на кажущуюся абсурдность планов, глава Росавиации Александр Нерадько уже взял под козырек и заявил, что его ведомство готово субсидировать новую региональную компанию Сбербанка и ВТБ из госбюджета: «Заявки на создание новой авиакомпании не поступало, однако агентству известно, что этот вопрос тщательно прорабатывается. Росавиация всемерно поддержит на основе действующего законодательства создание новой региональной авиакомпании и готова провести необходимые консультации по выбору типов воздушных судов и проработке маршрутной сети в обход московского авиаузла».

Инвестиции могут составить не менее одного миллиарда долларов, но проект должен быть реализован на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП), передает слова главы ВТБ Андрея Костина РИА Новости. Костин отметил, что идея принадлежит главе Сбербанка Герману Грефу: «Вы сами знаете, что добираться из одного города в другой часто приходится через Москву. Поэтому такая идея и родилась, что банки, имея крупные лизинговые компании, могли бы выделить необходимые ресурсы, закупить самолеты и предоставить через лизинг операторам. Но без государственных субсидий региональных перевозок эта сфера будет убыточной».

Справедливости ради стоит отметить, что у «ВТБ Лизинга» и «Сбербанк Лизинга» некоторый опыт авиабизнеса все же имеется, правда, не очень удачный. После разорения «Трансаэро» группа «Аэрофлот» согласилась взять у этих лизинговых компаний самолеты, которые перевозчик-банкрот эксплуатировал ранее. Всего авиакомпании «Аэрофлот» и «Россия» должны были получить 36 авиалайнеров, но их передача сильно затянулась.

«К сожалению, «Трансаэро» так эксплуатировал наши самолеты, что они были абсолютно в непригодном состоянии, — рассказал глава банка Герман Греф в кулуарах Всемирного экономического форума. — Мы потратили $19 млн. на восстановление парка этих самолетов».

В итоге «Россия» отказалась от некоторых авиалайнеров под предлогом, что уже не сезон и вряд ли удастся заполнить их пассажирами. Эти самолеты лизингодателям пришлось куда-то пристраивать самим. Куда подевались в итоге 13 «Боингов» — неизвестно. Возможно, они и составят основу флота нового перевозчика?

По теме1493

Несмотря на предложение Лионеля Месси перебраться в «Ман Сити», Неймар выразил желание остаться в ПСЖ и продолжить борьбу за победу в ЛЧ именно в парижском клубе.

В России, как известно, более ста авиакомпаний, которые имеют право выполнять коммерческие полеты. Две трети из них выполняют как раз региональные перевозки (полеты внутри федеральных округов, регионов и местных линий). Зачем же при этом нужен авиамонстр, который, подмяв под себя федеральное субсидирование, вполне может задушить мелких регионалов? В этом случае на региональных маршрутах грозит образоваться монополия, что отрицательно скажется на цене билетов. Ожидать, что Сбербанк и ВТБ будут работать с региональными авиакомпаниями на равных?

Кстати, у Сбербанка и ВТБ уже есть свой авиапарк, правда, состоит он в основном из бизнес-джетов. Авиаперелеты в российской глубинке банкирами еще малоизучены, они больше специалисты по заграничным вояжам.

В 2012 году в блоге бывшего депутата Госдумы и миллиардера Александра Лебедева была опубликована весьма интересная информация, согласно которой глава госбанка ВТБ Андрей Костин якобы приобрел самолет Глобал Экспресс, бортовой номер Р4-ААА, стоимостью $45 млн. Натянутые отношения двух банкиров общеизвестны, тем не менее данная информация так и не была опровергнута.

Два года назад в российский авиарегистр был внесен бизнес-джет Gulfstream G650: с бортовым номером RA-10204. Ранее этот борт эксплуатировался в США. В начале апреля 2016 года он перелетел из Саванны (США) в аэропорт Шереметьево, место своего нового постоянного базирования. Уже в середине апреля самолет совершил первые рейсы в Нидерланды. Стоимость такого бизнес-джета более $60 млн и используется он, по всей видимости, исключительно в интересах своего владельца – Сбербанка.

По последним данным, крупнейший российский авиаперевозчик — компания «Аэрофлот» — от участия в проекте Сбербанка и ВТБ отказался, что делает его и вовсе уж эфемерным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *