Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу

Глеб Ерилин, эколог

Связаться с автором, либо заказатьуслуги в области охраны окружающей среды Вы можете, написав на электронный адрес erilingleb@tut.by

Основными принципами охраны атмосферного воздуха являются:

· государственное регулирование и управление в области охраны атмосферного воздуха;

· обязательность оценки воздействия на атмосферный воздух хозяйственной и иной деятельности при принятии решений об ее осуществлении;

· допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на атмосферный воздух с учетом требований в области охраны атмосферного воздуха;

· платность за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

· нормирование в области охраны атмосферного воздуха;

· предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и причинения вреда окружающей среде;

· возмещение вреда, причиненного окружающей среде выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, жизни, здоровью и имуществу граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, посредством загрязнения атмосферного воздуха в результате хозяйственной и иной деятельности;

· доступность экологической информации о состоянии атмосферного воздуха, воздействиях на него и мерах по его охране.

Объекты воздействия на атмосферный воздух разделяются по категориям на основании:

· количества источников выбросов, находящихся на объекте воздействия на атмосферный воздух;

· количественного и качественного состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов, находящихся на объекте воздействия на атмосферный воздух;

· размера зоны воздействия;

· вероятности наступления на объекте воздействия на атмосферный воздух событий, имеющих неблагоприятные последствия для качества атмосферного воздуха, определяемой на основании данных об объемах используемых или хранящихся на этом объекте воздействия на атмосферный воздух легко летучих, взрывоопасных, пожароопасных или токсичных веществ.

Источники выделения загрязняющих веществ — технологическое и иное оборудование, машины, механизмы, в которых происходит образование и от которых происходит выделение загрязняющих веществ, либо технологические процессы, при осуществлении которых происходят образование и выделение загрязняющих веществ.

Стационарные источники выбросов подразделяются на организованные стационарные источники выбросов и неорганизованные стационарные источники выбросов.

К организованным стационарным источникам выбросов относятся источники выбросов, оборудованные устройствами, посредством которых производится локализация поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выделения загрязняющих веществ.

К неорганизованным стационарным источникам выбросов относятся источники выбросов, не оборудованные устройствами, посредством которых производится локализация поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выделения загрязняющих веществ.

Неорганизованные стационарные источники выбросов подразделяются на:

· линейные, если загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух от газопроводов;

· площадные, если загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух от рассредоточенных источников выделения загрязняющих веществ, в том числе от сооружений по очистке сточных вод, площадок хранения сыпучих материалов, отвалов горных пород, объектов захоронения отходов, объектов хранения отходов, объектов тяготения мобильных источников выбросов.

Мобильные источники выбросов подразделяются на:

· механические транспортные средства (за исключением приводимых в движение электродвигателями);

· железнодорожные транспортные средства (за исключением приводимых в движение электродвигателями);

· воздушные суда;

· морские суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного (река — море) плавания, маломерные суда;

· самоходные машины.

Механические транспортные средства классифицируются по экологическим классам.

К нестационарным источникам выбросов относятся источники выбросов, не являющиеся стационарными или мобильными источниками выбросов и включенные в утверждаемый Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь перечень нестационарных источников выбросов.

Классы опасности загрязняющих веществ и порядок отнесения загрязняющих веществ к определенным классам опасности загрязняющих веществ устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

К нормативам качества атмосферного воздуха относятся:

· нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и ориентировочно безопасных уровней воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов и мест массового отдыха населения;

· нормативы экологически безопасных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе особо охраняемых природных территорий, отдельных природных комплексов и объектов особо охраняемых природных территорий, а также природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов.

Учет в области охраны атмосферного воздуха ведется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, посредством документального отражения в первичной учетной документации экологической информации о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, загрязнении атмосферного воздуха и мерах по его охране, в том числе о стационарных источниках выбросов и их характеристиках, времени и режиме работы таких источников выбросов и газоочистных установок, расходе топлива, сырья, материалов и их качественных характеристиках. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, или уполномоченные ими юридические лица обязаны проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются:

· наличие, местоположение, количество, состояние источников выделения загрязняющих веществ и источников выбросов;

· оснащение газоочистными установками организованных стационарных источников выбросов и соответствие фактических параметров работы газоочистных установок проектным решениям на оснащение организованных стационарных источников выбросов газоочистными установками;

· количественный и качественный состав выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

· соответствие технологических процессов и методов производства продукции и энергии, выполнения работ (оказания услуг) наилучшим доступным техническим методам;

· соответствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух нормативам допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и условиям, установленным в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны:

· выполнять требования, установленные законодательством;

· разрабатывать и выполнять мероприятия, направленные на предупреждение загрязнения атмосферного воздуха, в том числе при авариях;

· не допускать превышения установленных нормативов в области охраны атмосферного воздуха, а в случае превышения таких нормативов принимать меры для ликвидации причин и последствий сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и немедленно информировать территориальные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь о таких фактах с момента их обнаружения, а в случае угрозы возникновения ситуаций чрезвычайного характера — органы и подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

· приостанавливать до устранения выявленных нарушений или полностью прекращать эксплуатацию источников выбросов при невозможности соблюдения нормативов в области охраны атмосферного воздуха;

· разрабатывать мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период неблагоприятных метеорологических условий и обеспечивать их выполнение;

· предоставлять в соответствии с законодательством об охране окружающей среды экологическую информацию;

· обеспечивать подготовку (обучение), инструктаж, проверку знаний, повышение квалификации работников, занятых охраной атмосферного воздуха.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, также обязаны:

· разрабатывать проекты нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

· получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и соблюдать его условия;

· оснащать организованные стационарные источники выбросов газоочистными установками в случаях, предусмотренных законодательством;

· эксплуатировать газоочистные установки в технически исправном состоянии в соответствии с правилами эксплуатации газоочистных установок, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

· вести учет в области охраны атмосферного воздуха;

· проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

· осуществлять отбор проб и производство замеров для определения количественного и качественного состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и качества атмосферного воздуха в зоне воздействия в случаях, предусмотренных актами законодательства об охране окружающей среды, в том числе обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов;

· оснащать организованные стационарные источники выбросов автоматизированными системами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух в случаях, предусмотренных обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов;

· проводить самостоятельно или с привлечением аккредитованных лабораторий с соответствующей областью аккредитации локальный мониторинг окружающей среды, объектом наблюдения которого являются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в случаях, предусмотренных актами законодательства об охране окружающей среды, в том числе обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство двигателей, которыми оснащаются мобильные источники выбросов, а также мобильных источников выбросов, обязаны устанавливать технологические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, обязательств по международным договорам Республики Беларусь.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию мобильных источников выбросов, обязаны:

· соблюдать правила эксплуатации систем обезвреживания загрязняющих веществ, содержащихся в отработавших газах мобильных источников выбросов, установленные изготовителем этих систем;

· обеспечивать соблюдение нормативов содержания загрязняющих веществ в отработавших газах мобильных источников выбросов.

Эксплуатация стационарных источников выбросов юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, допускается только при наличии разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выдаваемого Минприроды или его территориальными органами. Выдача разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесение в него изменений и (или) дополнений, приостановление, возобновление, продление срока действия указанного разрешения, прекращение его действия осуществляются в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. В разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и условия осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух сверх нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленных в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, либо с нарушением указанных в нем условий запрещаются. Разрешение на выбросы может быть выдано заявителю как по месту его нахождения, так и по месту нахождения источников выбросов или сосредоточения источников выбросов (далее — объекты воздействия на атмосферный воздух, имеющие стационарные источники выбросов), о чем заявитель указывает в заявлении на получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются для стационарных источников выбросов. К нормативам допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух относятся:

· предельная масса выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в единицу времени (тонн в год, граммов в секунду);

· предельное значение концентрации выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в миллиграммах в нормальном метре кубическом (температура 273 К, давление 101,3 кПа) без поправок на содержание кислорода и влажности, а для газообразных продуктов горения топлива — в пересчете на сухой газ и определенное содержание кислорода.

Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатываются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, или уполномоченными ими юридическими лицами:

· для проектируемых стационарных источников выбросов и объектов воздействия на атмосферный воздух — в составе проектной документации;

· для действующих стационарных источников выбросов и объектов воздействия на атмосферный воздух — в проекте нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатываются и устанавливаются согласно требований инструкции о порядке установления нормативов с учетом:

· нормативов качества атмосферного воздуха;

· фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

· концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на границе зоны воздействия источников выбросов;

· прогнозов изменения профиля, объемов производства продукции, вида выполняемых работ, объема оказываемых услуг, используемых сырья и материалов, внедрения наилучших доступных технических методов;

· технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

· нормативов допустимой антропогенной нагрузки на атмосферный воздух;

· показателей по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, устанавливаемых в государственных, отраслевых или территориальных программах в области охраны атмосферного воздуха;

· проведения пусконаладочных работ при вводе в эксплуатацию новых стационарных источников выбросов для каждой очереди строительства и выхода на проектную мощность;

· требований, предусмотренных Законом «Об охране атмосферного воздуха».

Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и временные нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — временные нормативы выбросов) устанавливаются для:

· стационарных источников выбросов и (или) совокупности стационарных источников выбросов, сгруппированных по отдельным цехам и производствам природопользователя (далее — нормируемые источники выбросов), объектов воздействия на атмосферный воздух и (или) совокупности объектов воздействия на атмосферный воздух, имеющих стационарные источники выбросов, при условии пересечения их зон воздействия (далее — нормируемые объекты воздействия);

· загрязняющих веществ, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов в атмосферный воздух, согласно действующему законодательству.

Нормативы выбросов не устанавливаются для:

· нестационарных источников выбросов и стационарных источников выбросов, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников выбросов;

· источников выделения загрязняющих веществ и источников выбросов, находящихся на консервации;

· мобильных источников выбросов;

· объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, включенных в перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

К нормативам (временным нормативам) выбросов относятся:

· предельная масса выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух (далее — предельная масса выброса) в единицу времени (тонн в год, граммов в секунду);

· предельное значение концентрации выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух (далее — предельное значение концентрации) в миллиграммах в кубическом метре при нормальных условиях (температура 273 K, давление 101,3 кПа) без поправок на содержание кислорода и влажности, а для газообразных продуктов горения топлива — в пересчете на сухой газ и определенное содержание кислорода.

Проекты нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатываются природопользователями в случаях получения разрешений на выбросы — то есть если валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух по акту инвентаризации составляет:

· более 3 тонн в год независимо от состава выбросов;

· менее 3 тонн в год, но в их составе присутствуют загрязняющие вещества, отнесенные к 1-му классу опасности загрязняющих веществ, в количестве более 10 кг в год.

Определение нормативов выбросов включает следующие этапы:

· для объектов воздействия на атмосферный воздух I — III, а также IV категории со значением относительного показателя опасности объекта воздействия на атмосферный воздух более 0,1 анализ расчетных максимальных приземных концентраций загрязняющих веществ или групп суммации, создаваемых стационарными источниками выбросов на границе СЗЗ и в жилой зоне, полученных на основании расчета рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, входящего в состав акта инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на соответствие условий, определяемых действующим законодательством;

· анализ данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух природопользователя, выполненной в соответствии с законодательством;

· определение наличия и величины технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и предельных значений концентраций;

· определение норматива выброса как наименьшего значения из:

· выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, определенного на основании инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

· выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, определенного на основании технологического норматива выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух;

· выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, определенного на основании предельного значения концентрации.

В случае, когда норматив выброса ниже значения выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, определенного на основании инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, последний устанавливается в качестве временного норматива выброса. При этом разрабатываются мероприятия по охране атмосферного воздуха.

Разработанные нормативы (временные нормативы) выбросов оформляются в виде проекта (корректировки проекта) нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Обоснованность нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух подтверждается актом инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденный юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, является основанием для подтверждения, корректировки или разработки нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится разработчиками:

для новых, модернизируемых, реконструируемых стационарных источников выбросов в срок не позднее чем через два года с даты выхода на проектную мощность технологического оборудования для действующих стационарных источников выбросов один раз в:

· 4 года — для объектов воздействия на атмосферный воздух, отнесенных к I категории;

· 5 лет — для объектов воздействия на атмосферный воздух, отнесенных ко II или III категории;

· 6 лет — для объектов воздействия на атмосферный воздух, отнесенных к IV категории;

· 10 лет — для объектов воздействия на атмосферный воздух, отнесенных к V категории.

· Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не проводится для:

· источников выбросов, оснащенных автоматизированными системами контроля за выбросами загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферный воздух;

· источников выделения загрязняющих веществ и источников выбросов, находящихся на консервации;

· мобильных источников выбросов.

Результаты инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух оформляются актом инвентаризации.

Связаться с автором статьи для консультаций и заказа услуг можно по е-мэйл erilingleb@tut.by

Г.Н.Ерилин, эколог

Источник: ИП Ерилин

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а в соответствии со ст. 58 — каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ст. 19 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при ведении хозяйственной и иной деятельности, и осуществляется в целях государственного регулирования этого воздействия, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

По своему назначению нормирование в области охраны окружающей среды служит инструментом управления хозяйственной и иной деятельности для обеспечения экологической безопасности на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов.

Законодательно установлены две группы нормативов:

1) нормативы качества окружающей среды;
2) нормативы допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Нормативы качества окружающей среды — это официально установленные допустимые, т.е. разрешенные, значения химических, физических, биологических показателей, характеризующих объекты окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

К нормативам качества окружающей среды относятся:

  • нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
  • нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
  • нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
  • иные нормативы качества окружающей среды.

Установление вышеперечисленных нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне входит в компетенцию министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.

При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду — это количественные ограничения химических, физических, биологических и иных воздействий на окружающую среду со стороны субъектов хозяйственной и иной деятельности, при соблюдении которых не нарушаются установленные для данной местности нормативы качества окружающей среды.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц — природопользователей, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 22), установлены следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

  • нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
  • нормативы образования отходов производств и потребления и лимиты на их размещение;
  • нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательствами Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Лимит на размещение отходов — это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

Величины нормативов допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на размещение отходов утверждаются следующими разрешительными документами: разрешением на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешением на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитами на размещение отходов.

Требования о необходимости наличия вышеперечисленных разрешительных документов, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, предусмотрены Федеральными законами: ст. 23,24 «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ст. 14 «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ, ст.18 «Об отходах производства и потребления» от 24..06.1998 № 89-ФЗ.

Разрешение на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и лимиты на размещение отходов производства и потребления являются основанием для внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотренную ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.06.2003 г. № 632.

Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления определены Постановлениями Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 г. № 344 и от 01.07.2005 г. № 410.

В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия в области охраны окружающей среды, которые возложены на министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Постановлением Губернатора Ставропольского края от 27.03.2006 № 175.

Выдача разрешительных документов для хозяйствующих субъектов Ставропольского края, независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, осуществляется министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.

Местонахождение министерства: г. Ставрополь, ул. Голенева, 18.

Превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, а также отсутствие разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также неуплата платежей за негативное воздействие на окружающую среду, является нарушением природоохранного законодательства, за которые субъекты хозяйственной и иной деятельности несут ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации «Об административных правонарушениях » (ст. 8.2; ст.8.21; ст.8.41).

  • А. Загрязнение атмосферного воздуха и разрушение озонового слоя
  • В. Изменение климата
  • С. Водные ресурсы
  • D. Биоразнообразие
  • Е. Земельные ресурсы
  • F. Сельское хозяйство
  • G. Энергетика
  • H. Транспорт
  • I. Отходы

Показатель:

A1 – Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

за 1990–2019 гг. скачать в формате xlsx.

Краткое описание:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух всего, а также от стационарных и мобильных источников;
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух по отдельным веществам (диоксид серы (SO2-общие), диоксид азота (NО2), углеводороды, включая неметановые летучие органические соединения, оксид углерода (CO-общие), общее содержание взвешенных частиц (твердые); выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников по таким веществам, как аммиак (NH3-общие), метан (СН4), свинец (Pb), кадмий (Cd), ртуть (Hg);
выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников в разрезе видов экономической деятельности;
кроме того, показатели приведены в расчете на душу населения, единицу площади страны и единицу ВВП

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Республике Беларусь

(тысяч тонн)

Методология:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух включают выбросы от мобильных и стационарных источников выбросов;
мобильные источники выбросов – транспортные средства и самоходные машины, оснащенные двигателями, эксплуатация которых влечет за собой выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
выбросы загрязняющих веществ от мобильных источников рассчитываются в соответствии с Инструкцией о порядке учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников на основании количества потребляемого топлива и данных по распределению парка механических транспортных средств, находящихся в обращении на территории Республики Беларусь;
стационарные источники выбросов – источники выбросов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно;
выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников формируются на основе формы государственной статистической отчетности 1-воздух (Минприроды) «Отчет о выбросах загрязняющих веществ и диоксида углерода в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов», которую предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), эксплуатирующие объекты воздействия на атмосферный воздух, имеющие стационарные источники выбросов, у которых количество загрязняющих веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух, устанавливаемое территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексном природоохранном разрешении в отчетном году (кроме загрязняющих веществ 1 класса опасности), составляет 25 тонн и более в год и (или) загрязняющих веществ 1 класса опасности составляет 1 кг и более в год;
при формировании официальной статистической информации о выбросах загрязняющих веществ от стационарных источников в разрезе видов экономической деятельности:
— в период 2010-2015 гг. использовался Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности» (соответствует NACE Rev. 1.1);
— в период с 2016 г. – Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» (соответствует NACE Rev. 2.0);

Источник данных:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников: форма государственной статистической отчетности 1-воздух (Минприроды) «Отчет о выбросах загрязняющих веществ и диоксида углерода в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов»; ответственным за формирование в период 1990-2014 является Национальный статистический комитет Республики Беларусь; с 2015 года – Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников: административные данные; ответственным за формирование является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь

Значимость показателя:

свидетельствует о степени существующего и ожидаемого давления выбросов вредных веществ на окружающую среду

Версия для печати

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух

В соответствии со статьей 20 Закона Республики Казахстан от 11 марта 2002 года № 302-II «Об охране атмосферного воздуха» физические и юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, должны проводить инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области охраны окружающей среды. Данный порядок определен приказом и. о. министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 4 августа 2005 года, № 217-п (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 15 сентября 2005 года под № 3838), утвердившим Правила инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников (далее — Правила, в соответствующих падежах).

В соответствии с Правилами инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (далее — инвентаризация выбросов) является первым этапом разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утверждается природопользователем (природопользователь — физическое и юридическое лицо, имеющее источник выбросов вредных веществ и вредных физических воздействий на атмосферный воздух). Следует пояснить, что под выбросом понимается поступление вредного (загрязняющего) вещества из передвижных и стационарных источников в атмосферу, а вредным (загрязняющим) веществом признается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях, превышающих предельно допустимые нормативы, оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Основными целями инвентаризации выбросов являются: получение исходных данных для оценки степени влияния выбросов загрязняющих веществ на атмосферный воздух и установления нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух как в целом по предприятию, так и по отдельным источникам загрязнения атмосферного воздуха; определение количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ; определение перечня вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию для рассматриваемого объекта; оценка эффективности работы пылегазоочистного оборудования (сооружения, состоящего из одного или нескольких аппаратов по очистке вредных (загрязняющих) веществ, вспомогательного оборудования и коммуникаций), предназначенного для улавливания из выбросов или вентиляционного воздуха вредных (загрязняющих) веществ с целью предотвращения загрязнения атмосферного воздуха); оценка эффективности использования сырьевых ресурсов и утилизации отходов на предприятии; планирование работ по охране атмосферного воздуха. Инвентаризация выбросов, согласно Правилам, осуществляется посредством проведения инструментальных замеров и (или) составления расчетов выбросов вредных (загрязняющих) веществ. Она проводится периодически один раз в пять лет, а также в случае реконструкции или изменения технологии производства, появления новых стационарных источников выброса вредных (загрязняющих) веществ.

Методическое руководство по проведению инвентаризации выбросов осуществляют территориальные подразделения центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды. Природопользователи, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ, в соответствии с Правилами обязаны осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить контроль за соблюдением установленных нормативов предельно допустимых выбросов. Работа по проведению инвентаризации выбросов включает следующие этапы: подготовительный; проведение инвентаризационного обследования выбросов вредных (загрязняющих) веществ; обработка результатов обследования и оформление материалов инвентаризации.

На подготовительном этапе выполнения работ составляется краткая характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферного воздуха, схема и описание основных технологических процессов. На этапе проведения инвентаризационного обследования выбросов вредных (загрязняющих) веществ проводится обследование источников выбросов в атмосферный воздух, по результатам которого должны быть определены загрязняющие вещества и источники их выброса в атмосферный воздух, устанавливается эффективность работы пылегазоочистного оборудования. По результатам проведенной инвентаризации выбросов должны заполняться бланки инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в соответствии с приложением к Правилам.

Под вредным физическим воздействием на атмосферный воздух в Правилах понимается вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, влияющие на здоровье человека и окружающую среду. Инвентаризация вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников (далее — инвентаризация) также должна проводиться один раз в пять лет, а также в случае реконструкции или изменения технологии производства, появления новых источников вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

Государственному учету подлежат следующие вредные физические воздействия: шум; вибрация; ионизирующее излучение; температурные и другие физические факторы, изменяющие температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие свойства атмосферного воздуха, приводящие к вредному воздействию на атмосферный воздух, здоровье человека и окружающую среду. По результатам инвентаризации устанавливаются источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащие нормированию для рассматриваемого объекта.

Методическое руководство за проведением инвентаризации вредных физических воздействий на атмосферный воздух в соответствии с Правилами осуществляют территориальные подразделения уполномоченного органа в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При проведении инвентаризации учитываются вредные физические воздействия, присутствующие в применяемых технологических процессах и поступающие в атмосферный воздух от всех источников воздействия, в том числе от автотранспорта. Инвентаризация воздействия вредных физических воздействий на атмосферный воздух осуществляется посредством проведения инструментальных замеров. Технические средства, применяемые для проведения инвентаризации, должны быть аттестованы. Измерения параметров вредного физического воздействия на атмосферный воздух производятся в рабочей зоне, на границе санитарно-защитной зоны и селитебной территории.

Оценка загрязнения атмосферного воздуха вредными физическими воздействиями должна проводиться в соответствии с действующими гигиеническими нормативами, утвержденными уполномоченным органом в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Материалы инвентаризации вредных физических воздействий на атмосферный воздух используются для составления мероприятий по достижению предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух в соответствии с гигиеническими нормативами вредных физических воздействий, утвержденных уполномоченным органом в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Обеспечение согласования, утверждения и пересмотра процедуры инвентаризации должны осуществлять природопользователь или иное лицо, принявшее данное обязательство на общих основаниях. Материалы инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников природопользователь представляет на согласование в территориальные подразделения центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды и уполномоченного органа в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Представленные на согласование материалы должны содержать: пояснительную записку, включающую краткую характеристику источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ и физических воздействий на атмосферный воздух, а также наличие документов, на основании которых природопользователю предоставлено право на эксплуатацию объекта и целевого использования земельного участка; расчеты или результаты инструментальных замеров, характеризующие выбросы вредных (загрязняющих) веществ и физические воздействия на атмосферный воздух; карты — схемы размещения источников выброса вредных (загрязняющих) веществ и физических воздействий на атмосферный воздух; перечень методических материалов, на основании которых получены характеристики выбросов вредных (загрязняющих) веществ и физических воздействий на атмосферный воздух.

В случае несоответствия представленных материалов требованиям Правил инвентаризация отклоняется от согласования до устранения нарушений. Сроки согласования инвентаризации не должны превышать трех недель с момента поступления материалов в территориальное подразделение центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды, уполномоченного органа в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Лимиты на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в разрешениях на загрязнение окружающей среды для предприятий 4-й категории опасности, которые не подлежат дополнительному оснащению пылегазоочистным оборудованием в зависимости от расчета рассеивания вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, устанавливаются по результатам проведенной инвентаризации.

Отметим также, что приказом и. о. министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 12 августа 2005 года, № 223-п (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 8 сентября 2005 года под № 3826), в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 сентября 2001 года № 1154 «Об утверждении Правил выдачи разрешений на загрязнение окружающей среды» и в целях дальнейшего совершенствования разрешительной системы в области охраны окружающей среды утверждена форма бланка разрешения на природопользование. Этим разрешением, в числе прочих, предоставляется право производить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в согласованных объемах (лимитах).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *