Выемка это УПК

Выемка это УПК

1. При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка.

2. Выемка производится в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей.

3. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.

3.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.12.2018 N 533-ФЗ.

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ.

5. До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.

6. В случае выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи в трехдневный срок производится уведомление об этом заемщика или поклажедателя.

См. все связанные документы >>>

1. Выемка — это следственное действие, состоящее в процессуальном принудительном изъятии (фиксации) имеющих значение для дела определенных предметов и документов, когда точно известно их местонахождение.

2. Основаниями для производства выемки служат доказательства, указывающие, во-первых, на индивидуальные признаки подлежащего изъятию предмета, во-вторых, на точное его местонахождение в чьем- либо владении. Таким образом, в отличие от обыска при производстве выемки отсутствуют поисковые действия.

3. Порядок производства выемки такой же, как и обыска. При этом следует соблюдать общие правила производства следственных действий. См. коммент. к ст. ст. 164 — 170. Обычно выемка не требует специального дополнительного разрешения (санкционирования). Однако из этого правила имеется широкий круг исключений.

4. Часть 3 комментируемой статьи (в ред. ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ) признает необходимость получения судебного решения на выемку предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях. При этом следует иметь в виду, что по судебному решению также производятся выемка в жилище — п. 5 ч. 2 ст. 29 УПК (об этом см. коммент. к ч. 3 ст. 182) и выемка документов, содержащих почтово-телеграфные отправления и иные сообщения (ст. 185 УПК). По судебному решению должна производиться выемка не только почтово-телеграфных отправлений, но и иных сообщений, например, пейджинговых, электронной почты. Это вытекает из прямого действия ст. 23 Конституции РФ. Об этом см. коммент. к ст. 185.

5. Государственная тайна согласно ст. 2 ФЗ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и ОРД, распространение которых может нанести ущерб безопасности России. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». Выемку документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной, целесообразно проводить в порядке, согласованном с руководителем соответствующего учреждения, отвечающего за соблюдение этой тайны. Данное требование в отличие от УПК РСФСР (ч. 2 ст. 167) в действующем законе стало рекомендацией.

6. Законодательство не дает определения «иной охраняемой федеральным законом тайны». На основании ст. ст. 5 и 9 ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» можно сделать вывод, что это информация, доступ к которой ограничен федеральными законами, — информация ограниченного доступа. Это обширный перечень сведений. Выемка всех из них согласно п. 7 ч. 2 ст. 29 и ч. 3 ст. 183 УПК (в ред. ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ) должна производиться по судебному решению. Федеральными законами предусмотрены следующие виды тайн (информации ограниченного доступа):

1) тайна частной жизни, личная, семейная тайна (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ);

2) адвокатская тайна (ч. 3 ст. 8 ФЗ от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»);

3) аудиторская тайна (п. 4 ст. 8 ФЗ от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);

4) банковская тайна (ст. 857 ГК; ст. 183 УК; ст. 26 ФЗ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности»);

5) врачебная или медицинская тайна (ст. 61 ФЗ от 22 июля 1993 г. N 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»; ч. 2 ст. 15 СК РФ; ст. 9 ФЗ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»);

6) коммерческая или производственная тайна (ст. 139 ГК; ст. 183 УК; ФЗ от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне». О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, см. ст. 5 ФЗ от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. N 35 в ред. от 15 апреля 2003 г.);

7) налоговая тайна (ст. 102 НК РФ; ст. 183 УК);

8) профессиональная тайна (подлежит защите в случаях, если ФЗ предусматривает конфиденциальность такой информации. Статья 9 ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»);

9) служебная тайна (ст. 139 ГК);

10) тайна архива (ст. 25 ФЗ от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в РФ»);

11) тайна голосования на выборах или референдуме (ст. 7 ФЗ от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ»; ст. 142 УК);

12) тайна завещания (ст. 1123 ГК);

13) тайна закрытого ключа электронной цифровой подписи (ст. 12 ФЗ от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»);

14) тайна исповеди (ст. 3 ФЗ от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»);

15) тайна источника информации средства массовой информации, или редакционная, журналистская тайна (ст. 41 ФЗ «О средствах массовой информации»). Об этом см. коммент. к ст. 144;

16) тайна кредитной истории (ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях»);

17) тайна объектов транспортной безопасности (ст. ст. 5, 9, 11 ФЗ от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности»);

20) тайна предварительного расследования (ч. 9 ст. 166, ст. 161 УПК);

21) тайна сведений о лице, в отношении которого применены меры государственной защиты (ст. ст. 9, 21 ФЗ от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»);

22) тайна совершения нотариальных действий (ст. ст. 16, 28 ФЗ от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»);

23) тайна совещательной комнаты (ст. ст. 298, 341 УПК; ст. 194 ГПК; ст. 167 АПК);

24) тайна страхования (ст. 946 ГК; ч. 2 ст. 25 ФЗ от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»);

25) тайна усыновления (ст. 139 СК РФ, ст. 155 УК РФ);

26) тайна членства в политической партии (ч. 6 ст. 19 ФЗ от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях»);

7. На основе ст. 9 ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» можно сформулировать общее правило, применимое к аналогичным случаям. Большинство видов тайн являются разновидностями профессиональной тайны (информации, полученной физическими лицами при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности — ч. 5 указ. статьи). Профессиональная тайна может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с ФЗ и (или) по решению суда (ч. 6 указ. статьи). Следовательно, если ФЗ предусматривает предоставление следователю конфиденциальной информации без судебного решения, то производство выемки необязательно. Однако при наличии оснований именно для выемки документов (о них см. п. 2 коммент. к настоящей статье) следователь уполномочен ее произвести.

8. Буквальный смысл ч. 3 комментируемой статьи и п. 7 ч. 2 ст. 29 (в ред. ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ) оставляет неопределенность в вопросе о том, требуется ли судебное разрешение на выемку банковских документов, если они касаются счетов юридических лиц, а не граждан (в прежней редакции п. 7 ч. 2 ст. 29 слово «граждан» отсутствовало). Представляется, что данные документы содержат одну из охраняемых федеральным законом тайн, выемка которых по общему правилу требует судебного решения.

3. Производство выемки

3.1. Понятие и сущность выемки

Выемка — это следственное действие, согласно ст. 183 УПК РФ заключающееся в изъятии определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, местонахождение которых точно известно.

Многие специалисты считают выемку разновидностью обыска.

Так, еще процессуалисты М.С.Строгович и Д.А.Карницкий в свое время в комментарии к ст. 175 УПК РСФСР 1923 года отмечали, что «Обыск и выемка преследуют одну и ту же цель: получение в распоряжение следователя предметов, могущих иметь значение для дела, т.е. вещественных доказательств. Разница между обыском и выемкой заключается в том, что обыск является средством для достижения возможности произвести выемку. В случае если нужные для следователя предметы имеются налицо, он тут же производит выемку их, добровольную или принудительную. В случае если обвиняемый или вообще лицо, у которого выемка производится, отрицает наличие у него в помещении или на нем (личный обыск) этих предметов, следователь производит обыск, т.е. ищет эти предметы, и в случае их обнаружения производит выемку»1.

Есть государства, уголовно-процессуальному праву которых неизвестно такое самостоятельное следственное действие, как выемка. Так, в США, например, выемка это — разновидность обыска.

Профессор О.Я.Баев считает, что гносеологически и во многом процессуально выемка представляет собой лишь разновидность обыска. Об этом свидетельствуют, во-первых, единые цели данных действий. Напомним, что в соответствии со ст. 183 УПК РФ выемка производится для изъятия в сущности тех же объектов, на обнаружение которых направлен и обыск, но с оговоркой, что в этом случае следователь знает, какие именно предметы и документы должны быть обнаружены при выемке, и ему точно известно, где и у кого они находятся. Во-вторых, закон прямо указывает, что выемка производится в процессуальном режиме обыска (ч.2 ст.183 УПК РФ; следовательно, на нее распространяются все процессуально-тактические приемы и рекомендации, сформулированные законом для обыска). В-третьих, наконец, предусмотренная ч. 5 этой же статьи УПК РФ возможность принудительного производства выемки во многом практически нивелирует тактические различия выемки и обыска. 2

Эти точки зрения не разделяет ряд ученых, отводя выемке место самостоятельного следственного действия. Отмечается, что процедура выемки имеет много общего с процедурой обыска. Обыск и выемка – схожие по ряду присущих им свойств, но, тем не менее, самостоятельные следственные действия, различающиеся целью, основанием и порядком проведения.3

Выделим отличия выемки от обыска:

1. При обыске подлежащие изъятию объекты, как правило, известны ориентировочно. Задача выемки — изъять вполне определенные предметы или документы.

2. При выемке, как правило, точно известно, где и у кого находятся предметы и документы, подлежащие изъятию; при обыске их необходимо отыскать.

Выемка производится по мотивированному постановлению следователя в порядке, установленном порядком производства обыска (ч. 2 ст. 182 УПК РФ).

Сущность выемки заключается в изъятии определенных объектов, имеющих значение для дела. Основанием для производства выемки служат установленные по материалам дела фактические данные, из которых следует, у кого и где именно находятся определенные предметы и документы, интересующие следствие.

Санкции прокурора на производство обычной выемки не требуется. Прокурором должна быть санкционирована лишь выемка документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной.

Производящее расследование лицо, направляя запрос, может истребовать из учреждений, предприятий или организаций нужные для дела документы. Необходимо отметить, что получение при этом документов не является выемкой.

Выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных учреждениях, производится только на основании судебного решения.

Выемка осуществляется при обязательном участии понятых. При выемке материальных ценностей должно присутствовать лицо, ответственное за них.

В случае отказа выдать документы и предметы, подлежащие изъятию, выемка производится принудительно.

При производстве выемки в качестве помощника следователь может пригласить специалиста-криминалиста. При выемке объектов, относящихся в криминалистике к понятию документа, его помощь может оказаться существенной в отыскании нужного документа в общем массиве, а также в обнаружении, фиксации, изъятии и предварительном осмотре следов на определенном объекте.

Профессор С.А.Шейфер указывает на недопустимость наблюдаемой на практике подмены выемки «изъятием» предметов и документов, так как изъятие – это институт административного, а не уголовно-процессуального права, свободный от требований уголовно-процессуальной формы, и применяемый для установления административных правонарушений. Выемку не следует отождествлять и с предусмотренным законом временным изъятием документов организаций и граждан на материальные ценности и денежные средства, осуществляемым органами МВД для установления их подлинности, либо при наличии оснований полагать, что эти документы могут быть уничтожены, сокрыты, заменены или изменены4. Такая мера, установленная новой редакцией п. 25 ст. 11 Закона «О милиции», хотя и применяется при наличии данных, влекущих не только административно-правовую, но и уголовную ответственность и реализуется в форме, близкой к процессуальной (составление протокола, привлечение понятых и т.п.), сохраняет все же свой административно-правовой характер. Отличие между ними состоит в «обеспечительной» цели и кратковременности. Данная мера применяется на срок не более семи суток, а при угрозе приостановки осуществляющего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность предприятия – на срок не более 48 часов.

Несмотря на имеющиеся сходства в процедуре обыска и выемки, особенности наиболее наглядны при выемке почтово-телеграфных отправлений.

3.2. Особенности выемки почтово-телеграфной корреспонденции

Выемка почтово-телеграфной корреспонденции производится только на основании судебного решения. Ей предшествует наложение на нее ареста на основании судебного решения. Следователь может получить разрешение суда после представления согласованного с прокурором мотивированного ходатайства в форме Постановления. В Постановлении помимо данных о конкретном лице, оснований ареста, осмотра и выемки, наименования конкретного учреждения связи, указывается вид подлежащего аресту отправления.

При подготовке к выемке следователь решает:

1. где, когда и у кого конкретно она должна производиться;

2. кого включать в группу по ее проведению (оперативных сотрудников, незаинтересованных специалистов, определение количества понятых и их подбор);

3. что именно следует изъять.

Необходимо учитывать, что особенность данного вида выемки заключается в том, что понятыми могут быть только работники данного учреждения связи.

Выемка почтово-телеграфной корреспонденции зачастую приносит важные результаты. К примеру, при расследовании уголовных дел по ст. 228 УК РФ (Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ) при наложении ареста на корреспонденцию, ее осмотру и выемке могут быть установлены следующие обстоятельства, составляющие доказательственную информацию:

1. Каково место и время совершения незаконных действий с наркотиками (психотропными веществами)?

2. Какой характер носили незаконные действия с наркотическими средствами или психотропными веществами (приобретение или хранение, изготовление, переработка, перевозка либо сбыт; нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических веществ или психотропных веществ, а также веществ, инструментов или оборудования, используемого для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил; хищение или вымогательство наркотических средств или психотропных веществ; посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений, культивирование сортов конопли, мака или других растений, содержащих наркотические вещества)?

3. Какова цель незаконных действий с наркотическими либо психотропными веществами (с целью сбыта; без цели сбыта)?

4. Каков источник поступления наркотиков либо психотропных веществ (выращивание и переработка растений, на самовольно возделываемых участках; сбор и переработка дикорастущих наркотикосодержащих растений; хищение или вымогательство наркотикосодержащих культур, выращиваемых на официально возделываемых полях, хранящихся на фармпредприятиях, в аптеках и лечебных учреждениях)?

5. Каковы качественные и количественные характеристики наркотических средств либо психотропных веществ (вид, состав, объем, вес), задействованных в незаконном обороте?

6. Какое количество наркотических средств либо психотропных веществ было получено, сбыто, сумма полученной прибыли?

7. Сколько лиц участвовало в совершении преступления, сведения о них?

8. Каков круг связей лица, совершившего преступление, характер их взаимосвязей, наличие среди них соучастников, их данные, роль и характер действий каждого из них: исполнитель, организатор (объем его полномочий), подстрекатель, пособник?

9. Какие признаки организованной группы имеются в действиях этих лиц: устойчивость функционирования группы (время образования, срок функционирования); корыстная направленность их действий (наличие цели сбыта и сбыт наркотических средств либо психотропных веществ); внутригрупповое распределение ролей (наличие организаторов, исполнителей, подбор и вербовка соучастников, распределение ролей между ними, подчинение групповой дисциплине и указаниям организатора группы); наличие процессов управления внутри сообщества (сбор и переработка информации по количеству совершенных незаконных действий с наркотиками либо психотропными веществами, объему полученных и сбытых наркотических средств и психотропных веществ, сумме полученной выгоды; принятие решений, в том числе планирование преступлений по месту, времени, способу, участникам и другим обстоятельствам их совершения; организация исполнения принятых решений и контроль за их исполнением); наличие межрегиональных преступных связей (между какими регионами, лица, с которыми поддерживалась связь, характер связей их направленность, формы общения(; общие денежные и материальные средства (цель создания, сумма, места хранения, лица, ответственные за хранение и распоряжение денежным фондом); вооруженность группы (вид и количество оружия, источник приобретения, места хранения и использования, лица, использовавшие оружие).

10. Имелись ли факты оказания давления в процессе следствия на свидетелей и следователя с целью изменения показаний (угрозы применения насилия, уничтожения имущества, подкуп и т.п.) и т.д.

3.3. Тактика выемки

В литературе встречается весьма спорное мнение, что «общим приемом является внезапность, так как выемка, как правило, должна быть неожиданной для того, у кого она производится» и «Если внезапность отсутствует, эффективность выемки неизбежно уменьшается, а может и вообще исключаться»5. Это далеко не всегда так. Представляется, что не всегда присутствует и отмечаемый иногда в литературе принудительный характер выемки6.

Например, граждане, проходящие по делу в качестве свидетелей, как правило, добровольно выдают предметы, изымаемые следствием в качестве вещественных доказательств. Так, гражданин С., 28 мая 2003 года ожидал в своем доме для добровольной выдачи похищенных братьями Р. у гр. О. двух охотничьих ружей. О данных ружьях С. было заявлено на предшествующем допросе и им же было согласовано конкретное время прибытия следователя с понятыми для производства данной выемки.7

Внезапность не всегда необходима и при выемке у подозреваемых. Так, подозреваемый в похищении вещей и искренне раскаявшийся в содеянном М. добровольно выдал 28 февраля 2003 г. в присутствии понятых следователю находящиеся у него легкую куртку (ветровку), мужской ремень и мужскую теплую куртку темно-синего цвета потерпевшего гр. У.8

Тем не менее, на практике целесообразно, будучи в учреждениях или коммерческих фирмах, незамедлительно производить выемку. Тем самым снижается возможность вероятного последующего уничтожения или потери интересующих следствие документов или предметов.

Тактические особенности производства выемки заключаются в следующем:

— следователь представляется и говорит о цели прибытия;

— следователь предлагает лицу или руководителю учреждения выдать определенный предмет (документ), а в случае отказа производит принудительное изъятие;

— осмотр задержанной корреспонденции следует начинать с изучения упаковки (конверта, упаковки бандероли). Вскрытие корреспонденции производить аккуратно, лучше с участием специалиста-криминалиста, так, чтобы следы вскрытия, если это возможно, не были заметны;

— если для осмотра большого количества документов требуются специальные технические средства и значительное время, изымаемые документы могут быть упакованы, опечатаны и осмотрены позднее, о чем тогда составляется самостоятельный протокол осмотра;

— если была выдана часть требуемых объектов, то при наличии достаточных оснований считать, что остальное утаивается, следователь производит выемку остального принудительно с принудительным вскрытием хранилищ и помещений, если лицо отказывается добровольно их открыть;

— если лицо отрицает само наличие названных следователем объектов и имеются основания полагать, что это ложь, то вместо выемки осуществляется обыск с соблюдением всех требований его проведения;

— добровольная выдача объектов не исключает осмотр того места, где находились выданные объекты;

— изъятию могут быть подвергнуты не указанные в Постановлении о производстве выемки объекты, если они имеют значение для расследуемого дела (выносится дополнительное постановление непосредственно на месте выемки);

— изъятию подлежат запрещенные к обращению предметы и документы;

— при наличии оснований полагать, что лицо, находящееся в том месте, где производится выемка, скрывает при себе искомые объекты, оно должно быть подвергнуто личному обыску;

— понятые и иные участники предупреждаются о неразглашении ставшей им известной государственной тайны или тайны интимной жизни определенных лиц;

— изымаемые предметы подлежат детальному осмотру (особое внимание следует обращать на индивидуальные признаки с четкой последующей фиксацией их в протоколе).

Отметим важнейший момент в тактике производства выемки и предшествующем ей осмотре почтово-телеграфного отправления. Если выявленные при осмотре сведения не имеют отношения к делу или если следователь ограничивается осмотром отправления и снятием с него копии (например, когда по тактическим соображениям целесообразно направить отправление адресату), следователь принимает меры к тому, чтобы оно продолжило движение в неповрежденном виде. Об этом делается соответствующая отметка в протоколе осмотра.

Вообще, обычно предшествует осмотр, и сведения о наличие искомой информации содержатся в протоколе осмотра. В случае, когда отправление содержит значимую для дела информацию, и следователь производит его выемку, нет необходимости в составлении вслед за протоколом осмотра составлять протокол выемки. Об осмотре и выемке составляется единый протокол, отражающий как результат осмотра, так и факт изъятия конкретного почтово-телеграфного отправления. Последнее и станет доказательством после приобщения его к делу постановлением следователя9.

Выемка может производиться и в кабинете следователя при добровольной выдаче вещественных доказательств. Именно таким образом, согласно протоколу от 28.05.03, была осуществлена выемка алюминиевой посуды, бидонов, кастрюль непосредственно в кабинете районного ОВД Ростовской области. Свидетелем Л. были добровольно выданы:

1) молочный бидон алюминиевый с пружиной, на котором отсутствует ручка;

2) молочный бидон алюминиевый с пружиной;

3) алюминиевая кастрюля без крышки емкостью 30 литров;

4) алюминиевая кастрюля без крышки емкостью 20 литров;

5) алюминиевая кастрюля с крышкой емкостью 8 литров;

6) молочный бидон с крышкой емкостью 10 литров;

7) алюминиевый дуршлаг без ручки;

8) алюминиевая чашка емкостью 0,8 литра;

9) алюминиевая чашка емкостью 4 литра;

10) алюминиевая кастрюля без крышки емкостью 2 литра;

11) алюминиевая кастрюля без крышки емкостью 1 литр;

12) алюминиевый бидон без крышки емкостью 2 литра.10

В протоколе фиксации хода и результатов данного следственного действия указывается кем, когда, с участием кого, в каком месте, в присутствии понятых (их данные) и у кого производилось выемка.

В протоколе выемки указываются состояние вещей и документов (ветхие, содержащие зачеркивания, исправления и т.п.), их реквизиты, количество страниц, для индивидуализации документа могут быть приведены первая и последняя фразы его текста.

Понятым и должностным лицам (указывается кому конкретно) разъяснены их права и обязанности. Отмечается, что лицо ознакомлено с постановлением о производстве выемки. Указывается что конкретно изъято. Всем присутствующим разъяснено на основании ст. 166 УПК РФ право делать замечания, подлежащие внесению в протокол.

К протоколу можно сделать приложения в виде фотоснимков или кассет видеозаписи с запечатлением подлежащих изъятию объектов.

Если при выемке были предприняты попытки уничтожить либо спрятать изымаемое, либо факты нарушения порядка со стороны обыскиваемых или других лиц, это отмечается в протоколе.

Протокол выемки подписывается всеми участники данного следственного действия, копия протокола выдается лицу, у которого она производилась.

сноски и примечания

3 Шейфер С.А. Следственные действия. Основания, процессуальный порядок и доказательственное значение. – М.: Издательство «Юрлитинформ», 2004, с. 67, 80.

4 Шейфер С.А. Следственные действия. Основания, процессуальный порядок и доказательственное значение. – М.: Издательство «Юрлитинформ», 2004, с. 79-80.

6 Шейфер С.А. Следственные действия. Основания, процессуальный порядок и доказательственное значение. – М.: Издательство «Юрлитинформ», 2004, с. 79.

7 Дело № 3137086. Следственная практика ОВД г. Донецка Ростовской области, 2003 год.

8 Дело № 3137272. Следственная практика ОВД г. Донецка Ростовской области, 2003 год.

9 Шейфер С.А. Следственные действия. Основания, процессуальный порядок и доказательственное значение. – М.: Издательство «Юрлитинформ», 2004, с. 83-84.

10 Дело № 3137104. Следственная практика ОВД г. Донецка Ростовской области, 2003 год.

Понятие, правовая регламентация и виды выемки

Выемка представляет собой следственное действие, направленное на изъятие предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, проводимое при наличии достаточных данных полагать, что эти предметы и документы находятся в конкретно определенном месте или у конкретного лица.

Фактическим основанием выемки является наличие достаточных данных полагать, что определенные предметы и документы, имеющие значение для уголовного дела, находятся у конкретного лица или в конкретном месте.

Выемка производится в порядке, предусмотренном законом для обыска. Процессуальным основанием выемки является постановление следователя, а при производстве выемки в жилище или выемки документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях — судебное разрешение. Свои особенности имеет выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную, охраняемую законом тайну, а также выемка почтово-телеграфных отправлений.

Задача выемки — получение строго определенных предметов и документов от конкретного лица или из конкретного места. Если в известном месте искомые предметы и документы не обнаружены, недопустимо приступать к их поиску в ходе выемки, так как это будет уже не выемка, а обыск.

Виды выемки дифференцируются по различным основаниям:

По объекту выемки:

  • • выемка обычных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела;
  • • выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную, охраняемую законом тайну;
  • • выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;
  • • выемка почтово-телеграфных отправлений;
  • • выемка вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард.

По оказываемому противодействию:

  • • добровольная;
  • • принудительная.

Тактические особенности выемки

С учетом того, что УПК РФ устанавливает порядок выемки, аналогичный порядку обыска, основные тактические рекомендации, указанные для обыска вполне применимы и при проведении рассматриваемого процессуального действия.

Подготовка к проведению выемки заключается в выполнении ряда действий:

  • 1) получение и уточнение информации об искомых предметах и документах, имеющих значение для уголовного дела;
  • 2) получение и уточнение информации о месте их хранения и лице, у которого они находятся;
  • 3) моделирование следственного действия (в том числе прогнозирование возможного противодействия с учетом полученных сведений о личности лица, владеющего предметами и документами, имеющими значение для уголовного дела);
  • 4) подбор участников следственного действия. При производстве выемки обязательно должны присутствовать понятые. В случае прогнозируемого противодействия необходимо привлечь к производству выемки работников органа дознания. Кроме того, при выемке некоторой специфической документации необходимо заранее решить вопрос о включении в группу соответствующего специалиста (например, при выемке бухгалтерских документов — специалиста-бухгалтера и т.д.). При выемке похищенных предметов может быть приглашен потерпевший;
  • 5) решить вопрос с транспортом;
  • 6) при выемке документов, содержащих государственную тайну,— удостовериться в наличии допусков к работе с соответствующими документами у членов группы.

Рекомендуется скрытное прибытие на место выемки. В таком случае максимально будет использоваться фактор внезапности. Следователь, прибыв на место производства выемки, должен предложить лицу добровольно выдать искомые предметы и документы. В случае отказа следователь вправе изъять их в принудительном порядке. Однако он должен приложить все возможные усилия для того, чтобы убедить лицо добровольно выдать искомые предметы и документы.

При принудительной выемке документов работники органа дознания обеспечивают безопасность участников следственного действия и пресекают противодействие.

По окончании выемки составляется протокол, в котором отражается разъяснение участникам следственного действия их прав и обязанностей, указываются изъятые предметы и документы и места их изъятия.

ВЫЕМКА ДОКУМЕНТОВ (предметов) — действие должностных лиц налоговых органов, осуществляющих выездную налоговую проверку по изъятию документов и (или) предметов налогоплательщика (налогового агента), регламентированное ст. 94 НК. Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа. Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время. Выемка документов и предметов осуществляется в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист. До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности. Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно. При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.

Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки. О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности — стоимости предметов. В тех случаях, когда для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы. При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.

Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки и в случае необходимости упаковываются на месте выемки. Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты. В протоколе (акте) о выемке документов обосновывается ее необходимость и приводится перечень изымаемых документов. Налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора) имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт (протокол). Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора).

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ. А. В. Толкушкин. 2003.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *