Выход из мирового кризиса

Выход из мирового кризиса

Как говорится в исследовании Boston Consulting Group (BCG) «Не «пересидеть» пандемию, а выиграть в кризис», Россия решила пойти по немецкому пути выхода из кризиса, связанного с выходом экономики из карантина по коронавирусу. Именно сейчас страна переходит к этому варианты развития событий, отказываясь от китайского сценария, пишет РИМА Новости со ссылкой на текст документа.

Так, в BCG выделяют три основных варианта мер поддержки бизнеса: китайский, немецкий и американский. Китайский сценарий предусматривает налоговые льготы и отсрочки, а также ограниченные прямые субсидии. Немецкий предполагает субсидирование расходов бизнеса на зарплату при условии сохранения занятости и льготные кредиты для всего бизнеса, в том числе с возможностью последующего списания. Американский сценарий использует снижение процентных ставок, поддержку банков, кредитования, раздачу денег населению и стимулирование экономики через спрос.

«Большинство развитых стран сейчас идут ближе к «немецкому» варианту и рассчитывают на возможность быстрого восстановления, поддерживают бизнес и косвенно население через субсидирование зарплат, предпочитают субсидии и льготное кредитование бизнеса налоговым мерам», — отмечают в BCG. «Россия на текущий момент постепенно переходит от «китайского» к «немецкому» сценарию, анонсируя все новые пакеты мер поддержки, которые пока существенно ниже объёмов, выделяемых в развитых странах: порядка 3% ВВП против 12% в среднем», — говорится в исследовании.

Особый случай

Кризис 2020 года существенно отличается от предыдущих сложных экономических ситуаций, с которыми страна сталкивалась в конце ХХ начале XXI века, отмечает первый вице-президент Опоры России Павел Сигал. Мировая экономика замедлялась в течение нескольких лет, вследствие торговой войны США и Китая. Противостояние нарушало цены на нефть, за счет которых пополняется российский бюджет.

Все это двигало мировую экономическую систему к новому кризису, но появление дополнительного фактора, пандемии, было неожиданным. Если раньше в кризис предприятия сталкивались с проблемами поставок товаров и нехватки денег, то сейчас к нему добавилась проблема обеспечения самого процесса работы: не все предприятия и фирмы могут работать на удаленке, оказалось очень много сфер бизнеса, пострадавших от вынужденных каникул и запрета на авиасообщение.

Поэтому так сложно подобрать сразу комплекс мер, которые помогут замедлить рецессию и дадут возможность выжить не только крупным предприятиям, но и малому и среднему бизнесу, полагает эксперт. Сначала российские предприниматели получили налоговые вычеты и отсрочки, что позволило частично компенсировать убытки нерабочего апреля. Сейчас государство переходит на более глубокую поддержку: защиту социальных гарантий населения через поддержку бизнеса.

Даже если пандемию удастся победить в ближайшее время, людям все равно нужны будут рабочие места, создать которые после кризиса будет не так просто, указывает Павел Сигал. Поэтому используется «немецкий» вариант поддержки, когда финансовые вливания получает бизнес, не бросивший своих работников в трудное время. Вероятно, к такому сценарию в будущем могут добавиться прямые выплаты для населения (по принципу США, частично в России они реализованы за счет выплат на ребенка в возрасте до 16 лет, которые объявил в мае президент).

У нас и китайская-то модель была реализована лишь условно, в минималистском её варианте, комментирует исследование шеф-аналитик ТелеТрейд Пётр Пушкарёв. Особенно если вспомнить, что Китай только в первые дни кризиса влил ликвидности более чем на 170 млрд долларов в ценные бумаги своих компаний, что как раз по сумме примерно эквивалентно полному объёму средств в ФНБ России, а мы в России к концу апреля израсходовали на все цели поддержки менее 4% от этой суммы.

Из всех российских мер поддержки действенным окажется, пожалуй, лишь долгосрочное облегчение налогового бремени на фонд оплаты труда с 30% до 15% для малого и среднего бизнеса, полагает аналитик. Но эта мера сработает лишь со временем, и поможет она только тем компаниям, которые не свернут в ближайшие месяцы полностью свой бизнес и вообще смогут дожить до этих налоговых льгот. Ведь текущих затрат при отсутствии выручки будущие налоговые льготы бизнесу не возместят.

Сравнение не в нашу пользу

Должно быть, продолжает Пётр Пушкарёв, в правительстве это поняли, и хотя бы попытались изменить подходы, да вот только теперь наша переходная модель лишь по отдалённым признакам и общим очертаниям начинает напоминать немецкую. В реальности же получается опять лишь грустная и жадная российская эконом-пародия на немецкие раздачи прямых субсидий бизнесу и гражданам. Потому что масштабы несопоставимы: букашка может быть похожа на огромного внушительного зверя только под огромным увеличительным стеклом.

Вот так и наши зарплатные субсидии бизнесу подобны даже не металлическому рублю, брошенному в шляпу уличного музыканта, а десятикопеечной монете. Ведь Германия даже берлинским уличным музыкантам и артистам театров выделила разовые безвозвратные субсидии почти в 5 тысяч евро, а небольшие фирмы и частные предприниматели получили там в течение 3 дней и без всяких лишних перепроверок, формальностей сразу по 15 тысяч евро.

Только на эти цели правительство ФРГ ассигновало 50 млрд евро, а общий объём господдержки для разных секторов бизнеса и населения составит там до 750 млрд евро. В случае же России, упомянутый музыкант может получить лишь 10 тыс руб помощи на ребёнка от 3 до 16 лет, на приличное пособие по безработице гражданин сможет рассчитывать, лишь если он уже успел официально проработать в этом году хотя бы 60 дней, и лишь самозанятый получит достойный возврат прошлогодних налогов, если он успел их в прошлом году достаточно много заплатить.

А что такое против немецких 15 тыс. евро субсидий для частной компании наш возврат 1 МРОТ (12130 руб.) зарплаты на человека, то есть около 100 тыс. руб. предпринимателю на коллектив из 8 человек? Да и то субсидией, а не кредитом, деньги эти станут, отмечает Пётр Пушкарёв, только если владелец компании исхитрится никого не уволить, а для этого ему нужно из своего кармана оплатить работникам и остальную часть их обычной зарплаты. Хотя даже в соседней с немцами Чехии, которая не имеет 500 млрд евро золотовалютных резервов и ещё 170 млрд евро в ФНБ, малым предпринимателям правительство взялось компенсировать до 70% от зарплаты их сотрудников.

Именно поэтому заявки на зарплатные субсидии, по данным бизнес-омбудсмена Бориса Титова, к 20 мая подали лишь 15% МСП: очевидно, остальные не видят в них для себя смысла и возможности выжить, не чувствуя себя в силах выполнить потом условий на безвозвратную субсидию. В Подмосковье только 24% из всех компаний малого и среднего бизнеса вообще имеют право на такую субсидию, а остальные по ОКВЭД не входят в перечень пострадавших отраслей, поэтому заявки подали только 12% предприятий МСП, при этом 2% из них пока что получили отказ от ФНС. То есть, на самом деле правительство только думает, что оно оказывает бизнесу хоть какую-то посильную для него помощь, или хуже того, делает вид, что помогает.

Очевидно, говорит Пётр Пушкарёв, что в подходе нужно менять решительно всё, но для оказания настоящей помощи требуется и настоящая смена фискальной, монетарной парадигм, в рамках которых налоги государство собирает исправно, но раздавать ничего всерьёз назад не готово даже в кризис. Даже прошлогодние уже собранные налоги не хотят возвращать никому, кроме самозанятых, коих у нас официально в стране пока мизерное количество, то есть это не особо для государства затратно. Ну а чем хуже ИП, или малое предприятие? Средства ФНБ стоило бы потратить полностью, без остатка, хотя бы на эти цели: в конце концов, у нас ведь останутся все остальные золотовалютные резервы, так чего мы боимся? Если уж мы не готовы раздавать деньги массово всем гражданам по американской модели, стимулируя спрос, то давайте хотя бы вернём их бизнесу назад — туда, откуда эти деньги государство и взяло.

Долгий путь наверх

Если всё останется, как есть сейчас, то крупные промышленные предприятия восстановят работу быстро, но и у них займёт не меньше 2-3 лет для выхода на прежний уровень из-за подавленной мировой конъюнктуры спроса на товары, топливо, другие ресурсы, уверен эксперт. А вот восстановления хотя бы до прежних показателей малого, среднего бизнеса можно ждать как минимум 5-7 лет. И это в лучшем случае, потому что многие владельцы бизнеса в принципе не решатся строить серьёзный бизнес по новой взамен утраченных и закрывшихся компаний: не говоря о полученном психологическом шоке, многие ещё и останутся обременены долгами.

Однако и сейчас в корпорации МСП, в структурах ВЭБ разрабатываются, похоже, лишь очередные новые проекты ещё более льготного кредитования малых предприятий, указывает Пётр Пушкарёв. Тогда как государству стоит уже переходить активно, на большие суммы к венчурному инвестированию, обильно поливая почву под стартами деньгами и организационной помощью, продвижением товаров и услуг через дотирование участия продукции МСП на крупных российских онлайн платформах и через существующие торговые сети. Мало просто предложить в кредит и подешевле денег, чтобы бизнес снова реально решился и на собственные вложения в развитие.

Экономика России: прогнозы экспертов и последние новости

Спецпроект Infocrisis.ru

Экономический кризис 1929 — 1933 гг. оказался мировым. Он нарушил все Международные экономические связи, привел к массовому сокращению промышленного производства и других отраслей экономики почти всех государств. Начался он в США осенью 1929 г., далее в Латинской Америке, Западной Европе, других странах Азии и Африки.

В 1929 году Франция избежала разрушительного действия мирового экономического кризиса. Однако в следующем 1930 году страна почувствовала на себе симптомы большой депрессии. Сначала ее сдерживали значительные государственные субсидии, которые тратились на восстановление разрушенных войной департаментов.

Наибольшие капиталовложения ушли на сооружение «линии Мажино». Интенсивные работы проводились в 1929 — 1934 гг. на 750 км пограничной линии между Францией и Германией. Безработица не была таким массовым явлением, как в США, Великобритании или Германии, не превышала 1 млн. безработных.

Во многих отраслях кризис продолжался до 1936 г. В эти годы выпуск промышленной продукции снизился на 1/3, сельскохозяйственной продукции — вдвое, обанкротилось свыше 10 тыс. предприятий, 100 тыс. торговых фирм, немало крупных монополий. Уровень жизни народа снизился втрое.

С большими трудностями правительство Франции ликвидировало последствия затяжного депрессии. Ему пришлось установить контроль над Французским банком, национализировать ряд отраслей промышленности, в том числе военную отрасль. Под давлением «голодных доходов» забастовщиков, демонстраций государственная администрация повысила заработную плату рабочим и служащим, ввела 40-часовую рабочую неделю, 14-ти дневные ежегодные отпуска.

Большое значение для выхода Франции из экономического кризиса имели колонии, где она могла сбывать в обмен на дешевое сырье и сельскохозяйственную продукцию свои нереализованные промышленные товары. Хотя государственная администрация приложила немало усилий для преодоления экономических трудностей, однако ей не удалось поднять промышленность к уровню 1929 г.

Развитие экономики Франции в 30-х годах не было похоже на прогресс английской, немецкой, американской. Оно оказалось особенно медленным, затяжным. Застой в главных отраслях был более продолжительным по сравнению с другими странами. Сохранилось мелкое производство, где работало 40% рабочих и служащих. Это были в основном высококвалифицированные специалисты самых разных профессий (парфюмеры, ювелиры, дегустаторы т.п.).

Во Франции сильнейшим был процесс концентрации финансово-кредитных учреждений. К 1939 г. несколько крупнейших банков контролировали 86% всех капиталов страны. Французские монополии поддерживали взаимовыгодные отношения с иностранными корпорациями. Банки охотно вкладывали капиталы в промышленность. До начала второй мировой войны успешно действовали десятки франко-немецких картелей.

Во время первой мировой войны и во времена экономического кризиса внешние экономические связи Франции с зарубежными странами были значительно ослаблены. Однако в конце 30-х годов положение изменилось.

Французский капитал экспортировали в Центральную и Юго-Восточную Европу, значительную часть направляли в колонии. Из 4,2 млрд. франков иностранных инвестиций 500 млн. поступило во Французские колонии.

Доля Франции в выпуске промышленной продукции сокращалась. К 1-й мировой войне она составляла 7%, в 1937 г. снизилась до 4%. Это связано с медленным обновлением оборудования, технической отсталостью экономики. Например, замена оборудования в США происходила каждые 5–7 лет, в Германии — 3–4, в Великобритании — 7–8, а во Франции — каждые 25 лет.

Пошатнулась национальная валюта — франк. Его золотое содержание неудержимо снижалось. Однако последней причиной такого положения была так называемая бегство капиталов из страны. Лишь в 1936–1938 гг. из Франции вывезли 125 млрд. франков. Вследствие этого вдвое сократился национальный золотой запас французского банка. Сразу же снизился курс налога акций на биржах, осуществлялась эмиссия облигаций, других ценных бумаг, сократились вклады граждан в банки.

В 30-х годах сельское хозяйство также не модернизировалось. Хотя объем его производства по сравнению с 1913 г. вырос на 10%, однако этого было мало, чтобы обеспечить страну пищевыми продуктами. Франция начала ввозить их из-за границы.

«Курс конкуренции», согласно которому партнеры устанавливали размер производства, цену, делили между собой рынки сбыта, определяли уровень заработной платы работникам и служащим, в сфере сельского хозяйства был направлен на прекращение процесса разорения мелких фермеров. Кроме того, планировалось повысить цены на сельскохозяйственную продукцию, сократив производство и площади посевов.

За временные убытки фермеры США получали от государства соответствующую компенсацию. С помощью этих субсидий они, закупив новейшие сельскохозяйственные машины, на значительно меньших площадях выращивали такие же урожаи зерновых, хлопка, как и в докризисный период.

План Дауеса в этих условиях оказался неэффективным. Обеспокоенные экономическим и политическим положением Германии, правительства США, Великобритании, Франции и других стран решили оказать ей помощь.

Сельское хозяйство Великобритании в 30-х годах отставало от промышленности, никаких признаков прогресса не наблюдалось. Оно находилось в состоянии застоя и лишь на 35% удовлетворяло потребности населения в сельхоз продукции. За ее импорт государство расплачивалось золотом или дефицитными товарами. Мелкие хозяйства разорялись, большие меняли свое положение, применяя новейшую агротехнику, химические удобрения. Однако даже такие высокоразвитые фермы существенно отставали от своих американских коллег.

Действия по системе Тейлора предоставили возможность американским фирмам значительно повысить производительность труда.

В 20-е годы усиливается концентрация производства. Большое количество мелких и средних предприятий поглощается крупными корпорациями. На начальном этапе такая концентрация имела положительные результаты: росла производительность труда, снижалась себестоимость продукции. Но в некоторых отраслях промышленности это вело к монопольному положению производителя, который диктовал цены на сырье и готовые изделия.

Складываются благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокий уровень промышленности обеспечил аграриев достаточным количеством техники и минеральных удобрений. По прошествии десятилетия численность тракторов увеличилась с 246 тыс. до 920 тыс., грузовых автомобилей — с 139 тыс. до 900 тыс., комбайнов — с 4 тыс. до 61 тыс. Интенсивность сельского хозяйства была очень высокой. Американский фермер производил столько продуктов питания, что мог прокормить 9–10 человек.

Широкому росту производительности в сельском хозяйстве способствовала фермерская организация производства, что базировалась на труде собственников средств производства. Наемная сила на сельскохозяйственных работах применялась сравнительно мало, как правило, во время сезонных работ.

Широко внедрялись новые технологии возделывания почвы, в частности в засушливых районах.

Подъем промышленности и сельского хозяйства стимулировал развитие торговли. Товарооборот США увеличился с 36,5 млрд. долл. в 1923 г. до 48,5 млрд. долл. в 1929 г. Расширилась сфера потребительского кредита и других форм финансовых услуг населению. Внешняя торговля развивалась медленнее, чем внутренняя. Это было обусловлено тем, что большинство воюющих стран на середину 20-х годов отстроили свое государство и вступили в конкурентную борьбу за влияние на мировом рынке.

Во второй половине 20-х годов США вынуждены были компенсировать потерю рынков сбыта в Европе торговлей с СССР. В начале 30-х годов 77% экспортированных тракторов, 5% станков и почти 25% оборудования для горнодобывающей промышленности были поставлены в СССР.

Успешному развитию хозяйства страны способствовала политика правительственных кругов. В 1922 г. был введен таможенный тариф, который стимулировал торговлю американскими товарами и препятствовал импорту иностранных компаний, широко практиковалась приватизация государственных предприятий, вывоз капитала, особенно в Германию.

Общая сумма капиталовложений за рубежом на конец 20-х годов достигла 27,7 млрд. долл. Соединенные Штаты признали зонами своего влияния Латинскую Америку, Европу и Канаду, превратившись в крупнейшего экспортера капиталов. Им удалось потеснить или даже вообще вытеснить из многих стран мира английский, французский, немецкий, японский капитал.

Экономическое развитие европейских стран в 20-х годах значительно отличалось от США. В наиболее благоприятном положении была Великобритания, хотя в годы мировой войны она подверглась значительным человеческим потерям (750 тыс. человек погибло и 1,5 млн. были ранены) и потерям средств производства (торгового флота — около 40%). За годы войны выпуск промышленной продукции сократился на 20%. Во время войны импорт по сравнению с экспортом возрос вдвое. Внешний долг составлял 1150 млн. ф.ст., внутренний — до 6,6 млрд. ф.ст.

Франция потерпела значительно больших затрат в войне, чем Англия: на фронтах погибло 1,3 млн. и 2,8 млн. человек было ранено, разрушено около 10 тыс. предприятий, уничтожена половина торгового флота; общие расходы составили 134 млрд. зол. франков. Союзникам Франция задолжала более 60 млрд. франков.

И все же Франция осталась одной из ведущих стран мира. Она получила значительные репарации и высокоразвитые индустриальные районы Эльзас и Лотарингия, немецкие и турецкие колонии, свыше 8 млрд. золотых марок в виде натуральных поставок леса, цемента, угля и т.п.

В 1929 г. Франция избежала разрушительного действия мирового экономического кризиса. Однако в следующем 1930 г. страна почувствовала на себе симптомы большой депрессии. Сначала ее сдерживали значительные государственные субсидии, которые тратились на продолжение восстановления разрушенных войной департаментов.

Наибольшая сумма капиталовложений ушла на строительство «линии Мажино». Интенсивные работы проводились в 1929 — 1934 гг. на 750 км пограничной линии между Францией и Германией. Видимо, что миллиардные капиталовложения были выброшены на ветер. Гитлеровские войска, обойдя железобетонную крепость с флангов, захватили ее без боя.

Безработица не была таким массовым явлением, как в США, Великобритании или Германии, не превышала 1 млн. безработных. Во многих отраслях кризис затянулся до 1936 г. В эти годы выпуск промышленной продукции снизился на 1/3, сельскохозяйственной продукции — вдвое, обанкротилось свыше 10 тыс. предприятий, 100 тыс. торговых фирм, немало крупных монополий.

Уровень жизни народа снизился втрое

С большими трудностями правительство Франции ликвидировало последствия затяжной депрессии. Ему пришлось установить контроль над Французским банком, национализировать ряд отраслей промышленности, в том числе военную. Это дало возможность не только восстановить, но и построить новые и модернизировать старые предприятия.

Перестройка промышленной структуры имела свои особенности. Если в США и Англии структурная перестройка сопровождалась замедлением или застоем традиционных отраслей, то во Франции структурные изменения способствовали развитию как традиционных, так и новых отраслей промышленности.

Важное значение для стабильного развития имело создание государственных координирующих органов — Национальный экономический совет и Высший железнодорожный совет.

Наряду с государственными чиновниками в их состав входили также крупные предприниматели. Своеобразную регулирующую роль играл основанный правительством банк «Национальный кредит».

Характерной чертой промышленного развития Франции в 20-х годах было сохранение большого количества малых предприятий, на которых работало от 1 до 10 рабочих, большинство торговых предприятий и сельскохозяйственных ферм не использовали наемный труд.

Французские бизнесмены продолжали вкладывать средства не в промышленность, а в ценные бумаги — в 1929 г. доходы от вложений в ценные бумаги втрое превосходили доходы от промышленности.

Сельское хозяйство развивалось медленными темпами, общий объем его производства на конец 20-х годов почти не вырос по сравнению с довоенным уровнем.

Относительная стабилизация ведущих стран изменилась в 1929 г. грандиозным кризисом, наибольшим за всю историю. Главными причинами мирового экономического кризиса (1929–1933) стали сверхмонополизация производства, отсутствие любого его регулирования, диспропорция между ростом объемов производства и уровнем доходов значительной части населения.

Платежеспособность населения уменьшилась, и оно не в состоянии было покупать товары, количество которых все увеличивалось.

Промышленный кризис сошелся с аграрным перепроизводством. Быстрое снижение цен на сельскохозяйственную продукцию разорило сельские и фермерские хозяйства, что сразу же сказалось на внутреннем рынке.

Во многих странах образовались ценовые ножницы на промышленную и сельхозпродукцию.

Кризис нанес ощутимый удар мировой торговле. Уменьшение торгового оборота привело к свертыванию международных связей. Конкуренция международных монополий перерастала фактически в торговую конфронтацию между странами. Торговые споры нарушили традиционные основы финансовых взаимосвязей между странами.

Франция пережила два кульминационный момент развития кризиса — в 1931 и 1935 годах. Производство по сравнению с 1930 г. сократилось соответственно на 44% и 46%. Уменьшились объемы внутренней и внешней торговли.

Безработица не имела массового характера, хотя неполная занятость была довольно распространенной.

Аграрный кризис ощутимо ударил по крестьянам. Из-за крайне низких цен, производство сельскохозяйственной продукции стало убыточным, началось массовое уменьшение производства продуктов питания.

Правительство и деловые круги развитых стран мира прилагали чрезвычайные усилия для выхода из кризиса. Общество вступило в завершающую стадию индустриального развития.

Промышленное производство перешло на значительно более высокую степень, качественно новыми стали производственные отношения.

«Великая депрессия» показала неспособность традиционных подходов к решению социально-экономических проблем.

В поисках эффективных антикризисных средств в большинстве стран пришли к выводу, что без вмешательства государства из кризиса выйти невозможно. Государство стало одним из факторов стабильности и прогресса в этих странах, в ее руках сосредоточилось все больше экономических функций, которые расширялись за счет побочных методов регулирования экономикой.

С этой целью широко использовали кредит, субсидии, ссуды из государственного бюджета, регулировалась налоговая система. В большинстве стран проводилась политика протекционизма.

Совместные усилия государства и предпринимателей не только перебороли последствия кризиса, а стали своеобразным гарантом будущей стабильности.

Переход к широкому полномочию государственного регулирования позволил восстановить расширенное воспроизведение капитала, найти новые возможности для наращивания экономического и технического потенциала, ослабить остроту социальных конфликтов.

Сложный и противоречивый путь хозяйственного развития прошли страны мира в межвоенный период.

Восстановление экономики, ее подъема чередовались с кризисами, в том числе мировым.

Бесспорным лидером стали США, которые не имели себе равных в аграрном секторе, промышленности, финансовой сфере.

Не всегда стабильно, а иногда драматично развивалось хозяйство Германии, Франции и Японии. Трагической страницей в истории человечества стала 2-я мировая война, которая нанесла неслыханные страдания сотням миллионов жителей Земли.

Версия для печати

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *