Является ли районный центр госсанэпиднадзора государственным органом

Является ли районный центр госсанэпиднадзора государственным органом

Санитарно-эпидемиологический надзор

Санитарное законодательство и санитарно-эпидемиологическое благополучие

Законодательство РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции РФ и включает Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», другие федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты РФ: санитарные правила (СП, СанПиН), гигиенические нормативы (ГН) и др.

На основании Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ граждане РФ «имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека», на «информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве продукции» и др.

В Законе дается определение: «Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности».

Согласно этому Федеральному закону санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:

  • профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой;
  • разработки и реализации федеральных и региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
  • государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;
  • лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
  • государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, отходов производства и потребления, а также продукции, впервые ввозимой на территорию РФ;
  • выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • проведения социально-гигиенического мониторинга;
  • проведения научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • мер по своевременному информированию населения о возникновении заболеваний, состоянии среды обитания;
  • мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;
  • мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Особое значение имеет Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ, в котором дается система государственного регулирования в области обеспечения безопасности пищевых продуктов и питания, включающая государственную регистрацию новых продуктов, нормирование показателей пищевой продукции и другие требования. Основным положением этого Закона является ответственность изготовителей пищевой продукции за се качество и безопасность.

Индивидуальные предприниматели и юридические липа в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

  • выполнять требования санитарного законодательства;
  • обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых услуг, а также продукции, пищевых продуктов и товаров;
  • осуществлять производственный контроль, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические мероприятия);
  • своевременно информировать о нарушениях технологического процесса или аварийных ситуациях;
  • иметь в наличии официально изданные санитарные правила;
  • осуществлять гигиеническое обучение работников.

Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в нашей стране действует единая федеральная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в РФ.

При Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Система учреждений Роспотребнадзора построена по территориальному принципу. Во всех субъектах Российской Федерации действуют территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ТУ Роспотребнадзора).

Основной задачей ТУ Роспотребнадзора является осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, надзора на потребительском рынке и на транспорте, а также в сфере защиты прав потребителей.

Под руководством ТУ Роспотребнадзора работают учреждения «Центры гигиены и эпидемиологии» (ФГУЗ ЦГиЭ), на практике обеспечивая деятельность территориальных управлений.

По заданиям Роспотребнадзора экспертную оценку и другие исследования проводят государственные научно-исследовательские институты и иные учреждения.

Госсанэпиднадзор включает в себя:

  • контроль выполнения санитарного законодательства;
  • контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой, проведение санитарно-эпидемиологических расследований и разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • проведение социально-гигиенического мониторинга для оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания;
  • санитарно-карантинный контроль на границах.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется в двух формах работы: предупредительный надзор и текущий надзор. Предупредительный надзор должен обеспечить предупреждение нарушений гигиенических нормативов и санитарных правил на стадии разработки новых продуктов, материалов и изделий, на стадиях проектирования и строительства различных объектов, в том числе пищевых предприятий и предприятий общественного питания. Текущий надзор осуществляется для контроля соблюдения санитарных правил на действующих предприятиях.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяет права и обязанности должностных лиц, осуществляющих Госсанэпиднадзор. Они имеют право:

  • беспрепятственно посещать территории и помещения объектов;
  • проводить санитарно-эпидемиологические расследования;
  • проводить отбор проб воздуха, воды, почвы, проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
  • выдавать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно-эпидемиологические заключения на основании результатов экспертиз, исследований, испытаний и т.п.;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, о проведении профилактических мероприятий, о прекращении реализации продукции и др.

Согласно установленным «Правилам проведения мероприятий при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора» плановые мероприятия по контролю конкретного предприятия осуществляются не чаще чем I раз в два года, в соответствии с утвержденным планом проверок. Должностное лицо, проводящее проверку, должно предъявить распоряжение о проведении мероприятий по контролю. По результатам проверки составляется акт установленной формы, к акту прилагаются заключения проведенных исследований и экспертиз, постановления главного санитарного врача и другие документы.

Главный государственный санитарный врач имеет право выносить постановления о прекращении строительства или эксплуатации объектов, производства продукции; о проведении обязательного медицинского осмотра, о временном отстранении от работы, о госпитализации или об изоляции больных; о наложении штрафов, постановления о направлении материалов о санитарных нарушениях для возбуждения уголовных дел и др.

За нарушение санитарного законодательства устанавливается административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность. Административная ответственность устанавливается в виде предупреждения или наложения штрафа на граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных или юридических лиц.

Административная ответственность согласно Закону «О качестве и безопасности пищевых продуктов» устанавливается в случае изготовления и оборота некачественных и опасных пищевых продуктов, оказания услуг в сфере общественного питания с нарушением требований нормативных документов к условиям изготовления и качеству и безопасности пищевых продуктов, невыполнении предписаний и постановлений органов государственного надзора и контроля.

Применение мер административного взыскания в виде наложения штрафов не освобождает виновное лицо от обязанности устранить нарушение и возместить вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу гражданина либо имуществу юридического лица.

Уголовная ответственность устанавливается в соответствии с Уголовным кодексом РФ в случае, если нарушения санитарного законодательства привели к возникновению заболевания, отравлению или смерти человека, наступившему в результате употребления некачественных и (или) опасных пищевых продуктов.

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина или имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, а именно: недостатков пищевых продуктов или услуг общественного питания в части их качества и безопасности, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Санитарно-эпидемиологическая служба

Санитарно-эпидемиологическая служба принимает активное участие в осуществлении мер профилактики заболеваний.

Основными принципами отечественной санитарно-эпидемиологической службы являются:

  • государственный характер отечественной системы санитарных и противоэпидемических мероприятий;
  • единство санитарных и противоэпидемических мероприятий, предупредительного и текущего санитарного надзоров; участие всех медицинских организаций в проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Основным учреждением санитарно-эпидемиологической службы является Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее — Центр). Центры могут быть краевыми, областными, городскими, районными. В состав Центра входят отделы: санитарно-гигиенический (состоит из лабораторий гигиены труда, коммунальной гигиены, гигиены питания, гигиены детей и подростков), эпидемиологический, дезинфекционный.

Основными функциями Центра являются:

  • предупреждение загрязнения внешней среды;
  • изучение состояния здоровья населения, общей заболеваемости, состояния отдельных групп населения;
  • оздоровление условий труда, обучения и быта, питания и отдыха населения;
  • планирование оздоровительных, санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий с целью снижения заболеваемости;
  • работа с активом обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Санитарный надзор

Центр осуществляет государственный санитарный надзор — предупредительный и текущий.

Предупредительный санитарный надзор включает: учет всех проектируемых и строящихся сооружений; согласование отвода земельного участка под строительство; проведение систематического санитарного контроля за ходом строительства; прием построенного сооружения; учет всех предприятий, загрязняющих атмосферный воздух, водоисточники и почву; систематический лабораторный контроль за санитарным состоянием атмосферного воздуха, воды, почвы. Предупредительный санитарный надзор устанавливает санитарно-гигиенические нормы и правила, требования государственных стандартов на все промышленные изделия, продукты питания, ткани, мыло, детскую мебель и т. д. Предупредительному санитарному надзору подлежат все медицинские биологические препараты (вакцины, сыворотки, анатоксины и т. д.).

Текущий санитарный надзор предусматривает: изучение заболеваемости и травматизма у рабочих, детей, подростков и т. д.; контроль за соблюдением гигиенических условий обучения; контроль за состоянием окружающей среды; санитарную охрану границ; изучение условий для нормального физического развития детей и подростков; организацию мероприятий по повышению санитарной культуры работы предприятий.

О случаях грубых нарушений санитарного законодательства и особых ситуациях, угрожающих состоянию здоровья населения, Центр информирует административные органы.

В процессе осуществления государственного санитарного надзора органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы работают в тесном контакте с органами других ведомств.

Лечебно-профилактическая помощь инфекционным больным постоянно связана с деятельностью органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы. Эта помощь осуществляется в поликлиниках врачами-инфекционистами (консультативная помощь, лечебно-диагностическая, профилактическая), а также в стационарах — инфекционных больницах или инфекционных отделениях многопрофильных стационаров.

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 30 октября 2015 года N 205-р

О ПЛАНИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016 ГОД

В целях выполнения Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23.10.2015 N 1128 «Об утверждении основных направлений деятельности Роспотребнадзора, его органов и организаций на 2016 год», а также совершенствования организации деятельности Управления Роспотребнадзора по Тверской области по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального надзора в области защиты прав потребителей приказываю:
1. Начальникам отделов Управления Роспотребнадзора по Тверской области:
1.1. На основании «Основных направлений деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2016 год», утвержденных Приказом Роспотребнадзора от 23.10.2015 N 1128, разработать и представить в срок до 06.11.2015 в отдел организации надзора Управления Роспотребнадзора по Тверской области предложения в соответствии с возложенными на отдел задачами и функциями для включения в «Основные направления деятельности Управления Роспотребнадзора по Тверской области на 2016 год».
1.2. На основании утвержденных основных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Тверской области на 2016 год разработать и представить в срок до 13.11.2015 в отдел организации надзора Управления Роспотребнадзора по Тверской области планы основных организационных мероприятий отделов Управления Роспотребнадзора по Тверской области на 2016 год.
2. Главному врачу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» Матюшковой В.В. в срок до 25 ноября текущего года представить для согласования в Управление Роспотребнадзора по Тверской области план основных организационных мероприятий ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» на 2016 год.
3. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Тверской области в срок до 15 декабря текущего года подготовить и представить на согласование и утверждение в Управление планы основных организационных мероприятий территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Тверской области на 2016 год.
4. Начальнику отдела организации надзора Управления Роспотребнадзора по Тверской области А.А. Денисову представить план основных организационных мероприятий Управления Роспотребнадзора по Тверской области на 2016 год в ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора в срок до 1 декабря 2015 года.
5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области А.Ф. Выскубова.

Руководитель
В.А.СИНОДА

15 сентября 2017 года — 95-летие со дня образования Государственной санитарно- эпидемиологической службы Российской Федерации

Я верю в гигиену;
вот где заключается истинный прогресс нашей науки.
Будущее принадлежит медирпоцине предупредительной.
Эта наука, идя об руку с государственной, принесет несомненную пользу человечеству»
Н.И. Пирогов

Становление и развитие государственной санитарно-эпидемиологической службы в России

Весь период развития и становления санитарно-эпидемиологической службы в нашей стране — это творческий поиск наиболее оптимальных и эффектив­ных форм организации санитарно-эпидемиологической деятельности в обществе.

Организационные этапы становления и развития службы Российской Федерации:

1. Рубеж XIX-XXвв. — отсутстви­е единства, раздробленность медико-санитарного дела по многочисленным ведомствам.

1886 г. — в Одессе И.И. Мечниковым и Н.Ф. Гамалеей открыта зем­ская бактериологическая станция.

1886 г. — в Киеве, а в 1897 г. в Екатеринославле и Чернигове созданы бактериологические институты.

1891 г. — создана Москов­ская санитарная станция. Открыто несколько пастеровских станций, оспенных телятников, дезинфекционных станций.

2. С 1918-1921 гг. — создание сани­тарно-эпидемиологических подразделений в органах управления здравоохранением.

3. 1922 по 1932 г. — открытие санитарно-эпидемиологических учреждений.

Выход Декрета СНК РСФСР «О санитарных органах Республики» от 15 сентября 1922 г. — начало комплексной санитарно-эпидемиологической деятельности.

1922 г. — создана первая в стране санитарно-эпидемиологическая станция в Гомеле.

1931 г. — Совнаркомом РСФСР утверждено положение «О Санитар­ном Совете при Народном комиссариате здравоох­ранения РСФСР».

4. C1933 по 1951 г.- в составе санитарно-эпидемиологической службы функционирует государственная санитарная инспекция, шло усиление кон­трольных функций в области пред санитарного надзора.

20 июля 1936 г.- образован Народный комиссариат здравоохранения СССР, начало формирования Всесоюзной санитарно-эпидемиологической службы.

19 августа 1948 г. – выход По­становления Совмина СССР «Об утверждении номенклатуры санитарно-эпидемиологических учреждений и организации их», от 21 ноября 1949 г. «О создании Всесоюзной государственной санитарной ннспекции и об организации санитарно-противоэпидемической службы».

Приказом Минздрава СССР разграничена деятельность Всесоюзной госсанинспекции и санэпидслужбы, утверж­дено положение о Всесоюзной госса­нинспекции.

1951 г. — введено в действие положение о санитарно-эпидемиологической службе.

В Минздраве СССР, в Минздравах союзных республик организованы главные санэпидуправления.

5. с 1952 по 1955 г. — сосре­доточение всех функций госнадзора и противоэпидемической деятельности в комплексном учреждении — санэпидстан­ции, расширение и укрепление госсаннадзора.

Начало 50-х гг. — госсанинспекция ликвидирована.

1956 г. — XIIIВсесоюзный съезд гигие­нистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекциони­стов.

6. 1956-1971 гг. – реорганизация системы управления сельским здраво­охранением и изменение в организации санэпидслужбы.

1956 г. — лик­видация районных отделов здравоохранения, упразднение районных санэпидстанций, образование санэпидотделов центральных районных больниц. Определена главная функция санэпидслужбы — государ­ственный санитарный надзор, установлена структура службы, номенклатура её учреждений и должност­ных лиц.

29 октября 1963 г. – выход Постановления Совета Министров СССР «О Государственном санитарном надзоре в СССР» №1107. Утверждено новое Положение о Государственном санитарном надзоре в СССР.

1972 г. – завершение преоб­разования санэпидотделов центральных и район­ных больниц в самостоятельные санэпидстанции сель­ских районов.

7. 1971-1985 гг. — дальнейшее укрепление материально-технической базы санэпидслужбы, её лабораторий, уси­ление государственных надзорных функций. Создание на всех административных территориях страны самостоятельных санэпидстанций.

Принят Верховным Советом СССР, а затем Верховным Советом РСФСР «Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республи­ки о здравоохранении». Раздел III данного закона назван «Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения»(21 статьи).

1973 г. — Постановлением Совета министров СССР №361 от 31 мая «О Государственном санитарном надзоре в СССР» утверждено новое «Положение о Государственном санитарном надзоре в СССР.

8. 1986-1996 гг. — совершенствование организационного построения санитарной службы в общей системе здравоохранения.

Апрель 1991 г. — принят Закон Российской Фе­дерации «О санитарно-эпидемиологическом благопо­лучии населения». Учреждения службы переименованы в центры госсанэпиднадзора.

Принята Конституция РФ (12 декабря 1993 г.), «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993), законы «О предупреждении распространения в РФ заболева­ния, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (1995), «Об охране окружающей среды», «О радиационной безопасности населения» (1996).

9. 1996 по 2003 г. — в 1996 г. — в соответствии с постанов­лением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. №1217 госсанэпидслужба вновь во­шла в состав системы Минздрава России, был создан департамент Госсанэпиднадзора Минздрава России с сохранением управления и финансирования сани­тарно-эпидемиологических учреждений на федераль­ном уровне.

1999 г.(30 марта) — принят Фе­деральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

9 марта 2004 г. — Указом Президента РФ №314 «О системе и структуре феде­ральных органов исполнительной власти») образована Федеральная служба по надзору прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

2005г. (январь) — образован Федеральный центр гигиены и эпидемиологии для обеспечения государственного са­нитарно-эпидемиологического надзора.

2011 г. – федеральные государственные учреждения, центры гигиены и эпидемиологии переименованы в бюджетные учреждения здравоохранения.

2012 год – Состоялся Xсъезд Всероссийского научно-практического общества эпидемиологов, микробиологов и паразитологов, XIВсероссийский съезд гигиенистов и санитарных врачей.

10. 2012 год — В соответствии с Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *