Ю а тихомиров
Содержание
ме того, сказывается отсутствие интереса к ипотеке земель, находящихся в общей долевой собственности, у граждан — собственников земельных долей». В то же время автору следовало уделить больше внимания юридической природе земельной доли в контексте развития ипотечных отношений в сельском хозяйстве.
Что касается понятия коллективно-долевой собственности, то, проанализировав его, многие юристы справедливо считают коллективно-долевую собственность юридическим нонсенсом, поскольку она искажает подлинную сущность выраженного ею явления. «Можно лишь сожалеть, что в пореформенном аграрно-земельном законодательстве появилась смесь коллективной (односубъектной) и долевой (многосубъектной) собственности. Повторять ее без критического анализа, тем самым соглашаясь с такой ошибкой, как это делают многие авторы, было бы непростительным, поскольку, употребляя словосочетание «коллективно-долевая» или «коллективно-совместная» собственность, смешивают два разных по своей социально-экономической сущности и пра-
вовой природе явления и вводят читателя в заблуждение, так как эти понятия лишены реального содержания; им не должно быть места в юридической науке и законодательстве»2. Мы полностью разделяем эту теоретическую позицию.
В заключении следует отметить, что, несмотря на наличие в работе некоторых спорных либо недостаточно аргументированных положений, монография является весомым вкладом в развитие российской аграрно-правовой науки.
Высказанные в работе суждения, обобщения, выводы и предложения, несомненно, послужат стимулом для дальнейших обсуждений и исследований, развития научной мысли в области аграрного права России в целом и совершенствования правового регулирования общественных отношений в ее аг-рарно-промышленном комплексе.
М. И. Козырь
доктор юридических наук, профессор
2 Пандаков К. Г., Черноморец А. Е. Аграр-но-земельная реформа: законодательство, теория, практика. Саратов, 2003. С. 224.
Современная теория правового регулирования*
В рецензируемом издании,рассчитанном как на ученых, так и на государственных и муниципальных служащих, депутатов выборных органов власти, представителей бизнеса, Ю. А. Тихомировым проанализированы природа, цели и механизм правового регулирования. При этом исследование способов правового воздействия сочетается с авторской характеристикой процедур подготовки, принятия и реализации правовых актов, критериев их оценки и эффективности, комплекса средств регулирования общественного поведения.
* Рецензия на книгу: Тихомиров Ю. А. Правовое регулирование: теория и практика. М.: Формула права, 2010. 400 с.
Книга состоит из предисловия и девяти глав. Первая глава «Становление и развитие системы правового регулирования» посвящена объяснению смысла теории правового регулирования. Автор детально и последовательно с учетом исторической периодизации, используя весь потенциал правоведения (подходы дореволюционных ученых М. М. Сперанского, К. А. Неволина, Н. М. Коркунова, Г. Ф. Шершене-вича, И. А. Ильина, а также современных, например В. К. Бабаева, Н. А. Вла-сенко, Л. В. Голоскокова, Т. В. Кашани-ной, М. Н. Марченко, В. С. Нерсесянца и др.), демонстрирует настойчивость отечественной юридической науки в поиске оптимального подхода к пра-
вовому регулированию социальных процессов.
Заслуживает внимания проведенный Ю. А. Тихомировым целостный обзор зарубежных концепций правового регулирования, в частности работ Р. Буайе, Дж. Гэлбрейта, Р. Дворкина, Д. Ллойда, Р. Познера, Ю. Хабермаса, Ф. Хайека, Л. Харрисона. В монографии акцентируется внимание на теории регулирования различных международных организаций.
Для ученого особую важность приобретают ответы на вопросы о том, каким образом формируется правовое воздействие и каковы его источники. Ю. А. Тихомиров отмечает, что в зарубежной литературе, а с недавних пор и в отечественной юридической науке используется подход, согласно которому общество вне государственной структуры признается «правотворящим» субъектом (с. 24—25); это позволяет в новейших исследованиях рассматривать правовое регулирование как процесс упорядочения общественных отношений при помощи спонтанно формируемых в обществе норм права и правовых предписаний, устанавливаемых государством в нормативных правовых актах. Многолетнее изучение тенденций развития правовой сферы позволило Ю. А. Тихомирову прийти к выводу, что правовое регулирование — это институциональный и познавательный механизм установления нормативно-юридических правил поведения (деятельности), обязательных или рекомендательных, их обеспечения и реализации (с. 27). Исходными элементами (их всего пять) приведенного определения Ю. А. Тихомиров называет цели и предмет правового регулирования, его субъекты и объект, процесс и стадии, способы (методы), результаты и новый цикл. При этом, по мнению ученого, «непрерывность регулирования — индикатор его жизненности!» (с. 29).
Интересен вывод и о том, что для обеспечения эффективности правового регулирования необходимо правильно определять «наборы регуляторов». Автор подчеркивает: регуляторы — это не только нормы права, но и принципы права, доктрины и концепции, неправо-
вые регуляторы, а также соотношения и зависимости между регуляторами.
Изучение практики правового регулирования позволяет ученому говорить о серьезных ошибках, невысоком качестве и существенных недостатках в этой сфере. К изъянам, характерным для СССР, добавились новые, к которым Ю. А. Тихомиров, в частности, относит: неудачный подход к определению предмета регулирования, смешение форм и недооценка системного аспекта правового регулирования, поспешность подготовки правовых актов с последующим потоком поправок и изменений, низкая правовая культура разработчиков и слабое использование правил юридической техники, механическое копирование текстов иностранных законов, недостаточная связь между проектированием правовых актов и правоприменением (с. 30).
Далее он убедительно доказывает необходимость введения и использования прочных оценочных ориентиров правового регулирования. Ими должны выступать принципы, которые выражают сущностные признаки и соблюдение которых позволяет моделировать практику правового регулирования. К ним Ю. А. Тихомиров относит принципы:
достоверного и опережающего отражения действительности;
объективного отражения в правовом регулировании всего спектра социальных интересов;
непрерывного развития права; системности правового регулирования;
обоснованности выбора правовых регуляторов путем оценки их вариантов;
процедурно-регламентных режимов.
При этом ученый подчеркивает, что изложенные принципы не следует воспринимать как ненужные абстракции; их можно и должно учитывать в качестве практических оценочных ориентиров. Вводимые им конструкции позволят усилить эффект традиционного инструментария как теории государства и права, так и отраслевых юридических наук. Конструкции Ю. А. Тихомирова применимы к границам и объе-
му правового регулирования, юридическим корреляциям, моделям правового воздействия, предотвращению рисков правового воздействия, анализу регулирующего воздействия, правовым ролям участников правоотношений, качеству правовых актов, механизму правоприменения, правовой диагностике и правовому мониторингу, способам оценки отклонений от правовых норм.
Интересен подход автора к проблемам отечественного правового регулирования при помощи сравнительного анализа правовых сфер иностранных государств. Сравнительно-правовой анализ, по Ю. А. Тихомирову, не одномоментный взгляд на иностранное право, а сложный, познавательно-аналитический процесс (с. 44). Акцент в монографии делается на том, что при сходстве отдельных правовых конструкций, следует особо учитывать правовые различия, которые могут быть временными и долгосрочными, устраняемыми и не-устраняемыми, а также сущностными, теоретическими и иными (с. 45).
Во второй главе «Границы правового регулирования: устойчивость и изменчивость» Ю. А. Тихомиров последовательно описывает картину нормативности современного социума, раскрывая систему общественного и государственно-нормативного регулирования. Автором используется богатый по своему содержанию материал, собственные подходы к правовым явлениям — циклам правового развития, юридическим ситуациям, правотворческим мандатам. В качестве примера рассмотрим категорию «юридическая ситуация» (с. 56—58), под которой ученый понимает случайно сложившуюся в определенных условиях места и времени единую, целостную, относительно стабильную совокупность обстоятельств, которая подлежит определенному правовому разрешению, имеет предположительный характер, повторяемость и конфликтность. При этом юридическая ситуация, изначально выступая явлением правовой действительности, стремится к организованности и посредством своего разрешения переходит в разряд элементов правовой системы, выполняя при этом функцию
отражения результата правового воздействия, располагаясь в правовой системе в компоненте «реализация права». Интересны авторские подходы к классификации и описанию признаков юридических ситуаций.
Третья глава «Правовые роли участников» основана на определении и выводах Ю. А. Тихомирова о том, что государство — это публичная система управления делами общества для обеспечения его интересов на основе права. Являясь сложнейшей системой, она состоит из ряда элементов, таких как граждане (нация, народ, население), публичная (государственная) власть, территория и ее границы, государственные ресурсы (налоги, бюджет, собственность), правовой порядок, официальное представительство в мировом сообществе (с. 82). Ученым обозначается ряд теоретических и практических проблем, среди которых следует указать организацию публичной власти, природу статусов государственных институтов, динамику процессов «централизации-децентрализации», изменение соотношения институтов государства и гражданского общества, критерии административно-территориального деления и статус субъектов Российской Федерации. При этом Ю. А. Тихомиров доказывает, что основной движущей силой регулирования является интерес, который, проявляясь в правовой сфере, становится признанным правом, им обеспеченным и охраняемым (с. 92). Именно интересы предопределяют правовое поведение участников, влияют на юридическое мышление и правовую компетентность.
С четвертой по девятую главу Ю. А. Тихомиров последовательно и обстоятельно вводит читателя в проблематику юридических корреляций (с. 137—158), описывает моделирование и прогнозирование правового воздействия (с. 159), подробно знакомит с технологией и экспертизой юридического проектирования (с. 195—228), с сущностью и системностью правовых актов (с. 229—314), механизмом правоприменения, в том числе с мониторингом и правовой диагностикой (с. 315—362), делает акцент на спо-
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
собах оценки эффективности правового воздействия (с. 389—398).
Монография профессора Ю. А. Тихомирова представляет собой уникальный по охвату проблем и комплексности предлагаемых решений научный труд практического характера, который, безусловно, будет интересен всем, кто занимается вопросами регулирования общественных отношений и процессов. Издание заинтересует также преподавателей большинства отраслевых дисциплин в высших учебных за-
ведениях и будет полезным при подготовке ими лекционных и практических занятий, особенно по магистерским программам.
В. И. Бырлэдяну,
заведующий кафедрой гражданского права и гражданского процесса Орловского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Тихомиров; Тихомиров, Юрий.
Юрий Александрович Тихомиров
21 июля 1931 (87 лет)
- Москва, СССР
- СССР
- Россия
- РАНХиГС
- Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
- НИУ ВШЭ
- юридический факультет МГУ
- ИГП РАН
доктор юридических наук
Ю́рий Алекса́ндрович Тихоми́ров (род. 21 июля 1931, Москва) — советский и российский учёный-правовед, доктор юридических наук (1969), профессор (1976), член-корреспондент Международной академии сравнительного права. Индекс Хирша — 58.
Биография
Окончил юридический факультет МГУ, а затем аспирантуру Института права АН СССР.
В 1954—1985 годах — аспирант, старший научный сотрудник, учёный секретарь, заведующий сектором, заместитель директора Института государства и права АН СССР.
В 1985—1989 годах — заведующий кафедрой Академии народного хозяйства при Совете министров СССР.
В настоящее время является заместителем директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
Автор более 400 работ по юриспруденции и управлению. Работал директором Института правовых исследований НИУ ВШЭ, был членом редакционных коллегий изданий «Государство и право», «Журнал российского права» и «Известия высших учебных заведений. Правоведение».
Награды
- Орден Почёта
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2015)
- Заслуженный деятель науки РФ.
Основные работы
Ссылки
2008.04.024
— 83
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
2008.04.024. ТИХОМИРОВ Ю.А. УПРАВЛЕНИЕ НА ОСНОВЕ ПРАВА. — М.: Формула права, 2007. — 484 с.
В книге представлен авторский подход к обоснованию роли права в управлении. В первых двух главах дается исторический анализ правовых источников управления, рассматриваются природа и виды правовых актов. Подчеркивается, что в процессе управления не всегда удается принять правильное правовое решение, и одна из причин заключается в неумелом соотношении актов и выборе оптимального. В связи с этим автор отмечает три основных сюжета для обсуждения. Первый из них связан с проблемой соотношения закона и инструкций для всей правовой системы, отсутствием критерия четкого разграничения закона и иных законодательных актов в «головных» отраслевых законодательных актах (например, в Трудовом кодексе РФ, Законе об охране окружающей среды). Второй сюжет — это различные деформации источников абсолютного большинства отраслей права в связи с разрастанием сферы ведомственного правоприменения. Третья проблема — пробелы в образовательном процессе, связанные с преподаванием основ теории закона и подзаконных актов.
Специальное внимание уделяется публично-правовым и частноправовым основам в управлении. В разных странах объем и содержание публичного и частного права неодинаковы. Автор подробно рассматривает данный вопрос применительно к Франции, классической стране континентального права. В этой стране традиционно вопросы разграничения публичного и частного права рассматриваются в курсе гражданского права. Однако по сей день не существует единого взгляда на содержание публичного и частного права. Определенно можно констатировать, что публичное право объединяет конституционное, административное и финансовое право, а частное — гражданское и коммерческое право. Принадлеж-
ность иных правовых отраслей варьируется в достаточно широком диапазоне.
Современная французская доктрина склоняется к двум основным критериям. Первый — содержание отношений, регулируемых правом. Публичное право регулирует организацию и деятельность публичной власти и ее отношения с частными лицами, а частное право — отношения между частными лицами и их объединениями. Второй — конечная цель правового регулирования. Целью публичного права является удовлетворение общего интереса, а частное право ориентировано на индивидуальные, частные интересы.
Далее автор рассматривает публичные начала в Гражданском кодексе РФ, а также сопоставляет российские нормы с соответствующими публично-правыми регуляторами, содержащимися во французском Гражданском кодексе.
Третья глава посвящена видам правового обеспечения управления, где показаны направления совершенствования системы законодательного регулирования, особенности законодательства в сфере экономики и социальной сфере, а также применение договорного, технико-юридического и международно-правового регулирования.
В четвертой главе рассматриваются правовое положение органов исполнительной власти, природа и элементы ее компетенции, существующие разногласия и дискуссии о компетенции, а также особенности взаимоотношения властных и экономических структур. В качестве приложения приводится структура примерного положения о региональном органе власти (министерство области), варианты которого разрабатывались автором и его коллегами.
Ряд глав посвящен направлениям развития государственной службы и правовому обеспечению административной реформы. Особое внимание в них уделяется статусу государственного служащего (его правам и обязанностям), административным процедурам и регламентам, а также вопросам, связанным с преодолением коррупции на государственной службе. Даются предложения по проведению правового мониторинга, перечисляются задачи мониторинга на стадии правотворчества (включая подготовку законов), на стадии реализации права и законов и иных правовых актов. Предлагается комплекс организационно-юридических, финансовых и кадровых мер, направленных на формирование стабильной нор-
мативной базы для проведения мониторинга. Автор специально останавливается на проблеме «теневого» права и неформальных институтов. Подчеркивается, что понятию позитивного права как официального права, установленного государством, в большей степени противоречат понятия теневого права и неформальных институтов. В них более резко фиксируются разные оценки и отношения к праву, государственно-правовым и иным институтам (например, к суду или местному самоуправлению), и особенно нарушения законности. Бесспорным автор считает признание и поддержку доктриной естественного права и историзма неформальных институтов как прямого проявления жизнедеятельности гражданского общества. Сторонникам этой доктрины, подчеркивает автор, свойственно сдержанное или даже критическое отношение к монополизму государственной власти (с. 442-443).
В последней главе рассматриваются вопросы международного управления, понятие и признаки «правового пространства» через призму внутренних и международных правовых актов, а также формы юридической интеграции законодательства различных стран: гармонизация законодательства, унификация законодательства, имплементация государством международно-правовых норм путем включения их в национальную правовую систему.
А.В. Четвернина