Юридическая помощь осужденным

Юридическая помощь осужденным

Дмитрий ЛАЕВСКИЙ,
адвокат, управляющий партнёр Адвокатского бюро «Лаевский, Юльский и партнёры»
Ольга ТИКОВЕНКО,
адвокат Адвокатского бюро «Лаевский, Юльский и партнёры»
Необходимость для адвоката посетить подзащитного в исправительной колонии (далее – ИК), где подзащитный находится в статусе осужденного по вступившему в законную силу приговору суда, может быть обусловлена оказанием широко спектра видов юридической помощи по самым различным вопросам – подготовки надзорной жалобы на приговор, который может быть незаконным и необоснованным, помощи в подготовке жалоб на действия администрации ИК, которые могут быть противоправными, консультирования по вопросам в сфере гражданского, жилищного, семейного права и пр.
В то время как право на юридическую помощь является неотъемлемым, на конституционном уровне запрещено противодействие оказанию юридической помощи, а законом об адвокатуре гарантируется право каждому общаться с адвокатом конфиденциально, однако отнюдь не всегда и не всеми представителями администраций ИК указанные правовые стандарты исполняются, в связи с чем посещение адвокатом клиента в ИК может сопровождаться существенными препятствиями по надуманным основаниям.
Поэтому актуально рассмотрение всех этапов процедуры предоставления адвокату встречи с подзащитным в ИК и правовых норм, которые определяют возможности клиента и адвоката на проведение встречи.
Заявление осужденного по закону возможно в любой форме
Согласно ч. 8 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее – УИК) для получения юридической помощи осужденные имеют право пользоваться услугами адвокатов.
В силу ч. 6 ст. 83 УИК и п. 181 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 20.10.2000 № 174 (далее – Правила №174), для получения юридической помощи осужденным по их заявлению предоставляются свидания с адвокатами.
На практике имели место случаи, когда представители администрации ИК при приезде адвоката для посещения осужденного ссылались на отсутствие его письменного заявления или на отсутствии в этом заявлении неких сведений. Все подобные доводы являются неправомерными исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 13 УИК предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной или письменной форме. Такое же положение закреплено в п. 148 Правил №174.
Соответственно, заявление осужденного о получении юридической помощи возможно как в письменной, так и в устной форме.
Законодательством не установлено каких-либо специальных требований к содержанию подобного заявления, исходя из чего можно сделать вывод о том, что заявление осужденного о предоставлении свидания с адвокатом пишется в свободной форме, поэтому не допустимо требовать указания в заявлении конкретного адвоката, его места работы или дат свиданий.
Таким образом, лицу, осужденному к лишению свободы, для предоставления ему в ИК свидания с адвокатом достаточно любым способом, в любых форме и содержании выразить свое волеизъявление на получение юридической помощи адвоката. Предъявление иных требований незаконно.
Немедленное рассмотрение заявления о свидании с адвокатом
Исходя из ч. 5 ст. 13 УИК должностные лица, которым направлены заявления осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Республики Беларусь сроки и принятые решения довести до сведения осужденных через администрацию учреждений, исполняющих наказание.
В законодательстве не установлен специальный срок рассмотрения заявлений осужденного о предоставлении свидания с адвокатом.
Однако на основании абз. 7 п. 1.1 Директивы Президента Республики Беларусь от 27.12.2006 № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения» в случае неясности или нечеткости предписаний правового акта решения должны приниматься исходя из максимального учета интересов граждан.
В силу ч. 1 ст. 62 Конституции каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов.
Поэтому заявления о желании получить юридическую помощь, в том числе устные, подлежат немедленному разрешению (так же, как и в случае с медицинской помощью, не терпящей отлагательств) – чтобы обеспечить конституционное право на получение юридической помощи в любой момент и не допустить противодействия, которое запрещено ст. 62 Конституции.
В связи с этим во всех случаях при поступлении от осужденного устного или письменного заявления о предоставлении свидания с адвокатом и прибытии адвоката к осужденному в ИК, администрация ИК обязана сообщить данному осужденному о прибытии к нему адвоката и выяснить, желает ли осужденный получить юридическую помощь данного адвоката.
Фиксация отказа от юридической помощи
На практике имели место случаи, когда представители администрации ИК при приезде адвоката для посещения осужденного ссылались на то, что осужденный не желает беседовать с адвокатом. Подобные доводы без личного присутствия осужденного являются недопустимыми.
В случае, если осужденный не желает получить юридическую помощь, то отказ от юридической помощи должен фиксироваться в присутствии адвоката, прибывшего в ИК.
Поскольку исходя из законодательства и договора на оказание юридической помощи у адвоката есть не только право, но и обязанность по оказанию юридической помощи гражданину, прекратить оказание юридической помощи можно лишь в случае, если от лица поступил отказ от юридической помощи, который должен быть выражен в присутствии адвоката, так как закон не предусматривает прекращение адвокатом оказания юридической помощи на основе сообщений от третьих лиц.
Так как в УИК отсутствует правовая норма об оформлении отказа осужденного от юридической помощи, исходя из аналогии закона подлежит применению норма права, регулирующая сходные общественные отношения. А именно ч. 1 ст. 47 УПК, исходя из которой отказ от защитника принимается в случае задержания или применения меры пресечения в виде заключения под стражу только в присутствии защитника.
К тому же даже если осужденный ранее выражал отказ от юридической помощи адвоката, это не означает, что в момент прибытия адвоката осужденный не желает реализовать свое конституционное право на юридическую помощью, которое может быть выражено в любой момент и, в том числе, в устной форме. Поэтому администрация ИК должна в данном случае исполнять норму ч. 2 ст. 59 Конституции, согласно которой должностные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.
Что предоставляет адвокат для посещения осужденного
Исходя из п. 182 Правил №174 и п. 15 Инструкции о поведении адвоката в местах содержания под стражей и исправительных учреждениях, утвержденной Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 18.05.2005 № 22 (далее – Инструкция №22), для предоставления свидания (встречи, общения) с осужденным адвокат обязан иметь удостоверение адвоката и ордер.
Согласно многолетней практике при временном отсутствии у адвоката удостоверения до его изготовления, адвокат в подтверждение своего правового статуса предъявляет справку, выданную территориальной коллегией адвокатов, и паспорт. В данной справке имеется указание на то, что она выдана, в том числе, для предъявления в местах лишения свободы для дачи юридических консультаций.
Таким образом, адвокат для посещения осужденного должен предоставить удостоверение адвоката и ордер, а при временном отсутствии удостоверения – справку, выданную территориальной коллегией адвокатов, и паспорт.
Требовать договор или паспорт не имеют права
Нигде в законодательстве не закреплена обязанность адвоката предоставить договор об оказании юридической помощи, следовательно, требовать его предъявления для свидания с осужденным администрация органов и учреждений, исполняющих наказание, не имеет права.
Кроме того, в договоре об оказании юридической помощи содержатся сведения, которые, согласно законодательству, являются адвокатской тайной (абз. 4 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь»). Например, исходя из договора можно получить сведения о вопросах, по которым клиент обратился за юридической помощью.
И в случае, если адвокату от должностного лица администрации ИК поступило требование для предоставления свидания с осужденным предъявить договор на оказание юридической помощи, адвокату следует сообщить этому должностному лицу о неправомерности его требования и заявить о необходимости соблюдения законодательства. В силу абз. 8 п. 9 Правил профессиональной этики адвоката, утвержденных постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 06.02.2012 № 39 (далее – Правила профессиональной этики адвоката), в целях поддержания чести и достоинства адвокату следует не допускать любых посягательств на свою профессиональную независимость.
Адвокат также не обязан предъявлять для предоставления свидания с осужденным документ, удостоверяющий личность (паспорт).
В п. 182 Правил №174 предусмотрено, что свидания предоставляются по предъявлении удостоверения адвоката и ордера либо документов, дающих право оказывать юридические услуги, а также документов, удостоверяющих личность.
Исходя из этой нормы для посещения осужденного адвокат представляет:
либо удостоверение адвоката и ордер;
либо документы, дающие право оказывать юридические услуги, а также документы, удостоверяющие личность.
Такое толкование подтверждается нормой п. 15 Инструкции № 22, в силу которой для предоставления свидания с осужденным адвокат обязан иметь удостоверение адвоката и ордер (про паспорт ничего не сказано).
Согласно ст. 58 Конституции Республики Беларусь никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав.
Следовательно, предъявление адвокатом удостоверения адвоката и ордера должно признаваться достаточным для свидания с осужденным.
Также согласно п. 241 Правил №174 гражданам для прохода на территорию учреждения необходим разовый пропуск, выдаваемый на основании документа, удостоверяющего личность. Однако данная норма, и предусмотренная ею процедура для граждан, не может распространяться на адвокатов, так как посещение ИК адвокатами регулируется отлично от граждан. Например, адвокат обязан иметь ордер, а от гражданина предъявление ордера не требуется.
Кроме того, п. 15 Инструкции №22, в котором нет упоминания о документе, удостоверяющем личность, является превалирующим над Правилами №174, так как Инструкция №22 является актом, специально уполномоченным на правовое регулирование поведения адвокатов в исправительных учреждениях (п. 12 ст. 23 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 «О нормативных правовых актах»).
Таким образом, являются неправомерными требования от адвоката для предоставления свидания с осужденным предъявить какие-либо иные документы помимо удостоверения адвоката и ордера.
Помещение должно обеспечивать конфиденциальность беседы
На практике зачастую администрация ИК предоставляет адвокату возможность общаться с подзащитным лишь в том же формате, как происходит краткосрочное свидание граждан с осужденными – то есть через телефонную трубку, когда осужденного и посетителя разделяет стеклянная перегородка, под контролем сотрудников администрации, с возможностью прерывания беседы в зависимости от оценки сотрудником ИК ее содержания. Такое положение вещей неприемлемо и является грубейшим нарушением законных прав как осужденного, так и адвоката.
Согласно абз. 2 п. 7 Инструкции №22 адвокат имеет право на свидание (встречу, общение) с лицом, содержащимся под стражей, осужденным в предназначенных для этих целей помещениях мест содержания под стражей и исправительных учреждений.
На основании п. 3 ст. 6 Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» осужденному при оказании юридической помощи обеспечиваются необходимые условия для встреч и консультаций с адвокатом с соблюдением их полной конфиденциальности.
Данная норма закона обязательна для всех, не имеет каких-либо изъятий, является более высокой по своей юридической силе, чем Правила № 174.
Таким образом, свидания адвоката с осужденным в ИК должны проводиться в предназначенных для этих целей помещениях, присутствие в которых иных лиц недопустимо, равно как недопустимо применение технических приспособлений для контроля содержания беседы (общение через телефонную трубку), иначе невозможна конфиденциальность, которая является одной из гарантий реализации права на юридическую помощь.
В любой момент или только в нерабочее время?
Согласно п. 16 Инструкции №22 свидания (встречи, общения) адвоката с осужденным проводятся во время, установленное правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения.
На основании п. 183 Правил №174 в число свиданий, предусмотренных законодательством, такие свидания не засчитываются, их количество и продолжительность не ограничиваются, однако проводятся они в нерабочее время и лишь в часы от подъема до отбоя.
Однако п. 183 Правил № 174, закрепивший, что свидания с осужденным адвокату предоставляются в нерабочее время и лишь в часы от подъема до отбоя, противоречит ч. 1 ст. 62 Конституции Республики Беларусь, в силу которой лицо вправе пользоваться в любой момент помощью адвокатов.
Как подтверждает ч. 1 п. 1 ст. 23 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» Конституция Республики Беларусь обладает высшей юридической силой.
Соответственно, п. 183 Правил в части того, что свидания с осужденным адвокату предоставляются в нерабочее время и лишь в часы от подъема до отбоя, применению не подлежит, следует руководствоваться ч. 1 ст. 62 Конституции Республики Беларусь, как нормой, имеющей высшую юридическую силу.
Таким образом, свидания с осужденным адвокату должны предоставляться в любое время. Как минимум, в рамках рабочего времени администрации ИК. Иное положение вещей будет нарушать Конституцию.
Продолжительность общения не ограничена
В соответствии с абз. 3 п. 7 Инструкции №22 адвокат имеет право беспрепятственно общаться с лицом, содержащимся под стражей, осужденным без ограничения количества и продолжительности бесед в порядке, предусмотренном правилами внутреннего распорядка мест содержания под стражей и исправительных учреждений.
В то же время п. 183 Правил устанавливает, что такие свидания проводятся в нерабочее время и лишь в часы от подъема до отбоя.
Следовательно, имеется противоречие, а именно, с одной стороны, закреплено, что продолжительность свиданий не ограничивается, но одновременно установлено, что свидания ограничены конкретным временным периодом – нерабочим временем и часами от подъема до отбоя.
Однако, как уже отмечалось выше, п. 183 Правил №174, в части предоставления свиданий лишь в нерабочее время и лишь в часы от подъема до отбоя, противоречит ч. 1 ст. 62 Конституции Республики Беларусь, в силу которой лицо вправе пользоваться в любой момент помощью адвокатов. Поэтому п. 183 Правил №174 в части ограничения свиданий только нерабочим временем и часами от подъема до отбоя не применим.
Однако несмотря на то, что свидания адвоката с осужденным не ограничиваются по количеству и продолжительности, полагаем, справедливым будет вариант компромисса между правом осужденных на юридическую помощь и соблюдением режима рабочего времени администрации ИК. Поэтому в часы от отбоя до подъема свидания адвоката с осужденным должны проводиться только в исключительных случаях – например, при наличии подозрений об угрозе жизни и здоровью осужденного. В остальном же в течение рабочего дня свидания осужденного с адвокатом ограничиваться не могут.
Крайне важно обеспечить соблюдение указанных правовых гарантий осужденного и профессиональных прав адвоката сотрудниками ИК, поскольку это будет способствовать формированию правопорядка, основанного на уважении гарантированных Конституцией прав и свобод, и соответствовать принципам правового государства.

Проблемы в работе адвоката в местах лишения свободы начинаются еще до того, как доверитель добрался до места отбывания наказания, поскольку название исправительного учреждения и его местонахождение сообщаются только по прибытии осужденного. В данном случае адвокат лишен возможности оказывать юридическую помощь доверителю во время его этапирования в пенитенциарное учреждение, что зачастую бывает необходимо, поскольку транспортировка может продолжаться длительный период и в так называемых «пересыльных» СИЗО к доверителю может применяться, например, физическая сила.

Если говорить об основных проблемах, с которыми сталкивается адвокат, работая в местах лишения свободы, то одной из них является непредоставление доступа к осужденному. В частности, к последнему невозможно попасть в выходные и праздничные дни. В некоторых случаях длительные праздничные каникулы – как, например, новогодние или майские праздники, – могут вызывать серьезные опасения за жизнь и здоровье доверителя. Например, в широко известном деле о пытках в колониях Ярославской области мы столкнулись с этой проблемой.

Так, мои доверители Евгений Макаров, Руслан Вахапов и Иван Непомнящих отбывали наказание в одном из исправительных учреждений Ярославской области. Поскольку на протяжении длительного времени к ним применялись различные формы насилия – от психологического до физического (в частности, Евгений Макаров был избит в очередной раз в начале декабря 2017 г., и этот случай, как и другие, был предан огласке), возникали опасения за его состояние на время новогодних праздников, когда доступ в исправительное учреждение закрыт.

В данном случае проблема была решена при помощи коммуникации с уполномоченным по правам человека в Ярославской области, который откликнулся на мою просьбу и осуществил выезд к осужденным для того, чтобы проверить их состояние. Но такое сотрудничество возможно далеко не в каждом регионе.

Неоднократно по тому же ярославскому делу меня не пускали к доверителям длительное время – от нескольких часов до двух суток. Приходилось использовать такие средства, как обращение во ФСИН России, региональное УФСИН, в Прокуратуру по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, к Уполномоченному по правам человека в РФ Татьяне Москальковой.

Причины недопуска назывались разные – мероприятия, проводимые в колонии, проверки, карантин, якобы отказ осужденного от встречи с адвокатом, невозможность обеспечения встречи по медицинским показаниям (в данном случае речь идет об отказе во встрече с Евгением Макаровым после избиения в июне 2017 г., видео которого спустя год было опубликовано в «Новой газете»). Сотрудник колонии, находящийся в настоящее время под домашним арестом в связи с этим делом, после многих часов ожидания допуска и использования всех возможных способов для того, чтобы попасть на встречу с доверителем, вплоть до звонка в областную прокуратуру, вышел ко мне и сообщил, что встреча не состоится по медицинским показаниям. При этом никаких справок и подтверждений представлено не было. Только после личного вмешательства Татьяны Москальковой начальник колонии, который также находится сейчас под домашним арестом в связи с данным делом, лично гарантировал мне встречу с Макаровым, и я смогла зафиксировать следы примененных к нему пыток.

Хотелось бы обратить внимание и на такую проблему, как предъявление администрацией пенитенциарного учреждения на встречу с адвокатом не того осужденного, которого вызывает защитник.

Например, родственники осужденного заключают соглашение с адвокатом, чтобы навестить заключенного в колонии, удостовериться, что с ним все в порядке и т.д. Защитник приезжает в колонию, а ему приводят на встречу другого осужденного – как правило, это лицо, сотрудничающее с администрацией исправительного учреждения, но под именем того, кого адвокат вызывал. Тот уверяет адвоката, что все в порядке, никаких претензий к администрации учреждения у него нет. А в это время реальный осужденный находится в штрафном изоляторе после незаконного применения к нему физической силы.

После нескольких подобных случаев мы с коллегами, работающими в области защиты прав заключенных, выработали следующую позицию. Перед посещением осужденного выясняем у родственников всю необходимую информацию: имена родных, какие-то детали, которые не могут знать сотрудники учреждения, берем фотографии, спрашиваем «контрольные слова или вопросы», по которым осужденный поймет, кто именно пригласил адвоката, а тот – что перед ним именно тот человек, с которым он должен встретиться.

В качестве препятствий в допуске к осужденному можно привести и другие причины. Например, требование представить ордер на каждое посещение, несмотря на то что в личном деле осужденного имеются сведения о защитнике; отсутствие в исправительном учреждении лица, уполномоченного принимать и подписывать документы на доступ в режимную зону; селекторные совещания руководства или его отъезд в УФСИН.

К сожалению, это далеко не единственные сложности, с которыми сталкивается защитник в пенитенциарных учреждениях. В разных регионах проблемы с доступом также различаются – все зависит от ситуации на местах, в региональных управлениях ФСИН, от руководства исправительного учреждения. Совершенно точно можно сказать одно: если адвокат приехал к так называемому «проблемному» для администрации пенитенциарного учреждения осужденному, то препятствия в допуске адвоката будут всегда: будь то длительное ожидание или немотивированный отказ во встрече либо обеспечение встречи не наедине и конфиденциально, а через телефон в комнате для краткосрочных свиданий, разговоры по которому всегда осуществляются под запись.

На мой взгляд, в решении указанных проблем может принять активное участие руководство адвокатских палат. Для этого необходимо для начала обозначить эти проблемы по регионам, поскольку там различная практика. Затем следует выделить системные проблемы, обсудить возможные способы их решения. Очевидно, что такие проблемы, как, например, невозможность попасть в СИЗО или колонию к доверителю из-за очередей и нехватки кабинетов, необходимо, на мой взгляд, решать в первую очередь, поскольку тем самым нарушается право на защиту.

Одним из возможных механизмов решения проблем доступа адвокатов в исправительные учреждения – и, как следствие, нарушения прав адвокатов на осуществление профессиональной деятельности, – может стать активная позиция комиссий по защите прав адвокатов. Но в некоторых регионах такой комиссии просто нет, а в ряде других о ее существовании не знают сами адвокаты. Кроме того, отсутствие понимания у адвокатов того, какие функции выполняет комиссия, какими полномочиями она наделена и, самое главное, какие результаты принесет обращение в комиссию, – одно из главных препятствий в обращении адвокатов за защитой их профессиональных прав.

Помимо этого решению проблемы может способствовать активная позиция самого адвоката. Неоднократно я становилась свидетелем того, как защитник приезжал в колонию для встречи с осужденным, разворачивался и уезжал просто потому, что ему говорили, что встреча не состоится – без объяснения причин. Или когда адвокат не предпринимал никаких действий по защите прав своего доверителя, опасаясь препятствий в работе со стороны администрации исправительного учреждения, у которой, как правило, имеются связи во всех надзорных органах региона. Также довольно часто встречается молчаливое согласие и исполнение порой совершенно абсурдных требований руководства колонии. Поэтому нередко для осужденных, занимающих активную позицию по защите своих прав, родственники приглашают адвоката из другого региона.

Подобная позиция защитников дает администрации исправительных учреждений повод полагать, что ее действия, нарушающие права адвокатов, законны, а если и незаконны, то никакой ответной реакции не последует. Приходится совершать много усилий для того, чтобы разрушить такое понимание и заставить администрацию колонии соблюдать закон.

В заключение хотелось бы отметить, что многих указанных проблем можно было бы если не избежать, то довольно быстро решить, если бы сами адвокаты занимали активную позицию по недопущению нарушения их прав – без опасений, что в регионе, где они работают, могут быть созданы условия, препятствующие осуществлению профессиональной деятельности защитников.

Директор ФСИН России разъяснил, как соблюдаются права подследственных на свидания с адвокатами

04 Мая 2018

Директор Федеральной службы исполнения наказания России Геннадий Корниенко разъяснил Совету по Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, как обеспечиваются права находящихся в местах принудительного содержания граждан на свидания со своими защитниками.

Уголовно-исполнительный кодекс (далее — УИК Российской Федерации) закрепляет право осужденных получать юридическую помощь не только от адвокатов, но и от иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи (часть 8 статьи 12 УИК Российской Федерации).

В соответствии с частью 4 статьи 89 УИК Российской Федерации для получения юридической помощи осужденным предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов. По заявлению осужденного свидания с адвокатом предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания.

При этом круг иных лиц, подпадающих под используемое законодателем понятие «иные лица, имеющие право на оказание юридической помощи», УИК Российской Федерации не установлен, требования к таким лицам в законодательстве Российской Федерации нормативно не закреплены.

Вместе с тем законом не предусмотрен бесконтрольный допуск к оказанию юридической помощи всех желающих или желаемых самим осужденным лиц, иное противоречило бы требованиям части 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, а также в предусмотренных законом случаях оказание юридической помощи бесплатно.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26.12.2003 № 20-П, законодатель, предусматривая предоставление свиданий осужденным к лишению свободы, различает, с одной стороны, свидания, которые предоставляются им в целях сохранения социально полезных связей с родственниками и иными лицами, и с другой — свидания с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, в целях реализации осужденными конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи, устанавливая различные условия и порядок реализации данного права в зависимости от вида свидания.

Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» установлено, что статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные названным Федеральным законом.

Кроме того, на основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи» все виды бесплатной юридической помощи, предусмотренные статьей 6 названного Федерального закона, могут оказывать лица, имеющие высшее юридическое образование, если иное не предусмотрено федеральными законами.

При этом законодательством Российской Федерации не установлено ограничений на оказание юридической помощи осужденным представителями правозащитных организаций при условии их соответствия указанному квалификационному требованию.

Одновременно информирую, что ранее ФСИН России был разработан и направлен в Минюст России проект федерального закона «О внесении изменений в статью 89 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», которым предлагалось внести изменения, в том числе в часть 4 статьи 89 УИК Российской Федерации в части ограничения круга лиц, имеющих право на оказание юридической помощи (адвокаты, лица, оказывающие бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», и лица, имеющие полномочия представителя (защитника) осужденного в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Минюстом России дальнейшая работа по законопроекту прекращена.

В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России полномочиями по нормативно-правовому регулированию, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, и официальному толкованию федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Минюста России не наделена.

22 августа 2019 года юристы Саратовского регионального общественного фонда поддержки гражданских инициатив «Общество и право» посетили семь исправительных учреждений региона.

В рамках проекта «Доступность правозащиты и правовое просвещение граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию» юристы фонда оказывают бесплатную юридическую помощь лицам, находящимся в местах лишения свободы. Проект реализуется при поддержке и участии УФСИН России по Саратовской области.

«В рамках нашего проекта мы оказываем бесплатную юридическую помощь осужденным по вопросам трудового и семейного права, пенсионного обеспечения, правам наследования и многим другим вопросам гражданского законодательства. Надеемся, что наша работа будет способствовать решению существующих проблем людей, а также их успешной ресоциализации», — отметила руководитель проекта Елена Царенкова. — «Другим, не менее важным вопросом, является обеспечение правовой защищенности семей осужденных, в досудебном и судебном порядках. Юристы фонда готовы оказать им бесплатную юридическую помощь по вопросам гражданского права».

Во время выезда в исправительные учреждения Саратовской области было проконсультировано 40 человек. Большинство проблем касались вопросов наследования имущества, пенсионного обеспечения и оформления социальных льгот.

Запланировано, что посещение исправительных учреждений Саратовской области будет проходить на регулярной основе по заранее составленному графику.

Юристы Фонда «Общество и право» оказывают бесплатную юридическую помощь в Саратове и 5 муниципальных районах Саратовской области. Для получения бесплатной юридической помощи необходимо заранее записаться на приём. График приёма и контакты юристов размещены на Интернет-сайте Фонда «Общество и право» в разделе «Бесплатная юридическая помощь».

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов на развитие гражданского общества.

Оказание юридической помощи лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 48) каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В большей степени потребность в такой помощи существует в пенитенциарных учреждениях. Особая значимость юридической помощи лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, вызвана рядом факторов таких, как: изоляция от общества, ограничивающая доступ к правовой информации, недостаточный уровень развития правового сознания и правовой культуры осужденных, не позволяющий им использовать правовые средства для реализации своих прав. При этом наличие специального правового статуса указанных лиц не предполагает ограничений в средствах защиты их прав, свобод и законных интересов.

Право осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся под стражей, на юридическую помощь закреплено в Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, Приказе Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» и иных нормативных правовых актах.

Конституционные положения о праве на получение квалифицированной юридической помощи осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы, конкретизированы в части 8 статьи 12, части 4 статьи 89 УИК РФ, согласно которым для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи. При этом встречи с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, не входят в число свиданий, определяемых УИК РФ, поэтому они предоставляются без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов по заявлению осужденного. Свидания с адвокатом предоставляются наедине вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания. Необходимо отметить, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 01.04.2004 № 77-О «По ходатайству Министра юстиции Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26.12.2003 по делу о проверке конституционности отдельных положений частей первой и второй статьи 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» установленный частью 4 статьи 89 УИК РФ порядок предоставления осужденному свиданий с адвокатом носит уведомительный, а не разрешительный характер, в связи с чем администрация учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, не вправе отказать в удовлетворении заявления осужденного о свидании с приглашенным им адвокатом. При этом приведенные принципиальные положения имеют общий характер, относятся в равной мере ко всем осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, в том числе и к тем, к которым применены меры дисциплинарного взыскания.

Согласно п. 31 Административного регламента предоставления государственной услуги по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей, утвержденного Приказом Минюста России от 29.06.2012 № 125, переписка осужденных с защитником или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, если администрация учреждений уголовно-исполнительной системы располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц.

На практике существует определенное мнение, что правовая помощь — это помощь только адвокатов. Действительно, адвокатская деятельность является основным средством обеспечения гарантируемого Конституцией Российской Федерации права на получение квалифицированной юридической помощи. Однако юридическая помощь адвоката относится к числу наиболее дорогих услуг, в особенности по уголовным делам, а также по делам лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, при этом возможность осужденных в получении юридической помощи от адвокатов существенно снижается. Вместе с тем согласно положениям УИК РФ для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами не только адвокатов, но и иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи. При этом законодательством не конкретизировано, какие именно субъекты, кроме адвокатов, имеют право на оказание юридической помощи осужденным, находящимся в местах лишения свободы.

В соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» по прибытии на свидание адвокат должен представить ордер юридической консультации на оказание юридической помощи осужденному, подтверждающий его полномочия на представление интересов осужденного, и предъявить документ, удостоверяющий его (адвоката) личность. Порядок допуска в исправительное учреждение иных лиц, прибывших для оказания юридической помощи осужденным, специальными нормами не конкретизирован.

Конституционное право на получение юридической помощи нельзя понимать в узком смысле и связывать его реализацию с возможностью отстаивания своих интересов только в рамках уголовного процесса. С учетом особенностей статуса осужденного право на квалифицированную юридическую помощь гарантируется ему для защиты и его права, и от незаконных действий и решений органов и учреждений, исполняющих наказание.

Не случайно в последнее время большое значение приобретает деятельность общественных наблюдательных комиссий по контролю за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания (далее — ОНК), правовые основы участия которых в вопросах контроля за обеспечением прав граждан, содержащихся в местах лишения свободы, в том числе создания условий для их адаптации в жизни общества в последующем, определяются Федеральными законами от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации», от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

Основными задачами ОНК обозначены следующие: осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в котором образована комиссия; подготовка решений в форме заключений, предложений и обращений по результатам осуществления общественного контроля; содействие сотрудничеству общественных объединений, социально ориентированных некоммерческих организаций, администраций мест принудительного содержания, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих в пределах территории субъекта Российской Федерации полномочия по обеспечению законных прав и свобод, а также условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания.

К формам контроля наряду с прочими отнесены: посещение мест принудительного содержания; рассмотрение предложений, заявлений и жалоб лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав находящихся в местах принудительного содержания; подготовка по результатам контроля рекомендательных решений в формах заключений, предложений и обращений; направление собранных материалов компетентным государственным органам или их должностным лицам; взаимодействие с компетентными и заинтересованными субъектами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *