Закон 402 ФЗ

Закон 402 ФЗ

Статья 18 402 ФЗ о бухучете

Обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка Российской Федерации, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации.

Примечание:Как, куда сдавать годовую отчетность: баланс, отчет о прибылях и убытках 2013 2014
Дана информация по срокам сдачи бухгалтерской отчетности за 2013, 2014 год. А также места их представления.

2. Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

3. Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторскими заключениями составляют государственный информационный ресурс. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к указанному государственному информационному ресурсу, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен, а также случаев и лиц, установленных Правительством Российской Федерации.

4. Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторским заключением, а также правила пользования (включая плату за пользование, если иное не предусмотрено другими федеральными законами) государственным информационным ресурсом, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной статистической деятельности.

Федеральный закон от 6.12.2011 г. № 402-ФЗ о бухгалтерском учете

Федеральный закон от6 декабря 2011 г.

ст 18 Закон 402-ФЗ о Бухгалтерском учете 2018

N 402-ФЗ
 

Обухгалтерском учете

Принят Государственной Думой 22 ноября 2011 года
Одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года

Глава1. Общие положения

Статья 1. Цели и предмет настоящего Федерального закона

1. Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

2. Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на следующих лиц (далее — экономические субъекты):

1) коммерческие и некоммерческие организации;

2) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) Центральный банк РФ;

4) индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее — лица, занимающиеся частной практикой);

5) находящиеся на территории РФ филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

2. Настоящий Федеральный закон применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности.

3. Настоящий Федеральный закон применяется при ведении доверительным управляющим бухгалтерского учета переданного ему в доверительное управление имущества и связанных с ним объектов бухгалтерского учета, а также при ведении, в том числе одним из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц, бухгалтерского учета общего имущества товарищей и связанных с ним объектов бухгалтерского учета.

4. Настоящий Федеральный закон применяется при ведении бухгалтерского учета в процессе выполнения соглашения о разделе продукции, если иное не установлено Федеральным законом от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

5. Настоящий Федеральный закон не применяется при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчетности для внутренних целей, отчетности, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, а также отчетности для иных целей, если законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним правилами составления такой отчетности не предусматривается применение настоящего Федерального закона.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) бухгалтерская (финансовая) отчетность — информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом;

2) уполномоченный федеральный орган — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

3) стандарт бухгалтерского учета — документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета;

4) международный стандарт — стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта;

5) план счетов бухгалтерского учета — систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета;

6) отчетный период — период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность;

7) руководитель экономического субъекта — лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа;

8) факт хозяйственной жизни — сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств;

9) организации государственного сектора — государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

Статья 4. Законодательство РФ о бухгалтерском учете

Законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

Главная — Статьи

Комментарий к статье 18 Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете»: Обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности

Комментарий к п. 1 ст. 18

Статья 18 нового Закона о бухгалтерском учете заменила (по совокупности содержащихся в ней норм, регулирующих порядок представления бухгалтерской отчетности) ст. 15 «Адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности» прежнего Закона о БУ. При этом состав требований весьма существенно изменился.
Отсутствие в тексте нового Закона о бухгалтерском учете статьи об адресах и сроках представления бухгалтерской отчетности позволило некоторым экспертам в области бухгалтерского учета и права сделать вывод о возникшей правовой коллизии между требованиями законодательства о бухгалтерском учете и налогового законодательства, а также о том, что в связи со вступлением нового Закона о бухгалтерском учете в силу представление бухгалтерской отчетности в налоговые органы будет необязательным (либо необходимы внесения в ст. 23 НК РФ).

На самом деле реального противоречия норм нового Закона о бухгалтерском учете нормам налогового законодательства нет, как нет и существенной разницы между требованиями нового Закона о бухгалтерском учете и прежнего Закона о БУ.

Пункт 1 ст. 15 прежнего Закона о БУ обязывал организации (за исключением бюджетных, казенных учреждений) представлять годовую бухгалтерскую отчетность только территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации (и, разумеется, собственным заинтересованным пользователям). В отношении обязанности по представлению отчетности другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям существовала отсылочная норма — к законодательству РФ.

Подпункт 5 п. 1 ст. 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций, представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.
Таким образом, бухгалтерская отчетность в налоговые органы будет представляться по-прежнему в том объеме и в те сроки, которые установлены для представления обязательного экземпляра отчетности в органы государственной статистики. А то обстоятельство, что в тексте ст. 23 НК РФ номер и дата принятия Закона о бухгалтерском учете не указаны, исключает необходимость внесения изменений в налоговое законодательство и в части уточнения реквизитов законодательного акта.

Комментарий к п. 2 ст.

Защита документов

18

В п. 2 ст. 18 комментируемого Закона установлен срок представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности в орган государственной статистики и иным пользователям бухгалтерской отчетности. Отличия от нормы п. 2 ст. 15 прежнего Закона о БУ нельзя назвать существенными, тем не менее они есть. Ранее действовала норма, в соответствии с которой организации (за исключением бюджетных, казенных учреждений и общественных организаций) были обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, во-первых, не установлены сроки для представления промежуточной отчетности. Вероятно, это обусловлено тем, что комплект промежуточной отчетности не подпадает под определение обязательного экземпляра.

Во-вторых, уточнено, что отчетность представляется не позднее трех месяцев (а не 90 дней) после окончания отчетного периода (а не отчетного (календарного) года). Из этого следует, что в високосный год последним сроком представления годовой отчетности (организациями, продолжавшими деятельность по состоянию на 31 декабря) теперь также является 31 марта. Кроме того, однозначно урегулирован вопрос со сроками представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности в случае ликвидации или реорганизации экономического субъекта. В указанных случаях также будет действовать правило «трех месяцев». Например, если организация ликвидирована 15 декабря, то последним сроком представления обязательного экземпляра отчетности для нее будет 14 марта следующего года.

Комментарий к п. п. 3 и 4 ст. 18

Нормы, закрепленные в п. п. 3 и 4 ст. 18 комментируемого Закона, являются принципиально новыми для системы регулирования бухгалтерского учета и доступа к бухгалтерской информации. Ранее мы уже обращали внимание на то, что отдельными положениями нового Закона о бухгалтерском учете резко сужена сфера применения режима коммерческой тайны в отношении к бухгалтерской информации. Создание информационного ресурса при Росстате, по-видимому, является развитием и логическим продолжением обозначившейся тенденции.

В настоящее время создается единая межведомственная информационно-статистическая система, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.05.2010 N 367.

Пунктом 4 названного Положения установлено, что доступ к официальной статистической информации, включенной в состав статистических ресурсов, входящих в межведомственную систему, осуществляется на безвозмездной и недискриминационной основе. Из нормы п. 4 ст. 18 нового Закона о бухгалтерском учете следует, что в общем случае пользование государственным информационным ресурсом, объединяющим данные бухгалтерской отчетности экономических субъектов, будет платным. Из этого можно сделать вывод, что указанный государственный информационный ресурс будет формироваться и функционировать вне рамок названной единой межведомственной информационно-статистической системы.

Положением о Федеральной службе государственной статистики, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420, в состав полномочий Росстата, в частности, включено:

  • обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории РФ;
  • обеспечение пользователей официальной статистической и иной информацией в установленном порядке и на основе договоров об оказании информационных услуг;
  • выполнение функции администратора доходов федерального бюджета от оказания информационных услуг.

Таким образом, с высокой степенью вероятности можно предположить, что соответствующая нормативная база (по оказанию государственной услуги в виде пользования данными бухгалтерской отчетности, размеры и порядок взимания платы за услуги и т.п.) будет разрабатываться Федеральной службой государственной статистики.

В настоящее время соответствующие документы не разработаны и не приняты. На официальном сайте Росстата размещена конкурсная документация на выполнение технологической работы по теме «Разработка программного обеспечения оказания государственной услуги «предоставление данных бухгалтерской отчетности по запросам пользователей с портала государственных услуг».

К оглавлению: Комментарий к Закону № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете»

Статья 9. Первичные учетные документы

1. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О бухгалтерском учете»

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

3. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

4. Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

5. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

6. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.

7. В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

8. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета.

Ошибка 404

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *