Закон о федеральном резерве
Центральная банковская система США, созданная согласно закону о федеральной резервной системе от 23 декабря 1913 г.
Со временем ФРС превратилась в одну из наиболее мощных банковских систем мира.
Целями образования ФРС были: создание здорового экономического климата в стране, поддержка и контроль за деятельностью банков.
По структуре ФРС представляет собой сложный организм.
Решающую роль в нем выполняют 3 основных звена:
- Совет управляющих ФРС (в Вашингтоне);
- федеральные резервные банки;
- банки — члены ФРС.
В ФРС входят 12 федеральных резервных банков, являющихся центральными для округов, на территории которых они расположены.
Помимо этого, банками-членами ФРС являются около 6 тыс. коммерческих банков (из примерно 12 тыс.).
В настоящее время наблюдается тенденция к большей централизации ФРС.
Банки-члены ФРС — наиболее крупные частные коммерческие банки, на долю которых приходится свыше 70% всех депозитов кредитной системы США.
Они являются акционерами федеральных резервных банков и получают на свой акционерный пай 6%-ный дивиденд.
Помимо этого, банки-члены ФРС становятся клиентами одного из федеральных резервных банков и пользуются его услугами, в т. ч. и в получении необходимых денежных сумм путем займа или учета коммерческих бумаг.
Причем, если возможность получения ссуды в коммерческом банке ограничена ресурсами этого банка, то при обращении банка — члена ФРС в федеральный резервный банк такого ограничения фактически нет, поскольку этот банк может в активных операциях рассчитывать на ресурсы всей ФРС.
Банки же, которые не являются членами системы, для пополнения кассы прибегают к услугам своих корреспондентов, банков — членов ФРС.
Для выполнения своей главной задачи — способствовать поддержанию благоприятных экономических условий в стране ФРС обладает рядом средств воздействия на состояние банковского кредита и денежного обращения.
Объектом непосредственного воздействия всего комплекса средств ФРС служат банковские резервы.
Федеральные резервные банки выступают держателями депозитов банков-членов ФРС.
Эти депозиты — основная часть всех определенных законом резервов банков — членов ФРС.
Увеличение или сокращение резервов, обусловленное использованием ФРС того или иного метода денежно-кредитного регулирования, оказывает либо стимулирующее, либо сдерживающее воздействие на экономические процессы; проводится политика кредитной экспансии или политика кредитной рестрикции.
ФРС независима в финансовом отношении, имеет собственный бюджет и финансирует свою деятельность за счет доходов от операций и прибыли от эмиссии денег.
Право «чеканить монету» и регулировать ее стоимость, которое согласно Конституции принадлежит Конгрессу, было передано ФРС, а точнее, Федеральному комитету по операциям на открытом рынке.
Этот комитет был учрежден в 1936 г. при Совете управляющих.
Со временем он превратился по существу в основной оперативный орган ФРС.
После покрытия, своих расходов и выплаты дивидендов, банкам — членам ФРС ежегодно передает в государственную казну от 15 до 20 млрд долл.
Независимость ФРС выражается и в том, что Президент США не имеет права отдать ФРС какой-либо приказ или сместить ее управляющих.
По закону каждый банк-член ФРС должен определенную долю привлеченных средств держать в форме бездоходных резервов (часть — в виде наличных денег, а часть — в виде депозита в федеральном резервном банке своего округа).
Банки-не члены ФРС тоже должны держать резервы (кроме штата Иллинойс), но, во-первых, нормы резервов в разных штатах разные в соответствии с местным законодательством; во-вторых, этим банкам резервы нередко разрешается держать в формах, приносящих доходы (срочные вклады в других банках, вложения в некоторые виды краткосрочных государственных ценных бумаг и т. д.).
Поэтому нередко банки штатов либо не желают вступать в ФРС, либо выходят из нее.
Последнее свидетельствует о том, что в США нет единой государственной политики регулирования банковской деятельности.
Комментируя информацию некоторых средств массовой информации, касательно доведения к сведению банков Порядка резервирования средств по сформированным резервам по кредитным операциям в иностранной валюте с заемщиками, у которых нет документально подтвержденных ожидаемых поступлений валютной выручки, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 11.03.2013 № 82, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 29.03.2013 за № 519/23051 (далее — Порядок № 82), Национальный банк Украины отмечает, что такой порядок действует с 2008 года и никоим образом не изменяет процедуры резервирования средств.
Порядок № 82 принято на замену Порядка резервирования средств по сформированным резервам по кредитным операциям в иностранной валюте с заемщиками, у которых нет источников поступления валютной выручки, одобренного постановлением Правления Национального банка Украины от 29.12.2008 № 473 (далее — Порядок № 473). Разработка Порядка № 82 связана с введением нового порядка расчета резервов по кредитным операциям, в соответствии с требованиями Положения о порядке формирования и использования банками Украины резервов для возмещения возможных потерь по активным банковским операциям, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 25.01.2012 № 23.
Согласно Порядка № 473, действовавшего на протяжении почти последних пяти лет, банки осуществляли резервирования средств в валютах 1-й группы Классификатора иностранных валют и банковских металлов и эта норма никоим образом не изменилась. Следовательно, никаких дополнительных валютно-обменных операций с целью выполнения положений нового Порядка банкам осуществлять не нужно.