Закон о санитарных правонарушениях

Закон о санитарных правонарушениях

не действует Редакция от 30.03.1999 Подробная информация

Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.03.99 N 52-ФЗ «О САНИТАРНО — ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ»
Вид документа закон
Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
Номер документа 52-ФЗ
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 30.03.1999
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»,
  • «Российская газета», N 64-65, 06.04.99,
  • «Собрание законодательства РФ», 05.04.99, N 14, ст. 1650,
Навигатор Примечания

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.03.99 N 52-ФЗ «О САНИТАРНО — ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ»

Статья 55. Ответственность за нарушение санитарного законодательства

1. За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

2. Административная ответственность устанавливается за следующие нарушения санитарного законодательства:

1) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта —

влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда и на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда;

2) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, продукции производственно-технического назначения, химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям, новым технологиям производства —

влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;

3) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека, почвам, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений —

влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;

4) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда, воспитания и обучения, работы с источниками физических факторов воздействия на человека, работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами —

влечет предупреждение или наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;

5) невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий —

влечет предупреждение или наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

3. Административные взыскания за нарушение санитарного законодательства налагаются постановлениями должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 51 настоящего Федерального закона.

4. Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.

5. Дисциплинарная и уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства устанавливается законодательством Российской Федерации.

Разбираемся, когда нельзя шуметь, какие штрафы планируют ввести и какие меры примут против нарушителей тишины Фото: YAY/TASS

В России может появиться федеральный закон о тишине, который будет действовать во всех регионах. Соответствующие поправки в КоАП и Жилищный кодекс, которые ужесточают наказание для шумных соседей, разработали депутаты Госдумы. В 2020 году законопроект был внесен на рассмотрение.

Стоит отметить, что сейчас нет единого федерального закона о тишине. Вопросы тишины и соблюдения условий для комфортного проживания граждан регулируются на уровне субъектов Федерации, что логично, поскольку территориальные региональные особенности, в том числе связанные с условиями и компактностью проживания, все-таки ближе к местному ведению, чем к федеральному, отмечает партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко.

Рассказываем, за что могут сейчас наказать, что такое шум согласно юридическим нормам и как бороться с шумными соседями.

  • Новый закон о тишине
  • Что такое шум
  • Закон о тишине в Москве
  • Закон о тишине в Московской области
  • Закон о тишине в Санкт-Петербурге
  • Закон о тишине в регионах
  • Куда жаловаться на шумных соседей

Новый закон о тишине

По действующему законодательству, закон о тишине принимается в каждом регионе самостоятельно. Субъекты сами устанавливают рамки ночного времени и периоды для проведения ремонтных и других шумных работ. Поэтому было инициировано обсуждение федерального закона, который станет действовать по всей стране.

Поправки в Закон о тишине внесены в Госдуму (Фото: Friso Gentsch/dpa/picture-alliance/ТАСС)

Предлагается выписывать штрафы шумным жильцам и юридическим лицам за систематическое нарушение тишины — то есть более двух раз в месяц. Собственники помещений также будут нести ответственность за арендаторов. Законопроект внесен в Госдуму в весеннюю сессию.

Документ запрещает шуметь в жилых домах с 23:00 до 07:00. За нарушение порядка, согласно нововведениям, физические лица заплатят штраф в размере от 5 тыс. до 50 тыс. руб., а юридическим лицам шум в ночное время обойдется от 50 тыс. до 150 тыс. руб. Кафе или другие заведения при несоблюдении правил предложено закрывать на 90 дней.

Штраф за нарушение тишины для физлиц составит от 5 тыс. до 50 тыс. руб. (Фото: Sal Burciaga/ТАСС)

Что такое шум

С юридической точки зрения под шумом понимают любые звуки, которые превышают максимально допустимый уровень. В дневное время он равен 55 дБА, а в ночное — 45 дБА (разд. VI СанПиН 2.1.2.2645-10).

Если говорить просто, то шум в 45 дБА — это средняя громкость человеческой речи. Шум примерно такого уровня создает течение воды из крана, ровный негромкий гул автомобиля, шум работающего советского холодильника или стиральной машинки. Например, крик человека, звук проезжающего мотоцикла с глушителем составляет уже 80 дБА и относится к очень шумным. К крайне шумным звукам (100 дБА) можно отнести оркестр, раскаты грома, визг работающей бензопилы. Нужно понимать, что даже если уровень шума высокий, то по мере удаления от источника, при наличии стен, шумоизоляции и т. д. он будет уменьшаться.

В дневное время шум не должен превышать 55 дБА, а в ночное — 45 дБА (Фото: Thomas Eisenhuth/DPA/TASS)

На что не распространяется закон о тишине

Законы о тишине, как федеральный, так и региональные, не распространяются на некоторые действия. Так, исключением из правил становится шум от действий, направленных на предотвращение правонарушений, ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, действий, совершаемых при отправлении религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий и т. д. Плач ребенка, звук текущей воды или шагов под понятие «шум» не подпадают.

Также стоит отметить, что закон не распространяется на новостройки в течение первых полутора лет после официальной сдачи дома: в них можно проводить любые шумные работы в течение суток, но не в ночное время.

Закон о тишине в Москве

Сегодня в Москве шум регулируется законом Москвы от 12.07.2002 № 42 «О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве», Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (п. 3 ст. 23), постановлением правительства РФ от 21.01.2006 № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» (п. 6 Правил) и Жилищным кодексом (ч. 4 ст. 17 и ч. 4 ст. 30). Согласно этим документам, в столице нельзя шуметь с 23:00 до 07:00, а проводить ремонт — с 19:00 до 09:00 и в выходные (воскресенье) и праздничные дни.
Для нарушителей предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 13.3 КоАП г. Москвы и ст. 6.3,6.4. КоАП РФ. Размер штрафов для граждан составляет от 1 тыс. до 2 тыс. руб., для должностных лиц — от 4 тыс. до 8 тыс. руб., а для юрлиц — от 40 тыс. до 80 тыс. руб. Таким образом, нарушение тишины и покоя граждан в определенное время в отдельных регионах (в том числе в столице) является административным правонарушением.

Нарушение тишины является административным правонарушением (Фото: Yay/ТАСС)

Закон о тишине в Московской области

В Московской области с 2014 года вопросы обеспечения тишины регулирует закон «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Московской области», который применяется не только к квартирам, но и к территориям ведения гражданами садоводства и огородничества. Согласно ему, на данных территориях не допускается использование звуковоспроизводящих устройств и устройств звукоусиления, влекущих нарушение тишины и покоя граждан, в период с 21:00 до 08:00, а также с 13:00 до 15:00 в рабочие дни, с 22:00 до 10:00, а также с 13:00 до 15:00 в выходные дни. Также не допускаются крики, свист, пение, игра на музыкальных инструментах, проведение земляных, строительных, разгрузочно-погрузочных и иных видов работ с применением механических средств и технических устройств в период с 21:00 до 08:00 в рабочие дни и с 22:00 до 10:00 в выходные дни.

За нарушение этих правил наступает административная ответственность, предусмотренная Кодексом об административных правонарушениях Московской области, а именно по ст. 3.1. («Нарушение тишины и покоя граждан») в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб.; на должностных лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на юридических лиц — от 20 тыс. до 50 тыс. руб.

Если административное правонарушение совершается в Московской области во второй раз в течение года, то административная ответственность увеличивается на граждан в размере 4 тыс. руб.; на должностных лиц — от 25 тыс. до 30 тыс. руб.; на юридических лиц — от 60 тыс. до 80 тыс. руб. Совершение административного правонарушения в третий и последующие разы в течение года влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5 тыс. руб.; на должностных лиц — 50 тыс. руб.; на юридических лиц — от 100 тыс. до 150 тыс. руб.

Закон о тишине в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге до недавнего времени действовал закон «Об административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время на территории Санкт-Петербурга», который впоследствии был отменен, а его нормы вошли в закон «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».

Согласно закону, шуметь нельзя с 22 часов вечера до 8 часов утра. В ст. 8 закона Санкт-Петербурга № 273-70 приведен перечень действий, которые запрещено производить ночью: включать телевизоры, радио, магнитофоны, иную технику, звукоусилители (как в МКД, так и на транспорте, в местах торговли, общепита, оказания услуг населению и т. д.); кричать, свистеть, стучать, двигать мебель, петь, играть на музыкальных инструментах и т. д.; запускать фейерверки, петарды и другое (исключением является только Новый год, а точнее — время с 23 часов 31 декабря до 4 утра 1 января); проводить ремонт, строительные, погрузочные работы.

Также есть дополнительные ограничения на шум с 8:00 до 12:00 часов по выходным и праздничным дням. Нарушителям грозят штрафы от 500 до 5 тыс. руб., для должностных — 25–50 тыс. руб., для юридических лиц — 50–200 тыс. руб.

Ремонт в домах регулируется отдельной статьей закона (ст. 38). В ней указывается, что любые строительные работы в МКД, если они проводятся в дневное время (с 8:00 до 22:00) и длятся более одного часа в сутки, должны быть согласованы с уполномоченным лицом, которое выбирается на общем собрании жильцов или назначается управляющей компанией, ТСЖ, ЖК. Если график работ не согласован, нарушителя ждет штраф в размере 1–3 тыс. руб. (физлица), 5–10 тыс. руб. (должностные), 10–30 тыс. руб. (организации).

Закон о тишине на даче

В России нет отдельного закона, регулирующего шум на дачных участках. Все зависит от того, в каком населенном пункте или области находится загородный дом. Например, в Подмосковье это будет регулироваться законом «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Московской области».

В будущем в России планируется принять закон, который станет регулировать отношения соседей по земельным участкам. Помимо уровня шума, он касается дыма с соседнего участка, а также сооружений, которые могут бросать тень на соседскую территорию. Права соседей по дачным участкам будут закреплены в новых поправках в Гражданский кодекс.

Новый блок поправок детально пропишет соседские права дачников. Под ними понимаются разумные ограничения, которые должен претерпевать собственник земельного участка в интересах соседей. Здесь действует общий принцип: мои права заканчиваются там, где начинаются права других. Уважение со стороны соседей должно быть взаимным.
Согласно проекту закона, собственник земельного участка должен «претерпевать воздействие исходящих с соседнего земельного участка газов, паров, запахов, дыма, копоти, тепла, шумов, вибрации и иное подобное воздействие, если оно не оказывает влияния на использование его земельного участка или оказывает на его использование такое влияние, которое не превышает установленных нормативов». Если нормы все-таки превышены, то владелец земельного участка вправе требовать устранения препятствий в пользовании своим земельным участком.

Закон о тишине в регионах

В каждом регионе действуют подобные законы, они не сильно отличаются от области к области. Похожие законы действуют, например, в Нижегородской области — «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Нижегородской области». Устанавливаются нормы покоя для многоквартирных домов: с 22:00 до 7:00 по будням; с 23:00 до 10:00 по выходным дням и государственным праздникам; с 12:30 до 15:00 ежедневно.

В Новосибирской области — «Об отдельных вопросах обеспечения тишины и покоя граждан на территории Новосибирской области». Тишина гарантируется законом с 22:00 до 7:00 по будням и с 22:00 до 9:00 в выходные и праздничные дни, тихий час в дневное время — с 13 до 14 часов.

В Орловской области — «Об отдельных правоотношениях в сфере обеспечения тишины и покоя граждан на территории Орловской области». Устанавливает режим тишины для многоквартирных домов: с 23:00 до 7:00 по будням; с 23:00 до 10:00 по выходным дням и государственным праздникам; с 13:00 до 15:00 ежедневно.

Куда жаловаться на шумных соседей

Прежде всего необходимо выявить, откуда идет шум, и попытаться урегулировать этот вопрос с соседями самостоятельно. В противном случае борьбу за соблюдение тишины и покоя можно вести только через властные структуры. Шумных соседей в таком случае можно привлечь к двум видам ответственности: административной и гражданской.

В первом случае достаточно будет вызвать сотрудников полиции, которые по прибытии на место происшествия должны незамедлительно составить протокол о правонарушении и пресечь нарушение. В случае выявления нарушений дело об административном правонарушении рассматривается территориальным Управлением Роспотребнадзора, в который также могут обратиться граждане.

Шумных соседей за нарушение тишины можно привлечь к двум видам ответственности: административной и гражданской (Фото: diego cervo/YAY/TASS)

Для привлечения нарушителей тишины к гражданской ответственности следует обратиться в суд с требованием о взыскании компенсации морального вреда. В таком случае необходимо предоставить доказательства того, что соседи нарушали тишину, а также данные по измерению уровня шума.

Дмитрий Шевченко, партнер юридического бюро «Замоскворечье»:

— Дела о нарушении тишины подведомственны органам полиции, сотрудников которых можно вызвать для составления протокола. Протокол о нарушении составляет должностное лицо ОВД (п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона о полиции). Если возникают сложности с определением того, откуда раздается шум, или пройти в квартиру или домовладение не представляется возможным по причине того, что сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан (ч. 2 ст. 15 Закона о полиции), то в этой ситуации можно опросить соседей, которые смогут помочь отфиксировать источник шума и подтвердить его наличие, что будет закреплено в соответствующем протоколе.

Помимо того, что нельзя шуметь в жилых домах и квартирах в определенное время суток, случаются ситуации, когда шум распространяется от какого-либо производства или какой-либо деятельности, осуществляемой вблизи таких домов и квартир. В этом случае уровень шума в жилых помещениях должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, поэтому административным законодательством РФ предусмотрена ответственность за правонарушения по этому поводу именно в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации, в том числе жилых помещений. Ответственность за такие нарушения установлена федеральным законодательством, а именно ст. 6.3. и 6.4. КоАП РФ. Так, за нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся, в частности, в нарушении санитарных правил и гигиенических нормативов, наступает ответственность в виде предупреждения или штрафа для граждан в размере от 100 до 500 руб. За нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации в том числе жилых помещений — ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 1 тыс. руб.

Это особенно актуально, когда рядом с жилыми массивами находятся производство либо развлекательные заведения, уровень шума от которых превышает допустимые пределы. В этом случае для подтверждения превышения уровня шума и сопоставления его с предельно допустимым необходимо обратиться в аккредитованную организацию при Роспотребнадзоре либо в сам Роспотребнадзор, который должен будет провести необходимые замеры. При выявлении нарушений дело об административном правонарушении рассматривается Роспотребнадзором.

Граждане, чей покой и тишина нарушаются, вправе обратиться в суд с требованием о взыскании компенсации морального вреда, причиненного им нарушителем. Если речь идет о соседе, который систематически шумит, чем нарушает права других жильцов, то можно ставить вопрос о выселении такого соседа. При этом следует учитывать, что такое выселение является крайней мерой ответственности, которая предусмотрена ст. 91 Жилищного кодекса РФ. Кроме того, в рамках гражданского суда можно также потребовать от соседа и от виновных лиц возместить расходы, связанные с измерением уровня шума по ст. 15 ГК РФ, а также возложить на них судебные расходы и расходы на оплату труда представителя.

При наличии шума от соседей в запрещенное время нужно вызвать сотрудника полиции по телефону 102 для составления протокола об административном правонарушении. В случае если шумная деятельность исходит от находящегося вблизи жилого массива производства или другого шумного заведения или организации, то жалобу об этом нужно подать в Роспотребнадзор или его территориальное управление. Такую жалобу можно подать в электронном виде через форму обратной связи на сайте организации. В жалобе изложить обстоятельства, вызывающие у вас беспокойство. После этого сотрудники Роспотребнадзора должны сделать выход на территорию и произвести замеры. Если опасения подтвердятся и уровень шума будет превышать допустимые пределы, надзорный орган должен вынести предписание в адрес организации о снижении уровня шума.

Действие закона на практике

Часто на практике непросто добиться выполнения требований о тишине. Однако законы работают, и жильцам порой просто лень писать многочисленные жалобы или вызывать полицию. Тем не менее в 2020 году, практически сразу после снятия ограничений на работу летних веранд после карантина, снесли ресторанную веранду на Патриарших прудах, которая мешала жильцам.

Новая редакция Ст. 6.3 КоАП РФ

1. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарий к Статье 6.3 КоАП РФ

1. Вопрос о действующих санитарных правилах и гигиенических нормативах, а также санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятиях является особенно острым в настоящий период времени.

Как преступление квалифицируется нарушение санитарных правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, либо то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, что предусмотрено ч. 1, 2 ст. 236 Уголовного кодекса России.

Гигиенический норматив — установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) — нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия — организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Кроме того, статьями 11, 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1 (ред. от 02.02.2006), закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 569 «О положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации» закрепляет, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.

Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральное медико-биологическое агентство осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, структурные подразделения и федеральные государственные учреждения федеральных органов исполнительной власти, а также федеральные государственные научно-исследовательские учреждения, центры гигиены и эпидемиологии и другие учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, составляют единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

2. Относительно специальных составов административных правонарушений в сфере нарушений санитарно-эпидемиологического благополучия населения см. комментарии к статьям 6.4 — 6.7, 8.2, 8.21 КоАП РФ.

3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц органов государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, осуществляется на основании процессуальных документов (см. комментарии к ст. 23.13 и 28.3 КоАП).

4. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

Субъективная сторона деяния выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

Другой комментарий к Ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия состоит из Федерального закона от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ и субъектов Федерации. В этих актах устанавливаются санитарные правила, гигиенические нормативы и иные требования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2. Объектом правонарушения является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как одно из условий охраны здоровья граждан и благоприятной окружающей среды. Непосредственно данное правонарушение посягает на установленные нормами права санитарно-эпидемиологические правила.

3. Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

4. Субъектами противоправных деяний, ответственность за которые предусмотрена в данной статье, являются граждане, должностные лица, юридические лица.

5. С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *