Запрет на допуск товаров иностранного происхождения устанавливает

Запрет на допуск товаров иностранного происхождения устанавливает

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Федеральный закон 44-ФЗ (скачайте его с толкованием для чайников: ) регулирует проведение закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Положения документа определяют приоритет поставок от отечественных производителей и организации.

Статья 14. Применение национального режима при осуществлении закупок

Статья 14 Федерального закона «О контрактной системе закупок» регулирует понятие национального режима при обеспечении государственных и муниципальных нужд. Назначение данного положения сводится к защите интересов российских производителей и компаний, обеспечивающих поставки товаров, работ или услуг.

Структурно статья 14 ФЗ 44 о применении национального режима разделена на 6 пунктов. В первом пункте указывается, что закупки из иностранных государств приравниваются к поставкам российских компаний в соответствии с условиями международных договоров РФ.

Второй пункт регламентирует размещение перечня иностранных государств, с которыми у России имеются указанные договоры. Информация публикуется Федеральным органом исполнительной власти в единой информационной системе и учитывает также условия применения национального режима.

П 3 ст 14 ФЗ 44 регламентирует цель применения национального режима в закупках. Предписывается, что таковой используется для обеспечения безопасности государства и обороны страны, поддержания российской экономики и отечественных производителей. Основой для достижения поставленной цели является введение запретов и ограничений на допуск поставок товаров, работ и услуг из иностранных государств.

При наличии причин, делающих невозможным исполнение условий пункта 3, предписываются следующие моменты:

  • заказчик обязан разместить соответствующую информацию и ее обоснование в единой информационной системе;
  • порядок размещения сведений о закупках в национальном режиме регулируется Постановлениями Правительства РФ;
  • страна, из которой допускается оформление поставок в этой ситуации, определяется по законодательству Российской Федерации.

Пункт 4 ст 14 предписывает, что по поручению Правительства РФ, Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок формирует условия допуска для тех поставок из иностранных государств, на которые устанавливаются ограничения. К данному предписанию не относятся товары, работы или услуги, на поставки которых определен запрет в соответствии с национальным режимом.

Пункт 5 статьи 14 о применении национального режима в закупках предписывает порядок публикации нормативных актов с условиями и ограничениями на поставки. Для них действует общий порядок опубликования. Предписывается при этом, что в единой информационной системе они должны быть представлены в течение трех дней с момента официальной публикации.

Пункт 6 указывает, что в публикуемых нормативных актах может содержаться информация о невозможности заменить товар или страну происхождения для проводимой закупки. Данное положение в статью 14 о применении национального режима введено 13 июля 2015.

В 2015 году была изменена редакция пункта три и скорректирована формулировка п 4. Информация по данным положениям представлена в соответствии с текстом документа, актуальным на 2017.

Документы, подтверждающие соответствие участника конкурса

При проведении закупки с национальным режимом в соответствии со статьей 14 учитывают следующие аспекты:

  • в условиях закупки заказчик указывает на ответственность участников за достоверное предоставление информации о происхождении товара.
  • у поставщиков госзакупки требуют декларацию о российском производстве изделий;
  • при отсутствии подтверждающих документов и неясном происхождении товара, заявка отклоняется.

То есть основным документом, который подтверждает соответствие участника конкурса национальному режиму, является декларация о российском производстве товара. В отношении работ и услуг действуют аналогичные требования — компания должна быть зарегистрирована в России, и обеспечена российским капиталом.

Ограничения по статье 14 44 ФЗ

Статья 14 о применении национального режима при осуществлении закупок по 44 ФЗ регламентирует общие вопросы. Все уточнения и определения вносятся соответствующими Постановлениями Правительства РФ. Они формируют следующие категории госзакупок:

  • полный запрет на закупку в соответствии с интересами национального режима;
  • ограниченный допуск изделий;
  • определение условий для использования товаров и услуг иностранного происхождения.

Полный запрет на иностранное происхождение в соответствии с закупками в национальном режиме распространяется на:

  • оборону страны;
  • программное обеспечение;
  • легкую промышленность;
  • машиностроение.

Если производителем не является Российская Федерация или страна Евразийского союза, заказчик обязан отклонить соответствующую заявку.

Ограниченный допуск Закона о госзакупках подразумевает, что заказчик вправе на определенных условиях рассматривать иностранные товары или услуги при отсутствии заявок от производителей РФ или стран ЕАЭС. В данную категорию попадают:

  • жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства;
  • медицинские изделия;
  • радиоэлектронная продукция.

Наличие условий подразумевает, что заявки от иностранных компаний могут приниматься и рассматриваться при соблюдении указанных требований и стандартов национального режима.

Скачать

Скачать Федеральный закон 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” можно здесь. Текст документа представлен в последней редакции с актуальными изменениями на 2017 год.

Отдельно скачать статью 14 ФЗ 44 о применении национального режима в закупках можно тут.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Национальный режим в госзакупках – что это такое? К чему национальный режим закупок обязывает заказчика, и какие последствия он будет иметь для участника закупок? На эти вопросы отвечают эксперты Кредитно-Страхового агентства.

Обратимся сначала к статье 14 закона № 44-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», раскрывающей понятие национального режима и порядок его применения. Итак, в законе говорится следующее:

1. При осуществлении государственными или муниципальными заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым или оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим.

2. В целях защиты внутреннего рынка, развития экономики, поддержки отечественных товаропроизводителей, обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительство России устанавливает запреты и ограничения на поставку импортных товаров, выполнение работ и оказание услуг иностранными лицами.

3. Перечень товаров, работ или услуг, для которых устанавливается национальный режим, определяется Правительством.

4. Нормативными актами Правительства могут быть предусмотрены обстоятельства, допускающие неприменение предусмотренных законом ограничений или запретов. В этом случае заказчик обязан разместить в ЕИС обоснование невозможности их соблюдения.

Более подробно, порядок применения национального режима в госзакупках раскрывается в Приказе Министерства экономического развития от 25 марта 2014г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Приказом Минэкономразвития, в частности, предусмотрено введение преференций для продукции, произведенной в России или странах Евразийского экономического союза, в размере 15 процентов от цены контракта. Это означает, что при определении победителя, к предложенной в заявках цене применяется 15-процентный понижающий коэффициент.

Как это будет применено на практике? Предположим, что в закупке принимают участие два поставщика. При этом один из поставщиков предлагает товар, произведенный за пределами ЕАЭС, но не подпадающий под запрет. Для победы в закупке этому поставщику придется предложить цену, на 15 процентов ниже, чем у второго поставщика, предлагающего продукцию отечественного производства. Такие правила действуют для процедур, не предполагающих проведение торгов.

Если же закупка осуществляется путем проведения торгов, то в этом случае действует правило, по которому контракт с победителем, предложившим товары иностранного производства, заключается по цене, сниженной на 15 процентов от цены, предложенной в ходе торгов.

Аналогичный порядок предоставления преференций для отечественной продукции предусмотрен и в закупках госкомпаний, проводимых в соответствии с законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В этом случае закупки проводятся в соответствии с Постановлением Правительства от 16 сентября 2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

Так что же такое национальный режим в закупках? Теперь мы можем ответить на этот вопрос.

Национальный режим – это комплекс мер, устанавливаемых Правительством во взаимодействии с ответственным органом исполнительной власти (Министерство финансов, ранее Министерство экономического развития), направленный на поддержание интересов государства, мотивацию внутреннего рынка и предоставление преимуществ отечественным производителем. Национальный режим реализуется путем введения запретов или ограничений на ввоз ряда иностранных товаров и создания благоприятных условий для допуска на рынок российских аналогов.

Все сказанное выше можно описать одним термином – импортозамещение. Он имеет ту же смысловую нагрузку, как и термин «национальный режим».

Рассмотрим кратко, на какие товары, работы и услуги действуют запреты и ограничения в рамках национального режима закупок.

Запреты на закупки иностранных товаров

В настоящее время установлены запреты и ограничения при закупке следующих категорий товаров:

1. Запрет на закупки медицинских изделий и лекарств

При закупке некоторых медицинских изделий — например, медицинской одежды, электрокардиографов, томографов, некоторых хирургических инструментов, а также реагентов, действует запрет на закупку, если из стран ЕАЭС поступили, по крайней мере, два предложения о поставке такой продукции. Полный перечень такой продукции установлен Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, получается, что заказчик должен отклонить все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие подано не менее двух удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:

• содержат предложения о поставке медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Россия или другие государства ЕАЭС;

• не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.

2. Запрет на закупки товаров легкой промышленности

Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд» установлен полный запрет на закупки товаров легкой промышленности из стран, не входящих в ЕАЭС. В перечень запрещенных к импорту товаров, утверждённый этим постановлением, попали:

— ткани, изделия текстильные, полотна трикотажные или вязаные;

— ковры и ковровые изделия;

— канаты, веревки, шпагат и сети;

— кожа и изделия из неё, меха;

— любая одежда, спецодежда, бельё, аксессуары;

— изделия чулочно-носочные трикотажные или вязаные;

— чемоданы, сумки дамские и аналогичные изделия; изделия шорно-седельные и упряжь;

— обувь;

— изделия из вулканизированной резины прочие, не включенные в другие группировки;

— твердая резина во всех формах и изделия из нее; напольные покрытия и коврики из вулканизированной пористой резины;

— изделия пластмассовые прочие;

— услуги по прокату бытовых бельевых изделий;

— услуги по прокату текстильных изделий, одежды и обуви;

Необходимо учитывать, что указанный запрет не применяется лишь в том случае, если производство этих товаров на территории ЕАЭС отсутствует.

3. Запрет на закупки товаров машиностроения

Запрет распространяется на импортные бульдозеры, автобусы, троллейбусы, вагоны, грузовики, экскаваторы, тракторы, снегоочистители и другие машины, включенные в перечень Постановления Правительства РФ от 14.07.2014г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Подтверждением страны происхождения продукции в данном случае является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров.

4. Запрет на закупки товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2013г. № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» запрещён допуск произведенной за рубежом продукции для целей национальной обороны. Это требование не распространяется на оборудование и товары, которые не производятся на территории РФ.

Для поставщиков из стран ЕАЭС существует исключение, но лишь в отношении некоторых категорий продукции.

5. Запрет на закупки программного обеспечения

Аналогичный всеобъемлющий запрет на закупки программного обеспечения установлен Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Исключение из этого запрета возможно лишь в следующих случаях:

• в реестре российского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

• программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, по своим функциональным, техническим или эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к закупаемому программному обеспечению.

6. Запрет на закупки мебель и изделий деревообрабатывающей промышленности

Запрет на поставку мебели и отдельных изделий деревообрабатывающей промышленности устанавливается Постановление Правительства РФ от 05.09.2017г. № 1072 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закупать продукцию, о которой идет речь в постановлении, можно только, если:

• она произведена на территории России или стран ЕАЭС;

• товары изготавливаются в рамках специального инвестиционного контракта;

• продукция соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 17.07.2015г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ».

Запрет распространяется на различные виды мебели, в том числе металлическую и пластмассовую, матрасные основы, матрасы, диваны, древесно-волокнистые плиты.

Ограничения на закупки иностранных товаров

На отдельные виды товаров Правительством РФ установлены ограничения. На практике это означает, что заявки, содержащие предложения на поставку изделий иностранного производства, допускаются к участию в процедуре только в том случае, если отсутствуют предложения с продукцией отечественного происхождения, соответствующей установленным характеристикам. При проведении таких закупок участники, предложившие продукцию отечественного производства, получают ценовые преференции в размере 15 процентов.

1. Ограничения на поставку радиоэлектронной продукции

Ограничения на закупку товаров радиоэлектроники установлены Постановлением Правительства РФ от 29.09.2016г. № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

В список изделий, попавших под ограничения, включены:

— фоторезисторы;

— светодиодные изделия;

— интегральные электронные схемы;

— вычислительны машины;

— электронные книги;

— запоминающие устройства;

— радиоэлектронные средства связи;

— антенны;

— видеокамеры.

2. Ограничения на закупку медицинских изделий

Ограничения установлены и при закупке ряда медицинских изделий, приведенных в Постановлении Правительства РФ от 05.02.1015г. № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В этот список попали:

— медицинская одежда;

— санитарно-гигиеническое белье;

— реагенты;

— салфетки;

— тампоны;

— повязки.
3. Ограничения на закупку лекарственных препаратов

Введение ограничений на закупку лекарственных препаратов устанавливается Постановлением Правительства РФ от 13.11.2015г. № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Актуальный перечень конкретных медикаментов, попадающих под действие нормативного акта, приведен в Распоряжении Правительства РФ от 23.10.2017г. № 2323-р.

Необходимо учитывать, что замена в процессе исполнения контракта российской продукции на зарубежные аналоги не допускается.
4. Ограничения на закупку продуктов питания

Ограничения на поставку иностранных продуктов питания установлены Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016г. № 832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В перечень запрещенных к поставке продуктов входят:

— мороженая и свежая рыба;

— морепродукты;

— различные сорта мяса;

— соль;

— сливочное масло, сыры, творог, молоко;

— рис;

— сахар.

Как мы видим, перечень товаров, попадающих под запрет или ограничение достаточно широк. И этот перечень может периодически изменяться под влиянием различных экономических и политических факторов.

Что должен сделать заказчик закупки в случае применения национального режима

В случае применения национального режима при проведении закупок, заказчик обязан соответствующим образом оформить закупочную документацию. В ней должна содержаться следующая информация:

• в правилах к оформлению первой части заявок должно содержаться требование о декларировании участником страны происхождения товара;

• в документации необходимо прописать условия предоставления преимущества товарам российского производства или производства других государств – членов ЕАЭС;

• в требованиях ко второй части заявки должно содержаться требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника требованиям ст. 14 закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок»;

• в извещении должно содержаться указание о применении национального режима.

Как правильно составить заявку на участие в закупке с применением национального режима

В случае применения национального режима заказчик закупки обязан указать в на необходимость предоставления документов, подтверждающих соответствие участника требованиям ст. 14 закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок». При этом в документации должен быть приведен конкретный перечень подтверждающих документов. Если же в закупочной документации перечень подтверждающих документов отсутствует, то участнику достаточно подтвердить страну происхождения товара любым официальным документом, например декларацией или сертификатом соответствия. При этом в первой части заявки обязательно указывается страна происхождения каждого предлагаемого к поставке товара.

Эксперты Кредитно-Страхового агентства разъясняют — применение национального режима осуществления закупок не создает дополнительных проблем для участников, а напротив, позволяет отечественным производителям получить преимущество перед компаниями, торгующими импортными товарами. Главное – не допускать ошибок при подготовке заявки. Будьте внимательны, удачных Вам закупок!

Кредитно-Страховое агентство – банковские гарантии и кредиты
для участников Госзакупок !

Ваш личный тендерный отдел!

Звоните +7 (903) 798-43-96

Запрет на допуск иностранного программного обеспечения по Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236

Как прописывать в документации (на примере электронного аукциона) запрет согласно Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Далее – «Постановление №1236»).

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей в соответствии с п.3 ст.14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – «Закон 44-ФЗ») Постановлением №1236 устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Согласно п.2 Постановления №1236 запрет не устанавливается в следующих случаях:

«а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее — реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению».

Если ваше программное обеспечение подпадает под указанные случаи – вам необходимо подготовить «Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств — членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее — реестр евразийского программного обеспечения), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — обоснование)» в соответствии с Порядком утвержденным Постановлением №1236.

Правила составления Обоснования, а также образцы Обоснований мы рассмотрим в последующих публикациях, если настоящая тема вызовет у вас интерес. А в настоящее время сделаем допущение, что закупаемое программное обеспечение полностью подпадает под запрет предусмотренный Постановлением 1236.

Подходим к Извещению. Согласно п.10 ст.42 Закона №44-ФЗ Извещение должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона №44-ФЗ.

Извещение

Таким образом, в Извещении прописываем:

«Информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами:

устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок в соответствии с ч.3 ст.14 Закона №44-ФЗ:

Установлено, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – «Постановление №1236»).

Запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств — членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее — реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее — программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случаев предусмотренных п.2 Постановления №1236.»

Информационная карта

В Информационной карте:

«Запрет допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами:

Установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с ч.3 ст.14 Закона №44-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»»

Не обязательно расписывать, поскольку прямого указания в Законе №44-ФЗ на это не имеется.

В Информационной карте в разделе «Сведения и документы, которые должны быть представлены в обязательном порядке в составе заявки на участие в электронном аукционе прописываем: Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать» прописываем в соответствии со ст.66 Закона №44-ФЗ применимые положения.

«а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.»

Обязательно оставляем пп.а п.2 ч.3 ст.66 Закона №44-ФЗ, поскольку у нас установлен запрет в документации.

Обращаем внимание, что согласно пп.а п.2 ч.3 ст.66 Закона №44-ФЗ участнику закупки необходимо указать не наименование программного обеспечения, а его страну происхождения.

Вторая часть заявки

Внимание. Вторая часть заявки не должна содержать требование к предоставлению участником закупки каких-либо документов в соответствии с Постановлением №1236.

Поясняем, согласно п.6 ч.5 ст.66 Закона №44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе следующие документы и информацию: «документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами».

В свою очередь, в соответствии с п.2(2). Постановления 1236 в целях его реализации устанавливается, что «подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и базах данных;

подтверждением, что программа для электронных вычислительных машин и база данных относится к государству — члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и базах данных.»

Таким образом, Постановлением №1236 не предусмотрено предоставление документов и их требование будет незаконным.

Поэтому заказчик вынужден ориентироваться на пп.а п.2 ч.3 ст.66 Закона №44-ФЗ и на наименование программного обеспечения, которое указывает участник закупки в своей заявке.

В Инструкции, касательно первой части заявки мы прописываем:

«а) наименование страны происхождения товара. Для выполнения условий настоящего пункта для целей осуществления закупок в соответствии с ч.3 ст.14 Закона №44-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – «Постановление №1236») участнику настоящего электронного аукциона необходимо указать: наименование страны происхождения программного обеспечения необходимого для работы поставляемого Товара, Системы.

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).»

Также указываем:

«Если в заявке на участие в аукционе участника закупки не указана страна происхождения программного обеспечения, необходимого для работы поставляемого Товара, при рассмотрении заявок на участие в аукционе такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств. Соответственно такой участник не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе.

Ответственность за достоверность сведений о стране происхождения программного обеспечения, указанного в заявке на участие в аукционе несет участник закупки.»

«Прописываем запрет на допуск иностранного программного обеспечения по Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236».

Сегодня постараемся на примере аукциона в электронной форме раскрыть моменты сознательно опущенные в предыдущей статье посвященной применению Постановления №1236, а точнее его не применению.

Итак, в соответствии с п.10 Закона 44-ФЗ информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

ОКПД 2

Другими словами, если закупка по ОКПД 2 подпадает под действие Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – «Постановление №1236») необходимо обязательно в Извещении прописывать информацию о запрете.

Кстати, посмотреть подпадает ли закупка по ОКПД 2 под условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами можно по специализированным приложениям находящимся в свободном доступе в сети интернет.

Ранее мы уже касались темы запрета на иностранное программное обеспечение по Постановлению №1236, где рассматривали проблемы включения в Извещение и Документацию информации о запрете, но не касались дискуссионных вопросов касающихся ситуаций когда заказчику необходимо обосновать невозможность соблюдения запрета или не применять положения Постановления №1236 к закупке.

На практике нам встречалось два случая:

Первый случай:

программное обеспечение, которое закупалось было иностранным. В данном случае подготавливалось обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств — членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Второй случай:

Закупка оборудования подпадала по ОКПД 2 под действие Постановление №1236, однако, поскольку оборудование, предполагалось, что будет иностранным (по техническим требованиям товар, производимый в России, не подходил для нужд заказчика), то соответственно программа, которая поставлялась с закупаемым товаром, тоже могла быть иностранной. И закупка проводилась именно на поставку оборудования, а не программного обеспечения.

В первом случае:

В Извещении к информации о запрете на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (общие правила и пример включения в Извещение и Документацию электронного аукциона указанного запрета рассматривались нами в одной из предыдущих статей) требуется добавить примечание:

«Запрет не применяется в соответствии с наличием обстоятельства, обусловливающего невозможность соблюдения запрета: подпункт «__» (добавить соответствующий пункт «а» или «б») пункта 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением № 1236, а именно: ______________ (добавить текст из соответствующего подпункта) (Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, Приложение №1 к настоящей Документации)».

В Информационной карте в соответствующем разделе на ряду с информацией об установлении запрета мы делаем ту же оговорку (примечание)

Так же в Информационной карте в разделе «Сведения и документы, которые должны быть представлены в обязательном порядке в составе заявки на участие в электронном аукционе. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать» дополняем пункт указанный в соответствии пп.а п.2 ч.3 ст.66 Закона №44-ФЗ примечанием, что «в соответствии с Обоснованием невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, Приложение №1 к настоящей Документации требование об указании наименования страны происхождения товара не предъявляется».

На самом деле, вопрос предыдущего предложения спорный, поскольку вы можете возразить:

Постойте, ведь запрет, предусмотренный Постановлением №1236 не соблюдается согласно Обоснованию, то и зачем вообще прописывать требование к первой части заявки согласно пп.а п.2 ч.3 ст.66 Закона №44-ФЗ, а затем вставлять примечание.

Вопрос имеет смысл, однако считаем, что запрет нами, все таки, установлен (мы лишь согласно Постановлению №1236 обосновываем невозможность его соблюдения), поэтому мы обязаны прописывать все требования, предъявляемые в соответствии с ним, но с оговорками обуславливающими невозможность применения запрета.

Нам видится так, возможно у вас найдутся иные доводы в защиту противоположной позиции. Но наше предложение наиболее безопасное.

По второй части заявки – мы вопрос уже поднимали в одной из предыдущих статей, посвященных Постановлению №1236. Не будем повторяться и останавливаться.

Далее, Обоснование невозможности соблюдения запрета.

Не будем пускаться в пространные пояснения. Обоснование невозможности соблюдения запрета оформляется документом «Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Требования к указанному документу установлены «Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств — членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. №1236.

Приведем пример Обоснования составленный в соответствии с указанными правилами:

Приложение № 1 к документации об аукционе

в электронной форме № _____.

НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Обоснование

невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения,

происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для

обеспечения государственных и муниципальных нужд

Наименование программного обеспечения

Настоящее обоснование подготовлено в соответствии с п. 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Порядок подготовки обоснования).

ИКЗ: ___________________

  1. В соответствии с пунктом 3 Порядка подготовки обоснования сообщаем обстоятельства, обусловливающие невозможность соблюдения запрета: (выбрать нужное из двух)

а) подпункт «а» пункта 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236, а именно:

В едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных отсутствуют сведения о программном обеспечении, обеспечивающим реализацию возможностей приобретаемого беспилотного гиперспектрального комплекса с планированием программы полетов и оперативной обработки оптических и тепловых данных о наземных объектах. Перечень функциональных требований и возможность их обеспечения закупаемым программным комплексом перечислена далее в п. «в».

ИЛИ

б) подпункт «б» пункта 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236, а именно:

программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

(Удобно в самом документе оформлять таблицей, однако функционалом площадки Дзена не предусмотрено вставлять таблицу, поэтому распишем «прописью»)

Класс программного обеспечения ________ (указывается класс).

Требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки:

(Заполняется техническими специалистами заказчика).

  1. функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом «б» пункта 2 Порядка подготовки обоснования).

(заполняется техническими специалистами заказчика).

Во втором случае:

Заказчику требуется доказать, что предметом закупки является оборудование. А программа, которая может поставляться с ним является встроенной микропрограммой необходимой для функционирования, закупаемого оборудования, без которой оборудование не может работать. Встроенная программа в оборудование не является программным обеспечением в его классическом понимании.

Наше предложение: не прописывать запрет согласно Постановлению №1236 вообще.

В техническом задании следует указать, что с оборудованием поставляется встроенная микропрограмма, программное обеспечение не закупается. Мы делаем так:

«В составе комплекса оборудования поставляется встроенная микропрограмма, которая составляет неотъемлемую часть функционала приобретаемого оборудования. Представляет собой «прошивку», которая обеспечивает запуск и работу системы, выполняя по отношению к ней функцию управления. Встроенная микропрограмма разработана производителем для конкретного электронного оборудования (устройства) и не может рассматриваться как ПО в привычном понимании. Она может быть установлена только на то устройство, для которого разработана. Микропрограмма – является комплексным устройством, рассматривать отдельно аппаратную и программную части недопустимо, поскольку они не могут функционировать друг без друга. Конечным объектом закупки является именно электронное оборудование (товар), а не ПО. Заказчиком не предусмотрено заключение лицензионных (сублицензионных) договоров на право использования ПО, которые заключаются при использовании ПО в его классическом понимании. Настоящей закупкой не предусмотрена поставка программного обеспечения».

К такому способу описания объекта закупки в целях не применения положений Постановления №1236 (пример из Второго случая) мы пришли на основании в том числе решения Якутского УФАС России от 14.07.2016 г. №04-01/220-2016.

Примечание: В настоящей статье мы не рассматривали очевидные случаи когда Постановление №1236 не применяется. Такие случаи как закупка конкретного программного обеспечения по причине совместимости с уже имеющимся и используемым оборудованием и/или программами заказчика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *