Зарплата аппарату суда

Зарплата аппарату суда

Думский комитет по госстроительству рекомендовал принять в первом чтении правительственный законопроект, который предполагает повышение вознаграждения судей на 12,5 % до 42,5 % в период до 2017 года. Это оправданно, уверен глава комитета Владимир Плигин, так как нагрузка на судей районного и мирового звена «зашкаливает». А вот сотрудникам аппарата судов хороших новостей о зарплатах ждать не скоро.

Второй год судьи живут в новых финансовых условиях: с 1 января 2013 года им выдают не зарплату, а ежемесячное денежное вознаграждение, а раз в квартал – дополнительную выплату в размере ежемесячного поощрения. Изменение системы оплаты положительно отразилось на доходах судей высших судов, а работающие «на земле» прибавки почти не ощутили. Первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко обещала, что в среднем «зарплата» у судей высших судов увеличится со 170 000 до 286 000 руб., а рядовые судьи из первой инстанции будут получать на 2000 больше – 104 000 руб. Ее прогнозы подтвердились. Например, судья ВС РФ Олег Зателепин за 2013 год заработал 3,37 млн руб., что в пересчете на месяц составляет 280 000 руб., а судья Дорогомиловского райсуда Москвы Антон Толстой – 1,29 млн руб., то есть приблизительно 107 564 руб. в месяц, у его коллеги Ольги Солоповой показатели такие: 1,2 млн и 100 598 руб.

Теперь Минфин решил исправить перекос в доходах судей в зависимости от инстанции так, чтобы судьи «на земле», а также находящиеся в отставке стали получать больше. Осуществить эту идею решили с помощью изменений коэффициентов в законе о статусе судей, по которым исчисляется поощрение в зависимости от оклада (наибольший у председателя Конституционного суда – 10,5, минимальный у «рядовых» судей на всех уровнях – 1,3). Их предлагается увеличивать на 0,3 сначала в октябре 2014 года, затем через год и через два. В результате в 2015 году, по подсчетам «Право.Ru», выплаты на низших ступеньках судейской иерархии должны увеличиться приблизительно на 18 %. Мировым, например, дополнительно обещают около 6000 руб., что приведет к увеличению выплат до 32 508 руб. в регионах и до 34 675 руб. в столицах, судьям районного звена – 6800–7300 руб., а это обеспечит рост вознаграждения в Москве до 39 009 руб., а по стране до 36 300 руб.

Правительство с этим согласилось и 5 декабря внесло законопроект в Госдуму. А сегодня его перед первым чтением изучали члены думского комитета по госстроительству. Отстаивать законопроект перед депутатами пришла глава департамента бюджетной политики в сфере госуправления, судебной системы, государственной гражданской службы Минфина Елена Яковлева. Она рассказывала о том, что документ предусматривает «системное повышение оплаты труда судей», а для снижения нагрузки на бюджет предлагается сделать это поэтапно. «Реализация завершающего этапа законопроекта в 2017 году позволит увеличить уровень среднемесячного денежного содержания у судей от 12,5 % до 42,5 % в зависимости от статуса должности и уровня соответствующего суда», – говорила Яковлева.

На выплату обещанного в 2014 году потребуется 1,7 млрд руб., эти деньги уже зарезервированы на Минфин. В 2015 году необходимо будут еще 8,8 млрд руб., в 2016-м – 16,2 млрд руб. Эти суммы, по словам представительницы Минфина, зарезервированы Конституционным и Верховным судами, а также Судебным департаментом при ВС.

– Сам подход понятен. Что касается техники изложения, то нам нужно будет доработать. Это минимальные совершенно правки, – сказал единоросс, глава думского комитет по госстроительству Владимир Плигин. Однако у его коллег были вопросы.

– Сколько вешать в граммах? – интересовался депутат от ЛДПР Сергей Иванов. – Сколько будет получать судья в абсолютных цифрах?

– Среднемесячная зарплата председателя КС в 2014 году составляет 627 000 руб., а будет составлять 705 000 руб., – ответила Яковлева. Далее она попытался объяснить парламентариям, как определяется размер должностных окладов у судей в зависимости от оклада главы КС, который составляет 34 544 руб. По словам представительницы Минфина, самый маленький оклад у мирового судьи – около 21 000 руб.

Плигин попытался свернуть дискуссию, отметив, что в законе перечислены все выплаты для судей. «После комитета поговорите, пожалуйста, все цифры получите. Не хотелось бы останавливаться на конкретных окладах», – сказал он. Но бумагу с этими данными Яковлева Иванову так и не оставила. А Плигин убеждал коллег в том, что повышение зарплат судей оправданно и «соответствует действительности». По его словам, в городах нагрузка на судей районного и мирового звена «зашкаливает».

В итоге комитет рекомендовал депутатам принять документ в первом чтении, однако до этого первый зампред комитета Вячеслав Лысаков успел вспомнить про оплату труда сотрудников аппарата судов. » настолько низка. что судьи скоро останутся одни», – говорил Лысаков и интересовался перспективами.

Представитель Минфина в ответ сказала, что министерство разработало законопроект, который предусматривает «существенное» повышение окладов для сотрудников аппарата судов с 2018 год, и сейчас этот документ проходит межведомственное согласование. Кроме того, чиновница убеждала депутатов, что эти зарплаты растут «путем увеличения бюджетных ассигнований на материальное стимулирование». Впрочем, абсолютных цифр она не назвала, как не сказала ни слова и о законопроекте Суддепартамента «О судебной службе РФ», который среди прочего предполагает повышение зарплат судебным чиновникам.

С текстом законопроекта № 669297-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (о совершенствовании системы оплаты труда судей)» можно ознакомиться .

Долгое время на различных уровнях государственной власти обсуждаются меры, направленные на повышение социальных и экономических гарантий для сотрудников судебной системы. Но реальных изменений в этом вопросе на данный момент не произошло.
На законодательном уровне на протяжении долгих лет идут обсуждения необходимости повышения уровня заработной платы работникам аппарата судебной системы. Так, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», Министерством финансов Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в Правительство Российской Федерации внесены предложения, предусматривающие до 2018 года реформирование федеральной государственной гражданской службы, а также поэтапное изменение состава и структуры денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, постепенное доведение его уровня до конкурентного на рынке труда. В рамках данного Указа был принят ряд мер, однако желаемого, существенного и очевидного результата, свидетельствующего о повышении уровня денежного содержания работника аппарата суда, делающего его конкурентно способным на рынке труда, мы до сих пор не видим.
В настоящее время в судах наблюдается большая ротация кадров из-за низкого уровня оплаты труда, загруженности судов, высоких требований к судебному служащему, сложности и напряженности работы в судебной системе.
По официальным данным Росстата стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг по Красноярскому краю в месяц на одного человека в январе 2019 составляет 15699, 09 рублей, средняя зарплата в Красноярском крае составляет 45 000 рублей.
В справке о доходах указаны размеры доходов сотрудников аппарата суда от 450 000 рублей до 570 000 рублей в год, ежемесячный доход согласно справке, составляет от 27 000 рублей до 41 000 рублей, однако фактически на руки сотрудники аппарата суда получают указанные суммы за вычетом 13%. Размер заработной платы без материального стимулирования, выплачиваемого ближе ко 2 полугодию, и отпускных, составляет от 14 600 рублей до 24 000 рублей. Указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Вместе с тем, расчет отпускных производится без включения в средний размер денежного содержания материального стимулирования.
На зарплату, которую в настоящее время получает работник аппарата суда, невозможно обеспечить нормальное существование своих семей, что естественно влечет негативное отношение к работе, вызывает постоянную ротацию кадров, а также не делает должности сотрудников аппаратов судов престижными, не обеспечивает им достойный уровень жизни. С учетом инфляции, отсутствия индексации, постоянного повышения цен на коммунальные платежи (порядка 6 000-9 000 рублей), продукты питания и иные товары повседневного спроса, введение новых налогов, прожить и содержать семью на заработную плату сотрудника аппарата суда невозможно. Многие сотрудники приобретают жилье по программе ипотечного кредитования, размер ежемесячной оплаты такого кредита в среднем составляет от 15 000 рублей до 30 000 рублей. Практически у каждого из сотрудников имеются дети, на содержание и воспитание которых уходит большая часть заработной платы. В связи, с чем большинство сотрудников вынуждены брать кредиты для приобретения предметов первой необходимости.
В январе 2011 года были незначительно повышены оклады помощникам председателей судов, помощникам судей и секретарям судебных заседаний, а сотрудникам канцелярии повышение заработной платы произведено не было. Вместе с тем в течение 2012 года дважды повышалась заработная плата персоналу по охране и обслуживанию здания суда. В настоящее время помощник судьи, секретарь судебного заседания получают заработную плату немногим больше, чем уборщица того же суда, секретарь же суда — меньше.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ должностные оклады и тарифные ставки работников должны устанавливаться в размере не ниже МРОТ, а стимулирующие и социальные выплаты должны не включаться в величину МРОТ, а начисляться к ней (сверх МРОТ). С 01.01.2019 размер МРОТ составляет 11 280 рублей, а оклады работников аппарата суда составляют от 2 970 рублей до 5 597 рублей.
Сотрудники аппарата суда не имеют никаких социальных льгот и гарантий.
Заработная плата работников аппарата суда значительно ниже, чем у работников прокуратуры (от 70 т.р. до 90 т.р.), полиции (от 50 т.р. до 70 т.р.), следственного комитета (от 60 т.р. до 90 т.р.), ГУФСИН (от 50 т.р. до 80 т.р.), учебных и медицинских учреждений.
Сотрудникам прокуратуры, ГУФСИН, МВД законом гарантирован ряд льгот, тогда как сотрудник суда их не имеет вообще. Так, работник суда лишен возможности ежегодно проходить медицинскую диспансеризацию, получать санаторно-курортное лечение, иметь право на оплачиваемый проезд к месту отдыха и обратно для себя и членов своих семей.
Работник аппарата суда ежедневно контактирует с контингентом, относящимся к категории риска (заболевание туберкулезом, гепатит, ВИЧ и иные инфекционные заболевания), однако никаких мер по защите и предупреждению заражения и развитию этих заболеваний не предусмотрено.
Работники аппарата суда относятся к государственным гражданским служащим. В отличие от работников медицинских, учебных и других учреждений, у судебных служащих отсутствует фактическая возможность подрабатывать, быть индивидуальными предпринимателями. Ежегодно работники аппарата суда обязаны декларировать свои расходы и доходы, соблюдать кодекс этики госслужащего, а также имеют множество других ограничений, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе».
На сегодняшний день практически каждый работник аппарата суда находится в поиске иной, более оплачиваемой работы, не желая продолжать работу при такой заработной плате. Рядовой сотрудник МВД, ГУФСИН, прокуратуры имеет право на досрочный выход на пенсию с государственным обеспечением, тогда как работник суда может рассчитывать за 40-45 лет службы только на пенсионное обеспечение в размере 9 000-12 000 рублей.
Студенты, оканчивающие высшие учебные заведения, не желают работать в суде, указывая на то, что в сфере обслуживания они смогут заработать в два раза больше, что приводит к оттоку квалифицированных кадров. Кадрового резерва в судах нет, поэтому в случае увольнения кого-то из работников аппарата судьи (секретаря или помощника), оставшемуся работнику приходится работать за двоих, оплата за совмещение должностей не предусмотрена, также, как и не предусмотрена оплата выходных и праздничных дней.
Ежегодно в бюджет РФ закладывается материальная мотивация федеральных государственных гражданских служащих, с каждым годом объем закладываемых средств увеличивается, однако по факту дополнительные объемы финансирования на материальное стимулирование государственных служащих судов с каждым годом, несмотря на рост инфляции, таким образом доход по итогу года становится меньше, чем за предыдущий год.
Так, в 2016 году было выплачено 22 должностных оклада на одну штатную единицу с учетом установленных районных коэффициентов и процентных надбавок, в 2017 году — 19 должностных окладов на одну штатную единицу с учетом установленных районных коэффициентов и процентных надбавок.
В 2018 году в целях реализации постановления Правительства РФ от 06 марта 2018 года № 229-6 Управлением Судебного департамента в Красноярском крае объем финансирования для выплат в первом полугодии составил 10 должностных окладов на одну штатную единицу с учетом установленных районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока.
Со второго полугодия 2018 года на основании постановления Президиума Совета Судей Российской Федерации от 18 июля 2018 года № 657 объемы бюджетных ассигнований на выплаты материального стимулирования федеральных государственных служащих в размере 5,8 окладов по каждой штатной должности стали доводится без учета районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 06 марта 2018 года № 229-6 бюджетные ассигнования на дополнительное материальное стимулирование работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции были уменьшены на 20 251,1 тыс. рублей.
Непонятно, в связи с чем, работникам аппарата суда выплаты материального стимулирования стали производиться без учета районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, тогда как остальным государственным гражданским служащим материальное стимулирование продолжает выплачиваться с учетом установленных районных коэффициентов и процентных надбавок (УФССП).
Например, согласно письму Министерства Юстиции РФ от 3 декабря 2018 года «О материальном стимулировании государственных гражданских служащих территориальных органов ФССП России в 2019 году и плановом периоде 2020-2021 годах» в период с января 2019 года по декабрь 2019 года сотрудникам УФССП планируется осуществить единовременную выплату в размере 28 должностных окладов с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок.
Несмотря на все экономические проблемы в государстве, мы надеемся, что Вы нас услышите и ускорите законодательное решение вопросов по существенному повышению окладов работников аппаратов судов, всех категорий и групп, определите его в таком размере, который бы делал эти должности престижными, стимулировал добросовестное исполнение обязанностей государственной службы, обеспечивал достойный уровень жизни.
За 11 лет с момента приостановления индексации заработной платы государственным гражданским служащим мы впервые обращаемся с подобной просьбой, являющейся, по сути, криком о помощи, поскольку мы не можем поддерживать достойное существование и обеспечение своих семей и себя. Условия жизни стали невыносимыми, мы больше не чувствуем себя нужными государству, окружающие нас люди считают нашу работу не престижной.

В числе приоритетных задач — качественное изменение социальной защищенности судей и работников суда

М.Г. Аверин, председатель
Архангельского областного суда.

На вопросы редакции журнала отвечает Михаил Григорьевич Аверин, председатель Архангель- ского областного суда, председатель Комиссии Совета судей России по вопросам статуса судей и правового положения работников аппаратов судов.

Михаил Григорьевич, расскажите, пожалуйста, о Вашей деятельности в качестве председателя Комиссии.

Комиссия по вопросам статуса судей и правового положения работников аппаратов судов создана постановлением Совета судей Российской Федерации 4 апреля 1997 года. С этого момента Комиссию я и возглавляю. За прошедшее время ее состав изменился четырежды. Деятельность Комиссии регламентирована Положением о Комиссии Совета судей по вопросам статуса судей и правового положения работников аппаратов судов.

Само наименование Комиссии говорит о ее предназначении: первоочередной задачей является защита интересов судейского корпуса и работников аппаратов суда.

За минувшие годы Комиссия рассмотрела сотни обращений действующих судей и судей, находящихся в отставке. Рассматривала она и обращения Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его региональных управлений и отделов. Обзоры по результатам работы Комиссии опубликованы на сайте Совета судей, а также в трех номерах журнала «Российская юстиция». Большинство обращений было связано с нечеткими формулировками Закона «О статусе судей в Российской Федерации», его двояким толкованием. По некоторым вопросам его применения у членов Комиссии расходились мнения.

Были в нашей работе ситуации, когда мнение Комиссии по вопросу, изложенному в обращении, расходилось с позицией по нему Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Например, так случилось при рассмотрении вопроса о возможности выплаты надбавки за наличие ученой степени кандидата технических наук начальнику отдела областного суда.

Помимо рассмотрения запросов и обращений, я принимал участие в разработке ряда основополагающих для судебной системы законопроектов и иных важных документов, включая Кодекс судейской этики, инструкций по различным вопросам, в формировании практики применения законодательства о статусе судей РФ и работников аппаратов судов.

Кроме этого, участвовал в работе разных комиссий: по организации и совершенствованию деятельности администраторов судов; оптимизации норм нагрузки на судей и работников аппаратов судов и по другим вопросам. В апреле 2010 года мне было поручено представлять интересы судейского корпуса в Конституционном Суде Российской Федерации.

С какими результатами пришла Комиссия к юбилейной дате? Что удалось достигнуть, какие планы предстоит реализовать? С какими трудностями столкнулись в ходе работы?

Комиссия в своей деятельности не стремилась к достижению конкретных показателей и цифр. Однако за 15 лет существования Комиссии даны ответы на несколько сотен запросов судей судов различного уровня, включая запросы судей Верховного Суда Российской Федерации и других органов судебной системы. При нашем непосредственном участии разработаны действующий Кодекс судейской этики, Инструкция о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям, пребывающим в отставке, и бывшим судьям, находящимся на пенсии. Основная трудность в работе связана с отсутствием должной инициативы представителей судейского сообщества, обусловленной, в определенной степени, значительной служебной нагрузкой на местах.

Проведен ряд обобщений по спорным моментам применения Закона «О статусе судей в Российской Федерации», в том числе выполнения социальных гарантий судей в части обеспечения санаторно-курортным лечением и по другим вопросам.

Насколько активны члены Комиссии, часто ли вы созваниваетесь, встречаетесь вне заседаний?

Члены Комиссии, безусловно, относились к выполнению своих обязанностей добросовестно. Я старался привлекать к непосредственному участию в работе Комиссии всех членов. При поступлении в Комиссию обращения на разрешение мною принималось решение о направлении его нескольким членам Комиссии для формирования правовой позиции. Полученные проекты ответов подвергались анализу, и только после этого окончательный проект ответа выносился на обсуждение Комиссии, заседание которой совпадало с пленарным заседанием Совета судей.

Из-за отсутствия достаточного финансирования созыв членов Комиссии помимо пленарных заседаний Совета судей являлся проблематичным. С членами Комиссии мы встречались только на пленарных заседаниях Совета, а также на различных совещаниях и коллегиях, но по мере необходимости мы созваниваемся.

Считаю необходимым отметить самых активных, деятельных, неравнодушных моих коллег: ныне председателя Комиссии Совета судей по вопросам судебной практики и совершенствования законодательства Р. Е. Волосатых, председателя Самарского областного суда Л. П. Дроздову, председателя Верховного суда Республики Коми В. А. Шишкина, председателя судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда В. В. Разбойникова.

Каковы самые актуальные вопросы применительно к проблематике правового положения работников аппарата судов?

Одним из наиболее актуальных вопросов, связанных со статусом работников аппаратов, который не решается на протяжении длительного времени, является оплата их труда. Еще в 2009 году председатель Совета судей Ю. И. Сидоренко в своем отчетном докладе справедливо отмечал: «Уровень материального обеспечения работников аппарата суда достиг критически низкой отметки, вследствие чего резко возрос отток квалифицированных кадров из судебной системы. Это уже не частный вопрос, а государственная проблема». В том же году Президиум Совета судей в постановлении от 26 октября 2001 г. № 279 «О повышении уровня оплаты труда работников аппаратов судов» конкретизировал задачи по подготовке предложений о повышении уровня оплаты труда работников аппарата судов, а также направлении Президенту России обращения о необходимости увеличения работникам аппарата размеров ежемесячного денежного поощрения.

В настоящее время основные категории работников уровня аппарата областного и районного суда, к которым относятся помощник судьи, секретарь суда и судебного заседания, являясь государственными гражданскими служащими, получают денежное содержание в размере от 10 до 20 тыс. рублей. Разве можно содержать семью, имея такие доходы?

При этом законом установлен ряд ограничений и запретов, в том числе на осуществление предпринимательской деятельности. Таким образом, денежное содержание государственного служащего — единственное средство его материального обеспечения.

Одновременно с этим к кандидатам на должности государственных служащих предъявляются высокие требования, замещение многих должностей требует не только наличия высшего образования и стажа работы, но и определенных навыков. При этом госслужащий не может получить адекватного уровня пенсионного обеспечения. К примеру, ни один из работников аппарата Архангельского областного суда, ушедший на пенсию и отработавший в судебной системе 20 и более лет, не имеет увеличенного размера пенсии за выслугу лет. Ситуация выглядит анекдотично: работник аппарата суда, вышедший с почетом на заслуженный отдых, сегодня получает приблизительно такую же сумму, что и гражданин, неоднократно побывавший в местах лишения свободы.

Существует мнение: не за деньги государству служат, а желающие обогатиться пускай идут в коммерцию. Однако убежден, что заработная плата государственных служащих — будь то работник аппарата суда, служащий правоохранительных органов или военный — должна соответствовать уровню занимаемой должности.

По данной проблеме Президиум Совета судей неоднократно обращался в адрес Президента России, но вопрос до сих пор остается открытым.

Какими злободневными вопросами, касающимися статуса судей, заняты члены Комиссии?

В настоящее время основные вопросы повестки дня связаны с подготовкой и проведением VIII Всероссийского съезда судей, намеченного на декабрь 2012 года. Одним из вопросов, планируемых к рассмотрению на съезде, является новый Кодекс судейской этики, который должен прийти на смену ныне действующему рамочному Кодексу. Также в настоящее время закончена работа над проектом Положения о премировании судей, принятие которого пока отложено.

Следует отметить, что до сего момента не решены вопросы социально-правовой защиты членов семей судей, находящихся в отставке. Согласно законодательству, после смерти судьи (судьи в отставке), не связанной со служебной деятельностью, прекращается выплата заработной платы (пожизненного содержания), что ставит близких покойного (членов семьи), находившихся на его иждивении, в сложное материальное положение.

В условиях, когда установленные законом ограничения и запреты не позволяют судье получать дополнительные доходы, материальное положение членов семьи судьи в случае его смерти существенно ухудшается. В такой ситуации установление гарантий пенсионного обеспечения, производного от должностного содержания судьи, явилось бы действенной материальной поддержкой.

Полагаю, данная проблема должна быть решена законодательным путем: внесением изменений в ст. 20 Закона «О статусе судей в Российской Федерации». Вопрос этот обсуждается свыше десяти лет, в том числе на всероссийских съездах судей, но не находит должного понимания у законодательной и исполнительной власти.

В феврале 2009 года Государственная Дума отклонила проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», внесенный Верховным Судом РФ.

Законодатели не усмотрели оснований для выплаты ежемесячного денежного возмещения членам семьи погибшего (умершего) судьи, в случае если его гибель (смерть) не связана с исполнением им служебных обязанностей. Думаю, что к решению этого вопроса необходимо вернуться, возможно, в рамках предстоящего Всероссийского съезда судей.

На повестке дня также обсуждение вопроса совершенствования оплаты труда судей и предоставления им жилья.

Многое из того, что мы ранее предлагали, уже реализуется. В целях сокращения нагрузки на мировых судей в Государственную Думу внесен проект федерального закона, в соответствии с которым юрисдикция мирового судьи будет распространена не на конкретный участок, а на судебный район. Изменится порядок временного привлечения на должности мировых судей, судей и федеральных судей, пребывающих в почетной отставке. Учитывая, что мировыми судами в исковом производстве ежегодно рассматривается более 3 млн гражданских дел, а в апелляционном порядке обжалуется их незначительное количество, предлагается мотивированное решение по гражданскому делу изготавливать только по ходатайству участников судебного разбирательства. Поддержано также наше предложение об увеличении размера неуплаченного налога или сбора, достаточного для обращения в суд, с 1500 до 3000 рублей.

Как происходит внедрение новой инстанции — апелляционной— в вашем суде: какие организационные трудности были или есть? Как решается вопрос с кадрами, техникой?

Внедрение апелляции в областных и равных им судах — это тема особого разговора. Полагаю, что многие вопросы, требующие разрешения, возникают неизбежно при реализации любого нововведения. Так, в ряде судов существуют серьезные проблемы с размещением судей и работников аппарата апелляционной инстанции. Архангельский областной суд, к примеру, вынужден сейчас осуществлять свою работу, координируя деятельность подразделений и отделов, размещаемых по четырем адресам в Архангельске и Северодвинске.

К сожалению, становится печальной традицией кадровый голод при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей в аппарате суда апелляционной инстанции. Многих выпускников юридических факультетов работа в суде не устраивает по причине малопривлекательного сочетания низкой заработной платы, высокой нагрузки и жестких требований к результатам труда.

Вместе с тем следует отметить, что отсутствуют проблемы с материальным обеспечением суда апелляционной инстанции. Судебный департамент при Верховном Суде РФ заблаговременно выделил денежные средства на приобретение мебели, компьютерной и другой оргтехники, за что мы им признательны.

Что уже сейчас можно рассматривать как недоработку в принятых поправках о новой инстанции в процессуальных кодексах? Что требует изменения?

О наличии проблем в правоприменительной практике в настоящее время говорить преждевременно, хотя они, конечно, имеются. Закон должен поработать определенное время, практика применения Гражданского процессуального кодекса РФ в части апелляционного производства еще не наработана, а ряд положений ГПК РФ не регламентирован: например, вопросы назначения дел в апелляционную инстанцию по исполнению судебных актов суда апелляционной инстанции.

Надеемся, что большую часть проблем удастся разрешить: в ближайшие месяцы Верховный Суд РФ подготовит проект постановления Пленума по практике апелляционного производства в судах субъектов России.

Высший совет правосудия 23 апреля заслушал отчет председателя Государственной судебной администрации Зеновия Холоднюка о работе за 2019 год.

Один из ключевых вопросов, который захотели прояснить для себя члены Высшего совета правосудия — ситуация с оплатой труда сотрудников аппаратов судов в 2020 году.

Напомним, что с зимы 2020 года работники аппаратов многих судов стали сообщать в СМИ и социальных сетях о невысоком уровне заработной платы, которую они стали получать после наступления нового года. Из многочисленных сообщений следовало, что многие из них стали получать 4-6 тыс. грн. в месяц, хотя ранее имели 12-15 тыс. грн. в месяц и даже больше.

В Государственной судебной администрации проблему признали, но сообщили, что проблема заключается в хроническом недофинансировании судебной власти в 2020 году на миллиарды гривен.

На заседании ВСП 23 апреля З. Холоднюк сообщил, что ранее Министерство финансов не учло, что с 1 января 2020 года значительно увеличивается должностной оклад судей первой и апелляционной инстанций.

Он также сообщил, что на оплату труда работников аппаратов судов в 2020 году бюджетом было предусмотрено всего 570 млн. грн., тогда как в 2019 году — 5,3 млрд. грн.

«При всех проблемах, которые сейчас есть, мы с Министерством финансов приняли все возможные меры, чтобы уровень средней месячной заработной платы для работников аппаратов судов в 2020 году удержать на уровне средней месячной заработной платы работников аппаратов на уровне 2019 года», — отметил З. Холоднюк.

По словам главы ГСА, средняя месячная заработная плата в аппаратах судов в январе-марте 2019 года фактически составляла 12 127 грн., а в январе-марте 2020 года – 13 165 грн. «То есть, на 1038 гривен средняя месячная заработная плата работников аппарата увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — сообщил З. Холоднюк.

Что касается оплаты труда в каждом конкретном суде и в отношении каждого конкретного работника, то, как сообщил Зеновий Холоднюк, ГСА никогда не вмешивается в работу конкретных председателей судов и руководителей аппаратов судов и не собирается этого делать.

По словам З. Холоднюка, увеличение финансирования судебной власти на 1 млрд. 77 млн. грн., предусмотренное апрельскими изменениями в бюджет страны на 2020 год, не сильно улучшит ситуацию с дефицитом фонда заработной платы, хотя и дает надежду на поэтапное решение проблемы. Выделенные из бюджета средства пойдут на заработную плату работникам аппаратов судов и обеспечение работы судов, то есть на марки, конверты и оплату разных услуг. При этом, для того, чтобы судебная власть смогла эффективно работать в течение всего 2020 года, понадобятся новые изменения в бюджет.

Отметим, что некоторые члены ВСП усомнились в информации главы ГСА о том, что в аппаратах судов не только не снизился размер зарплаты, но даже продолжает увеличиваться.

«У нас нет такой информации, о которой вы говорите. У нас есть информация о том, что сотрудники аппаратов судов получают зарплату в границах должностных окладов – около 5 тыс. грн.», — заметил член ВСП Олег Прудивус.

«Сотрудники аппаратов пишут много всего и делают некорректные сравнения по зарплате за 2019 и 2020 годы. Я не пользуюсь слухами, и говорю только о реальных показателях», — сообщил в ответ З. Холоднюк.

При этом он все же отметил, что в аппаратах разных судах бывает разница в зарплате.

«В некоторых судах платят надбавки и премии, но не выплачивают материальную помощь, а в других наоборот, платят только материальную помощь в случаях отпусков. Но мы в эти процессы не вмешиваемся», — рассказал З. Холоднюк.

При этом по данным главы ГСА, в настоящее время в других государственных органах государственные служащие получают или на уровне или даже меньше, чем в аппаратах судов.

Также Зеновий Холоднюк рассказал членам ВСП, как до настоящего времени удается выплачивать работникам аппаратов судов зарплату.

«За первый квартал 2020 года работникам аппаратов судов выплачено 1 млрд. 24 млн. грн. Откуда эти средства, с учетом того, что ранее бюджетом на эти цели был предусмотрено всего 570 млн. грн.? У нас ранее был создан централизованный фонд заработной платы, из которого предусматривалось выплачивать судейское вознаграждение судьям, которые будут в будущем назначены на свои должности. Другого варианта, кроме как выделять деньги из этого централизованного фонда заработной платы, чтобы обеспечить среднюю зарплату для работников аппаратов судов на уровне первого квартала 2019 года, у нас не было», — рассказал Зеновий Холоднюк.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *