Защита прав предпринимателей прокуратура

Защита прав предпринимателей прокуратура

Полный список контролирующих органов

ГРАФИК
личного приема предпринимателей в прокуратуре Череповецкого района в 2019 году

В здании прокуратуры Череповецкого района по адресу: г. Череповец, ул. Пионерская, д. 19 «а», в рабочее время в первый вторник каждого месяца организован личный прием по вопросам защиты прав предпринимателей.

Всероссийский день приема предпринимателей в прокуратуре района будет осуществляться прокурором района либо лицом, его замещающим в период с 9.00 до 13.00, с 13.45 до 18.30 в следующие даты: 05 февраля 2019, 05 марта 2019, 2 апреля 2019, 07 мая 2019, 4 июня 2019, 2 июля 2019, 06 августа 2019, 03 сентября 2019, 01 октября 2019, 05 ноября 2019, 3 декабря 2019.

О проведении личного приема граждан в прокуратуре Череповецкого района

02 октября 2018 года, в период с 9.00 до 18.00, по адресу: г. Череповец, ул. Пионерская, д. 19 «а», в прокуратуре района будет осуществлен личный прием граждан по вопросам защиты прав предпринимателей.
При поступлении в ходе личного приема сведений о нарушениях законодательства будут организованы соответствующие проверки и при наличии оснований приняты меры прокурорского реагирования.
За получением дополнительной информации о проведении приема можно обратиться по телефону 8 (8202) 20-05-02.

ГРАФИК
личного приема предпринимателей в прокуратуре Череповецкого района

В здании прокуратуры Череповецкого района по адресу: г. Череповец, ул. Пионерская, д. 19 «а», в рабочее время в первый вторник каждого месяца организован личный прием по вопросам защиты прав предпринимателей.
Всероссийский день приема предпринимателей в прокуратуре района будет осуществляться прокурором района либо лицом, его замещающим в период с 9.00 до 13.00, с 13.45 до 18.30 в следующие даты: 03 апреля 2018, 08 мая 2018, 05 июня 2018, 3 июля 2018, 07 августа 2018, 04 сентября 2018, 02 октября 2018, 06 ноября 2018, 4 декабря 2018.

О проведении личного приема граждан в прокуратуре Череповецкого района

03 апреля 2018 года, в период с 9.00 до 18.00, по адресу: г. Череповец, ул. Пионерская, д. 19 «а», будет проведен личный прием граждан по вопросам защиты прав предпринимателей.
При поступлении в ходе личного приема сведений о нарушениях законодательства будут организованы соответствующие проверки и при наличии оснований приняты меры прокурорского реагирования.
За получением дополнительной информации о проведении приема можно обратиться по телефону 8 (8202) 20-05-02.
Прокуратура Череповецкого района
Адрес: 162600, г. Череповец , Пионерская, д. 19а.
Прокурор: Тулякова Вера Ивановна, старший советник юстиции
Телефон: +7 (8202) 20-05-01
Факс: (8202) 20-05-08
Сайт: www.prokuratura.vologda.ru
К сведению работодателей: ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего
К сведению юридических лиц: Последствия привлечения юридического лица к административной ответственности по ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за незаконное вознаграждение от имени юридического лица
Памятка для граждан — участников долевого строительства жилья
Утверждено Положение о реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения
Информация об изменениях законодательства по осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля органами местного самоуправления в Российской Федерации

  • Информация о деятельности прокуратуры района
  • О результатах работы прокуратуры района и состоянии законности на территории района за 1 полугодие 2012 года
  • Итоги работы прокуратуры района за 6 месяцев 2013 года
  • О состоянии прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления Череповецкого муниципального района за 1 квартал 2013 года
  • Итоги работы прокуратуры района за 2013 год
  • Итоги работы прокуратуры района за 1-е полугодие 2014 года
  • О результатах работы Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в сфере выявления и пресечения коррупционных правонарушений за 2014 год

ИНФОРМАЦИЯ

Прокуратура информирует: Прокуратурой района осуществляется систематический надзор за исполнением законодательства об исполнительном производстве.

Прокуратура информирует: Надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности.

Прокуратура информирует: Прокуратурой Череповецкого района выявлены нарушения законодательства при реализации национального проекта «Культура».

Прокуратура информирует: Должностное лицо органа местного самоуправления привлечено к административной ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращения гражданина.

Прокуратура информирует: Коммерческая организация и ее руководитель привлечены к административной ответственности за нарушение законодательства о противодействии коррупции.

Прокурор разъясняет: Новое в законодательстве о противодействии коррупции.

Прокурор разъясняет: Порядок распоряжения бюджетным учреждением недвижимым имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления.

Прокуратура информирует: Устранены нарушения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Прокуратура информирует: Судом вынесен приговор в отношении должностного лица за совершение коррупционного преступления.

Прокуратура информирует: В Череповецком районе осуждено должностное лицо управляющей компании.

Прокуратура информирует: По результатам прокурорской проверки устранены нарушения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Прокурор разъясняет: Компенсация морального вреда.

Прокурор разъясняет: Реестр недобросовестных водопользователей.

Прокурор разъясняет: Установлен ли определенный срок владения недвижимостью при продаже которой собственник освобождается от уплаты налога на доходы физических лиц?

Прокурор разъясняет: Внесены изменения в Правила организованной перевозки группы детей автобусами

Прокурор разъясняет: Установлена ответственность за воспрепятствование оказанию медицинской помощи

Прокурор разъясняет: с 01.01.2020 сокращен срок оплаты по закупкам у субъектов малого и среднего бизнеса

Прокурор разъясняет: Уголовная ответственность за совершение преступлений в отношении представителя власти

Прокурор разъясняет: Уголовная ответственность за публичное оскорбление представителя власти

Прокурор разъясняет: Новое об ответственности за административные правонарушения в сфере обращения с отходами

Прокуратура информирует: Вынесен приговор в отношении жителя Бабаевского района совершившего преступление в сфере незаконного оборота наркотиков

Прокурор разъясняет: Ответственности управляющих компаний за не рассмотрение обращений

Прокуратура информирует: Судом удовлетворены требования прокурора Череповецкого района о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации

Прокуратура информирует: По результатам проверки прокуратуры Череповецкого района органом местного самоуправления приняты меры к погашению задолженности по взносам на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов

Прокурор разъясняет: Обязанность юридических лиц принимать меры по предупреждению коррупции

Прокурор разъясняет: Обязанность уведомлять о склонении к совершению коррупционных правонарушений

Прокурор разъясняет: Ужесточена ответственность за самовольное подключение и использование электрической и тепловой энергии

Прокурор разъясняет: Новое в законодательстве о противодействии коррупции

Прокурор разъясняет: Внесены изменения в ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации

Прокуратура информирует: Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в Администрации сельского поселения Уломское

Прокуратура информирует: Прокуратурой Череповецкого района выявлены нарушения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции

Прокурор разъясняет: 01.03.2019 вступают в силу изменения в Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2013 № 416, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2018 № 331

Прокурор разъясняет: Новые требования к организации и осуществлению контролирующими органами мероприятий по профилактике нарушений законодательства

Прокурор разъясняет: Установлен порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом

Прокуратура информирует: В Череповецком районе осужден гражданин за осквернение места захоронения

Прокуратура информирует: Прокуратурой Череповецкого района обобщено состояние законности и практика прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства о государственной и муниципальной собственности за 2018 год

Прокуратура информирует: Благодаря принятым мерам прокурорского реагирования восстановлены трудовые права работника коммерческой организации

2018

Прокуратура информирует: По результатам прокурорских проверок в деятельности ОСП по Череповецкому району выявлены нарушения законодательства об исполнительном производстве

Прокурор разъясняет: Уголовная ответственность за незаконную охоту

Прокуратура разъясняет: Профилактика наркомании в молодежной среде — ответственность за незаконный оборот наркотических средств

Прокурор разъясняет: Денежные средства, полученные в результате совершения коррупционных правонарушений, будут направляться в доход бюджета Пенсионного фонда РФ

Прокурор разъясняет: О порядке исполнения административного наказания в виде штрафа

Прокуратура информирует: В Череповецком районе мерами прокурорского реагирования пресечены нарушения законодательства в кредитно-банковской сфере

Прокуратура информирует: Судом удовлетворены требования прокурора Череповецкого района о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации

Прокуратура информирует: Прокуратурой Череповецкого района приняты меры к защите трудовых прав граждан

Прокуратура информирует: По результатам прокурорской проверки сельскохозяйственным предприятием устранены нарушения в сфере обращения с опасными промышленными отходами и отходами животноводства

Прокурор разъясняет: Уголовная ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лиц, достигших предпенсионного возраста

Прокурор разъясняет: Ответственность за нарушение требований жилищного законодательства

Прокуратура информирует: Прокуратурой Череповецкого района приняты меры к восстановлению нарушенных жилищных прав сироты

Прокуратура информирует: По результатам прокурорской проверки в Череповецком районе чиновник привлечен к административной ответственности за нарушение требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан

Прокуратура информирует: В Череповецком районе осужден житель п. Суда за фиктивную постановку на учет иностранных граждан

Прокурор разъясняет: Внесены изменения в законодательство о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Прокуратура информирует: По требованию прокуратуры Череповецкого района жителям многоквартирного дома произведен перерасчет платы за содержание и ремонт жилья

Прокуратурой Череповецкого района выявлены многочисленные нарушения требований законодательства о муниципальном контроле

Прокурор разъясняет: Установлен порядок расчета собственных средств застройщика, привлекающего средства граждан и юридических лиц для долевого строительства объектов недвижимости

Прокуратура информирует: Прокуратурой Череповецкого района признано законным возбуждение уголовного дела по факту злоупотребления полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации

Прокуратура информирует: «Органом местного самоуправления приняты меры к устранению нарушений градостроительного законодательства при предоставлении муниципальной услуги»

Прокуратура информирует: В Череповецком районе осуждено должностное лицо государственного учреждения за совершение коррупционного преступления

Прокурор разъясняет: Внесены изменения в Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

Прокуратура информирует: По иску прокурора района судом запрещена к распространению на территории Российской Федерации информация, побуждающая граждан уклоняться от оплаты коммунальных ресурсов

Прокуратура информирует: В Череповецком районе вынесен приговор в отношении женщины, оставившей в опасности двух своих малолетних детей

Прокуратура информирует: Житель Череповецкого района предстанет перед судом за публичное оскорбление представителя власти

Прокурор разъясняет: Ответственность в сфере обращения с отходами

Прокурор разъясняет: Ужесточена уголовная ответственность в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Прокурор разъясняет: Правила осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства

Прокурор разъясняет: О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде

Прокурор разъясняет: Ужесточена ответственность для «телефонных террористов»

Прокуратура информирует: Судом удовлетворены исковые требования прокурора Череповецкого района о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации

Прокурор разъясняет: Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания

Разъяснение законодательства о выборах

Прокуратура информирует: В Череповецком районе за покушение на мелкое взяточничество осужден житель города Череповца

Прокурор разъясняет: Уголовная ответственность за незаконный оборот алкогольной продукции

Прокурор разъясняет: Федеральный закон о ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей

Прокуратура информирует: Прокуратурой Череповецкого района выявлены нарушения законодательства, регламентирующего порядок предоставления земельных участков многодетным семьям

Прокурор разъясняет: Водителей обязали одевать светоотражающие жилеты

Прокуратура информирует: Осужден житель города Череповца за совершение многочисленных краж на территории Череповецкого района

Прокуратура информирует: Вынесен приговор в отношении должностного лица за совершение коррупционного преступления

Прокурор разъясняет: О восстановлении срока, предусмотренного для уплаты административного штрафа в размере половины от назначенной суммы

Прокурор разъясняет: Разрешение судами споров, связанных с ограничением или лишением родительских прав, а также отобранием ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью
Прокуратурой Череповецкого района в Администрации Тоншаловского сельского поселения выявлены нарушения законодательства о муниципальной службе

Прокурор разъясняет: 9 декабря – Международный день борьбы с коррупцией

Прокурор разъясняет: Приобретательная давность не может распространяться на самовольно возведенное строение, расположенное на неправомерно занимаемом земельном участке.

Прокурор разъясняет: Необходимо ли соблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора об установлении сервитута?

Прокуратура информирует: Прокуратурой Череповецкого района принимаются меры к защите жилищных прав детей-сирот

Прокурор разъясняет: В какие сроки застройщик должен передать объект долевого строительства участнику долевого строительства и каковы последствия нарушения сроков передачи квартиры

Прокуратура информирует: Череповецким районным судом вынесен приговор в отношении начальника отделения почтовой связи за совершение преступления коррупционной направленности

Прокуратура информирует: «По результатам прокурорской проверки сельскохозяйственным предприятием Череповецкого района устранены нарушения в сфере обращения с отходами животноводства и опасными промышленными отходами»

Прокуратура разъясняет: Новое в законодательстве о противодействии коррупции

Прокуратура информирует: В результате принятых мер прокурорского реагирования восстановлены трудовые права работников сельхозпредприятия

Прокурор разъясняет: Изменения в законодательстве о воинской обязанности для госслужащих

Прокуратурой Череповецкого района утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении начальника ОПС Пустошка филиала ФГУП «Почта России»

Прокуратурой Череповецкого района утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении директора МУК «Коротовское СКО»

Прокуратура информирует: По материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по факту невыплаты заработной платы в размере более 4,5 миллионов рублей

Прокуратура информирует: О результатах проверки по обращению первого секретаря Комитета Череповецкого районного отделения КПРФ Кощеева А.В. по вопросу незаконного характера заседания Муниципального Собрания Череповецкого муниципального района, состоявшегося 28.06.2017

Прокурор разъясняет: Ответственность за несанкционированные свалки

Прокуратурой Череповецкого района выявлены нарушения в сфере оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства в Администрации Судского сельского поселения

Прокурор разъясняет: установление сервитута

Прокуратура информирует: В Череповецком районе по результатам прокурорской проверки перед работниками предприятия погашена в полном объеме задолженность по заработной плате

Прокуратура информирует: Директор государственного учреждения привлечен к административной ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан

Прокурор разъясняет: Противодействие коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Прокуратурой Череповецкого района выявлены нарушения в Администрации Нелазского сельского поселения в сфере исполнения земельного законодательства

Прокуратура информирует: «Осужден глава Нелазского сельского поселения за коррупционные преступления»

Прокуратурой Череповецкого района осуществлен анализ состояния законности в сфере законодательства о налогах и сборах

Прокуратурой Череповецкого района в результате прокурорских проверок в деятельности ОСП по Череповецкому району выявлено более 200 нарушений законодательства об исполнительном производстве

Прокуратурой Череповецкого района в Администрации Судского сельского поселения выявлены нарушения законодательства о муниципальной службе

Прокуратурой Череповецкого района в Администрации муниципального образования Воскресенское выявлены нарушения закона в сфере оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства

Прокуратурой Череповецкого района в Администрации Нелазского сельского поселения выявлены грубые нарушения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции

Прокурор разъясняет: «На депутатов представительных органов местного самоуправления возложены обязанности в сфере противодействия коррупции»

Прокуратурой Череповецкого района выявлены нарушения в сфере исполнения законодательства о муниципальной собственности в Администрации муниципального образования Югское

Прокуратурой Череповецкого района в Администрации Коротовского сельского поселения выявлены грубые нарушения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции

Прокуратурой Череповецкого района выявлены нарушения в сфере исполнения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в Администрации Малечкинского сельского поселения

Прокурор разъясняет: «Административный арест как вид административного наказания»

Прокуратура Череповецкого района обобщила результаты применения амнистии

Объявление о приеме граждан по вопросам нарушения прав несовершеннолетних 05 июня 2014 года

О деятельности прокуратуры района в сфере защиты трудовых прав граждан: «По постановлению прокурора Череповецкого района дисквалифицирован руководитель предприятия, за систематическое нарушение прав работников на своевременную оплату труда»

Прокуратура информирует: «ООО «ПКП «Гермес» за совершение коррупционного правонарушения назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей»

По постановлению заместителя прокурора Череповецкого района суд дисквалифицировал руководителя предприятия за систематическое нарушение прав работников на своевременную оплату труда (ООО «Птицефабрика Климовская»)

Прокуратурой Череповецкого района выявлены нарушения в сфере распоряжения муниципальным имуществом: Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности в Администрации Ирдоматского сельского поселения

Органами прокуратуры Сахалинской области в рамках надзора за исполнением законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности проводят проверку деятельности органов исполнительной власти всех уровней, обладающих контрольно-надзорными полномочиями и реализующих разрешительные процедуры, на наличие коррупционных связей между органами исполнительной власти и организациями, оказывающими платные услуги в соответствующих сферах. Оценивая складывающуюся ситуацию, прокуратура области обращается к предпринимательскому сообществу с целью выявления нарушений прав субъектов предпринимательской деятельности и сообщения о фактах: — создания препятствий для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе путем издания незаконных правовых актов (постановлений, приказов, распоряжений и пр.), проведения необоснованных проверок, вмешательства в договорные отношения, навязывания платных услуг и пр.; — — создания исполнительных органов (муниципальных организаций) с дублирующими целями, задачами, функциями и полномочиями органов контроля и наделения их дополнительными полномочиями, не предусмотренными законодательством; — оказания платных услуг субъектам предпринимательской деятельности (при выдаче лицензий, проведении экспертиз, подготовке документации, сертификации продукции, подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и др.), за оказание которых федеральным законодательством не предусмотрено установление платы, либо оказания платных услуг, относящихся к компетенции органов контроля и осуществляемых в соответствии с законодательством на безвозмездной основе; — о фактах заключения органами контроля, должностными лицами органов контроля и надзора с аккредитованными организациями, организациями — объектами контроля и надзора, а также претендентами на получение разрешений, согласований и др. гражданско-правовых договоров на оказание консультационных и пр. услуг; — о фактах «навязывания» услуг по проведению экспертиз, исследований, подготовке документов конкретными организациями, учреждениями и об отсутствии возможности альтернативного обращения в иные организации; — о фактах незаконного осуществления государственными гражданскими служащими коммерческой деятельности, учреждении коммерческих организаций, владении долями и пакетами акций и т.д. Указанные выше сведения можно представить в прокуратуру Сахалинской области: г. Южно-Сахалинск ул. Чехова, д. 28, в прокуратуры городов и районов, путем обращения с использованием официального сайта прокуратуры области в сети Интернет или по телефону (8-4242) 43-03-26.

Целевые установки внутренней политики государства, направленные на дальнейшее развитие социально-экономической сферы, во многом связаны с необходимостью становления предпринимательства в его цивилизованном, отвечающем общемировым тенденциям смысле, и здесь важное значение отводится организации и поддержке его малых и средних форм как традиционной основы для формирования среднего класса. К сожалению, на поступательном пути развития бизнеса, если принимать во внимание его априорную добросовестность, возникает немало проблем, обусловленных как криминализацией определенных сфер, представляющих привлекательность с точки зрения их рентабельности, а это имеет следствием такие вошедшие в обиход явления, как захват и передел бизнеса, так и высоким уровнем коррупционности чиновничества, призванного в силу требований законодательства осуществлять определенные управленческие функции (разрешительные, контрольно-надзорные и др.), т.е. в первооснове упорядочивать соответствующие общественные отношения, однако нередко предпочитающего извлекать из своей должности дополнительные, не предусмотренные законом источники дохода.

К числу наиболее часто выявляемых в ходе прокурорских проверок нарушений законов в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности относятся:

  • • введение необоснованных процедур и запретов;
  • • несоблюдение правил оказания платных государственных и муниципальных услуг;
  • • установление непредусмотренных сборов и платежей;
  • • незаконный отказ в реализации прав;
  • • ограничение конкуренции и создание преференций отдельным предпринимателям;
  • • нарушение установленных сроков при рассмотрении заявлений;
  • • проведение проверочных мероприятий органами контроля (надзора) с нарушением процедур;
  • • принятие незаконных решений о привлечении к административной ответственности либо нарушение порядка применения мер административного воздействия и др.

Одной из действенных форм защиты предпринимателей в последние годы выступает специально закрепленный на законодательном уровне механизм обеспечения интересов бизнес-сообщества при осуществлении в отношении его субъектов проверок многочисленными контрольно-надзорными структурами. Впервые соответствующий протекционный институт был введен Федеральным законом от 08.08.2001 № 134-Φ3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)», которым устанавливались жесткие требования к организации и проведению соответствующими органами проверок соблюдения требований нормативных правовых актов в деятельности субъектов предпринимательства, а также предусматривались способы защиты прав и законных интересов последних от незаконных действий и решений указанных властных структур. При этом следует отметить, что в начале 2000-х гг., равно как и в 1990-е гг., органы прокуратуры не рассматривались руководством страны в качестве полноценного элемента системы защиты прав предпринимателей, в силу чего и на ведомственном уровне перед прокурорами не ставилось соответствующих целевых установок. Безусловно, данное обстоятельство отнюдь не означает, что прокуроры не реагировали на поступающие к ним обращения субъектов предпринимательской деятельности о фактах нарушения, в том числе и названного законодательного акта, поскольку в силу ст. 1 Закона о прокуратуре прокурорский надзор распространяется на любые сферы жизнедеятельности государства и общества, регулируемые законом.

Вместе с тем уже в середине 2000-х гг. наметилась тенденция официального подключения органов прокуратуры к вопросам, связанным с защитой интересов субъектов предпринимательской деятельности. Начало этому процессу положил приказ Генпрокурора РФ от 17.08.2005 № 29 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности», который основными направлениями деятельности прокуроров определил надзор за деятельностью чиновников, в том числе осуществляющих государственный контроль (надзор), а также за законностью издаваемых правовых актов на всех уровнях публичной власти, начиная с нормотворчества федеральных органов исполнительной власти и заканчивая соответствующей деятельностью органов местного самоуправления, с точки зрения создания ими препятствий для добросовестной конкуренции, возложения на предпринимателей дополнительных обязанностей и т.д. При этом в п. 1.8 приказа предписывалось в случае непринятия своевременных и адекватных мер по устранению выявленных нарушений закона виновных должностных лиц органов прокуратуры привлекать к строгой дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения. Таким образом, на прокуроров было возложено важное направление надзорной деятельности с установлением целевых ориентиров.

Указанный документ утратил свою силу в связи с принятием действующего в настоящее время приказа Генпрокурора РФ от 31.03.2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности», который с учетом наработанной практики серьезно скорректировал задачи прокуроров. В частности, появились нормы, предписывающие прокурорам осуществлять постоянный мониторинг в сфере соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, исключить факты вовлечения органов прокуратуры в хозяйственные споры между коммерческими структурами, обеспечить постоянный надзор за исполнением Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», противодействовать рейдерским захватам. Особое внимание в плане защиты прав предпринимателей уделено сфере надзора за осуществлением оперативно-розыскной деятельности, а также регистрационно-учетной работы органов, осуществляющих уголовное преследование. Кроме того, прокурорам предписано обеспечить гласность и прозрачность в деятельности органов прокуратуры на рассматриваемом участке, активно использовать в этих целях возможности СМИ.

Пунктом 1.5 приказа от 31.03.2008 № 53 при организации надзора прокурорам предписано акцентировать усилия на:

  • • пресечении действий органов государственной власти и местного самоуправления, ограничивающих свободу экономической деятельности;
  • • соблюдении прав субъектов предпринимательской деятельности при проведении государственного контроля;
  • • выявлении и устранении фактов ограничения конкуренции и иных нарушений антимонопольного законодательства (с привлечением уполномоченных антимонопольных органов);
  • • противодействии рейдерским захватам;
  • • рассмотрении заявлений и иных обращений хозяйствующих субъектов.

В рамках реализации положений приказа от 31.03.2008 № 53 прокурорами на региональном и районном уровнях с середины 2008 г. созданы предпосылки для ведения непосредственного открытого диалога с представителями бизнес-сообщества по вопросам, связанным с нарушением прав предпринимателей, путем создания общественных советов при прокуратурах. Более того, в рамках активизации антикоррупционной работы в прокуратурах созданы интернет-сайты, на которые может обратиться каждый, кто имеет информацию о коррупционных проявлениях чиновников. Эти и иные организационные меры позволили значительно увеличить объем необходимой прокурорам информации о нарушениях законов в рассматриваемой сфере, а значит, более эффективно выполнять поставленные перед ними задачи.

Вместе с тем стойкие негативные тенденции в сфере деятельности чиновников, в том числе представителей многочисленных органов государственного контроля (надзора), серьезно затрудняющие свободное развитие предпринимательства, обусловили необходимость издания Президентом РФ Указа от 15.05.2008 № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», которым Правительству РФ предписывалось оперативно разработать ряд законодательных предложений, среди которых особое место занимает положение о проведении внеплановых мероприятий по контролю в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства только в целях выявления нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, по согласованию с прокурором. То есть были созданы предпосылки включения прокурора как лица, надзирающего за деятельностью контролирующих органов, в процедуру дачи оценки законности проводимых этими органами внеплановых мероприятий, поскольку наработанная к тому времени практика имела немало примеров использования возможностей органов контроля (надзора) для решения «воспитательных» задач в отношении отдельных предпринимателей, когда в течение одного года совокупное число проверок могло составлять десятки, а в наиболее вопиющих ситуациях и сотни, что, конечно же, просто создавало паралич в работе бизнесменов. А если добавить к этому ненавязчивые угрозы подвергнуться уголовному преследованию, равно как и вполне конкретные процессуальные решения, многие из которых отменялись впоследствии по требованию надзирающих прокуроров, то вполне можно представить себе моральное состояние и деловой настрой подвергшихся подобной участи субъектов.

Законодательные новеллы, закрепившие на самом высоком уровне роль прокуроров в обеспечении законности в предпринимательской сфере, нормативно материализовались в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который вступил в силу с 1 мая 2009 г., признав утратившим силу Федеральный закон от 08.08.2001 № 134-Φ3.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ прокуроры наделены полномочиями по согласованию внеплановых выездных проверок соответствующих контрольнонадзорных органов, организуемых в случае поступления в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах:

  • а) возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • б) причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Первоначально данное требование распространялось только на внеплановые проверки, организуемые в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, однако достаточно эффективная работа, показанная прокурорами в 2009 г., предопределила внесение изменений в апреле 2010 г. в рассматриваемую норму Закона, которая была распространена на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что в значительной мере повысило нагрузку на прокуроров.

По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения. Анализ реализации прокурорами согласовательных полномочий показывает, что указанная деятельность вполне обоснованно возложена на прокуроров, которые в зависимости от конкретно взятой сферы общественных отношений не дают согласия на проведение внеплановой проверки в 40 и даже 60% случаев.

Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:

  • • отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • • отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки;
  • • несоблюдение требований, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;
  • • осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента РФ и Правительства России;
  • • несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
  • • проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

С 1 августа 2011 г. в ст. 10 Закона внесено дополнение, предусматривающее обязательность проведения контрольно-надзорным органом внеплановой проверки на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Следует отметить еще одну важную роль, отведенную ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ органам прокуратуры. Начиная с 1 января 2010 г. на Генпрокуратуру РФ возложено формирование ежегодного сводного плана проведения плановых проверок органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на предстоящий период и размещение его на официальном сайте Генпрокуратуры РФ в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года. То есть фактически речь идет о реализации такого направления прокурорской деятельности, как государственный учет в рассматриваемой сфере.

Предваряет окончательное формирование сводного плана кропотливая работа прокуроров всех уровней, которые, начиная с 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, тщательно изучают представленные им контрольно-надзорными органами проекты ежегодных планов и вносят свои предложения, в том числе по исключению тех или иных проверочных мероприятий. В свою очередь, доработанные с учетом рекомендаций и замечаний прокуроров и утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок вновь представляются в органы прокуратуры до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, которые к 1 декабря аккумулируются в Генпрокуратуре РФ для последующего размещения на официальном сайте в сети Интернет в качестве сводного плана.

Реализация соответствующих полномочий в тестовом режиме в конце 2009 г., т.е. до вступления рассмотренных положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ в силу, показала, что из более чем 1 200 000 запланированных плановых проверок, прокурорами было предложено исключить свыше 40%. Указанные требования закона в части наделения прокуроров проверочными полномочиями в отношении планируемых мероприятий контрольно-надзорных органов стимулируют соответствующие органы к более добросовестному отношению к положениям закона, регулирующим их деятельность.

В организационном плане важное значение для формирования единообразной практики применения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ прокурорами на всех уровнях имеют положения приказа Генпрокурора РФ от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”», которым, в частности, прокурорам предписано:

  • • осуществлять учет проводимых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок;
  • • организовать проведение сверок данных с органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля об осуществленных плановых и внеплановых выездных проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по итогам работы за каждое полугодие;
  • • обеспечить системный сбор, накопление и обработку информации о нарушениях прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая сведения общественных организаций и средств массовой информации.

Кроме того, данным приказом утвержден Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также введены формализованные бланки решений о согласовании проведения внеплановой выездной проверки и об отказе в согласовании внеплановой выездной проверки.

Среди организационно-распорядительных документов Генпрокурора РФ в рассматриваемой сфере надзорной деятельности следует также выделить:

  • • указание от 27.07.2009 № 240/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”», п. 2 которого прокурорам субъектов РФ и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур в целях активизации и повышения эффективности работы предписано: 1) обеспечивать действенный прокурорский надзор за исполнением законов контролирующими органами; 2) устанавливать постоянный контроль за работой подчиненных прокуратур; 3) проверять законность принятых ими решений о согласовании контролирующим органам проведения внеплановых выездных проверок; 4) незамедлительно реагировать на выявленные факты нарушений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, принимать меры по их реальному устранению и привлечению к ответственности виновных лиц;
  • • указание от 13.08.2009 № 260/7 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов малого и среднего предпринимательства, устранением административных барьеров предпринимательской деятельности, исполнением законов органами исполнительной власти, обладающими контрольнонадзорными полномочиями и реализующими разрешительные процедуры», п. 1.4 которого требует от прокуроров акцентировать усилия на: 1) соблюдении прав хозяйствующих субъектов государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами; 2) противодействии рейдерским захватам; 3) исполнении законов при подключении хозяйствующих субъектов к сетям инженерно-технического обеспечения, установлении платы за такое подключение и определении ее размера.

Немаловажное значение с точки зрения полноты информации об имеющих место нарушениях закона в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности имеет организация эффективного взаимодействия с представителями биснес-сообщества, ежедневно сталкивающимися с теми или иными проблемами, и другими институтами гражданского общества, включая независимые СМИ.

Помимо названных выше общественных советов при прокуратурах регионального звена, в рамках функционирования которых строится конструктивный диалог, позволяющий прокурорам влиять на состояние законности в рассматриваемой сфере, своевременно принимать адекватные складывающимся реалиям меры, следует отметить, что на уровне Генпрокуратуры РФ созданы механизмы взаимодействия с авторитетными в предпринимательской среде структурами. Речь идет о соглашениях, заключенных с:

  • – Торгово-промышленной палатой РФ (указание Генпрокурора РФ от 25.06.2009 № 212/20 «Об организации исполнения Соглашения о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации» прямо обязывает прокуроров субъектов РФ заключать аналогичные соглашения о сотрудничестве с территориальными торгово-промышленными палатами);
  • – Российским союзом промышленников и предпринимателей;
  • – общероссийскими общественными организациями «ОПОРА России» и «Деловая Россия».

С учетом отнесения вопросов исполнения законов в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности к числу приоритетных направлений надзора и необходимости обеспечения принципа централизации в организации такой работы приказом Генпрокурора РФ с 24.05.2012 № 48-ш в составе Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства создано специальное подразделение – управление по надзору за соблюдением прав предпринимателей. В его задачу входит в том числе и обеспечение взаимодействия с институтом Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, который введен Указом Президента РФ от 22.06.2012 № 879. Аналогичные институты созданы и в субъектах РФ, что предопределяет необходимость организации надлежащего взаимодействия с ними соответствующих прокуроров.

Таким образом, следует отметить, что органы прокуратуры с учетом специфики осуществления ими надзорной работы занимают весомую нишу в механизме защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, что способствует повышению ее авторитета у рассматриваемой части гражданского общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *