Затраты на ремонт

Затраты на ремонт

СТ 260 НК РФ.

1. Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком,
рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном
(налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

2. Положения настоящей статьи применяются также в отношении расходов арендатора
амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и
арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.

3. Для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения
расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы
под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным статьей 324
настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 260 Налогового кодекса

Расходы на ремонт основных средств регулируются статьей 260 НК РФ.

Внимание!

Как разъяснил в письме от 15.07.2009 N 03-03-06/1/470 Минфин России, на основании статьи 260 НК РФ расходы на ремонт арендованного помещения можно учесть только в том случае, если это имущество у собственника (арендодателя) является амортизируемым основным средством. Имущество физического лица к амортизируемому основному средству не относится.

Таким образом, положения статьи 260 НК РФ в рассматриваемом случае не применяются.

Данная позиция также имеет место и в судебной практике.

Суть дела.

Между физическим лицом (арендодатель) и организацией (арендатор) были заключены договоры аренды, которые были зарегистрированы в уполномоченном органе.

Между организациями был заключен договор субаренды вышеназванных зданий. Пунктами дополнительного соглашения к договору было определено, что обязанность по производству капитального ремонта основных средств является обязанностью субарендатора (налогоплательщика).

Позиция суда.

Согласно статье 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается полученная налогоплательщиком прибыль — доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

Расходы, уменьшающие полученные доходы, должны соответствовать критериям, названным в статье 252 НК РФ, а именно: расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Обоснованными расходами являются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Соответствие затрат организации, связанных с ремонтом арендованных основных средств, установленным статьей 252 НК РФ критериям не может служить единственным основанием для включения их в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль, без сопоставления понесенных затрат с иными нормами главы 25 НК РФ.

В зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика расходы подразделяются на две группы: расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (пункт 2 статьи 252 НК РФ).

Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя в том числе расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном состоянии) — пункт 1 статьи 253 НК РФ.

Также расходы, связанные с производством и реализацией, в соответствии с их экономическим содержанием делятся на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы (пункт 2 статьи 253 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Положения настоящей статьи применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.

Согласно статье 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10000 рублей.

Таким образом, в силу пункта 1 статьи 256 НК РФ имущество, находящееся в собственности физического лица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, не относится к объектам, подлежащим амортизации.

Следовательно, оснований относить затраты, направленные на ремонт имущества, арендованного у физического лица, не являющегося предпринимателем, к материальным или прочим расходам, в составе которых учтены иные расходы налогоплательщика, не имеется.

(По материалам Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2007 N Ф04-483/2007(31447-А67-40.)

Следует отметить, что в письме Минфина России от 13.12.2010 N 03-03-06/1/773 указано, что нормы статьи 260 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций ограничивают отнесение к прочим расходам только расходов арендатора на ремонт амортизируемых основных средств (если договором аренды возмещение таких расходов арендодателем не предусмотрено).

ГЛАВА 14. РАСХОДЫ НА РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Расходы, связанные с ремонтом основных средств, предоставленных в аренду физическим лицом, которые не относятся к амортизируемым основным средствам и по условиям договора аренды не возмещаются арендодателем, могут быть учтены для целей налогообложения в соответствии с нормами статьи 264 НК РФ как прочие расходы, связанные с производством и реализацией, при условии их соответствия требованиям статьи 252 НК РФ.

Внимание!

На практике имеют место ситуации, когда автомобиль, принадлежащий налогоплательщику на праве собственности, пострадал в результате ДТП, при этом отсутствует факт возмещения вреда с виновника ДТП. В такой ситуации налогоплательщик может учесть расходы на ремонт автомобиля при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Данная позиция находит свое отражение в судебной практике.

Суть дела.

Налоговый орган провел выездную проверку организации по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в частности правильности исчисления и уплаты налога на прибыль за период, по результатам которой составил акт.

Рассмотрев материалы проверки, а также представленные налогоплательщиком возражения, налоговый орган принял решение о доначислении налога на прибыль, пени, штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ.

Организация отнесла на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, затраты по ремонту основного средства (автомобиля), используемого в производственной деятельности и поврежденного в результате дорожно-транспортного происшествия. Согласно статье 247 НК РФ объектом обложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Позиция суда.

В пункте 1 статьи 252 НК РФ установлено, что в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ), под которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (статья 252 НК РФ).

В силу пункта 1 статьи 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

При этом ограничений по включению в налоговую базу расходов на ремонт основного средства в зависимости от причин, повлекших ремонт, а также от реализации обществом права на подачу регрессного иска к водителю-виновнику ДТП налоговое законодательство не предусматривает.

Организация понесла расходы на ремонт поврежденного в результате ДТП автомобиля, используемого в производственной деятельности. Данные затраты являются экономически обоснованными и документально подтвержденными. Доказательств обратного налоговый орган не представил.

(По материалам Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 24.06.2009 N А53-6877/2008-С5-37.)

Другой комментарий к Статье 260 НК РФ

‹ Статья 259.3. Применение повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизацииВверхСтатья 261 НК РФ. Расходы на освоение природных ресурсов ›

Все статьи Ремонт собственных основных средств: бухгалтерский и налоговый учет (Суслова Ю.А.)

Наиболее распространенным видом восстановления объектов основных средств является их текущий и капитальный ремонт. Какие сложности могут возникнуть при отражении затрат на ремонт в бухгалтерском и налоговом учете?

В первую очередь необходимо определиться, какой вид ремонта планируется провести: текущий, капитальный или реконструкцию (модернизацию), поскольку есть существенные отличия их учета и налогообложения.
Согласно Положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений (утв. Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279), которое действует и в настоящее время, ремонт производственных зданий и сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как здания и сооружения в целом, так и их отдельных конструкций.
В соответствии с Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88(р)) (утв. Приказом Госкомархитектуры России от 23.11.1988 N 312) под ремонтом понимается комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не связанных с изменением основных технико-экономических показателей здания.
К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
Реконструкция здания — это комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости или пропускной способности или его назначения) в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг.
Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ под модернизацией, дооборудованием, достройкой понимаются работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
Итак, для признания произведенных работ модернизацией либо дооборудованием необходимо, чтобы они изменили технологическое или служебное назначение этого объекта, чтобы у него изменились функции и повысились нагрузки, нормативные показатели. Реконструкция должна нести за собой совершенствование производства, повышение технико-экономических показателей здания, увеличивать производственные мощности (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2012 N 09АП-10265/2012-АК).
Если во время реконструкции производилась, например, замена некоторых изношенных элементов здания, оборудования, т.е. в том числе текущий ремонт, то отделить ее от реконструкции и учесть отдельно нельзя. В данном случае они считаются необходимым этапом работ по реконструкции. Поскольку в рассматриваемом случае конечной целью проведения работ в здании было увеличение количества, площади и назначения помещений, все затраты, понесенные организацией, необходимо включить в стоимость здания как затраты на его реконструкцию. То, что в ходе работ производилась также замена изношенных частей здания, не имеет значения, поскольку в данном случае эти работы являлись необходимым этапом проведения реконструкции в здании (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.03.2014 N А27-7811/2013).
Хотя здесь имеет место и иная позиция.
В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2013 по делу N А19-3291/2013, по мнению ИФНС, работы по капитальному ремонту и реконструкции помещения, выполненные одновременно, должны отражаться в налоговом учете в совокупности по результату. Но, как указал суд, признавая позицию налогового органа необоснованной, работы по реконструкции и капитальному ремонту, осуществленные в отношении одного объекта основных средств, выполненные одновременно и принятые одним актом о приеме-сдаче, учитываются для налогообложения раздельно применительно к каждому виду работ и каждому помещению.
Проанализируем несколько спорных ситуаций, возникших при определении вида произведенных работ.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (Постановление от 05.08.2014 по делу N А78-4284/2013) рассмотрел следующий случай. По мнению ИФНС, налогоплательщик неправомерно единовременно включил в расходы затраты на техническое перевооружение основных средств: БелАЗов, экскаваторов, бульдозера. Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, замена отдельных частей указанных основных средств была произведена в целях исправления выявленных дефектов и уменьшения простоев техники в связи с ее неисправностью, т.е. для продолжения ее нормальной эксплуатации. Поэтому расходы на такую замену относятся к расходам на ремонт основных средств, подлежащим учету единовременно, а не через амортизацию.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа (Постановление от 19.05.2014 N Ф09-2241/14 по делу N А60-11126/2013) отклонил доводы налогового органа о том, что произведенные работы являются реконструкцией, исходя из экспертного заключения, в соответствии с которым выполненные на участке трубопровода работы являются капитальным ремонтом, поскольку фактически была произведена замена изношенных участков труб с одновременной заменой на другой материал, не превышающих 50% от общей протяженности водовода. Следовательно, налогоплательщик правомерно списал расходы на ремонт единовременно.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа (Постановление от 23.12.2013 по делу N А48-1849/2013) рассмотрел следующую ситуацию. Налоговая инспекция сочла, что налогоплательщик необоснованно учел в составе расходов стоимость работ по ремонту объекта основных средств (склада). Однако суд встал на сторону организации, указав, что, хотя согласно актам о приемке выполненных работ, договору подряда спорный объект (склад) был полностью разобран, демонтирован фундамент, несущие стены, арки, листовые конструкции, но после демонтажа ангар был собран с использованием как старых материалов, так и вновь приобретенных для указанных целей. Хотя склад был разобран в целях ремонта фундамента, арки и листовая обшивка не менялись, поэтому площадь склада, его высота остались неизменными. Основные технико-экономические показатели склада сохранились, у него не появились новые качественные или количественные характеристики, не изменились его параметры. При этом суд счел, что выводы ИФНС о том, что в результате ремонта были повышены технико-экономические показатели, увеличена производственная мощность, носят предположительный характер и не подтверждены документально.

Бухгалтерский учет

Основные правила отражения в бухгалтерском учете и документального оформления проведения ремонта основных средств отражены в Приказе Минфина России от 13.10.2003 N 91н.
Затраты по ремонту объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету соответствующих счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат.
Учет затрат, связанных с модернизацией и реконструкцией (включая затраты по модернизации, осуществляемой во время ремонта, осуществляемого с периодичностью более 12 месяцев) объекта основных средств, ведется в порядке, установленном для учета капитальных вложений.
При наличии у объекта основных средств нескольких частей, которые учитываются как отдельные инвентарные объекты и имеют разный срок полезного использования, замена каждой такой части при восстановлении учитывается как выбытие и приобретение самостоятельного инвентарного объекта.
Рассмотрим порядок документального оформления ремонтных работ.
В первую очередь руководителю необходимо издать приказ или распоряжение о проведении ремонта, в котором следует указать, что ремонт будет проводиться собственными силами (хозяйственным способом).
Фактические расходы, если организация выполняет работы хозяйственным способом, должны подтверждаться, в частности, следующими первичными учетными документами:
— актами на списание строительных материалов, документами о расходе материалов;
— табелями учета рабочего времени рабочих, расчетно-платежными ведомостями на выплату зарплаты работникам и т.д.;
— дефектной ведомостью (отметим, что в общем случае составление ведомости не обязательно, организация может подтвердить факт осуществления работ и вышеперечисленными документами, а также актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств по ф. N ОС-3). Наличие дефектной ведомости позволит избежать возможных претензий со стороны налоговых органов. В данном документе указывается описание повреждений объекта, а также характер и срок ремонтных работ, которые подтвердят списание соответствующих расходов.
Контролирующие органы при проверке нередко требуют представления дефектной ведомости, подтверждающей факт поломки (износа) и необходимость ремонта того или иного имущества компании. Они полагают, что наличие такого документа обязательно и при его отсутствии соответствующие расходы компания не вправе учесть при исчислении налога на прибыль.
Таким образом, при проведении ремонта собственными силами дефектную ведомость заменяет, можно сказать, акт выполненных работ (как при осуществлении работ сторонней организацией) и его безопаснее оформлять, самостоятельно разработав форму и утвердив ее в приложении к учетной политике (ст. ст. 8 и 9 Закона о бухгалтерском учете).
Дефектная ведомость, например, может содержать следующие сведения: в каком объекте ОС выявлены дефекты (для идентификации объекта нужно указать его наименование, место нахождения и инвентарный номер); дефекты (поломки, неисправности, изношенные детали и т.п.) выявлены в основных средствах; работы необходимо выполнить, чтобы привести объект в состояние, пригодное к эксплуатации.
Дефектную ведомость подписывает комиссия из представителей подразделения, эксплуатирующего объект основных средств, и подразделения, которое будет осуществлять его ремонт. Утверждает ведомость руководитель организации.
После окончания ремонта должен быть составлен акт по ф. N ОС-3 или аналогичный акт, утвержденный учетной политикой организации.
Организации не вправе создавать в бухгалтерском учете резерв на ремонт основных средств (с 2011 г.). Поэтому в бухгалтерском учете затраты на ремонт являются расходами по обычным видам деятельности, если основные средства используются в процессе производства продукции, товаров, работ, услуг. Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.
В случае если текущий ремонт осуществляется собственными силами (если в организации не создано соответствующее структурное подразделение), расходы на ремонт отражаются записями:
Д-т сч. 20 "Основное производство"
К-т сч. 10 "Материалы"
на сумму стоимости материально-производственных запасов, использованных при выполнении ремонтных работ;
Д-т сч. 20 "Основное производство"
К-т сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"
на сумму заработной платы и налогов с нее рабочих, занятых на ремонтных работах;
Д-т сч.

Способы списания расходов на ремонт основных средств

20 "Основное производство"
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
на сумму стоимости работ и услуг сторонних организаций, использованных при ремонте;
Д-т сч. 20 "Основное производство",
К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
на сумму стоимости работ и услуг, выполненных и оказанных работниками, привлекаемыми на условиях договора гражданско-правового характера.
В случае ремонта имущества общепроизводственного назначения расходы отражаются по дебету счета 25 "Общепроизводственные расходы".
Затраты на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения (в том числе офисного помещения) отражаются по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы".
В том случае, когда производится ремонт объектов непроизводственного назначения, суммы расходов списываются, как правило, в дебет счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".
В организациях торговли и общественного питания расходы на ремонт основных средств включаются в состав издержек обращения и отражаются на счете 44 "Расходы на продажу".

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Все статьи Расходы на ремонт основных средств: правильный учет в целях обложения налогом на прибыль организаций (Лермонтов Ю.М.)

Практически каждая организация обладает основными средствами, которые рано или поздно требуют проведения ремонта, что связано с определенными затратами. Положения гл. 25 Налогового кодекса РФ не определяют, в каком порядке в налоговом учете организация отражает затраты на ремонт основных средств в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций, что и станет предметом рассмотрения в рамках данной статьи. Представляем совокупный анализ норм законодательства о налогах и сборах, позиции официальных органов и судебной практики по данному вопросу.

Регулирующие положения законодательства о налогах и сборах

Вначале необходимо обратиться к анализу положений гл. 25 НК РФ. Чтобы организация могла учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль те или иные расходы, они должны соответствовать требованиям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ. Так, согласно указанному пункту в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
На основании абз. 2 п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме (абз. 3 п. 1 ст. 252 НК РФ).
В силу абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными согласно обычаям делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе по договору). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В п. 1 ст. 257 НК РФ установлено, что под основными средствами (ОС) в целях гл. 25 Кодекса понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 40 000 руб.
Также в соответствии с п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на ремонт ОС, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
В силу п. 1 ст. 274 НК РФ налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемой по правилам ст. 247 Кодекса, подлежащей налогообложению.
Согласно п. 1 ст. 286 НК РФ налог рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой по нормам ст. 274 НК РФ.
В абз. 2 п. 2 ст. 286 НК РФ регламентировано, что по итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено данной статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном данной статьей.
В соответствии с абз. 1 ст. 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
На основании абз. 2 ст. 313 НК РФ налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
В силу абз. 3 ст.

Учет затрат на ремонт основных средств (проводки)

313 НК РФ налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Согласно абз. 4 ст. 313 НК РФ система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Таким образом, из системного анализа приведенных норм НК РФ следует вывод, что плательщик налога на прибыль организаций самостоятельно определяет порядок налогового учета расходов на ремонт ОС в целях налогообложения. При этом необходимо, чтобы такие расходы соответствовали всем требованиям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.
Далее необходимо обратиться к разъяснениям официальных органов по данному вопросу.

Официальная позиция

В Письме Минфина России от 30 декабря 2014 г. N 03-03-06/1/68552 указывается, что нормы, содержащиеся в абз. 2 и 3 п. 1 ст. 252 НК РФ, не допускают, вопреки утверждению заявителей, их произвольного применения, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.
Также ранее, в Письме Минфина России от 19 октября 2012 г. N 03-03-06/4/104, разъяснялось, что порядок учета расходов на ремонт основных средств установлен ст. 260 НК РФ. Возможность создания резервов под предстоящие ремонты основных средств — это не обязанность, а право организации. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике способ учета в целях налогообложения прибыли расходов на ремонт основных средств.

Судебная практика

Ранее Конституционный Суд РФ проверил на конституционность положения п. 1 ст. 252 НК РФ. В Определении от 4 июня 2007 г. N 320-О-П Суд указал, что положения п. 1 ст. 252 НК РФ устанавливают общие характеристики определения в целях обложения налогом на прибыль организаций расходов налогоплательщика, которые, как уменьшающие полученные им доходы, учитываются при расчете налоговой базы данного налога.
Законодатель оправданно отказался от закрытого перечня конкретных затрат налогоплательщика, которые могут быть учтены при расчете налоговой базы, имея в виду многообразие содержания и форм экономической деятельности и видов возможных расходов, что при детальном и исчерпывающем их нормативном закреплении приводило бы к ограничению прав налогоплательщика, и предоставил налогоплательщикам возможность самостоятельно определять в каждом конкретном случае, исходя из фактических обстоятельств и особенностей их финансово-хозяйственной деятельности, относятся те или иные не поименованные в гл. 25 НК РФ затраты к расходам в целях налогообложения либо нет.
Наличие в законе общих оценочных понятий само по себе не свидетельствует об их неопределенности: поскольку нормы законодательства о налогах и сборах различны по характеру и значению, пределы детализации таких его норм, как абстрактно сформулированные нормы-принципы, определяются законодателем с учетом необходимости их эффективного применения к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций.
В заключение отметим, что из совокупного анализа положений НК РФ, позиции официальных органов и КС РФ следует вывод, что в рассматриваемой ситуации применению подлежат положения и п. 1 ст. 252, и ст. 260 НК РФ. Организация учитывает затраты на ремонт ОС в составе расходов по налогу на прибыль организаций. Организация самостоятельно определяет порядок их отражения и закрепления в налоговом учете, так как к данному порядку законодатель не установил каких-либо конкретных требований. Однако такие расходы должны в обязательном порядке соответствовать критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ. Также организация самостоятельно определяет, какими именно документами должны быть подтверждены расходы на ремонт ОС, исходя из специфики такого ремонта.
Необходимо иметь в виду, что бремя доказывания необоснованности расходов лежит на налоговых органах в случае проведения ими проверок в отношении налогоплательщика. Свою правоту налогоплательщик всегда имеет шансы отстоять в арбитражном суде в случае возникновения спора между ним и налоговым органом. При этом положения налогового законодательства должны применяться с учетом требования п. 7 ст. 3 НК РФ о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщиков.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *