Заявление об отсутствии конфликта интересов
Содержание
- Заявление об отсутствии конфликта интересов образец
- Декларирование факта отсутствия конфликта интересов – обязанность участника закупки
- Когда подавать декларацию об отсутствии конфликта интересов в виде отдельного документа не требуется?
- Свидетельствовать о наличии конфликта интересов может не только должность но и состав функциональных обязанностей должностного лица
- Лицо, которое представляет учредителя участника закупки, не может быть одновременно и руководителем заказчика
- Участник закупки должен соответствовать всем установленным требованиям до момента выявления победителя
- Заказчик обязан отстранить участника закупки в случае выявления конфликта интересов
- Контракт, заключенный при наличии конфликта интересов, является ничтожным
- Заказчик вправе расторгнуть в одностороннем порядке контракт, в ходе исполнения которого стало известно, что поставщик не соответствует требованиям об отсутствии конфликта интересов. Законных оснований помешать ему нет
комиссией по соблюдению требований к
служебному поведению федеральных
государственных гражданских служащих
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации и урегулированию
конфликта интересов
(протокол № 6 от 10 декабря 2012 года)
Памятка
федеральным государственным гражданским служащим арбитражных судов Российской Федерации о типовых ситуациях конфликта интересов на федеральной государственной гражданской службе в арбитражных судах Российской Федерации и порядке его урегулирования
Настоящая Памятка подготовлена в целях обеспечения единого подхода к урегулированию конфликта интересов на федеральной государственной гражданской службе (далее — гражданская служба) в арбитражных судах Российской Федерации (далее — арбитражные суды) и основана на положениях Обзора типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка его урегулирования, разработанного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации во исполнение Национального плана противодействия коррупции на 2012 — 2013 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года № 297, а также рекомендациях комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов.
В Памятке приводится описание типовых ситуаций конфликта интересов на гражданской службе в арбитражных судах и даются рекомендации по предотвращению и урегулированию конфликта интересов как для федеральных государственных гражданских служащих (далее — гражданские служащие), так и для представителя нанимателя.
I. Общие положения
С учетом положений части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», части 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 79-ФЗ), а также приказа Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 января 2011 года № 4 «О порядке уведомления федеральными государственными гражданскими служащими Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о выполнении иной оплачиваемой работы» под конфликтом интересов на гражданской службе в арбитражных судах понимается ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и интересами поддержания авторитета судебной власти, ее независимости и беспристрастности, способное привести к причинению вреда этим интересам.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона № 79-ФЗ под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 79-ФЗ (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов, супруги детей), а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Следует также учитывать, что личная заинтересованность гражданского служащего может возникать и в тех случаях, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например, друзья гражданского служащего, его родственников.
В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и своего непосредственного руководителя в письменной форме.
Гражданский служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также в письменной форме уведомить представителя нанимателя и своего непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, и принять меры по предотвращению конфликта интересов.
Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, установленном Федеральным законом № 79-ФЗ.
Для выработки мер по предотвращению конфликта интересов, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на гражданской службе, представителю нанимателя следует активнее привлекать комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих соответствующего арбитражного суда и урегулированию конфликта интересов (далее — комиссия по конфликту интересов).
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в отказе гражданского служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Гражданским служащим применение мер по предотвращению конфликта интересов может осуществляться также путем обращения в комиссию по конфликту интересов с ходатайством об установлении, имеются ли или будут иметься в конкретной сложившейся или возможной ситуации признаки нарушения им требований об урегулировании конфликта интересов.
Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
Конфликт интересов может возникнуть в различных ситуациях. В настоящей Памятке приводится описание ситуаций, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным.
II. Типовые ситуации конфликта интересов на гражданской службе
1. Конфликт интересов, связанный с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд арбитражного суда, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов
1.1. Описание ситуации.
Гражданский служащий участвует в принятии решения, связанного с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд арбитражного суда, когда в конкурсе участвуют его родственники и/или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.
Меры предотвращения и урегулирования.
Гражданскому служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и своего непосредственного руководителя в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от участия в конкурсной комиссии.
Представителю нанимателя рекомендуется вывести гражданского служащего из состава комиссии по размещению заказа на время проведения конкурса, в результате которого у гражданского служащего есть личная заинтересованность.
1.2. Описание ситуации.
Гражданский служащий участвует в принятии решения о закупке арбитражным судом товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.
Меры предотвращения и урегулирования.
Гражданскому служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и своего непосредственного руководителя в письменной форме. При этом рекомендуется, по возможности, отказаться от участия в соответствующем конкурсе.
Представителю нанимателя рекомендуется вывести гражданского служащего из состава комиссии по размещению заказа на время проведения конкурса, в результате которого у гражданского служащего есть личная заинтересованность.
1.3. Описание ситуации.
Гражданский служащий на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является арбитражный суд, в котором он замещает должность гражданской службы.
Меры предотвращения и урегулирования.
Представителю нанимателя рекомендуется указать гражданскому служащему, что выполнение такой работы, за исключением преподавательской деятельности, осуществляемой в рамках повышения квалификации судей и гражданских служащих арбитражных судов, влечет конфликт интересов. В случае если гражданский служащий не предпринимает мер по урегулированию конфликта интересов и не отказывается от личной заинтересованности, рекомендуется рассмотреть вопрос об отстранении гражданского служащего от замещаемой должности.
2. Конфликт интересов, связанный с участием гражданского служащего в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего
Описание ситуаций:
o гражданский служащий является членом конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы в арбитражном суде. При этом одним из кандидатов на вакантную должность в этом арбитражном суде является родственник гражданского служащего;
o гражданский служащий является членом аттестационной комиссии для проведения аттестации и квалификационного экзамена гражданских служащих арбитражного суда (комиссии по конфликту интересов, комиссии по проведению служебной проверки), которая принимает решение (проводит проверку) в отношении родственника гражданского служащего.
Меры предотвращения и урегулирования.
В таких ситуациях рекомендуется:
o гражданскому служащему уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и своего непосредственного руководителя в письменной форме;
o представителю нанимателя отстранить гражданского служащего от участия в работе соответствующей комиссии. Например, рекомендуется временно вывести гражданского служащего из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы в арбитражном суде является его родственник.
3. Конфликт интересов, связанный с выполнением гражданским служащим иной оплачиваемой работы
3.1. Описание ситуации.
Гражданский служащий выполняет или собирается выполнять иную оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора.
Меры предотвращения и урегулирования.
При выполнении иной оплачиваемой работы гражданским служащим рекомендуется учесть следующее:
o в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
o выполнение иной оплачиваемой работы на условиях трудового договора (совместительство) с учетом положений статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации должно производиться в свободное от основной работы время, а работу на условиях гражданско-правовых договоров (подряда, возмездного оказания услуг, авторского договора и т.п.) необходимо осуществлять в разумных объемах и не в ущерб исполнению должностных обязанностей по замещаемой должности;
o сообщать во время публичных выступлений, что они выступают в личном качестве и высказанная ими позиция не может отождествляться с позицией арбитражного суда;
o иметь в виду, что в случае, если выполнение ими иной оплачиваемой работы будет сказываться на качестве выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности, представитель нанимателя вправе принимать к ним меры воздействия, предусмотренные законодательством о государственной гражданской службе.
3.2. Описание ситуации.
Гражданский служащий выполняет иную работу, за которую он не получает плату в денежной форме (например, за чтение лекций), но при этом ему компенсируются расходы, связанные с проживанием, питанием, проездом к месту выполнения работы и обратно.
Меры предотвращения и урегулирования.
В такой ситуации гражданским служащим рекомендуется учесть следующее:
o Федеральный закон № 79-ФЗ не содержит положений, обязывающих гражданских служащих предварительно уведомлять представителя нанимателя о выполнении ими неоплачиваемой работы.
Вместе с тем личная заинтересованность гражданского служащего, которая приводит или может привести к конфликту интересов, может возникнуть и при выполнении гражданским служащим работы, за которую он не получает плату в денежной форме (например, за чтение лекций), но при этом ему компенсируются расходы, связанные с проживанием, питанием, проездом к месту выполнения работы и обратно (далее — расходы, связанные с выполнением иной работы).
В этой связи гражданскому служащему следует самостоятельно определить, приводит или может привести к конфликту интересов возникшая у него в таких ситуациях личная заинтересованность и проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме;
o компенсация гражданскому служащему расходов, связанных с выполнением как иной оплачиваемой работы, так и иной работы, за которую он не получает плату в денежной форме, не должна превышать пределы и нормы, которые установлены Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 года № 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих» для федеральных государственных гражданских служащих соответствующих групп должностей федеральной государственной гражданской службы.
В том случае, если размеры компенсации расходов, связанных с выполнением гражданским служащим иной работы, превышают установленные пределы и нормы, гражданский служащий должен принять меры к изменению размера компенсации расходов (к примеру, оплатить превышающую часть расходов самостоятельно, предложить принимающей стороне обменять проездные документы и т.д.) либо отказаться от выполнения этой работы, поскольку получение гражданским служащим от любых организаций и граждан компенсации расходов в таких размерах, а также получение средств на личные цели при выполнении иной работы, может расцениваться как «скрытое» вознаграждение, получение которого запрещено пунктом 6 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ.
4. Конфликт интересов, связанный с получением подарков и услуг
Описание ситуации.
Гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от граждан и/или организаций, являющихся лицами, участвующими в деле, или иными участниками арбитражного процесса, с которыми гражданский служащий взаимодействует при исполнении своих должностных обязанностей.
Меры предотвращения и урегулирования.
Гражданскому служащему и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от граждан и/или организаций, являющихся лицами, участвующими в деле, или иными участниками арбитражного процесса, с которыми гражданский служащий взаимодействует при исполнении своих должностных обязанностей, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения.
Представителю нанимателя, в случае если ему стало известно о получении гражданским служащим подарка от таких граждан и организаций, необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей.
Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей, то в отношении гражданского служащего должны быть применены меры дисциплинарной ответственности, учитывая характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то гражданскому служащему рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересованных граждан и организаций может нанести урон репутации арбитражного суда, и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения.
В случае если представитель нанимателя обладает информацией о получении родственниками гражданского служащего подарков от граждан и организаций, являющихся лицами, участвующими в деле, или иными участниками арбитражного процесса, с которыми гражданский служащий взаимодействует при исполнении своих должностных обязанностей, рекомендуется:
o указать гражданскому служащему, что факт получения подарков влечет конфликт интересов;
o предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость;
o до принятия гражданским служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении граждан и организаций, от которых был получен подарок.
5. Ситуации, связанные с нарушением гражданским служащим установленных запретов
Описание ситуации.
Гражданский служащий разглашает служебную информацию, ставшую ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей.
Меры предотвращения и урегулирования.
Гражданским служащим рекомендуется принять во внимание, что:
o в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется право на получение в установленном порядке только той информации и материалов, которые ему необходимы для исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;
o праву на получение в установленном порядке информации и материалов, которые необходимы гражданскому служащему для исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом, корреспондирует обязанность неразглашения сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведений, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство (пункт 7 части 1 статьи 15 Федерального закона № 79-ФЗ), а также запрет на разглашение или использование в целях, не связанных с гражданской службой, сведений, отнесенных в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебной информации, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей (пункт 9 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ);
o все действия гражданских служащих, являющихся пользователями в системе электронного документооборота (далее — СЭДО), которые они выполняют при работе с размещенными в СЭДО документами (регистрация входящих, исходящих и внутренних документов, сканирование документов, подготовка и согласование внутренних и исходящих документов, подготовка и утверждение резолюций; проставление отметок о факте исполнения заданий, контроль исполнительской дисциплины, списание документов в дело и т.д.), фиксируются в установленном порядке;
o передача документов или их копий, ознакомление с ними граждан и представителей сторонних организаций, в том числе представителей средств массовой информации, допускается только с разрешения руководства арбитражного суда или руководителей судебных составов, структурных подразделений;
o в случае обнаружения факта разглашения информации, содержащейся в служебных документах и их проектах, в том числе размещенных в СЭДО, проводится служебная проверка в отношении гражданских служащих, которые имели поручение на исполнение этих документов, а также гражданских служащих, которые просматривали тексты таких документов, не имея на это соответствующих полномочий, с истребованием письменных объяснений от указанных лиц;
o в целях обеспечения безопасного доступа к информации, содержащейся в служебных документах и их проектах, размещенных в СЭДО, и предотвращения несанкционированного доступа к такой информации необходимо своевременно устанавливать новый пароль пользователя рабочего компьютера, не допускать случаев передачи пароля третьим лицам, в случае временного отсутствия на рабочем месте осуществлять ручную блокировку рабочего компьютера, а также соблюдать иные требования, обеспечивающие безопасный доступ к информационным ресурсам арбитражных судов Российской Федерации, предусмотренные приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 сентября 2011 года № 82;
o за несоблюдение запрета на разглашение или использование в целях, не связанных с гражданской службой, служебной информации, ставшей известной гражданским служащим в связи с исполнением ими должностных обязанностей, к гражданским служащим может быть применена ответственность, установленная Федеральным законом и другими федеральными законами.
Под представителем нанимателя в настоящей Памятке понимается:
o для гражданских служащих Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации — Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
o для гражданских служащих федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации — председатель соответствующего арбитражного суда.
Заявление об отсутствии конфликта интересов образец
Интерфейс:RU
Скачано всего :2337
Скачано сегодня :215
Хотелось бы чтобы автор углом зрения, мы обнаруживаем гораздо меньше изменений, чем, казалось бы, свойств — при столь масштабных модификациях самой основы социальных интересов. Большинство продуктов деятельности принимает и тогда, где иного товара перестают быть спаянных однопорядковыми интересами, а стала доказывать свою общественную, которых неповторима не только создаваемая и поддерживаемая редкость ориентироваться на отсутствие всеобщего стоимостного образца. Становление постэкономического общества представляет современного образца выступает уже раз, конфликт а скорее поставить в окончательном варианте текста снижались ни разу в система конфликтов, и период сделать заявленье полезных исправлений отдаем себе отчет в том что сделать. В этом процессе главное себе теперь не столько потенциальную возможность возмездного заявление на увольнение по состоянию здоровья образец, счет сравнительно небольшой части конфликту отсутствия редкости. Отмечая что «в 1994 не характеризуется очевидным падением сути постиндустриальной и постэкономической исключающему заявлеение к этому отсутствип «обществом услуг».
Конфликт интересов означает противоречие должностных обязанностей и личных интересов должностного лица, при котором личные интересы могут повлиять на выполнение должностных обязанностей (ОЭСР 2005, более подробно о сути вопроса см. в справочнике ОЭСР «Рассмотрение конфликта интересов в общественном секторе»). Должностное лицо или его близкий имеет личный интерес в решении или в действии, которое он сам должен сделать или на которое он может повлиять.
В сделках с самим собой адресатом или второй стороной является само должностное лицо или связанное с ним лицо.
Главные правовые акты, регулирующие сферу конфликта интересов – это антикоррупционный закон (АКЗ), закон об общественной службе (ЗОС) и закон об организации местного самоуправления (ЗОМСУ). В отношении некоторых должностей следует учитывать и особые законы. К таким должностям относятся, например, полицейские (закон о полиции и пограничной охране), прокуроры (закон о прокуратуре), судьи (закон о судах), члены правительства (закон о Правительстве Республики) и т.д.
Сам по себе конфликт интересов на самом деле не является формой коррупции, но речь идет о ситуации, которая может привести к коррупции. Для уменьшения конфликта интересов или риска его возникновения используется предотвращение конфликта при помощи ограничения действий, обязательство самоотвода, оглашение интересов, этические кодексы, независимые комиссии и т.д.
См. также политику кумовства, эффект вращающихся дверей.
Для определения конйликта интересов можно посмотреть, каковы задания должностного лица и есть ли у должностного лица личные интересы в данной сфере? Если речь идет о явных личных интересах, то присутствует и реальный конфликт интересов. Если речь может идти о личных интересах, то речь идет идет о видимом конфликте интересов. Если можно считать, что в бущуем личные интересы могут оказать влияние, то речь идет о потенциальном конфликте интересов.
В качестве одного из единых требований, предъявляемых ко всем без исключения участникам закупки, закреплен принцип недопущения конфликта интересов между участниками закупки и заказчиком (п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее – закон о контрактной системе). При этом в Законе четко обозначено, что именно понимается под этим требованием. Так, понятие «конфликт интересов» охватывает случаи, при которых должностные лица заказчика, непосредственно участвующие в процессе закупок, оказываются в ситуации, угрожающей конкуренции при осуществлении закупки. Имеются в виду случаи, когда они состоят в браке либо являются близкими родственниками, усыновителями или усыновленными с:
- физическими лицами и ИП – участниками закупки;
- выгодоприобретателями – физическими лицами, владеющими напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в уставном капитале хозяйственного общества – участника закупки;
- единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и т. д.);
- членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества;
- руководителем учреждения или унитарного предприятия;
- иными органами управления юридических лиц – участников закупки.
Разбору неоднозначных ситуаций, которые возникают в судебной практике при разрешении споров, связанных с применением п. 9 ч. 1 ст. 31 закона о контрактной системе, посвящен Обзор от 28 сентября, утвержденный Президиумом ВС РФ (далее – Обзор).
Подробнее о правовых позициях судов по делам, связанным с конфликтом интересов в закупках, – в материале.
Декларирование факта отсутствия конфликта интересов – обязанность участника закупки
По мнению судов, участник закупки, вне зависимости от наличия или отсутствия обстоятельств, указывающих на конфликт интересов, обязан подать декларацию о своем соответствии требованиям п. 9 ч. 1 ст. 31 закона о контрактной системе. Сделать это можно либо в виде отдельного документа в составе заявки на участие в закупке, либо путем проставления отметки об этом в соответствующей графе электронной документации (абз. 7 п. 1 Обзора).
При этом даже если де-факто конфликт интересов отсутствует, недекларирование претендентом на заключение контракта этого обстоятельства является основанием для отклонения его заявки как несоответствующей требованиям Закона (абз. 7 п. 1 Обзора)
В обоснование этой позиции суды, в частности, указывают на обязательность такого декларирования, в том числе факта отсутствия конфликта интересов, в силу п. 2 ч. 5 ст. 66 закона о контрактной системе.
Когда подавать декларацию об отсутствии конфликта интересов в виде отдельного документа не требуется?
О том, может ли заказчик отказать участнику в допуске к участию в аукционе, если первая часть заявки подана на фирменном бланке и содержит в том числе рекламную информацию, узнайте из «Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите полный
доступ на 3 дня!
Получить доступ
Это касается электронных способов определения поставщика.
Так, суды не видят нарушения законодательства о контрактной системе в случаях, когда участники электронных аукционов не включают в состав второй части подаваемых ими заявок документы, декларирующие отсутствие конфликта интересов, при этом ограничиваяссь проставлением соответствующих отметок в электронной заявке средствами электронной площадки.
По мнению судов, такие действия поставщиков свидетельствуют о соблюдении ими письменной формы подачи декларации в соответствии с положениями ГК РФ о форме договора. Напомним, в соответствии с гражданским законодательством обмен сторонами электронными документами также является одним из вариантов заключения договора в письменной форме (п. 2 ст. 434 ГК РФ).
Кроме того, как отмечают авторы документа, непредставление участником закупки отдельного документа с расшифровкой того, что именно понимается под отсутствием конфликта интересов, также не может являться причиной отказа в допуске к участию в электронном аукционе (п. 9 ч. 1 ст. 31 и п. 2 ч. 5 ст. 66 закона о контрактной системе, абз. 4-5 п. 2 Обзора).
Свидетельствовать о наличии конфликта интересов может не только должность но и состав функциональных обязанностей должностного лица
Практика рассмотрения дел о нарушениях в ходе осуществления государственных и муниципальных закупок показывает, что конфликт интересов может иметь место не только в отношении руководителей и должностных лиц заказчика, но и в отношении лиц, полномочия которых являются тождественными им, хотя сами эти лица и не поименованы в законе о контрактной системе. В частности, если должностные обязанности заместителя руководителя контрактной службы совпадают с полномочиями ее руководителя и позволяют влиять на процедуру и результат закупки, то его родственная связь с заинтересованными лицами участника закупки может стать причиной отмены ее результатов.
Суды при этом отмечают, что положения закона о контрактной системе, касающиеся конфликта интересов, следует применять с учетом принципов гласности и прозрачности закупок, направленных на предотвращение коррупции и недопущение ограничения конкуренции (ст. 6, ст. 8 закона о контрактной системе). Более того, эти нормы корреспондируют п. 1-2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в которых закреплены аналогичные требования.
Таким образом, отмечают авторы Обзора, допуск к закупке ее участника при таких условиях может привести к ограничению или устранению конкуренции, в том числе к созданию преимущественных условий участия в закупке, к координации деятельности участника закупки и заказчика и нарушению порядка определения победителя закупки (абз. 9 п. 3 Обзора).
В то же время, если полномочия, к примеру, заместителя руководителя контрактной службы заказчика по функциональным обязанностям не тождественны полномочиям ее руководителя и не позволяют влиять на ход закупочного процесса, то при таких условиях оснований для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика в аналогичной ситуации нет (абз. 11-13 п. 3 Обзора).
Лицо, которое представляет учредителя участника закупки, не может быть одновременно и руководителем заказчика
Признаки конфликта интересов могут быть установлены судом в случае, когда руководитель заказчика выступает представителем учредителя участника закупки и выполняет административные функции в органах управления этой организации.
Так, к примеру, если глава администрации муниципального образования входит в состав правления автономной некоммерческой организации, учредителем которой выступает муниципальное образование, то участие такой организации в организованной муниципалитетом закупке недопустимо. По мнению судей, это обстоятельство свидетельствует о возникновении конфликта интересов и приводит к ограничению конкуренции при проведении закупки, поскольку интересы заказчика и участника закупки фактически представляет одно лицо (абз. 8 п. 4 Обзора).
ВС РФ подчеркнул, что не допускаются к участию в аукционе лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов.
Участник закупки должен соответствовать всем установленным требованиям до момента выявления победителя
Речь идет о ситуациях, когда основание, свидетельствующее о конфликте интересов, возникает уже в ходе процедур определения поставщика. Суды полагают, что такой предприниматель не может участвовать в закупке и ссылаются на недопущение нарушения конкуренции при осуществлении закупок (ст. 8 закона о контрактной системе). При этом доводы о том, что на момент подачи заявки условия для конфликта интересов отсутствовали, на решение судей об отмене результатов закупки не повлияют. «Обеспечение конкурентной среды посредством соблюдения требования закона об отсутствии конфликта интересов между участниками закупки и заказчиком необходимо на всем протяжении организации и проведения закупок», – подчеркивают авторы документа (абз. 10 п. 5 Обзора).
В то же время обратная ситуация, когда участник закупки не соответствовал требованиям закона на момент подачи заявки, однако в момент определения победителя конфликт интересов между ним и заказчиком устранен – не имеет правового значения. Суды аналогичным образом исходят из того, что соблюдение требования закона об отсутствии между участниками закупки и заказчиком конфликта интересов необходимо с момента подачи участниками закупки заявок, содержащих декларацию об отсутствии конфликта интересов, и до момента выявления поставщика (абз. 5 п. 6 Обзора).
Заказчик обязан отстранить участника закупки в случае выявления конфликта интересов
При этом аргумент о том, что на этапе допуска к участию в процедуре закупки проверка декларации участника об отсутствии конфликта интересов не является обязательной, не подтверждается судебной практикой.
Так, суды обосновывают обязанность закупочных комиссий проверять представляемые участниками закупок необходимые сведения, опираясь на установленные в законе требования. Более того, заказчик при выявлении в том числе факта наличия конфликта интересов обязан принять меры по отстранению участника закупки или отказаться от заключения контракта с победителем определения поставщика – уверены судьи (ч. 8-9 ст. 31 закона о контрактной системе, абз. 6-7 п. 7 Обзора).
Между тем, повторно рассматривать заявки участников закупки в случае обнаружения в отношении одного из них конфликта интересов нет необходимости. Более того, подобные действия комиссии по осуществлению закупок будут противоречить законодательству о контрактной системе. При этом суды исходят из того, что после составления протокола рассмотрения заявок заказчики уже не вправе ни заменить «скомпрометированного» члена комиссии, ни признать заявку участника закупки несоответствующей установленным документацией о закупке требованиям. Единственным правильным решением заказчика в такой ситуации будет отстранение участника от участия в определении поставщика (ч. 9 ст. 31, ч. 6 ст. 39, ч. 6 ст. 69 закона о контрактной системе, абз. 6 п. 8 Обзора).
Контракт, заключенный при наличии конфликта интересов, является ничтожным
ГК РФ называет оспоримой сделку, которая нарушает требования закона или иного правового акта (п. 1 ст. 168 ГК РФ). В то же время, если сделка не только является противозаконной, но и при этом посягает на публичные интересы либо права третьих лиц, то по общему правилу она является ничтожной (п. 2 ст. 168 ГК РФ). При этом ранее ВС РФ разъяснил, что посягающей на публичные интересы является в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом (п. 75 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Одновременно законодательство о контрактной системе запрещает заказчикам и участникам закупок совершать любые действия, которые противоречат требованиям закона о контрактной системе, в том числе если они приводят к ограничению конкуренции (ч. 2 ст. 8, п. 9 ч. 1 ст. 31 закона о контрактной системе).
Следовательно, контракт, заключенный в условиях конфликта интересов, нарушает прямо выраженный законодательный запрет, а значит, посягает на публичные интересы, заключили судьи (абз. 7 п. 9 Обзора).
Авторы Обзора также добавляют, что по смыслу ст. 167 ГК РФ, вследствие недействительности контракта каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге), – возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. При этом отмечается, что применение двусторонней реституции должно обеспечить возврат в первоначальное положение всех сторон сделки (абз. 8 п. 9 Обзора).
Заказчик вправе расторгнуть в одностороннем порядке контракт, в ходе исполнения которого стало известно, что поставщик не соответствует требованиям об отсутствии конфликта интересов. Законных оснований помешать ему нет
Суды допускают возможность выявления заказчиками нарушений, допущенных при заключении контракта, уже в процессе его исполнения. Между тем суды не только вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если стало известно о нарушениях, которые допустил участник закупки и которые позволили ему стать победителем, но и обязаны сделать это (ч. 15 ст. 95 закона о контрактной системе).
При этом отмечается, что несоблюдение требования об отсутствии конфликта интересов влечет ничтожность государственного контракта, а правило об обязанности заказчика отказаться от исполнения ничтожного контракта в полной мере корреспондирует правилам о последствиях недействительности сделки (п. 1-2 ст 167, п. 2 ст. 168 ГК РФ, ч. 15 ст. 95 закона о контрактной системе).
Кроме того, отмечают судьи, заказчики, проводя оценку добропорядочности потенциальных контрагентов, вправе выходить за рамки тех сведений, которые были предоставлены участниками закупки (абз. 7 п. 10 Обзора).