Заявление по уходу за инвалидом

Заявление по уходу за инвалидом

В Госдуму внесен законопроект о повышении ежемесячной выплаты для неработающих россиян, которые ухаживают за инвалидами I группы. Сейчас они получают всего 1200 рублей в месяц за одного человека на попечении. Авторы инициативы хотят радикально увеличить эту сумму — до 10 тыс. рублей. Столько сейчас получают только безработные родители, усыновители либо опекуны детей-инвалидов и инвалидов I группы с детства. Подробности — в материале «Известий».

Что нового

Авторы законопроекта предлагают с 1 января 2021 года сделать выплаты для граждан, которые занимаются уходом за инвалидами I группы, инвалидами I группы с детства и детьми-инвалидами I группы, одинаковыми — по 10 тыс. с ежегодной индексацией с 1 февраля 2021 года. Сейчас размер этих пособий не индексируется. Коэффициент должно установить правительство, а сами расходы предлагается возложить на федеральный бюджет.

о2 Фото: ТАСС/Стоян Васев

Авторы инициативы — глава комитета Госдумы по труду и соцполитике Ярослав Нилов, вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев, депутаты Дмитрий Свищев, Никита Березин и сенатор Сергей Леонов. Они уверены: 1200 рублей в месяц — это недопустимо низкая выплата для такого труда. С учетом того, что уход за взрослым инвалидом I группы не отличается от ухода за человеком, получившим инвалидность в детстве.

Разница в подходе

— Эта сумма, конечно, маленькая. 10 тыс. тоже мало. Но ни в коем случае нельзя людей равнять. Обязательно надо оценивать уровень фактической функциональности каждого конкретного человека с инвалидностью. Наличие просто первой группы не дает точной картины, люди разные, — подчеркнул руководитель Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир» Игорь Шпицберг.

Он пояснил: двум людям с одинаковым диагнозом «церебральный паралич» может требоваться разный уровень поддержки — один из них может быть лежачим и нуждаться в круглосуточном уходе (некоторым нужны даже две сиделки), а другой может и сам себе на жизнь зарабатывать.

Вторая группа

Неработающие трудоспособные россияне могут сейчас ухаживать за инвалидом I группы и законно получать за это деньги. Но при этом им запрещено одновременно получать пособие по безработице и пенсию.

о3 Фото: ТАСС/Михаил Терещенко

— У нас чтобы получать первую группу — это надо не иметь ног, быть обездвиженным. Первая группа тяжелая. Как можно прожить на 1200 рублей, ухаживая при этом за больным человеком? — задается вопросом руководитель региональной общественной организации родителей детей-инвалидов и инвалидов детства «Д.О.М» («Доброта, Отзывчивость, Милосердие» ) Ольга Кутукова.

Непростая ситуация и у тех, кто ухаживает за инвалидами II группы.

— Необходимо к каждому искать индивидуальный подход, — рассказывает Кутукова. — Я сама ухаживаю за мамой. Ей дали бессрочно вторую группу. Человек на пенсии, 71 год. Я за ней ухаживаю постоянно. Оставить ее одну невозможно. Она ходит с трудом.

Не только инвалиды

Размер пособия неработающим по уходу за инвалидами I группы был установлен еще в 2006 году; такую же сумму решено было выплачивать тем, кто заботится о нуждающихся в постоянном постороннем уходе престарелых и достигших 80 лет людях. Но индексация не была предусмотрена, так что размер пособия не менялся более 10 лет.

Интересно, что инициаторы поправок не предложили повысить компенсации для тех, кто ухаживает за престарелыми людьми. По словам Нилова, об этом будет сказано в другом законопроекте, который пока не внесли на рассмотрение нижней палаты.

— Но мы будем бороться и за него, — пообещал депутат.

о1 Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Генеральный директор сети домов престарелых «Желтый крест», член правления некоммерческого партнерства содействия улучшению жизни пожилых людей «Мир старшего поколения» Рамаз Ахметели считает, что каждый случай индивидуален, и есть формально здоровые престарелые люди, которые нуждаются в большем уходе, чем официальные инвалиды I группы.

— Медицинская инвалидность и зависимость от постороннего ухода — это абсолютно разные вещи. Есть люди, которые не являются инвалидами I группы, но тоже нуждаются в постоянном уходе. Не все оформляют инвалидность. С другой стороны, множество инвалидов по медицинским показателям не будут нуждаться в посторонней помощи. Уход не является чем-то заданным, он зависит от того, какие потребности человека нарушены, — отметил он.

Пока без изменений

Для ухаживающих за инвалидами I группы, помимо пособия в 1200 рублей, сейчас предусмотрены определенные надбавки. В частности, добавляют денег проживающим на Крайнем Севере или в приравненных к Северу местностях. Учитывается и районный коэффициент, как у всех работающих (сохранение этих надбавок инициаторы предусмотрели в проекте). Потраченное на уход время идет в страховой стаж и засчитывается наравне с профессиональной деятельностью.

о5 Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Недавно Пенсионный фонд перечислил 27,1 млн рублей на выплаты гражданам, взявшим во время пандемии Covid-19 (с апреля по июнь) на сопровождение или временное проживание людей из организаций соцобслуживания (инвалидов, престарелых, детей-сирот). С июня временным попечителям выплачивают 12 130 рублей в месяц. Но меру не распространили на тех, кто продолжает ухаживать за престарелыми, инвалидами и детьми-инвалидами и получает предусмотренное законом пособие — те самые 1200 или 10 тыс. рублей.

Остается и проблема компенсации тем, кто ухаживает за своими престарелыми родителями. И вопрос стоит не только финансовый. В сентябре прошлого года в Госдуму вносили законопроект о досрочном выходе на пенсию для тех, кто ухаживает за своими родителями — лежачими инвалидами I группы. Документ по сей день числится на рассмотрении в первом чтении.

Уход за детьми — важен

Для неработающих трудоспособных родителей (усыновителей) и опекунов (попечителей) по уходу за ребенком-инвалидом до 18 лет или инвалидом с детства I группы досрочный выход на пенсию предусмотрен уже сейчас. С 2013 года они стали получать сначала 5,5 тыс. рублей ежемесячно без индексации (для других лиц — 1200 рублей); в 2019 году сумму увеличили до 10 тыс. рублей. Одновременно получать также пенсию и пособие по безработице попечители не могут. Время ухода засчитывается в страховой стаж.

о4 Фото: ТАСС/Артем Геодакян

Существуют и региональные выплаты. Так, в Москве законные представители ребенка-инвалида или инвалида с детства до 23 лет за уход имеют право получать 12 тыс. рублей ежемесячно. Но для получения этой выплаты родители должны отказаться от федеральной помощи. Очевидно, что необходима корректировка закона и в этом отношении.

Пособие по уходу за инвалидом 1 группы — это выплата в размере 1 200 рублей в месяц. Компенсационная надбавка назначается только трудоспособным неработающим гражданам, которые непосредственно заботятся о недееспособном человеке.

Государственные пособия по уходу за людьми с инвалидностью

Российское законодательство предусматривает сразу два вида пособия по уходу за недееспособными гражданами. Условия назначения выплаты зависит от категории лица с ограниченными возможностями.

На кого дают пособия:

Несовершеннолетние

Совершеннолетние

  1. Соцпособие ухаживающим за ребенком-инвалидом до 18 лет.
  2. Выплата ухаживающим за инвалидом I группы с детства.
  1. Инвалиды I группы, кроме инвалидов с детства.
  2. Граждане 80 лет и старше.
  3. Иные престарелые граждане, которые нуждаются в постоянной опеке по заключению медицинского учреждения.

А вот государственное пособие по уходу за инвалидом 3 группы или 2 группы не предусмотрено российским законодательством. Считается, что II и III группы инвалидности — это ограничения дееспособности, позволяющие человеку самостоятельно себя обслуживать и обеспечивать. Следовательно, выплат по опеке за лицами с такими ограничениями не предусмотрено.

Но есть исключения. Например, госорганы вправе установить доплаты для отдельной категории населения, которые ухаживают за инвалидами II и III групп. Например, если получено специальное заключение от лечащего врача о необходимости постоянного присмотра за больным.

Требования к опекуну для получения пособия по инвалидности

Получить компенсационные доплаты вправе не все. Государство устанавливает отдельные требования к опекунам. Это лица, которые непосредственно ухаживают за недееспособными россиянами.

Требования к опекунам едины (см. Федеральный закон от 24.04.2008 №48-ФЗ). Получать пособие вправе лица, одновременно отвечающие следующим условиям:

  • полностью трудоспособные;
  • достигшие возраста 16 лет;
  • безработные: официально не трудоустроены, не зарегистрированы в качестве ИП или самозанятого и не получают пособие по безработице;
  • нет дохода (зарплата, пенсии, пособия, иное денежное довольствие от государства, организаций);
  • проживают в одном населенном пункте, а вот проживать совместно (на одной жилплощади) не обязательно.

ВАЖНО! Факт наличия родства не имеет никакого значения для назначения выплат. Пособие вправе получить как родственники, так и лица, не состоящие в родстве, но фактически ухаживающие за недееспособным человеком.

Пенсионер, получающий страховые выплаты от государства, не вправе претендовать на роль опекуна. Пособие положено только трудоспособным неработающим гражданам. Например, если россиянин встал на учет в качестве безработного, и ему назначены выплаты, то компенсационное пособие по уходу за инвалидом с детства, пожилым старше 80 лет, ребенком-инвалидом отменят. Центр занятости населения подаст сведения о новом безработном в ПФР, где на основании полученной информации отменят соцпособие.

ВАЖНО! Если гражданину «переплатили», то излишек придется вернуть в пользу государства.

Как и где оформить пособие

Рекомендуем начать оформление пособия по уходу за ребенком-инвалидом или иным недееспособным лицом с получения консультации в ПФР или МФЦ. Это позволит уточнить о наличии дополнительных региональных льгот и компенсаций, установленных властями субъекта РФ.

Следующий этап — подготовьте документы.

Необходимые документы

Перечень документов для пособия по уходу за ребенком с инвалидностью или инвалидом с детства I группы:

  • заявление с указанием даты начала присмотра и вашего места жительства;
  • заявление лица о согласии на осуществление за ним ухода. Заявление подписывается законным представителем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или лично инвалидом с детства I группы. Ребенок-инвалид, достигший возраста 14 лет, вправе подать заявление от своего имени. Если лицо, нуждающееся в опеке, признано недееспособным, заявление подается от имени его законного представителя, за исключением родителей (усыновителей) и опекунов (попечителей), ухаживающих за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, от которых данное заявление не требуется;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • документы, подтверждающие, что вы являетесь родителем (усыновителем) или опекуном (попечителем) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы;
  • разрешение (согласие) одного из родителей (усыновителя, попечителя) и органа опеки и попечительства на присмотр обучающимся гражданином, который достиг возраста 14 лет, в свободное от учебы время;
  • документы, подтверждающие, что лицо, давшее согласие на присмотр обучающимся, является его родителем (усыновителем) или опекуном (попечителем) (свидетельство о рождении; свидетельство об усыновлении либо решение суда об усыновлении; удостоверения, решения и другие документы, выдаваемые органами опеки и попечительства);
  • справка образовательного учреждения, подтверждающая факт вашего обучения по очной форме;
  • документы, подтверждающие полномочия представителя гражданина, за которым осуществляется забота (при подаче заявления через представителя).

Перечень документов для пособия по уходу за инвалидом I гр., престарелыми гражданами старше 80 лет или по медпоказаниям:

  • заявление с указанием даты начала опеки и вашего места жительства;
  • заявление гражданина, который нуждается в заботе, о его согласии на то, что вы будете ухаживать за ним;
  • заключение лечебного учреждения о нуждаемости престарелого гражданина в постоянном постороннем присмотре;
  • документ, удостоверяющий вашу личность;
  • документ, удостоверяющий личность нетрудоспособного гражданина;
  • документы, подтверждающие факт прекращения работы (иной деятельности) вами и нетрудоспособным гражданином (представляются при их отсутствии в распоряжении ПФР);
  • разрешение (согласие) одного из родителей (усыновителя, попечителя) и органа опеки и попечительства на осуществление опеки за нетрудоспособным гражданином обучающимся, достигшим возраста 14 лет, в свободное от учебы время;
  • справка образовательной организации, подтверждающая факт вашего обучения по очной форме.

Подробные разъяснения смотрите на сайте Пенсионного фонда.

Документы подайте лично, предварительно записавшись на прием в МФЦ или ПФР. Допускается направить бумаги через интернет. Для этого требуется подтвержденная учетная запись на портале ЕСИА «Госуслуги» или зарегистрированный личный кабинет ПФР.

Размеры выплат по уходу за инвалидами

Установленный на 2020 год размер пособия по уходу за инвалидом зависит от категории недееспособного и его опекуна:

Величина ежемесячной выплаты по заботе за ребенком-инвалидом до 18 лет и инвалидом с детства I группы:

Величина компенсационной выплаты по опеке за инвалидом I гр., пожилым 80+ или по медицинским показаниям:

родитель, усыновитель, опекун, попечитель, приемный родитель — 10 000 рублей в месяц;

иной гражданин — 1 200 рублей в месяц.

независимо от категории получателя (опекуна) — 1 200 рублей в месяц.

ВАЖНО! Региональные власти вправе установить дополнительные доплаты и надбавки по уходу за инвалидами. Уточните, какие выплаты предусмотрены в вашем субъекте РФ. Информация доступна в МФЦ или ПФЦ и на официальных сайтах по вашему субъекту.

Депутаты Государственной думы РФ от ЛДПР внесли законопроект о повышении выплат с 1 200 рублей до 10 000 рублей в месяц. Но точно, когда повысят пособие по уходу за инвалидами еще не известно. Рассмотрение законопроекта отложено на осеннюю сессию.

Льготы, положенные опекуну

Помимо такой возможности, как получить пособие по уходу за инвалидом, опекунам, осуществляющим постоянный уход, гарантированы дополнительные льготы и привилегии. Государственные гарантии предоставляются в виде:

  1. Отсрочка от армии для родителя, имеющего ребенка-инвалида до 3 лет. Либо для лица, осуществляющего постоянный уход за близким недееспособным родственником (ст. 24 Закона от 28.03.1998 №53-ФЗ).
  2. Алиментное содержание от супруга в отношении родителя, воспитывающего совместного ребенка-инвалида до 18 лет (п. 2 ст. 89, п. 1 ст. 90 СК РФ).
  3. Период ухода за инвалидом I группы засчитывается в стаж наравне с профессиональной деятельностью.
  4. Повышенные налоговые вычеты на детишек с инвалидностью.
  5. Дополнительные оплачиваемые дни ухаживающим за детьми-инвалидами для работающего родителя (до 4 дней в месяц оплачиваются по среднему заработку).
  6. Установление неполного рабочего времени по просьбе трудящихся родителей деток с инвалидностью.

Региональные власти устанавливают дополнительные гарантии для данной категории опекунов. Например, субсидии по ЖКХ, компенсация оздоровительных путевок для сопровождающих, льготы при оплате проезда в городском транспорте. Уточните в МФЦ, ПФР или органах соцзащиты, какие льготы действуют в вашем субъекте РФ.

Когда и почему выплаты прекратят

Социальные выплаты по уходу за недееспособными лицами отменят при наступлении у опекуна одного из следующих событий:

  1. Официальное трудоустройство.
  2. Регистрация в качестве ИП или самозанятого.
  3. Назначение пенсии.
  4. Назначение пособия по безработице.
  5. Перевод опекуна на государственное обеспечение (денежное довольствие).
  6. Потеря трудоспособности, например, назначение пенсии по инвалидности.
  7. Переезд в другой регион, населенный пункт.

В выплатах откажут, если инвалид или его законный представитель отозвал согласие на осуществление ухода конкретным опекуном.

ВАЖНО! Если наступили обстоятельства, влекущие прекращение выплаты, опекун обязан в течение пяти дней известить об этом ПФР, чтобы своевременно прекратить выплату. В противном случае придется вернуть в ПФР неправомерно полученные деньги.

Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, ГБУ МФЦ города Москвы, их должностных лиц, работников МФЦ

1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственных услуг решения и (или) действия (бездействие) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, ГБУ МФЦ города Москвы, их должностных лиц, государственных гражданских служащих города Москвы, проходящих государственную гражданскую службу города Москвы в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, работников МФЦ.

2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляются в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве», Административным Регламентом.

3. Заявитель может обратиться с жалобами в случаях:

3.1. Нарушения срока регистрации запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.

3.2. Требования от заявителя:

3.2.1. Документов или информации либо осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, для предоставления государственных услуг, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

3.2.3. Внесения платы за предоставление государственных услуг, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

3.2.4. Документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

3.3. Нарушения срока предоставления государственных услуг.

3.4. Отказа заявителю:

3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы для предоставления государственных услуг, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

3.4.2. В предоставлении государственных услуг по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственных услуг документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственных услуг, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) государственных гражданских служащих города Москвы, проходящих государственную гражданскую службу города Москвы в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы.

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) Департамента.

Жалобы на решения руководителя Департамента, в том числе на решения руководителя (уполномоченного заместителя руководителя), принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, подаются заявителями в Правительство Москвы и рассматриваются Главным контрольным управлением города Москвы.

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) работников МФЦ, совершенные при предоставлении государственных услуг по принципу «одного окна» в соответствии с соглашением о взаимодействии с Департаментом, рассматриваются директором (уполномоченным заместителем директора) ГБУ МФЦ города Москвы.

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) директора (уполномоченного заместителя директора) ГБУ МФЦ города Москвы, принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются Комитетом государственных услуг города Москвы.

5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, подведомственные им организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб в соответствии с Административным Регламентом (далее — органы и организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

5.2. Через МФЦ.

5.3. Почтовым отправлением.

5.4. С использованием Портала с момента реализации на Портале соответствующей технической возможности.

5.5. С использованием официальных сайтов органов и организаций, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

6. Жалоба должна содержать:

6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы, МФЦ либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего города Москвы, работника МФЦ, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса на предоставление государственных услуг (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

6.7. Требования заявителя.

6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

6.9. Дату составления жалобы.

7. Жалоба должна быть подписана заявителем (представителем заявителя). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

Полномочия представителя заявителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статус и полномочия законного представителя заявителя подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем ее поступления.

9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

9.1. Отказа в приеме документов.

9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственных услуг.

9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

11. Решение должно содержать:

11.1. Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя.

11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные правовые акты города Москвы.

11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы полностью или в части или об отказе в ее удовлетворении).

11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы полностью или в части).

11.10(1). Информацию о действиях, осуществляемых органом исполнительной власти города Москвы, предоставляющим государственную услугу, многофункциональным центром предоставления государственных услуг либо организацией, предусмотренной частью 1.1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также извинения за доставленные неудобства и информацию о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги (в случае удовлетворения жалобы).

11.10(2). Аргументированные разъяснения о причинах принятого решения (в случае отказа в удовлетворении жалобы).

11.11. Порядок обжалования решения.

11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственных услуг (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственных услуг).

13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственных услуг.

13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

14. Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:

14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственных услуг.

14.4. Наличия:

14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

15.4. Если в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

В случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю дается информация о действиях, осуществляемых органом, предоставляющим государственную услугу, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной или муниципальной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.

В случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.

17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 Административного Регламента, направляется в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных услуг, должно осуществляться путем:

20.1. Размещения соответствующей информации на Портале, информационных стендах или иных источниках информирования в местах предоставления государственных услуг.

20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в срок не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).

Как ни печально, наши близкие стареют, и здоровье начинает их подводить. И нередко бремя заботы о них ложится на плечи членов семьи. Уход за инвалидом — тяжелый труд, требующий предельной концентрации внимания, немалых сил и средств, времени и терпения. Поэтому государством предусмотрено пособие по уходу за инвалидом: оно выплачивается тому члену семьи, который берет на себя эти нелегкие обязанности. Как правильно оформить такое пособие и для кого оно предусмотрено?

В каких случаях полагается пособие по уходу за инвалидом и где его оформить

Щедрость государства ограничена: не всякий, кто присматривает за родственником, потерявшим работоспособность, может рассчитывать на получение такого пособия. Пособие по уходу за инвалидом полагается тем, кто ухаживает за:

  • инвалидом 1 группы (кроме инвалидов с детства 1 группы);
  • престарелыми гражданами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения;
  • гражданами, достигшими 80 лет.

Пособие по уходу за инвалидом могут получать только неработающие люди с российским гражданством, не имеющие никаких доходов, будь то зарплата, пособие по безработице или пенсия, а также не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. При этом степень родства с инвалидом не важна — подавать заявление на выплату пособия могут и родственники, и посторонние люди. Необязательно также проживать с инвалидом в одной квартире.

Статистика
По данным исследования Росстата, на сегодняшний день в России проживает более 12 миллионов человек с инвалидностью. Это примерно 8% всего населения страны.

Выплаты могут быть компенсационными и ежемесячными. Компенсационные начисляются тем, кто берет на себя заботу об инвалидах из перечисленных выше трех категорий. Ее размер — 1200 рублей, она перечисляется инвалиду вместе с пенсией. Ежемесячные выплаты положены тем, кто ухаживает за детьми-инвалидами и инвалидами 1 группы с детства, при этом их размер зависит от степени родства: родители или опекуны получают 5500 рублей, а посторонние люди — 1200 рублей.

Чтобы начать получать пособие, нужно обратиться в Пенсионный фонд, в отделение по месту прописки инвалида. Но перед этим требуется собрать пакет документов, без которых пособие не назначат.

Документы для оформления пособия

В пакет документов, которые потребуются для оформления пособия, входят:

  • заявление человека, который собирается ухаживать за инвалидом. В заявлении обязательно нужно указать место жительства и дату начала ухода;
  • удостоверение личности человека, осуществляющего уход, и его трудовая книжка с отметкой об увольнении с последнего места работы;
  • удостоверение личности инвалида и его трудовая книжка, если она имеется;
  • заявление инвалида или законного представителя, если речь идет о ребенке в возрасте до 18 лет или недееспособном гражданине. Впрочем, ребенок-инвалид, достигший 14-летнего возраста, может самостоятельно подать такое заявление от своего имени. Заявление должно быть подписано, и подлинность подписи, как правило, проверяют;
  • в случае необходимости — документы, которые подтверждают личность и полномочия законного представителя инвалида: паспорт и соответствующие бумаги из органов опеки;
  • справка о том, что человек, который намерен взять на себя заботу об инвалиде, не получает пособия по безработице. Такую бумагу получают в службе занятости по месту жительства;
  • заключение медицинского учреждения о том, что опекаемый нуждается в постоянном уходе и не может обслуживать себя самостоятельно.

По закону ухаживать за инвалидом и получать пособие может любой гражданин, достигший 16 лет. Но если на такое пособие претендует человек от 16 до 18 лет (то есть до совершеннолетия), потребуется представить дополнительные документы, доказывающие, что забота об инвалиде не помешает получению обязательного образования. В список дополнительных документов входят:

  • разрешение одного из родителей, усыновителя или попечителя на осуществление ухода за инвалидом в свободное от учебы время;
  • справку из школы или другого учебного заведения, которая подтверждает, что несовершеннолетний гражданин обучается очно.

Эти документы, кроме заявления на осуществление ухода, нужно собрать заблаговременно. Заявление вы напишете уже в отделении Пенсионного фонда по определенной форме.

Пособие начнут выплачивать с того же месяца, в котором было подано заявление. Средства будут перечислять на счет инвалида вместе с пенсионными выплатами.

Сколько на самом деле стоит уход за человеком с инвалидностью?

Наверняка у многих читателей этой статьи возник вопрос: не слишком ли мала сумма пособия по уходу за инвалидом? Не углубляясь в анализ возможностей государственного бюджета, можно сказать, что этих денег действительно недостаточно.

Если посмотреть предложения частных сиделок на досках объявлений в интернете, то можно заметить, что средние расценки составляют 900–1500 рублей в день — в зависимости от квалификации, опыта и списка обязанностей. Стоимость услуг сиделок с проживанием начинается примерно от 30 000 рублей в месяц, при этом нужно учесть, что придется организовать питание и проживание для помощницы — выделить для нее отдельную комфортную комнату. Цена возрастает, если уход осуществляет профессиональная медсестра. Рассматривая варианты ухода за престарелым или тяжело больным человеком, нужно понимать, что само понятие «уход» в этом случае включает в себя множество медицинских манипуляций, осуществлять которые должен специалист: массаж, инъекции, обработку кожи для предупреждения пролежней и многое другое. Кроме того, только специалист может заметить первые признаки сопутствующих заболеваний, например пневмонии — частого спутника долгой вынужденной неподвижности.

Еще более предпочтительный вариант — пансионат для пожилых, где за пациентами круглосуточно присматривает целый штат специалистов. Современные частные пансионаты такого типа напоминают загородные санатории, где постояльцы живут в одно-, двух-, трех- или четырехместных номерах, оборудованных всем необходимым: поручнями, высокими кроватями (иногда даже кроватями-трансформерами), противопролежневыми матрасами, удобными безопасными ванными комнатами с сантехникой, разработанной именно для людей с ограниченными возможностями. Устроить такую спальню дома возможно, но это будет стоить очень дорого.

В некоторых пансионатах имеются отделения для пациентов в самых разных состояниях — с ограниченной подвижностью, для лежачих больных, для людей, потерявших зрение, и для тех, кто страдает психическими нарушениями. И с каждой группой работают профессиональные сиделки, знающие все особенности своих подопечных.

Есть и еще один весомый довод в пользу пансионатов — социальное окружение. Дома инвалид живет в практически полной изоляции, и развлечений у него немного. В пансионатах же созданию возможностей для общения и развлекательной программе уделяется немало внимания: для постояльцев устраивают кинопросмотры, концерты, экскурсии, чемпионаты по настольным играм. И это очень важно: в такой обстановке инвалид не чувствует себя обузой для родных (такое случается нередко даже в самых дружных семьях), он заводит новые знакомства и не скучает. А ведь тоска, чувство вины и вынужденное безделье — факторы риска для развития невроза и депрессии.

В стоимость проживания в пансионате входит здоровое сбалансированное питание, ежедневная уборка, стирка, необходимый уход и помощь в самообслуживании, поддержка профессионального психолога и различные развлечения. Дополнительные услуги, медикаменты и расходные материалы, программы реабилитации, индивидуальная сиделка и выездные экскурсии обычно оплачиваются отдельно.

Стоимость пребывания в таком пансионате начинается от 20 тысяч рублей в месяц — это, с учетом всех трат, заметно дешевле, чем услуги сиделки, посещающей пациента на дому.

Многим кажется, что доверять заботу о престарелых и больных членах семьи незнакомым людям небезопасно. На самом деле рискованнее всего ухаживать за инвалидом самостоятельно. Ситуация, когда одному из домочадцев приходится забыть о карьере и отказаться от личной жизни ради заботы о родственнике, — огромный стресс для всей семьи, источник постоянного напряжения и конфликтов. А нехватка навыков ухода за лежачими больными несет риск для здоровья инвалида. Приходящая частная сиделка, найденная по объявлению в интернете, — уже лучше, но все равно не идеально. Вы впускаете в дом постороннего человека, о котором мало знаете. Даже отзывы о его работе от предыдущих клиентов — еще не гарантия, ведь их нетрудно подделать. Поэтому пансионат — наиболее безопасный вариант. Вы сами можете поговорить с родными постояльцев, оценить условия содержания, поискать в сети обзоры — отзывов на пансионат найдется явно больше, чем на работу одного «частника». И если сиделкой может работать любой человек, то в пансионаты набирают профессионалов с соответствующим образованием и опытом.

Помощь в организации ухода за пожилыми инвалидами

«Принимая решение отправить своего родственника в пансионат, люди сталкиваются с непростым вопросом выбора, — говорит представитель частного дома престарелых «Тульский дедушка». — В Подмосковье работают десятки пансионатов разного уровня, как коммерческих, так и муниципальных, как доступных, так и заоблачно дорогих. Как выбрать подходящий? Сразу скажу, что «дорого» не всегда означает «хорошо» и наоборот. Уже несколько лет мы занимаемся уходом за пожилыми людьми и инвалидами и точно знаем, что качественная помощь и комфортное проживание могут быть вполне доступными. Например, расценки на проживание в нашем пансионате «Тульский дедушка» начинаются от 500 рублей в день, то есть 15000 рублей в месяц. Постояльцы живут в уютных, но просторных комнатах, оснащенных специальными кроватями, получают трех- или пятиразовое здоровое питание, проходят регулярные медицинские осмотры, и могут воспользоваться услугами прачечной. За жильцами круглосуточно присматривают наши опытные профессиональные сиделки, которые любят свою работу. Кроме того, мы постоянно устраиваем музыкальные и киновечера, встречи с интересными людьми, творческие мастер-классы, прогулки. За безопасностью постояльцев следит охрана, а за их душевным равновесием — психолог.

Пансионат расположен в красивой и чистой местности недалеко от Тулы, в Богородицком районе. Мы принимаем даже тяжелых больных и людей с психическими заболеваниями, проводим программы реабилитации после инсультов, операций и травм. В доме престарелых «Тульский дедушка» ваши близкие получат достойную заботу, внимание и уход».

P. S. «Тульский дедушка» — пансионат для пожилых людей, который работает с 2014 года, с возможностью профессионального ухода.

Лицензия на оказание медицинских услуг № ЛО-71-01-002064 выдана 20 мая 2019 года Министерством здравоохранения Тульской области.

В документе уточняется, что такую выплату предлагается платить неработающим трудоспособным людям, ухаживающим за инвалидом первой группы. С 1 февраля каждого года ее предлагают индексировать. А для людей, живущих на Севере, — повышать на размер районного коэффициента. Финансировать выплату предлагают из федерального бюджета.

Как уточняется в пояснительной записке к документу, сейчас законодательство предусматривает выплату ежемесячной компенсации в размере 1,2 тысячи рублей людям, которые ухаживают за инвалидом первой группы (кроме инвалидов с детства этой группы, поскольку тем, кто ухаживает за ними, платят более высокую сумму). 1,2 тысячи также полагается тем, кто помогает престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, либо людям, достигшим 80 лет.

Такая сумма компенсации была установлена в 2008 году и ни разу с тех пор не индексировалась. Она, надо пояснить, предоставляется только людям неработающим и трудоспособным, то есть способным к труду, но оставившим работу из-за необходимости ухаживать за родными или близкими. По сути, такая выплата — это их заработок.

Впрочем, законодательство не ограничивает число лиц, за которым может ухаживать трудоспособный человек, уточняется в записке. Он может одновременно ухаживать за пятью и десятью людьми.

Сейчас 1,2 тысячи рублей в месяц составляет компенсация тем, кто ухаживает за инвалидами первой группы, за больными стариками и за людьми, которым уже исполнилось восемьдесят лет

Таким образом, его доход может достигнуть уровня прожиточного минимума. При этом государство делает за такого человека взносы в Пенсионный фонд, и у него формируется страховой стаж для последующего получения страховой пенсии.

Это создает предпосылки для многих нуждающихся людей, лишенных ухода со стороны родственников, получить постоянный уход на дому.

Но если человек ухаживает за инвалидом первой группы, то взять на себя уход за кем-то еще он не сможет, так как такой человек требует много внимания и сил.

Получается, что на него одного уходит полноценный рабочий день. И социальные работники не могут обеспечить ему полноценный уход.

Тем временем люди, которые ухаживают за инвалидами детства этой группы, получают выплату в размере 10 тысяч рублей в месяц.

«Следует отметить, что уход за инвалидом первой группы не отличается от ухода за инвалидом с детства первой группы. При этом столь огромная разница в размерах выплат ухаживающим за ними лицам вызывает социальную напряженность и чувство социальной несправедливости», — говорится в пояснительной записке.

В связи с этим и предлагается уравнять размеры компенсаций для тех, кто ухаживает за инвалидами первой группы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *