Заявление в минюст

Заявление в минюст

Смена директора НКО в Минюсте

Вы увольняетесь поста директора НКО (президента и т.д.) – написанного заявления об увольнении будет недостаточно.

По закону сведения содержащиеся в ЕГРЮЛ действительны для третьих лиц (согласно ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ), а это значит, что окончательно снять с себя полномочия руководителя некоммерческой организации, нужно будет внести изменения в ЕГРЮЛ.

2 самых часттых вопроса:

  • Кто заявитель при смене директора в НКО?
  • Куда подавать документы?

Ответы:

  • Заявителем в данном виде регистрации будет – новый директор,
  • а документы в большинстве случаев подаются в Минюст (в зависимости от вида НКО, иногда документы подаются в ИФНС).

Шаг 1. Решение высшего органа управления некоммерческой организации

В большинстве случаев решение о смене директора НКО принимает высший орган управления НКО, но лучше нужно смотреть устав НКО (полномочия органов управления).

По результатам проведения собрания подписывается протокол, обычно достаточно подписей председателя и секретаря общего собрания.

В протоколе собрания должны быть указаны следующие данные:

  1. дата, время начала и завершения собрания и место проведения общего собрания (желательно указать полный адрес);
  2. сведения о лицах, принявших участие в общем собрании;
  3. как рапределились голоса по вопросу повестки дня;
  4. сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.

Обратите внимание:

В соответствии с п.5 ст.5 ФЗ от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при смене руководителя организации необходимо уведомить об этом регистрирующий орган в течение 3х рабочих дней со дня вступления в силу трудового договора, заключенного с новым директором.

Иначе можно получить штраф — 5000 рублей.

Шаг 2. Нотариус

По закону мы обязаны заверить форму Р14001, заявителем в данной форме будет новый директор НКО.

Кроме формы Р14001 и подписанного протокола, к нотариусу с собой нужно будет взять оригиналы всех «учредительных документов» и паспорт нового директора, список документов лучше уточнить у нотариуса заранее (у разных нотариусов – разные требования).

Если директор подает документы не лично, то нужна будет нотариальная доверенность в Минюст (мы так же рекомендуем сделать одну нотариальную копию с этой доверенности и при подаче отдать именно копию вместо оригинала).

Шаг 3. Минюст

И так в Минюст подаются:

  • Форма Р14001 заверенная нотариально.
  • Форма Р14001 не заверенная нотариально, но сшитая и подписанная директором.
  • 2 экземпляра протокола общего собрания, в котором снимаются полномочия со старого директора и возлагаются на нового. Подписанные и сшитые Секретарем и председателем общего собрания.
  • Нотариальная доверенность или её нотариальная копия (если директор лично не подает документы).
  • Иногда в Минюст подается копия устава НКО, заверенная директором (но по закону этого делать не обязательно).

Минюст выдает расписку в получении документов.

Если Вы не хотите самостоятельно заниматься подготовкой и подачей документов, то Вы можете заказать данную услугу у нас:

Смена директора в НКО «под ключ» (со всеми расходами) — 11200 рублей.

Шаг 4. Изменение данных в ЕГРЮЛ.

На основании полученных документов Минюст проводит 14 дневную проверку бумаг. И после этого уведомляет ИФНС о необходимости внесения изменений в ЕГРЮЛ, согласно Приказу Минюста РФ от 12.112010 №343 «О порядке взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций». В течение 5 дней с момента получения сведений налоговый орган вносит изменения в ЕГРЮЛ.

Шаг 5. Получение листа записи ЕГРЮЛ.

После чего ИФНС передает весь пакет документов обратно в Минюст для последующей выдачи заявителю. Следовательно, общий срок смены директора в НКО составляет примерно 30 дней.

Если же заявитель обращается напрямую в ИФНС (при определенных видах НКО), то срок регистрации составляет всего 5 рабочих дней (не считая день подачи и день получения).

По истечению данного периода времени заявитель может получить лист записи ЕГРЮЛ.

С целью упрощения регистрационной процедуры, обеспечение удобного и интуитивного поиска необходимой формы заявления, облегчение и ускорение процесса заполнения соответствующих документов Министерством юстиции Украины были утверждены новые формы заявлений, которые подаются для государственной регистрации — они начнут действовать с 1 июня 2020 года (приказ Министерства юстиции Украины от 19 мая 2020 № 1716/5 «Об обновлении форм заявлений в сфере государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 20 мая 2020 под № 454/34737).

Важно, что вместо нынешних 24-х форм заявлений с 1 июня 2020 будет использоваться только девять — они сгруппированы преимущественно по виду лица, в отношении которого проводятся регистрационные действия.

Отныне, независимо от действий, которые необходимо провести, например, в отношении физического лица — предпринимателя (регистрация физического лица предпринимателем, включение сведений о физическом лице — предпринимателе в реестр, изменения сведений или прекращения), всегда подается одна утверждена форма заявления.

Основные правила оформления заявок, представляемых для государственной регистрации, следующие:

1) заявление заполняется печатными буквами;

2) если определенная страница заявления не заполняется из-за отсутствия сведений, содержащихся в ней, такая страница не подписывается заявителем и не подается;

3) печать заявления может осуществляться с обеих сторон листа;

4) при избрании определенных полей в заявлении проставляется знак «V» или другой подобный знак, что будет свидетельствовать об избрании определенного поля;

5) сведения о конечном бенефициарного владельца учредителя юридического лица заполняются и в дальнейшем обновляются только при наличии среди учредителей/участников юридического лица другого юридического лица;

6) сведения о конечном бенефициарного владельца юридического лица или учредителя юридического лица при государственной регистрации изменений или реорганизации юридического лица заполняются исключительно в случае, когда такие сведения нуждаются в обновлении в связи с определенными изменениями сведений о таких конечных бенефициарных собственников;

7) заполнения в заявлении больше сведений, чем необходимо, не запрещено и не является основанием для приостановления рассмотрения документов (например, для государственной регистрации прекращения юридического лица кроме обязательного внесения сведений об идентификационном коде заявителем могут быть внесены сведения об организационно-правовой форме и название. Аналогично и при государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физическим лицом — предпринимателем).

Обращаем внимание, что сведения о конечном бенефициарного владельца юридического лица или учредителя юридического лица подают и в дальнейшем обновляют все юридические лица, кроме политических партий, структурных образований политических партий, профессиональных союзов, их объединений, организаций профсоюзов, предусмотренных уставом профсоюзов и их о объединений, творческих союзов, местных ячеек творческих союзов, организаций работодателей, их объединений, адвокатских объединений, торгово-промышленных палат, объединений совладельцев многоквартирных домов, религиозных организаций, государственных органов, органов местного самоуправления, их ассоциаций, государственных и коммунальных предприятий, учреждений, организаций.

Внимание! Подача заявлений в части избрания упрощенной системы налогообложения и / или добровольной регистрации в качестве плательщика налога на добавленную стоимость и/или включения в Реестр неприбыльных учреждений и организаций осуществляется со дня размещения на веб-сайте Министерства юстиции Украины соответствующего объявления о возможности избрания упрощенной системы налогообложения и / или добровольной регистрации в качестве плательщика налога на добавленную стоимость и / или включения в Реестр неприбыльных учреждений и организаций путем заполнения соответствующих страниц заявлений. Другими словами, с 1 июня 2020 заявления в указанной части «не будут» — нужно дождаться специального объявления Минюста. До появления такого объявления по-прежнему, в случае выявления заявителем желание избрать упрощенную систему налогообложения и / или зарегистрироваться плательщиком налога на добавленную стоимость и / или включиться в Реестр неприбыльных учреждений и организаций следует подавать отдельную регистрационную заявление.

Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований сведений о номере телефона и/или адрес электронной почты учредителя/участника, руководителя или члена руководящего органа юридического лица будет осуществляться после доработки программных средств этого реестра.

Также для удобства заявителей Министерством юстиции Украины разработаны образцы заполнения заявлений по наиболее популярным регистрационными действиями.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 января 2020 г. N АПЛ19-492

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Зайцева В.Ю., Крупнова И.В.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С.А. об оспаривании абзаца второго пункта 43 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 455,

по апелляционной жалобе С.А. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2019 г. по делу N АКПИ19-588, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителя административного истца М., поддержавшего апелляционную жалобу, объяснения представителя Министерства юстиции Российской Федерации С.М., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Министерство юстиции Российской Федерации (далее также — Минюст России) приказом от 30 сентября 2011 г. N 455 утвердило Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (далее — Административный регламент).

Нормативный правовой акт зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2012 г., регистрационный номер 23117, опубликован в «Российской газете» 16 марта 2012 г.

Административный регламент в соответствии с его преамбулой устанавливает стандарт и порядок предоставления центральным аппаратом Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях.

Согласно пункту 43 Административного регламента протокол (выписка из протокола) заседания высшего, иного уполномоченного органа управления некоммерческой организации, содержащий решение о внесении изменений в учредительные документы и (или) об изменении иных сведений, подлежащих внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее также — ЕГРЮЛ), помимо сведений, указанных в пункте 42, должен содержать:

в случае проведения заседания в форме съезда (конференции) — сведения об утверждении нормы представительства делегатов, о количестве избранных и фактически присутствующих на заседании делегатов, о соблюдении положений устава некоммерческой организации в части определения правомочности (кворума) заседания высшего или иного уполномоченного органа управления (абзац второй);

в случае проведения заседания в форме общего собрания (заседания) — сведения об общем количестве членов (участников, учредителей) высшего или иного уполномоченного органа управления некоммерческой организацией на дату проведения заседания и о количестве фактически присутствующих на заседании членов (участников, учредителей), о соблюдении положений устава некоммерческой организации в части определения правомочности (кворума) заседания высшего или иного уполномоченного органа управления (абзац третий).

С.А., ранее являвшийся генеральным секретарем Общероссийской общественной организации «Российское научное медицинское общество терапевтов» (далее — Организация), обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим абзац второй пункта 43 Административного регламента, ссылаясь на его противоречие статье 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, создание им препятствия в реализации прав и законных интересов административного истца. В обоснование заявленного требования указал, что Минюст России осуществил регистрацию новой редакции устава Организации в связи с внесением в нее изменений, утвержденных решением внеочередного XXIV съезда Организации, а также в связи с внесением изменений в сведения об Организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, касающиеся прекращения его полномочий генерального секретаря Организации. При этом Минюст России руководствовался оспариваемым нормативным предписанием, которое позволило признать законными решения внеочередного съезда и результаты голосования по ним, принятые группой лиц, представлявших менее десяти процентов общей численности членов Организации. Административный истец считает, что в результате применения Минюстом России оспариваемого нормативного положения незаконно прекращено его право быть членом Организации.

Министерство юстиции Российской Федерации административный иск не признало, указав в письменных возражениях, что оспариваемый в части нормативный правовой акт подготовлен с учетом требований действующего гражданского законодательства и принят в пределах предоставленных Минюсту России полномочий; абзац второй пункта 43 Административного регламента прав и законных интересов административного истца не нарушает.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления С.А. отказано.

В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с таким решением, просит его отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения не находит.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров — единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон о государственной регистрации).

Согласно статье 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Федеральный закон о некоммерческих организациях) некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации с учетом установленного этим законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций (пункт 1). Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее — уполномоченный орган), или его территориальным органом (пункт 2). Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона о государственной регистрации федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3).

Пунктом 7 статьи 32 Федерального закона о некоммерческих организациях установлено, что перечень и формы документов, которые необходимы для внесения изменений в сведения, указанные в пункте 1 статьи 5 Федерального закона о государственной регистрации, за исключением сведений о полученных лицензиях, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с подпунктом 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 131, таким органом является Минюст России.

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

В пункте 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, закреплено, что регламент разрабатывается и утверждается органом, предоставляющим государственные услуги, если иное не установлено федеральными законами.

Оспариваемый в части Административный регламент утвержден уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, процедура его принятия, порядок опубликования, государственной регистрации также соблюдены, что не оспаривается административным истцом.

Доводы С.А. о несоответствии абзаца второго пункта 43 Административного регламента статье 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации судом первой инстанции обоснованно признаны несостоятельными.

Пункт 43 Административного регламента устанавливает требования к содержанию протокола (выписки из протокола) заседания высшего, иного уполномоченного органа управления некоммерческой организации, содержащего решение о внесении изменений в учредительные документы и (или) об изменении иных сведений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ, независимо от организационно-правовой формы некоммерческой организации. В абзаце втором данного пункта закреплено, что названный протокол должен содержать, кроме прочего, сведения об утверждении нормы представительства делегатов, о количестве избранных и фактически присутствующих на заседании делегатов, о соблюдении положений устава некоммерческой организации в части определения правомочности (кворума) заседания высшего или иного уполномоченного органа управления в случае проведения заседания в форме съезда (конференции). Названное предписание согласуется с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Статья 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирует требования, предъявляемые законом к решениям собраний, но не к форме и содержанию протокола (выписки из протокола) собрания, следовательно, имеет иной предмет регулирования относительно оспариваемой истцом нормы.

Пунктом 1 статьи 65.1 данного кодекса общественная организация отнесена к корпоративным юридическим лицам.

Некоммерческими корпоративными организациями согласно пункту 1 статьи 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 этого кодекса.

Устанавливая, что высшим органом корпорации является общее собрание ее участников, пункт 1 статьи 65.3 названного кодекса в то же время предусматривает, что в некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Компетенция данного органа и порядок принятия им решений определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и уставом корпорации.

В силу пункта 2 статьи 123.5 Гражданского кодекса Российской Федерации устав общественной организации должен содержать, в частности, сведения о составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов.

Изменения, вносимые в уставы общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений, и приобретают юридическую силу со дня такой регистрации (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Федеральный закон об общественных объединениях).

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции правильно исходил из того, что абзац второй пункта 43 Административного регламента не устанавливает требований относительно состава и правомочности органов управления некоммерческой организации, а лишь содержит перечень сведений, указываемых в обязательном порядке в протоколе (выписке из протокола) заседания высшего или иного уполномоченного органа управления некоммерческой организации.

Необходимость указания в протоколе соответствующих сведений обусловлена требованиями действующего законодательства, в частности пунктом 2 статьи 123.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которого состав конференции (съезда) общественной организации как одного из ее органов определяется уставом, частью 3 статьи 6 Федерального закона об общественных объединениях, предусматривающей, что члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.

Вывод суда первой инстанции о том, что право члена общественной организации на участие в управлении ее делами, предусмотренное пунктом 1 статьи 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, может быть реализовано не только путем личного участия в заседании высшего органа управления некоммерческой организации (общее собрание), но и посредством участия в голосовании при избрании делегатов на конференцию (съезд) либо при его выдвижении в качестве делегата конференции (съезда), является правильным.

Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов (пункт 4 статьи 29 Федерального закона о некоммерческих организациях).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснил в пункте 103, что под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, то есть определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений. В частности, к решениям собраний относятся решения коллегиальных органов управления юридического лица (собраний участников, советов директоров и т.д.).

С учетом изложенного суд сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемое нормативное предписание соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав административного истца в упоминаемых им аспектах.

Несогласие С.А. с конкретными действиями и решениями некоммерческой организации, связанными, в частности, с прекращением его полномочий генерального секретаря Организации, а также распоряжением Минюста России о регистрации новой редакции устава Организации в связи с внесением в него изменений, не может являться основанием для удовлетворения административного иска в порядке абстрактного нормоконтроля.

Довод апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права ошибочен и, по сути, сводится к переоценке выводов суда первой инстанции, основанных на положениях действующего законодательства Российской Федерации.

Решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права; предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 308 — 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу С.А. — без удовлетворения.

Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
И.В.КРУПНОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *