Земельный участок находится в собственности физического лица

Земельный участок находится в собственности физического лица

Глава 4. Собственность на землю. Права юридических и физических лиц на земельные участки

Земельный кодекс Республики Узбекистан (Введен в действие с 01.07.1998г.)

Статья 16. Собственность на землю в Республике Узбекистан

Земля является государственной собственностью — общенациональным богатством, подлежит рациональному использованию, охраняется государством и не подлежит купле-продаже, обмену, дарению, залогу за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Узбекистан.

Статья 17. Права юридических и физических лиц на земельные участки

Юридические лица могут иметь земельные участки на праве постоянного владения, постоянного пользования, срочного (временного) пользования, аренды и собственности в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства.

Физические лица могут иметь земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, срочного (временного) пользования, аренды и собственности в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства.

Статья 18. Возникновение права собственности юридических и физических лиц на земельные участки

Право собственности юридических и физических лиц на земельные участки возникает в порядке, установленном законодательством, при приватизации объектов торговли и сферы обслуживания вместе с земельными участками, на которых они размещены.

Право собственности на земельные участки дипломатических представительств и приравненных к ним международных организаций, аккредитованных в Республике Узбекистан, возникает при реализации им в порядке, установленном законодательством, зданий или частей зданий, используемых под помещения представительств, включая резиденцию главы представительства, вместе с земельными участками, на которых они размещены, а также земельных участков для строительства зданий этих представительств.

Право собственности иностранных юридических и физических лиц на земельные участки — сотрудников дипломатического корпуса, представителей прессы, аккредитованных в Республике Узбекистан, сотрудников постоянных представительств фирм, компаний и международных организаций, лиц, работающих на постоянной основе на предприятиях с иностранными инвестициями, а также лиц, постоянно проживающих в республике и имеющих вид на жительство, возникает при реализации им в порядке, установленном законодательством, жилых помещений вместе с земельными участками, на которых они размещены.

Статья 19. Право пожизненного наследуемого владения земельными участками

Право на получение земельного участка в пожизненное наследуемое владение имеют граждане Республики Узбекистан:

для ведения дехканского хозяйства;

для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома;

для коллективного садоводства и виноградарства.

Право пожизненного наследуемого владения земельными участками может предоставляться и в других случаях, предусмотренных законодательством.

Право пожизненного наследуемого владения земельными участками граждан удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права на земельный участок.

Форма свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, порядок его регистрации и выдачи определяются законодательством.

Статья 20. Право постоянного и срочного (временного) владения и пользования земельными участками

Земельные участки могут предоставляться юридическим и физическим лицам в постоянное и срочное (временное) владение и пользование.

В постоянное владение земельные участки предоставляются предприятиям, учреждениям и организациям для ведения сельского и лесного хозяйства, а в случаях, предусмотренных законодательством, — и для других целей.

В постоянное или срочное (временное) пользование земельные участки предоставляются:

гражданам Республики Узбекистан;

промышленным, транспортным и другим несельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям;

предприятиям с иностранными инвестициями, международным объединениям и организациям;

иностранным юридическим и физическим лицам.

В случаях, предусмотренных законодательством, земельные участки предоставляются в пользование и иным организациям и лицам.

Права постоянного владения и постоянного пользования земельным участком подлежат государственной регистрации с выдачей свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок.

Порядок государственной регистрации права на земельный участок и выдачи свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок устанавливается законодательством.

Срочное пользование земельными участками может быть краткосрочным — до трех лет и долгосрочным — от трех до десяти лет. В случае производственной необходимости эти сроки могут быть продлены на период, не превышающий соответственно сроков краткосрочного или долгосрочного временного пользования. Продление сроков временного пользования земельными участками производится органами, предоставившими эти участки.

Земельные участки для отгонного животноводства могут предоставляться сельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям на срок до двадцати пяти лет.

Статья 21. Земельные участки совместного владения или пользования

При невозможности разделения земельного участка на основании части пятой статьи 10 настоящего Кодекса он признается земельным участком совместного владения или пользования несколькими юридическими и физическими лицами, что отражается в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними.

Статья 22. Переход права владения и права постоянного пользования земельным участком

При переходе права собственности, права хозяйственного ведения или права оперативного управления на предприятие, здание, сооружение или иную недвижимость вместе с этими объектами переходит и право владения и постоянного пользования земельным участком, занятым указанными объектами и необходимым для их использования.

К физическим лицам при переходе права собственности (покупке, дарении либо получении по наследству и другие) на жилой дом, садовый домик переходит вместе с правом собственности на эти строения и право пожизненного наследуемого владения всем земельным участком, на котором находятся эти строения.

Переход права владения и постоянного пользования земельным участком, занятым предприятием, зданием, сооружением или иной недвижимостью, оформляется путем внесения данных о новом землевладельце или землепользователе в земельно-кадастровую книгу района, города на основании соответствующих договоров, решений собственников или уполномоченных ими органов и лиц и выдачей им свидетельства о государственной регистрации права постоянного владения, постоянного пользования либо пожизненного наследуемого владения на земельный участок.

При переходе права собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления на часть предприятия, здания, сооружения или иной недвижимости новому собственнику или владельцу иных вещных прав переходит право владения и постоянного пользования частью земельного участка в размере, пропорциональном доле предприятия, здания, сооружения или иной недвижимости, а в случаях невозможности такого разграничения земельного участка, а также в случае спора по вопросам, предусмотренным частью третьей настоящей статьи, его раздел производится органами Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, который утверждается решением хокима района, города с последующей государственной регистрацией права владения и постоянного пользования земельным участком и выдачей соответствующих свидетельств о государственной регистрации.

Статья 23. Предоставление (реализация) земельных участков

Предоставление (реализация) земельных участков во владение, пользование, аренду и собственность осуществляется в порядке отвода.

Отвод земельных участков производится Кабинетом Министров Республики Узбекистан, хокимами областей, города Ташкента, районов, городов в порядке, установленном законодательством.

Предоставление (реализация) земельного участка, находящегося во владении, пользовании, аренде и собственности, производится только после изъятия (выкупа) данного участка в установленном порядке.

Для строительства промышленных предприятий, железных и автомобильных дорог, линий связи и электропередач, магистральных трубопроводов, а также для иных несельскохозяйственных нужд предоставляются (реализуются) земли несельскохозяйственного назначения или не пригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества. Предоставление (реализация) для указанных целей земельных участков из земель лесного фонда производится преимущественно за счет не покрытых лесом площадей или площадей, занятых кустарниками и малоценными насаждениями.

Приступать к владению и пользованию предоставленным (реализованным) земельным участком до установления границ этого участка в натуре (на местности) органами Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру и выдачи документов, удостоверяющих право на земельный участок, запрещается.

Порядок предоставления (реализации) земельных участков во владение, пользование, аренду и собственность устанавливается законодательством.

Статья 24. Аренда земельного участка

Аренда земельного участка представляет собой срочное, возмездное владение и пользование земельным участком на условиях договора аренды.

Земельный участок на договорной основе в аренду предоставляют:

гражданам и юридическим лицам Республики Узбекистан — хокимы районов и городов;

предприятиям с иностранными инвестициями, международным объединениям и организациям, иностранным юридическим и физическим лицам — Кабинет Министров Республики Узбекистан.

Сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации могут закреплять земельные участки за арендаторами в порядке внутрихозяйственной аренды только для сельскохозяйственного производства.

Сдача арендованного земельного участка или его части в субаренду запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Земельные участки, переданные в аренду, не могут быть объектом купли-продажи, залога, дарения, обмена. Для получения кредитов право аренды земельного участка может быть передано в залог. Арендатор вправе передавать свои арендные права на земельный участок в залог без согласия арендодателя только в случаях, когда это предусмотрено законом или договором аренды.

Условия и сроки аренды земельных участков определяются по соглашению сторон и закрепляются договором. Земли, предназначенные для сельскохозяйственных целей, могут предоставляться в аренду на срок до пятидесяти лет, но не менее чем на тридцать лет.

Арендатор имеет преимущественное право возобновления договора аренды земельных участков по истечении срока его действия при прочих равных условиях.

Порядок платы за аренду земельных участков и ее размер определяются в договоре аренды в соответствии с законодательством.

Досрочное расторжение договора аренды земельных участков производится по соглашению сторон, а при недостижении такого соглашения — по решению суда.

Порядок предоставления земельных участков в аренду определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 25. Использование земельных участков для изыскательских работ

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие геологосъемочные, поисковые, геодезические и другие изыскательские работы, могут проводить эти работы на всех категориях земель на основании принятых в установленном порядке решений и заключенных договоров, без изъятия земельных участков у землевладельцев, землепользователей, арендаторов и собственников.

Разрешение на производство изыскательских работ на орошаемой пашне, в садах, виноградниках, тутовниках, ягодниках, сенокосах и пастбищах, на которых проведены работы по их коренному улучшению, на землях, покрытых лесной растительностью выдается хокимом области, на остальных землях — хокимами районов и городов на срок не свыше одного года, в необходимых случаях допускается продление данного срока еще не более чем на один год.

На землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения разрешение на производство изыскательских работ выдается Кабинетом Министров Республики Узбекистан и уполномоченными органами в порядке, установленном законодательством.

Предприятия, учреждения и организации, проводящие изыскательские работы, обязаны за свой счет приводить нарушенные в ходе работ земельные участки в состояние, пригодное для использования их по назначению, и сдать их землевладельцам, землепользователям, арендаторам и собственникам земельных участков, принимать меры к обеспечению сохранности земель, посевов, насаждений, лесов, вод и других природных объектов, трубопроводов, канализаций, мелиоративных систем и других сооружений, а также возмещать землевладельцам, землепользователям, арендаторам и собственникам земельных участков убытки (включая упущенную выгоду), причиненные в связи с временным занятием земельных участков.

Статья 26. Использование земельных участков под застройку

Юридические и физические лица, получившие (приобретшие) земельные участки (за исключением пахотных земель) в постоянное владение и пользование, пожизненное наследуемое владение, долгосрочное временное пользование, аренду и в собственность, вправе осуществлять в установленном порядке строительство, снос или реконструкцию приобретенных ими предприятий, зданий, строений, сооружений в соответствии с законодательством при условии выполнения обязательств обременения земельных участков.

Статья 27. Предоставление или реализация гражданам Республики Узбекистан земельных участков для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома

Гражданам Республики Узбекистан для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома предоставляются в пожизненное наследуемое владение земельные участки в размерах на одну семью до 0,06 гектара в порядке, устанавливаемом законодательством.

Для индивидуального жилищного строительства право пожизненного наследуемого владения на земельные участки в пределах до 0,04 гектара реализуется в установленном порядке на аукционной основе.

Статья 28. Плата за землю

В Республике Узбекистан использование земель является платным.

Юридические и физические лица, имеющие во владении и пользовании и в собственности земельные участки, производят плату за землю. Плата за землю взимается в форме ежегодного земельного налога, размеры которого определяются в зависимости от качества, местоположения и водообеспеченности земельного участка.

Ставки, порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливаются законодательством.

При передаче земельных участков в аренду плата за землю взимается в форме арендной платы. Арендная плата приравнивается к земельному налогу. Лица, получившие земельные участки в аренду, уплачивают в бюджет арендную плату за землю в соответствии с порядком, установленным для плательщиков земельного налога.

Статья 29. Обременения земельного участка

Земельный участок, предоставленный во владение, пользование, аренду или приобретенный по другим основаниям, может быть обременен, в соответствии с законодательством, следующими обязательствами:

запретом на продажу или иное отчуждение;

запретом на субаренду и субподряд, а в случае, предусмотренном частью десятой статьи 51 настоящего Кодекса, — на сдачу в аренду;

запретом на изменение основного целевого назначения земельного участка;

запретом на отдельные виды деятельности;

запретом на осуществление без согласования в установленном порядке изменения внешнего вида недвижимости, реконструкции или сноса здания, строения, сооружения;

условием осуществления мер по сохранению и повышению плодородия земель, поддержанию в исправном состоянии ирригационных и мелиоративных систем;

условием начать и завершить застройку или освоение земельного участка в течение установленных сроков;

условием соблюдать природоохранные требования или выполнять определенные работы, в том числе сохранять почвенный покров, редкие растения, государственные памятники природы, а также объекты материального культурного наследия, имеющиеся на земельном участке.

Земельный участок может быть обременен и иными обязательствами, ограничениями или условиями, установленными законодательством.

Обременения земельного участка включаются в его правовой статус, подлежат государственной регистрации и сохраняются при переходе земельного участка к другому лицу.

Порядок обременения земельного участка устанавливается законодательством.

Статья 30. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) — право ограниченного пользования одним или несколькими соседними земельными участками.

Сервитут может устанавливаться в целях:

прохода или проезда через чужой земельный участок;

проведения дренажных работ на чужом земельном участке;

прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, ирригационных, инженерных и других линий и сети на чужом земельном участке;

забора воды и водопоя на чужом земельном участке;

прогона скота через чужой земельный участок;

временного пользования чужим земельным участком для производства изыскательских, исследовательских и других работ;

создания на чужом земельном участке защитных лесных насаждений и иных природоохранных объектов.

Сервитут может устанавливаться и в иных целях.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицами, требующими установления сервитута, и владельцем, пользователем, арендатором, собственником чужого земельного участка, а при недостижении соглашения — по решению суда.

Соглашение о сервитуте подлежит государственной регистрации и сохраняется при переходе земельного участка к другому лицу. Соглашение о сервитуте может быть прекращено в случаях прекращения основания, по которому он был установлен.

Статья 31. Возникновение права на земельный участок

Право юридических и физических лиц на земельные участки возникает после установления границ на местности, составления планов и описаний земельных участков и государственной регистрации права на земельные участки.

Статья 32. План земельного участка. Установление границ земельного участка на местности

План земельного участка — топографический план земельного участка, на котором в границах данного земельного участка показаны в соответствии с принятыми обозначениями полностью вся ситуация и рельеф на момент последней съемки согласно последнему по времени проекту землеустройства.

Предварительное определение границ земельного участка на местности и картах осуществляется при выборе земельного участка для отвода до принятия решения о его предоставлении.

План и описание земельного участка, вынос его границ на местность выполняются органами Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру и утверждаются органами государственной власти на местах.

Утвержденный план земельного участка становится неотъемлемой частью документов, удостоверяющих право на земельный участок. Подлинные планы земельных участков хранятся в кадастровом деле, копии выдаются получателю земельного участка.

Подготовка плана и описание земельного участка, установление межевых знаков осуществляются за счет средств получателя земельного участка, если иное не установлено законодательством.

Статья 33. Документы, удостоверяющие право на земельный участок

Документом, удостоверяющим право на земельный участок, является свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок.

Свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок выдается на основании решения органов государственной власти на местах о предоставлении (разделении) земельного участка юридическим и физическим лицам или договора аренды, купли-продажи и других видов отчуждений, государственного ордера на право собственности на земельный участок, решения собственников либо уполномоченных ими лиц.

Право на земельный участок приобретает силу после государственной регистрации права на него в установленном порядке.

Статья 34. Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления (реализации) земельных участков

Для рассмотрения вопросов предоставления (реализации) земельных участков во владение, пользование, аренду и в собственность при Кабинете Министров Республики Узбекистан, органах государственной власти на местах создаются комиссии по рассмотрению вопросов предоставления (реализации) земельных участков. В состав комиссий включаются представители органов по земельным ресурсам и государственному кадастру (секретарь комиссии), сельского и водного хозяйства, по экологии и охране окружающей среды, по архитектуре и строительству, по геологии и минеральным ресурсам, по управлению государственным имуществом, санитарно-эпидемиологической службы, органов самоуправления граждан и другие лица.

Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления (реализации) земельных участков осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством.

Статья 35. Государственная регистрация прав на земельные участки

Права юридических и физических лиц на земельные участки подлежат государственной регистрации.

Государственная регистрация прав на земельные участки осуществляется по месту расположения земельных участков. В государственный реестр вносятся:

1) сведения о лице, приобретшем право на земельный участок;

2) описания земельного участка (категория земель, цель использования, виды угодий, площадь, доля в совместном владении или пользовании, границы, кадастровый номер и другие характеристики);

3) сведения об условиях договора о предоставлении земельного участка, обременениях и сервитутах;

4) решения уполномоченных органов о включении земельного участка в зону отчуждения для государственных или общественных нужд;

5) иные сведения, установленные законодательством.

Государственная регистрация прав юридических и физических лиц на земельные участки осуществляется соответствующим уполномоченным органом в десятидневный срок с момента поступления заявления с приложением необходимых документов о правах на земельные участки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

О произведенной государственной регистрации прав на земельные участки выдается свидетельство с указанием в нем даты и номера регистрационной записи.

Основаниями для отказа в государственной регистрации прав на земельный учаcток являются:

наличие в органе государственной регистрации документов, свидетельствующих о наличии спора о принадлежности данного земельного участка;

наличие в органе государственной регистрации сведений об изъятии данного земельного участка в установленном законом порядке.

Порядок государственной регистрации прав на земельные участки устанавливается законодательством.

Статья 36. Прекращение прав на земельные участки

Право владения или право постоянного либо срочного пользования всем земельным участком или его частью, а также аренды земельного участка прекращается в случаях:

1) добровольного отказа от земельного участка;

2) истечения срока, на который был предоставлен земельный участок;

3) ликвидации юридического лица;

5) прекращения трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный земельный надел, если иное не предусмотрено законодательством;

6) использования земельного участка не по целевому назначению;

7) нерационального использования земельного участка, выражающегося для земель сельскохозяйственного назначения в уровне урожайности ниже нормативного в течение трех лет (по кадастровой оценке);

8) использования земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки;

9) систематического невнесения земельного налога в течение сроков, установленных законодательством, а также арендной платы в сроки, установленные договором аренды;

10) неиспользования в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственных нужд, и трех лет — для несельскохозяйственных нужд;

11) неиспользования земельного участка в течение двух лет после получения ордера на право пожизненного наследуемого владения, приобретенного на аукционной основе, а в случае, когда право пожизненного наследуемого владения земельным участком находится в залоге, — в течение срока договора залога. Неиспользуемые земельные участки изымаются с компенсацией прежним владельцам уплаченной ими стоимости;

12) изъятия земельного участка в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Законодательством могут быть предусмотрены и другие случаи прекращения права владения и права постоянного пользования и аренды земельных участков.

Право собственности на земельные участки прекращается в установленном порядке в случаях:

1) продажи объектов торговли и сферы обслуживания, а также жилых помещений и других зданий или части зданий вместе с земельными участками, на которых они размещены;

2) выкупа объектов торговли и сферы обслуживания, а также жилых помещений и других зданий или части зданий вместе с земельными участками, на которых они размещены, для государственных и общественных нужд;

3) конфискации объектов торговли и сферы обслуживания, а также жилых помещений и других зданий или части зданий вместе с земельными участками, на которых они размещены, в случаях, установленных законом;

4) обращения взыскания на земельный участок по исполнительным документам.

Прекращение права владения или права постоянного либо временного пользования земельным участком в случаях, указанных в пунктах 1 — 11 части первой настоящей статьи, производится соответственно решениями хокимов районов, городов, областей либо решением Кабинета Министров Республики Узбекистан по представлению органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, на основании подтверждающих документов, обосновывающих прекращение прав. При несогласии с решениями Кабинета Министров Республики Узбекистан и указанных должностных лиц о прекращении права владения, права постоянного или временного пользования земельными участками юридические и физические лица могут обжаловать их в суд. Прекращение права владения или права постоянного либо временного пользования земельным участком осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Прекращение права аренды земельного участка в случае, предусмотренном пунктом 3 части первой настоящей статьи, производится путем прекращения договора аренды. Прекращение права аренды земельного участка в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 6-10, 12 части первой настоящей статьи, производится путем расторжения договора аренды земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 24 настоящего Кодекса.

В случае совершения владельцем, пользователем, арендатором и собственником земельного участка действий, явно свидетельствующих о его отказе от прав на земельный участок (отъезд за границу, неиспользование земельного участка свыше установленных сроков), этот земельный участок принимается на учет как бесхозяйное имущество в порядке, установленном законодательством.

Отказ от прав на земельный участок не влечет за собой прекращения обязанностей владельца, пользователя, арендатора и собственника этого земельного участка до его предоставления другому лицу, но не более года с момента отказа или со дня государственной регистрации как бесхозяйного имущества.

Статья 37. Изъятие, выкуп земельного участка для государственных и общественных нужд

Изъятие земельного участка либо его части для государственных и общественных нужд производится при согласии землевладельца или по согласованию с землепользователем и арендатором по решению соответственно хокима района, города, области либо по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан.

При несогласии землевладельца, землепользователя и арендатора с решением соответственно хокима района, города, области либо решением Кабинета Министров Республики Узбекистан об изъятии земельного участка это решение может быть обжаловано в суд.

Предприятия, учреждения и организации, заинтересованные в изъятии земельных участков для строительства предприятий, зданий и сооружений, обязаны до начала проектирования предварительно согласовать с землевладельцами, землепользователями и арендаторами, а также соответственно с хокимом района, города, области либо Кабинетом Министров Республики Узбекистан место размещения объекта, примерный размер участка и условия его отвода с учетом обеспечения комплексного развития территории. Финансирование проектных работ до указанного предварительного согласования не допускается.

Изъятие земельного участка для государственных и общественных нужд и предварительное согласование месторасположения объекта, а также оформление отвода земель производятся в порядке, устанавливаемом законодательством.

Выкуп земельного участка, находящегося в собственности юридических и физических лиц, в том числе иностранных, вместе с объектом торговли и сферы обслуживания либо жилым помещением и другим зданием или частью здания для государственных и общественных нужд производится по решению соответственно хокима района, города, области либо по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан с обеспечением гарантий, предусмотренных статьей 41 настоящего Кодекса.

Статья 38. Изъятие земельного участка при нарушении земельного законодательства

В случаях, предусмотренных пунктами 6—11 части первой статьи 36 настоящего Кодекса, а также в других случаях нарушения земельного законодательства орган, осуществляющий государственный контроль за использованием и охраной земель, после предупреждения землевладельца или землепользователя вносит в орган, предоставивший земельный участок, представление об изъятии земельного участка. Орган, предоставивший земельный участок, на основании представления в месячный срок выносит решение о его изъятии. В необходимых случаях орган, в ведение которого входит вопрос об изъятии земельного участка, вправе назначить дополнительную проверку состояния земельного участка и качества проводимых землевладельцем или землепользователем мер по рациональному использованию и охране земель.

ФНС России рассказала о применении для целей налогообложения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в ответ на обращение налогоплательщиков (письмо ФНС России от 3 сентября 2019 г. № БС-4-21/17591@).

С 1 января 2019 года применяются новые положения, касающиеся налоговой базы — кадастровой стоимости налогооблагаемых земельных участков (ст. 391 Налогового кодекса).

Так, если изменения в кадастровую стоимость земельного участка были внесены из-за исправления допущенной технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости, то новые данные

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости, то новые данные учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. Аналогичное правило применяется и в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при ее определении, а также в случае ее пересмотра по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости.

Аналогичный порядок действует при изменении кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда. Новые сведения, установленные решением вышеуказанной комиссии судом и внесенные в ЕГРН будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Как напоминает налоговая служба, такие вышеуказанные порядки применяются только к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Согласно ст. 269 Налогового кодекса собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи являются плательщиками земельного налога.

Статьей 281 вышеуказанного Кодекса установлены льготы по уплате налога для физических лиц. Так, от уплаты этого налога освобождаются: инвалиды первой и второй групп, физические лица, воспитывающие трех и больше детей в возрасте до 18 лет, пенсионеры (по возрасту), ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона № 3551, физические лица, признанные лицами, пострадавшими вследствие Чернобыльской катастрофы.

При этом такое освобождение распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в границах предельных норм:

  • для ведения личного крестьянского хозяйства — в размере не более 2 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок): в селах — не более 0,25 га, в поселках — не более 0,15 га, в городах — не более 0,10 га;
  • для индивидуального дачного строительства — не более 0,10 га;
  • для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 га;
  • для ведения садоводства — не более 0,12 га.

Рассмотрим некоторые вопросы, связанные с предоставлением льгот по уплате земельного налога физическим лицам.

Льготы по уплате земельного налога для супругов, воспитывающих троих и больше детей в возрасте до 18 лет

Кто из супругов, воспитывающих троих и больше детей в возрасте до 18 лет, может воспользоваться льготой по уплате земельного налога?

В соответствии со ст. 80 Земельного кодекса субъектами права частной собственности на землю являются граждане и юридические лица.

Земельный участок может находиться в общей собственности с определением доли каждого из участников общей собственности (общая долевая собственность) или без определения долей участников общей собственности (общая совместная собственность). Субъектами права общей собственности на землю могут быть граждане и юридические лица. Право общей собственности на землю удостоверяется государственным актом на право собственности на землю (ст. 86 Земельного кодекса).

При этом согласно п. 5 ст. 88 вышеуказанного Кодекса участник общей долевой собственности в соответствии с размером своей доли должен принимать участие в уплате налогов, сборов и платежей, а также в расходах по содержанию и хранению общего земельного участка.

В соответствии с п. 2 ст. 89 Земельного кодекса земельный участок супругов может принадлежать мужу и жене на праве общей совместной собственности без определения долей участников общей собственности. Разделение земельного участка, имеющего в общей совместной собственности, с выделением доли совладельца может быть осуществлено при условии предварительного определения размера земельных долей, являющихся равными, если иное не предусмотрено законом или не установлено судом (п. 5 ст. 89 Земельного кодекса).

Согласно статьям 269 и 270 Налогового кодекса плательщиками земельного налога, в частности, являются собственники земельных участков, земельных долей (паев), а объектами налогообложения — земельные участки, находящиеся в собственности, или земельные доли (паи), находящиеся в собственности.

В соответствии с п. 282.1.2 п. 281.1 ст. 281 Налогового кодекса от уплаты земельного налога освобождаются физические лица, воспитывающие троих и больше детей в возрасте до 18 лет.

Таким образом, если супруги воспитывают троих и больше детей в возрасте до 18 лет, то каждый из родителей имеет право на льготу по уплате земельного налога за земельные участки, принадлежащие ему на правах частной собственности. При этом вид земельных участков и размер, относительно которых применяется льгота, определены п. 281.2 ст. 281 Налогового кодекса.

Вместе с тем если супруги владеют земельным участком на праве общей долевой собственности, то плательщиком земельного налога за земельный участок пропорционально своей доле является каждый из родителей и соответственно право на льготы по земельному налогу имеет каждый из них.

Если такие супруги владеют земельным участком на праве общей совместной собственности и разделение земельного участка не проводилось, то плательщиком земельного налога за такой участок является один из родителей, который и может воспользоваться льготой по уплате земельного налога.

Право на льготу по уплате земельного налога имеют физические лица, право собственности которых на земельные участки удостоверено надлежащими документами и данными государственного земельного кадастра. При этом физическое лицо для получения льготы по уплате земельного налога должен подать в контролирующий орган по местонахождению земельного участка заявление о предоставлении льготы и документы, удостоверяющие право такого лица на льготу (паспорт, свидетельства о рождении детей и т. п.).

Льготы по уплате земельного налога для членов садоводческого товарищества

В каком случае члены садоводческого товарищества освобождаются от уплаты земельного налога?

Статьей 35 Земельного кодекса определено, что граждане — члены садоводческого товарищества имеют право приватизировать земельный участок. Такая приватизация осуществляется без согласия на то других членов этого товарищества.

Земли общего пользования садоводческого товарищества являются его собственностью, к ним относятся земельные участки, занятые защитными полосами, дорогами, проездами, зданиями и сооружениями и другими объектами общего пользования. Использование земельных участков садоводческих товариществ осуществляется в соответствии с законом и уставами этих товариществ.

Согласно ст. 116 Земельного кодекса граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной либо коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в рамках полномочий, определенных этим Кодексом.

Статьей 281 Налогового кодекса определен круг лиц, освобожденных от уплаты налога. Освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для соответствующей категории физических лиц п. 281.1 этой статьи, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в границах предельных норм, в частности, для ведения садоводства — не более 0,12 га.

Если земельные участки приватизированы гражданами — членами садоводческого товарищества и каждый гражданин получил документ, удостоверяющий право на земельный участок, такие граждане, кроме тех, кому предоставлены льготы по земельному налогу согласно ст. 281 Налогового кодекса, самостоятельно уплачивают земельный налог в бюджет. За земельные участки общего пользования, находящиеся в собственности товарищества, земельный налог в бюджет уплачивается товариществом.

Статьей 286 этого Кодекса указано, что основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра.

Согласно ст. 126 Земельного кодекса документы, удостоверяющие право собственности или право пользования землей, являются Государственный акт на право собственности на земельный участок и Государственный акт на право постоянного пользования земельным участком.

Учитывая указанное, если физическое лицо имеет в собственности земельный участок, предоставленный для ведения садоводства, и этот участок удостоверяется Государственным актом на право собственности, только в этом случае указанное лицо имеет льготы по уплате земельного налога в соответствии со ст. 281 Налогового кодекса.

Согласно п. 284.1 ст. 284 этого Кодекса определено, что Верховная Рада АР Крым, областные, городские, поселковые и сельские советы могут устанавливать льготы по земельному налогу, уплачиваемому на соответствующей территории: частичное освобождение на определенный срок, уменьшение суммы земельного налога только за счет денежных средств, зачисляемых в соответствующие местные бюджеты.

Уплата земельного налога гаражно-строительным кооперативом, совладельцы которого относятся ко льготным категориям плательщиков

Распространяется ли льгота, предусмотренная ст. 281 Налогового кодекса, на собственников гаражей, если гараж находится в гаражно-строительном кооперативе?

Статьей 41 Земельного кодекса определено, в частности, что гаражно-строительным кооперативам по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления земельные участки для гаражного строительства передаются бесплатно в собственность или предоставляются в аренду в размере, устанавливаемом в соответствии с утвержденной градостроительной документацией.

Статьей 281 Налогового кодекса определен круг физических лиц, освобожденных от уплаты налога. При этом освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для соответствующей категории физических лиц, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в границах предельных норм, в частности, для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 га.

Если физическое лицо имеет в собственности земельный участок, предоставленный для строительства индивидуального гаража и этот участок удостоверяется Государственным актом на право собственности, только в этом случае указанные лица имеют льготы по земельному налогу в соответствии со ст. 281 Налогового кодекса.

Таким образом, льготы, предусмотренные ст. 281 Налогового кодекса для собственников земельных участков или землепользователей — физических лиц, не распространяются на гаражно-строительные кооперативы — юридических лиц, даже если их совладельцы относятся ко льготным категориям плательщиков земельного налога, то есть гаражно-строительный кооператив должен уплачивать налог за земельный участок на общих основаниях.

Размещение временного сооружения

Имеет ли льготу по уплате земельного налога физическое лицо, разместившее на собственном земельном участке временное сооружение (МАФ)?

Согласно п. 287.6 ст. 287 Налогового кодекса при переходе права собственности на здание, сооружение (их часть) налог за земельные участки, на которых расположены такие здания, сооружения (их части), с учетом придомовой территории уплачивается на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Учитывая указанное, если субъект хозяйствования или физическое лицо приобрело здание, сооружение (их часть), налог за земельные участки уплачивается на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество с учетом придомовой территории, и налог уплачивается в соответствии с целевым (хозяйственным) назначением на основании данных государственного земельного кадастра.

Пунктом 281.2 ст. 281 Налогового кодекса установлен перечень видов использования земельных участков в границах предельных норм, на которые распространяется освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для соответствующей категории физических лиц п. 281.1 ст. 281 этого Кодекса.

При этом следует отметить, что земельный участок, на котором размещено временное сооружение (МАФ), ко льготной категории использования земель в границах предельных норм не относится и земельный налог уплачивается на общих основаниях.

Отсутствие документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок

Имеет ли право на льготу по уплате земельного налога физическое лицо, относящееся к категории льготников, если отсутствуют документы на право собственности на земельный участок, который находится в пользовании (документы находятся в процессе оформления)?

Согласно статьям 269 и 270 Налогового кодекса плательщиками земельного налога являются, в частности, собственники земельных участков и землепользователи, а объектами налогообложения — земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании.

Собственники земельных участков — это физические лица (резиденты и нерезиденты), которые согласно закону приобрели право собственности на землю в Украине (пп. 14.1.34 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Землепользователи — это физические лица (резиденты и нерезиденты), которым в соответствии с законом предоставлены в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности, в том числе на условиях аренды (пп. 14.1.73 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Согласно п. 286.1 ст. 286 вышеуказанного Кодекса основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра, который содержит совокупность сведений и документов о месте расположения и правовом режиме земельных участков, их оценке, классификации земель, количественной и качественной характеристике, распределении среди собственников земли и землепользователей, подготовленных согласно закону.

Соответствующие органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов по запросу территориального органа Миндоходов Украины по местонахождению земельного участка предоставляют информацию, необходимую для исчисления и взимания платы за землю.

Согласно ст. 125 Земельного кодекса право собственности на земельный участок возникает с момента государственной регистрации этих прав.

Статьей 126 этого Кодекса определено, что право собственности, пользование земельным участком оформляется согласно Закону № 1952.

Учитывая указанное, а также ст. 206 Земельного кодекса, согласно которой использование земли в Украине является платным, в случае, если физическое лицо пользуется земельным участком, но отсутствуют документы, удостоверяющие право собственности на земельный участок, оснований для неуплаты земельного налога нет.

Что касается права на льготу по уплате земельного налога, то право на нее имеют лица, являющиеся плательщиками в соответствии со ст. 269 Налогового кодекса, то есть собственники земельных участков, право собственности на земельные участки которых удостоверено надлежащими документами и данными государственного земельного кадастра. То есть физическое лицо, относящееся к категории лиц, которые имеют право на льготы по уплате земельного налога, получит право на льготу в соответствии со ст. 281 Налогового кодекса только после получения права собственности на земельный участок в законодательно установленном порядке и внесения соответствующих данных в государственный земельный кадастр.

Для получения льготы собственник земельного участка должен представить в контролирующий орган по местонахождению земельного участка документы, удостоверяющие его право на льготу. При этом если право на льготу у плательщика возникает в течение года, то он освобождается от уплаты налога начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло это право (п. 284.2 ст. 284 Налогового кодекса).

Льготы, предусмотренные для физических лиц, не распространяются на ЖСК

Распространяется ли льгота, предусмотренная ст. 281 Налогового кодекса для собственников квартир, если квартира находится в многоквартирном жилом доме, жилищно-строительном (жилом) кооперативе?

Статьей 40 Земельного кодекса определено, что гражданам Украины по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления могут передаваться бесплатно в собственность или предоставляться в аренду земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий в пределах норм, определенных этим Кодексом.

Согласно ст. 41 Земельного кодекса жилищно-строительным (жилищным) кооперативам по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления земельные участки для жилищного строительства передаются бесплатно в собственность или предоставляются в аренду в размере, устанавливаемом согласно утвержденной градостроительной документации.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома, а также принадлежащие им здания, сооружения и придомовые территории государственной или коммунальной собственности, предоставляются в постоянное пользование предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющим управление этими домами.

В случае приватизации гражданами многоквартирного жилого дома соответствующий земельный участок может передаваться бесплатно в собственность или предоставляться в пользование объединению владельцев.

То есть если физическое лицо имеет в собственности земельный участок, предоставленный для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) и этот участок удостоверяется Государственным актом на право собственности, только в этом случае указанные лица имеют льготы по земельному налогу в соответствии со ст. 281 Налогового кодекса.

Учитывая приведенное, льготы, предусмотренные ст. 281 Налогового кодекса для собственников земельных участков или землепользователей — физических лиц, не распространяются на многоквартирные жилые дома, жилищно-строительные (жилищные) кооперативы — юридических лиц даже если их совладельцы относятся ко льготным категориям плательщиков земельного налога, то есть ЖСК должны уплачивать налог за земельный участок на общих основаниях.

Пенсионер — собственник нежилого помещения

Распространяется ли льгота по уплате земельного налога на физическое лицо — пенсионера, который является собственником нежилого помещения (его части)?

Согласно п. 286.6 ст. 286 Налогового кодекса за земельный участок, на котором расположено здание, находящееся в пользовании нескольких юридических или физических лиц, налог начисляется каждому из них пропорционально той части площади здания, которая находится в их пользовании, с учетом придомовой территории. Эта доля определяется соотношением общей площади помещения к общей площади всех помещений в доме.

Перечень лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, определен ст. 281 Налогового кодекса.

При этом освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для соответствующей категории физических лиц п. 281.1 этой статьи, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в границах предельных норм, установленных п. 281.2 ст. 281 Налогового кодекса.

Таким образом, гражданин — собственник нежилого помещения (его части) в доме уплачивает земельный налог с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество с учетом придомовой территории, поскольку льгота не распространяется на граждан по вышеуказанному целевому назначению земельного участка.

В некоторых районах г. Киева при плановых проверках налоговые органы стали начислять налог на землю юридическим лицам — собственникам квартир. Имеются у них основания для начисления или нет? На этот вопрос можно ответить, только изучив суть вопроса.

При решении вопроса, платить или не платить налог на землю предприятиям — собственникам квартир, следует руководствоваться Земельным кодексом Украины

№ 2768-ІІІ от 25 октября 2001 года (далее — Земельный кодекс) и Законом Украины

«О плате за землю» № 2535-ХІІ от 3 июля 1992 года (далее — Закон о плате за землю).

В соответствии со статьей 2 Закона о плате за землю, такая плата взимается в виде земельного налога или арендной платы, определяемых в зависимости от денежной оценки земель. Далее следует определить объект и субъект платы за землю.

Согласно статье 5 Закона о плате за землю, объектом платы за землю является земельный участок, находящийся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды. Субъектом же платы за землю, то есть плательщиком, является собственник земельного участка и землепользователь, в том числе арендатор.

Земля, на которой размещается многоэтажный дом, где находится квартира

субъекта предпринимательской деятельности — собственника, относится, согласно статье 19 Земельного кодекса, к категории земель жилой и общественной застройки и, значит, может быть объектом платы за землю.

Теперь следует определиться, кто же должен платить налог на землю. Согласно пункту 2 статьи 10 Закона Украины № 887-ХІІ от 27 марта 1991 года «О предприятиях на Украине» (далее — Закон о предприятиях), имущество предприятия принадлежит ему на правах собственности, полного хозяйственного ведения или оперативного управления. У предприятия имеется договор купли-продажи квартиры, а значит оно является собственником имущества — квартиры. Эту квартиру предприятие может продать, передать другому предприятию, обменять, сдать в аренду, отдать в залог — другими словами, оно может использовать свое имущество по своему усмотрению. Что же касается дома, в котором находится квартира, то все вышеуказанные действия такое предприятие не может совершить по причине отсутствия права собственности. Однако жилищное управление, в ведении которого находится дом, может осуществлять те действия, которые предприятие имеет право совершать со своим имуществом. Следует отметить, что право собственности на дом или квартиру и право собственности на земельный участок — совершенно разные вещи.

Согласно статье 120 Земельного кодекса, при переходе права собственности на дом или сооружение право собственности на земельный участок или его часть может перейти на основании гражданско-правовых соглашений, а право пользования — на основании договора аренды. Из этого следует, что при договоре купли-продажи сооружения не возникает автоматически права собственности на земельный участок. Поэтому логичной может быть ситуация, когда дом принадлежит одному субъекту, а земля, на которой он расположен, — другому.

Для того чтобы стать плательщиком налога на землю, субъекту следует дополнительно заключить соответствующие договоры, предметом которых должна быть земля. К тому же соглашения о переходе права собственности на земельные участки должны иметь письменную форму, согласно статье 132 Земельного кодекса, и считаются заключенными со дня их нотариального засвидетельствования. При этом в таких договорах должно обязательно указываться: наименование сторон (название юридического или физического лица); вид соглашения; предмет соглашения (земельный участок с обозначением местонахождения, площади, целевого назначения, состава площади, правового режима и т.д.); документ, подтверждающий право собственности на земельный участок; сведения об отсутствии запрета на отчуждение земельного участка; сведения об отсутствии или наличии ограничений, которые относятся к использованию земельного участка по целевому назначению (залог, аренда, сервитут и т.д.); договорная цена; обязанности сторон.

Дополнительно следует указать, что право постоянного пользования земельным участком из состава земель государственной и коммунальной собственности могут приобрести предприятия, учреждения и организации только государственной и коммунальной собственности. Что же касается земельных участков, которые находятся в постоянном пользовании субъектов, но, согласно принятому Земельному кодексу, не могут иметь их на таком праве, то, согласно пункту 6 «Переходных положений» Земельного кодекса, они должны до 1 января 2005 года переоформить в установленном порядке право собственности или право аренды на них. Эти нормы указаны и в письме Государственного комитета Украины по земельным ресурсам № 14-22-11/719 от 6 февраля 2002 года.

Согласно статье 125 Земельного кодекса, право собственности на земельный участок возникает с момента получения ее собственником или пользователем документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком, и его государственной регистрации. Такие данные вносятся в Государственный земельный кадастр и, согласно статье13 Закона о плате за землю, являются основанием для начисления земельного налога.

Из всего вышеуказанного следует сделать вывод, что предприятие — собственник квартиры может быть плательщиком налога на землю только в случае, если оно имеет право на земельный участок, на котором расположена квартира или дом, удостоверенное государственным актом.

Если же у предприятия имеется только договор купли-продажи квартиры и оно не заключало гражданских договоров на право собственности на земельный участок, то это предприятие не имеет права собственности на земельный участок, а значит и не имеет основания являться плательщиком налога на землю.

Заметим, что у предприятия при отсутствии документов на землю отсутствует объект платы за землю, являющийся ключевым условием при начислении земельного налога. Возможен вариант, когда предприятие заключает договор аренды с собственником земельного участка, в котором оговаривается момент уплаты налога на землю, но если такой договор не заключался, то основания для начисления и уплаты налога отсутствуют.

Что же касается объединения собственников многоквартирных домов, то, во-первых, такое объединение должно быть зарегистрировано в установленном порядке, согласно Закону Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» № 2866-ІІІ от 29 ноября 2001 года, а во-вторых, оно должно быть собственником земельного участка, на котором расположен дом, и должны быть оформлены все документы, которые обязывают совладельца уплачивать налог на землю. Если же таких документов нет, то и уплачивать налог также нет оснований.

Чубко Оксана — директор НУЦНТ «Надежда», г. Киев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *