Жилищный фонд социального использования

Жилищный фонд социального использования

Определение Верховного Суда РФ от 25.04.2017 N 70-КГ17-4 Требование: О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ему по месту работы предоставлена квартира, правоотношения сторон оформлены договором аренды, истец и его семья приобрели право пользования квартирой на условиях договора социального найма и имеют право на приватизацию. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как юридически значимым обстоятельством являлось выяснение вопроса о том, каким образом у ответчика возникло право собственности на спорное жилое помещение и является ли такой способ приобретения законным, однако суд это не выяснял и не привел правового обоснования своего вывода о неправомерном возникновении у ответчика права собственности на предоставленную истцам в 1996 году квартиру.

Согласно части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды.

В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Определение Верховного Суда РФ от 03.05.2017 N 304-КГ17-4639 по делу N А46-6082/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании убытков. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для возмещения причиненного вреда за счет казны субъекта Российской Федерации.

Установив факт причинения убытков и их размер, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, руководствуясь положениями статьи 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 13, 14, 19, 49, 52 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления Российской Федерации», от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», суды пришли к выводу о наличии оснований для возмещения причиненного вреда за счет казны субъекта Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 28.03.2017 N 70-КГ17-3 Требование: О признании права собственности на квартиру в порядке приватизации. Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ранее занимаемое жилое помещение было снесено и он приобрел право пользования квартирой на условиях социального найма, и имеет право на ее приватизацию. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как дом, в котором расположена спорная квартира, построен обществом в процессе осуществления хозяйственной деятельности за счет собственных средств, спорная квартира является собственностью общества, то есть входит в состав частного жилищного фонда, квартира предоставлялась истцу по договору коммерческого найма, выводы суда о возможности применения к правоотношениям сторон норм права о договоре социального найма и Закона о приватизации являются ошибочными.

Согласно части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды.

В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Определение Верховного Суда РФ от 28.03.2017 N 70-КГ17-2 Требование: О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Обстоятельства: Истец ссылается на то, что его вселение в спорную квартиру было оформлено договором коммерческого найма, который неоднократно перезаключался, полагает, что приобрел право пользования занимаемым помещением на условиях социального найма. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку дом, в котором расположена спорная квартира, построен в процессе осуществления обществом хозяйственной деятельности за счет собственных средств, данная квартира входит в состав частного жилищного фонда и предоставлялась истцу по договору коммерческого найма, выводы судов о возможности применения к правоотношениям сторон норм права о договоре социального найма являются ошибочными.

Согласно части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды.

В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Определение Верховного Суда РФ от 14.03.2017 N 70-КГ16-29 Требование: О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Обстоятельства: По мнению истца, так как он был вселен в квартиру по договору найма, он имеет право на приватизацию квартиры. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку выводы суда о возможности применения к правоотношениям сторон норм права о договоре социального найма жилого помещения и положений Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» являются ошибочными, так как квартира предоставлялась супруге истца по договору краткосрочного найма жилого помещения.

Согласно части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды.

В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Определение Верховного Суда РФ от 28.02.2017 N 59-КГ16-31 Требование: О признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, выселении. Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в порядке универсального правопреемства является собственником здания, а также на то, что ответчики были неоднократно предупреждены о необходимости освобождения занимаемого ими жилого помещения, однако этого ими сделано не было. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не учтено то, что ответчики были вселены в спорное жилое помещение, не относившееся ни к государственной, ни к муниципальной собственности, а находившееся в частной собственности третьего лица.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды. При этом частный жилищный фонд есть совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц.

Определение Верховного Суда РФ от 28.02.2017 N 70-КГ16-28 Требование: О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Обстоятельства: По мнению истца, спорная квартира предоставлена его семье на условиях договора социального найма, в связи с чем он вправе приобрести данное жилое помещение в собственность в порядке приватизации. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку дом, в котором расположена спорная квартира, построен в процессе осуществления хозяйственной деятельности за счет собственных средств, спорная квартира является собственностью ответчика, то есть входит в состав частного жилищного фонда, квартира предоставлялась семье истца по договору коммерческого найма жилого помещения.

Согласно части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды.

В соответствии со статьей 18 Закона о приватизации при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Определение Верховного Суда РФ от 14.02.2017 N 66-КГ16-14 Требование: О предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения. Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о предоставлении жилого помещения взамен утраченного, на которые он получал отказы в связи с отсутствием у ответчика постоянного и маневренного жилого фонда. Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение, поскольку судом не выяснено, имеется ли опасность для жизни и здоровья истца, которая требует незамедлительного решения вопроса о его переселении в другое жилое помещение, а также не проверено, принималось ли ответчиком решение о выселении истца из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома.

В пункте 2 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлено понятие государственного жилищного фонда — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации).

Определение Верховного Суда РФ от 31.01.2017 N 70-КГ16-24 Требование: О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Обстоятельства: Истица указывает на то, что спорное жилое помещение было предоставлено ее семье в порядке улучшения жилищных условий в связи с очередностью по месту работы в предприятии технологического транспорта и специальной техники, однако с 2000 года право собственности на занимаемую семьей истицы квартиру зарегистрировано за обществом. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку общество является собственником спорной квартиры, входящей в состав частного жилищного фонда, между сторонами заключен договор коммерческого найма жилого помещения, выводы суда о возможности применения к правоотношениям сторон норм права о договоре социального найма жилого помещения являются ошибочными.

Согласно части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды.

В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Решение Верховного Суда РФ от 26.12.2016 N ВКАПИ 16-57 Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании положений пункта 13 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утв. Приказом ФСБ России от 24.10.2011 N 590.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 19 ЖК РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется также на специализированный жилищный фонд, то есть совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса помещений.

Понятие и особенности договора найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

Понятие и особенности договора найма жилых помещений жилищного фонда социального использования раскрываются в главе 8.1 ЖК РФ, которая включена в раздел III. 1. «Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования». Указанный раздел является новеллой жилищного законодательства, который введен Федеральным законом от 21.07.2014 № 217-ФЗ.

Согласно ст. 91.1 ЖК РФ по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования одна сторона (наймодатель) обязуется передать другой стороне — гражданину (нанимателю) жилое помещение, отвечающее требованиям, установленным ст. 91.5 ЖК РФ, во владение и пользование для проживания в нем на установленных ЖК РФ условиях.

Предметом договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования может быть жилое помещение в наемном доме социального использования. При этом предметом найма может быть только отдельная квартира, а не отдельная комната (или часть квартиры) или являющийся наемным домом социального использования жилой дом (ст. 91.5 ЖК РФ). Под наемным домом ЖК РФ понимает здание, которое или все помещения в котором принадлежат на праве собственности одному лицу и которое или все жилые помещения в котором предназначены для предоставления гражданам во владение и пользование для проживания по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (ст. 91.16 ЖК РФ).

Наймодателем по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования признается орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, либо уполномоченная указанным органом организация, а также организация, являющаяся собственником жилого помещения частного жилищного фонда или уполномоченная собственником такого жилого помещения и соответствующая требованиям, установленным Правительством РФ (ст. 91.2 ЖК РФ). При этом наймодателем по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в одном наемном доме социального использования может являться только одно лицо, так же как и нанимателем — гражданин, признанный по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимся в жилых помещениях, и гражданин, признанный по основаниям, установленным другим федеральным законом, указом Президента РФ, законом субъекта Российской Федерации или актом представительного органа местного самоуправления нуждающимся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в установленных ЖК РФ случаях.

Таких случаев установлено два: доход гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества, которые определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, не превышает максимальный размер, устанавливаемый ч. 2 ст. 91.3 ЖК РФ, и гражданин не признан и не имеет оснований быть признанным малоимущим в установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации порядке.

Указанные в пункте 1 части 1 ст. 91.3 ЖК РФ максимальный размер дохода гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества устанавливаются органами местного самоуправления в порядке, принятом законом субъекта Российской Федерации, и не могут превышать размер, позволяющий такому гражданину и таким членам его семьи приобрести жилое помещение в собственность за счет собственных средств, кредита или займа на приобретение жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования.

По договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилые помещения могут быть предоставлены иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Жилищным кодексом РФ установлены требования, касающиеся содержания договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования. В нем должны быть указаны срок действия договора, размер платы за наем жилого помещения, порядок его изменения и условия заключения договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на новый срок по истечении срока действия ранее заключенного договора (ч. 2 ст. 91.1 ЖК РФ).

Содержится указание и на форму договора, который заключается обязательно в письменной форме (ч. 3 ст. 91.1 ЖК РФ). Ограничение (обременение) права собственности на жилое помещение, возникающее на основании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном ст. 23.1 Закона о государственной регистрации.

Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования заключается на основании решения наймодателя о предоставлении жилого помещения по этому договору.

Типовой договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования утвержден Постановлением Правительства РФ от 05.12.2014 № 1318 «О регулировании отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования»1. Он в частности содержит:

  • права и обязанности нанимателя и наймодателя;
  • порядок пользования имуществом наймодателя, находящимся в жилом помещении, и помещениями в наемном доме социального использования, предназначенными для удовлетворения социально-бытовых потребностей;
  • размер платы за наем жилого помещения, порядок внесения платы за наем жилого помещения и коммунальные услуги;
  • положения об ответственности наймодателя, нанимателя и проживающих совместно с ним граждан;
  • порядок изменения, расторжения, прекращения договора, условие о его сроке действия и заключении договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на новый срок.

Кроме того, указанным постановлением правительства установлены:

1) требования к организациям, являющимся наймодателями по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в отношении жилых помещений частного жилищного фонда;

2) перечень документов, подтверждающих право заявителя, претендующего на участие в аукционе на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, выступать наймодателем по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

3) перечень документов, подтверждающих право наймодателя и нанимателя на заключение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования при государственной регистрации возникающего на основании такого договора ограничения (обременения) права собственности на жилое помещение.

Предусмотрено, в частности, что наймодатель: опубликовывает в средствах массовой информации и (или) размещает в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» декларацию о соответствии требованиям к организациям, являющимся наймодателями по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в отношении жилых помещений частного жилищного фонда, по форме, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, и годовой отчет о своей деятельности по предоставлению жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и об использовании своего имущества, включающий аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и другие положения, состав которых утверждает уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кроме того, наймодатель, осуществляющий управление многоквартирным домом, являющимся наемным домом социального использования, в течение периода управления таким домом должен иметь лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Важной особенностью договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в отличие от договора социального найма жилого помещения является то, что он заключается на определенный срок — не менее чем один год, но не более чем десять лет (ч. 1 ст. 91.6 ЖК РФ). Указанный срок определяется по выбору нанимателя по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, если иное не установлено ЖК РФ.

Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования заключается на срок один год в период проведения процедуры обращения взыскания на жилые помещения в наемном доме социального использования или на являющийся наемным домом социального использования жилой дом в соответствии с Федеральным законом «Об ипотеке (залоге недвижимости)»1.

Ответы на вопросы о расторжении и прекращении договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования содержатся в ст. 91.10 ЖК РФ, в соответствии с которой договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.

Наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с согласия постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи в любое время вправе расторгнуть этот договор, предупредив в письменной форме об этом наймодателя за три месяца до даты расторжения указанного договора.

Статьей 91.10 ЖК РФ установлены случаи, при которых договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя:

  • неполное и (или) несвоевременное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги более чем шесть раз в течение 12 месяцев или наличия у нанимателя задолженности по внесению платы за наем жилого помещения и коммунальные услуги в размере, превышающем три среднемесячных размера такой платы за предшествующие 12 месяцев;
  • передача жилого помещения или его части по договору поднайма, договору безвозмездного пользования;
  • наличие у нанимателя и (или) у постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи других жилых помещений на территории того же муниципального образования (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — на территории того же субъекта Российской Федерации), предоставленных им по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, договору безвозмездного пользования или на основании членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе либо ином специализированном потребительском кооперативе или принадлежащих им на праве собственности, если размер общей площади таких жилых помещений в расчете на указанных нанимателя и членов его семьи превышает норму предоставления;
  • разрушение или повреждение жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает;
  • систематическое нарушение прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении, а также использование жилого помещения не по назначению.

Прекращается договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, а также со смертью одиноко проживавшего нанимателя (ч.4 ст. 91.10 ЖК РФ). В случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования считается расторгнутым со дня выезда.

Важной особенностью рассматриваемого договора является его сохранение при переходе прав на жилое помещение или изменении наймодателя. В соответствии со ст. 91.11 ЖК РФ переход права собственности на жилое помещение, занимаемое по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, права хозяйственного ведения в отношении такого жилого помещения, права оперативного управления таким жилым помещением или иного права, изменение наймодателя по данному договору не влекут за собой расторжение данного договора или изменение его условий.

В случае расторжения договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования наниматель и другие граждане, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из жилого помещения на основании решения суда без предоставления другого жилого помещения (ст. 91.12 ЖК РФ).

Основания и порядок предоставления жилых помещений по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

Вопросы предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования регламентируются главой 8.2 ЖК РФ. Жилые помещения могут быть предоставлены по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и гражданам, нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в определенных ст. 91.3 ЖК РФ случаях.

Для получения права предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся.

Учет граждан, имеющих право на заключение договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (далее — учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования), осуществляется органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования) (ч. 1 ст. 91.13 ЖК РФ).

Принятие на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, осуществляется на основании представленных данными гражданами заявлений о принятии на учет и необходимых документов, подтверждающих соответствие указанных граждан условиям, установленным ч. 2 ст. 91.13 ЖК РФ.

Заявления предоставляются в орган, осуществляющий учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, по месту их жительства или через многофункциональный центр в соответствии с заключенным в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии между указанным органом и многофункциональным центром. В случаях, установленных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту их жительства. Принятие на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных законными представителями недееспособных граждан.

Порядок очередности принятия граждан на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования установлен ч. 3 ст. 91.13 ЖК РФ. Граждане принимаются на учет в порядке очередности исходя из времени подачи заявлений о принятии на учет и установленного перечня документов.

Датой принятия на учет граждан считается день подачи указанных заявлений и документов, а моментом принятия на этот учет граждан, принятых на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, — день принятия указанных граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма. Порядок учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в том числе порядок принятия на этот учет, отказа в принятии на него, снятия с него, устанавливается нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 91.13 ЖК РФ).

Порядок учета наймодателем заявлений граждан о предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования установлен ст. 91.14 ЖК РФ. Наймодатели ведут учет поданных гражданами заявлений в порядке очередности, исходя из времени постановки граждан на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования. Если количество поданных заявлений достигло количества жилых помещений, которые могут быть предоставлены наймодателем по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, наймодатель вправе прекратить прием заявлений.

В части 4 ст. 91.14 ЖК РФ установлены основания отказа гражданину в приеме у него заявления:

  • отсутствие решения о постановке гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
  • несоответствие гражданина установленным Жилищным кодексом РФ категориям граждан, которым могут быть предоставлены жилые помещения наймодателем;
  • решение наймодателя, принятое в связи с достижением количества заявлений количества жилых помещений, которые могут быть предоставлены наймодателем по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

Законом особо оговаривается, что отказ в приеме заявления по иным основаниям не допускается. Отказ в приеме указанного заявления может быть обжалован гражданином в суде.

Порядок учета заявлений наймодателями устанавливается органами местного самоуправления, если наймодателями являются органы местного самоуправления, управомоченные этими органами организации, федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если наймодателями являются федеральные органы государственной власти или органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иными наймодателями по согласованию с органами местного самоуправления по правилам, установленным этими органами местного самоуправления или органами государственной власти.

Требования к порядку, форме и срокам информирования граждан, принятых на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, о количестве жилых помещений, которые могут быть предоставлены по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, устанавливаются органами местного самоуправления.

В отношении субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе установлено иное правило. В указанных субъектах Российской Федерации требования к порядку, форме и срокам информирования граждан устанавливается органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования определен ст. 91.15 ЖК РФ. Жилые помещения по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам при соблюдении следующих условий:

  • граждане приняты на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
  • заявления нуждающихся о предоставлении таких жилых помещений были учтены наймодателем в соответствии с ЖК РФ;
  • граждане при заключении договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования соответствуют условиям, при которых они относятся к категории нуждающихся в жилых помещениях или нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

Помещения предоставляются в порядке очередности, исходя из даты принятия этих граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования. Вне очереди жилые помещения предоставляются гражданам, проживающим в жилых помещениях, которые признаны непригодными для проживания, ремонту и реконструкции не подлежат, а также гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний (ч. 2 ст. 57, ч. 2 ст. 91.15 ЖК РФ).

Размер общей площади предоставляемого жилого помещения в расчете на одного человека устанавливается органом местного самоуправления.

Этот размер не может быть менее нормы предоставления с учетом ч. 3 ст. 58 ЖК РФ.

Граждане, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда социального использования, при заключении договора должны представить наймодателю подтвержденные органом, осуществляющим учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, принятие указанных граждан на учет, выданные в письменной форме указанным органом не ранее чем за три месяца до даты заключения договоров документы, подтверждающие соответствие категориям граждан, которым могут предоставляться помещения по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (ч. 4 ст. 95.15 ЖК РФ).

Пользование жилыми помещениями по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Пользование жилым помещением по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования осуществляется в соответствии с положениями ЖК РФ и договором. Следовательно, условия пользования помещениями не могут быть установлены иным документом, кроме как ЖК РФ и договором найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

В статье 17 ЖК РФ определяет назначение и общие пределы пользования жилым помещением. Так, жилое помещение предназначено для проживания граждан, при этом допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

В части 3 этой статьи установлен запрет на размещение в жилых помещениях промышленных производств.

Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Права, обязанности и ответственность сторон по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

Права, обязанности и ответственность сторон договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования закреплены в ст. 91.7 ЖК РФ.

Стороны договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования имеют права, обязанности и несут ответственность, установленную нормами ЖК РФ о социальном найме.

Но в договоре найма жилого помещения жилищного фонда социального использования содержание и текущий ремонт жилого помещения являются обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором. Передача нанимателем жилого помещения или его части в поднаем либо по договору безвозмездного пользования и обмен такого жилого помещения не допускаются (ч. 3 ст. 91.7 ЖК РФ).

Наниматель имеет право:

  • пользования общим имуществом в этом доме (ч. 2 ст. 61 ЖК РФ);
  • вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц (п. 1 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ);
  • разрешать проживание в жилом помещении временных жильцов (п. З ч. 1 ст. 67 ЖК РФ);
  • требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг (п. 5 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ);
  • вселять в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве членов своей семьи (ст. 70 ЖК РФ), а также иные права, предусмотренные ЖК РФ, другими федеральными законами и договором социального найма (ч. 2 ст. 67 ЖК РФ).

Наниматель обязан:

  • использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены Жилищным кодексом (ч. 3 п. 1 ЖК РФ);
  • обеспечивать сохранность жилого помещения (ч. 3 п. 2 ЖК РФ);
  • поддерживать надлежащее состояние жилого помещения (ч. 3 п. 3 ЖК РФ);
  • проводить текущий ремонт жилого помещения;
  • своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 3 п. 5 ЖК РФ);
  • информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма (ч. 3 п. 6 ЖК РФ), а также иные обязанности, предусмотренные ЖК РФ, другими федеральными законами и договором (ч. 4 ст. 67 ЖК РФ).

Ответственность нанимателя определена ст. 68 ЖК РФ и заключается в применении санкций к нанимателю жилого помещения за нарушение обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором. Такая ответственность устанавливается законодательством, в частности, в ст. 7.21 КоАП РФ1 за нарушение правил пользования жилыми помещениями.

Наймодатель наделен правами в соответствии со ст. 65 ЖК РФ, основным среди них является право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 1 ст. 65 ЖК РФ).

Наймодатель несет обязанности:

  • по передаче нанимателю свободного от прав иных лиц жилого помещения (п. 1 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ);
  • участию в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение (п. 2 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ);
  • осуществлению капитального ремонта жилого помещения (п. 3 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ);
  • обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества (п. 4 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ).

Ответственность наймодателя определена в ст. 66 ЖК РФ. Наймодатель жилого помещения, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором, несет ответственность, предусмотренную законодательством.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшения платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя.

Права и обязанности членов семьи нанимателя по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования определены в ст. 91.8 ЖК РФ. К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования относятся постоянно проживающие совместно с нанимателем его супруг, дети и родители нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они вселены нанимателем в качестве членов своей семьи (ч. 1 ст. 91.8 ЖК РФ).

Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования установлены при помощи отсылочных к договору социального найма норм, ч. 2 и 4 ст. 69 ЖК РФ.

Так, в соответствии с указанными нормами члены семьи нанимателя имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора.

Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора найма.

По договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования одна сторона — лицо, указанное в части 1 статьи 91.2 ЖК РФ (наймодатель), обязуется передать другой стороне — гражданину, указанному в части 1 статьи 91.3 ЖК РФ (нанимателю), жилое помещение, предусмотренное в статье 91.5 настоящего Кодекса, во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим ЖК РФ.

Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования заключается на основании решения наймодателя о предоставлении жилого помещения по этому договору.

Типовой договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования утверждается Правительством Российской Федерации.

Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования заключается в письменной форме.

Ограничение (обременение) права собственности на жилое помещение, возникающее на основании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, подлежит государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Субъектный состав:

Наймодателем по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования согласно ст. 91.2 ЖК РФ могут быть:

1) орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, либо уполномоченная указанным органом организация;

2) организация, являющаяся собственником жилого помещения частного жилищного фонда или уполномоченная собственником такого жилого помещения и соответствующая требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Наймодателем по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в одном наемном доме социального использования может являться только одно лицо.

Организация, уполномоченная собственником жилого помещения выступать наймодателем по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, не может передавать иному лицу по договору, доверенности или иному основанию полномочия на заключение данных договоров.

Нанимателем выступает гражданин, отвечающий требованиям, предусмотренным ст. 91.3 ЖК РФ, в отношении которого принято решение о предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования. Жилые помещения не предоставляются по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

В договоре найма жилого помещения жилищного фонда социального использования должны быть указаны срок действия этого договора, размер платы за наем жилого помещения, порядок его изменения и условия заключения договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на новый срок по истечении срока действия ранее заключенного договора.

Предметом договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования может быть жилое помещение в наемном доме социального использования, за исключением комнат (части квартиры), или являющийся наемным домом социального использования жилой дом, отвечающее требованиям ст. 91.15 ЖК РФ.

Предназначенным для найма домом — наемным домом признается здание, которое или все помещения в котором принадлежат на праве собственности одному лицу и которое или все жилые помещения в котором предназначены для предоставления гражданам во владение и пользование для проживания.

Жилые помещения в наемном доме социального использования предоставляются по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договорам найма жилых помещений. Жилые помещения в наемном доме коммерческого использования предоставляются по договорам найма жилых помещений.

Предоставление жилых помещений в наемных домах во владение и пользование гражданам по иным видам договоров, за исключением указанных договоров, а также комнат (части квартиры) не допускается.

Доля жилых помещений, предоставленных по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в общем количестве жилых помещений в наемном доме социального использования не может быть менее чем пятьдесят процентов, и доля общей площади таких жилых помещений в общей площади всех жилых помещений в наемном доме социального использования также не может быть менее чем пятьдесят процентов (ст.91.16 ЖК РФ).

Согласно ст. 156.1 ЖК РФ Размер платы за наем жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования устанавливается органом местного самоуправления, наймодателем по согласованию с органом местного самоуправления или в соответствии с договором об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, заключенным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

Плата за наем жилого помещения включает в себя возмещение расходов на строительство, реконструкцию, приобретение наемного дома социального использования или приобретение всех помещений в таком доме, расходы, связанные с содержанием и текущим ремонтом такого жилого помещения, капитальным ремонтом такого дома, и иные расходы.

Размер платы за наем жилого помещения в расчете на один квадратный метр общей площади жилого помещения не может превышать максимальный размер указанной платы, который устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации дифференцированно для муниципальных образований и в зависимости от месторасположения наемных домов социального использования на территории муниципального образования, потребительских свойств, уровня благоустройства, размеров жилых помещений.

Размер платы за наем жилого помещения может изменяться не чаще чем один раз в три года, за исключением ежегодной индексации размера указанной платы. Порядок установления, изменения, ежегодной индексации платы за наем жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования устанавливается Правительством Российской Федерации.

Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования заключается на срок не менее чем один год, но не более чем десять лет.

Указанный срок определяется по выбору нанимателя по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, если иное не установлено частью 3 статьи 91.6, частью 2 статьи 91.9 или в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 91.17 ЖК РФ.(там в решении о создании наймодатель самостоятельно определяет сроки)

Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования заключается на срок один год в период проведения процедуры обращения взыскания на жилые помещения в наемном доме социального использования или на являющийся наемным домом социального использования жилой дом в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

По истечении срока действия договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования наниматель имеет право на заключение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на новый срок в отношении этого же жилого помещения, если наниматель соответствует условиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 91.3 ЖК РФ или в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 91.17 ЖК РФ.

Наниматель, который по истечении срока действия заключенного им договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования перестал соответствовать установленным условиям, имеет право на заключение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на новый срок в отношении этого же жилого помещения в случае отсутствия других граждан, имеющих право на заключение данного договора, или наличия иных жилых помещений, которые могут быть предоставлены указанным гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования. Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в указанном случае заключается на один год.

Права и обязанности сторон договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования закреплены в ст. 91.7 ЖК РФ (в основном за счет отсылочных норм и запретов).

Стороны договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования имеют права и обязанности, предусмотренные частью 2 статьи 61, статьей 65, пунктами 1, 3 и 5 части 1, частью 2, пунктами 1 — 3, 5 и 6 части 3, частью 4 статьи 67, статьями 70, 71 и 80 ЖК РФ, а также несут ответственность, предусмотренную статьями 66 и 68 Кодекса.

Содержание и текущий ремонт жилого помещения, предоставленного по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, являются обязанностью наймодателя, если иное не установлено указанным договором.

Передача нанимателем по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования такого жилого помещения или его части в поднаем либо по договору безвозмездного пользования и обмен такого жилого помещения не допускаются.

К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования относятся постоянно проживающие совместно с нанимателем его супруг, дети и родители нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они вселены нанимателем в качестве членов своей семьи.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования должны быть указаны в таком договоре и имеют права и обязанности, установленные частями 2 и 4 статьи 69 ЖК РФ.

Переход права собственности на жилое помещение, занимаемое по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, права хозяйственного ведения в отношении такого жилого помещения, права оперативного управления таким жилым помещением или иного права, изменение наймодателя по данному договору не влекут за собой расторжение данного договора или изменение его условий.

Основания расторжения и прекращения договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования закреплены в ст. 91.10 ЖК РФ

  1. Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.
  2. Наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с согласия постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи в любое время вправе расторгнуть этот договор, предупредив в письменной форме об этом наймодателя за три месяца до даты расторжения указанного договора.
  3. Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя в случае:

1) неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги более чем шесть раз в течение двенадцати месяцев или наличия у нанимателя задолженности по внесению платы за наем жилого помещения и коммунальные услуги в размере, превышающем три среднемесячных размера такой платы за предшествующие двенадцать месяцев;

2) передачи жилого помещения или его части по договору поднайма, договору безвозмездного пользования;

3) наличия у нанимателя и (или) у постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи других жилых помещений на территории того же муниципального образования (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — на территории того же субъекта Российской Федерации), предоставленных им по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, договору безвозмездного пользования или на основании членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе либо ином специализированном потребительском кооперативе или принадлежащих им на праве собственности, если размер общей площади таких жилых помещений в расчете на указанных нанимателя и членов его семьи превышает норму предоставления, за исключением случая, указанного в части 2 статьи 91.9 ЖК РФ;

4) указанном в пункте 2, или пункте 3, или пункте 4 части 4 статьи 83 ЖК РФ.

Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживавшего нанимателя.

Если в течение срока действия договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования наниматель перестал соответствовать условиям, установленным частью 1 статьи 91.3 или в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 91.17 ЖК РФ, это изменение не является основанием для досрочного расторжения данного договора, за исключением случая, указанного в пункте 3 части 3 ЖК РФ.

В случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования считается расторгнутым со дня выезда.

При расторжении договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования наниматель и другие граждане, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из жилого помещения на основании решения суда без предоставления другого жилого помещения.

Федеральным законом РФ от 25.06.2012 года № 93-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которым органы местного самоуправления наделены полномочиями по осуществлению муниципального жилищного контроля, ст. 20 ЖК РФ.

Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность Администрации г.Ижевска по организации и проведении на территории муниципального образования «Город Ижевск» проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее — субъекты проверки) обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Удмуртской Республики в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (далее — обязательные требования), в том числе требования к:

  • использованию жилых помещений в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации;
  • обеспечению сохранности жилого помещения, поддержании его в надлежащем состоянии, соответствию жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, недопущению выполнения в жилом помещении работ и совершения других действий, приводящих к порче;
  • проведению переустройства и (или) перепланировки жилого помещения с соблюдением установленного законом порядка;
  • предоставлению нанимателю жилого помещения муниципального жилищного фонда и другим лицам, занимающим такое жилое помещение на законных основаниях, коммунальных услуг, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома.

В соответствии п.3 ч 2 ст.19 ЖК РФ объектом муниципального контроля является жилищный фонд, находящийся в муниципальной собственности, расположенный на территории муниципального образования «Город Ижевск».

Уполномоченным органом Администрации города Ижевска по организации и осуществлению муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования «Город Ижевск» является отраслевой орган – структурное подразделение Администрации города Ижевска Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее – Управление ЖКХ), в соответствии с решением Городской думы г. Ижевска от 30.10.2007 г. № 314 (ред. от 25.04.2013 г.).

В целях организации и осуществления муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования «Город Ижевск», Постановлением Администрации г.Ижевска № 1509 от 10.12.2013 г. утвержден Административный регламент исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования «Город Ижевск».

Управление ЖКХ, в порядке предусмотренным указанным Административным регламентом планирует, организует и осуществляет плановые (документарные и (или) выездные) и внеплановые (документарные и (или) выездные) проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

Основанием для принятия решения о проведении плановой проверки является:

  1. Ежегодный план проведения проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подготовленный в установленном порядке и утвержденный начальником Управления ЖКХ;
  2. Ежегодный план проведения проверок соблюдения обязательных требований в отношении граждан, проживающих в муниципальном жилищном фонде, утвержденный начальником Управления ЖКХ.

Основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки является поступление в Управление ЖКХ обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципального образования «Город Ижевск» о следующих фактах:

  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
  • нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

По результатам проверки должностными лицами Управления ЖКХ, проводящими проверку, составляется акт проверки, с указанием сведений о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.

В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований действующего законодательства в области жилищных отношений, материалы проверки направляются в органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) для рассмотрения и принятия решения о привлечении (отказе в привлечении) к административной ответственности.

ГЛАВА 3
СОСТАВ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА И УПРАВЛЕНИЕ ИМ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Статья 10. Состав жилищного фонда
1. Жилищный фонд состоит из государственного и частного жилищных фондов.
2. Государственный жилищный фонд включает в себя:
республиканский жилищный фонд – часть жилищного фонда, находящуюся в республиканской собственности (собственность Республики Беларусь);
коммунальный жилищный фонд – часть жилищного фонда, находящуюся в коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц).
3. Государственный жилищный фонд включает в себя жилые помещения государственного жилищного фонда, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, других государственных организаций, в том числе жилые помещения социального пользования, служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения специального служебного жилищного фонда, специальные жилые помещения, жилые помещения коммерческого использования и другие жилые помещения.
4. Частный жилищный фонд включает в себя:
жилищный фонд граждан – часть жилищного фонда, находящуюся в собственности граждан;
жилищный фонд организаций негосударственной формы собственности – часть жилищного фонда, находящуюся в собственности организаций негосударственной формы собственности.
5. Жилые помещения включаются в состав государственного или частного жилищного фондов после их государственной регистрации в порядке, установленном законодательством.
6. Жилые помещения исключаются из состава государственного или частного жилищных фондов в случае перевода жилых помещений в нежилые, уничтожения жилого помещения и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
7. В состав жилищного фонда не включаются: дачные и садовые дома; номера в санаториях, профилакториях, домах отдыха, кемпингах, гостиницах; помещения, предназначенные для проживания, но не завершенные строительством; передвижные объекты (вагоны, палатки и т.п.); самовольно построенные объекты независимо от факта их использования для проживания; помещения исправительных учреждений, арестных домов, мест содержания под стражей и иные подобные помещения.

Статья 11. Основная задача и объекты государственного учета жилых помещений
1. Основной задачей государственного учета жилых помещений является получение достоверных данных о месте нахождения, количественном и качественном составе, характеристике, виде жилых помещений (жилые помещения государственного жилищного фонда, жилые помещения социального пользования, служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения специального служебного жилищного фонда, специальные жилые помещения, жилые помещения коммерческого использования), об уровне благоустройства жилых помещений (наличие систем отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения (канализации), газо-, электроснабжения, вентиляции, мусоропроводов, лифтов и иных элементов инженерных систем), о стоимости, собственнике или ином законном владельце жилого помещения, о количестве граждан, проживающих в жилых помещениях, а также об изменении этих данных.
2. Объектами государственного учета жилых помещений являются жилые дома, изолированные жилые помещения государственного и частного жилищных фондов.

Статья 12. Государственный учет жилых помещений
1. Государственный учет жилых помещений государственного и частного жилищных фондов, находящихся на территории Республики Беларусь, осуществляется по единой системе учета в соответствии с законодательством и включает в себя их технический учет и ведение государственной статистики.
2. Государственный учет жилых помещений государственного жилищного фонда, расположенных на территории иностранных государств и предназначенных для проживания работников:
дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь за границей, осуществляется Министерством иностранных дел Республики Беларусь в соответствии с законодательством;
организаций, подчиненных Управлению делами Президента Республики Беларусь, осуществляется Управлением делами Президента Республики Беларусь в соответствии с законодательством.
3. Основу государственного учета жилых помещений составляет технический учет, осуществляемый путем проведения технической инвентаризации и государственной регистрации жилых помещений государственного и частного жилищных фондов.
4. Государственная регистрация и техническая инвентаризация жилых помещений государственного жилищного фонда осуществляются за счет средств местных бюджетов, государственных организаций, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся эти жилые помещения, а жилых помещений частного жилищного фонда – за счет средств организаций негосударственной формы собственности или граждан, в собственности которых находятся эти жилые помещения.
5. Порядок проведения технического учета жилых помещений государственного и частного жилищных фондов устанавливается (в части, не урегулированной законодательными актами о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним) специально уполномоченным органом государственного управления в области государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, порядок ведения государственной статистики – органами государственной статистики и уполномоченными государственными организациями в соответствии с их компетенцией.
Методическое руководство техническим учетом жилых помещений государственного и частного жилищных фондов осуществляется специально уполномоченным органом государственного управления в области государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
6. Сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 11 настоящего Кодекса, подлежат государственному учету в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, ведение которого осуществляется республиканской организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
7. Технический учет жилых помещений государственного и частного жилищных фондов осуществляется в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, которые в установленные сроки представляют сведения о зарегистрированных жилых помещениях, предусмотренные пунктом 1 статьи 11 настоящего Кодекса, в республиканскую организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для включения в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также в территориальные органы государственной статистики.
8. Местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы, другие государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда, организации негосударственной формы собственности, в собственности которых находятся жилые помещения:
осуществляют сбор первичных статистических данных об этих жилых помещениях и в установленные сроки представляют полученные данные в территориальные органы государственной статистики, ежегодно проводят инвентаризацию и обеспечивают государственный учет жилых помещений с указанием сведений, предусмотренных пунктом 1 статьи 11 настоящего Кодекса;
указывают в лицевых счетах, являющихся унифицированными формами первичного учета жилых помещений, вид жилого помещения, а также наименование органа или организации, которые приняли решение о предоставлении этого жилого помещения.

Статья 13. Управление государственным и частным жилищными фондами
1. Управление республиканским жилищным фондом осуществляется республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь и уполномоченными им, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.
2. Управление коммунальным жилищным фондом осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.
3. Управление частным жилищным фондом осуществляется непосредственно собственниками жилых помещений, организациями застройщиков, товариществами собственников, организациями, управляющими общим имуществом, и уполномоченными лицами в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
4. Собственники жилых помещений, организации застройщиков, товарищества собственников или уполномоченные лица вправе заключать договоры на управление общим имуществом с организациями независимо от форм собственности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *