Жилищный кодекс РСФСР 1983

Жилищный кодекс РСФСР 1983

Принят Государственной Думой 22 декабря 2004 года

Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года

Статья 1

Ввести в действие Жилищный кодекс Российской Федерации с 1 марта 2005 года.

Статья 2

1. Признать утратившими силу с 1 марта 2005 года:

1) Жилищный кодекс РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, N26, ст. 883);

2) Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1983 года «О введении в действие Жилищного кодекса РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, N 26, ст. 884);

3) пункт 2 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 января 1985 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 4, ст. 117);

4) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 августа 1986 года N 3990-XI «О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1986, N 36, ст. 1023);

5) абзац пятый Закона РСФСР от 3 декабря 1986 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1986, N 50, ст. 1467);

6) статью 3 Закона РСФСР от 7 июля 1987 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, N 29, ст. 1060);

7) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 ноября 1988 года N 10482-XI «О внесении дополнения в статью 37 Жилищного кодекса РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 47, ст. 1493);

8) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 декабря 1988 года N 10791-XI «О дополнении статьи 5 Жилищного кодекса РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 51, ст. 1619);

9) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 июня 1989 года N 11943-XI «О внесении дополнений и изменений в Жилищный кодекс РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1989, N 26,

ст. 642);

10) статьи 3, 9, 10 и раздел III Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 28, ст. 959);

11) Закон РСФСР от 6 июля 1991 года N 1552-I «О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 28, ст. 963);

12) пункты 3, 9, 10 и пункт 11 (в части замены слов в статье 9) Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4199-I «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 67);

13) Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-I «Об основах федеральной жилищной политики» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N3, ст. 99);

14) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4219-I «О введении в действие Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 3, ст. 100);

15) пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 11 августа 1994 года N 26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст. 1864);

16) пункт 9 статьи 1 Федерального закона от 27 января 1995 года N 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 5, ст. 346);

17) пункт 2 статьи 38 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503);

18) Федеральный закон от 12 января 1996 года N 9-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 147);

19) Федеральный закон от 15 июня 1996 года N 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2963);

20) Федеральный закон от 21 апреля 1997 года N 68-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 17, ст. 1913);

21) Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 45-ФЗ «О внесении изменений и дополнения в Жилищный кодекс РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1467);

22) Федеральный закон от 10 февраля 1999 года N 29-ФЗ «О внесении дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 876);

23) Федеральный закон от 17 июня 1999 года N 113-ФЗ «О внесении изменений и дополнения в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 25, ст. 3042);

24) Федеральный закон от 8 июля 1999 года N 152-ФЗ «О внесении дополнения в статью 15 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3485);

25) Федеральный закон от 17 апреля 2001 года N 48-ФЗ «О внесении изменения в статью 60 Жилищного кодекса РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст. 1647);

26) абзац девяносто восьмой статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 2);

27) пункт 24 статьи 2 Федерального закона от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст. 1093);

28) пункты 4, 10, 17-22 статьи 1 Федерального закона от 20 мая 2002 года N 55-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 21, ст. 1918);

29) статью 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3033);

30) статьи 1 и 2 Федерального закона от 24 декабря 2002 года N 179-ФЗ «О внесении в некоторые акты законодательства Российской Федерации изменений и дополнений, направленных на развитие системы ипотечного жилищного кредитования (заимствования)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5135);

31) статью 4 Федерального закона от 31 декабря 2002 года N 187-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 2);

32) статью 1 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 19, ст. 1750);

33) статьи 2 и 3 Федерального закона от 20 июля 2004 года N 71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статью 108 Жилищного кодекса РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 30, ст. 3089);

34) статью 22 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

2. Признать утратившими силу с 1 января 2007 года:

1) статьи 1, 2, 4, 6-8, 91 и раздел II Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 28, ст. 959);

2) пункты 1, 2, 4-8 и пункт 11 (в части замены слов в статье 2) Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4199-I «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 67);

3) Федеральный закон от 11 августа 1994 года N 26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст. 1864);

4) Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 50-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1472);

5) Федеральный закон от 1 мая 1999 года N 88-ФЗ «О внесении изменения и дополнения в статью 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2214);

6) статью 2 Федерального закона от 15 мая 2001 года N 54-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 21, ст. 2063);

7) пункты 2, 3, 5, 7-9, 11-16 статьи 1 Федерального закона от 20 мая 2002 года N 55-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 21, ст. 1918);

8) статью 3 Федерального закона от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711);

9) статью 4 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

Статья 3

С 1 марта 2005 года признать не действующими на территории Российской Федерации:

2) Постановление Верховного Совета СССР от 24 июня 1981 года N 5151-Х «О введении в действие Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, N 26, ст. 835);

3) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 декабря 1981 года N 6151-Х «О порядке введения в действие Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, N 49, ст. 1286).

Статья 4

1. Впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.

2. Изданные до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные правовые акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР, Правительства СССР по вопросам, которые согласно Жилищному кодексу Российской Федерации могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до вступления в силу соответствующих федеральных законов.

Статья 5

К жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 6

1. С 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

2. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Статья 7

К отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Статья 8

До внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статья 9

Действие раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами.

Статья 10

В пункте 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2004, N 41, ст. 3993) слово «кондоминиума» заменить словами «общего имущества многоквартирного дома», слова «Федеральным законом «О товариществах собственников жилья» заменить словами «жилищным законодательством».

Статья 11

Внести в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410) следующие изменения:

1) в пункте 3 статьи 672 цифры «681,» исключить;

2) в части второй статьи 679, в части первой статьи 680, в пункте 2 статьи 685 слова «о норме жилой площади на одного человека» заменить словами «о норме общей площади жилого помещения на одного человека».

Статья 12

Часть первую статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 28, ст. 959; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 67; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2214; 2002, N 21, ст. 1918) после слов «Не подлежат приватизации жилые помещения,» дополнить словами «предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, а также жилые помещения,».

Статья 13

Граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статья 14

Жилищный или жилищно-строительный кооператив, в котором все его члены полностью внесли паевые взносы за предоставленные этим кооперативом жилые помещения, подлежит до 1 января 2007 года преобразованию в товарищество собственников жилья или ликвидации. По истечении этого срока такие непреобразованные кооперативы подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. В указанном в настоящей статье случае такие кооперативы освобождаются от уплаты государственной пошлины при регистрации изменений их правового статуса.

Статья 15

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в многоквартирном доме, если принятым до вступления в силу настоящего Федерального закона решением общего собрания собственников помещений или иным соглашением всех участников долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не установлено иное.

Статья 16

1. В существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

2. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

3. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

4. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

5. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

6. Многоквартирные дома и иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав таких домов, построенные или реконструированные после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, принимаются приемочной комиссией только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома.

7. Не допускается запрет на обременение земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае необходимости обеспечения свободного доступа лиц к объектам недвижимого имущества, входящим в состав многоквартирного дома и существовавшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статья 17

Внести в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3594) следующие изменения:

1) в абзаце третьем статьи 1 слово «кондоминиумы,» исключить;

2) в статье 23:

а) в пункте 1 слова «Федеральным законом «О товариществах собственников жилья» заменить словами «Жилищным кодексом Российской Федерации»;

б) в пункте 2 слово «кондоминиумах» заменить словами «многоквартирных домах».

Статья 18

Орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме в течение года со дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.

Статья 19

Действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.

Статья 20

Малоимущие граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, до 1 января 2007 года вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Президент

Российской Федерации

В. Путин

Компания-застройщик ГК СССР

Группа компаний «Сибсервисстройреконструкция» или, как ее называют чаще, ГК СССР, работает в Новосибирске с 2001 года. В группу компаний входит ООО «СССР» и ООО «ИНВЕСТТЭК», и именно их объединение позволяет ГК СССР функционировать как компания полного цикла. Организация выступает одновременно инверстором, заказчиком и застройщиком при строительстве жилых объектов.

Для своих проектов ГК СССР выбирает кварталы, которые ранее были заняты аварийным и ветхим жильем. Приоритет отдается комплексной застройке: ГК СССР предпочитает возводить не отдельно стоящие дома, а целые кварталы. Помимо жилых зданий организация развивает инфраструктуру города: строятся парковки, благоустраивается территория, обустраиваются спортивные и детские площадки. Кроме того, компания восстанавливает зеленые насаждения, вырубленные в процессе строительства: рядом с каждым ЖК обязательно высаживаются деревья и кустарники.

Одним из своих главных приоритетов компания называет использование в строительстве современных материалов и передовых технологий. Именно поэтому ГК СССР отдает предпочтение кирпично-монолитному варианту застройки и панельному домостроению.

Во втором случае используются два варианта панелей:

  • произведенные ЖБК «Линевский»;
  • произведенные ООО ЗЖБИ «Горный» по технологии и на оборудовании финского концерна «Elematic».

Размер и толщина второго типа панелей могут варьироваться в зависимости от индивидуального проекта дома. Это позволяет создавать необычные планировочные и архитектурные решения, строить оригинальные здания из данного материала.

При строительстве панельных домов ГК СССР особое внимание уделяет тепло- и шумоизоляции зданий, тщательно обрабатывает межпанельные стыки. Это позволяет достичь улучшенных, по сравнению с типичными панельными домами, эксплуатационных характеристик.

Сданные объекты

  • Жилой квартал «Благодатный»: комплекс из 3 10-этажных домов и 5-этажного дома, построенный на месте расселенного аварийного жилья в Первомайском районе.
  • Микрорайон «Затон»: жилой комплекс на берегу Оби, состоящий из 5 5-этажных домов.
  • Квартал «Улица Бурденко»: 4 5-этажных дома, построенных на месте ветхого жилья, благоустроенная территория, парковочные места.

Строящиеся объекты

ЖК «Софийский квартал»

Жилой комплекс, состоящий из 5 панельных домов высотой 10 этажей. Расположен на пересечении ул. Немировича-Данченко и Троллейной. Многоэтажки объединены общей придомовой территорией, на которой есть не только прогулочный сквер, игровые и спортивные площадки, но и даже часовня. Вместительная наземная парковка расположена по периметру ЖК и с рекреационной частью не пересекается.

  • 1, 2, 3-комнатные квартиры;
  • чистовая отделка или под ключ;
  • эконом-класс жилья;
  • установленные пластиковые окна;
  • выполнено остекление балконов;
  • сдача в I квартале 2020.

ЖК «Знаменский квартал»

Жилой комплекс в Октябрьском районе строится в рамках целевой программы «Реконструкция жилищного фонда г. Новосибирска». Планируется построить 5 жилых домов высотой 5-16 этажей. 2 уже сданы, в настоящее время идет строительство третьего дома:

  • панель;
  • 10 этажей;
  • эконом класс;
  • 4 подъезда;
  • квартиры 1, 2, 3-комнатные;
  • чистовая отделка;
  • пластиковые окна;
  • наземная парковка;
  • сдача во II квартале 2019.

ЖК «Тихвинский квартал»

Дом по ул. Станиславского 16/1 — вторая очередь строительства.

  • кирпич-монолит;
  • переменная этажность: секции 13, 16, 18 этажей;
  • 3 подъезда;
  • 221 квартира в доме;
  • студии, 1, 2, 3-комнатные квартиры;
  • коммерческие помещения на 1 этаже;
  • подземная парковка;
  • сдача в 2021 году.

На трех полосах номера №8200 (29 июня 1983 г.) был опубликован Жилищный кодекс РСФСР, введенный в ту пору в действие. Современному гражданину РФ будет интересно взглянуть, как решались насущные жилищные дела при Советской власти, и сравнить со своими нынешними муками.

Статья 1

Право граждан РСФСР на жилище

В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР граждане РСФСР имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги.

Статья 10

Жилищные права и обязанности граждан

Граждане РСФСР имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда либо в домах жилищно-строительных кооперативов.

Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставляются гражданам в бессрочное пользование.

Граждане вправе иметь в личной собственности жилой дом (часть дома) в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.

Никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом.

Граждане обязаны бережно относиться к дому, в котором они проживают, использовать жилое помещение в соответствии с его назначением, соблюдать правила пользования жилыми помещениями и правила социалистического общежития, экономно расходовать воду, газ, электрическую и тепловую энергию.

Жилые дома и жилые помещения не могут использоваться гражданами в целях личной наживы, извлечения нетрудовых доходов и в других корыстных целях, а также в ущерб интересам общества.

Статья 29

Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий

Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;

2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;

3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;

6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.

Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.

Статья 30

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию – также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.

Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Статья 32

Сохранение за гражданами права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:

1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения;

2) выезда на другое постоянное место жительства;

3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;

4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.

Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет.

О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.

Статья 36

Первоочередное предоставление жилых помещений

В первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий:

1) инвалидам Великой Отечественной войны и семьям погибших или пропавших без вести воинов (партизан) и приравненным к ним в установленном порядке лицам;

2) Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, а также лицам, награжденным орденами Славы, Трудовой Славы, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» всех трех степеней;

3) лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом в установленном законодательством Союза ССР порядке;

4) лицам, пребывавшим в составе действующей армии в период гражданской и Великой Отечественной войн и во время других боевых операций по защите СССР, партизанам гражданской и Великой Отечественной войн, а также другим лицам, принимавшим участие в боевых операциях по защите СССР;

5) инвалидам труда I и II групп и инвалидам I и II групп из числа военнослужащих;

6) семьям лиц, погибших при исполнении государственных или общественных обязанностей, выполнении долга гражданина СССР по спасанию человеческой жизни, по охране социалистической собственности и правопорядка либо погибших на производстве в результате несчастного случая;

7) рабочим и служащим, длительное время добросовестно проработавшим в сфере производства;

8) матерям, которым присвоено звание «Мать-героиня», многодетным семьям (имеющим трех и более детей) и одиноким матерям;

9) семьям при рождении близнецов.

Законодательством Союза ССР и РСФСР право первоочередного получения жилого помещения может быть предоставлено и другим категориям граждан.

Статья 55

Плата за пользование жилым помещением

В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик размер платы за пользование жилым помещением (квартирной платы) в домах государственного и общественного жилищного фонда устанавливается Советом Министров СССР.

В одинарном размере оплачивается жилая площадь, полагающаяся нанимателю и членам его семьи по установленным нормам, а также излишняя площадь, если ее размеры не превышают на всю семью половины нормы жилой площади, полагающейся на одного человека. Плата за пользование остальной излишней жилой площадью взимается в повышенном размере, устанавливаемом Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.

Статьи 56, 57, 58

Статья 56. Срок внесения квартирной платы

Наниматель обязан вносить квартирную плату ежемесячно не позднее десятого числа следующего за прожитым месяца.

Статья 57. Плата за коммунальные услуги

Плата за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическая, тепловая энергия и другие услуги) взимается помимо квартирной платы по утвержденным в установленном порядке тарифам.

Наниматель обязан своевременно вносить плату за коммунальные услуги.

Статья 58. Льготы по квартирной плате и плате за коммунальные услуги

Льготы по квартирной плате и плате за коммунальные услуги устанавливаются законодательством Союза ССР.

Гражданам, проживающим в домах, принадлежащих колхозам, могут быть предоставлены льготы по квартирной плате по решению общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных.

Статья 141

Обязанности наймодателя по обеспечению сохранности жилищного фонда

Наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.

Статья 142

Обязанности граждан по обеспечению сохранности жилых домов

Граждане обязаны обеспечивать сохранность жилых помещений, бережно относиться к санитарно-техническому и иному оборудованию, к объектам благоустройства, соблюдать правила содержания жилого дома и придомовой территории, правила пожарной безопасности, соблюдать чистоту и порядок в подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках и в других местах общего пользования.

Наниматели жилых помещений должны производить за свой счет текущий ремонт жилых помещений, а при освобождении помещения – сдать его в надлежащем состоянии.

Условия и порядок проведения ремонта определяются договором найма жилого помещения, правилами пользования жилым помещением, а также другим законодательством РСФСР.

Статья 146

Эксплуатация и ремонт жилых домов, расположенных в сельской местности

Эксплуатация и ремонт жилых домов, принадлежащих колхозам, совхозам и другим предприятиям, учреждениям, организациям, расположенным в сельской местности, осуществляются их жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными службами. В случае отсутствия таких служб эксплуатация и ремонт указанных домов осуществляются жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями местных Советов народных депутатов.

***

Вместо комментария – отрывок из письма, присланного Сергеем Гвоздковым

Власть предержащая региона «осчастливила» пожилых людей постановлением об определении прожиточного минимума пенсионера в III квартале 2015 года (других данных пока нет!) в сумме аж в 7016 рублей.

В результате нехитрого расчета я узнал, что должен просуществовать целый месяц на: 7016 рублей – 4910 рублей (квартплата) = 2106 рублей. Что я могу себе позволить на эти деньги: 2016 рублей / 30 дней = почти 67 рублей в день могу потратить на свое «безбедное» существование. Даже растерялся – куды бечь с такими деньжищами! На ум пришел простейший набор продуктов на месяц. (Следует перечень из 25 позиций самого необходимого.)

Как видно из перечня продуктов, стоимость их превышает 67 рублей, что обозначает для пенсионера их недоступность ежедневно. Но все это лишь неполный перечень продуктов, так сказать, очень эконом-класса жития, где отсутствует не только красная рыба, но и обычный донской карась, прудовой карп, морская рыба, апельсины, мандарины, кондитерские изделия, конфеты, шоколад, пиво, алкоголь, минеральная вода, кофе, чай, консервированные продукты и т.д. и т.п. О покупке новой одежды, обуви, элементарном отдыхе надо просто забыть! За 60 лет жизни государство ни разу не предоставило мне возможность бесплатно отдохнуть хотя бы в доме отдыха, не говоря уже о курортном лечении!

Пожилой возраст характеризуется еще и периодическими заболеваниями и дорогостоящими операциями. А это все заложено в минимум пенсионера. Или депутаты облдумы торопятся пожилых людей отправить на погост? Как прожить день на 67 рублей? Такие продовольственные нормы были только в Дахау и Бухенвальде, если некоторые узники дожили до сего дня, мелькая на экранах ТВ на Европейском конгрессе евреев в феврале 2016 года. Но волгоградские депутаты не дадут пенсионерам дожить и до их следующих выборов такой своей заботой…

РАЗДЕЛ II
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД

ГЛАВА 16
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

Статья 101. Предоставление государственными органами, другими государственными организациями жилых помещений государственного жилищного фонда
1. Государственные органы, другие государственные организации, имеющие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления жилые помещения государственного жилищного фонда, предоставляют их своим работникам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с настоящим Кодексом, иными законодательными актами и коллективными договорами.
2. Государственные сельскохозяйственные организации, имеющие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления жилые помещения и (или) осуществляющие строительство, реконструкцию жилых помещений государственного жилищного фонда, реконструкцию объектов под жилые помещения государственного жилищного фонда для работников сельскохозяйственных организаций и работников организаций социально-культурной сферы, потребительской кооперации, постоянно проживающих и работающих в сельской местности и состоящих в соответствующей (сельскохозяйственной) организации на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляют этим работникам жилые помещения государственного жилищного фонда в соответствии с настоящим Кодексом, иными законодательными актами и коллективными договорами.

Статья 102. Порядок предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда
1. Жилые помещения государственного жилищного фонда (за исключением жилых помещений коммерческого использования) предоставляются состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданам и членам их семей на условиях соответствующего договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда:
в жилых домах республиканского жилищного фонда – по совместному решению администрации государственного органа, другой государственной организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся эти жилые помещения, и профсоюзного комитета, принятому при участии общественной комиссии по жилищным вопросам (при ее наличии). О принятом решении сообщается в письменной форме в местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения предоставляемого жилого помещения государственного жилищного фонда;
в жилых домах коммунального жилищного фонда – по решению местного исполнительного и распорядительного органа, принятому при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, или по совместному решению администрации государственной организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которой находятся эти жилые помещения, и профсоюзного комитета, принятому при участии общественной комиссии по жилищным вопросам (при ее наличии).
2. Если гражданин на дату принятия решения о предоставлении ему жилого помещения государственного жилищного фонда занимает другое жилое помещение, предоставленное ему по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, в котором не остаются проживать члены его семьи, он обязан расторгнуть этот договор и сдать наймодателю жилое помещение по акту о сдаче жилого помещения.
Отказ гражданина от сдачи жилого помещения, предусмотренной частью первой настоящего пункта, является основанием для отмены решения о предоставлении ему жилого помещения государственного жилищного фонда.
3. Порядок предоставления жилых помещений социального пользования, служебных жилых помещений, жилых помещений государственного жилищного фонда в общежитиях и специальных жилых помещений устанавливается соответственно статьями 112, 117, 120 и 122 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления гражданам жилых помещений коммерческого использования устанавливается решениями областных, Минского городского исполнительных комитетов, локальными нормативными правовыми актами организаций, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения, на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь.
4. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами, жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются по решению Президента Республики Беларусь.

Статья 103. Предоставление свободных (освободившихся) жилых помещений. Право повторного предоставления жилых помещений
1. Местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы, другие государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда, в течение одного месяца после государственной регистрации прав на земельный участок и жилой дом, расположенный на этом участке, либо их освобождения (за исключением служебных жилых помещений, жилых помещений специального служебного жилищного фонда, специальных жилых помещений, жилых помещений, предназначенных для отселения граждан из жилых домов, подлежащих сносу) обеспечивают предоставление свободных (освободившихся) жилых помещений по соответствующему договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда.
2. Государственные органы, другие государственные организации, организации негосударственной формы собственности, доли (акции) в уставных фондах которых находятся в государственной собственности, имеют право повторного предоставления освобождаемых жилых помещений государственного жилищного фонда, ранее предоставленных их работникам в жилых домах, переданных этими органами, организациями в коммунальный жилищный фонд, независимо от времени передачи таких помещений при наличии работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Местные исполнительные и распорядительные органы в недельный срок со дня освобождения жилых помещений уведомляют государственные органы, другие государственные организации, организации негосударственной формы собственности, доли (акции) в уставных фондах которых находятся в государственной собственности, имеющие право повторного предоставления освобождаемых жилых помещений государственного жилищного фонда, об освобождении этих жилых помещений для принятия решения о повторном их предоставлении.

Статья 104. Очередность предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда
1. Жилые помещения государственного жилищного фонда (за исключением специальных жилых помещений, жилых помещений коммерческого использования) предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. Жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим на учете желающих получить жилое помещение государственного жилищного фонда в общежитии, в порядке, установленном статьей 120 настоящего Кодекса.
2. Жилые помещения государственного жилищного фонда могут быть предоставлены гражданам вне очереди или в первоочередном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами.
3. При нарушении очередности предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда граждане, чьи права нарушены, вправе обжаловать решение о предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда в судебном порядке.

Статья 105. Норма предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда
1. Жилое помещение государственного жилищного фонда (за исключением служебных жилых помещений, жилых помещений государственного жилищного фонда в общежитиях, специальных жилых помещений, жилых помещений коммерческого использования, жилых помещений, предоставляемых при выселении граждан в соответствии с пунктом 1 статьи 86, пунктом 1 статьи 88 или пунктом 2 статьи 94 настоящего Кодекса) предоставляется во владение и пользование в пределах от пятнадцати квадратных метров (минимальная норма предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда) до двадцати квадратных метров (максимальная норма предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда) общей площади жилого помещения на одного человека.
2. Жилое помещение государственного жилищного фонда может быть предоставлено во владение и пользование с превышением максимальной нормы предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда, установленной пунктом 1 настоящей статьи, если оно представляет собой однокомнатную квартиру или жилую комнату либо предназначено для проживания граждан независимо от пола, кроме супругов (за исключением жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с пунктом 1 статьи 88 настоящего Кодекса), а также при предоставлении дополнительной площади жилого помещения государственного жилищного фонда в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 106 настоящего Кодекса.

Статья 106. Предоставление дополнительной площади жилого помещения государственного жилищного фонда
1. Героям Беларуси, Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, полным кавалерам орденов Славы, Трудовой Славы, а также гражданам, страдающим заболеваниями, дающими им право на дополнительную площадь, другим гражданам в соответствии с законодательством сверх минимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения государственного жилищного фонда предоставляется дополнительная площадь жилого помещения государственного жилищного фонда в виде жилой комнаты или в размере пятнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения.
2. Перечень заболеваний, дающих лицам, страдающим ими, право на получение дополнительной площади жилого помещения государственного жилищного фонда, определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
3. Право на получение дополнительной площади жилого помещения государственного жилищного фонда может быть реализовано только один раз.

Статья 107. Предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда меньшего размера взамен занимаемого
1. Наниматель жилого помещения вправе с письменного согласия совершеннолетних членов его семьи, проживающих совместно с ним, требовать у наймодателя предоставления ему жилого помещения государственного жилищного фонда меньшего размера взамен занимаемого.
2. Государственный орган, другая государственная организация, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится жилое помещение государственного жилищного фонда, являющиеся наймодателем по заключенному с этим нанимателем договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, обязаны предоставить этому нанимателю по его заявлению жилое помещение государственного жилищного фонда меньшего размера взамен занимаемого.

Статья 108. Предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией жилого дома
Если в результате капитального ремонта или реконструкции жилого дома жилое помещение государственного жилищного фонда не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, по требованию нанимателя этого жилого помещения ему и гражданам, постоянно проживающим совместно с ним (за исключением поднанимателей и граждан, которым жилое помещение предоставлено временно в безвозмездное владение и пользование в соответствии со статьей 69 настоящего Кодекса), должно быть предоставлено собственником этого жилищного фонда жилое помещение типовых потребительских качеств, соответствующее требованиям статьи 105 настоящего Кодекса, с соблюдением вида ранее заключенного договора найма жилого помещения и срока его действия (если договор найма жилого помещения был заключен на определенный срок). При этом при определении размера общей площади предоставляемого жилого помещения государственного жилищного фонда не учитываются граждане, которым право владения и пользования жилым помещением было предоставлено после принятия решения о капитальном ремонте или реконструкции жилого дома, в котором оно находится (за исключением несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей нанимателя, его нетрудоспособных родителей, супруга (супруги), а также несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей членов семьи нанимателя).

Статья 109. Предоставление освободившейся жилой комнаты государственного жилищного фонда
1. Если в квартире, заселенной несколькими нанимателями жилого помещения по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, в результате прекращения либо расторжения одного из таких договоров найма жилых помещений освободилась жилая комната, не изолированная от жилой комнаты, занимаемой другим нанимателем жилого помещения, эта жилая комната предоставляется в его владение и пользование по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда.
2. Освободившаяся изолированная жилая комната в квартире, в которой проживают наниматели по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда или собственники жилых помещений частного жилищного фонда и наниматели по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, предоставляется по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда одному из них по его письменному заявлению в порядке очередности исходя из времени принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
3. Если в квартире отсутствуют наниматели по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда и собственники жилых помещений частного жилищного фонда, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, освободившаяся изолированная жилая комната предоставляется по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда одному из проживающих в квартире нанимателей, не нуждающихся в улучшении жилищных условий, по его письменному заявлению исходя из времени подачи заявления.
4. Если в квартире отсутствуют наниматели по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, а собственники жилых помещений частного жилищного фонда не являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, освободившаяся изолированная жилая комната предоставляется по договору купли-продажи одному из проживающих в квартире собственников жилых помещений частного жилищного фонда, не нуждающемуся в улучшении жилищных условий, по его письменному заявлению исходя из времени подачи заявления.
5. Если в служебном жилом помещении в виде квартиры, заселенном двумя и более нанимателями по договорам найма служебных жилых помещений государственного жилищного фонда, освободилась жилая комната, занимаемая одним из этих нанимателей, эта жилая комната может быть предоставлена в установленном порядке во владение и пользование одному из других нанимателей по его письменному заявлению исходя из времени подачи заявления.

С.В. Михалев —

студент 5-го курса

Юридического института ИГУ

Обзор по результатам обобщения практики рассмотрения судами дел, связанных с признанием или утратой права пользования жилым помещением.

Наем жилого помещения является одним из способов осуществления предусмотренного Конституцией РФ права граждан на жилище. Конституционное право на жилище означает гарантированную для каждого гражданина РФ возможность быть обеспеченным постоянным жилищем. Это право предполагает юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также возможность улучшения жилищных условий путем приобретения другого жилья.

Право на жилище обеспечивается посредством предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, на условиях найма жилых помещений у собственников.

До принятия части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) наем жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда осуществлялся путем заключения нанимателем договора найма жилого помещения с органом местного самоуправления (ст. 51 Жилищного кодекса РСФСР 1983 года, далее – ЖК РСФСР).

С введением в действие части второй ГК РФ в правовом регулировании отношений по найму жилых помещений произошли существенные изменения. Прежде всего, наем гражданами жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда осуществляется посредством заключения нанимателем с органом местного самоуправления договора социального найма жилого помещения, а в домах частных собственников — посредством заключения нанимателем с собственником жилого помещения договора коммерческого найма (что соответствует складывающимся рыночным отношениям в жилищной сфере).

Таким образом, договор социального найма жилого помещения и договор коммерческого найма жилого помещения – это две разновидности найма жилых помещений применительно к различным видам жилых фондов.

В силу ч. 1 ст. 26 «Основ жилищного законодательства союза ССР и союзных республик» от 24.06.1981 года (далее – Основы), договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилого фонда заключался на основании ордера. Если вопреки закону вселение в жилое помещение было произведено без выдачи ордера, договор найма жилого помещения мог быть признан судом недействительным.

Основы утратили силу на территории РФ с 01 марта 2005 года в связи с принятием Федерального Закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ, а также положения ч. 4 ст. 6 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК), что акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения ЖК РФ в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Таким образом, в соответствии с ранее действовавшим законодательством, юридическим основанием для вселения в квартиру государственного и муниципального жилищного фонда являлся ордер, выдаваемый местным органом. При выдаче гражданину ордера на жилую площадь в нем указывались все члены его семьи, которым предоставлялось бесплатно жилое помещение. На основании ордера договор найма жилого помещения заключался с лицом, которому выдан ордер (нанимателем); все члены его семьи, включенные в ордер, имели равное право на жилое помещение. К членам семьи нанимателя жилого помещения относятся его супруг, их дети и их родители. Нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они постоянно проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство. Если лица перестали быть членами семьи нанимателя, но продолжают проживать в занимаемом нанимателем жилом помещении, за ними сохраняются такие же обязанности и права, какие имеют наниматель и члены его семьи.

В связи с вступлением в силу ЖК РФ, понятие ордера отменено, но говорить о нем приходится в силу многих причин, а именно, при приватизации жилья, при рассмотрении судами дел о признании или утрате права пользования жилым помещением и др. Также надо отметить, что защита оспариваемых прав пользования нанимателя (членов его семьи) жилым помещением, основанных на договоре найма, производится заинтересованным лицом путем предъявления в суд иска о признании права пользования. Разъяснения по ряду вопросов, возникавших при рассмотрении судами дел данной категории, были даны в постановлениях Пленумов Верховного Суда СССР от 03 апреля 1987 года № 2 «О практике применения судами жилищного законодательства», Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 года № 5 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР» и других.

В предмет доказывания в делах о признании права пользования жилым помещением входят следующие факты:

· Заключение нанимателем договора найма жилого помещения (ст. 51 ЖК РСФСР);

· Вселение истца в спорное жилое помещение в установленном порядке и фактическое проживание в нем (ст. 54 ЖК РСФСР).

· Круг лиц, обладавших самостоятельным правом пользования спорным жилым помещением на момент вселения истца, и их согласие на его вселение.

· Условия вселения истца и пользования им спорным жилым помещением.

Вышеуказанные факты устанавливаются с использованием следующих необходимых доказательств:

· Заключение нанимателем договора найма, ордер.

· Вселение истца в спорное жилое помещение и фактическое проживание в нем: справки о регистрации по месту жительства, акт о проживании, квитанции о внесении коммунальных платежей, иные письменные доказательства и показания свидетелей, подтверждающие вселение истца в спорное жилое помещение и фактическое проживание в нем.

· Круг лиц, обладавших самостоятельным правом пользования спорным жилым помещением на момент вселения истца, их согласие на его вселение, условия вселения истца и пользования им спорным жилым помещением: справки о составе семьи и регистрации по месту жительства, документы регистрационного учета, иные письменные доказательства и показания свидетелей.

Рассмотрим на примере:

В Слюдянском районном суде Иркутской области рассматривалось гражданское дело по иску граждан М., В. к С. о признании утратившим права пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета. В обоснование иска М. и В. указали, что в спорном жилом помещении проживают и прописаны с 1988 года. Также в жилом спорном помещении проживает бывший супруг С., с которым расторгнут брак в октябре 1989 года. Ответчик фактически не проживает в квартире с сентября 1988 года, более 15 лет зарегистрирован в другом браке, имеет другое жилье, но выписываться со спорной жилой площади отказывается, в связи с чем истцы не могут приватизировать спорное жилое помещение. Истцы выполняют все требования жилищного законодательства как наниматели жилья: проводят текущий ремонт жилого помещения, вносят оплату за коммунальный услуги. Ответчик не желает выписываться из спорного жилого помещения, не несет бремя содержания жилого помещения. В уточнении по иску, истцы указали, что спорное жилое помещении было предоставлено им согласно ордера от 1999 года. После расторжения брака М. с С., С. проживает в другом жилом помещении, поэтому он перестал быть членом семьи нанимателя, и утратил права и обязанности как наниматель или член его семьи, т.к. в силу ст. 53 ЖК РСФСР граждане, указанные в части второй настоящей статьи, имеют права и обязанности как наниматель или член его семьи только в случае, если они продолжают проживать в жилом помещении. Статьей 89 ЖК РСФСР предусмотрено, что в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда. Таким образом, суд пришел к выводу о том, что требование о признании С. утратившим права пользования жилым помещением подлежит удовлетворению, требование о снятии с регистрационного учета не подлежит удовлетворению, поскольку жилищным законодательством или иным законодательством, регулирующим порядок регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту жительства, не предусмотрен такой способ защиты права. Снятие с регистрационного учета – это административный акт, поэтому с заявлением о снятии С. с регистрации необходимо обратиться к должностным лицам органов регистрационного учета, ответственным за регистрацию.

Рассмотрим другой пример:

В Серовском городском суде Свердловской области рассматривалось гражданское дело по иску С. к Б. о признании утратившей право пользования жилым помещением. В обоснование исковых требований истица указывает, что спорная квартира была предоставлена согласно ордера, выданного О. на состав семьи 4 человека: О., его супруга Л., дочь Г., и сын В. О. умер. С. состоял в фактических брачных отношениях с Л., а позже был прописан в данной квартире, а впоследствии они зарегистрировали брак. Дочь Л. в 1984 году выехала из квартиры на другое место жительства, в 1999 году вновь прописалась, но не заселялась и 05.08.2005 после смерти матери Л. вновь снялась с регистрационного учета по месту жительства в данной квартире. В настоящее время истец проживает в квартире со своей дочерью Н., которая была зарегистрирована в октябре 2005 года и осуществляет за ним уход, так как он является инвалидом. Намерен воспользоваться своим правом на бесплатную передачу ему квартиры в собственность но лишен данной возможности из-за отсутствия согласия ответчицы, включенной в ордер. Как следует из пояснений ответчицы, исковые требования она не признает, говорит что на другое место жительства не выезжала, проживает с мужем в квартире по договору найма. Снялась с регистрационного учета из спорной квартиры для того, чтобы оформить пенсию в другом поселке. Намерена была по уходу на пенсию вернуться в спорную квартиру и проживать там с мужем. В настоящее время в связи с заболеванием сахарным диабетом выехать не может, но в дальнейшем все же намерена пользоваться спорной жилой площадью. На передачу квартиры в единоличную собственность истцу не согласна, так как имеет желание также принять участие в приватизации. Привлеченная в качестве третьего лица Н. исковые требования истца поддержала. Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению, как видно из пояснений ответчика от своего права на жилое помещение она в установленном порядке не отказывалась, выехала не на постоянное место жительства, право пользования другим жилым помещением с таким же правовым статусом не приобрела. При таких обстоятельствах Б. не может быть признана утратившей право пользования спорной квартирой.

Комментируя приведенный второй пример, можно сказать, что доводы истца о длительном не проживании ответчика в квартире, со ссылкой на нормы ст. 60, 61 ЖК РСФСР, не могут быть приняты во внимание, поскольку сам по себе факт не проживания в жилом помещении не является самостоятельным основанием для лишения права на жилое помещение, что следует также из Постановления Конституционного Суда РФ от 23.06.1995 года № 8-п о проверке конституционности ч. 1 и ч. 2 ст. 60 ЖК РСФСР. Действующим законодательством не ограничивается срок реализации включенным в ордер гражданином своего права на вселение в жилое помещение, как не устанавливается и обязанность постоянного проживания в нем.

Что касается доводов истца о том, что ответчик снят с регистрационного учета по месту жительства в спорной квартире, то, как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 года № 4-П, наличие факта регистрации или отсутствие таковой само по себе не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.

Рассмотрим следующий пример:

В 2005 году в Ленинском районном суде города Иркутска рассматривалось гражданское дело по иску О. к Комитету по управлению Ленинским административным округом г. Иркутска о признании права на жилое помещение и заключении договора найма на жилое помещение и по встречному исковому заявлению Комитета по управлению Ленинским округом г. Иркутска о выселении О.

В обоснование заявленных требований истица О. указала, что с 2001 года проживает в спорном жилом помещении. Нанимателем жилого помещения являлся Д., с которым истица проживала в гражданском браке, вела совместное хозяйство, у них был общий бюджет, совместно приобретали вещи. Собирались зарегистрировать брак в установленном законном порядке, однако летом 2004 года Д. умер, все заботы о его похоронах взяла на себя О. Просит признать ее членом семьи нанимателя жилого помещении; обязать Комитет по управлению Ленинским округом г. Иркутска выдать ей ордер на данную квартиру. В уточнении заявленных требований, в связи со вступлением в силу с 01.03.2005 года ЖК РФ, просила признать за ней право на жилое помещение, обязать Комитет по управлению Ленинским округом г. Иркутска заключить с О. договор социального найма спорной квартиры.

Во встречном исковом заявлении Комитет по управлению Ленинским округом г. Иркутска указал, что в качестве члена семьи нанимателя в ордер никто не включен, согласно справке по ф. 17, кроме Д. в квартире никто не проживал. В настоящее время О. занимает жилое помещение, не являясь членом семьи нанимателя. Членами семьи нанимателя жилого помещения являются его супруг, их дети и их родители. Нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они постоянно проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство. При переоформлении ордера в декабре 2001 года Д. не ставил вопрос о включении в него О., что свидетельствует о том, что Д. не признавал права на жилое помещение за О. Своего согласия на вселение в спорную квартиру администрация города Иркутска не давала, О. заняла квартиру самоуправно, так как не соблюден установленный законом порядок вселения в жилое помещение, просили выселить О. без предоставления другого жилого помещения.

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования О. подлежат удовлетворению, соответственно не подлежит удовлетворению встречный иск Комитета по управлению Ленинским округом г. Иркутска.

Согласно ст. 5 ФЗ «О порядке введения в действие Жилищного кодекса РФ», с 01 марта 2005 года к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом.

Материалами дела установлено и подтверждено представленными доказательствами, что нанимателем квартиры является Д., умерший в 2004 году. Кроме нанимателя, в ордер на указанное жилое помещение никто не включен.

Согласно представленной поквартирной карточке и карточке финансового лицевого счета на жилое помещение, на день рассмотрения дела в суде никто в квартире не значится. В соответствии с представленной карточкой лицевого счета на квартиру, задолженности по квартирной плате не имеется.

Свидетели по делу пояснили, что О. и Д. жили одной семьей, вели совместное хозяйство, собирались пожениться, вместе ходили на работу, выгуливали собаку. Мать Д. подтвердила, что была знакома с О. и сказала о намерениях пожениться. Представленным договором на оказание ритуальных услуг, заказом, выпиской из протокола, приказа, в соответствии с которыми О. понесла материальные расходы на похороны Д.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд приходит к выводу, что О. приобрела право пользования жилым помещением, поскольку в спорной квартире проживала, вела совместно хозяйство с нанимателем, который признавал ее членом своей семьи.

Также необходимо обратить внимание на то, что с 2006 года Комитеты по управлению округом администрации г. Иркутска являются самостоятельными территориальными структурными подразделениями администрации г. Иркутска, согласно распоряжению мэра г. Иркутска от 24.11.2006 года № 031-10-1656/6, не наделенными правами юридического лица, и в связи с чем участвовать в гражданском процессе они не вправе. В соответствии со ст. 41 Устава города Иркутска правами юридического лица обладает администрация города.

Рассмотрим другой пример:

Администрация г. Иркутска обратилась в суд с иском, указав, что в 1995 году в жилое помещение, не имея на то законных оснований, незаконно вселились ответчики Е., М., П. Ордер им на данное жилое помещение не оформлялся, они не имеют регистрации в данном жилом помещении, значатся прописанными по другому адресу. Поскольку единственным основанием для вселения в жилое помещение по действующему законодательству являлся ордер, а ответчики такового не имеют, то администрация просит признать Е., М. и П. не приобретшими право пользования жилым помещением, а также выселить их из квартиры без предоставления другого жилого помещения.

В последующем администрацией г. Иркутска был дополнен предмет иска требованием о признании не заключенным договора найма спорного жилого помещения с ответчиками.

Ответчики Е., М. и П. предъявили к администрации г. Иркутска встречный иск о признании заключенным договора найма жилого помещения и о признании права пользования спорным жилым помещением. В обоснование встречного иска указали, что квартира была предоставлена Д. ( супругу Е.) в связи с трудовыми отношениями, возникшими в сентябре 1995 года с МУП ДЭЗ. Е. также состояла в трудовых отношениях МУП ДЭЗ с 11 апреля 1996 года по сентябрь 1997 года и была уволена по инициативе администрации как совместитель. На момент трудовых отношений, в 1997 году, брак между Е. и Д. был расторгнут. Е являлась одинокой матерью, воспитывающей несовершеннолетних детей и уволенной по уважительной причине, в связи с чем, как полагают истцы по встречному иску, они не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения. То обстоятельство, что не был выдан ордер при вселении в жилое помещение, не может ущемлять их права. Надлежащее оформление документов есть обязанность работодателя, балансодержателя и ее несоблюдение не умаляет законных прав на вселение в соответствии со ст. 109 ЖК РСФСР и проживание на данной жилой площади. По мнению Е., М. и П. при заселении в спорное жилое помещение с ними был заключен договора найма, поскольку на их имя был открыт лицевой счет, на который они регулярно вносили квартирную плату, размер которой установлен наймодателем жилого помещения. Они с момента заселения, в течение 10 лет исполняют обязанности нанимателей жилого помещения. Кроме того, их семья поставлена на учет как многодетная семья, нуждающаяся в получении жилого помещения, и включена в льготную очередь на получение квартиры. До настоящего времени иного жилого помещения, кроме как спорного, им не предоставлено. В связи с этим ответчики считают, что квартира им была предоставлена, поскольку они имели право на ее получение на льготных условиях. Следовательно, администрация г. Иркутска в настоящее время не имеет законного основания для расторжения договора найма и их выселения без предоставления другого жилья.

Представитель администрации г. Иркутска исковые требования не признала, утверждая, что вселение истцов в спорную квартиру было произведено в нарушение установленного порядка. Поскольку их вселение осуществлялось лицом, не имеющим на то полномочий, а спорная квартира не могла быть предоставлена им в силу трудовых отношений, так как не имеет статус служебной. Следовательно, нет оснований для удовлетворения их требований.

Представитель третьего лица МУП ДЭЗ исковые требования Администрации г. Иркутска поддержала, возражала против удовлетворения встречного иска. При этом пояснила, что вселение жильцов происходило как по направлению администрации г. Иркутска, так и по устному распоряжению начальника Домоуправления. Собственник жилья не выполнял обязанности по распределению жилых помещений. При вселении жильцов в квартиры на их имя открывался лицевой счет, по спорному жилому помещению сохранились данные с 2001 года. Лицевой счет на квартиру Е., М. и П. был открыт по устному распоряжению начальника, пояснила, что администрации г. Иркутска было известно о взимании с жильцов дома квартирной платы, которая не возражала против этого.

Исходя из доказательств по делу, установлено, что администрацией г. Иркутска в лице комитета по управлению правобережным округом, ответчикам по иску администрации города Иркутска была предоставлена компенсация на оплату жилья и коммунальных услуг, в данных документах Е. числилась как наниматель жилого помещения. Согласно справкам МУП БТИ, за ответчиками по иску администрации города Иркутска домовладений не числится.

Согласно показаниям свидетеля Х., установлено, что состояние жилого помещения было неудовлетворительное. Для запуска отопительной системы в целом по жилому массиву он был вынужден заселять в полуразрушенные квартиры дома своих работников МУП ДЭЗ, нуждавшихся в жилье. Последние ремонтировали за свой счет жилые помещения и приводили их в пригодное для проживания состояние.

Кроме работников МУП ДЭЗ, в доме проживали жильцы, заселенные с разрешения администрации г. Иркутска, комитета по управлению Правобережным округом. Заселение производилось как по устному распоряжению руководителя МУП ДЭЗ, руководителей комитета, так и на основании письменного направления.

Факт заселения ответчиков по иску администрации г. Иркутска подтвердил свидетель С., указав, что ключи от квартиры ответчикам вручил начальник МУП ДЭЗ П.

Показания свидетеля А., которая была комендантом дома, в котором расположена спорная жилая площадь, указывали на то, что ни у одного жильца дома не было ордера на занимаемы жилые помещения, и занимались жилые помещения с согласия администрации г. Иркутска, комитета по управлению Правобережным округом, начальника МУП ДЭЗ.

Таким образом, суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, пришел к выводу, что исковые требования администрации г. Иркутска удовлетворению не подлежат, а встречный иск Е., М. и П. подлежит удовлетворению.

Подводя итог вышеизложенного, можно резюмировать, что по делам данной категории необходимо оперировать не только письменными доказательствами, но и свидетельскими показаниями, а бремя доказывания определяется по общему правилу: каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые ссылается.

Кроме того, необходимо учитывать положения ст. ч. 4 ст. 6 ЖК РФ, что акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до его введения в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *