Журнал учета проведенных консультаций

Журнал учета проведенных консультаций

ДЛЯ УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Вторник — 11.00-11.35, пятница — 11.00-11.35

Ф. И.О. учителя-дефектолога___________________________________________________

Число,

месяц

Тема

Примечания

Формирование артикуляционного уклада звука «ш»

Постановка звука «Ш»

Указывается тема

18.09-зан. с ***

Постановка звука «Ш». Развитие фонематического восприятия

Указывается тема

20.09-зан. с

Обследование зачисленных обучающихся с 1 по 15 сентября оформляется на специально отведенных страницах журнала проведенных занятий и посещения их обучающими, которую рекомендуется назвать «Обследование детей с целью комплектования групп, подгрупп ПКПП».

Обращаем внимание на то, что в период с 1 по 15 сентября проводится только! углубленное психолого-педагогическое обследование детей, зачисленных в ПКПП.

3.4 ВЕДЕНИЕ ЖУРНАЛА УЧЕТА ОБСЛЕДОВАННЫХ И ЗАЧИСЛЕННЫХ В ПКПП ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР

Журнал учета обследованных и зачисленных в ПКПП обучающихся с ОПФР ведется согласно приложению № 2 Методических рекомендаций «Организация и содержание работы в ПКПП» от 01.01.01г. Сведения вносятся по мере обследования обучающихся, которые были обследованы учителем-дефектологом и специалистами ЦКРОиР на протяжении учебного года в учреждении образования. На основании этого журнала ведется учет детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи.

3.5 ВЕДЕНИЕ ЖУРНАЛА УЧЕТА ПРОВЕДЕННЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ

В соответствии с должностными обязанностями учитель-дефектолог (в рамках 36-часовой рабочей недели) проводит консультативную работу с педагогическими работниками учреждения образования по вопросу индивидуализации процесса обучения и воспитания детей и законных представителей, обучающихся с ОПФР по вопросам оказания коррекционно-педагогической помощи, индивидуализация обучения ребенка.

Количество консультаций и время на их проведения нормативными правовыми документами не регламентируются.

Учитель-дефектолог соблюдает профессиональную этику, хранит профессиональную тайну, не распространяет сведения, полученные в результате диагностической, консультационной работы, если это может нанести вред ребенку.

У учителя-дефектолога должен быть график проведения консультаций. В графике указываются время проведения консультации (день недели, время начала и окончания консультации); группа лиц, для которой проводится консультация.

Периодичность проведения консультаций (1-2 раза в месяц или иная) определяется учителем-дефектологом по согласованию с администрацией учреждения образования.

Учет проведенных консультаций ведется в журнале Консультативная работа.

Примерная форма:

дата проведения консультации

тема;

форма проведения консультативной работы (индивидуальная, с указанием ФИО консультируемого, родительское собрание или иная).

Темы собраний, консультаций, бесед и других форм консультативной работы должны соответствовать плану консультативной работы с педагогическими работниками учреждения образования и родителями, а также годовому плану учреждения образования. Виды консультативной помощи желательно упорядочить.

3.6 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНЫ РАБОТЫ

Содержание занятий с детьми в пункте определяется документом, в котором отражаются цели, задачи, приемы и средства коррекционно-педагогической помощи (перспективными планами работы на группу, подгруппу, индивидуальными), которые разрабатываются учителем-дефектологом в соответствии с результатами психолого-педагогического обследования, утверждаются руководителем учреждения образования.

Обучающиеся, зачисленные в ПКПП, испытывают стойкие трудности в усвоении программы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью и отсутствием жёсткой регламентированности, поэтому в нем не указывается конкретное количество занятий по каждой теме ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы. Дату проведения занятия можно проставлять в разделе «Тема занятия» при планировании работы на короткий период (например, неделю).

Перспективное планирование подгрупповой и индивидуальной работы составляется на одну или две четверти с учетом результатов обследования, имеющихся у детей нарушений, предусматривается также закрепление знаний и умений, получаемых на групповых занятиях. В течение года в перспективный план можно вносить изменения и дополнения, ориентируясь на успехи или затруднения учащихся.
Таким образом, правильно составленное перспективное планирование для детей с ОПФР, получающих помощь в ПКПП, поможет учителю-дефектологу эффективнее планировать занятия, позволит ему в коррекционно-образовательном процессе развивать не только устную и письменную речь, но и восприятие, внимание, мыслительные операции.

Перспективные планы работы на группу, подгруппу, индивидуальные занятия, утверждаются руководителем учреждения образования.

3.7 ЕЖЕДНЕВНЫЕ РАБОЧИЕ ПЛАНЫ

На основе перспективного планирования учитель-дефектолог разрабатывает систему коррекционно-развивающих занятий, в основе которых лежит комплексный подход, направленный на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую).

Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи и т. д.) осуществляется линейно, поскольку с каждым годом постепенно усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость упражнений, заданий, их смена и взаимосвязь

Таким образом, ежедневный план включает планирование групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.

3.8 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАРТЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Диагностика уровня сформированности учебных навыков позволяет учителю-дефектологу, разработать оптимальную коррекционную программу. Нарушения чтения и письма имеют различную структуру и степень выраженности. Это связано с разнообразием причин данных нарушений, среди которых:

ü недоразвитие устной речи во всех ее звеньях (нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, словарного запаса, грамматического строя, связной речи)

ü нарушения двигательных функций руки, слухомоторной и зрительно-моторной координации

ü несформированность познавательных мотивов овладения чтением и письмом

ü несовершенство произвольной сферы и многое другое.

Индивидуальная карта развития ребенка – представляет собой фиксацию проведения, содержания и результатов стартового психолого-педагогического и логопедического обследования ребенка при поступлении его в ПКПП. В ней отмечаются: анамнестические данные, сведения о раннем развитии ребенка, данные объективного обследования специалистами-медиками (неврологом, отоларингологом, офтальмологом), состояние развития моторики, состояние развития психических процессов (внимание, память, мышление), речевое развитие (состояние органов артикуляции, общее звучание речи, словарный запас, словообразование, словоизменение, развитие связной речи, звукопроизношение, состояние фонематического слуха, навыки звукового анализа), способность принимать помощь, работоспособность, особенности общего и речевого поведения. Все эти данные служат основой для перспективного планирования коррекционной работы с данным ребенком. Целесообразно на основании карты углубленного обследования составлять сводный профиль учета специфических ошибок чтения и письма и развития речи детей по группам. Это даст возможность наглядно представить, состояние, например, звукопроизношения, развития связной речи или фонематического слуха у детей, а также эффективнее спланировать мероприятия коррекционно-педагогического воздействия.

При оформлении индивидуальных карт развития ребенка следует учитывать следующие рекомендации.

1. Использовать словесную и (или) бальную оценку действий ребенка.

2. Фиксировать образец речи ребенка «», а также возможно внесение в карту готовых качественных характеристик действий ребенка, с целью отметки подходящего варианта. Фиксировать принятие и понимание задания.

3. В графе «заключение учителя-дефектолога» дублировать заключение ЦКРОиР.

4. При повторном обследовании результаты вписывать другим стержнем и предлагать дополнительно другой диагностический материал.

5. К карте, по которой проводится обследование, должен быть подобран иллюстративный материал, а также методики проведения обследования с указанием цели каждого задания, оборудования и методики предъявления задания. Обращаем внимание на то, что диагностический материал не используется! в процессе ежедневных занятий.

3.9 ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА.

КАРТОТЕКА ОБОРУДОВАНИЯ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ

Одним из важных условий эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адаптивно-образовательного пространства для ребенка с особенностями психофизического развития. Продуманная предметно — пространственная организация и дизайн кабинета учителя-дефектолога помогут ребенку быстрее адаптироваться, сформировать позитивное отношение ребенка к занятиям и учителю-дефектологу, раскрепоститься. Окружение, которое создается педагогами для ребенка с ОПФР должно:

· соответствовать естественному процессу развития ребенка;

· способствовать его познавательной активности;

· формировать мотивацию к деятельности;

· делать эффективной коррекционную работу.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *