Знак охраны смежных прав

Знак охраны смежных прав

Знак охраны смежных прав ℗

Статья 1305 ГК РФ предусматривает, что для целей оповещения о своих правах правообладатель смежных прав — изготовитель фонограммы, исполнитель может использовать специальный знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре объекта смежных прав и состоит из латинской буквы «Р» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.

Например:

» ℗ Иванов И.И., 2005″ или

» ℗ ООО Музыка, 2007″.

Знак охраны смежных прав имеет информационное значение и свидетельствует о том, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных смежных прав на фонограмму.

Сам по себе знак охраны не может служить основой для установления факта обладания какими-либо правами на объект смежных прав, однако помогает установить правообладателя .

Правильно установленный знак охраны смежных прав и другая информация показывает другим на осведомленность правообладателя о своих смежных правах и способах их защиты.

Для интернет-сайтов рекомендуем:

Сообщите всем о знании авторских прав! Установите баннер защиты!

Разместите на своем сайте Пользовательское соглашение —

Статьи и новости по теме:

30.12.2018 Что решает суд когда авторские права не зарегистрированы?

Согласно имеющейся информации, фотограф из Ульяновска обратился в районный суд с иском, чтобы таким образом разобраться с делом о нарушении прав интеллектуальной собственности

27.08.2018 Родственники Эдуарда Успенского могут рассчитывать на выплаты от авторских прав

Эдуард Успенский скончался в середине августа, оставив после себя значительное авторское наследие

24.01.2017 Авторское право в Европейском парламенте

2 февраля 2017 года в Брюсселе будут обсуждать реформу авторского права. Мероприятие организовано совместно Европейским советом писателей, Федерацией европейских издателей и Международной федерацией авторско–правовых организаций по копированию

23.10.2014 Смежные права ВОИС остались без удовлетворения

Арбитражным судом Москвы принято решение об отклонении иска Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) к столичному Макдональдсу за, как считает истец, «незаконное использование фонограмм»

06.08.2014 О вреде экспериментов с исключениями и ограничениями авторских прав

Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам

14.11.2013 Социальная сеть ВКонтакте выигрывает смежные права в суде

Социальная сеть ВКонтакте выигрывает в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области у ООО «Никитин Медиа Диджитал Контент». Обвинения в нарушении исключительных смежных прав истца с требованием штрафной компенсации в 750 тысяч рублей судом, на закрытом по требованию ответчика заседании, отвергнуто

13.09.2013 Смежные права повлияют на ВКонтакте через суд в закрытом режиме

С просьбой о проведении закрытого заседания к Арбитражному суду обратились представители социальной сети ВКонтакте , мотивируя просьбу тем, что в ходе процесса собираются продемонстрировать оригинальную технологию и программные средства, с помощью которых блокируется доступ к аудиофайлам, нарушающим права авторов

23.04.2012 Всемирный день книги и авторского права

28-я Генеральная конференция Юнеско, проходившая в 1995 году во Франции, приняла решение об учреждении Всемирного дня книги и авторского права

01.03.2012 Кто будет оплачивать смежные права за музыку

Организация по коллективному управлению смежными правами требует отчисления за музыку, которую слушают пассажиры во время перелетов

28.11.2011 Авторское право и интернет-пространство, что к чему подстроить?

Что касается авторского права, то ему (точнее, его отсутствию в интернете) в каждой дискуссии на авторско-правовую тему уделяется повышенное внимание. Другой вопрос – насколько продуктивны все эти разговоры, что за ними стоит и, самое главное, что последует

Смежные права или права, смежные с авторскими, относятся к разряду тех, с которыми почти каждый соприкасается ежедневно. Музыка, звучащая в плеере или по радио, телевизионные передачи, спектакли – охрана всех этих объектов регулируется смежными правами. Из самого названия этого института интеллектуальной собственности следует, что смежные права связаны с авторскими правами. Однако между ними существуют и принципиальные отличия, о которых Вы узнаете ниже. Также в главе «Смежные права: основные положения» Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказывается о субъектах, видах, сроке действия смежных прав и других вопросах.
Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической консультацией по авторским и смежным правам.

  1. Понятие смежных прав
  2. Возникновение смежных прав
  3. Интеллектуальная собственность и смежные права
  4. Объекты прав, смежных с авторскими правами
  5. Субъекты смежных прав
  6. Виды смежных прав
  7. Срок действия смежных прав.

В Гражданском кодексе нет легального определения понятия «смежные права». С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.

Смежные права или права, смежные с авторскими, – это права исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, публикаторов, изготовителей баз данных на созданные ими результаты интеллектуальной деятельности.

В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights» и «related rights». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами. Возникновение понятия «права, смежные с авторскими» можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы. Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения – объекты авторского права. Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав. Например, композитор создает музыкальное произведение – объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение – объект смежных прав.

Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.

2. Возникновение смежных прав

Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и возникновение авторских прав. Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:

  • Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны). Объективная форма – это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.

Статья 1304 Гражданского кодекса
Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

  • Возникновение смежных прав зависит от соблюдения авторских прав. Так, для исполнения музыкального произведения, охраняемого авторским правом, необходимо получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора на произведение. Если разрешение не получено, у исполнителя не возникают смежные права на исполнение. Более того, исполнитель становится нарушителем авторских прав.

Проставление знака охраны смежных прав, которым является латинская буква «P» в окружности, не является условием возникновения исключительного права.

3. Смежные права и интеллектуальная собственность

Интеллектуальная собственность – понятие, которое включает охраняемые в соответствии с Гражданским кодексом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. То есть интеллектуальная собственность в России – это определенные объекты, на которые распространяются интеллектуальные права. Более подробно об этом Вы можете прочитать в главе Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права. Часть объектов интеллектуальной собственности охраняется правами, смежными с авторскими. Таким образом, смежные права – это вид интеллектуальных прав, а объекты смежных прав – это некоторые из объектов интеллектуальной собственности.
Все объекты интеллектуальной собственности можно разделить так, как показано на схеме.

Если следовать представленной классификации, то смежные права следует отнести к результатам интеллектуальной деятельности. Однако смежные права могут распространяться как на творческие, так и нетворческие результаты. Единственным объектом, к которому предъявляется требование творческого характера, являются исполнения. Однако уровень творчества исполнений и постановок, как правило, ниже, чем уровень творчества объектов авторского права. Поэтому не следует применять к объектам смежных прав признаки творчества, характерные для авторских прав.

4. Объекты прав, смежных с авторскими правами.

В общем виде объектами прав, смежными с авторскими являются:

  • исполнения и постановки;
  • фонограммы;
  • сообщения передач эфирного или кабельного вещания;
  • публикации, обнародованные после перехода произведений науки, литературы и искусства в общественное достояние.

Эта тема является одной из ключевых в вопросе регулировании смежных прав, поэтому ей посвящена отдельная глава Библиотеки Sum IP «Объекты смежных прав».

5. Субъекты смежных прав

Теме «Субъекты смежных прав» посвящена самостоятельная глава, так как вопрос является обширным и вызывает особый интерес. Здесь же перечислим лишь основных лиц, у которых возникают права, смежные с авторскими:

  • исполнители и режиссеры-постановщики
  • вещательные организации
  • изготовители фонограмм
  • публикаторы
  • изготовители баз данных.

6. Виды смежных прав

Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с видами авторских прав. Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему «Виды смежных прав»

1) Исключительное право – право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

  • право авторства
  • право на имя
  • право на неприкосновенность исполнения

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими. Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам. Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами.

7. Срок действия смежных прав

В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта. Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.

Далее речь идет именно о сроке действия исключительного права на объекты прав, смежных с авторскими. Личные неимущественные права исполнителей охраняются бессрочно.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.
2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.
3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.
4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.
5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

Полезные ссылки по теме «Права, смежные с авторскими: основные положения»

1. Российское авторское общество – http://rao.ru/
2. Всероссийская организация интеллектуально собственности – http://rosvois.ru
3. Статья В.Штенникова о правах, смежных с патентными

В результате изучения главы студент должен: знать

  • • понятие и общую характеристику смежных прав;
  • • международные нормы в регулировании смежных прав;
  • • права исполнителей; права изготовителей фонограмм;
  • • права организаций вещания; права изготовителя базы данных;
  • • права публикатора; уметь
  • • оперировать юридическими понятиями и категориями в области смежных прав;
  • • анализировать смежные права и их реализацию в возникающих правоотношениях;
  • • осуществлять экспертизу нормативных правовых актов, касающихся регулирования смежных нрав;
  • • давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
  • • правильно составлять юридические документы; владеть
  • • юридической терминологией;
  • • навыками работы с правовыми актами, касающимися защиты смежных прав;
  • • навыками анализа правоприменительной и судебной практики;
  • • навыками разрешения правовых проблем и коллизий;
  • • навыками реализации норм материального и процессуального права.

Понятие и общая характеристика объектов смежных прав

Смежные права вытекают из произведений, охраняемых авторским правом, и тесно с ними связаны. В отличие от смежных прав авторские права могут существовать независимо от них.

В соответствии со ст. 1303 ГК РФ смежными правами именуются интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

Для защиты от посягательств и нарушений других лиц предусматривается размещение информации о смежном праве.

Информация о смежном праве — это любые сведения, идентифицирующие объект смежных прав или правообладателя, либо информации об условиях использования этого объекта, которая содержится на соответствующем материальном носителе, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением этого объекта до всеобщего сведения, а также любых цифр и кодов, в которых содержится такая информация (информация о смежном праве).

Необходимо обратить внимание на то, что и. 3 ст. 1304 ГК РФ предоставляет охрану объектам смежных прав на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ. Такая охрана осуществляется в отношении исполнений, фонограмм, сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти объекты и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения срока действия исключительного права.

Среди международных актов, регулирующих смежные права, особое место принадлежит Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г.; Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г.; Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 г.; Договору ВОИС об исполнениях и фонограммах 1996 г. и Соглашению стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г.

Действующее законодательство все смежные права подразделяет на пять групп, отраженных на рис. 6.1.

Рис. 6.1. Смежные права

Пункт 3 ст. 1303 ГК РФ закреплят, что смежные права осуществляются с соблюдением авторских прав на произведения науки, литературы и искусства, использованные при создании объектов смежных прав. Упомянутый пункт подчеркивает самостоятельность смежных прав, указав, что они признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на такие произведения.

Несмотря на такую самостоятельность, нельзя не отметить большое количество общих норм, аналогичным образом регулирующих как авторские, так и смежные права. В их число включены нормы о свободном использовании объектов смежных прав.

В соответствии со ст. 1307 ГК РФ по договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав одна сторона — исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель передает или обязуется передать свое исключительное право на соответствующий объект смежных прав в полном объеме другой стороне — приобретателю исключительного права.

При заключении лицензионного договора о передаче прав на использование объектов смежных прав применяется ст. 1308 ГК РФ, закрепляющая, что но лицензионному договору одна сторона — исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего объекта смежных прав в установленных договором пределах.

Кроме ст. 1308 ГК РФ при заключении лицензионного договора применению подлежат и общие нормы ст. 1235—1238 ГК РФ.

При обеспечении иска по делам о нарушении смежных прав к ответчику или к лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем смежных прав, а также к объектам смежных прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, соответственно применяются меры, предусмотренные ст. 1302 ГК РФ, закрепляющей такие меры по делам о нарушении авторских прав.

Аналогичные нормы для объектов авторских и смежных прав содержатся в п. 4 ст. 1259 ГК РФ, в соответствии с которым не требуется регистрация или соблюдение каких-либо формальностей для осуществления и защиты таких прав.

Все вышеизложенное лишь подчеркивает тесную связь авторских и смежных прав. В то же время законодательно установлены их разграничения и специфика правового регулирования.

1. Объектами смежных прав являются:

1) результаты исполнительской деятельности (исполнения), к которым относятся исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, если эти постановки выражаются в форме, позволяющей осуществить их повторное публичное исполнение при сохранении узнаваемости конкретной постановки зрителями, а также в форме, допускающей воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

2. Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

3. Предоставление на территории Российской Федерации охраны объектам смежных прав в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении исполнений, фонограмм, сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти объекты и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Кодексом срока действия исключительного права.

Комментарий к статье 1304 Гражданского Кодекса РФ

В комментируемой статье закреплены общие положения об объектах смежных прав. Пункт 1 данной статьи определяет виды объектов смежных прав, соответственно которым в комментируемой главе в отдельные параграфы сгруппированы положения о регламентации прав на эти виды объектов смежных прав:
1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров — постановщиков спектаклей (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «исполнения»). При этом определено условие правовой охраны данного вида объектов смежных прав — если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Правам на исполнение посвящен § 2 комментируемой главы, в ст. 1313 которого определено, что исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, — артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер;
2) фонограммы. При этом непосредственно определено данное понятие — это любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение. Право на фонограмму регламентировано положениями § 3 комментируемой главы, в ст. 1322 которого определено, что изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке либо иным образом в соответствии со ст. 1310 комментируемого параграфа;
3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания. При этом прямо указано, что данный объект включает в том числе передачи, созданные самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией. О праве организаций эфирного и кабельного вещания говорится в § 4 комментируемой главы, в ст. 1329 которого определено, что организацией эфирного или кабельного вещания признается юридическое лицо, самостоятельно определяющее содержание радио- и телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений) и осуществляющее их сообщение в эфир или по кабелю своими силами или с помощью третьих лиц;
4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов. Праву изготовителя базы данных посвящен § 5 комментируемой главы, в п. 1 ст. 1333 которого определено, что изготовителем базы данных признается лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или юридическое лицо, имя или наименование которых указано обычным образом на экземпляре базы данных и (или) его упаковке;
5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений. Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства регламентировано положениями § 6 комментируемой главы, в п. 1 ст. 1337 которого определено, что публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей. Подобным образом ранее в п. 4 ст. 36 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах указывалось, что для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Положения же п. 2 комментируемой статьи закреплены в точности аналогично п. 4 ст. 1259 комментируемой части, устанавливающему, что не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей для возникновения, осуществления и защиты авторских прав.

В пункте 3 комментируемой статьи определены особенности предоставления на территории РФ охраны объектам смежных прав в соответствии с международными договорами РФ: предоставление охраны осуществляется в отношении исполнений, фонограмм, сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти объекты и не перешедших в общественное достояние в России вследствие истечения предусмотренного ГК РФ срока действия исключительного права.

Данный пункт воспроизводит положения п. 4 ст. 35 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах (в ред. Федерального закона от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ). На возможность предоставления правовой охраны соответствующим объектам смежных прав в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, указано в положениях ст. ст. 1321, 1328, 1332, 1336 и 1341 комментируемой главы. В комментариях к указанным статьям и сказано о соответствующих международных договорах РФ.

1) исполнитель является гражданином Российской Федерации;
2) исполнение, постановка впервые имели место на территории Российской Федерации;
3) исполнение, постановка записаны на фонограмму, охраняемую в соответствии с положениями пункта 2 настоящей статьи;
4) исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю, охраняемую в соответствии с положениями пункта 3 настоящей статьи.
2. Права производителя фонограммы признаются за ним в соответствии с настоящим Законом в случаях, если:
1) производитель фонограммы является гражданином Российской Федерации или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории Российской Федерации;
2) фонограмма впервые опубликована на территории Российской Федерации.
3. Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней в соответствии с настоящим Законом в случае, если организация имеет официальное местонахождение на территории Российской Федерации и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации.
4. Предоставление на территории Российской Федерации охраны в соответствии с настоящим Законом объектам смежных прав иностранных физических и юридических лиц на основании международных договоров Российской Федерации осуществляется в отношении соответствующих исполнения, фонограммы, передачи в эфир, передачи по кабелю, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия смежных прав и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Законом срока действия смежных прав.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ)
Комментарий к статье 35
1. Статья устанавливает критерии охраноспособности объектов трех категорий смежных прав (определяя таким образом сферу их действия):
1) исполнительских — в отношении исполнений и постановок;
2) фонограммных — в отношении фонограмм;
3) прав организаций эфирного и кабельного вещания — в отношении их передач.
Пункт 1 содержит четыре критерия охраноспособности исполнительских прав:
1) критерий гражданства исполнителя — исполнение (постановка) охраняются, если исполнитель является гражданином РФ;
2) территориальный критерий — когда исполнение, постановка впервые имели место на территории Российской Федерации;
3) исполнение, постановка записаны на охраняемую в Российской Федерации фонограмму;
4) исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в охраняемую передачу в эфир или по кабелю.
Критериев охраноспособности фонограммы всего два:
1) критерий гражданства (местонахождения) производителя фонограммы — фонограмма охраняется на территории Российской Федерации, если производитель фонограммы является гражданином РФ или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории Российской Федерации;
2) критерий места опубликования — фонограмма впервые опубликована на территории Российской Федерации.
Права организаций эфирного или кабельного вещания, в соответствии с п. 3 комментируемой статьи, признаются за ними при наличии одновременно двух условий: 1) если организация имеет официальное местонахождение на территории Российской Федерации и 2) осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации.
2. Последней редакцией Закона в настоящую статью был введен п. 4, предусматривающий ограничения, касающиеся охраны смежных прав, предоставляемой на основании международных договоров, аналогичные тем, что предусмотрены п. 4 ст. 5 Закона.
Смысл предписания в том, что на территории Российской Федерации смежные права иностранных физических и юридических лиц охраняются в отношении исполнений, фонограмм, передач эфирного и кабельного вещания, которые не перешли в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока охраны смежных прав и не перешли в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения срока действия смежных прав, предусмотренного комментируемым Законом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *