Деятельность по профилактике коррупции включает в себя

Деятельность по профилактике коррупции включает в себя

«Самый эффективный способ борьбы с коррупцией –
развитие гражданского общества
и свобода средств массовой информации…
Борьба с коррупцией — это задача всего общества»

«Коррупция, прежде всего, влияет не на экономическое развитие,
а на общественно-политическое состояние в стране,
так как теряется доверие людей к органам власти.
Если люди считают, что органы власти коррумпированы,
то это доверие стремится к нулю»

В.В. Путин

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» КОРРУПЦИЯ — это:

  • злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
  • совершение деяний, указанных в п. «а», от имени или в интересах юридического лица.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ — это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

  • по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
  • по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
  • по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Как поступить в случае вымогательства или провокации взятки (подкупа)?

Внимательно выслушать и точно запомнить поставленные Вам условия (размеры сумм, наименования товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форы коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов и т.д.)

Следует вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться либо как готовность, либо как категорический отказ дать взятку или совершить коммерческий подкуп.

Постарайтесь перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей встречи с чиновником, предложить для этой встречи хорошо знакомое Вам место. Но не переусердствуйте в своем настаивании.

Поинтересуйтесь о гарантиях решения Вашего вопроса в случае вашего согласия дать взятку или совершить коммерческий подкуп

Не берите инициативу в разговоре на себя, больше слушайте, позволяйте взяткополучателю выговориться, сообщить Вам как можно больше информации.

Что следует вам предпринять сразу после свершившегося факта вымогательства?

Согласно своей гражданской позиции, нравственным принципам, совести и жизненному опыту Вам предстоит принять решение. В связи с этим у Вас возникает два варианта действий:

Первый вариант: прекратить всякие контакты с вымогателем, дать понять ему о своем отказе пойти на преступление и смириться с тем, что Ваш вопрос не будет решен, а вымогатель будет и дальше безнаказанно измываться над людьми, окружать себя сообщниками и коррупционными связями.

Второй вариант: встать на путь сопротивления коррупционерам – взяточникам и вымогателям, отчетливо понимая, что победить это зло можно и нужно в каждом конкретном случае, что человек должен в любых ситуациях сохранять свое достоинство и не становиться на путь преступления.

Каждый человек свободен в выборе своего решения. Но, как свободная личность, он не может не осознавать, что зло должно быть наказано. Поэтому второй вариант в большей степени согласуется с нормами морали и права.

Ваши действия если Вы приняли решение противостоять коррупции

По своему усмотрению Вы можете обратиться:

По телефонам:
Дежурная часть УМВД России по Сахалинской области — (4242) 789-405

«Телефон доверия» УМВД России по Сахалинской области — (4242) 789-139

Дежурная часть Межмуниципального УМВД России «Южно-Сахалинское» – (4242) 789-406

Направить письмо по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина 149, инд. 693000

Направить обращение электронной почтой: mvd65@mvd.gov.ru

В обращении необходимо указывать Ф.И.О., адрес, по возможности контактный телефон.

Одной из форм сообщения о правонарушении коррупционного характера является анонимное обращение в правоохранительные органы. Хотя в этом случае заявитель не может в виду анонимности рассчитывать на получение ответа, а само анонимное обращение о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (п.7 ст. 141 УПК РФ) оно обязательно проверяется.

Правила поведения гражданина в случае вымогательства взятки

При обращении в органы государственной власти и местного самоуправления для получения справок, докумен­тов и т.д.

Если Вам необходимо получить какую-либо справку или иной документ, которые выдаю! органы государственной вла­сти или органы местного самоуправления, постарайтесь забла­говременно собрать информацию о порядке и сроках выдачи та­ких документов (через Интернет, СМИ, знакомых, которые об­ращались за получением подобных документов).

При обращении в орган государственной власти или иной орган, в обязательном порядке ознакомьтесь с информационны­ми стендами, находящимися в указанных учреждениях.

При написании письменного заявления, требуйте от чи­новников отметки о принятия документа на втором экземпля­ре заявления.

При первоначальном общении с чиновником покажите свою осведомленность о порядке и сроках получения Вами не­обходимых документов.

Никогда не намекайте на возможность более скорого ре­шения вопроса или получение документа вопреки установлен­ного порядка.

При общении с должностными лицами органов государ­ственной власти старайтесь использовать диктофон — — сейчас он есть и в мобильных телефонах. Постарайтесь не оставаться с чиновником наедине и всячески давайте понять о невозможно­сти решить тот или вопрос «по-другому».

В случае явного намерения чиновника получить взятку, постарайтесь перенести встречу на следующий день. В обяза­тельном порядке сообщите в правоохранительные органы о на­мерениях чиновника.

При прохождении обучения в высших, профессиональ­ных, общеобразовательных учебных заведениях, а также до­школьных учреждениях

При решении вопроса об устройстве своего ребенка в до­школьное учреждение, подробно изучите правила приема.

В ходе общения с заведующей или иным представителем дошкольного учреждения, требуйте официального докумен­та, подтверждающего постановку Вашего ребенка на очередь. Все выплаты, необходимые для зачисления ребенка, обговорите сразу.

Правила поведения в учебных заведениях:

Необходимо сдавать экзамен или зачет в общей груп­пе студентов, исключая индивидуальный порядок сдачи и возможности общения преподавателя и студента (ученика) наедине.

Исключите общие сборы денежных средств на «подарки» преподавателям. Сообщайте об указанных фактах в деканат и ректорат учебного заведения.

Незамедлительно сообщите родителям (при обучении в общеобразовательном учебном заведении) о денежных побо­рах со стороны преподавателей под предлогом приобретения учебников, ремонта помещений и т.п. Родители, в свою очередь, должны информировать о незаконных поборах со стороны ад­министрации учебного заведения правоохранительные органы.

В случае явного вымогательства со стороны преподавате­ля взятки, постарайтесь перенести встречу на следующий день. В обязательном порядке сообщите в правоохранительные орга­ны о намерениях преподавателя.

При обращении в органы здравоохранения

Каждый знает: несмотря на бесплатную медицину затра­ты на лечение бываю*значительными. И дело не только в до­рогих лекарствах. Благодарность медицинским работникам: за дополнительный уход, более внимательное отношение, отдель­ные палаты, «редкие» лекарства, шприцы, смену белья порой влетают в копеечку.

При обращении в муниципальные больницы и поликлини­ки не стремитесь получить помощь за деньги. Не провоцируйте и не обещайте вознаграждение за оказанную помощь. Законом каждому человеку гарантирована бесплатная медицинская по­мощь. Помните: оказание помощи — обязанность медицинско­го специалиста.

В случае не желания оказывать помощь, а также халатно­го отношения со стороны врачей и иных лиц — обратитесь с жа­лобой в администрацию учреждения.

В случае намерения предоставить дополнительные услу­ги, требующие материальных затрат, убедитесь, что это вхо­дит в компетенцию специалиста и является разновидностью услуг, предоставляемых учреждением. При стремлении оказать за деньги помощь, являющуюся бесплатной, незамедлительно сообщите в администрацию больницы или в правоохранитель­ные органы.

Что же делать в случаях, если Ваш коллега берет взятки?

Прежде всего, надо помнить, что своим молчанием Вы способствуете процветанию коррупции и нарушению закона!

Помните, что в соответствии с российским законодатель­ством любой служащий обязан уведомлять компетентные орга­ны обо всех случаях обращения каких-либо лиц в целях скло­нения к совершению коррупционных правонарушений, и невы­полнение этой обязанности является основанием увольнения со службы либо привлечения к иным видам ответственности, вплоть до уголовной!

Если по каким-то причинам у Вас нет возможности лич­но пойти в правоохранительные органы, необходимо звонить по телефонам доверия.

Сообщать о фактах коррупции необходимо, даже если коррупционер — Ваш коллега! Пойдя на сделку с совестью вы фактически станете пособником преступлений!

Это важно помнить тем, кто дает взятку!

За дачу взятки должностному лицу российское законода­тельство предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 8 лет.

При этом к уголовной ответственности может быть при­влечен как сам взяткодатель, так и посредник, передававший взятку, либо иными способами способствовавший этому пре­ступлению.

Если Вас склоняют к совершению преступлений кор­рупционной направленности — что делать?

Если Вас пытаются склонить к совершению одного из кор­рупционных преступлений, необходимо внимательно выслу­шать собеседника, запомнить поставленные условия и поста­раться перенести разрешение вопроса до следующей встречи.

В дальнейшем, принять решение согласно своей граждан­ской позиции, своим нравственным принципам и совести.

У Вас возникают три варианта действий:

прекратить всяческие контакты с лицом, склоняющим к совершению коррупционного преступления;
согласиться с его условиями, но при этом коррупция бу­дет только процветать;
либо, исходя из понимания того, что только всем миром можно одолеть это зло, сохраняя свое достоинство, не стано­вясь пособником преступления, обратиться в правоохранитель­ные органы с устным или письменным заявлением.
Заявление о преступлении, согласно статье 141 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, представля­ет собой сообщение о совершенном либо готовящемся проти­воправном деянии, содержащее ходатайство заявителя о при­влечении виновного к уголовной ответственности. Заявление о преступлении может быть подано заявителем письменно или сделано в устной форме. Однако, поскольку устное сообщение подлежит занесению в протокол, то, в конечном счете, всякое заявление о преступлении облекается в письменную форму.

Устное заявление о преступлении может быть зафиксиро­вано в протоколе принятия устного заявления о преступлении, в протоколе следственного действия (если заявление сделано в ходе его производства) либо в протоколе судебного заседания (если оно было озвучено в ходе судебного разбирательства).

Заявитель в обязательном порядке предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ста­тье 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, что долж­но быть отражено в собственноручно составленном заявлении, протоколе принятия устного заявления о преступлении, про­токоле следственного действия (если заявление было сделано в ходе его производства) или может быть составлен отдельный протокол.

Обращаться с заявлением лучше самому лично, поскольку у сотрудников правоохранительного органа могут возникнуть вопросы, необходимые для проведения первичных провероч­ных оперативных мероприятий.

Запреты, ограничения и требования, установленные на федеральной государственной службе в целях противодействия коррупции

Дата публикации: 10.01.2018 16:30:00

Запреты, ограничения и обязанности, установленные в целях противодействия коррупции на федеральной государственной службе, определяются:

Для лиц начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Для федеральных государственных гражданских служащих органов федеральной фельдъегерской связи:

Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В развитии вышеуказанных законов приняты нормативные правовые акты ГФС России в данной сфере деятельности, которые распространяют свое действие на федеральных государственных служащих и носят уточняющий характер.

Государственному служащему запрещается:

получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);

принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных званий) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в должностные обязанности гражданского служащего входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации);

в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных (служебные) обязанностей;

допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором государственный служащий замещает должность государственной службы, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности.

Ограничения и требования, установленные для государственных служащих:

1. Гражданин не может быть принят на государственную службу, а государственный служащий не может находится на государственной службе в случае:

представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную службу;

близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с государственным служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

выхода из гражданства Российской Федерации;

приобретения или наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

2. Государственный служащий обязан:

представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

сообщать непосредственному руководителю (начальнику) или представителю нанимателя о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к возникновению конфликта интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;

передать в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации принадлежащие ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций), в случае, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов;

уведомлять представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

в течение двух лет после увольнения с государственной службы получать согласие соответствующей комиссии (аттестационной комиссии) по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов на осуществление работы на условиях трудового договора в организации и (или) выполнение работы в данной организации (оказание данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях замещения должности государственной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и если отдельные функции государственного (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего.

Ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции:

1. Для лиц начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи:

замечание;

выговор;

строгий выговор;

предупреждение о неполном служебном соответствии;

перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;

увольнение со службы в органах внутренних дел.

2. Для федеральных государственных гражданских служащих органов федеральной фельдъегерской связи:

замечание;

выговор;

предупреждение о неполном должностном соответствии;

увольнение с гражданской службы.

3. Федеральный государственный служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

непринятия федеральным государственным служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

непредставления федеральным государственным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

участия федерального государственного служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

осуществления федеральным государственным служащим предпринимательской деятельности;

вхождения федерального государственного служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

нарушения федеральным государственным служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Скачать

08’2008

ВЛАСТЬ

Валерий КАРАСЕВ

МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Положение дел с коррупцией в России во многом обусловлено моральным разложением в обществе, особенно контрастно проявившемся в органах государственной власти. Это явилось следствием ничем не обоснованного в своей скоротечности перехода к новой социальной и экономической системе, который не подкреплялся необходимой правовой базой, а также не только неэффективной, но и негативной во многом деятельности исполнительной власти. Да, мы получили рынок, но это рынок, где властвует коррупция, ставшая частью менталитета российских граждан.

Общество осуждает обогащение небольшой горстки представителей элиты, будучи убежденным, и не без основания, что все их богатство нажито нечестным, незаконным путем. Повседневная «малая» коррупция воспринимается как неотъемлемая часть социальной реальности, но не как преступление, направленное против всего общества. Деформация жизненных ориентиров у значительной части россиян, особенно в подростково-молодежной среде, привела к тому, что стали признаваться социально одобряемыми некоторые формы аморального, антиобщественного и преступного поведения, не считаются позорными судимость, привлечение к уголовной ответственности, тунеядство, наркомания. В сознании многих людей утрачена ценность продуктивного труда как источника благополучия и главного средства самореализации личности. Криминогенно значимые деформации духовно-нравственной сферы в значительной мере связаны со злоупотреблениями свободой слова в средствах массовой информации, пропагандой насилия и культа наживы любой ценой. Новая система постепенно скатилась к политическому произволу и беспрецедентному для России распространению коррупции.

Впервые в истории изучения коррупции подсчитаны ее характеристики, которые раньше не подвергались изучению, и установлены неизвестные ранее закономерности. Главная закономерность экономической жизни страны, которую великий историк еще полтораста лет назад обозначил одним словом «воруют», такова: на взятки в России ежегодно тратят $37 миллиардов. Почти столько же составляет доходная часть годового бюджета страны. Коррупция объявлена органичной частью сознания россиян. В современной России коррупция приняла гипертрофированные масштабы. Если в развитых странах ее хоть как-то удается сдерживать — вся криминальная сфера дает не более 8—10% от валового продукта, то у нас этот показатель зашкаливает за 60%!.

Оценивая политические потери, эксперты сходятся в том, что коррупция приводит к очень серьезным издержкам. Они выражаются в политической нестабильности и в постоянной угрозе демократии в России. Коррупция приводит к приватизации государственной власти, самого государства. А такое «приватизированное» государство не способно ни к какой системной работе в области государственного строительства: ни в экономике, ни в социаль-

КАРАСЕВ Валерий Вадимович — Управление ФСБ России по Чеченской Неспублике, соискатель кафедры теории и истории права и государства ФГО ВПО Кубанского государственного аграрного университета, г. Краснодар

1 Васильев В. П. Правовая культура и экономические процессы в современной России. В сб. Криминальная ситуация на рубеже веков в России. М., 1999, стр. 71

110 ВЛАСТЬ 08’2008

ной сфере. Оно, государство, становится просто недееспособным. Коррупция ведет российское государство в полный тупик: политический, экономический и социальный. Государство, в силу развитости коррупционных отношений, постоянно сталкивается с противодействием попыткам проведения единой государственной политики.

Экспертами высказывалось мнение, что государство, пораженное коррупционными процессами, становится беззащитным перед внутренними и внешними угрозами. Это доказала война в Чечне, это доказала неспособность федеральной власти навести порядок в некоторых других субъектах Федерации.

Вполне закономерно возникает вопрос: что делать?

Эффективное противодействие коррупции возможно лишь в случае своевременного предупреждения, тщательного анализа ее первопричин и определения комплекса мер и средств соответствующей целенаправленной деятельности. Необходима постоянная и кропотливая комплексная работа законодательных, исполнительных и судебных органов.

Прежде всего нужен единый хорошо отлаженный и согласованно действующий координационный центр по борьбе с коррупцией, располагающий необходимыми силами, разработанной правовой базой и проводящий бескомпромиссную борьбу с этим злом. К сожалению, ни в одном из существующих сегодня проектов закона «О борьбе с коррупцией» не предусматривается создание такого центра1.

Антикоррупционная политика, став постоянной частью государственной политики, должна решать следующие задачи: организация борьбы с коррупцией на всех ее уровнях; сужение поля условий и обстоятельств, благоприятствующих коррупции; уменьшение выгод для сторон, участвующих в коррупционной сделке; увеличение вероятности выявления коррупционных действий и жесткого наказания за причиненный ими

1 «О борьбе с коррупцией», проект закона РФ, принятый в первом чтении ВС РСФСР 31.03.1993 г. «Российская газета», 1993, 16 апреля; «О борьбе с коррупцией», проект закона, внесенный Президентом РФ и проект закона «О борьбе с коррупцией», внесенный рабочей группой Госдумы РФ по безопасности. См. Организованная преступность — 4. М., 1998, стр. 232-257

вред; влияние на мотивы коррупционного поведения; создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях.

Антикоррупционные меры должны пронизывать всю систему законодательства и ни в коем случае не ограничиваться одним специальным законом либо законодательным актом. Существует глубокое заблуждение, будто избавить общество от преступности могут одни лишь правоохранительные органы. Но никогда и нигде, ни в одной стране мира этого сделать не удавалось. Следует особо отметить, что целый ряд как объективных, так и субъективных факторов, крайне неблагоприятно сказывающихся на деятельности правоохранительных органов России, не позволяют последним в полной мере направить усилия как на борьбу с коррупционными правонарушениями, так и на их профилактику. Это связано прежде всего со следующими причинами:

— в системе МВД России совершенно отсутствуют профильные специалисты, понимающие на современном уровне природу коррупции, а значит, методы борьбы и профилактики этого явления;

— не только федеральные, но и ведомственные программы по борьбе с коррупцией зачастую опираются на неверное объяснение причин, порождающих коррупцию как явление;

— сама система МВД поражена метастазами коррупции и зачастую смыкается с организованной преступностью2;

— по современным оценкам, коррупционные преступления (особенно взяточничество) выявляются не более 1—2%, а реальное уголовное наказание несут не более 0,1—0,2% от уровня фактических коррупционеров3.

Сегодня назрела реальная организация антикоррупционной деятельности, которая включала бы в себя:

3 Лунеев В. В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы (Тезисы доклада) на Международной конференции о коррупции. Сентябрь 1999 г. «Государство и право», 2000, № 4, стр. 102

08’2008 ВЛАсть 111

— разветвленный социально-правовой контроль и подотчетность государственных служащих;

— открытость (прозрачность) процесса принимаемых решений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— значительное сокращение чиновничества;

— сужение дискреционных полномочий чиновников;

— реально независимые и дееспособные правоохранительные структуры, независимые суды;

— другие организационные предпосылки.

Независимость антикоррупционных

структур особенно важна в борьбе с продажностью среди правящей, политической и экономической элиты, в руках которой остаются огромные рычаги воздействия на государственные органы.

Главным направлением в предупреждении коррупции является формирование бескомпромиссной политической воли государства в деле практической реализации антикоррупционных программ.

Социально-правовой контроль над коррупционной деятельностью не может быть осуществлен в полной мере без активного сотрудничества государственных антикоррупционных структур с гражданским обществом. Поэтому необходимо разработать способы и средства, ориентированные на население, с тем чтобы поощрять общественность и отдельных граждан к представлению объективной информации о коррупции чиновников.

Важную роль в деле профилактики коррупции и борьбы с ней выполняют СМИ. Сегодня они стали широким полем, на котором постоянно показываются коррупционные отношения власть имущих и их окружения.

К сожалению, сегодня в России фактически отсутствуют превентивные меры, профилактика преступности: «В момент общественной дезорганизации — будет ли она происходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований — общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека»1. В этой связи нам представляется, что систему противодействия коррупции необходимо совершенствовать в четырех направлениях:

1 Дюркгейм Э. Самоубийство. М., 1994, стр. 238

1. Точная оценка положения дел, прогноз и планирование операций.

2. Предупреждение преступности путем воздействия на причины коррупции (одно своевременное кадровое решение эффективнее десяти прокурорских обвинений).

3. Непосредственно правоохранительная деятельность наряду с карательными мерами должна восстанавливать нарушенные права и законные интересы пострадавшей стороны (в нашем случае

— государства и его населения).

4. Неотвратимость наказания.

В этой связи представляется, что противодействие коррупции должно основываться на ряде следующих базовых положений:

а) постоянный анализ изменений коррупционного поведения, ее причин;

б) определение стратегии и тактики борьбы с ней с учетом реальных социально-экономических, политических условий, состояния правоохранительной системы и, что самое главное, состояния общественного сознания;

в) следует в разные периоды времени выделять стратегические направления, на которых акцентировать особое внимание (в законотворческом, правоприменительном , организационно-кадровом, финансовом и иных аспектах).

Для усиления борьбы с коррупцией, по нашему мнению, необходимы следующие меры:

1) Нужно менять статус Государственной Думы, придать ей больше полномочий, в том числе и право создавать комиссии по расследованию.

2) Нужна комиссия по борьбе с коррупцией, но не в таком виде, в каком она сейчас создана в Совете Федерации, а подобная тем, какие сейчас существуют в парламентах многих стран, например, в Италии. В Италии парламентская комиссия наделена полномочиями рассматривать конкретные уголовные дела. У нас же для этого необходимо внести изменения в принципы следственной тайны.

3) Необходимо также обеспечить приоритет в работе парламента. Сейчас законы рассматривают «навалом», невзирая на их значимость. Сферу борьбы с преступностью следует сделать приоритетной.

4) Следовало бы создать депутатское объединение, в которое вошли бы депу-

112 ВЛАСТЬ 08’2008

таты-юристы. Сегодня депутаты распылены по разным фракциям, от этого

— многие наши беды.

5) Одновременное воздействие со стороны государства на экономическую, социальную, организационную и духовную базу эскалации коррупции.

6) Основным направлением борьбы и профилактики коррупции должно стать не только усиление карательной политики, но и активное воздействие на причины и условия коррупции, с одновременным пресечением процессов самодетер-минации коррупции и коррупционного поведения, выявлением и прекращением деятельности идеологов и организаторов коррупционных преступлений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7) Меры профилактики и борьбы с коррупцией не должны носить чрезвычайного характера. Необходимо, чтобы социально-экономическая политика государства не оставляла для большей части населения только криминального варианта поведения, для другой — не демонстрировала бы необычайно высокую экономическую эффективность девиантного поведения.

8) Широкая пропаганда идей, лежащих в основе общепринятых моральных норм и законов, разъясняющих экономичес-

кую опасность коррупционной преступности и возможности добиться успеха в борьбе с ней, с одновременным исключением распространения преступной идеологии и психологии через СМИ.

9) Комплекс различных правовых норм (законов) должен решать задачи:

— организации предупреждения и контроля коррупции во всех праворегулируемых сферах:

— сужения возможностей, способствующих коррупции;

— снижения выгод всех участников коррупции;

— увеличения вероятности выявления коррупционных действий и неизбежности уголовного наказания;

— влияния на мотивацию коррупционного поведения «дающих» и «берущих»;

— формирования общественного мнения, нетерпимости к коррупции во всех ее проявлениях.

10) Необходимы совместные усилия и взаимодействие всех институтов гражданского общества, всех граждан.

Таковы, по нашему мнению, первоочередные задачи и действия в области профилактики и противодействия коррупции.

Время работает против нас…

5. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц (далее — органы по координации деятельности в области противодействия коррупции). Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *