Право хозяйственного ведения возникает у унитарного предприятия

Право хозяйственного ведения возникает у унитарного предприятия

18 Октября 2016

ГОСРЕГИСТРАЦИЯ ПРАВА ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ (ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ)

В соответствии с п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Таким образом, общим основанием возникновения права хозяйственного ведения и права оперативного управления является решение собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением. Общим моментом возникновения права хозяйственного ведения и права оперативного управления у унитарного предприятия или учреждения выступает момент передачи ему имущества. С учетом правила ст. 224 ГК РФ о передаче вещи вещные права на имущество собственника у унитарного предприятия и учреждения возникают с момента фактической передачи. Аналогичное правило содержится в п. 2 ст. 11 Федерального закона РФ от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон об унитарных предприятиях).

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ и ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации), возникновение, переход и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами, осуществляющими государственную регистрацию прав. На основании п. 2 ст. 8 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления – это разные виды ограниченных вещных прав, в рамках которых собственник, сохраняя свой статус, передает имущество созданному им юридическому лицу.

Субъектами права оперативного управления могут быть только федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъекта РФ, муниципальные казенные предприятия (ст. 115 ГК РФ, п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях) и любые учреждения (ст. 120 ГК РФ). Право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию как коммерческой организации, либо учреждению, осуществляющему разрешенную ему собственником предпринимательскую деятельность, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям;

Право оперативного управления включает в себя право владения, право пользования и право распоряжения имуществом. Однако в отличие от права хозяйственного ведения право оперативного управления носит более ограниченный характер. Пределы осуществления права оперативного управления устанавливаются не только законом, но и целями деятельности названных юридических лиц, заданиями собственника и назначением имущества.

В случае, если право государственной собственности на объект недвижимого имущества, переданный в оперативное управление (хозяйственное ведение) возникло до момента вступления в силу Закона о регистрации, то государственная регистрация права хозяйственного ведения (оперативного управления) предприятий (учреждений) на находящиеся в государственной собственности объекты осуществляется без проведения государственной регистрации права государственной собственности на данные объекты.

В случае, если объекты недвижимого имущества поступили в государственную собственность после вступления в силу Закона о регистрации, то государственную регистрацию права хозяйственного ведения (оперативного управления) необходимо осуществлять с обязательной государственной регистрацией права государственной собственности на данные объекты.

Право хозяйственного ведения – это производное от права собственности ограниченное вещное право, закрепленное за лицами, которые не являются собственниками по хозяйственному и иному использованию имущества собственника.

При этом лицо, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом.

Право хозяйственного ведения – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Субъекты права

Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия.

Объекты права

Объектами этих прав являются имущественные комплексы, закрепленные на балансе соответствующих юридических лиц (и в то же время остающиеся объектами права собственности их учредителей).

Законом устанавливается положение, в соответствии с которым результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения (п.2 ст.299 ГК РФ).

Таким образом, унитарное предприятие или учреждение ни при каких условиях не может стать субъектом права собственности, так как все это имущество становится объектом права собственности учредителя.

Прекращение вещных прав происходит по общим основаниям прекращения соответствующих правоотношений, в том числе и по основаниям прекращения права собственности.

Порядок учета имущества собственника

Имущество таких предприятий является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из зоны фактического пользования собственника — учредителя и зачисляется на баланс предприятия.

В связи с этим собственник уже не может непосредственно владеть и пользоваться этим имуществом.

Права собственника

Закрепляя имущество за предприятием, собственник передает ему часть своих полномочий.

Вместе с тем в ст. 295 ГК РФ определены права и самого собственника.

Собственник имущества, то есть государство в целом или муниципальное образование, имеет право создать предприятие, назначить его директора, определить предмет и цели деятельности предприятия, реорганизовать и ликвидировать предприятие, осуществлять контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении.

Таким образом, в компетенции собственника находятся вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначения директора (руководителя) предприятия, осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Порядок реализации прав собственника

Порядок реализации перечисленных прав определен в ряде правовых актов.

Так, в соответствии с Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» федеральные органы исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих сохранению в федеральной собственности, выполняют следующие функции:

— утверждение устава предприятия;

— назначение на должность руководителя предприятия;

— заключение, изменение и прекращение трудового договора с руководителем предприятия;

— согласование приема на работу главного бухгалтера предприятия, заключение, изменение и прекращение трудового договора с ним;

— утверждение программы деятельности предприятия, определение подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли предприятия;

— согласование создания филиалов и представительств;

— согласование сделок, связанных с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями;

— согласование совершения крупных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований;

— утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов руководителя предприятия;

— согласование решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях.

Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения в отношении указанного предприятия в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона об унитарных предприятиях:

— принимает решение о создании унитарного предприятия;

— определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

— определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

— утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;

— принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

— формирует уставный фонд муниципального предприятия;

— назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

— согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

— утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

— дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;

— осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

— утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

— дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;

— дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;

— дает согласие в случаях, предусмотренных Законом об унитарных предприятиях, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также иных сделок;

— принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг. Согласно статье 26 Закона об унитарных предприятиях бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором;

— имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.

Права государственных и муниципальных предприятий

В свою очередь государственное и муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и иным способом распоряжаться этим имуществом.

Кроме этого, государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Таким образом, лицо, получившее имущество в хозяйственное ведение вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать это имущество в аренду, отдавать его в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом, совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества только при наличии согласия собственника.

Наряду с этим, денежные средства и остальное имущество при отсутствии ограничения прав унитарного предприятия могут использоваться данными предприятиями по своему усмотрению.

Так, государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными нормативными правовыми актами (абз. 2 п. 2 ст. 295 ГК).

Режим целевого использования имущества

Законодательство предусматривает режим целевого использования имущества, находящегося в распоряжении государственных и унитарных предприятий.

Движимым имуществом и готовой продукцией предприятие распоряжается самостоятельно, недвижимостью — только с согласия собственника.

Собственник не вправе изъять имущество у предприятия, он не несет ответственности по его долгам (за исключением случая признания унитарного предприятия банкротом).

Переход права собственности на государственное или муниципальное предприятие к другому собственнику

Следует иметь в виду, что при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество.

Унитарное предприятие (далее — УП, предприятие) не может быть наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником <*>. Имущество УП принадлежит ему на праве хозяйственного ведения <*> или оперативного
управления <*>. При этом собственнику имущества УП принадлежит не только имущество, внесенное им в уставный фонд или переданное УП, но и имущество, приобретенное УП в ходе своей хозяйственной деятельности <*>. Разберемся, что представляет собой изъятие имущества УП его собственником и как оно происходит.

Правомерность изъятия имущества УП собственником

Для получения возможности распоряжаться переданным УП имуществом собственник должен изъять имущество, что влечет прекращение права хозяйственного ведения или оперативного управления УП на это имущество <*>.

На заметку
Законодательство связывает понятие «отчуждение» именно с прекращением (переходом) права собственности <*>. Исходя из этого изъятие имущества УП его собственником не является отчуждением этого имущества, так как не влечет прекращения или перехода права собственности на него.

Правомерное изъятие имущества УП его собственником возможно, если это предусмотрено:

1) законодательством.

Так, в законодательстве прямо определен исчерпывающий перечень случаев изъятия имущества у казенного предприятия его собственником <*>:

— имущество является излишним;

— имущество не используется УП;

— имущество используется УП не по назначению.

Собственник имущества такого УП не вправе в уставе предусмотреть иные случаи изъятия имущества, чем те, что указаны выше.

Для иных УП, в том числе частного УП, порядок и случаи изъятия имущества в законодательстве не определены, в связи с чем такие случаи должны быть предусмотрены в уставах УП <*>;

2) уставом УП <*>.

Если основания и порядок изъятия имущества УП в уставе не указаны, то следует внести в него соответствующие изменения и (или) дополнения (далее — изменения). Для этого необходимо принять решение о внесении изменений в устав УП и зарегистрировать их в установленном порядке <*>. После регистрации указанных изменений собственник вправе изъять имущество УП.

В противном случае изъятие имущества УП его собственником будет считаться неправомерным.

На заметку
Необходимо учитывать, что действия собственника по изъятию имущества УП являются сделкой <*>. Следовательно, она может быть признана недействительной по различным основаниям (постановление апелляционной инстанции экономического суда Витебской области от 02.07.2015
(дело N 60-16/2015/98А/99А)).

Случаи и цели изъятия имущества УП собственником

В законодательстве отсутствуют требования и запреты к перечню целей и случаев изъятия имущества УП его собственником, в том числе не запрещено изъятие для личного (домашнего, семейного) потребления собственником. Исключение — казенные предприятия, для которых определен исчерпывающий перечень таких случаев <*>. Соответственно в уставе УП могут быть указаны любые случаи и цели такого изъятия имущества.

Собственнику целесообразно сформулировать в уставе наиболее широкий перечень случаев и целей изъятия имущества. К примеру, указать, что собственник вправе изъять имущество при возникновении необходимости или если этого потребуют его интересы.

Наряду с этим также рекомендуется указать в уставе конкретные случаи изъятия имущества УП собственником, в частности:

— неиспользование имущества в течение определенного времени (неиспользование имущества в процессе хозяйственной деятельности УП, непередача имущества в аренду и др.);

— использование имущества с нарушением требований законодательства (без соответствующих разрешений и т.п.);

— использование имущества не по назначению, для которого оно было передано УП его собственником;

— неэффективное использование имущества (расходы по содержанию равны или превышают доходы от его использования);

— принятие решения собственником о реорганизации УП до государственной регистрации такой реорганизации и др.

Порядок изъятия имущества УП собственником

Помимо случаев изъятия имущества УП его собственником, в уставе необходимо указать порядок такого изъятия. Законодатель не требует точной детализации в уставе УП действий собственника по изъятию имущества. Вместе с тем в уставе могут содержаться следующие положения:

— о том, что для изъятия имущества УП требуется письменное решение собственника с указанием: даты принятия решения, ФИО или наименования собственника, цели изъятия, точного наименования, характеристик изымаемого имущества и иных сведений о нем, порядка уведомления УП об изъятии имущества (путем направления заказного письма с уведомлением или вручение уполномоченному лицу УП (директору) под подпись), и проставлением подписи собственника или уполномоченного лица;

— в соответствии с какими документами будет осуществляться непосредственная передача изымаемого имущества (например, акт приема-передачи, который должен быть подписан уполномоченным лицом УП (директором) и собственником имущества или его уполномоченным лицом, товарные или товарно-транспортные накладные, иные требуемые законодательством документы);

— о сроке передачи имущества от УП собственнику или о порядке его определения (например, срок передачи имущества может определяться в решении собственника об изъятии имущества);

— иные условия (порядок непосредственной передачи имущества или требования к состоянию передаваемого имущества и др.).

На заметку
В законодательстве не установлены ограничения по вопросу возможного размера изъятия имущества УП. Соответственно собственник имущества вправе изъять 100% имущества УП, причем как внесенного собственником в уставный фонд или переданного УП в хозяйственное ведение или оперативное управление, так и всего имущества, которое получило УП в результате его хозяйственной деятельности.

Вместе с тем следует отметить, что изъятие имущества у УП его собственником может привести к экономической несостоятельности (банкротству) этого предприятия. В таком случае при недостаточности имущества УП собственник может быть привлечен к субсидиарной ответственности по обязательствам предприятия, в случае если будет доказано, что причиной экономической несостоятельности (банкротства) УП стали умышленные действия собственника по изъятию имущества <*>.

Ситуация из судебной практики
Собственник имущества принял решение об изъятии имущества УП, находящегося в залоге, прекратив право хозяйственного ведения на данное имущество без предоставления залогодателю другого имущества или соответствующего возмещения. Действия собственника по выводу имущества из состава основных средств УП привели к возникновению задолженности УП перед кредиторами и признанию этого юридического лица банкротом. В связи с этим собственник имущества был привлечен к субсидиарной ответственности.
Решение хозяйственного суда Гродненской областиот 05.03.2010
(дело N 44-10/2010).

Для снижения рисков привлечения собственника к субсидиарной ответственности по обязательствам УП в случае признания его банкротом рекомендуется перед принятием решения об изъятии имущества провести анализ финансового состояния УП до и после такого изъятия.

В заключение отметим, что имущество казенного предприятия может быть изъято лишь в случаях, определенных в законодательстве, а имущество УП, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения, — в любых случаях, предусмотренных в уставе УП. Если устав УП не содержит случаев и порядка изъятия имущества его собственником, то последнему следует внести в устав соответствующие изменения и зарегистрировать их.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *