Управление кадрами в органах прокуратуры

Управление кадрами в органах прокуратуры

Правильный подбор и расстановка кадров прокурорских работников являются важнейшим условием эффективности и действенности прокурорского надзора в борьбе с нарушениями законности. От уровня их профессиональной квалификации, степени ответственности за порученное дело зависит качество выполнения возложенных на них обязанностей по обеспечению законности в государстве. Генеральный прокурор обязывает руководителей нижестоящих прокуратур постоянно совершенствовать работу по воспитанию кадров, принимать меры по улучшению работы, по повышению квалификации прокурорских работников: использовать индивидуальное обучение, проводить учебно-методические и практические семинары, стажировку и иные формы повышения деловой квалификации. Основной принцип подбора и расстановки кадров состоит в том, чтобы подбирать работников и расставлять их на определенных участках работы по деловым и моральным качествам.

В ст. 48 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» установлены критерии, которым должны соответствовать прокурорские работники. На должность прокурорского работника могут назначаться лица:

1) являющиеся гражданами Республики Беларусь;

2) имеющие высшее юридическое образование.

На должность прокурорского работника в исключительных случаях может быть назначен гражданин, имеющий иное высшее образование;

3) обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также отвечающие иным требованиям, предусмотренным законодательством о государственной службе.

На должность прокурора района, района в городе, города, межрайонного и приравненного к нему транспортного прокурора назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее трех лет, а на должность прокурора области, г. Минска — лица, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее пяти лет, если иное не установлено Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь. С гражданами, поступающими на службу в органы прокуратуры, заключается контракт.

В ст. 33 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» установлены основания, по которым гражданин не может быть назначен на должность прокурорского работника, являющегося одним из государственных служащих.

В соответствии со ст. 6 Положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, прокурорским работникам, находящимся между собой в близком родстве или свойстве, не разрешается проходить службу в органах прокуратуры при условии, если она будет связана с непосредственной подчиненностью либо подконтрольностью одного из них другому.

Согласно ст. 49 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», лица, впервые поступающие на службу в органы прокуратуры в качестве прокурорского работника, сдают квалификационный экзамен и проходят стажировку в соответствии с Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь. Лицо, сдавшее квалификационный экзамен, зачисляется для прохождения в течение шести месяцев стажировки в органах прокуратуры. При прохождении стажировки изучаются деловые, профессиональные и моральные качества данного лица в целях рационального исполнения обязанностей по соответствующей должности в органах прокуратуры. Стажировка включает в себя обучение в течение трех недель в Институте переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета. Общее руководство стажировкой возлагается на прокуроров областей, города Минска.

По решению Генерального прокурора на службу в органы прокуратуры без прохождения стажировки могут быть приняты имеющие необходимую квалификацию для замещения соответствующих должностей прокурорских работников лица, уволенные с военной службы, со службы в Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля в должностях офицерского (среднего, старшего и высшего начальствующего) состава, лица, занимавшие государственные должности в других государственных органах (организациях), а также осуществлявшие адвокатскую деятельность.

Прокурорские работники подлежат аттестации. В ст. 52 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» указано, что аттестация прокурорских работников проводится с целью объективной оценки их практической деятельности, уровня профессиональной подготовки, правовой культуры и определения служебной перспективы. Аттестации подлежат прокурорские работники, имеющие классные чины либо занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов. Аттестация заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь, прокуроров областей, г. Минска проводится в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь. Порядок аттестации иных прокурорских работников устанавливается Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь. Аттестация проводится в целях улучшения подбора, расстановки и воспитания кадров, стимулирования повышения квалификации и эффективности их работы.

Большое значение в органах прокуратуры придается повышению квалификации прокурорских работников. Как отмечено в приказе Генерального прокурора от 15 июня 2011 г. № 26 «О работе с кадрами в органах прокуратуры Республики Беларусь», повышение квалификации — служебная обязанность прокурорского работника. Результаты повышения квалификации и переподготовки прокурорского работника являются одним из оснований для продвижения его по службе. В этом же приказе Генерального прокурора указано на необходимость совершенствовать и более действенно использовать созданную единую систему повышения квалификации прокурорских работников, включающую в себя: учебу в Институте переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета; самостоятельную учебу; постоянно действующие семинары; научные и научно-практические конференции; зональные семинары по изучению законодательства, новых форм и методов прокурорского надзора; производственную практику в структурных подразделениях органов прокуратуры; производственную практику на рабочих местах; обобщение и распространение положительного опыта работы. Установлена периодичность повышения квалификации прокурорских работников в Институте переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета — не реже одного раза в 5 лет. При организации повышения квалификации всех прокурорских работников необходимо особое внимание уделять обучению кадров прокуратур районов, районов в городах, городов и приравненных к ним транспортных прокуратур.

Согласно ст. 51 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» прокурорским работникам присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями классные чины. Порядок присвоения и лишения классных чинов прокурорских работников определяется Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь.

В соответствии с п. 21 Положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, для прокурорских работников установлены соответствующие воинским званиям следующие классные чины: государственный советник юстиции 1-го класса (генерал-полковник); государственный советник юстиции 2-го класса (генерал-лейтенант); государственный советник юстиции 3-го класса (генерал-майор); старший советник юстиции (полковник); советник юстиции (подполковник); младший советник юстиции (майор); юрист l-го класса (капитан); юрист 2-го класса (старший лейтенант); юрист 3-го класса (лейтенант).

Согласно ст. 54 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», за успешное и добросовестное исполнение прокурорскими работниками служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах прокуратуры, выполнение заданий особой важности и сложности, другие достижения по службе руководителями органов прокуратуры к прокурорским работникам применяются меры поощрения.

К прокурорским работникам могут применяться следующие меры поощрения:

— объявление благодарности;

— единовременное денежное вознаграждение;

— награждение ценным подарком;

— награждение Почетной грамотой Генерального прокурора;

-. занесение на Доску почета Генеральной прокуратуры;

— досрочное присвоение классного чина;

— присвоение очередного классного чина на одну ступень выше положенного по занимаемой должности;

— присвоение классного чина на ступень выше очередного;

— награждение нагрудным знаком органов прокуратуры;

— присвоение в установленном порядке почетных званий «Заслуженный работник органов прокуратуры Республики Беларусь», «Заслуженный юрист Республики Беларусь» и награждение другими государственными наградами Республики Беларусь;

— досрочное снятие дисциплинарного взыскания;

— иные меры поощрения, предусмотренные законодательством о государственной службе и о труде.

В ст. 55 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» указано, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине прокурорского работника возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение служебной дисциплины, совершение действий, дискредитирующих звание прокурорского работника и несовместимых со службой в органах прокуратуры, а равно за несоблюдение установленных этим Законом и другими законодательными актами ограничений, связанных с государственной службой, прокурорский работник несет дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами. Помимо предусмотренных законодательством о государственной службе и законодательством о труде мер дисциплинарного взыскания к прокурорскому работнику могут быть применены меры дисциплинарного взыскания, указанные в этой же статье Закона.

За совершение дисциплинарных проступков на прокурорского работника могут быть наложены следующие дисциплинарные взыскания:

— замечание;

— выговор;

— предупреждение о неполном служебном соответствии;

— понижение в классном чине на срок до шести месяцев;

— понижение в должности на срок до шести месяцев;

— лишение нагрудного знака органов прокуратуры;

— освобождение от занимаемой должности (увольнение);

— освобождение от занимаемой должности (увольнение) с лишением классного чина.

Управление кадрами в органах прокуратуры

От уровня организации работы с кадрами, правильного подбора, расстановки, использования и воспитания прокурорских работников зависит эффективность выполнения стоящих перед органами прокуратуры задач по обеспечению режима законности в стране.

Организация кадровой работы является служебной обязанностью каждого руководителя прокуратуры. Все решения относительно кадров приобретают силу только после оформления приказом руководителя органа или учреждения прокуратуры.

Наряду с прокурорами-руководителями работу с кадрами в органах прокуратуры осуществляют специальные подразделения, должностные лица, ответственные за кадровое обеспечение соответствующего органа, учреждение или в целом системы органов прокуратуры и именуемыми кадровыми службами.

Управление кадрами в прокуратуре определяется прежде всего существующей структурой построения системы органов прокуратуры, состоящей, как правило, из трех звеньев или трех уровней, единством и централизацией построения этой системы, подчиненностью нижестоящих прокуроров вышестоящим.

На уровне прокуратуры города, района и приравненных к ним прокуратур прокуроры-руководители, хотя и не обладают всеми полномочиями по управлению кадрами оперативного состава, тем не менее фактически осуществляют работу с кадрами не только вспомогательного, но и основного персонала.

В частности, прокурор города, района:

  • ведет учет и отбор кандидатов на вакантные должности помощников прокуроров и следователей;
  • организует работу по повышению квалификации и обучению прокурорских работников;
  • оценивает их работу;
  • готовит и подписывает аттестации на своих заместителей, помощников, следователей и их помощников, специалистов;
  • вносит предложения вышестоящему прокурору о назначении, перемещении и освобождении прокурорских работников, их поощрении и дисциплинарной ответственности, присвоении им классных чинов;
  • назначает на должность и освобождает от должности работников, не занимающих должности прокуроров и следователей;
  • налагает дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, а также увольнения работников, назначаемых им на должность.

На уровне прокуратуры субъекта РФ и приравненных к ним прокуратур вместе с прокурорами-руководителями функции кадровой службы осуществляют старшие помощники и помощники прокуроров субъектов РФ по кадрам, на которых возложена фактически вся работа по кадровому обеспечению прокуратур. Во многих прокуратурах этого уровня созданы самостоятельные отделы кадров. Эти подразделения организуют кадровую работу не только в аппарате прокуратуры субъекта РФ, но в нижестоящих прокуратурах городского и районного звена.

Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры в соответствии со ст. 18 Закона о прокуратуре, руководят деятельностью прокуратур городов, районов и приравненных к ним прокуратур, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленные Генеральным прокурором.

Они в пределах своей компетенции назначают на должность и освобождают от должности работников аппарата, за исключением своих заместителей, а также заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров, следователей и других работников нижестоящих прокуратур. Прокурорам субъектов РФ делегировано право наложения дисциплинарных взысканий на прокуроров районного звена.

На федеральном уровне в Генеральной прокуратуре РФ основным субъектом кадровой службы является Генеральный прокурор РФ, который в соответствии с предоставленными полномочиями руководит системой прокуратуры и в частности:

  • издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие порядок реализации мер материального и социального обеспечения;
  • в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры;
  • определяет полномочия структурных подразделений;
  • устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры.

Кроме того, именно в исключительной компетенции Генерального прокурора РФ находятся назначение на должность и освобождение от должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров и их заместителей; прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров; директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ и их заместителей.

Кадровую службу в структуре Генеральной прокуратуры РФ представляет самостоятельное подразделение — управление кадров, состоящее из четырех отделов. Первый отдел занимается кадрами центрального аппарата. В компетенцию второго отдела входят организационно-методическое обеспечение, штаты и обучение кадров. Третий отдел занимается кадрами территориальных органов прокуратуры, а четвертый функционирует как отдел пенсионного обеспечения.

Управление кадров Генеральной прокуратуры РФ выполняет следующие функции:

  • организует, направляет и осуществляет контроль за работой с кадрами в прокуратурах субъектов РФ, военных и специализированных прокуратурах;
  • совместно с другими подразделениями осуществляет работу по подбору, расстановке, использованию, воспитанию и обучению кадров в Генеральной прокуратуре РФ;
  • проводит проверки работы с кадрами, оказывает практическую помощь в организации кадровой работы;
  • готовит материалы по кадровым вопросам для рассмотрения на заседаниях коллегии и оперативных совещаниях при руководстве Генеральной прокуратуры РФ.

Важным направлением работы управления кадров является контроль за соблюдением порядка и условий прохождения службы в органах прокуратуры, исполнения органами прокуратуры требований законодательства, приказов и иных правовых актов Генерального прокурора по кадровым вопросам.

Управление кадров также занимается подготовкой резерва для выдвижения на должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров и их заместителей, начальников управлений и отделов Генеральной прокуратуры РФ и их заместителей.

Соответственно отделы управления кадров готовят материалы о назначении и освобождении работников по должностям, назначение на которые являются исключительной компетенцией Генерального прокурора РФ, о присвоении классных чинов, по аттестации руководящих работников.

Вопросами кадровой работы в Генеральной прокуратуре РФ занимаются также заместители Генерального прокурора РФ, начальники управлений и отделов, которые несут ответственность за формирование качественного состава прокурорских кадров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *