Транспортные услуги НДС

Транспортные услуги НДС

В письме от 22 июня 2018 г. N 03-07-08/42845 Минфин РФ отвечает на вопрос о документальном подтверждении нулевой ставки НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки товаров.

Под международной перевозкой в данном случае понимается перевозка товаров воздушными, морскими, речными судами, судами смешанного плавания, железнодорожным и автотранспортом, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами России.

Если, например, российская компания оказывает подобные услуги при автомобильной перевозке груза из российского порта до пункта назначения, также находящегося в нашей стране, то такая перевозка облагается НДС по общеустановленной ставке 18%.

Нулевая ставка НДС применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российскими организациями на основании договора транспортной экспедиции при международной перевозке товаров между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой — за ее пределами.

При оказании услуг, облагаемых НДС по нулевой ставке, налогоплательщик обязан представить в налоговые органы документы, подтверждающие правомерность применения данной ставки. Перечень документов установлен п. 3.1 ст. 165 НК РФ. Так, в него входят:

  • контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;
  • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы РФ (ввоз товаров в РФ).

Документы, подтверждающие ввоз/вывоз товаров за пределы РФ, имеют свои особенности в зависимости от того, каким именно транспортным средством осуществляется перевозка. Например, коносамент, грузовая накладная CMR, авиа- или комбинированные накладные.

Современное содержание и формы экспорта транспортных услуг

Рассматривается содержание двух основных ролей транспорта в мировой экономике и международной торговле — транспортного обеспечения ВЭС и ВЭД и экспорта транспортных услуг. Определены основные показатели мирового и российского экспорта транспортных услуг. Рассмотрена содержательная и регуляторная эволюция форм и методов экспорта транспортных услуг, включая различные способы поставки услуг по правилам ГАТС. Определены особенности экспорта транспортных услуг для морского транспорта. Установлены условия и направления развития экспорта транспортных услуг для России. Рассмотрены условия и возможности привлечения отечественными экспортёрами и импортёрами российских транспортных компаний для поставок внешнеторговых грузов. Определены возможные интересы национальных перевозчиков для реализации трансграничных поставок грузов, транзитных перевозок и коммерческого присутствия за рубежом.

Ключевые слова: экспорт транспортных услуг, транспортное обеспечения ВЭС и ВЭД, способы поставки транспортных услуг на экспорт, интересы государства, интересы экспортёров, интересы импортёров, транспортные компании.

Modern contents and forms of transport services export

Konstantin Vladimirovich KHOLOPOV,

Head of the Department, phone: 8(499) 147-94-37;

Professor, phone: 8(499) 143-15-56

2 — 2018 Российский внешнеэкономический вестник I I

УДК 339.564 : 656 ББК 65.428 Х-736

Константин Владимирович ХОЛОПОВ,

доктор экономических наук, профессор, Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, ул. Пудовкина, 4а), кафедра технологии внешнеторговых сделок —

тел. 8(499) 143-15-56

Аннотация

Содержание услуг по физическому перемещению объектов определило правила функционирования рынка транспортных услуг. Например, перевозчик принимает от отправителя груз в свое ведение, и обязуется за определенную плату доставить его в установленные место и время, и передать его получателю. Если говорить о сфере внешней торговли, то товар от продавца в одной стране доставляется каким-либо перевозчиком покупателю в другой стране. На этом стоит базовая регламентация деятельности в транспортной сфере. Все конвенции международного частного транспортного права были разработаны в XX веке, и все основывались на том, что существует отправитель, обладающий имущественными правами на груз, существует перевозчик, перевозящий груз, а также получатель, управомоченное на получение от перевозчика груза лицо.

Первая функция транспорта — транспортное обеспечение внутренних национальных и международных экономических отношений. Эта схема отношений долгое время и достаточно успешно связывала продавцов и покупателей, сначала внутри стран и территорий, а потом и по всему миру. Появилась даже экономическая оценка пригодности и эффективности функционирования деятельности транспортной системы — транспортная составляющая в контрактной цене товара. Чем этот показатель ниже, тем применение того или иного вида транспорта (или способа доставки) для целей внешнеторговой сделки выгоднее. По идее, этот показатель должен стремиться к нулю. Тогда внешнеторговые сделки будут более выгодными как для экспортеров, так и для импортеров товаров.

^ 26

Российский внешнеэкономический вестник

2 — 2018

Перевозчики (транспортные компании), предприятия транспортной инфраструктуры, а также организационные, финансовые и информационные технологии в сфере доставки грузов стали обслуживать внутренние экономические связи внутри стран и территорий и внешнюю торговлю государств, став неотъемлемой, но зависимой частью этих экономических систем.

С позиций продавцов и покупателей товаров подразумевалось, что транспорт должен быть дешевым, быстрым и очень надежным. Для транспортных компаний (кроме тех, кто работает на монополизированных рынках, таких как линейное морское судоходство или железнодорожный транспорт) характерен низкий уровни прибыльности. Поэтому транспортные системы в целях более высоких финансовых результатов стали выходить за пределы своих стран и территорий, за пределы обслуживания только «своих» продавцов и «своих» покупателей товаров. Так стали формироваться секторальные (по видам транспорта) рынки международных транспортных услуг, и, как следствие, экономическая категория, которую мы сегодня называем «экспортом транспортных услуг».

В этом явлении не было экспансии и интереса самих перевозчиков и транспортных компаний. Они стали выходить на другие национальные рынки не от того, что захотели стать «международными», а для достижения лучших финансовых результатов. Сначала они стали были своеобразными «гастарбайтерами» на других национальных рынках. Сформировался уход перевозчиков от обслуживания хозяйствующих субъектов в традиционно узком круге к предложению своих услуг неограниченному числу потенциальных грузовладельцев в других географических областях и экономических системах общественных отношений.

Вторая функция транспорта — экспорт транспортных услуг. По данным Центрального банка Российской Федерации1 экспорт транспортных услуг России составил в 2016 году 17,1 млрд долл. США, что на 2,4% выше, чем в 2015 году. На страны Дальнего зарубежья пришлось 15,7 млрд долл. США, остальное — на страны СНГ и Балтии. Поступления от грузовых перевозок составили 34%, или 5,8 млрд долл. США. При общем падении объемов экспорта услуг Российской Федерации по сравнению с 2015 годом на 1,1 млрд долл. США, экспорт транспортных услуг вырос в 2016 году по отношению к показателям 2015 года на 5,5 млрд долл. США. Следует отметить, что в реестре Международного центра торговли2 Россия по итогам 2016 года занимает 9-е место по доходам от экспорта транспортных услуг, пропустив вперед такие страны, как США (84,6 млрд долл. США), Германию (51,5 млрд долл. США), Сингапур (48,6 млрд долл. США), Францию (40,9 млрд долл. США), Великобританию (35,2 млрд долл. США), Китай (32,0 млрд долл. США), Японию (31,7 млрд долл. США) и Объединенные арабские эмираты (25,2 млрд долл. США).

2 — 2018

Российский внешнеэкономический вестник

27 ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главной особенностью экспорта транспортных услуг стало то, что услуги по международной доставке товаров стали отделяться от товарного экспорта и импорта, а транспортные компании (перевозчики) превратились в самостоятельных игроков в системе международного товародвижения.3 Транснационализация, а потом и глобализация международной торговли стали причиной и следствием новой роли транспорта в международных экономических отношениях. Сегодня уже сложно оценить, кто из сторон отношений — перевозчики или товаропроизводители — являются главными в достижении экономических результатов международного разделения труда.4

Но факт остается фактом: глобальную экономику XXI века трудно представить без детальной оценки результатов действия транспортного фактора. Тому примером является торговая политика правительства Китая, которое, развивая альтернативные морским сухопутные маршруты Нового Шелкового Пути при доставке товаров в Европу, дотирует железнодорожные тарифы при доставке контейнеров через территорию России и стран СНГ в размере до 2-х тыс. долл. США за один сорокафутовый контейнер. Политика Китая по развитию конкуренции на альтернативных транспортных маршрутах определила «потребление за рубежом» как способ поставки экспорта транспортных услуг для России.

Серьезным катализатором для развития экспорта транспортных услуг стали нормативно-методологические действия Всемирной торговой организации (ВТО), которая в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС) определила основные виды и категории транспортных услуг, а также условия их поставки и осуществления такого рода экспортной деятельности (ст. 1, п.2).5

Началом процессов экспорта транспортных услуг в континентальных пространствах следует считать начало интеграционных экономических процессов в Европе, то есть 50-е года XX века. Следствиями Парижского договора о Европейском объединении угля и стали 1951 года и Римского договора о Европейском экономическом сообществе (ЕЭС) 1957 года стали трансграничные свободы перемещения людей, капиталов, товаров и услуг, в том числе и услуг транспортных (часть III, раздел V (Транспорт) и раздел XV (Трансъевропейские сети)).6 Декларировалось, правда, со значительными оговорками, возможное присутствие иностранных перевозчиков ЕЭС на территории других государств ЕЭС для целей доставки грузов в рамках определенного экономического пространства.

В отличие от принципов Европейской экономической интеграции в части ликвидации нетарифных и иных административных барьеров при перемещении товаров, требования к экспорту транспортных услуг в различных странах бывают несколько иными. Они могут быть связаны или не связаны ограничениями, установленными двусторонними или многосторонними межгосударственными (межправительственными) соглашениями. Здесь присутствуют различные варианты коммерческого присутствия транспортных компаний на рынках других стран.

^ 28

Российский внешнеэкономический вестник

2 — 2018

Например, еще в 1948 году рядом государств был провозглашен режим свободного судоходства по Дунаю.7 И до сих пор главный фарватер Дуная на всем его судоходным протяжении является экстерриториальным для прохода судов под иностранными флагами. И, наоборот, деятельность, а, вернее, ограничение деятельности международных автомобильных перевозчиков на территории других государств определяется двусторонними межправительственными соглашениями о международном автомобильном сообщении. Двусторонние межгосударственные соглашения о международных воздушных сообщениях конкретизируют права государств предоставлять авиакомпаниям другой страны ту или иную «свободу воздуха», то есть условия деятельности иностранных компаний на территории и в воздушном пространстве своей страны.

Сегодня формы экспорта транспортных услуг предполагают максимально возможную либерализацию региональных и секторальных рынков транспортных услуг, но строятся, тем не менее, на принципах национального протекционизма:

Провозглашается свобода транзита (потребление за рубежом8). Территориальный транзит наиболее приемлемая для государств форма экспорта транспортных услуг, осуществление которого требует лишь согласованной организационно-правовой политики сопредельных государств и территорий. Транзит всегда прибыльный, и многие континентальные страны пополняют свои бюджеты исключительно за счет транзита. Сюда относятся страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония — российский экспорт через прибалтийские порты), Польша, как единственный сухопутный мост из России в страны Европы начиная с 2014 года, Белоруссия, Казахстан. Россия также пытается заработать на транзите по Транссибирским маршрутам: как железнодорожным, так и воздушным.

Разрешительная система при пересечении границ транспортными средствами перевозчиков других государств, как для транзитных, так и для внешнеторговых перевозок (трансграничная поставка). В первую очередь, это касается экспортно-импортных перевозок. Каждая страна хочет, чтобы экспорт и импорт товаров сопровождался услугами ее национальных перевозчиков. И при этом заинтересована в ограничениях для перевозчиков других стран. Такое происходит даже в таможенных союзах и в единых экономических пространствах. Тому в помощь жесткие условия национальных технических регламентов. Разрешительная система на пересечение границ есть на всех видах транспорта.

Запрет на каботаж, то есть на внутренние перевозки грузов иностранными перевозчиками между двумя пунктами на территории других государств (коммерческое присутствие). Это самая желанная, и самая трудно осуществимая форма экспорта транспортных услуг. Пустить иностранных перевозчиков на свой национальный транспортный рынок можно только при высочайшей степени конкурентоспособности своих национальных перевозчиков, или в случаях крайней необходимости. Так было, например, в 2014 году, когда, против правил, на рынки

2 — 2018

Российский внешнеэкономический вестник

29 ^

западных областей России были негласно допущены белорусские автомобильные перевозчики. Тогда отечественные автомобильные перевозчики были вынуждены уйти с этого сегмента рынка, не выдержав лизинговых платежей (за аренду автомобилей) при реальном снижении курса рубля почти в два раза. Сегодня Россия не ставит ограничений на коммерческое присутствие иностранных транспортных компаний, при условии, однако, что они будут зарегистрированы в нашей стране как резиденты российского налогового права. Выполнение внутренних перевозок грузов иностранными перевозчиками-нерезидентами в России запрещено.

Особенности экспорта транспортных услуг для морского транспорта. Ограничения и строгие правила экспорта транспортных услуг меньше всего коснулись международного морского судоходства, для которого внутреннее (каботажное) плавание никогда не представляло больших экономических интересов и финансовых выгод. Политическая карта мира «нарезала» границы государств таким образом, что обслуживание внутренних (национальных) экономических связей, за редким исключением (Чили, Аргентина, Австралия, и, отчасти, Китай), не требовало доминирующего участия в доставке грузов именно морского транспорта. Торговое морское судоходство всегда было изначально международным, а потом уже внутренним.

На международных рынках торгового судоходства никогда не говорили об экспорте транспортных услуг. Перевозки грузов иностранных грузовладельцев всегда были если не приоритетными, то обычными для практики международных судоходных компаний. Особенно после того, как в 60-е годы XX века практически закончились международные перевозки пассажиров. Работа на иностранных рынках всегда была коммерчески выгодной. Даже в Советском Союзе в условиях плановой экономики присутствовало понимание значимости работы отечественных перевозчиков на иностранных рынках. Для перевозок грузов иностранных грузовладельцев на бербоутных (лизинговых) судах между зарубежными портами в 1973 году было создано акционерное коммерческое предприятие «Советский коммерческий флот»9 («Совкомфлот»), которое работало, и по сей день работает на открытых и локальных фрахтовых рынках, являясь танкерным лидером в мире по перевозке морем энергоносителей, особенно, в условиях доставки грузов в северных широтах.10

Вопрос соотношения двух функций международного транспорта — обслуживающей и/или экспортной — это вопрос, который должны совместно решить экспортеры товаров, международные транспортные компании и государство, чьей национальной принадлежностью являются экспортеры, импортеры и перевозчики. Россия не та страна, для который эффект от экспорта транспортных услуг будет иметь решающее для экономики значение. Это страны Балтии боятся переключения к 2019 году экспортных железнодорожных потоков в размере 40 млн тонн из портов их стран в российские порты. Это в Латвии соотношение объемов внутрен-

^ 30

Российский внешнеэкономический вестник

2 — 2018

них железнодорожных перевозок грузов и российского транзита через их порты определяется как 4:96.

Для России участие национальных транспортных компаний и в обеспечении отечественной внешней торговли, и в экспорте транспортных услуг имеет геоэкономическое и геополитическое значение. Для нашей страны развитие международных транспортных и транспортно-логистических систем является стимулом евразийской и трансконтинентальной интеграции. После фазы нормативно-правового регулирования межгосударственных отношений и ликвидации нетарифных и административных барьеров именно транспортные системы международного значения и согласованные условия их функционирования объединят или создадут условия для объединения экономик стран ЕАЭС, а, возможно и других, международных интеграционных объединений стран. Однако следует понимать, что создание высокотехнологичных национальных транспортных систем международного значения является фактором их конкуренции, при том, что любая международная экономическая интеграция не является однополярной. Это также должно учитываться при выработке национальной стратегии экспорта транспортных услуг. Национальная транспортная система должна быть лучшей (по отношению к транспортным системам других стран союза) и самодостаточной по инфраструктурным, технологическим и организационным показателям. Желательно, при самых широких горизонтах международного сотрудничества с другими дружественными странами, чтобы национальная транспортная система международного значения находилась под контролем одного государства. Поэтому, например, международный транспортный коридор «Северный морской путь» всегда будет полностью удовлетворять этому критерию.

Интересы государства. Основным требованием к государству — для целей развития экспорта транспортных услуг — является инвестирование в объекты транспортной инфраструктуры международного значения — порты, аэропорты, терминалы, автомагистрали. Тем более, что такие финансовые вложения не несут в себе инфляционной нагрузки. Для России целевые инфраструктурные вложения по-прежнему находятся в рамках трех основных международных транспортных коридоров: «Восток-Запад» с использованием Транссибирской магистрали для целей транзита и китайской внешней торговли,11 «Север-Юг» на иранском направлении12 и в страны Ближнего Востока и уже упомянутый «Северный морской путь» как основное направление экспортной доставки сжиженного природного газа российским газотанкерным флотом.

С учетом того, что финансовые результаты мирового экспорта транспортных услуг достигаются сегодня в развитых странах за счет воздушного транспорта (или при участии воздушного транспорта) при доставке товаров с высокой добавленной стоимостью, целью инвестиционной политики России в сфере экспорта транспортных услуг должны стать международные аэропорты и терминалы. Экс-

2 — 2018

Российский внешнеэкономический вестник

31 ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

порт транспортных услуг России в секторе грузовых авиаперевозок вырос в 2016 году по сравнению с предыдущим годом на 12,3% и составил 1,7 млрд долл. США. И, конечно, инвестиций требуют международные морские порты для переключения в них большинства сырьевых потоков внешнеторговых грузов России. Тем более, что экспортные показатели морского транспорта России в последние годы не демонстрируют положительной динамики — 0,8 млрд долл. США в 2016, как и в 2015, году, а увеличить их можно за счет оказания экспорта вспомогательных и дополнительных услуг, к которым относятся услуги портов.13

Интересы экспортеров и импортеров. Обычно выбор транспортной компании не соотносится с национальной принадлежностью перевозчика, экспедитора или логистической компании, если конечно, в государстве не придерживаются политики национального протекционизма. Этим старается пользоваться любая страна, хотя каждая из них обязательно декларирует либеральные экономические ценности и приверженность к здоровой конкуренции как фактору развития национального рынка в определенном секторе товаров и услуг. Для экспортера и импортера товара в рамках реализации конкретной внешнеторговой сделки важны более приземленные, но реально влияющие на конкретный результат коммерческой деятельности ценности.

Строго говоря, прерогатива выбора транспортной компании для доставки внешнеторгового груза лежит на продавце или покупателе в зависимости от выбранного и согласованного сторонами договора базисного условия поставки товара, термина поставки по Инкотермс 2010.14 Если, конечно, в международном договоре купли-продажи товара какая-либо из сторон не настояла на выборе перевозчика, экспедитора или логистического провайдера определенной национальной принадлежности. Такое также встречается довольно часто. Но законодательно настаивать на доставке товара национальным перевозчиком по всему маршруту следования очень сложно, если только не закрепить это нормативно для поставок определенных товарных групп на определенных направлениях. В большинстве случаев сторона договора, на которой лежат расходы по доставке товара, сама выбирает исполнителей исходя из своих экономических интересов. Факторами выбора, как правило, являются основные критерии функционирования международных транс-портно-логистических систем — цена, срок, качество.

Кроме того, фактор выбора перевозчика имеет значение, когда выданный перевозчиком или экспедитором (мультимодальным оператором) документ подтверждает поставку товара. Распознание банком фирменной принадлежности транспортного документа и его содержания играет значительную роль в принятии решения о раскрытии или нераскрытии документарного аккредитива за поставку товара в пользу экспортера.

Интересы транспортных компаний. Для транспортных компаний (перевозчиков, экспедиторов, логистических провайдеров) работа в других государствах

^ 32

Российский внешнеэкономический вестник

2 — 2018

не является самоцелью. Участие в трансграничных поставках и/или коммерческое присутствие на внешних рынках должно быть не только возможным, но и финансово целесообразным. Ни один международный перевозчик не стал таковым только потому, что захотел иметь статус международного. Для перевозчика международные направления перевозок должны стать экономически более «своими», чем направления перевозок внутренние. При этом транспортные компании должны учитывать требование сочетать международные участки доставки грузов с внутренним развозом по своей стране. То есть, работать по максимальным требованиям и стандартам заказчиков. Для большинства видов транспорта это возможно. Новые страны и территории всегда, кроме организационно-правовых угроз и вызовов, дают новую и более широкую грузовую и клиентскую базу.

Однако надо понимать, что предоставление национального режима транспортным компаниям другой страны возможно только в рамках высокоинтегрирован-ных экономических объединений и союзов. Кроме того, если государство заинтересовано в экспорте транспортных услуг, то оно должно оказывать транспортным компаниям меры государственной поддержки, например, в обеспечении кредитов или в рамках поддержки лизинга транспортных средств. К примеру, в Республике Беларусь существует Государственная программа поддержки лизинга грузовых автомобилей для международных автомобильных перевозчиков.

Как итог нужно отметить, что только государство может определить, какой экспорт транспортных услуг ему нужен, в каких формах, размерах и географических границах и для каких видов транспорта. Или можно ограничиться только перевозками международного железнодорожного транзита, не принимая во внимание комплексное транспортно-логистическое обеспечение поставок при участии национальных транспортных компаний.

ПРИМЕЧАНИЯ:

2 The International Trade Centre (ITC). URL: http://www.trademap.org

3 Степанов А.Л., Куренков П.В. Проблемы экспорта транспортных услуг. // Транспорт: наука. Техника, управление. — 2007. — №5. — С. 17

5 Генеральное соглашение по торговле услугами. Приложение 1B к Марракешско-му Соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года. http://docs.cntd.ru/document/902340076 Дата обращения 12.01.2018

2 — 2018

Российский внешнеэкономический вестник

33 Q

7 Конвенция о режиме судоходства по Дунаю. Белград, 18 августа 1948 года (статья

1).

8 Здесь и далее в скобках будут указаны способы поставок экспортных транспортных услуг по терминологии ГАТС

9 Оставив известный бренд, в названии компании первое слово было заменено на «Современный».

14 Инкотермс 2010. Публикация ICC №715: правила ICC для использования торговых терминов в национальной и международной торговле: дата вступления в силу 1 января 2011 г./ Пер. с англ. Н.Г. Вилковой. — М.: Инфотропик Медиа, 2010. С. 9, 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Генеральное соглашение по торговле услугами. Приложение 1B к Марракешскому Соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года. http:// docs.cntd.ru/document/902340076 Дата обращения 12.01.2018

Голубчик А.М. Оператор смешанных перевозок: роль, функции, документы // Международные банковские операции. — 2012. — №3. С.71-83

Договор, учреждающий Европейское Сообщество. Рим, 25 марта 1957 года http://eulaw. ru/content/2001 Дата обращения 10.01.2018

Инкотермс 2010. Публикация ICC №715: правила ICC для использования торговых терминов в национальной и международной торговле: дата вступления в силу 1 января 2011 г./ Пер. с англ. Н.Г. Вилковой. — М.: Инфотропик Медиа, 2010. — 274 с.

^ 34

Российский внешнеэкономический вестник

2 — 2018

Степанов А.Л., Куренков П.В. Проблемы экспорта транспортных услуг. // Транспорт: наука. Техника, управление. — 2007. — №5. С. 16-19

Экономика и организация транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности Учебник / К.В. Холопов, А.М. Голубчик, М.А. Исакова; Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России. — М.: ВАВТ, 2016. — 236 с.

GolubchikA.M. Operator smeshannyh perevozok: rol’, funkcii, dokumenty // Mezhdunarodnye bankovskie operacii. — 2012. — №3. S.71-83

Stepanov A.L., Kurenkov P.V. Problemy jeksporta transportnyh uslug. // Transport: nauka. Tehnika, upravlenie. — 2007. — №5. S. 16-19

Ю

Применение ставки 0% по транспортным услугам

В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ продавцы применяют обложение НДС транспортных услуг, используя ставку 0% при осуществлении:

  • международных перевозок товаров с пунктом отправления/назначения за пределами РФ, в том числе транспортно-экспедиторского обслуживания морским и речным транспортом, судами смешанного типа, воздушными судами, железнодорожным и автотранспортом;
  • транспортировки нефти и природного газа за пределы РФ или на территорию РФ;
  • услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита;
  • перевозки пассажиров и багажа с пунктом отправления/назначения за пределами РФ;
  • пассажирских перевозок по железной дороге в пригородном сообщении в РФ (в период с 01.01.2015 по 31.12.2029);
  • перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении по России (с 01.01.2017 по 31.12.2029);
  • внутренних воздушных пассажирских и багажных перевозок с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым или г. Севастополя, а также на территории Калининградской области.

Подробнее о том, как уплачивается НДС и применяется налоговый вычет по транспортно-экспедиционным услугам, вы можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.

С 2018 года из НК РФ исключена норма, согласно которой предоставление ж/д составов и контейнеров для перевозки экспортных товаров облагалось НДС 0%, только если эти составы и контейнеры находились в собственности у налогоплательщика или были арендованы.

Для того чтобы воспользоваться данной ставкой в отношении перевозок за пределы РФ, налогоплательщику необходимо представить следующий пакет документов:

  • копии договоров с контрагентами (в виде единственного или нескольких документов);
  • копии товаросопроводительных/транспортных документов или их реестр;
  • копии таможенных деклараций или их реестр.

Перечисленные документы представляются в налоговые органы в течение 180 дней, отсчитанных от даты проставления отметки таможенниками на товаросопроводительных документах (п. 9 ст. 165 НК РФ). В случае если налогоплательщик не соберет необходимый пакет документов в срок, он вынужден будет уплатить в бюджет НДС по ставке 20%.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От ставки НДС в размере 0% можно отказаться. Читайте подробнее .

Применение ставки 10% по транспортным услугам

Ставка 10% может быть применена к внутрироссийским воздушным пассажирским и багажным перевозкам (подп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ). Исключение составляют аналогичные перевозки с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым, Севастополя, Калининградской области — для них действует ставка 0% (подп. 4.1, 4.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Подробнее о продукции, реализация которой облагается НДС по ставке 10%, вы можете прочесть в следующих статьях:

  • «Что входит в перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10%?»;
  • «Новый перечень медтоваров для ставки НДС 10%».

Применение ставки 20% по транспортным услугам

Согласно п. 3 ст. 164 НК РФ, во всех остальных случаях продавцы, применяющие в качестве режима налогообложения ОСНО, облагают НДС транспортную услугу по ставке 20%. При оказании российской организацией услуг по транспортировке в рамках договора с иностранной организацией, которая не имеет представительства на территории РФ, если пункты назначения и отправления находятся на территории РФ, в силу норм подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, российской организации необходимо начислить и уплатить НДС в бюджет по ставке 20%.

Еще один случай применения 20% ставки по транспортным услугам — когда иностранный перевозчик, не имеющий представительства в РФ, оказывает услуги российской организации или ИП на территории РФ. В этой ситуации у российской компании — заказчика услуг возникает обязанность налогового агента: согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, место оказания данных услуг будет определяться по нахождению покупателя услуг — российской организации, которая обязана удержать НДС из стоимости услуг по ставке 20% и перечислить его в бюджет.

Следует отметить, что транспортные услуги могут быть оказаны как в рамках договора поставки какой-либо продукции, так и в рамках посреднического договора. При этом нужно иметь в виду, что в случае, когда стоимость транспортных услуг подлежит возмещению покупателем, он не может по ним взять НДС к вычету (письмо Минфина РФ от 06.02.2013 № 03-07-11/2568). В случае же заключения посреднических договоров перевозчик начисляет НДС только с суммы вознаграждения (письмо Минфина РФ от 29.12.2012 № 03-07-15/161).

Кроме того, при наличии посреднического договора продавец товара, приобретая данные услуги от своего имени, выступает агентом (комиссионером) транспортных услуг, поэтому покупателю помимо счета-фактуры на товар он выписывает еще и счет-фактуру на данную услугу. Причем в этом счете-фактуре в строке 2 он указывает продавцом не себя, а транспортную компанию (ее полное или сокращенное наименование), осуществившую доставку товара (подп. «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

Образец заполнения счета-фактуры см. в статье «Счет-фактура на услуги — образец заполнения в 2019-2020 годах».

В ситуации, при которой в рамках посреднического договора российская компания или ИП выполняет функции агента (комиссионера) транспортных услуг, находясь на УСН, обязанность исчислить и уплатить НДС вытекает из положений подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.

Освобождение от начисления НДС

Согласно подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, когда пункты отправления и назначения расположены за пределами РФ, транспортная доставка относится к услугам, которые осуществляются не на территории РФ. В подобном случае нет необходимости начислять НДС налогоплательщиком. Также не возникает НДС при перевозке пассажиров по установленным тарифам городским и общественным транспортом в силу подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ.

В случае если перевозчик применяет специальный режим налогообложения и действует на территории РФ, у него также нет обязанности начислять НДС по транспортным услугам (письмо Минфина от 24.11.2016 № 03-07-08/69349). Ст. 346.11 НК РФ предусмотрено, что не признаются плательщиками НДС лица, применяющие УСН. Таким образом, если организация или ИП находятся на УСН, они не обязаны начислять и уплачивать НДС по транспортным услугам.

Кроме того, гл. 26.3 НК РФ предусматривает использование системы ЕНВД по деятельности, связанной с перевозкой грузов и пассажиров. Переход на данную систему налогообложения по указанному виду деятельности возможен при соблюдении (помимо общих требований перехода на ЕНВД) условия подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ: налогоплательщик должен иметь в собственности не более 20 транспортных средств. Таким образом, на основании п. 4 ст. 346.26 НК РФ данный перевозчик будет освобожден от начисления НДС при реализации транспортных услуг.

Итоги

Нормами НК РФ предусмотрено, что при оказании транспортных услуг возможно как применение всех установленных ставок, так и освобождение от НДС транспортных услуг. Если налогоплательщик применяет ставку 0%, то ему нужно обосновать возможность ее применения в течение 180 дней, в противном случае необходимо уплатить НДС в бюджет по ставке 20%. По большинству транспортных услуг, оказываемых на территории РФ, перевозчик, применяющий ОСНО, обязан начислять НДС по ставке 20%. Применение ставки 10% должно быть обосновано документально. Если же услуги перевозки осуществляются за пределы РФ, НДС уплачивать не нужно.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Страхование CARGO – продукт нужный и полезный, но с налоговой точки зрения сложный. Речь о финансовой услуге, элементе системы ведения деятельности предприятия. Соответственно, вопрос налогового учета при страховании груза не может не интересовать грамотного страхователя.

Какие налоги он платит за страховщика? Что говорит Закон об участии страхового договора в отчетности самого страхователя? Чтобы разобраться в этих вопросах, нужно обратиться к ряду норм и актов, которые осуществляют правовое регулирование страхования грузов в РФ:

Что гласит Закон?

В целом при рассмотрении контракта по КАРГО, речь может идти о двух налоговых выплатах – НП (на прибыль) и НДС (на добавленную стоимость). С первым пунктом все понятно и прозрачно: статьи 262-263 НК РФ определяют возможность отнесения расходов по страхованию грузов при автоперевозках и других видах доставки в собственные издержки для всех участников договора. Единственное условие: затраты на страховку, которые влияют на размер НП, должны быть подтверждены и обоснованы.

С НДС все тоже выглядит просто. Во-первых, основной Закон (№1992-1 от 06.12.1991) в ст. 5 оговаривает исключение страховых услуг из списка продуктов, по которым положен к уплате НДС. Без деления, речь обо всех видах КАРГО, в том числе международное страхование судовых грузов, авиадоставку. Во-вторых, ему вторит НК РФ (ст. 149), где также сказано: страхование, перестрахование и сострахование как услуги не подлежат обложению налогом.

То есть, говоря проще, в страховой премии не может учитываться этот налог и страхователь платить его не обязан. Это касается всех условий страхования, определенных Законом № 4015-1 от 1992 и ГК. То есть в список условий освобождения от НДС попадают все форматы КАРГО – ж.д.-страхование грузов, страхование автоперевозки, доставки морем или по воздуху.

Но есть условия, которые должны соблюдаться в рамках этого освобождения:

  • суть договора страхования должна соответствовать нормам, определенным в ГК;
  • по требованию Налогового и Гражданского кодексов, страховщик должен работать по лицензии;
  • лимит покрытия по рискам в страховании грузов КАРГО должен отвечать условиям, зафиксированным в ст. 947 ГК РФ (он не может быть выше действительной стоимости товара, иначе в соответствии со ст. 251 договор будет считаться ничтожным в части суммы сверх объективной цены).

Не без исключений

На первый взгляд все просто, но есть здесь и свои особенности страхования грузов в плане их налогообложения. Во-первых, исключение по НДС теряет силу, если перевозка товара страхуется не напрямую, а через посредника. Тогда с суммы своей комиссии агент он должен платить налог (согласно статьям 1-2 Закона № 1992-1 и ст. 146 НК РФ).

Во-вторых, Закон об НДС в ст. 5 (пп. а, п. 1) освобождает от налога еще и компании, занятые экспортом товара. То есть по международным контрактам, по которым морское страхование грузов предусмотрено в обязательном порядке (по требованию ИНКОТЕРМС), для экспортера вообще не должен начисляться НДС. Но при этом, даже будучи «со всех сторон освобожденным», он может обнаружить счет по НДС от перевозчика. Как так?

Страхование CARGO с НДС

Один вариант развития событий, когда грузоотправитель может оказаться плательщиком НДС (в рамках доставки груза), существует. Если генеральный договор страхования грузов заключает перевозчик (по требованию транспортной компании). Но в этом случае должны совпасть три обстоятельства:

  • страховой контракт оплачивает организация, которая везет груз;
  • страхование товара является дополнительной услугой перевозчика;
  • выгодоприобретатель в договоре – не владелец груза и не его получатель.

Сам перевозчик не должен страховщику платить налог на добавленную стоимость (это определяет Закон под № 1992-1и НК), но:

  • когда транспортная компания оплачивает страхование груза при перевозке, эта сумма расходов включается в цену доставки, которая выступает объектом налогообложения по НДС;
  • лицензии страховщика у перевозчика нет, то есть к исключениям по НК и Закону № 1992-1 такая ситуация отнесена быть не может.

Задача заказчика в таких условиях сотрудничества – добиться грамотного отражения сумм в счете. Если цена страховой услуги будет идти в нем отдельной строкой, и с этой суммы будет удерживаться НДС, то у грузоотправителя могут возникнуть проблемы с собственной отчетностью. И компенсироваться по такому договору страхования грузов НДС не будет (при наступлении страхового случая). Согласно ГК стоимость застрахованного груза не может превышать его фактическую цену (нельзя увеличить страховую сумму на размер НДС).

Если выгодоприобретателем сразу будет указан заказчик, то страхование уже не будет дополнительной услугой перевозчика. Соответственно, и налог с суммы премии страховщику браться не должен.

Для связи с нашими специалистами по вопросам страхования и сотрудничества вы можете позвонить по телефону: +7(495)204-16-19.

Из вопроса следует, что услуги нерезидентом оказаны в 2017 году и первичные документы, подтверждающие оказание услуг подписаны также в 2017 году. Соответственно, ответ на поставленный вопрос будет представлен с учетом ссылок на нормы Налогового кодекса РК в редакции 2017 года.

По вопросу №1:

В соответствии с подпунктом 16) пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса РК доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются доходы от оказания услуг по международной перевозке.

В целях подпункта 16) пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса РК международными перевозками признаются любые перевозки пассажиров, багажа, товаров, в том числе почты, морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, осуществляемые между пунктами, находящимися в разных государствах, одним из которых является Республика Казахстан.

Международными перевозками в целях подпункта 16) пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса РК не признаются:

— перевозка, осуществляемая исключительно между пунктами, находящимися за пределами Республики Казахстан, а также исключительно между пунктами находящимися на территории Республики Казахстан;

— транспортировка полезных ископаемых по трубопроводам.

Согласно пункту 1 статьи 193 Налогового кодекса РК доходы юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность без образования постоянного учреждения, определенные статьей 192 Налогового кодекса РК, облагаются корпоративным подоходным налогом (далее по тексту – КПН) у источника выплаты без осуществления вычетов.

При этом сумма корпоративного подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, исчисляется налоговым агентом путем применения ставок, установленных статьей 194 Налогового кодекса РК, к сумме доходов, облагаемых у источника выплаты, указанных в статье 192 Налогового кодекса РК.

Вместе с тем, согласно подпункту 5) статьи 194 Налогового кодекса РК доходы нерезидента от оказания услуг по международной перевозке из источников в Республике Казахстан, осуществляющего деятельность без образования постоянного учреждения, подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке 5%.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации выплаты нерезиденту за оказанные услуги по международной перевозке будут признаваться доходом нерезидента из источников в Республике Казахстан (без образования постоянного учреждения в Республике Казахстан). Ваша Компания, приобретающая услуги от нерезидента, при выплате дохода нерезидента обязана произвести удержание КПН по ставке 5% у источника выплаты.

Обращаем Ваше внимание, что если в договоре на международную перевозку указан маршрут этой перевозки «Стамбул-Алматы», то налогообложению КПН у источника выплаты будет подлежать полная стоимость перевозки без учета деления на маршруты до Таможенного союза (ЕАЭС) и по Таможенному союзу (ЕАЭС).

По вопросу №2:

В соответствии со статьей 241 Налогового кодекса РК, если иное не установлено пунктом 6 статьи 241 Налогового кодекса РК, работы, услуги, предоставленные нерезидентом, являются оборотом налогоплательщика Республики Казахстан, получающего работы, услуги, если местом их реализации является Республика Казахстан, и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость (далее по тексту – НДС) в соответствии с настоящим Кодексом.

Вместе с тем, подпунктом 1) пункта 6 статьи 241 Налогового кодекса РК установлено, что положения настоящей статьи не применяются, если предоставленные работы, услуги являются работами, услугами, перечисленными в статье 248 Налогового кодекса РК.

Так, согласно подпункту 10) статьи 248 Налогового кодекса РК освобождаются от НДС обороты по реализации следующих товаров, работ, услуг, местом реализации которых является Республика Казахстан – работ и услуг, связанных с перевозками, являющимися международными в соответствии со статьями 244, 276-12 Налогового кодекса РК, а именно: работ, услуг по погрузке, разгрузке, перегрузке (сливу, наливу, передаче продукции в другие магистральные трубопроводы, перевалке на другой вид транспорта), перестановке вагонов на тележки или колесные пары другой ширины колеи при пересечении таможенной границы Таможенного союза, экспедированию товаров, в том числе почты, экспортируемых с территории Республики Казахстан, импортируемых на территорию Республики Казахстан, а также транзитных грузов; услуг оператора вагонов (контейнеров); услуг технического и аэронавигационного обслуживания, аэропортовской деятельности; услуг морских портов по обслуживанию международных рейсов.

В целях настоящего раздела услугами оператора вагонов (контейнеров) являются следующие услуги, оказываемые им в комплексе в целях организации перевозки грузов и предоставляемые оператором вагонов (контейнеров), указанным в перевозочном документе в качестве участника перевозочного процесса:

1) формирование плана предоставления в пользование вагонов (контейнеров) и его согласование между участниками перевозочного процесса;

2) предоставление в пользование вагонов (контейнеров);

3) диспетчеризация путем централизованного оперативного контроля и дистанционного управления фактическим движением груженных и порожних вагонов (контейнеров);

Вместе с тем, в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 244 Налогового кодекса РК перевозка считается международной, если оформление перевозки осуществляется едиными международными перевозочными документами:

1) при перевозке грузов:

— в международном автомобильном сообщении — товарно-транспортная накладная;

— в международном железнодорожном сообщении, в том числе в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении, — накладная единого образца;

— воздушным транспортом — грузовая накладная, выписываемая на бумажном носителе или в форме электронной авианакладной;

— морским транспортом — коносамент или морская накладная;

— транзитом двумя или более видами транспорта (смешанная перевозка) — единая товарно-транспортная накладная (единый коносамент);

— по системе магистральных трубопроводов:

— копия декларации на товары, помещенные под таможенные процедуры экспорта и выпуска для внутреннего потребления, за расчетный период либо декларация на товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного транзита, за расчетный период;

— акты выполненных работ, оказанных услуг, акты приема-сдачи грузов от продавца либо от других лиц, осуществлявших ранее доставку указанных грузов, покупателю либо другим лицам, осуществляющим дальнейшую доставку указанных грузов;

— счета-фактуры;

Следовательно, международная перевозка по маршруту Стамбул-Алматы должна быть оформлена едиными международными перевозочными документами (в зависимости от вида транспорта) в соответствии с вышеуказанным пунктом 3 статьи 244 Налогового кодекса РК и освобождается от НДС, в связи с чем, обязательств по исчислению и уплате НДС за нерезидента не возникает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *