Федеральная программа электронное правительство
Содержание
- Электронное правительство — что это такое?
- Стратегия
- Важно для граждан и организаций
- Замена водительских прав через МФЦ
- Регистрация юридических лиц через МФЦ с использованием электронных документов
- Сроки оформления биометрических загранпаспортов в МФЦ сдвинули на год
- Получить и поменять полис ОМС можно будет в МФЦ
- Система досудебного обжалования интегрирована с личным кабинетом гражданина на ЕПГУ
- Всероссийской переписи населения через Интернет быть!
- Росреестр запустил электронный сервис выписок из ЕГРН
- Технологии для открытого правительства
Наименование федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу
2. Государственная услуга предоставляется Роспатентом непосредственно или с привлечением подведомственного ему ФИПС для проведения подготовительных работ в целях осуществления Роспатентом юридически значимых действий для предоставления государственной услуги.
3. При предоставлении государственной услуги Роспатент не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются обязательными для предоставления государственных услуг, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 352 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 20, ст.2829; 2012, N 14, ст.1655; N 36, ст.4922; 2013, N 33, ст.4382; N 49, ст.6421; N 52, ст.7207; 2014, N 21, ст.2712; 2015, N 50, ст.7165, 7189).
Описание результата предоставления государственной услуги
4. Результатами предоставления государственной услуги являются:
1) государственная регистрация изобретения в Государственном реестре изобретений Российской Федерации (далее — Государственный реестр), публикация сведений о выдаче патента в официальном бюллетене Роспатента и выдача заявителю патента;
2) принятие и направление заявителю одного из следующих решений:
а) об отказе в выдаче патента;
б) о признании заявки отозванной;
в) об удовлетворении заявления заявителя об отзыве заявки;
г) об удовлетворении заявления заявителя о преобразовании заявки в заявку на выдачу патента на полезную модель (далее — заявка на полезную модель);
д) об удовлетворении заявления заявителя о преобразовании заявки в заявку на выдачу патента на промышленный образец (далее — заявка на промышленный образец);
3) внесение сведений о выдаче дубликата патента в Государственный реестр, публикация сведений о выдаче дубликата патента в официальном бюллетене Роспатента, выдача дубликата патента;
4) отказ в удовлетворении ходатайства о выдаче дубликата патента и направление заявителю уведомления об отказе в выдаче дубликата патента.
Срок предоставления государственной услуги, в том числе с учетом необходимости обращения в организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, срок приостановления предоставления государственной услуги, срок выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги
5. Срок предоставления государственной услуги в части государственной регистрации изобретения и выдачи патента составляет тридцать четыре месяца.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 20 ноября 2016 года приказом Минэкономразвития России от 10 октября 2016 года N 647. — См. предыдущую редакцию)
Указанный в абзаце первом настоящего пункта срок может быть увеличен в случае:
— необходимости представления заявителем исправленных или недостающих документов, дополнительных материалов и их проверки в соответствии с пунктами 78, 79, 82, 142-147, 150 Регламента;
— выявления необходимости уплаты пошлины и проверки ее уплаты в соответствии с пунктами 70, 72, 102, 122, 194, 195 Регламента;
— представления заявителем по собственной инициативе заявлений или ходатайств, предусмотренных пунктом 3 Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации изобретений, и их форм, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 25 мая 2016 года N 316 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 июля 2016 года, регистрационный N 42800) (далее соответственно — Правила, приказ Минэкономразвития России), и их проверки в соответствии с пунктами 86, 87, 90, 91, 104, 107, 108, 110, 113, 124, 126, 127, 129, 187, 189, 190, 192, 196, 197 Регламента.
Срок предоставления государственной услуги в части выдачи дубликата патента составляет два месяца и три недели.
Указанный в абзаце третьем настоящего пункта срок может быть увеличен в случае необходимости уплаты пошлины и проверки ее уплаты в соответствии с пунктом 225 Регламента, представления заявителем исправленных или недостающих документов и их проверки в соответствии с пунктами 230, 232 Регламента.
6. Приостановление предоставления государственной услуги допускается:
— на срок, указанный в судебном акте, предусматривающем обеспечительные меры в отношении изобретения, или срок, необходимый для исполнения такого акта в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— по согласованию с заявителем на срок до принятия решения по заявке другого заявителя с более ранней датой приоритета, в которой раскрыто изобретение, идентичное заявленному.
7. Срок выдачи (направления) патента составляет пять рабочих дней с даты публикации сведений о выдаче патента в официальном бюллетене Роспатента.
Срок выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги, предусмотренных подпунктами 2-4 пункта 12 Регламента, составляет пять рабочих дней с даты, указанной на соответствующем документе.
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги
8. Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:
Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 года N 673 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст.3155, 2012, N 22, ст.2754; N 27, ст.3683);
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 года N 941 «Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 51, ст.6171; 2011, N 39, ст.5487; 2013, N 47, ст.6106; 2016, N 13, ст.1844) (далее — Положение о пошлинах);
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 352 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 20, ст.2829; 2012, N 14, ст.1655; N 36, ст.5022; 2013, N 52, ст.7207; 2014, N 21, ст.2712; 2015, N 50, ст.7165, ст.7189);
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст.3169; N 35, ст.5092; 2012, N 28, ст.3908, N 36, ст.5003; N 50, ст.7171; N 52, ст.7507; 2014, N 5, ст.506);
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года N 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для представления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст.4479);
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 года N 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 27, ст.3744; 2013, N 45, ст.5807) (далее — постановление от 25 июня 2012 года N 634);
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 года N 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и ее должностных лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 35, ст.4829; 2014, N 50, ст.7113);
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 года N 852 «Об утверждении Правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг и о внесении изменения в Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 36, ст.4903; 2014, N 50, ст.7113) (далее — постановление от 25 августа 2012 года N 852);
приказом Федерального казначейства от 30 ноября 2012 года N 19н «Об утверждении Порядка ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах», зарегистрированным в Минюсте России 25 декабря 2012 года, регистрационный N 26329;
приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года N 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи», зарегистрированным в Минюсте России 26 декабря 2014 года, регистрационный N 35442;
приказом Минэкономразвития России от 25 мая 2016 года N 316 «Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации изобретений, и их форм, Требований к документам заявки на выдачу патента на изобретение, Состава сведений о заявке на выдачу патента на изобретение, публикуемых в официальном бюллетене Федеральной службы по интеллектуальной собственности, Порядка проведения информационного поиска при проведении экспертизы по существу по заявке на выдачу патента на изобретение и представления отчета о нем, Порядка и сроков информирования заявителя о результатах проведения информационного поиска по заявке на выдачу патента на изобретение и публикации отчета о таком поиске, Порядка и условий проведения информационного поиска по заявке на выдачу патента на изобретение по ходатайству заявителя или третьих лиц и предоставления сведений о его результатах, Состава сведений о выдаче патента на изобретение, публикуемых в официальном бюллетене Федеральной службы по интеллектуальной собственности, Состава сведений, указываемых в патенте на изобретение, формы патента на изобретение», зарегистрированным в Минюсте России 11 июля 2016 года, регистрационный N 42800).
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления
9. Для предоставления государственной услуги в части государственной регистрации изобретения, выдачи патента заявителем представляются документы, исчерпывающий перечень которых приведен в пункте 1 Требований к документам заявки на выдачу патента на изобретение, утвержденных приказом Минэкономразвития России (далее — Требования к документам заявки).
10. Для предоставления государственной услуги в части выдачи дубликата патента заявителем подается ходатайство о выдаче дубликата патента по форме, установленной в приложении N 19 к Правилам.
11. В ходе предоставления государственной услуги заявитель, при необходимости, представляет в Роспатент заявления и ходатайства, указанные в пункте 3 Правил.
12. Заявления и ходатайства, указанные в пункте 19 Регламента, представляются в соответствии с пунктами 4-15 Правил.
13. Документы, необходимые для предоставления государственной услуги, представляются в Роспатент в порядке, предусмотренном пунктом 16 Правил.
14. Документы, предусмотренные пунктами 17-19 Регламента, могут быть представлены в электронной форме с соблюдением требований, предусмотренных пунктами 47-52 Регламента.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и которые заявитель вправе представить, а также способы их получения заявителями, в том числе в электронной форме, порядок их представления
15. К документам, необходимым для предоставления государственной услуги и находящимся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственной услуги, относятся:
— выписка из Единого государственного реестра юридических лиц уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц;
— документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
16. Заявитель вправе по собственной инициативе представить документы, указанные в пункте 23 Регламента.
В случае если указанные документы не представлены, Роспатент на основе приведенных в заявлении идентификаторов получает необходимые сведения через единую систему межведомственного электронного взаимодействия в государственных органах и иных подведомственных им организациях, перечисленных в пункте 23 Регламента, или из реестров этих органов.
17. Роспатент не вправе требовать от заявителя:
— представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
— представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги
18. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме заявки содержится в пункте 17 Правил.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги
19. Приостановление предоставления государственной услуги допускается:
— во исполнение принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации судебных актов, предусматривающих обеспечительные меры в отношении изобретения, или в связи с исполнением такого судебного акта в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— если в результате экспертизы заявки выявлена неопубликованная заявка с более ранней датой приоритета, в которой раскрыто изобретение, идентичное заявленному, на основании согласия заявителя с предложением Роспатента приостановить рассмотрение заявки до принятия решения по заявке с более ранней датой приоритета.
20. Основания для отказа в предоставлении государственной услуги Регламентом не предусмотрены.
Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, в том числе сведения о документе (документах), выдаваемом (выдаваемых) организациями, участвующими в предоставлении государственной услуги
21. Услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, и документы, выдаваемые организациями, участвующими в предоставлении государственной услуги, нормативными правовыми актами не предусмотрены.
Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги
22. Перечень юридически значимых действий, связанных с предоставлением государственной услуги, за совершение которых взимаются патентные пошлины, их размеры, порядок и сроки уплаты, а также основания для освобождения от уплаты пошлин, уменьшения их размеров, отсрочки их уплаты или возврата установлены Положением о пошлинах.
23. Пошлины взимаются:
1) за регистрацию заявки и принятие решения по результатам формальной экспертизы — 1650 руб. + 250 руб. за каждый пункт формулы изобретения свыше 25 (подпункт 1.1 приложения к Положению о пошлинах);
2) за внесение в формулу изобретения пункта, отсутствующего в ранее предложенной заявителем и принятой к рассмотрению формуле изобретения, по истечении двух месяцев с даты подачи заявки — 650 руб. за каждый новый пункт формулы до начала экспертизы по существу, 2350 руб. за каждый новый независимый пункт формулы после начала экспертизы заявки по существу (подпункт 1.5 приложения к Положению о пошлинах);
3) за проведение экспертизы заявки по существу и принятие решения по ее результатам — 2450 руб. + 1950 руб. за каждый независимый пункт формулы свыше 1 (но не более 10) + 3400 руб. за каждый независимый пункт формулы свыше 10 (подпункт 1.8 приложения к Положению о пошлинах);
4) за преобразование заявки в заявку на полезную модель — 100 руб. (подпункт 1.11 приложения к Положению о пошлинах);
5) за продление срока ответа на запрос экспертизы или на уведомление о необходимости представления сообщения о выборе заявки, по которой может быть выдан патент (за каждый месяц продления): до шести месяцев — 200 руб., от шести до десяти месяцев — 400 руб. (подпункт 1.12 приложения к Положению о пошлинах);
6) за восстановление пропущенного заявителем установленного законодательством Российской Федерации срока представления документов или дополнительных материалов по запросу экспертизы, подачи ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу или подачи возражения в палату по патентным спорам Роспатента: если ходатайство подано в течение шести месяцев — 650 руб., если ходатайство подано по истечении шести месяцев — 2600 руб. (подпункт 1.13 приложения к Положению о пошлинах);
7) за регистрацию изобретения и выдачу патента — 3250 руб. (подпункт 1.14 приложения к Положению о пошлинах);
8) за продление срока представления ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу — 850 руб. (подпункт 1.17 приложения к Положению о пошлинах);
9) за внесение изменений в документы заявки в случае передачи права на получение патента — 400 руб. (подпункт 1.18 приложения к Положению о пошлинах);
10) за досрочную публикацию сведений о заявке — 400 руб. (подпункт 1.19 приложения к Положению о пошлинах);
11) за признание права конвенционного приоритета по заявке по ходатайству заявителя — 400 руб. (подпункт 1.22 приложения к Положению о пошлинах);
12) за продление срока подачи заявки с испрашиванием конвенционного приоритета — 400 руб. (подпункт 1.23 приложения к Положению о пошлинах);
13) за выдачу дубликата патента — 1350 руб. (подпункт 1.25 приложения к Положению о пошлинах);
14) за подготовку, заверение и выдачу копий патента, материалов из дела заявки — 550 руб. (подпункт 1.27 приложения к Положению о пошлинах);
15) за установление уровня техники для оценки патентоспособности изобретения и составление отчета об информационном поиске (по ходатайству заявителя или третьего лица) — 6500 руб. + 6200 руб. за каждый независимый пункт формулы свыше 1 (подпункт 1.28 приложения к Положению о пошлинах).
24. В случае подачи заявки в электронном виде размер пошлины, предусмотренной подпунктом 1 пункта 31 Регламента, уменьшается на 15 процентов (пункт 6.1 Положения о пошлинах).
Порядок, размер и основания взимания платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, включая информацию о методике расчета размера такой платы
25. Платные услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, нормативными правовыми актами не предусмотрены.
Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления услуги
26. Максимальный срок ожидания в очереди при подаче в окно приема документов заявки и при получении результата предоставления государственной услуги составляет пятнадцать минут.
Срок и порядок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги, в том числе в электронной форме
27. Поступившая в Роспатент заявка регистрируется при отсутствии оснований для отказа в ее приеме, указанных в пункте 17 Правил.
Регистрация заявки включает присвоение заявке регистрационного номера и указание на заявлении даты поступления заявки (даты ее регистрации) и производится в течение двух рабочих дней с даты приема заявки и прилагаемых к ней документов Роспатентом.
Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, услуга, предоставляемая организацией, участвующей в предоставлении государственной услуги, к месту ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления таких услуг
28. На зданиях Роспатента и ФИПС рядом со входом в помещения, в которых предоставляется государственная услуга, размещается вывеска, содержащая информацию о полном наименовании Роспатента, ФИПС, режиме их работы, а также о справочных номерах телефонов.
29. Прием документов и выдача результатов предоставления государственной услуги осуществляется в специально выделенном для этих целей помещении, расположенном на нижнем этаже здания, имеющем окно приема документов и места ожидания, оборудованные стульями или кресельными секциями в количестве не менее трех мест.
30. Обслуживание лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в специально выделенном для этих целей помещении, расположенном на нижнем этаже здания, оборудованном пандусами, специальными ограждениями и перилами, обеспечивающими беспрепятственное передвижение и разворот инвалидных колясок, столами, размещенными в стороне от входа для беспрепятственного подъезда и разворота колясок. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются:
— беспрепятственный доступ к зданию, в котором предоставляется государственная услуга, и беспрепятственное использование транспорта, средств связи и информации;
— возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены здания, в которых предоставляется государственная услуга, а также входа и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
— сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи в зданиях, где предоставляется государственная услуга;
— надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к зданиям, в которых предоставляется государственная услуга, с учетом ограничения их жизнедеятельности;
— дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля;
— допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
— допуск собаки-проводника в здания, где предоставляется государственная услуга, при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение;
— оказание инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению ими государственной услуги наравне с другими лицами.
31. Предоставление справок и консультаций осуществляется в специально выделенном для этих целей помещении консультационно-справочного пункта Роспатента, ФИПС, расположенном на нижнем этаже здания.
32. Проведение экспертных совещаний и переговоров осуществляется в специально выделенных для этих целей комнатах, расположенных на втором и более высоких этажах зданий, снабженных лифтами в количестве не менее двух.
33. Помещения, предназначенные для ожидания в очереди приема или выдачи документов, обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья, предоставления справок и консультаций, проведения экспертных совещаний и переговоров, должны соответствовать требованиям комфортности условий пребывания в них заявителей и иметь вывески, указывающие на их назначение.
34. Визуальная, текстовая и мультимедийная информация о порядке предоставления государственной услуги размещается на информационных стендах или информационных терминалах в помещениях для ожидания и приема граждан, а также на интернет-сайте Роспатента.
35. Оформление визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления государственной услуги должно соответствовать оптимальному зрительному и слуховому восприятию этой информации заявителями.
Показатели доступности и качества государственной услуги, в том числе количество взаимодействий заявителя с должностными лицами при предоставлении государственной услуги и их продолжительность, возможность получения государственной услуги в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг, возможность получения информации о ходе предоставления государственной услуги, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий
36. Показатели доступности государственной услуги:
1) возможность получения информации о ходе предоставления государственной услуги, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
2) количество взаимодействий заявителя с должностными лицами при предоставлении государственной услуги и их продолжительность.
37. Показатели качества государственной услуги:
1) достоверность предоставляемой заявителям информации о ходе предоставления государственной услуги;
2) удовлетворенность заявителей качеством государственной услуги;
3) соблюдение сроков предоставления государственной услуги;
4) отсутствие обоснованных жалоб со стороны заявителей на некорректное, невнимательное отношение должностных лиц к заявителям.
Иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственной услуги в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и особенности предоставления государственной услуги в электронной форме
38. Предоставление государственной услуги в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг не предусмотрено.
39. Документы заявки, подаваемые в связи с предоставлением государственной услуги в электронной форме, представляются через интернет-сайт Роспатента или Единый портал государственных услуг.
Технические требования к подаче заявки и иных документов через интернет-сайт Роспатента или Единый портал государственных услуг приведены на интернет-сайтах Роспатента, ФИПС.
40. При предоставлении государственной услуги в электронной форме используются классы средств электронной подписи, которые допускаются к использованию при обращении за получением государственной услуги, оказываемой с применением электронной подписи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
41. Виды электронных подписей, использование которых допускается при обращении за получением государственных услуг, и порядок их использования установлены постановлением от 25 июня 2012 года N 634.
42. Представление документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в электронной форме осуществляется с учетом положений Правил и Требований к документам заявки.
43. В соответствии с пунктом 3 Правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением от 25 августа 2012 года N 852, для подачи документов в электронной форме заявителю необходимо получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи в удостоверяющем центре, аккредитованном в порядке, установленном Законом от 6 апреля 2010 года N 63-ФЗ, в том числе в Удостоверяющем центре ФИПС (далее — аккредитованные УЦ).
44. Информация о порядке получения сертификата ЭП в аккредитованном УЦ, а также о процедурах электронной подачи заявок, электронного взаимодействия с заявителем размещается на Едином портале государственных услуг, на интернет-сайтах Роспатента, ФИПС в разделе «Электронное взаимодействие с заявителями».
Электронное правительство — что это такое?
- Концепция e-government
- «Электронное правительство» во всем мире
- Программа «Электронная Россия»
- Цели и задачи программы «Электронная Россия»
Последнее время все больше стали говорить об «электронном правительстве». Однако пока далеко не все четко представляют себе, о чем идет речь, что такое электронное правительство, хотя этот термин стал использоваться уже давно, с начала XXI века.
Концепция e-government, в переводе на русский «электронное правительство», появилась на Западе в конце 1990-х годов как идея широкого внедрения современных информационных, компьютерных технологий в работу государственных структур с целью повышения эффективности и прозрачности работы государственного аппарата. Эта концепция сопровождалось другой — идеей сервисно-ориентированного государства, то есть государства как организации, предоставляющей услуги своим гражданам. Для решения этих задач во всем мире стали появляться соответствующие целевые программы: e-Europe, e-Austria, Indonesia National e-Strategy и т.п.
Электронное правительство подразумевает эффективное использование новых технологий, и в первую очередь сети Интернет, для улучшения взаимоотношений и развития связей между государственными службами и гражданами.
Сегодня Википедия (всемирная интернет-энциклопедия) определяет электронное правительство как «способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии».
Концепция электронного правительства включает электронное взаимодействие на самых разных уровнях. Это взаимоотношения между государственными службами и гражданами (G2C — government-to-citizen); между государством и частными компаниями (G2B — government-to-business); государственными организациями и их сотрудниками (G2E — government-to-employee); а также между различными государственными органами и уровнями государственного управления (G2G — government-to-government).
Совершенствование всех этих взаимоотношений обеспечивает гораздо более эффективную работу государственного аппарата и, как следствие, ускорение экономического развития. Получив возможность доступа к государственным услугам по Интернету, граждане и компании избавляются от необходимости ехать через весь город в нужное им государственное учреждение и стоять там в очереди в неудобное для себя время. Вместо этого люди могут оперативно и просто решить вопрос, требующий взаимодействия с государственными органами, по Интернету 24 часа в сутки 7 дней в неделю. С помощью различных интерактивных служб граждане и предприниматели могут заходить на государственные веб-узлы и заполнять многочисленные формы, записываться на прием, искать работу и т.п. Другие службы, осуществляющие обработку операций, позволяют приобретать лицензии и разрешения, подавать налоговые декларации и заявки на получение социальных льгот.
Степень внедрения электронного правительства считается важным показателем уровня развития каждой страны и периодически измеряется экспертами ООН, составляющими специальный рейтинг — E-government Readiness Index.
В рамках этой мировой тенденции в начале XXI века в нашей стране также была разработана целевая программа «Электронная Россия», принятая постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 г. № 65 «О Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002–2010 годы)».
Данная целевая программа несколько раз редактировалась (в 2004, 2006, 2009 годах). Рассмотрим действующую в настоящее время редакцию Программы, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 г. № 721.
Главной целью программы было «создание инфраструктуры электронного правительства, обеспечивающей доступ к информации о деятельности и услугах органов государственной власти в электронном виде, межведомственное электронное взаимодействие и единый государственный контроль результативности деятельности органов государственной власти, что позволит снизить уровень административной нагрузки на организации и граждан».
В задачи программы входило:
- проектирование инфраструктуры электронного правительства;
- создание технологической платформы инфраструктуры электронного правительства на базе единого национального оператора инфраструктуры электронного правительства;
- создание функциональных элементов инфраструктуры электронного правительства;
- развитие внутриведомственного и межведомственного информационного взаимодействия, обеспечение интеграции государственных информационных систем на базе технологической платформы инфраструктуры электронного правительства;
- создание единой государственной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития Российской Федерации на базе технологической платформы инфраструктуры электронного правительства;
- организационное и методическое обеспечение формирования инфраструктуры электронного правительства.
Программа предусматривала:
- создание в федеральных органах исполнительной власти пунктов доступа к системе межведомственного документооборота (то есть то, на что направлено и утвержденное недавним постановлением Правительства РФ от 22.09.2009 г. «Положение о системе межведомственного электронного документооборота»);
- создание автоматизированных рабочих мест, обеспечивающих доступ к системе электронного документооборота в Администрации Президента Российской Федерации и Аппарате Правительства Российской Федерации;
- организацию межведомственного доступа к государственным информационным ресурсам.
Проблема в том, что те или иные информационные системы к началу XXI века существовали практически в каждом ведомстве. Но накопленной информацией могли пользоваться только сотрудники данного учреждения, а другим ведомствам приходилось направлять запросы в бумажной форме, что очень сильно замедляет работу: если при прямом доступе к системе необходимая информация выдается за минуты, то ответ на традиционный запрос в письменной форме приходит спустя недели.
Для создания защищенной системы межведомственного электронного документооборота Программа предполагает обеспечить:
- создание выделенных объектовых вычислительных сетей и защищенных узлов доступа к ним в г. Москве в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти;
- подключение объектовых сегментов к головным узлам системы межведомственного электронного документооборота в Администрации Президента Российской Федерации и Аппарате Правительства Российской Федерации;
- создание региональных защищенных узлов системы электронного документооборота;
- подключение региональных защищенных узлов системы электронного документооборота к головному узлу системы межведомственного электронного документооборота в Администрации Президента Российской Федерации;
- расширение и комплексную настройку головных узлов системы межведомственного электронного документооборота в Администрации Президента Российской Федерации и Аппарате Правительства Российской Федерации;
- внедрение программно-технических средств, гарантирующих достоверность и целостность передаваемой информации.
Также стоит задача создания программно-технических решений, обеспечивающих автоматизированный обмен между отдельными государственными информационными системами;
Тут проблема состоит в том, что одна и та же информация параллельно накапливается и вводится в систему различными ведомствами. С одной стороны, это лишняя работа самих сотрудников ведомств, с другой — дополнительная нагрузка на граждан и организации, так как им приходится несколько раз предоставлять одну и ту же информацию в разные учреждения, тратить на это время, стоять в очередях, не говоря уже о том, что информация должна актуализироваться, обновляться, и это опять дополнительная нагрузка…
Так как вместо того чтобы приобрести единую систему СЭД (системы электронного делопроизводства) для всех государственных структур и в дальнейшем только настраивать ее в процессе внедрения под специфику конкретного ведомства, каждая федеральная структура, учреждение или организация самостоятельно заказывали свою информационную систему, то, соответственно, и расходы на создание большого числа разнородных систем были значительно выше. Кроме того, обмен документами и информацией между разнородными системами затруднен и требует гораздо больших затрат. Как отмечается в Программе, «в рамках реализации мероприятий в 2002–2008 годах телекоммуникационная инфраструктура проектировалась и создавалась для каждой ведомственной государственной информационной системы по отдельности, что приводило к дублированию капитальных вложений, затрат на пусконаладочные работы, а также эксплуатационных затрат, невозможности сравнить финансовые показатели проекта». Кроме того, как отмечается в Программе, внедренные системы электронного делопроизводства часто дублировали традиционный бумажный документооборот, делая его автоматизацию экономически неоправданной.
Поэтому Программа направлена на «повышение эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти и снижение затрат органов государственной власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне».
Еще одна задача Программы — обеспечить доступ граждан к информации о деятельности органов государственной власти и управления путем размещения такой информации в сети Интернет.
На решение этой задачи в дальнейшем было направлено постановление Правительства РФ от 12.02.2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». Также доступ к информации был прописан в специальной главе Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (утвержден постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 г. № 452) «Порядок обеспечения доступа к информации о деятельности федерального органа исполнительной власти».
Для выполнения поставленной задачи Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 г. № 931 «О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям» был создан общероссийский государственный информационный центр.
В 2009 году обеспечение доступа к информации было закреплено в специальном Федеральном законе от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и постановлении Правительства РФ от 24.11.2009 г. № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти».
Следующая стадия — переход от простого информирования граждан к организации двусторонней связи, то есть предоставлению государственных услуг через Интернет. Поэтому Программой ставится задача уменьшения административной нагрузки на граждан и организации, связанной с представлением в органы государственной власти необходимой информации, снижения количества вынужденных обращений в органы государственной власти для получения государственных услуг и сокращения времени ожидания получения услуг.
А так как пока что не все граждане имеют персональный доступ к сети Интернет, то Программа предусматривает создание центров общественного доступа к информации о деятельности органов государственной власти и их услугам, предоставляемой в электронном виде.
Для того чтобы использовать электронные документы, подписанные электронно-цифровой подписью, так же широко, как мы используем традиционные документы на бумаге, в сфере публичных взаимоотношений, необходима система удостоверяющих центров, выдающих электронно-цифровую подпись для подписания документов. Поэтому «для поддержки деятельности электронного правительства создается система доверенных удостоверяющих центров с целью обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия на основе применения электронной цифровой подписи».
Важной функцией делопроизводственной службы является контроль исполнения. Любая система электронного делопроизводства (СЭД) обязательно включает контроль исполнения как документов, так и поручений руководства. Так и электронное правительство предусматривает подключение органов государственной власти к единой государственной системе контроля результативности деятельности органов государственной власти.
Также программа предусматривает создание ситуационных центров в высших органах государственной власти и региональных информационно-аналитических центров.
В соответствии с Федеральной целевой программой «Электронная Россия» субъектами Федерации также были приняты соответствующие программы, например Городская целевая программа «Электронная Москва» была утверждена Законом г. Москвы от 09.07.2003 г. № 47, а последняя редакция на 2009–2011 годы — постановлением Правительства г. Москвы от 05.08.2008 г. № 709-пп «О городской целевой программе «Электронная Москва» (2009–2011 гг.)» (в ред. от 20.10.2009 г.).
Хотя Программа «Электронная Россия» заканчивается в 2010 году, работа в этом направлении не прекращается. Программой предусмотрена разработка в рамках проекта долгосрочной целевой программы «Информационное общество (2011–2018 годы)» мероприятий, направленных на продолжение формирования в Российской Федерации электронного правительства в 2011–2018 годах.
См. Бюллетень Microsoft № 19. Реализация проектов электронного правительства. Мировой и отечественный опыт. http://www.microsoft.com/Rus/Government/newsletters/issue19/default.mspx
Александр Панькин, консультант отдела внедрения DIRECTUM
Стратегия
Учрежден фонд развития ИТ
Правительство РФ приняло постановление №57 об учреждении Российского фонда развития информационных технологий (ИТ). В задачи фонда входит содействие продвижению российского программного обеспечения (ПО) на внутреннем и зарубежных рынках, а также налаживание взаимодействия с крупными потенциальными заказчиками для уточнения требований к характеристикам разрабатываемого ПО, организации его тестирования и пилотного внедрения.
Разработан проект изменений в правила разработки регламентов предоставления госуслуг
Минкомсвязь разработала проект постановления о внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 и отдельные акты правительства РФ.
Предлагается изменить перечень административных процедур, предоставление которых возможно в электронной форме. Так, появляются такие процедуры, как запись на прием в орган власти, оказывающий услугу, оценка качества оказания услуги, досудебное обжалование и др.
Важно для граждан и организаций
Замена водительских прав через МФЦ
Опубликовано постановление правительства, которым многофункциональные центры наделены полномочиями по выдаче поступивших из подразделений Госавтоинспекции водительских удостоверений взамен ранее выданных.
В настоящее время российские водительские удостоверения (взамен ранее выданных) и международные водительские удостоверения выдаются только в подразделениях Госавтоинспекции.
Расширение перечня предоставляемых в МФЦ госуслуг предусмотрено распоряжением правительства (от 21 апреля 2016 года №747-р).
Регистрация юридических лиц через МФЦ с использованием электронных документов
На заседании правительства в пятницу 23 марта принято решение одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (в части взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей)» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
Предлагаемые изменения позволят оптимизировать и унифицировать механизмы взаимодействия в процессе предоставления госуслуги при обращении заявителей непосредственно в регистрирующий орган (ФНС России), через МФЦ, а также с использованием услуг нотариуса, в том числе перевести взаимодействие регистрирующего органа и МФЦ в безбумажную форму и отказаться от использования почтовых отправлений.
Сроки оформления биометрических загранпаспортов в МФЦ сдвинули на год
Оформление и выдача в МФЦ биометрических загранпаспортов откладываются: в городах с численностью населения свыше 100 тысяч человек их планируется начать выдавать с 1 февраля 2018 года, свыше 50 тысяч человек – с 1 сентября 2018 года, следует из постановления правительства от 31.01.2017 № 104. Ранее были установлены сроки 1 февраля 2017 года и 1 января 2018 года соответственно.
Получить и поменять полис ОМС можно будет в МФЦ
Минздрав разработал проект приказа, согласно которому получить и поменять полис обязательного медицинского страхования (ОМС) можно будет в многофункциональных центрах предоставления госуслуг (МФЦ).
В данный момент проект приказа находится на согласовании.
Система досудебного обжалования интегрирована с личным кабинетом гражданина на ЕПГУ
Теперь ход и результаты рассмотрения жалоб, поданных через портал ФГИС ДО, будут отображаться в личном кабинете на ЕПГУ.
ФГИС ДО была запущена в начале 2015 года. Граждане РФ имеют возможность в досудебном порядке обжаловать решения и действия, совершенные государственными служащими федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов при предоставлении государственных услуг.
Всероссийской переписи населения через Интернет быть!
Совет Федерации на очередном заседании 22 марта одобрил закон о внесении изменений в федеральный закон «О Всероссийской переписи населения», устанавливающий возможность проведения электронной переписи населения.
Гражданин, желающий внести данные о себе в электронном виде, должен быть зарегистрирован в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Электронная форма переписного листа полностью совпадает с бумажной.
Росреестр запустил электронный сервис выписок из ЕГРН
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) запустила в начале года электронный сервис для получения сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). С помощью сервиса можно получить выписку из ЕГРН об объекте недвижимости. Предоставление указанных сведений из ЕГРН предусмотрено вступившим в силу с 1 января 2017 г. Федеральным законом №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Технологии для открытого правительства
Утверждены требования к офисному ПО для органов власти
В марте 2017 года председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление, устанавливающее дополнительные требования к отечественному офисному программному обеспечению, включенному в реестр российского ПО. К офисному ПО, в частности, относятся: операционная система, коммуникационное ПО, офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, файловые менеджеры, справочно-правовая система, системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты.
Требования:
- На АРМ пользователя офисные программы должны иметь возможность работать под управлением не менее 2 различных ОС, включенных в реестр российского ПО, и ОС Microsoft Windows (версии 7 и выше). Для серверного оборудования — под управлением не менее 2 ОС, сведения о которых включены в реестр, и ОС Microsoft Windows Server (версии 2008 и выше).
- Из требований к офисному пакету в части текстового редактора, табличного редактора и редактора презентаций – возможность совместной работы над электронным документом группы пользователей, в том числе записи изменений в электронном документе в режиме реального времени.
Приоритет российской продукции при закупках госкомпаний
Вступило в силу разработанное ведомством постановление о приоритете товаров российского происхождения, а также работ и услуг. Таким образом, с 1 января 2017 года госкомпании при равных условиях должны отдавать предпочтение российской продукции. Данная мера направлена на поддержку отечественных компаний.
Постановление предусматривает, что при проведении конкурса и иных процедур, в которых победитель определяется путем оценки и сопоставления заявок, предложения о поставке российской продукции оцениваются с понижающим коэффициентом в 15%, при этом договор заключается по цене, предложенной в заявке. Если победителем аукциона становится поставщик, предлагающий иностранную продукцию, договор с ним заключается по цене, сниженной на 15%.
Электронные аукционы для госзакупок теперь можно проводить на 6 площадках
Право организовывать госзакупки в форме электронного аукциона получили площадки, ранее отобранные для приватизационных торгов: «Сбербанк-АСТ», «РТС-Тендер», ЕЭТП, ЭТП ММВБ и Агентство по госзаказу Республики Татарстан (АГ РТ), а также Российский аукционный дом (РАД), который ранее к проведению электронных аукционов допущен не был.