Федеральный закон о рекламе 2006 года

Федеральный закон о рекламе 2006 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О рекламе

Принят Государственной Думой 22 февраля 2006 года

Одобрен Советом Федерации 3 марта 2006 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы. (В редакции Федерального закона от 03.06.2011 № 115-ФЗ)

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на:

1) политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума;

2) информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;

3) справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

4) сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;

5) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;

6) объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

7) информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;

8) любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;

9) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

3. Положения настоящего Федерального закона, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги.

4. Специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

2) объект рекламирования — товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; (В редакции Федерального закона от 07.05.2009 № 89-ФЗ)

3) товар — продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

4) ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

5) рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

6) рекламопроизводитель — лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

7) рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

8) потребители рекламы — лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;

9) спонсор — лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности;

10) спонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре;

11) социальная реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства;

12) антимонопольный орган — федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации о рекламе

Законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Статья 5. Общие требования к рекламе

1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

2. Недобросовестной признается реклама, которая:

1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

3) об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

5) об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;

6) о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;

7) об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;

8) о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;

9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;

10) о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;

11) о результатах исследований и испытаний;

12) о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;

13) о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;

14) об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;

15) о правилах и сроках проведения конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

16) о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;

17) об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;

18) о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

19) о лице, обязавшемся по ценной бумаге;

20) об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

4. Реклама не должна:

1) побуждать к совершению противоправных действий;

2) призывать к насилию и жестокости;

3) иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;

4) формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц;

5) содержать информацию порнографического характера. (Пункт введен — Федеральный закон от 21.07.2011 № 252-ФЗ)

5. В рекламе не допускаются:

1) использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;

2) указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;

3) демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 218-ФЗ)

4) использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;

5) указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;

6) указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий. (В редакции Федеральных законов от 23.07.2013 № 200-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

6. В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

7. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

71. В рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте. (Часть введена — Федеральный закон от 12.04.2007 № 48-ФЗ)

8. В рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам.

9. Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

10. Не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях. (В редакции Федеральных законов от 21.07.2011 № 252-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

101. Не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции. (Часть введена — Федеральный закон от 21.07.2011 № 252-ФЗ)

102. Не допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территориями указанных организаций. (Часть введена — Федеральный закон от 21.07.2011 № 252-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 93-ФЗ)

103. Не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Положения настоящей части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения. (Часть введена — Федеральный закон от 03.04.2018 № 61-ФЗ)

11. При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ)

12. В случае размещения рекламы на телеканале (в телепрограммах, телепередачах) на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями (организацией), уполномоченными (уполномоченной) на проведение указанных исследований федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. (Часть введена — Федеральный закон от 03.07.2016 № 281-ФЗ)

Статья 6. Защита несовершеннолетних в рекламе

В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются:

1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;

2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;

3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;

4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;

5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;

6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью; (В редакции Федерального закона от 21.07.2011 № 252-ФЗ)

7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;

8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

ние решение суда, а также в целях предотвращения значительного ущерба заявителю».

Д.А. Шишкин О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РЕКЛАМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

На сегодняшний день реклама является мощным механизмом воздействия на формирование в среде потребителей оптимальных условий свободного выбора производителей, услуг и товаров. Это способствует не только четкому отслеживанию жизнедеятельного цикла продукции на рынке, но и созданию и укреплению среди покупателей действенной системы стойкого предпочтения рекламируемых объектов.

Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»1 (далее — Закон «О рекламе») регулирует правовые отношения, которые возникают в процессе создания и распространения рекламы. Данный Закон призван способствовать развитию рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечению в Российской Федерации единства экономического пространства. Кроме того, Закон нацелен на обеспечение реализации права потребителей в получении добросовестной и достоверной рекламы посредством предупреждения нарушений законодательства РФ о рекламе, а также пресечения фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно ст. 3 данного Закона реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Основной целью рекламы является стимулирование продаж рекламируемого товара. Известный американский рекламист

* Статья рекомендована к печати кандидатом юридических наук Л.И. Булгаковой.

1 СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.

Труды Института государства и права Российской академии наук № 2/2012

Раймонд Рубикам2 говорил: «У рекламы есть одна самая главная цель — продавать, все остальное от лукавого». Реклама — неотъемлемая часть деятельности любой фирмы. Это весьма тонкий рыночный инструмент. В условиях развитого рынка, когда присутствует высокая конкуренция, и каждый продавец стремится максимально удовлетворить потребности покупателя, реклама может послужить решающим фактором конкурентной борьбы.

Иначе говоря, реклама служит для того, чтобы оповестить различными способами (иногда всеми имеющимися) о новых товарах или услугах и их потребительских свойствах, и направлена на потенциального потребителя. Реклама необязательно навязывает товар покупателю. Иногда она просто заставляет его вспомнить конкретную марку или название товара (услуги), когда он делает свой выбор. Вначале потребитель решает, из чего выбирать, какой марке отдать предпочтение, а уже затем на основе своего представления о ней, стереотипа или сложившегося образа конкретной марки товара (услуги).

Итак, реклама — это информация: о конкретном лице (физическом или юридическом) или о товарах, об идеях и начинаниях. Она распространяется в любой форме, с помощью любых средств, предназначена для неопределенного круга лиц; призвана формировать или поддерживать интерес к лицам, товарам, начинаниям, а также способствовать реализации товаров, идей, начинаний.

Следует отметить, что прежнее законодательство также определяло рекламу как рекламную информацию, распространяемую в любой форме, с помощью любых средств, в целях формирования или поддержания интереса к рекламируемому объекту. Однако только сейчас внесены важнейшие поправки, вызванные современной экономической ситуацией. Дело в том, что сегодня в рекламе, а значит, в правовом регулировании и защите

2 Раймонд Рубикам — американский специалист по рекламе, основатель (совместно с Джоном Ором Янгом) известного рекламного агентства Young & Rubicam, создатель первого в рекламной индустрии исследовательского отдела.

нуждаются не только товары, физические и юридические лица, но и интеллектуальная собственность3.

Правовой анализ рекламного законодательства показывает, что как Закон «О рекламе» 1995 г., так и действующий Закон «О рекламе» 2006 г. не давали и не дают ответов на вопрос: чем же следует руководствоваться для отграничения рекламы от информации уведомительного характера. Корень проблемы кроется в понятии рекламы, содержащемся в законе. С сожалением приходится констатировать, что и в рамках действующего закона реклама определяется через информацию. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»4 информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Если следовать целям Федерального закона «О рекламе» (ст. 1) и организационной сущности рекламы, то закон должен распространяться на любые объявления физических и юридических лиц, связанные с осуществлением имущественных отношений. Понимая, что существенным сегментом общего товарооборота является товарооборот, осуществляемый в рамках предпринимательской деятельности, вместе с тем нельзя не отметить, что товарооборот с участием физических лиц (например, вторичный рынок недвижимости) также имеет немалую долю и способен существеннейшим образом влиять на общий товарный рынок. Нарушения прав потребителей информации, распространяемой физическими или юридическими лицами посредством таких объявлений, достаточно разнообразны и широко распространены. Это и введение в заблуждение относительно товара, и распространение объявлений о так называемом досуге, и использование объявлений при совершении мошеннических действий по отношению к их потребителям, и т.д. Отсутствие правового регулирования в данной сфере делает практически бесконтрольным распространение информации указанными лицами. Вред, причиненный такими действиями, представляется в

3 См.: Беляева О.А. Предпринимательское право: Учеб. пособие. 2-е изд. С. 22-23.

4 СЗ РФ. 2006. № 31. Ст. 3448. 104

некоторых случаях не менее существенным, чем при распространении ненадлежащей рекламы. Возможность контроля за подобными объявлениями при нынешнем состоянии правового регулирования отсутствует.

Дело в том, что реклама в том смысле, в котором ее понимает Закон «О рекламе» 2006 г., может быть размещена под видом статьи, восхваляющей тот или иной товар или его производителя. В этом случае рекламораспространитель умышленно не будет проставлять пометку «реклама» рядом с подобным текстом. Если же антимонопольный орган заподозрит правонарушение, то в процессе исследования опубликованной статьи ему придется анализировать ее на предмет вопроса, о какой именно информации идет речь: рекламной или просветительской. Только при условии понимания рекламы как представления надобность в решении столь сложной задачи отпадает. Ведь представление возможно с помощью любых средств и любыми методами.

Товар может быть представлен и путем авторского текста, превозносящего описываемую в нем продукцию, например в виде интервью с изготовителем или продавцом. С точки зрения законодателя, подобный материал можно считать информацией оповещающего свойства, однако при рассмотрении рекламы в качестве творческого индивидуализирующего представления, независимо от формы своего выражения (при условии удовлетворения всем признакам, присущим рекламе), напечатанный в периодическом издании текст не потеряет своего рекламного характера и верно будет признан рекламой.

В соответствии со ст. 3 Закона «О рекламе»: объектом рекламирования признается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовителя или продавца товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. В качестве товара рассматривается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В качестве субъектов рекламных отношений следует выделить следующие основные понятия: рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

рекламопроизводитель — лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств; рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы;

потребители рекламы — лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;

спонсор — лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.

Функции одного или нескольких участников рекламной деятельности могут совпадать в одном лице. В роли рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей могут выступать юридические лица и физические лица — индивидуальные предприниматели, поскольку на объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, действие Закона «О рекламе» не распространяется.

В то же время в Законе «О рекламе» отсутствует такой субъект российского рекламного бизнеса, как рекламное агентство, которое по нынешним реалиям не может уложиться в понятия «рекламопроизводитель» и «рекламораспространи-тель»5.

Права и обязанности субъектов рекламных отношений определяются законодательством о рекламе и договором. Субъ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 См.: Полукаров В.Л. Производство, размещение и распространении рекламного продукта. М., 2003. С. 54. 106

ектом рекламных отношений являются также потребители рекламы, т.е. лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

Важнейшими субъектами рекламных отношений, осуществляющими государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе, являются Федеральный антимонопольный орган (ФАС России) и его территориальные органы.

Кроме ФАС России контроль в сфере рекламы осуществляют и другие органы государственной и муниципальной власти, в том числе Государственная инспекция безопасности дорожного движения, Министерство связи и массовых коммуникаций6.

Федеральная антимонопольная служба РФ наделена следующими полномочиями:

а) предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами;

б) направляет рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе, решений об осуществлении контррекламы;

в) направляет материалы о нарушениях законодательства РФ о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или о досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;

г) направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы;

д) вправе предъявлять иски в суды, арбитражные суды, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей рекламы, в связи с нарушением рекламодателями, рекламопроиз-водителями и рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе и о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой;

6 См.: Минбалев А.В. Правовое регулирование рекламной деятельности: Учеб. пособие. С. 43.

е) вправе заключать с рекламодателями, рекламопроизводи-телями и рекламораспространителями соглашения о соблюдении ими правил и обычаев рекламной практики.

Сотрудники ФАС (его территориальных органов) в целях выполнения возложенных на этот орган функций по контролю за соблюдением законодательства РФ о рекламе имеют право беспрепятственного доступа ко всем необходимым документам и другим материалам рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей. При этом полученные таким образом сведения, составляющие коммерческую тайну, разглашению не подлежат. В случае разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну, причиненные убытки подлежат возмещению федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом) в порядке, установленном законодательством.

Помимо государственных органов контроль в сфере производства и распространения осуществляют органы саморегулирования в области рекламы — общественные организации (объединения), ассоциации и союзы юридических лиц, занимающихся рекламной деятельностью.

По мере развития рекламы и рекламного бизнеса формировалась и система регламентирования рекламной деятельности, которая в настоящее время включает:

государственное регулирование, выражающееся в законодательной регламентации рекламной деятельности, в том числе основных форм и правил;

саморегулирование: общественный контроль за соблюдением правил поведения в рекламном бизнесе в лице общественных и профессиональных организаций рекламистов, потребителей, рекламодателей (например, Ассоциация коммуникационных агентств России — АКАР, бывшая Российская ассоциация рекламных агентств — PAPA, КонфОП и др.).

Важнейшими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения на федеральном уровне в сфере рекламы, помимо названного Закона «О рекламе», являются:

Федеральный закон от 8 июня 2006 г. № 135-ФЗ «О защите

конкуренции» ;

Гражданский кодекс РФ;

Кодекс РФ об административных правонарушениях;

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»8;

постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»9;

постановление Правительства РФ от 17 августа 2006 г. № 508 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»10;

ГОСТ Р 52044-2005 «Наружная реклама на дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» (в ред. изм. № 1, утв. в июне 2005 г., изм. № 2, утв. в марте 2009 г.).

Соответствующие акты могут приниматься субъектами РФ. Так, в Москве было принято постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2006 г. № 908-ПП «О порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве»11.

Основными функциями законодательного обеспечения рекламной деятельности являются:

упорядочивание и регулирование отношений в сфере рекламы (регулятивная функция);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы (охранительная функция);

создание условий для эффективного решения с помощью рекламы экономических, социальных и общественно-

7 СЗ РФ. 2006. № 31. Ст. 3434.

8 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

9 Российская газета. 2004. 31 июля.

10 Российская газета. 2006. 23 авг.

11 Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2006. № 69.

политических задач (воспитательная и организационная функ-ции)12.

Общие требования к рекламе перечислены в ст. 5 Закона «О рекламе», в которой выделены следующие пункты: реклама должна быть распознаваема без применения технических средств именно как реклама в момент ее представления. Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в печатной продукции не рекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки «на правах рекламы») не допускается.

Поскольку реклама обращена к неопределенному кругу лиц, на территории РФ она должна распространяться на русском языке. На государственных языках республик и родных языках народов РФ реклама может распространяться дополнительно, по усмотрению рекламодателей. Если деятельность рекламодателя является лицензируемой, в рекламе должен быть указан номер лицензии и орган, ее выдавший. Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться соответствующей пометкой. Не допускается реклама товаров, запрещенных к производству и реализации на территории РФ. Использование в рекламе объектов исключительных прав допускается только в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Реклама не должна побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику, побуждать к опасным действиям. Не допускается реклама, нарушающая интересы несовершеннолетних. Кроме того, в соответствии с нормами Закона «О рекламе» не допускается ненадлежащая реклама, т.е. реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, в частности недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама.

Закон «О рекламе» устанавливает также специальные требования, которые могут касаться различных аспектов изготовления, распространения рекламы, ее содержания. Такие требования предъявляются:

12 См.: Богацкая С.Г. Правовое регулирование рекламной деятельности. С. 8. 110

к рекламе, распространяемой с помощью специальных средств — радиовещания, телевещания, в периодических печатных изданиях, в кино- и видеообслуживании, на транспортных средствах и почтовых отправлениях. Особенности такой рекламы в основном касаются правил о ее продолжительности и объеме (ст. 11, 12 Закона «О рекламе»). Размещение рекламы на транспортных средствах ограничивается определенными местами (крыша, боковые поверхности кузовов до определенной линии). Рекламу следует размещать на площади, не превышающей 50% окрашенной поверхности кузовных деталей. Реклама не должна перекрывать внешние световые приборы, бортовые номера, ограничивать видимость с места водителя и т.д.;

к наружной рекламе, т.е. распространяемой в городских, сельских поселениях и на других территориях в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения. Распространение наружной рекламы допускается только при наличии разрешения компетентного государственного органа или органа местного самоуправления. За выдачу разрешения взимается установленная плата. Распространение наружной рекламы на каком-либо объекте (здании, сооружении) допускается только на основании договора с собственником или обладателем иного вещного права на данное имущество;

к рекламе отдельных видов товаров — алкогольных напитков, табака и табачных изделий; лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники; оружия. Специальные требования предъявляются к рекламе отдельных видов товаров ввиду того, что их применение и использование может нанести вред жизни и здоровью, имуществу потребителей. Так, не допускается реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий в телепрограммах. Реклама этих товаров не должна обращаться непосредственно к несовершеннолетним, дискредитировать воздержание от употребления алкоголя или от курения, содержать информацию об их положительных терапевтических свойствах и т.п. (п. 1 ст. 16 Закона «О рекламе»).

Требования к рекламе некоторых видов товаров содержатся также в специальных законодательных актах (см. федеральные законы «О лекарственных средствах», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О безопасном обращении с пестици-

дами и агрохимикатами», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и др.).

Специальные требования также предъявляются, что в данном случае объясняются привлечением при осуществлении указанных видов деятельности денежных средств населения. При производстве, размещении, распространении рекламы этих услуг не разрешается гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям, рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссии; представлять любого рода гарантии, обещания или предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности и т.д.

Сформулированные в ст. 17 Закона «О рекламе» требования детализированы в специальных нормативных актах. Так, требования к рекламе на рынке ценных бумаг определены гл. 9 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»13.

Общие положения об ответственности за нарушение законодательства РФ о рекламе устанавливаются в ст. 38 Закона «О рекламе». Нарушение физическими и юридическими лицами законодательства РФ влечет ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

В контексте положений ст. 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена гражданским и административным правом. Кроме того, за умышленное нарушение законодательства РФ о рекламе ответственность может быть предусмотрена другими федеральными законами. Таким образом, законодатель оставляет возможность внести изменения в Уголовный кодекс РФ и установить ответственность за более серьезные нарушения, к которым в первую очередь относится заведомо ложная реклама, причинившая серьезный ущерб потребителям.

Проблемы рекламного законодательства неоднократно обсуждались в литературе. Их число, а также характер обусловили необходимость обновления рекламного законодательства, поскольку оно, пользуясь установленными на определенном этапе развития механизмами, позволяет рекламным отношениям развиваться только до определенного предела. Когда же объективные общественные отношения «перерастают» установленные ранее механизмы, по-

13 СЗ РФ. 112

следние не только перестают выполнять свои функции, но и тормозят развитие рекламных отношений. Появляется потребность путем соответствующего вмешательства обновить такие механизмы, сделав их работоспособными.

Многие авторы сходятся во мнении, что ныне действующее рекламное законодательство РФ недостаточно консолидировано. Ключевые нормы, регулирующие рекламную деятельность, разбросаны по большому количеству нормативных правовых актов (федеральные законы «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «О телевизионном вещании и радиовещании», «О средствах массовой информации» и т.д.). Сложившаяся ситуация в значительной степени затрудняет процесс эффективного регулирования рекламной деятельности14.

Важную роль в правовом регулировании рекламных отношений призваны играть технические регламенты. Так, например, п. 8 ст. 5 Закона «О рекламе» содержит положение о том, что в рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким регламентам. Законодатель подчиняет требованиям технических регламентов положения ст. 7, 14, 15, 19, 20 Закона «О рекламе», в связи с чем анализ вопросов разработки, применения требований технических регламентов является достаточно актуальным. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон «О техническом регулировании») под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

14 См.: ГермогеноваЛ.Ю. Эффективная реклама в России. М., 2004. С. 77-78.

Следует отметить, что Закон «О техническом регулировании» является, по сути, реформаторским и призван заменить действующие ГОСТы на технические регламенты, которые будут носить обязательный характер. Однако замена ГОСТов на технические регламенты идет слишком медленно (в течение трех лет был принят всего один такой норматив, причем принят Правительством РФ, а не Государственной Думой, в то время как Закон «О рекламе» вступил в действие с 1 июля 2006 г.).

Если принять во внимание указанные выше обстоятельства, становится очевидным, что Закон «О рекламе», защищающий интересы слабой стороны — потребителя, в ситуации, когда «опорное» для него законодательство о техническом регулировании еще не сформировано, будет иметь декларативный характер. Только комплексный подход к формированию законодательства способен обеспечить баланс интересов потребителей и иных субъектов рекламной деятельности, а также надлежащее осуществление предпринимательской деятельности.

Следует сказать и о контролирующих органах, с которыми обычно сталкивается рекламодатель. Антимонопольный комитет, который постоянно следит за соблюдением закона о рекламе, неоднократно наказывал рекламодателей за ненадлежащую (недостоверную, неэтичную и т.д.) рекламу. Однако принимаемые им меры к нарушителям законодательства не оказывают должного действия, поскольку в основном содержат предупреждения либо очень мягкие наказания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ю.А. Каспрова

ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ДЕФИНИЦИИ*

Вопрос дефиниции понятия «экологически неблагополучные территории» на законодательном уровне детально не прора-

* Статья рекомендована к печати кандидатом юридических наук А.А.

Траниным.

Федеральным законом от 03.08.2018 N 325-ФЗ внесены изменения в статьи 14 и 15 Федерального закона «О рекламе», согласно которому изменились требования к рекламе в детских телепередачах.

Установлено, что в детских телепередачах не допускается распространение рекламы отдельных видов товаров (в т.ч. алкогольной продукции, лекарственных средств, БАД и др.). Данное ограничение не распространяется на спонсорскую рекламу, за исключением алкогольной продукции, продукции военного назначения и оружия, основанных на риске игр, пари, услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением, деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации. Ранее количество рекламы регламентировалось в зависимости от продолжительности детской телепередачи.

Также уточнено, что общая продолжительность распространяемой в любой телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр не может превышать 20,0% времени вещания в течение часа и 15, 0% времени вещания в течение суток.

21 января 2019

Об особенностях рекламы медицинских услуг и лекарственных средств в изданиях, не предназначенных для медицинских работников.

Для редакций и издателей журналов Анастасия Махнёва составила подробную юридическую памятку о рекламе медицинских услуг и препаратов.

I. Нормативно-правовые и ведомственные акты в сфере рекламы медицинских услуг и сопутствующих (смежных) объектов рекламирования.

1.1. Статья 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе». В статью вносились следующие изменения:

  • Федеральным законом от 23 июля 2013 г. №200-ФЗ.
  • Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. №317-ФЗ.
  • Федеральным законом от 28 июня 2014 г. №190-ФЗ.

1.2. Письма и рекомендации Федеральной антимонопольной службы:

  • Письмо Федеральной антимонопольной службы от 17 декабря 2013 г. №АД/51199/13 «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О рекламе».
  • Письмо Федеральной антимонопольной службы от 21 июня 2017 г. №АД/41673/17 «О применении ст. 14.3 КоАП РФ».
  • Письмо Федеральной антимонопольной службы от 25 сентября 2017 г. №АК/65861/17 «О рекламе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации».
  • Письмо Федеральной антимонопольной службы от 14 июня 2018 г. №АК/43550/18 «Об использовании образов медицинских работников в рекламе учебных заведений для медицинских работников».
  • Рекомендации по соблюдению законодательства о рекламе безрецептурных лекарственных средств, утв. 7 ноября 2018 г.

II. Требования к рекламе медицинских услуг и сопутствующих (смежных) объектов рекламирования.

В настоящее время при размещении рекламы медицинской (в том числе косметологической, стоматологической, массажной, фитнес-, велнес-) тематики издатели и редакции немедицинских журналов должны учитывать следующее.

2.1. Издатель и редакция немедицинского издания, будучи рекламораспространителями, а также рекламодатели журнала несут ответственность за соблюдение следующих норм (ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»):

2.1.1. Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Предупреждение должно занимать не менее 5% рекламной площади (ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»).

2.1.2. В немедицинских изданиях запрещена:

  • реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты,
  • методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации,
  • медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка (ч. 8 ст. 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»).

Стоит отметить, что Федеральный закон от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» не содержит понятия методов профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации. На это в том числе указано в Письме Федеральной антимонопольной службы от 21 июня 2017 г. №АД/41673/17 «О применении ст. 14.3 КоАП РФ».

Письмо Федеральной антимонопольной службы от 25 сентября 2017 г. №АК/65861/17 «О рекламе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации» разъясняет следующее:

<…> необходимо обратить внимание на разграничение рекламы медицинских услуг и рекламы методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

По мнению ФАС России, при отнесении рекламы к рекламе медицинских услуг или к рекламе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации необходимо исходить из следующего.

Перечень медицинских услуг определен Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 №1664н (далее – Номенклатура).

При этом указание в рекламе способов воздействия на организм человека, полностью совпадающих с наименованием медицинских услуг, содержащихся в Номенклатуре, позволяет квалифицировать такую рекламу в качестве рекламы медицинских услуг, при отсутствии в такой рекламе иной информации, позволяющей выделить иные объекты рекламирования, в том числе при отсутствии в рекламе раскрытия содержания того или иного метода профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

Данный подход также подтверждается судебной практикой, в частности, из пункта 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017, следует, что если информация о методе профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации не раскрывается самостоятельным образом и распространяется в составе рекламы медицинских услуг, то такая реклама часть 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» не нарушает.

При этом суды отмечают (Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2016 №303-КГ16-8450 по делу №А04-5936/2015), что реклама, в которой раскрывается содержание того или иного метода профилактики, способа или приема диагностики, лечения и медицинской реабилитации, подпадает под запрет, установленный частью 8 статьи 24 Закона о рекламе.

По результатам анализа судебной практики мы рекомендуем:

  • Включать в рекламный текст точную формулировку медицинской услуги согласно Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 13 октября 2017 г. №804Н.
  • Не включать в рекламный текст описание способов (методов) лечения, предлагаемых рекламодателями. Смысловые акценты делать именно на медицинских услугах, т.е. на их потребительских свойствах: например, стоимость, качество, безболезненность, заботливое отношение персонала, результаты и цели лечения, социальные аспекты лечения, изменение качества жизни пациента и т.п.
  • Не указывать название медицинского оборудования (например, «томограф»), а заменять его на названия соответствующих медицинских услуг согласно Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 13 октября 2017 г. №804Н (например, магнитно-резонансная томография позвоночника, магнитно-резонансная томография суставов).

2.1.3. В немедицинских изданиях запрещена реклама лекарственных средств, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ч. 9 ст. 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»):

Запрещена реклама «лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, и список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации».

2.2. Рекламодатель дополнительно несет ответственность за соблюдение следующих норм (издатель и редакция журнала как рекламораспространители в данном случае не несут ответственность, ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»):

2.2.1. Реклама медицинских услуг не должна (ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»):

  • содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
  • содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
  • создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
  • содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.

2.2.2. Реклама лекарственных средств не должна (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»):

  • обращаться к несовершеннолетним;
  • содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
  • содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
  • создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
  • содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;
  • способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования (запрет не распространяется на рекламу лекарственных препаратов, применяемых для профилактики заболеваний, ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»);
  • создавать впечатление ненужности обращения к врачу;
  • гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;
  • представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;
  • содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.

Сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных препаратов допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования (ч. 6 ст. 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»).

Подробные разъяснения требований к содержанию рекламы безрецептурных лекарственных средств см. в документе: «Рекомендации по соблюдению законодательства о рекламе безрецептурных лекарственных средств», утв. 7 ноября 2018 года (документ доступен по ).

2.2.3. Реклама методов народной медицины не должна (ч. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»):

  • содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
  • содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
  • создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
  • содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;
  • создавать впечатление ненужности обращения к врачу.

2.2.4. Реклама медицинских изделий не должна (ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»):

  • обращаться к несовершеннолетним;
  • содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
  • содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
  • создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
  • содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;
  • способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;
  • создавать впечатление ненужности обращения к врачу;
  • гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.

Сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, медицинских изделий допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования (ч. 6 ст. 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»).

2.2.5. Использование образов медицинских и фармацевтических работников допускается только в рекламе медицинских услуг и средств личной гигиены. То есть нельзя использовать образы медицинских и фармацевтических работников в рекламе лекарственных средств, методов народной медицины, медицинских изделий (п. 4 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»).

Письмо Федеральной антимонопольной службы от 14 июня 2018 г. №АК/43550/18 «Об использовании образов медицинских работников в рекламе учебных заведений для медицинских работников» разъясняет следующее:

<…> необходимо отметить, что запрет, содержащийся в пункте 4 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», касается не только визуального образа медицинских и фармацевтических работников, но любых визуальных, звуковых и иных средств, формирующих образ медицинских и фармацевтических работников в сознании потребителя рекламы.

Под образом понимается отражение в сознании потребителей рекламы объектов материального мира, их наглядное, живое представление. При этом необходимо заметить, что использование образов может быть визуальным, звуковым, текстовым.
Визуальным использованием образов медицинских и фармацевтических работников в рекламе, по мнению ФАС России, является изображение в рекламе данных лиц (включая неизвестных или вымышленных), в том числе демонстрация частей тела, силуэтов и т.п.

Следовательно, под образом медицинского и фармацевтического работника понимается, в том числе, указание в тексте рекламы наименования специальности медицинского работника (например, стоматолог, отоларинголог, хирург и т.п.) или профессиональной принадлежности (врач, доктор, фармацевт, аптекарь и т.п.).
<…>

При этом следует исходить из того, что сформировать в сознании потребителя рекламы впечатление присутствия медицинского или фармацевтического работника возможно также путем включения в рекламу деталей, свидетельствующих об участии в сюжете рекламного ролика медицинского или фармацевтического работника.

2.3. Также обращаем внимание, что закон устанавливает определенные ограничения на рекламу БАДов и детского питания (ст. 25 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»).

Материал подготовлен специально для сайта ИНТЕЛЛЕКТ-С

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *