Органы управления архивным делом на региональном уровне

Органы управления архивным делом на региональном уровне

Страницы ← предыдущая следующая → читальных залах государственных архивов Российской федерации», зарегистрированные Министерством юстиции России 16 декабря 1998 г. Основным нормативно-правовым актом, определяющим деятельность государственных и ведомственных архивов, является Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации», вступивший в силу 27 октября 2004 г. Данный документ состоит из 32 статей, объединенных в 9 глав: • Глава 1. Общие положения. • Глава 2. Архивный фонд Российской Федерации. • Глава 3. Управление архивным делом в Российской Федерации. • Глава 4. Хранение и учет архивных документов. • Глава 5. Комплектование архивов архивными документами. • Глава 6. Доступ к архивным документам и их использование. • Глава 7. Ответственность за нарушение законодательства об архивном деле в Российской Федерации. • Глава 8. Международное сотрудничество. • Глава 9. Заключительные положения. В четырех статьях, содержащихся в главе 1, очерчивается предмет регулирования настоящего закона, оговаривается состав законодательства об архивном деле в Российской Федерации (далее – РФ), даются основные понятия, касающиеся организации архивного дела в России, определяется круг полномочий федеральных, региональных органов государственного управления РФ, муниципальных образований в области архивного дела. В статье 1 определяется предмет регулирования настоящего закона. При этом указывается, что он призван регулировать отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в РФ в интересах граждан, общества и государства. В статье 3 даны основные понятия, определяющие порядок организации и функционирования архивного дела в РФ. Среди них: Архив — учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов. Архивное дело в РФ — деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов. Архивный документ — материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства. 11 Архивный фонд — совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой. Архивный фонд РФ — исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов РФ, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению. Временное хранение архивных документов — хранение архивных документов до их уничтожения в течение сроков, установленных нормативными правовыми актами; Временное хранение документов Архивного фонда РФ — хранение документов Архивного фонда РФ до их передачи на постоянное хранение. Государственный архив — федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством РФ, или государственное учреждение субъекта РФ, создаваемое органом государственной власти субъекта РФ, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда РФ, а также других архивных документов. Документ Архивного фонда РФ — архивный документ, прошедший экспертизу ценности документов, поставленный на государственный учет и подлежащий постоянному хранению. Документы по личному составу — архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем. Муниципальный архив — структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда РФ, а также других архивных документов. Особо ценный документ — документ Архивного фонда РФ, который имеет непреходящую культурно-историческую и научную ценность, особую важность для общества и государства и в отношении которого установлен особый режим учета, хранения и использования. Пользователь архивными документами — государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации. Постоянное хранение документов Архивного фонда РФ — хранение документов Архивного фонда РФ без определения срока (бессрочное). Уникальный документ — особо ценный документ, не имеющий себе подобных по содержащейся в нем информации и его внешним признакам, невосполнимый при утрате с точки зрения его значения и автографичности. 12 Экспертиза ценности документов — изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для включения в состав Архивного фонда РФ. В статье 4 закона разграничивается круг полномочий федерального центра, субъектов федерации, муниципальных образований по вопросам организации архивного дела. К полномочиям РФ относятся: 1) разработка и проведение единой государственной политики в области архивного дела; 2) установление единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов и контроль за соблюдением указанных правил; 3) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов: а) федеральных государственных архивов, музеев и библиотек; б) федеральных органов государственной власти РФ; в) государственных внебюджетных фондов; г) академий наук РФ, имеющих государственный статус; д) федеральных государственных предприятий и учреждений; 4) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов РФ и муниципальных образований; 5) решение вопросов о временном вывозе документов Архивного фонда РФ за пределы РФ. К полномочиям субъектов РФ относятся: 1) проведение государственной политики в области архивного дела на территории субъекта РФ; 2) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов: а) государственных архивов, музеев, библиотек субъекта РФ; б) органов государственной власти субъекта РФ; в) государственных унитарных предприятий и учреждений субъекта РФ; 3) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в собственности субъекта РФ, в собственность РФ, иных субъектов РФ и муниципальных образований. К полномочиям муниципального образования относятся: 1) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов: а) органов местного самоуправления, муниципальных архивов, музеев, библиотек; б) муниципальных унитарных предприятий и учреждений; 13 2) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в муниципальной собственности, в собственность РФ, субъектов РФ, иных муниципальных образований. В статьях главы 2 Федерального закона определяется состав Архивного фонда РФ. Указывается, что в состав Архивного фонда РФ входят находящиеся на территории РФ архивные фонды и архивные документы независимо от источника их образования, вида носителя, места хранения и формы собственности. При этом отнесение документов к составу Архивного фонда РФ производится на основании экспертизы их ценности, осуществляемой центральной экспертно-проверочной комиссией специально уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти. В статьях 7,8,9 главы 2 определяется круг архивных документов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной и частной собственности. К федеральной собственности относятся архивные документы: 1) хранящиеся в федеральных государственных архивах, федеральных музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук (за исключением документов, отданных на хранение без передачи их в собственность); 2) государственных органов и организаций (федеральных органов государственной власти, иных государственных органов РФ); 3) бывших неприятельских государств, перемещенные в СССР в результате Второй мировой войны и находящиеся на территории РФ; 4) отнесенные к федеральной собственности федеральными законами. К собственности субъекта РФ относятся архивные документы: 1) хранящиеся в государственных архивах субъекта РФ, музеях и библиотеках субъекта РФ (за исключением документов, отданных на хранение без передачи их в собственность); 2) государственных органов и организаций субъекта РФ. К муниципальной собственности относятся архивные документы: 1) органов местного самоуправления и муниципальных организаций; 2) хранящиеся в муниципальных архивах, музеях и библиотеках (за исключением документов, отданных на хранение без передачи их в собственность). К частной собственности относятся архивные документы: 1) организаций, действующих на территории РФ и не являющихся государственными или муниципальными; 2) созданные гражданами или законно приобретенные ими. При этом в статье 10 настоящего закона, в частности, отмечается, что архивные документы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не подлежат приватизации, не могут быть объектом продажи, мены, дарения, а также иных сделок, могущих привести к их отчуждению, 14 если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральными законами. В случае приватизации государственных или муниципальных предприятий образовавшиеся в процессе их деятельности архивные документы, в том числе документы по личному составу, остаются соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта РФ и муниципальной собственности. В отношении документов, находящихся в частной собственности, в законе оговорены права и обязанности собственников в отношении архивных документов, находящихся у них на правах частной собственности. Следует обратить внимание на то, что в случае, если собственник особо ценных и охраняемых государством документов не выполняет свои обязанности по хранению, учету и использованию этих документов, что может привести к утрате ими своего значения, то такие документы по решению суда могут быть изъяты у собственника. В случае проведения торгов по продаже архивных документов, находящихся в частной собственности, организаторы торгов обязаны за 30 дней до дня их проведения, проинформировать в письменной форме о месте, времени и об условиях продажи архивных документов федеральный орган исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта РФ в области архивного дела, на территории которого проводятся торги. Нарушение данного порядка продажи архивных документов может служить основанием для возникновения у федерального органа исполнительной власти и органа исполнительной власти субъекта РФ в области архивного дела права требовать в судебном порядке перевода на них прав и обязанностей покупателя. В статьях главы 3 определяется порядок создания и управления архивным делом в РФ. Указывается, что в России создана система органов управления архивным делом. Она включает в себя: 1. Государственное управление архивным делом в РФ, которое осуществляют федеральные органы государственной власти. 2. Государственное управление архивным делом в субъектах РФ осуществляют органы государственной власти субъектов РФ. 3. Управление архивным делом в муниципальных образованиях, осуществляемое органами местного самоуправления. В статьях главы 4 определяется порядок хранения и учета архивных документов. Хранение. В соответствии с законом документы Архивного фонда РФ, находящиеся в государственной собственности, хранятся: 1) постоянно — в государственных архивах, музеях, библиотеках и организациях Российской академии наук; 15 2) временно — в государственных органах, организациях, создаваемых ими архивах в течение установленных сроков, а также в муниципальных архивах в случае наделения органа местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования. Документы Архивного фонда РФ, находящиеся в муниципальной собственности, хранятся: 1) постоянно — в муниципальных архивах, музеях и библиотеках; 2) временно — в органах местного самоуправления, муниципальных организациях и создаваемых ими архивах в течение установленных сроков. Документы Архивного фонда РФ, находящиеся в частной собственности, могут храниться их собственниками или самостоятельно или могут быть переданы на хранение в государственный или муниципальный архив, библиотеку, музей, а также в организацию Российской академии наук. Учет. Все документы Архивного фонда РФ, независимо от места их хранения, подлежат государственному учету. Порядок государственного учета документов Архивного фонда РФ определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В статьях главы 5 очерчивается круг источников комплектования архивов архивными документами, устанавливается порядок передачи документов Архивного фонда РФ на постоянное хранение, определяются сроки временного хранения документов. В законе отмечается, что в качестве источников комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами могут выступить государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, в процессе деятельности которых образуются документы Архивного фонда РФ, другие архивные документы, подлежащие приему на хранение в государственные и муниципальные архивы. Устанавливаются следующие сроки временного хранения документов Архивного фонда РФ до их поступления в государственные и муниципальные архивы: 1) для документов федеральных органов государственной власти, иных государственных органов РФ — 15 лет; 2) для документов органов государственной власти, иных государственных органов и организаций субъектов РФ — 10 лет; 3) для документов органов местного самоуправления — 5 лет; 4) для отдельных видов архивных документов: а) записей актов гражданского состояния — 100 лет; б) документов по личному составу, записей нотариальных действий, документов о приватизации жилищного фонда — 75 лет; в) проектной документации по капитальному строительству — 20 лет; г) технологической и конструкторской документации — 20 лет; 16 д) патентов на изобретение, промышленный образец — 20 лет; е) научной документации — 15 лет; ж) кино- и фотодокументов — 5 лет; з) видео- и фонодокументов — 3 года. В статьях главы 6 устанавливается порядок доступа к архивным документам и их использование. В соответствии с законом пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы. Доступ к архивным документам обеспечивается путем предоставления пользователю архивными документами справочно-поисковых средств, подлинников или копий документов. Доступ к архивным документам может быть ограничен в соответствии с международным договором РФ, законодательством РФ, а также в соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности. Ограничивается доступ к архивным документам, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством РФ тайну, а также к подлинникам особо ценных документов. Ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, устанавливается на срок 75 лет со дня создания указанных документов. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, при наличии у них соответствующих архивных документов обязаны бесплатно предоставлять пользователю архивными документами архивные справки или копии архивных документов, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций. В статьях главы 7 определены меры ответственности за нарушение законодательства об архивном деле в РФ. В соответствии с законодательством должностные лица и граждане могут нести гражданско- правовую, административную, уголовную ответственность за нарушение законодательства об архивном деле в РФ. Глава 8 посвящена вопросам международного сотрудничества в области архивного дела. Законодательством устанавливается, что вывоз архивных документов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также документов Архивного фонда РФ, находящихся в частной собственности, запрещается. Вывоз за пределы РФ и ввоз в РФ копий архивных документов и выписок из них может осуществляться без ограничений, за исключением вывоза копий архивных документов, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством РФ. 17 Статьи главы 9 определяют порядок вступления в силу настоящего закона. В частности говорится об отмене действия предыдущего нормативно-правового акта, определявшего организацию архивного дела в России – Основ законодательства РФ об Архивном фонде Российской Федерации и архивах от 7 июля 1993 года № 5341-I. Глава 2. Государственная архивная служба Российской Федерации 2.1. Организация государственной архивной службы Российской Федерации Федеральная архивная служба России (Росархив) (с марта 2004 г. – Федеральное архивное агентство) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием документов Архивного фонда Российской Федерации. Федеральное архивное агентство структурно является подразделением Министерства культуры РФ. Историческая справка Основные события из истории становления архивной службы в России: с 1918 по 1922 гг.—Главное управление архивным делом при Наркомате просвещения РСФСР (ГУАД / Главархив при Наркомпросе РСФСР); с 1922 по 1929 гг.—Управление Центральным архивом при ВЦИК РСФСР (Центрархив); с 1929 по 1938 гг.—Центральное архивное управление РСФСР (ЦАУ РСФСР); с 1929 по 1938 гг.—Центральное архивное управление Союза ССР (ЦАУ СССР); с 1938 по 1948 гг.—Главное архивное управление НКВД СССР (ГАУ НКВД СССР); с 1948 по 1960 гг.—Главное архивное управление МВД СССР (ГАУ МВД СССР); с 1955 по 1990 гг.—Главное архивное управление при Совете министров РСФСР (ГАУ при СМ РСФСР); с 1960 по 1991 гг.—Главное архивное управление при Совете министров СССР (ГАУ при СМ СССР / Главархив СССР); с XI. 1990 по XI. 1991 гг.—Комитет по делам архивов при Совете министров РСФСР (Роскомархив); с IX. 1991 по XII. 1992 гг.—Комитет по делам архивов при Правительстве Российской Федерации (Роскомархив); с IX / XII. 1992 по VIII. 1996 гг.—Государственная архивная служба России (Росархив); с VIII. 1996 по III. 2004 г. – Федеральная архивная служба РФ; 18 с III. 2004 г. – Федеральное агентство при Министерстве культуры РФ. Федеральная архивная служба (Федеральное архивное агентство) России является правопреемницей архивных служб СССР и РСФСР, существовавших в советское время. Декрет от 18 июня 1918 г. «О реорганизации и централизации архивного дела», подписанный В. И. Лениным, предусматривал создание Главного управления архивным делом (ГУАД, или Главархива) при Наркомате просвещения РСФСР—первого в истории России органа управления централизованным архивным делом. Его основной функцией было управление Единым государственным архивным фондом (ЕГАФ), формирование и проведение единой архивной политики. До 26 ноября 1921 г. архивы находились в ведении Наркомпроса, а затем, в соответствии с постановлением Президиума ВЦИК переведены в ведение ВЦИК. После принятия новой Конституции РСФСР Президиум ВЦИК утвердил «Положение о Центральном архиве (Центрархиве) РСФСР» (30 января 1922 г.). Архивной системой вместо ГУАД стало руководить Управление Центральным архивом при ВЦИК РСФСР. В его обязанности входило общее управление, планирование и контроль в области архивного дела на территории РСФСР, прямое руководство всеми московскими и петроградскими центральными государственными архивами. 28 января 1929 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили «Положение об архивном управлении РСФСР». Архивные учреждения РСФСР стали подведомственны Центральному архивному управлению РСФСР (ЦАУ РСФСР) при ВЦИК, подчиняясь непосредственно его Президиуму. На ЦАУ РСФСР возлагалось общее руководство архивным делом в республике, а также непосредственное управление всеми центральными госархивами республики. Тогда же ЕГАФ был переименован в Государственный архивный фонд (ГАФ). В 1929 г. происходят изменения в организации архивного дела и на союзном уровне. При ЦИК СССР было создано Центральное архивное управление Союза ССР (ЦАУ СССР). Согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 10 апреля 1929 г. «О Центральном архивном управлении Союза ССР» ЦАУ создавалось для общего управления и объединения деятельности центральных архивных управлений союзных республик по заведованию фондами общесоюзного значения. С этого времени архивы Российской Федерации стали отличать от центральных государственных архивов всесоюзного значения. К 1935 г. в ведении ЦАУ СССР находилось пять союзных архивов: Центральный архив Красной Армии (ЦАКА), Военно-исторический архив (ВИА), Центральный фотофонокиноархив (ЦФФКА), Центральный архив профдвижения (ЦАПД), Государственный архив внешней политики (ГАВП). При этом ряд центральных государственных архивов, хранивших документы общесоюзного значения, продолжали находиться в ведении ЦАУ РСФСР: 19 Центральный архив Октябрьской революции (ЦАОР), Центральный архив революции (ЦАР), Государственный архив феодально-крепостнической эпохи (ГАФКЭ), Центральный межевой архив, Архив народного хозяйства, культуры и быта и др. В 1938 г. в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета СССР Государственные архивы страны были переданы в ведение НКВД СССР. ЦАУ СССР было преобразовано в Главное архивное управление (ГАУ) НКВД СССР. В его непосредственное подчинение перешли важнейшие комплексы документов, которые образовали сеть центральных государственных архивов общесоюзного значения (ЦГАОР, ЦГАКА, ЦГАВМФ, ЦГАКФФД, ЦГИАЛ, ЦГИАМ, ЦГВИА и его филиал, ЦГАДА, ЦГЛА). К категории общесоюзных фондов были причислены и фонды центральных правительственных учреждений РСФСР, а также сеть центральных и местных архивов РСФСР. В 1948 г. НКВД преобразуется в Министерство внутренних дел (МВД), соответственно изменилось и название архивного ведомства—ГАУ МВД СССР. Республиканская архивная администрация в РСФСР была организована заново в 1955 г., когда в составе Министерства внутренних дел РСФСР было образовано Архивное управление (с 1960 г.—ГАУ РСФСР). В 1960 г. архивная отрасль была передана в ведение Совета министров СССР, а главный орган управления архивным делом стал называться— Главное архивное управление при Совмине СССР (ГАУ при СМ СССР, или Главархив СССР). В 1961 г. Правительство утвердило «Положение о Главном архивном управлении и сети центральных государственных архивов СССР». ГАУ СССР стало общесоюзным органом для научного и организационно- методического руководства архивным делом в стране. И вплоть до 1991 г. ГАУ СССР контролировало административные, финансовые, научно- методические, технические и многие иные направления деятельности государственных архивов всего Советского Союза. В непосредственном ведении Главного архивного управления при Совете министров РСФСР (ГАУ при СМ РСФСР), созданного также в 1960 г. на базе Архивного управления МВД РСФСР, находились центральные государственные архивы РСФСР. Другими государственными архивами Главархив РСФСР руководил через архивные отделы (управления) республик, краев и областей. 5 ноября 1990 г. на базе Главархива РСФСР был создан Комитет по делам архивов при Совете министров РСФСР (Роскомархив), отвечающий за государственные архивы на всей территории Российской Федерации. После провала путча в (августе 1991 г.) был издан Указ Президента РФ о передаче всех документов КПСС и КГБ СССР в ведение Роскомархива. На основе этих документов было создано два новых государственных архива—Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ, или 20 Страницы ← предыдущая следующая →

23 декабря 2019 г. в Доме Российского исторического общества состоялся круглый стол, посвященный истории отечественной внешней разведки. Мероприятие было приурочено к 99-летию Службы внешней разведки (СВР) России, ведущей свою историю с 20 декабря 1920 г. (в этот день председатель Всероссийской чрезвычайной комиссии Ф.Э. Дзержинский подписал приказ о создании Иностранного отдела ВЧК при НКВД РСФСР).

Мероприятие открыл председатель РИО, директор СВР России С.Е. Нарышкин. Отметив, что СВР вступила в свой вековой юбилейный год, он кратко охарактеризовал основные этапы истории службы и сообщил, что к предстоящему юбилею запланирована программа историко-просветительских мероприятий (в частности, планируется рассекретить ряд архивных документов по истории ведомства; недавно принято решение и о рассекречивании имен семи сотрудников особого резерва – разведчиков-нелегалов).

«История отечественной внешней разведки – это, безусловно, неотъемлемая часть истории нашей страны. Изучать её полезно и познавательно. Поэтому убежден в том, что отдельные эпизоды истории Службы, которые могут быть раскрыты без ущерба для национальной безопасности, следует сделать достоянием широкой общественности. Главное, что мы хотим сказать нашему обществу, – разведка была, есть и будет сильным и эффективным инструментом защиты национальных интересов нашего государства», – сказал С.Е. Нарышкин.

Председатель Попечительского совета фонда «История Отечества», Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева в своем выступлении подчеркнула, что история разведки имеет огромное воспитательное значение для подрастающего поколения; о наиболее выдающихся героях-разведчиках надо рассказывать в рамках школьного курса истории, ведь их благородное, жертвенное служение – «лучший пример подлинного патриотизма».

Член Президиума Российского исторического общества, Руководитель Федерального архивного агентства А.Н. Артизов, поздравив разведчиков с годовщиной создания СВР России, передал С.Е. Нарышкину для Музея Службы внешней разведки папки с копиями документов о первых руководителях советской политической разведки Якове Давтяне, Меере Трилиссере, Станиславе Мессинге, Артуре Артузове, Абраме Слуцком. Данные архивные материалы (в том числе – копии личных дел) будут способствовать более глубокому изучению истории жизни этих разведчиков, их вклада в защиту безопасности страны. С.Е. Нарышкин тепло поблагодарил Руководителя Росархива за ценный дар.

Генерал отечественной внешней разведки, а ныне Государственный секретарь Союзного государства Г.А. Рапота в своем выступлении отметил важность продолжения рассекречивания некоторых страниц деятельности СВР. Он подчеркнул, что эта служба дает такие навыки, которые позволяют людям, прошедшим эту школу, справиться с любыми сложностями, выполнять ответственные задачи на любом государственном посту.

На круглом столе также выступили историки отечественных спецслужб, ветераны, общественные деятели.

В рамках круглого стола состоялась торжественная церемония вручения премий Службы внешней разведки Российской Федерации имени академика Е.М. Примакова за лучшие произведения в области литературы и искусства о российской внешней разведке за 2019 год. Среди награждённых – художник Юрий Бирюков (за создание серии портретов разведчиков «Легенды разведки»), известный учёный-физик, член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук (за создание телевизионной программы «Картина мира с Михаилом Ковальчуком – Наука и разведка: атомный проект, технологии, безопасность»). В ходе мероприятия также прошла торжественная церемония памятного гашения художественных почтовых марок, посвященных 100-летию Службы внешней разведки.

После завершения круглого стола состоялось торжественное открытие памятника одному из основателей и первому председателю Русского исторического общества князю Петру Андреевичу Вяземскому.

Указом Президента РФ от 22.06.2016 № 293 «Вопросы Федерального архивного агентства» утверждено Положение о Федеральном архивном агентстве (Росархиве)

Федеральное архивное агентство (Росархив) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере архивного дела и делопроизводства, а также по контролю, оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в этой сфере.

Руководство деятельностью Росархива осуществляет Президент РФ.

В пределах своих полномочий Росархив, в частности, организует:

хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, в том числе мониторинг их состояния и использования;

информационное обеспечение деятельности Президента РФ и Правительства РФ, государственных органов и органов местного самоуправления на основе документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов;

обеспечение доступа граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений к документам Архивного фонда Российской Федерации и другим архивным документам, находящимся на хранении в подведомственных организациях, в том числе с использованием информационных поисковых систем;

исполнение запросов граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций и общественных объединений на основе документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов;

подготовку подведомственными организациями документальных публикаций, историко-документальных выставок, научно-справочных изданий на основе документов Архивного фонда Российской Федерации;

работу подведомственных организаций по рассекречиванию в установленном порядке носителей сведений, составляющих государственную тайну;

выдачу в установленном порядке заключений о возможности временного вывоза за пределы Российской Федерации документов Архивного фонда Российской Федерации.

Росархив имеет право:

1) запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к компетенции Росархива;

2) согласовывать отраслевые стандарты, инструкции и образовательные программы в области архивного дела и делопроизводства, разрабатываемые государственными органами;

3) направлять в установленном порядке работников Росархива в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей в архивы и подразделения делопроизводства государственных органов и организаций независимо от их организационно-правовой формы;

4) привлекать в установленном порядке к решению вопросов, относящихся к компетенции Росархива, научные и иные организации, ученых и специалистов;

5) давать физическим и юридическим лицам разъяснения по вопросам, относящимся к компетенции Росархива;

6) создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

7) разрабатывать, создавать и эксплуатировать информационные системы в установленной сфере деятельности;

8) проводить конкурсы работ в области архивоведения, документоведения и археографии, а также конкурсы профессионального мастерства среди работников организаций, осуществляющих деятельность в сфере архивного дела и делопроизводства.

Положение вступило в силу с 22 июня 2016 года.

Источник «КонсультантПлюс»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АРХИВНОЕ АГЕНТСТВО

ПРИКАЗ
от 9 января 2017 г. N 6

О ПОРЯДКЕ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРИВЕДОМСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА В ФЕДЕРАЛЬНОМ
АРХИВНОМ АГЕНТСТВЕ

В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2016 г. N 340 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 N 193 «Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89», приказываю:

1. Утвердить порядок осуществления внутриведомственного финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Федеральном архивном агентстве согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

И.О. Руководителя Росархива
О.В.НАУМОВ

Приложение
к приказу Росархива
от 09.01.2017 N 6

ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРИВЕДОМСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА В ФЕДЕРАЛЬНОМ
АРХИВНОМ АГЕНТСТВЕ

I. Осуществление внутриведомственного финансового контроля

1. Внутренний финансовый контроль осуществляется финансово-экономическим отделом Росархива (далее — Отдел), организующим и выполняющим процедуры составления и исполнения федерального бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности. Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляются в пределах установленной предельной численности и фонда оплаты труда работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Росархиву в федеральном бюджете на руководство и управление в установленной сфере деятельности. Внутренний финансовый контроль направлен:

а) на соблюдение правовых актов главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, регулирующих составление и исполнение федерального бюджета, составление бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета, включая порядок ведения учетной политики;

б) на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

2. Должностные лица Отдела осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными регламентами в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:

а) составление и представление документов в Министерство финансов Российской Федерации, необходимых для составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;

б) составление и представление документов в Федеральное казначейство, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам федерального бюджета, расходам федерального бюджета и источникам финансирования дефицита федерального бюджета;

в) составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета;

г) составление и направление документов в Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств федерального бюджета;

д) составление, утверждение и ведение бюджетных смет и свода бюджетных смет;

е) формирование и утверждение государственных заданий в отношении подведомственных федеральных государственных учреждений;

ж) исполнение бюджетной сметы;

з) принятие и исполнение бюджетных обязательств;

и) осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в федеральный бюджет, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации);

к) принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в федеральный бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации);

л) принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в федеральный бюджет (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации);

м) процедура ведения бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведения оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;

н) составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;

о) исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений.

3. При осуществлении внутреннего финансового контроля производятся следующие контрольные действия:

а) проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов;

б) подтверждение (согласование) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);

в) сверка данных;

г) сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.

4. Формами проведения внутреннего финансового контроля являются контрольные действия, указанные в пункте 3 настоящего Порядка (далее — контрольные действия), применяемые в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности (подведомственности) и смежного контроля.

5. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные. Визуальные контрольные действия осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации. Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц. Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.

6. К способам проведения контрольных действий относятся:

а) сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);

б) выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).

7. Подготовка к проведению внутреннего финансового контроля заключается в формировании (актуализации) карты внутреннего финансового контроля начальником отдела, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.

8. В карте внутреннего финансового контроля по каждому отражаемому в нем предмету внутреннего финансового контроля указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах контроля и периодичности, а также способах проведения контрольных действий.

9. Процесс формирования (актуализации) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:

а) анализ предмета внутреннего финансового контроля в целях определения применяемых к нему методов контроля и контрольных действий (далее — процедуры внутреннего финансового контроля);

б) формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) с указанием необходимости или отсутствия необходимости проведения контрольных действий в отношении отдельных операций.

11. Формирование (актуализация) карты внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем Росархива.

12. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится:

а) до начала очередного финансового года;

б) при принятии решения руководителем Росархива о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;

в) в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.

13. Формирование, утверждение и актуализация карт внутреннего финансового контроля осуществляется в порядке, установленном руководителем Росархива и проводится не реже одного раза в год.

14. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет руководитель Росархива.

15. Внутренний финансовый контроль в подразделениях Росархива осуществляется с соблюдением периодичности, методов контроля и способов контроля, указанных в картах внутреннего финансового контроля.

16. Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом Отдела путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим бюджетные правоотношения, внутренним стандартам и должностным регламентам, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции.

17. Смежный контроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом руководителем Росархива (иным уполномоченным лицом) путем согласования (подтверждения) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых должностными лицами других структурных подразделений.

18. Контроль по уровню подведомственности осуществляется сплошным или выборочным способом в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными учреждениями, путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам, и (или) путем сбора и анализа информации о своевременности составления и представления документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, точности и обоснованности информации, отраженной в указанных документах, а также законности совершения отдельных операций. Результаты таких проверок оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок.

19. Выявленные недостатки отражаются в журналах внутреннего финансового контроля, ведение которого осуществляет заместитель начальника Отдела.

20. Журналы внутреннего финансового контроля подлежат учету и хранению в установленном Росархивом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Порядок ведения регистров (журналов) внутреннего финансового контроля, перечни должностных лиц, ответственных за их ведение, устанавливаются руководителем Росархива.

21. Информация о результатах внутреннего финансового контроля направляется начальником Отдела руководителю Росархива по завершении очередного отчетного года. Порядок формирования и направления информации о результатах внутреннего финансового контроля на основе данных регистров (журналов) внутреннего финансового контроля устанавливается руководителем Росархива.

22. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные:

а) на изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать вероятность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур;

б) на изменение внутренних стандартов, в том числе учетной политики Росархива;

в) на уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;

г) на устранение конфликта интересов у должностных лиц, организовывающих и выполняющих внутренние бюджетные процедуры;

д) на проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;

е) на ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений главного администратора (администратора) средств федерального бюджета.

II. Осуществление внутреннего финансового аудита

23. Внутренний финансовый аудит осуществляется Отделом на основе функциональной независимости.

Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю Росархива.

Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.

Руководитель Росархива при организации внутреннего финансового аудита обязан исключать участие субъекта внутреннего финансового аудита в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур.

24. Целями внутреннего финансового аудита являются:

а) оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;

б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

в) подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования средств федерального бюджета.

25. Предметом внутреннего финансового аудита является совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных подведомственными Росархиву учреждениями (далее — объект).

26. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем Росархива (далее — план).

27. Аудиторские проверки подразделяются:

а) на камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;

б) на выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;

в) на комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.

28. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:

— запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;

— посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;

— привлекать независимых экспертов.

Срок направления и исполнения указанного запроса устанавливается Росархивом.

29. Субъект внутреннего финансового аудита обязан:

а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;

в) знакомить руководителя Росархива с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями).

30. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет руководитель Росархива.

31. Росархив обязан предоставлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, запрашиваемые им информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового аудита.

32. Составление, утверждение и ведение плана осуществляются в порядке, установленном Росархивом.

33. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.

По каждой аудиторской проверке в плане указывается проверяемая внутренняя бюджетная процедура, объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.

34. При планировании аудиторских проверок учитываются:

а) наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;

б) степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);

в) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;

35. План составляется и утверждается до начала очередного финансового года.

36. Аудиторская проверка назначается приказом руководителя Росархива и проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем Росархива.

37. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.

38. При составлении программы аудиторской проверки формируется аудиторская группа, состоящая из работников, проводящих аудиторскую проверку, и распределяются обязанности между членами аудиторской группы. Программа аудиторской проверки должна содержать:

а) тему аудиторской проверки;

б) наименование объектов аудита;

в) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.

39. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:

а) осуществления внутреннего финансового контроля;

б) законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств федерального бюджета;

в) ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;

г) применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;

д) вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;

е) формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

ж) бюджетной отчетности.

40. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, содержит:

а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;

б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;

в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;

г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;

д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;

е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;

ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;

з) акт аудиторской проверки.

41. Формирование, направление и сроки рассмотрения акта аудиторской проверки объектом аудита осуществляются в порядке, устанавливаемом руководителем Росархива. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который подписывается руководителем аудиторской группы и вручается им представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.

42. Акт аудиторской проверки и направляется руководителю Росархива, по результатам рассмотрения которого руководитель Росархива вправе принять решение о мерах ответственности за выявленные нарушения.

43. Отдел обеспечивает представление отчета о результатах аудиторской проверки и составление годовой (квартальной) отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита, содержащей информацию о результатах осуществления внутреннего финансового аудита и выводах о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности Росархива.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *