Штраф за несдачу ЕНВД

Штраф за несдачу ЕНВД

Не снявшись с учета, придется заплатить ЕНВД, даже не ведя деятельности

Читалка

Главная→ Читалка

Прекращение деятельности на ЕНВД

 опубликовано: № 24 (984) — июнь 2011, добавлено: 22.06.2011     

Тематики:  ЕНВД  

Показано только начало документа. Для просмотра всего текста необходимо оформить подписку на журнал АМБ-Экспресс:

В какой срок необходимо подать заявление ЕНВД-4? И предусмотрены ли штрафы за несвоевременную подачу заявления?

В соответствии со ст. 346.28 НК РФснятие с учета налогоплательщика единого налога на вмененный доход при прекращении им предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, осуществляется на основании заявления, поданного в налоговый орган в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД.

Форма № ЕНВД-4 «Заявление о снятии с учета индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» утверждена приказом ФНС РФ от 12.01.2011 г. № ММВ-7-6/1@.

Налоговый орган в течение пяти дней со дня получения от налогоплательщика заявления о снятии с учета в качестве налогоплательщика единого налога должен направить ему уведомление о снятии его с учета по форме № 2-4-Учет «Уведомление о снятии с учета физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации», утвержденной приказом ФНС РФ от 01.12.2006 г. № САЭ-3-09/826@.

При этом датой снятия с учета следует считать дату прекращения деятельности, указанную в форме № ЕНВД-4.

Об этом сказано в письме ФНС РФ от 05.03.2009 г. № МН-22-6/168@ «О порядке учета организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».

Налоговые штрафные санкции предусмотрены ст. 116 НК РФза нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе.

За нарушение порядка снятия с учета в налоговом органе штрафных санкций нет.

Однако, как сообщает Минфин РФ, обязанность по уплате единого налога на вмененный доход прекращается у налогоплательщиков только в случае снятия их с учета в налоговых органах в качестве плательщиков вышеуказанного налога.

Поэтому налогоплательщики, окончательно…

Главная — Статьи

Несвоевременно поданная налоговая декларация: штрафные санкции

Каждый налогоплательщик должен представлять отчетность в налоговую инспекцию, однако не все и не всегда делают это своевременно. Рассмотрим, какая ответственность предусмотрена законодательством за несвоевременное представление деклараций.

Ответственность за несвоевременное представление отчетности для юридических лиц и должностных лиц организации предусмотрена нормами Налогового кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Налоговая ответственность

Штрафные санкции за несвоевременную подачу деклараций установлены в ст. 119 НК РФ. Непредставление в установленный срок декларации в налоговый орган влечет штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. Если налогоплательщик не представил декларацию в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного срока, с него может быть взыскан штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.
Просрочка срока представления отчетности считается в рабочих днях.
Важно обратить внимание на то, что ответственность в виде штрафа наступает и в случае нарушения срока на один день. В связи с чем не рекомендуется откладывать подачу отчетности на последний день, поскольку из-за возможных очередей появляется риск нарушения установленных сроков.
В настоящее время многие налогоплательщики представляют налоговые декларации в электронном виде. Если у налогоплательщика нет технической возможности сделать это в установленный срок, он может представить отчетность в бумажном варианте в установленный срок, а потом «досдать» в электронном формате. В этом случае санкций за несвоевременное представление отчетности не будет, поскольку ответственность установлена только за представление декларации с нарушением сроков, а не за представление декларации по неустановленной форме, в том числе не в электронном виде (Постановления ФАС Московского округа от 09.02.2009 N КА-А40/163-09, от 20.01.2009 N КА-А40/11260-08, ФАС Северо-Западного округа от 16.02.2009 по делу N А42-4491/2008).
Рассмотрим ситуации, в которых имеет место несвоевременное представление отчетности, и санкции, налагаемые на налогоплательщиков, допустивших нарушение сроков представления деклараций.

Ситуация 1: несвоевременно представлена «нулевая» декларация, однако 180 дней с установленного срока подачи декларации еще не прошло

На первый взгляд такое нарушение чревато взысканием минимального штрафа в размере 100 руб. за несвоевременное представление декларации в течение срока 180 дней. Однако в Налоговом кодексе РФ не указано конкретно, можно ли взыскать на основании данной нормы штраф за несвоевременную подачу «нулевой» декларации.
По данному вопросу есть две противоположные точки зрения.
Первая: при несвоевременном представлении «нулевой» декларации взыскивается штраф в сумме 100 руб. (Письма Минфина России от 27.10.2009 N 03-07-11/270, от 16.01.2008 N 03-02-07/1-14, УФНС России по г. Москве от 16.03.2009 N 20-14/4/022859@ и др.). Данной точки зрения придерживаются и некоторые арбитражные суды. В качестве примера можно привести Постановления ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2009 по делу N А56-28215/2007, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.12.2008 N Ф04-7250/2008(16478-А45-42), ФАС Уральского округа от 12.05.2008 N Ф09-3291/08-С2.
Основным аргументом, подтверждающим необходимость взыскания штрафа, является тот факт, что налогоплательщик обязан был подать декларацию, несмотря на отсутствие объекта налогообложения. И за неисполнение этой обязанности накладывается санкция в виде штрафа.
Вторая: при несвоевременном представлении «нулевой» декларации штраф не взыскивается, поскольку сумма налога к уплате равна нулю. В частности, к такому выводу пришли многие арбитражные суды (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 30.06.2009 по делу N А26-7635/2008, ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.09.2008 N А19-697/08-32-Ф02-4671/08, от 16.09.2008 N А19-1984/08-15-Ф02-4503/08 и пр.).
При обосновании своей позиции суды указали, что согласно ст. 119 НК РФ размер штрафа определяется исходя из суммы налога, подлежащей фактической уплате в бюджет. Таким образом, если данная сумма равна нулю, то и штраф за несвоевременное представление декларации также должен быть равен нулю. ВАС РФ в Определении от 29.10.2009 N ВАС-13444/09 поддержал эту точку зрения, указав, что штраф при несвоевременной подаче «нулевой» декларации не взыскивается по причине отсутствия базы для его расчета.

Ситуация 2: «нулевая» декларация подана по истечении 180 дней

Налогоплательщик привлекается к ответственности за непредставление декларации в течение более 180 дней после окончания срока ее подачи. При этом минимальный размер штрафа не предусмотрен (п. 2 ст. 119 НК РФ).
По данному вопросу также существуют две противоположные точки зрения.
Первая: при нарушении срока представления «нулевой» декларации более чем на 180 дней следует уплатить штраф в размере 100 руб. (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.03.2007 N А78-4063/06-С2-8/216-Ф02-1433/07, от 01.03.2007 N А19-15990/06-32-Ф02-743/07). Вторая: при нарушении срока представления «нулевой» декларации более чем на 180 дней штраф в размере 100 руб. платить не нужно. Данной точки зрения придерживается Минфин России в Письме от 13.02.2007 N 03-02-07/1-63, УФНС России по г. Москве в Письме от 16.03.2009 N 20-14/4/022859@. Именно эта точка зрения лежит в основе решений арбитражных судов (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.01.2008 N А19-18641/06-33-52-Ф02-9586/07, ФАС Уральского округа от 18.06.2007 N Ф09-4526/07-С2 и др.), а также Президиума ВАС РФ (Постановление от 10.10.2006 N 6161/06 по делу N А45-1098/05-45/40).
В обоснование этой позиции приводятся два аргумента. Во-первых, в п. 2 ст. 119 НК РФ отсутствует конкретное указание о взыскании минимального штрафа за несвоевременное представление «нулевой» декларации. Во-вторых, согласно этой статье размер штрафа определяется исходя из суммы налога, подлежащей фактической уплате в бюджет. Поэтому если данная сумма равна нулю, то и штраф за непредставление декларации также равен нулю.
На наш взгляд, при подаче «нулевой» декларации с нарушением установленного срока штраф можно не платить независимо от срока просрочки (более или менее 180 дней).

Ситуация 3: содержащая обязательства по уплате налогов декларация подана несвоевременно, при этом налогоплательщик имеет переплату по данному налогу

В данном случае не возникает вопроса о неотвратимости штрафных санкций (п. 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71). Наличие переплаты не освобождает налогоплательщика от ответственности за непредставление налоговой декларации (Постановление ФАС Поволжского округа от 09.10.2008 по делу N А57-1337/2008).
Однако возникает вопрос о том, как рассчитывается штраф. Налоговый кодекс РФ не содержит необходимых разъяснений, поэтому существуют две противоположные позиции.
Первая: если налог был уплачен в срок, привлечение к ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации по п.

Что будет, если не написала заявления о снятии с ЕНВД?

1 ст. 119 НК РФ возможно только в виде взыскания штрафа в размере 100 руб. (Письмо Минфина России от 27.03.2008 N 03-02-07/1-133, Постановление ФАС Уральского округа от 24.09.2007 N Ф09-7145/07-С3). Основанием является уплаченный в срок налог.
Вторая: если налог был уплачен в срок, при привлечении к ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации по п. 1 ст. 119 НК РФ размер штрафа определяется исходя из суммы налога, указанной в несвоевременно поданной декларации (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.11.2007 N А19-1223/07-30-Ф02-8369/07, А19-1223/07-30-Ф02-8373/07, ФАС Уральского округа от 19.06.2007 N Ф09-4569/07-С3 и др.). Во-первых, уплата налога по несвоевременно представленной декларации не влияет на привлечение к ответственности за несвоевременную подачу декларации. Во-вторых, размер штрафа определяется исходя из данных, отраженных в декларации, независимо от факта и (или) срока уплаты налога.
На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации налогоплательщику целесообразно уплатить штраф в сумме 100 руб., обосновывая свою позицию положениями Письма Минфина России от 27.03.2008 N 03-02-07/1-133.

Ситуация 4: декларация подана несвоевременно, при этом за данный период должна быть уплачена сумма налога, отличающаяся от указанной в декларации

Размер штрафа исчисляется исходя из суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе представленной с нарушением срока (непредставленной) декларации. В Налоговом кодексе РФ не разъясняется, как рассчитывается штраф, если фактически за данный период подлежит уплате сумма налога, отличающаяся от указанной в декларации.
Позиция, выраженная в Письме ФНС России от 01.04.2009 N ШС-22-7/240@: размер штрафа исчисляется не на основании указанной в декларации суммы, а исходя из суммы налога, фактически подлежащей уплате налогоплательщиком. Сумма штрафа определяется на основании данных, указанных в уточненной декларации, либо на основании данных, полученных в результате камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации.

Ситуация 5: несвоевременно подана содержащая обязательства по уплате налогов «промежуточная» декларация

Как следует из Письма Минфина России от 05.05.2009 N 03-02-07/1-228, к организации не применяются санкции за нарушение сроков сдачи «промежуточных» деклараций по налогу на прибыль. Единственная санкция, грозящая в таком случае, — штраф за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, равный 50 руб. за несданный документ, т.е. за несвоевременно представленный расчет авансового платежа.
ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 22.12.2009 по делу N А32-19097/2009-51/248 указал, что взыскание штрафа за несвоевременную подачу «промежуточной» отчетности неправомерно, поскольку ответственность за непредставление в установленные сроки расчетов не предусматривается.
Декларация — это письменное заявление налогоплательщика о доходах, расходах и исчисленной сумме налога. Поскольку налог на прибыль организация исчисляет по итогам налогового периода — календарного года, то «декларация» по этому налогу за отчетный период (I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года) есть не что иное, как расчет авансового платежа, а не налоговая декларация. Следовательно, за несвоевременное представление расчета авансового платежа по налогу на прибыль ответственность не наступает.

Административная ответственность

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
Административная ответственность установлена КоАП РФ.
Согласно ст. 15.5 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.
Должностное лицо может понести наказание за административное нарушение в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. На основании изложенных норм УФНС России по г. Москве в Письме от 29.08.2008 N 09-14/081895 сделало вывод о правомерности привлечения руководителя организации к административной ответственности за непредставление декларации.

Отражение в учете санкций за несвоевременное представление деклараций

Налоговый учет

Расходы в виде штрафов и других санкций, перечисляемых в бюджет (государственные внебюджетные фонды), не учитываются при определении базы по налогу на прибыль.

Бухгалтерский учет

Суммы причитающихся к уплате налоговых санкций отражаются учетными записями по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Сумма штрафных санкций не участвует в формировании показателя бухгалтерской прибыли, исходя из которого исчисляется условный расход (доход) по налогу на прибыль. При их начислении постоянная разница в бухгалтерском учете не возникает.

Пример. По решению налогового органа организации начислен штраф за несвоевременное представление бухгалтерской отчетности в сумме 30 000 руб. В бухгалтерском учете производятся следующие записи:
Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»
К-т сч. 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам»
30 000 руб.
начислен штраф;
Д-т сч. 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам»
К-т сч. 51 «Расчетные счета»
30 000 руб.
оплачен штраф с расчетного счета.

Налоговая декларация, Налоговая ответственность

Подаем заявление о снятии с учета плательщика ЕНВД

По общему правилу обязательства по уплате ЕНВД имеются до тех пор, пока организация (индивидуальный предприниматель) состоит на учете в налоговом органе в качестве плательщика этого налога. В каких случаях организация (ИП) должна сняться с такого учета? Что делать, если налогоплательщик прекращает вести «вмененную» деятельность только через один из объектов (допустим, базу отдыха), находящихся на территории одного муниципального образования?

Снятие с учета

Причина для снятия с учета

В первую очередь разберемся, при каких обстоятельствах у организации (ИП) возникает необходимость сняться с учета в качестве плательщика ЕНВД.
Итак, в соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 346.28 НК РФ причиной снятия с учета в качестве плательщика ЕНВД может стать:
— прекращение ведения «вмененной» деятельности;
— переход на иной режим налогообложения из-за нарушения условий применения ЕНВД либо по собственному желанию.
Согласно нормам Налогового кодекса под нарушением подразумевается превышение установленных ограничений по средней численности работников и доле участия в организации других компаний. Однако финансисты считают, что к таким нарушениям относятся и изменения физических показателей, данные по которым позволяют применять систему налогообложения в виде ЕНВД (Письмо от 24.11.2014 N 03-11-09/59636), например:
1) в розничной торговле, осуществляемой через магазины и павильоны, — увеличение площади торгового зала до размера, превышающего 150 кв. м;
2) при оказании услуг по временному размещению и проживанию — превышение общей площади требуемых для данных целей помещений 500 кв. м.

Дата снятия с учета

Налоговый орган может снять с учета в качестве плательщика ЕНВД на основании соответствующего заявления (организации используют форму ЕНВД-3, ИП — форму ЕНВД-4, которые утверждены Приказом ФНС России от 11.12.2012 N ММВ-7-6/941@), которое должно быть подано в течение пяти рабочих дней:
— со дня прекращения ведения «вмененной» деятельности. Здесь датой снятия с учета будет дата прекращения деятельности, которую необходимо указать в заявлении. Если срок представления заявления нарушен, снятие с учета и направление налогоплательщику уведомления об этом осуществляются не ранее последнего дня месяца, в котором представлено названное заявление. При таких обстоятельствах датой снятия с учета считается последний день месяца, в котором представлено заявление;
— со дня добровольного перехода на иной режим налогообложения. Тогда дата снятия с учета — 1 января соответствующего года, что тоже должно быть зафиксировано в заявлении;
— с последнего дня месяца налогового периода, в котором утрачено право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД по причине нарушения соответствующих условий. В таком случае датой снятия с учета признается дата начала налогового периода (квартала), с которого налогоплательщик должен перейти на общий режим налогообложения (то есть в котором были допущены нарушения). Эту дату тоже следует отразить в заявлении.
По общему правилу уведомление о снятии с учета (по формам 1-5-Учет или 2-4-Учет, утвержденным Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@) направляется налоговым органом налогоплательщику в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления.

Ликвидация одного из объектов

Сниматься с учета однозначно нужно в том случае, когда организация вообще перестает быть плательщиком ЕНВД на территории соответствующего муниципального образования. Если же организация перестает вести один из «вмененных» видов деятельности либо ликвидирует какой-то объект такой деятельности при наличии других (допустим, одну из двух баз отдыха, находящихся на территории одного муниципального образования), то есть остается плательщиком ЕНВД, сниматься с учета не нужно. ФНС на это обратила внимание в Письме от 18.12.2014 N ГД-4-3/26206: Налоговым кодексом не предусмотрена обязанность по постановке на учет (снятию с учета) в качестве плательщика ЕНВД по каждому виду осуществляемой деятельности (каждому объекту), если налогоплательщик осуществляет несколько видов деятельности на территории муниципального образования, подведомственного одному налоговому органу.
В то же время известить налоговый орган о произошедших изменениях можно (на свое усмотрение, а не в обязательном порядке). Подтверждение тому имеется в формах ЕНВД-3, ЕНВД-4, где сказано: организация вправе сообщить по настоящей форме о прекращении отдельного вида предпринимательской деятельности и об адресе места осуществления этой деятельности. Тогда в заявлении на первой странице в качестве причины снятия с учета выбирается «4» («иная причина»), а в приложении к заявлению отражаются код вида прекращенной предпринимательской деятельности и (или) адрес места ее осуществления. Рекомендуем данной возможностью воспользоваться (то есть подать соответствующим образом заполненное заявление) во избежание споров с налоговым органом по поводу того, каким образом должна быть рассчитана сумма ЕНВД в связи с частичным прекращением ведения «вмененной» деятельности. Если дело дойдет до суда, наличие такого заявления наверняка поможет выиграть дело.
Отметим, что используемый нами термин «ликвидация» не нужно понимать буквально. Прекращение ведения «вмененной» деятельности с эксплуатацией конкретного объекта (к примеру, базы отдыха) может быть обусловлено, допустим, его продажей, закрытием на ремонт, окончанием срока аренды или — по мнению автора — увеличением общей площади помещений для временного размещения и проживания до размера, превышающего 500 кв. м.
Еще раз повторим: финансисты считают, что при таком изменении физического показателя налогоплательщик должен сняться с учета в качестве плательщика ЕНВД с 1-го числа налогового периода (квартала), в котором произошло указанное изменение (Письмо N 03-11-09/59636). Ранее чиновники находили возможным в этой ситуации применять положения п. 9 ст. 346.29 НК РФ и считали, что налогоплательщик утрачивает право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя (Письмо от 08.08.2013 N 03-11-06/2/32078). Автор же придерживается мнения о том, что в описанной ситуации налогоплательщик прекращает вести «вмененный» и начинает осуществлять другой вид деятельности (в терминологии гл. 26.3 НК РФ). Например, ранее налогоплательщик оказывал услуги по временному размещению и проживанию с использованием соответствующих объектов общей площадью более 500 кв. м, а теперь оказывает услуги по временному размещению и проживанию с использованием объектов общей площадью меньше 500 кв.

Разъяснен порядок снятия с учета плательщика единого налога на вмененный доход

м.

Расчет ЕНВД

Основные правила

Согласно п. 1 ст. 346.29 НК РФ объектом налогообложения при применении ЕНВД признается вмененный (то есть не фактический, а потенциально возможный) доход налогоплательщика. В свою очередь, база по ЕНВД — это величина «вмененного» налога, получаемая путем произведения базовой доходности за налоговый период (по каждому «вмененному» виду деятельности своя, все они определены в п. 3 ст. 346.29 НК РФ), которая может быть скорректирована на коэффициенты К1 и К2, и величины физического показателя, характеризующего конкретный вид деятельности. Так, при оказании услуг по временному размещению и проживанию базовая доходность в месяц составляет 1000 руб., а в качестве физического показателя выступает общая площадь соответствующего помещения (в кв. м).
Расчет суммы ЕНВД производится отдельно не только по каждому виду осуществляемой «вмененной» деятельности, но и по каждому месту ее осуществления (если один и тот же вид деятельности на территории муниципального образования ведется в нескольких местах). Данный вывод следует из Порядка заполнения разд. 2 «Расчет суммы единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности» декларации по ЕНВД (см. Приказ ФНС России от 04.07.2014 N ММВ-7-3/353@).

Ликвидация одного из объектов ведения деятельности

Речь идет о ситуации, когда организация перестает вести «вмененную» деятельность через один из соответствующих объектов (например, баз отдыха), находящихся на территории одного муниципального образования (а значит, остается плательщиком ЕНВД). Сложности в этом случае возникают, когда ликвидация (допустим, закрытие базы отдыха) происходит не с начала налогового периода по ЕНВД (квартала).
Налоговики считают, что при закрытии в середине квартала одного из объектов, используемых во «вмененной» деятельности, ЕНВД нужно рассчитать за полный месяц, в котором произошло закрытие. Исходят они при этом из того, что в рассматриваемой ситуации организация (ИП) не снимается с учета как плательщик ЕНВД, что означает невозможность применения п. 10 ст. 346.29 НК РФ. В нем сказано: размер вмененного дохода за квартал, в течение которого произведено снятие налогоплательщика с учета в связи с прекращением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, рассчитывается с первого дня налогового периода до даты снятия с учета, указанной в соответствующем уведомлении налогового органа. Причем, если снятие с учета произведено не с первого дня календарного месяца, размер вмененного дохода за данный месяц вычисляется на основании фактического количества дней осуществления организацией (ИП) «вмененной» деятельности.
Не подлежит применению в рассматриваемой ситуации и п. 9 ст. 346.29 НК РФ: если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, при исчислении суммы ЕНВД указанное изменение должно быть учтено с начала того месяца, в котором оно произошло. При закрытии объекта имеет место не изменение величины физического показателя, а прекращение «вмененной» деятельности через конкретный объект (Информация ФНС России «Изменение величины физического показателя при ЕНВД: расчет налоговой базы», Письмо ФНС России от 01.02.2012 N ЕД-4-3/1500@). Не будем спорить только со второй частью рассуждений чиновников, а вот возможность применения п. 10 ст. 346.29 НК РФ при ликвидации одного из объектов, используемых при ведении «вмененной» деятельности, поддерживают и судьи.

К сведению. Минфин считает, что положения п. 9 ст. 346.29 НК РФ должны применяться в ситуации, когда один объект, через который ведется «вмененная» деятельность, закрывается, а другой, находящийся в том же муниципальном образовании, открывается (Письмо от 28.11.2014 N 03-11-09/60758). Допустим, организация состоит на учете в качестве плательщика ЕНВД по виду деятельности, установленному пп. 12 п. 2 ст. 346.26 НК РФ (оказание услуг по временному размещению и проживанию). Организация 12 ноября 2015 г. закрыла гостиницу, находящуюся по одному адресу, и открыла новую, расположенную по другому адресу, но в том же муниципальном образовании. С учетом позиции финансистов сумма ЕНВД должна быть исчислена исходя из изменившейся величины физического показателя (общей площади помещений для временного размещения и проживания в новой гостинице) с 1 ноября 2015 г.

Обратимся к Постановлению АС ЗСО от 07.10.2015 N Ф04-24010/2015 по делу N А45-20552/2014.
В рассматриваемой ситуации налогоплательщик перестает использовать при ведении «вмененной» деятельности отдельные объекты. А как указали судьи, прекращение деятельности по нескольким из объектов, используемых во «вмененной» деятельности, по правовым последствиям в целях налогообложения допустимо приравнивать к снятию с учета в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД. Ведь и в том, и в другом случаях утрачивается предмет обложения ЕНВД: при определении величины физического показателя учитывается только то имущество, которое способно приносить налогоплательщику доход и непосредственно участвовать в облагаемой ЕНВД предпринимательской деятельности <1>.
———————————
<1> Об этом сказано в п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 157, в котором приведен Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением положений главы 26.3 НК РФ.

Следовательно, общество при расчете ЕНВД правомерно исходило из фактического количества дней в IV квартале 2013 г., в течение которых оно имело возможность осуществлять предпринимательскую деятельность через спорные объекты, и не должно уплачивать ЕНВД за оставшийся период этого квартала по спорным объектам. Данная позиция изложена и в Постановлениях АС ВВО от 29.06.2015 N Ф01-2244/2015 по делу N А31-7936/2014, АС ПО от 04.09.2014 N Ф06-13976/2013 по делу N А72-698/2014.

Прекращение ведения отдельной деятельности

Расчет налога с учетом п. 10 ст. 346.29 НК РФ (на основании фактического периода осуществления деятельности) нужно производить и в ситуации, когда налогоплательщик прекращает вести один из видов «вмененной» деятельности (несмотря на то, что в целом остается плательщиком ЕНВД). Пример из арбитражной практики — Постановление АС ДВО от 06.10.2015 N Ф03-4043/2015 по делу N А04-232/2015. Обратим внимание: суд при разрешении спора учел, что ИП представил в налоговый орган заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД в отношении отдельного вида деятельности — оказания услуг по временному размещению и проживанию, а налоговый орган данное заявление принял. После подачи заявления ИП продолжил состоять на налоговом учете как плательщик ЕНВД в отношении иных видов деятельности, которые он ведет.

* * *

Одна из причин, по которым организация (ИП) должна сняться с учета в качестве плательщика ЕНВД путем подачи в налоговой орган соответствующего заявления, — полное прекращение ведения «вмененной» деятельности на территории муниципального образования.

Если же организация (ИП) прекращает осуществлять какой-либо из видов предпринимательской деятельности либо вести «вмененную» деятельность через один из объектов при наличии других, такая организация продолжает уплачивать ЕНВД. В данном случае снятие с учета не производится, но налоговый орган лучше поставить в известность о произошедших изменениях. Это, в частности, может помочь в суде при отстаивании мнения о том, что сумму ЕНВД в описанных ситуациях следует рассчитывать исходя из фактического количества дней осуществления «вмененной» деятельности.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *