20 лет непрерывного стажа

20 лет непрерывного стажа

Какие в 2020 году требования к страховому стажу для выхода на пенсию, как будет проходить индексация пенсий, когда начнется их автоматическая верификация и какие новшества еще приготовили пенсионерам?

Пенсионный возраст для женщин

С 2011 г. происходит постепенное повышение пенсионного возраста для женщин. В 2020 году выйти на пенсию в 59,5 лет смогут только те женщины, которые родились до 31 марта 1961 г.

То есть в 2020 году — последний этап перехода к общему для мужчин и женщин возрасту выхода на пенсию — 60 лет.

Выйти на пенсию в 50 лет и при наличии минимум 15 лет страхового стажа смогут те женщины, которые воспитывали ребенка с инвалидностью до шести лет. Для подтверждения нужно будет предоставить удостоверение получателя соцпомощи, справку о пособии за период ее начисления, медицинское заключение и выписку из акта медико-социальной экспертизы (МСЭК), паспорт или свидетельство о рождении ребенка.

Читайте также: Соцстандарты-2020: на что повлияет повышение прожитминимума и минималки

Пенсионный возраст и страховой стаж

В 2020 году требования к страховому стажу выросли. В рамках параметрической пенсионной реформы, которой дали ход в 2017 году, для выхода на пенсию по возрасту, в 60 лет, требуется все больше «выслуги».

Если до конца 2019 г. рассчитывать на нее могли те, кто имеет не менее 26 лет трудового стажа, то в 2020 г. — уже не менее 27 лет.

По годам требования к стажу при выходе на пенсию в 60 лет будут повышаться таким образом:

Формально, пенсионная реформа-2017 не повысила пенсионный возраст. Но фактически это произошло. Если у человека не хватает стажа для выхода на пенсию в 60 лет, он может на нее рассчитывать в 63 года или в 65 лет.

В 2019 г. выйти на пенсию в 63 года могли люди со страховым стажем 16-26 лет, а в 65 лет — со страховым стажем менее 16 лет. С 2020 года продолжат повышаться требования и для этих возрастных категорий.

Для выхода на пенсию в 63 года минимальный страховой стаж должен составлять:

Для выхода на пенсию в 65 лет минимальный страховой стаж должен составлять:

Человек может докупить недостающий ему для выхода на пенсию страховой стаж. Однако цена существенная. Она привязана к минимальной зарплате, установленной в законе о бюджете.

Цену одного года вычисляют, умножая такие показатели:

  • страховой взнос из минимальной зарплаты — 22% (при минималке на уровне 4 723 грн в 2020 г., это 1 039 грн);
  • коэффициент стоимости компенсации при единовременной уплате (за один год коэффициент составляет 2);
  • количество месяцев страхового стажа, которых не хватает для выхода на пенсию по возрасту.

Один недостающий год страхового стажа в 2020 г. обойдется в 24 937 грн.

Читайте также: Налоговый календарь-2020: как украинцы будут платить за недвижимость, бизнес и доходы

Минимальный и максимальный размер пенсии

1 декабря 2019 г. до 1 638 грн вырос прожиточный минимум для лиц, утративших трудоспособность. Следующее повышение состоится 1 июля 2020 г. — до 1 712 грн. Последнее в 2020 г. — 1 декабря, до 1 769 грн.

К этому показателю привязан минимальный размер пенсии — он не может быть ниже прожитминимума для данной категории, и максимальный размер пенсии — не более десяти размеров (16 380 грн, 17 120 грн с июля 2020 г., 17 690 грн — с 1 декабря).

Читайте также: Социалка в ручном режиме: какую реформу прожитминимума на самом деле готовит Кабмин

Пенсии военнослужащим

С 2018 г. происходит поэтапное повышение пенсий военнослужащим. Его привязали к размеру должностного оклада, оклада за звание (воинское и специальное) и процентной надбавке за выслугу по состоянию на 1 марта 2018 года.

  • В 2018 г. выплаты подняли в среднем на 1,5 тыс. грн — это 50% суммы повышения по состоянию на 1 марта 2018 г.
  • В 2019 г. средний размер повышения составил 750 грн — 75% суммы повышения по состоянию на 1 марта 2018 г.
  • В 2020 г. средний размер повышения будет 750 грн — и военные пенсионеры получат уже 100% суммы.

Читайте также: Законы-2020: какие штрафы, услуги, стандарты и правила подготовили украинцам

Индексация и верификация

В марте 2020 г., после соответствующего распоряжения Кабмина, должна пройти автоматическая индексация пенсий. При осовременивании учитывают коэффициент роста потребительских цен за предыдущий год (50% суммы роста) и роста средней зарплаты за прошедшие три года (50% суммы роста). На коэффициент умножается одна из составляющих в формуле пенсии: уровень средней зарплаты.

Ранее глава парламентского комитета по социальной политике Галина Третьякова говорила о том, что мартовская индексация повысит пенсионные выплаты в среднем на 12%.

Осовремениванию подлежат пенсии, в формуле которых учитывается средний показатель зарплаты в размере 3 764 грн. Именно такой высчитали за три года — с 2014 по 2016 гг. и «зашивали» в формулу расчета при выходе на заслуженный отдых до 2018 г.

Пенсии работающим пенсионерам в 2020 г. также должны пересчитать в автоматическом режиме. Правда «автоматом» только тем, кому уже один раз проводили такой перерасчет, а это происходит каждые два года. То есть если пенсионер получает пенсию, работает и последний раз перерасчет проходил в 2018 г., то в 2020 г. он произойдет уже автоматически. Если человек вышел на пенсию в 2018 г., два года при этом продолжал работать и еще ни разу перерасчет не проводился, значит нужно подать заявление о соответствующем праве. Обратиться нужно в территориальное отделение ПФУ заранее, до наступления той даты, когда назначили пенсию.

В 2019 г. Рада приняла закон о верификации государственных выплат, в том числе и пенсий. Он вступил в силу 21 декабря.

В соответствии с ним, пенсионные и другие выплаты государство будет проверять автоматически и на трех этапах:

  • превентивно — при обращении за начислением. Однако этот этап заработает только в 2021 г.;
  • в текущем режиме — при осуществлении выплат;
  • ретроспективно — после окончания выплат.

Важно то, что новый закон о верификации увеличивает максимально возможные сроки на проверку при назначении и перерасчете именно пенсионных выплат. Ранее предусматривалось десять дней на принятие решения с момента поступления документов. Теперь у ПФУ есть право продлить срок проверки достоверности сведений еще на 15 дней.

Читайте также: 100 дней Рады и Кабмина: «двоечники» и «троечники» власти

Президентские обещания

Владимир Зеленский пообещал в 2020 году два новшества.

Первое — доплаты пенсионерам старше 80 лет. Размеры плавающие, от 400 до 1 тыс. грн сверху. В бюджете на них заложили 13 млрд грн.

Второе — автоматическое назначение пенсий с июля 2020 г. Подразумевается, что всю необходимую информацию для начисления пенсионных выплат человек подаст на сайте электронных услуг ПФУ. Для этого нужно получить электронную цифровую подпись, зарегистрироваться на портале, подать в электронном виде заявление, сканы подтверждающих документов, определиться со способом получения пенсии. В течение десяти дней система будет обрабатывать информацию. На завершающем этапе человек придет в ПФУ уже с оригиналами документов.

Как белорусам начисляется трудовая пенсия.

С 1 января 2020 года в Беларуси вступили в силу некоторые пенсионные изменения. Например, власти снова изменили возраст выхода на пенсию, увеличился страховой стаж, а также правила расчета профессиональных пенсий. Рассказываем, что ожидать будущим пенсионерам.

Беларусь, как и вся Европа в последние десятилетия, столкнулась с проблемой старения своего населения. Из-за этого в 2017 году было решено постепенно повышать пенсионный возраст. Завершится этот процесс в 2022 году. К тому времени, возраст выхода на пенсию составит у мужчин 63 года, у женщин 58 лет.

В текущем 2020 году мужчины вправе выходить на пенсию в 62 года, а женщины в 57 лет.

Кроме того, в Совете Республики уже не раз обсуждали возможность дальнейшего повышения пенсионного возраста (после 2022 года), но только для женщин. Если это предложение будет принято, тогда новый этап роста пенсионного возраста может начаться в 2023 году.

Страховой стаж тоже растет

С начала 2020 года в стране вместе с пенсионным возрастом на полгода увеличился и минимальный страховой стаж, который учитывается при начислении трудовых пенсий. Сегодня он составляет 17,5 лет, но в дальнейшем будет еще расти (на полгода каждый год), пока не достигнет 20 лет.

До 2013 года минимальный трудовой стаж в стране составлял 5 лет. В 2013 году этот показатель вырос до 10 лет. В 2015 году минимальный трудовой стаж снова подняли – с 10 до 15 лет. А в 2016 году было принято решение о его ежегодном увеличении на 6 месяцев, начиная с 2017 года и вплоть до 2025 года, а именно до достижения отметки в 20 лет. Таким образом, минимальный страховой стаж в Беларуси будет изменяться 1 января каждого года еще ближайшие пять лет.

Важно понимать, что в страховой стаж включают только то время, когда гражданин работал и платил взносы в Фонд соцзащиты. То есть время обучения в вузе, ссузе, отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, периоды, когда были назначены пособия по безработице, а также отпуск по уходу за инвалидом/ребенком-инвалидом/лицом старше 80 лет в него не входят.

С февраля 2020 года служба в армии для солдат-срочников в страховой стаж включена.

Тем белорусам, которым не хватило страхового стажа для трудовой пенсии, будут начислять социальную. Женщинам ее начинают выплачивать в 60 лет, мужчинам – в 65.

Изменения в системе профессиональных пенсий

С 1 января 2020 года также изменились правила, по которым начисляются профессиональные пенсии для граждан, работающих во вредных и опасных условиях труда. В частности, людям разрешили вернуться в старую пенсионную систему и получать пенсию в размере пенсии по возрасту.

Напомним, что система профессионального пенсионного страхования для таких работников существует с 1 января 2009 года. До этого времени досрочные выплаты пенсий в стране осуществлялись из общей пенсионной системы, но из-за увеличения количества пенсионеров и сверхнагрузку на пенсионную систему было решено выйти на другой, самостоятельный источник финансирования. Профессиональная пенсионная система работает по принципу накопления: сколько накопил – столько и получишь. Отчислений на профессиональную пенсию в Фонд соцзащиты платит наниматель, в дополнение к обязательным страховым взносам.

В 2019 году в особых условиях труда в Беларуси работало около 350 тыс. человек. Самые крупные категории – это медицинские и педагогические работники (более 150 тыс. человек), работающие в особо вредных и вредных условиях (120 тыс. человек), трактористы (34 тыс. человек), доярки и животноводы (30 тыс. человек), водители городского и пассажирского транспорта (более 10 тыс. человек).

Получается, что гражданам, которые отработали более половины требуемого «особого» стажа после этой даты, назначают уже профессиональную пенсию. Однако из-за относительно небольшого периода накоплений люди столкнулись с тем, что эта пенсия получилась достаточно маленькой. Поэтому тем, кто наработал не менее половины требуемого стажа до 2009 года, пенсию считают «по-старому».

Кроме того, с этого года усовершенствовались правила использования профессиональной пенсии для тех, кто успел наработать более половины или основной стаж после 2009 года. Для таких работников появилось три варианта использования профессиональных пенсионных накоплений.

  1. Работник может на пять положенных лет раньше уйти на пенсию и пять лет получать досрочную пенсию, а после достижения общеустановленного пенсионного возраста получать общеуставновленную пенсию.
  2. Работник может отказаться от досрочного выхода на пенсию и продолжать работать в особых условиях труда. Тогда после достижения общеустановленного пенсионного возраста и выхода на пенсию такой работник будет получать пенсию по возрасту и дополнительную профессиональную пенсию. Правда, последняя будет исчисляться из принципа «сколько накопил». К примеру, накопил на три года, значит основную и дополнительную пенсию будешь получать каждый месяц в течение трех лет.
  3. Согласно третьему механизму, работник может отказаться от профессиональной пенсии и получать повышенную зарплату. Она будет дифференцироваться в зависимости от категории работника и от профессии, но не ниже тарифа, установленного главой государства (не менее 9 %).

Как рассчитывают размер трудовой пенсии?

Размер пенсии зависит от того, сколько человек проработал и какую зарплату получал, то есть ориентироваться надо на 3 показателя: общий трудовой стаж, страховой стаж и зарплата. О первых двух мы уже говорили выше, сейчас разберемся с зарплатой.

На сегодняшний день при расчете пенсии учитывается зарплата за последние 25 лет работы подряд (или меньше, если вы проработали меньше 25 лет). Если предположить, что человек выходит на пенсию в этом году и работал без перерывов, то для расчета пенсии возьмут его зарплату начиная с 1994 года. Если за последние 25 лет было время, когда он не работал, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам.

Непрерывный стаж на размер пенсии никак не влияет, никаких бонусов за него не полагается.

При расчете суммы пенсии, важно не только то, сколько человек зарабатывал, но и то, как его заработная плата соотносилась со средней по стране. Именно исходя из этих двух показателей рассчитывается индивидуальный пенсионный коэффициент бывшего работника.

Как это происходит?

Берут фактический заработок человека (за каждый месяц за последние 25 лет работы) и сравнивают со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получился 1 – значит, его зарплата была средней. Если 1,5 – в полтора раза больше, если 0,5 – в полтора меньше. Далее коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество учтенных месяцев. Таким образом получается итоговый пенсионный коэффициент, который используют при расчете пенсии.

Виктория Якимова, официальный сайт Федерации профсоюзов Беларуси

1. Порядок обращения за перерасчетом страховой пенсии

Порядок обращения за перерасчетом пенсии определен Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчёта, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утверждёнными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 884н, и Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утверждённым приказом Минтруда России от 28.03.2014 № 157н.

Перерасчет размера установленной пенсии в сторону уменьшения производится без истребования от пенсионера заявления при наступлении обстоятельств, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в качестве оснований для уменьшения размера пенсии.

Перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии.

Заявление о перерасчете размера пенсии принимается при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Граждане могут обращаться с заявлениями о перерасчёте страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.

Работодатель вправе обращаться за перерасчётом страховой пенсии застрахованным лицам, состоящим в трудовых отношениях с ним, с их письменного согласия.

Обращение за перерасчётом страховой пенсии может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Перерасчет размера пенсии за выслугу лет и по инвалидности граждан из числа космонавтов в связи с установлением I группы инвалидности, достижением пенсионером возраста 80 лет может быть произведен без подачи дополнительного письменного заявления, если в заявлении о назначении ему пенсии, заявлении о переводе с одной пенсии на другую было зафиксировано согласие заявителя на осуществление перерасчетов его пенсии при наступлении впоследствии указанных обстоятельств. В этих случаях датой приема заявления о таком перерасчете считается день вынесения федеральным учреждением медико-социальной экспертизы решения об установлении I группы инвалидности и день достижения пенсионером возраста 80 лет.

К содержанию…

2. Основания перерасчета страховых пенсий

Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:

1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;

2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;

3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца — с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

До 01.01.2015 года указанный вид перерасчёта страховой пенсии именовался «корректировка» и производился аналогично с 1 августа каждого года в беззаявительном порядке.

Формула, по которой производится перерасчет размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности и страховой пенсии по случаю потери кормильца по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования путём увеличения индивидуального пенсионного коэффициента, предусмотренный пунктом 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется по формуле:

СПст = СПстп + (ИПКi / К / КН x СПК),

где СПст — размер страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца;

СПстп — установленный размер страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца по состоянию на 31 июля года, в котором производится соответствующий перерасчет;

ИПКi — индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на 1 января года, в котором производится соответствующий перерасчет страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности исходя из суммы страховых взносов, не учтенных при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, а для страховой пенсии по случаю потери кормильца — величина индивидуального пенсионного коэффициента умершего кормильца, определяемая исходя из суммы страховых взносов, не учтенных по состоянию на день его смерти;

СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого производится соответствующий перерасчет размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца;

К — коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности равный 1, а для исчисления размера страховой пенсии по случаю потери кормильца — отношению, указанному в части 11 статьи 15 настоящего Федерального закона;

КН — коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности равный 1, а для исчисления размера страховой пенсии по случаю потери кормильца — количеству нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца по состоянию на 1 августа года, в котором производится соответствующий перерасчет страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (часть 4 статьи 18) максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете страховой пенсии, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 18 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ учитывается в размере:

  1. 3,0 — для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;
  2. 1,875 — для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

К содержанию…

3. Перерасчет фиксированной выплаты

В случае достижения пенсионером возраста 80 лет, установления I группы инвалидности или изменения группы инвалидности, изменения количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей страховой пенсии по случаю потери кормильца либо в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, переезда пенсионера на новое место жительства в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, выезда пенсионера за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства, оставления работы и (или) иной деятельности либо поступления на такую работу и (или) осуществления иной деятельности, в период которой застрахованное лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», выезда пенсионера за пределы сельской местности на новое место жительства производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 100 процентам суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Лицам, являющимся инвалидами I группы, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 100 процентам суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, повышения фиксированной выплатыдополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.

Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, повышения фиксированной выплаты дополнительно увеличиваются на сумму, равную 30 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.

Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

При установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, действующий на дату установления соответствующего повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца в сумме, равной 100 процентам суммы, предусмотренной частью 2 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях). Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи повышения фиксированной выплаты дополнительно увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства.

При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированная выплата к страховой пенсии и повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливаются в соответствии с частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ и частями 1 — 3, 8 и 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

С 01.01.2016 года вступают в силу положения частей 14 — 16 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которым лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, на весь период их проживания в сельской местности.

При выезде указанных граждан на новое место жительства за пределы сельской местности повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности не устанавливается.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.

К содержанию…

4. Сроки перерасчета размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии

Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», производится:

  1. с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения;
  2. с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

В соответствии с частью 4 статьи 23 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии производится в следующем порядке:

  1. при установлении группы инвалидности, дающей право на более высокий размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности, — со дня установления федеральным учреждением медико-социальной экспертизы соответствующей группы инвалидности без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности на основании документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы;
  2. при установлении группы инвалидности, влекущей за собой перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в сторону уменьшения, — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, по который была установлена предыдущая группа инвалидности.

Согласно части 5 статьи 23 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с достижением пенсионером возраста 80 лет производится со дня достижения пенсионером указанного возраста без истребования от него заявления о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

Заявление о перерасчете размера страховой пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.

В случае проведения проверки достоверности документов, необходимых для перерасчета размера страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.

В случае отказа в удовлетворении заявления о перерасчете размера страховой пенсии орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы.

В случае несогласия заявителя с распоряжением, вынесенным территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, данное распоряжение может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (по отношению к органу, вынесшему соответствующее распоряжение), который принимает решение по существу вопроса, обязательное для исполнения соответствующим территориальным органом.

Распоряжение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение вышестоящего органа Пенсионного фонда Российской Федерации (по отношению к органу, вынесшему соответствующее распоряжение) могут быть обжалованы заявителем в суд.

К содержанию…

5. Перерасчет пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Перерасчет размера пенсии может производиться в связи с изменением группы инвалидности, причины инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера, категории нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, а также в связи с изменением условий назначения социальной пенсии.

Перерасчет размера пенсий за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих может производиться с применением положений статей 14 и 21 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в случае последующего после назначения пенсии за выслугу лет увеличения продолжительности стажа государственной гражданской службы в связи с замещением государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности государственной гражданской службы Российской Федерации или должности муниципальной службы и (или) замещения должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев с более высоким должностным окладом.

Перерасчет размера пенсии за выслугу лет граждан из числа космонавтов может производиться с применением положений статьи 17.1 настоящего Федерального закона в случае последующего после назначения пенсии за выслугу лет увеличения продолжительности выслуги лет, с учетом которой определяется размер пенсии за выслугу лет. Перерасчет размера пенсий за выслугу лет и по инвалидности граждан из числа космонавтов может производиться по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 4 и 6 статьи 17.1 настоящего Федерального закона.

Перерасчет размера пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава может производиться с применением положений статьи 17.2 настоящего Федерального закона в случае последующего после назначения пенсии за выслугу лет увеличения продолжительности выслуги лет, с учетом которой определяется размер пенсии за выслугу лет, а также по основаниям, предусмотренным пунктом 7 статьи 17.2 настоящего Федерального закона.

В других случаях производится перевод с одного вида пенсии на другой вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Перерасчет размера пенсии производится:

  1. с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера пенсии в сторону уменьшения;
  2. с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения.

При изменении группы инвалидности или причины инвалидности, влекущем за собой увеличение размера пенсии, перерасчет размера пенсии производится со дня установления федеральным учреждением медико-социальной экспертизы соответствующей группы инвалидности или причины инвалидности без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.

К содержанию…

Статья 315 ТК РФ:

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Статья 316 ТК РФ:

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Статья 317 ТК РФ:

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»:

Статья 10:

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Статья 11:

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 10 настоящего Закона для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Части 10 – 11 статьи 5 Федерального закона от 05.06.2012 N 50-ФЗ «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике»:

10. Лицам, входящим в состав Российской антарктической экспедиции, включая членов экипажей морских судов и воздушных судов, предоставляются следующие гарантии и компенсации, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации для лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера:

1) районный коэффициент к заработной плате;

2) процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в Антарктике.

11. Размер и порядок выплаты районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в Антарктике устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пункт 1 Постановления Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера»:

1. Установить, что трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к месячной заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений…

При переходе работника на работу в другой район или местность (из числа указанных), имеющего необходимый для получения этой надбавки стаж работы, перерасчет процентной надбавки к заработной плате производится пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, в порядке, установленном по новому месту работы.

Постановление Правительства РФ от 26.06.1999 N 692 «О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда»:

В соответствии со статьей 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и в целях обеспечения социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что с 1 января 1998 г. срок военной службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к оплате труда, засчитывается гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно — штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы, а также по основаниям, предусмотренным подпунктами «а», «б» и «г» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в трудовой стаж в календарном исчислении независимо от продолжительности перерыва для получения ими процентной надбавки к оплате труда при поступлении на работу в этих районах и местностях.

В случае увольнения указанных граждан с работы и последующего их поступления на работу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями срок военной службы засчитывается в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда независимо от срока перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений.

2. Исчисление суммарного стажа работы для получения процентной надбавки к оплате труда с зачетом срока военной службы, указанного в пункте 1 настоящего Постановления, осуществляется на основании выданных воинскими частями по последнему месту военной службы справок об основаниях увольнения и сроке военной службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями.

Подпункты «а» — «г» пункта 16 и пункт 20 Инструкции «О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами» (утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2) :

16. Процентные надбавки начисляются на заработок (без учета районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет) в следующих размерах:

а) в районах Крайнего Севера — в Чукотском автономном округе и Северо — Эвенском районе Магаданской области, Корякском автономном округе и Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря) — 10% заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы, до достижения 100% заработка…;

б) в остальных районах Крайнего Севера — 10% заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении шестидесятипроцентной надбавки — 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 80% заработка…;

в) в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 10% заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 50% заработка…;

г) молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей не менее года в районах Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки начисляются с 1 января 1991 года в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев и по достижении 60% надбавки — последние по 20% за год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 10% за каждые шесть месяцев работы. Общий размер выплачиваемых указанным работникам надбавок не может превышать пределов, предусмотренных действующим законодательством.

20. При переходе работника, за которым сохраняется непрерывный стаж работы, дающий право на получение надбавок к заработной плате, из районов Крайнего Севера в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, или из этих местностей в районы Крайнего Севера перерасчет надбавок (в процентном исчислении) производится пропорционально времени, проработанному в соответствующем районе (местности) с соблюдением следующих правил:

а) в случаях перехода из районов Крайнего Севера в местности, приравненные к ним, размер надбавок устанавливается из расчета одной десятипроцентной надбавки за каждые 12 месяцев, проработанных в районах Крайнего Севера.

б) в случаях перехода из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в районы Крайнего Севера суммы надбавок (в процентном исчислении), выслуженных за полные годы работы, сохраняются в прежнем размере, а за проработанные сверх этого месяцы начисляется дополнительная надбавка пропорционально количеству месяцев.

Начисление очередной надбавки должно производиться только в общем порядке;

в) в случае перехода работника из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в районы Крайнего Севера, ранее перешедшего в эту местность из районов Крайнего Севера, общий размер подлежащих выплате надбавок к заработной плате (в процентном исчислении) должен определяться путем суммирования надбавок, выслуженных им в каждом из этих районов. При этом общий размер надбавок к заработной плате не должен превышать установленного предела;

процент надбавок работникам, переходящим из районов, в которых максимальный размер надбавок составляет 100%, в другие районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, и обратно, определяется в соответствии с изложенным выше порядком перерасчета надбавок;

г) при переходе рабочих и служащих, за которыми сохраняется непрерывный стаж работы, с предприятий, расположенных в районах, где надбавки к заработной плате выплачиваются в порядке и в размерах, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255, на работу в районы Крайнего Севера или местности, приравненные к районам Крайнего Севера, за ними сохраняются выслуженные надбавки (в процентном исчислении).

Следующая очередная надбавка этим работникам начисляется в общем порядке через шесть месяцев со дня перехода на работу в районы Крайнего Севера и через год со дня перехода на работу в местности, приравненные к районам Крайнего Севера.

Если на момент перехода надбавки выслужены не полностью, то есть когда их размер менее 30%, время работы после начисления первой или второй надбавки пересчитывается из расчета год работы в местностях, где надбавки выплачиваются в порядке и размерах, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255, за 3 месяца работы в районах Крайнего Севера и за 6 месяцев работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

При переходе работников, за которыми сохраняется непрерывный трудовой стаж, с предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в районы, где надбавки выплачиваются в порядке и размерах, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255, а затем обратно в районы Крайнего Севера или в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, им выплачиваются надбавки, выслуженные в районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Показать больше


Вопросы правильности исчисление стажа и суммирования периодов работы с различными условиями труда для досрочного назначения пенсии беспокоят многих граждан, которые в течение своей трудовой деятельности работали на различных видах работ и с различными условиями труда. Особенно часто задаются такие вопросы гражданами, работающими в северных районах нашей страны и к тому же имеющими стаж работы на предприятиях с вредными или тяжелыми условиями труда. Вопросам суммирование периодов работы для досрочного назначения пенсии и посвящена эта статья.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, производится в соответствии с «Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости… » утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516 (далее — Правила №516). Для суммирования периодов работы с разными условиями труда данные Правила применяются при назначении пенсии, начиная с 1.01.2002 года, в соответствии статей 27-28 Федерального закона №173-ФЗ.

Как суммируются периоды работы при расчете льготного стажа для досрочного назначения пенсии

При досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном Правилами №516, могут суммироваться периоды следующих работ:

1. подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах;
2. работы с тяжелыми условиями труда;
3. работа женщин в качестве трактористов-машинистов, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин;
4. работа женщин в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;
5. работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на ж/д транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы;
6. работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;
7. работа в качестве рабочих и мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования;
8. работа в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;
9. работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения);
10. работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов и трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;
11. работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
12. работа граждан (в том числе временно направленных или командированных) в зоне отчуждения по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС;
13. работа в летном составе гражданской авиации;
14. работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;
15. работа в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;
16. работа в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях МЧС;
17. работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
18. работа на должностях Государственной противопожарной службы МЧС.

Суммирование периодов работ, указанных выше, осуществляется в следующем порядке путем прибавления:

Например, с периодами работы в районах КС или МпКС (пункт 11 Правил №516, выделен желтым фломастером) можно суммировать практически все периоды работы, перечисленные в Правилах №516 (которые могли протекать и за пределами северных районов), при условии их протекания в разные календарные периоды (не одновременно). Нельзя прибавлять к северному стажу периоды работы в зоне ЧАЭС, работы в лётном составе гражд. авиации, работы по управлению полетами и работы по обслуживанию самолетов, периоды таких работ регулируются отдельными правилами.

Все периоды работы засчитываются в стаж работника в календарном порядке (п.5 Правил №516). Работа должна была выполняться постоянно, в течении полного рабочего дня, а периоды работ, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, рассчитываются по фактическому отработанному времени.

Суммирование льготного стажа производиться путем присоединения к работе, дающей право на досрочное назначение пенсии по менее льготным условиям, периодов работы с такими же условиями или дающим большие преимущества.

-)* При суммирование работ, указанных в пункте 2, нужно иметь в виду то, что в соответствии пункта 3 Правил №516, к работам с тяжелыми условиями труда по Списку 2 можно прибавлять другие периоды работ, только если работник отработал в тяжелых условиях труда не менее 12,5/10 лет (муж./жен.). Тем работникам, у которых имеется меньший стаж такой работы, суммирование периодов работы не производится. Однако если такой стаж выработан в период до 1 января 2002 года, когда действовали другие правила (ст.13 закона от 20.11.1990 № 340-1), работники имеют право на снижение возраста выхода на пенсию пропорционально отработанному стажу по Списку 2.
В случае если они отработали не менее половины установленного срока на работах по Списку 2, пенсия им устанавливается с уменьшением возраста на 1 год за каждые 2,5 года для мужчин, и на 1 год за каждые 2 года для женщин.

При суммировании периодов работы по Спискам 1 и Спискам 2, в случае, когда у работника продолжительности таких периодов работы недостаточны для появления у него права на досрочный выход на пенсию по какому-то из этих Списков, тогда к периоду работы по Списку 2 прибавляется период работы по Списку 1.
Обратное суммирование невозможно. То есть для досрочного выхода на пенсию, в таком случае, необходимо будет достичь возраста установленного в пп.2 п.1 ст.27 №173-ФЗ.

При наличии у работника неполного стажа работы по спискам 1 и 2 и неполного северного стажа, эти периоды работы будут суммироваться при наличии не менее половины установленного законом срока работы по соответствующим спискам и половины установленного законом срока работы в районах КС или МпкС.

При исчислении стажа работы в районах КС и МпКС, для досрочного назначения пенсии, к такой работе приравниваются периоды работы перечисленные в подпунктах 1-10 и 16-18 пункта 1 ст.27 №173-ФЗ.
Тем же гражданам, которые проработали в северных районах нашей страны не менее 15/20 лет (КС/МпКС) и к тому же имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, предусмотренный подпунктами 1-10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ, возраст, установленный для досрочного назначения трудовой пенсии, дополнительно уменьшается еще на пять лет (п.2 ст.28.1 №173-ФЗ). То есть такие граждане имеют право на двойное снижение возраста выхода на пенсию, и за работу в северных районах (- 5 лет) и за работу в особых условиях труда (- 5 лет).

В соответствии статьи 14 Закона РФ «О государственных пенсиях» №340-1, к работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность происходившая в период до 01.01.2002 года, указанная в статье 12 этого закона.

Периоды работы работников перечисленных в пп.11,13, 19,20,21 п. ст. 27 №173-ФЗ работавших:

• под землей, непосредственно на горных работах по добыче полезных ископаемых и на строительстве шахт,
• в летном составе гражданской авиации,
• педагогами в учреждениях для детей,
• медицинскими работниками, осуществлявшими лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,
• артисты, работавшие на сцене театра или в других театрально-зрелищных организациях,

регулируются отдельными правилами подсчета периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, утверждаемыми при принятии в установленном порядке Списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений.

Периоды подземной работы, происходившие непосредственно на горных работах по добыче полезных ископаемых и на строительстве шахт, дающие право на трудовую пенсию независимо от возраста при наличии не менее 25 лет стажа такой работы, для работников, не наработавших 25 лет такого стажа работы, но имеющим не менее 10 лет такого стажа учитываются следующим образом:

• каждый 1 полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин — за 1 год и 3 месяца;
• каждый 1 полный год подземной работы, предусмотренной Списком N 1 — за 9 месяцев.

Периоды работы, происходившие непосредственно в полевых условиях в связи с полевыми геолого-разведочными, поисковыми, топографо-геодезическими, гидрологическими, лесоустроительными и тому подобные работы учитываются в следующем порядке:

• работа от 6 месяцев до одного года — как один год;
• работа менее 6 месяцев — по фактической продолжительности.

Периоды вахтовой работы включают в себя время выполнения работ непосредственно на объекте, время междусменного отдыха в вахтовом поселке, время в пути от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, а также время между вахтового отдыха в данный календарный отрезок времени.
При этом общая продолжительность рабочего времени (нормальная или сокращенная) за учетный период (за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год) не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым кодексом РФ.
Если работа вахтовым методом проходила в районах КС или МпКС, тогда такие периоды исчисляются в календарном порядке с включением в них рабочего времени непосредственно на объекте, времени междусменного отдыха в вахтовом поселке, а также периода между вахтового отдыха и времени в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно.

И еще не нужно забывать, что начиная с 1 января 2002 года, пенсионный фонд засчитывает в страховой стаж работника только те периоды работы, за которые его работодатель уплатил страховые взносы в ПФР. Поэтому нужно постоянно контролировать уплату этих взносов. Для этого на сайте ПФР существует «Личный кабинет застрахованного лица». Зарегистрируйтесь там и контролируйте своего работодателя.

О том, кто имеет право на двойное снижение пенсионного возраста, читайте .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *