Конституция РФ 1991

Конституция РФ 1991

Принятие и подписание закона

После того, как закон был принят в трех чтениях Государственной Думой, одобрен Советом Федерации, поддержан всеми заксобраниями регионов страны, его подписал Президент РФ.

Однако после этого начала действовать только ст. 3 нового закона, в которой прописана процедура вступления поправок в силу.

Проверка Конституционным судом

После этого КС РФ по запросу Президента проверял не вступившие в силу поправки и предложенную процедуру голосования на соответствие главам 1, 2 и 9 Основного закона нашей страны. У КС было на это семь дней, и он принял решение через два дня, что поправки конституционны – и вступила в силу ст. 2 об общероссийском голосовании за поправки.

Процесс одобрения гражданами

Изменения в Конституцию России, которые изложены только в ст. 1, считаются одобренными, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Тогда изменения в Основной закон вступают в силу со дня опубликования результатов общероссийского голосования.

Если за изменения в Конституцию РФ проголосует менее половины граждан, принявших участие в голосовании, то поправки не считаются одобренными и не вступают в силу.

Дата голосования предварительно установлена на 22 апреля. Однако, как отмечал пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков, решение о его переносе на более поздний срок может быть принято при негативном сценарии с коронавирусом.

После общероссийского голосования

Если поправки одобрены россиянами, Президент издаст указ об официальном опубликовании Конституции с внесенными в нее поправками и указанием даты их вступления в силу.

УДК 342.4

БО1: 10.19073/2306-1340-2017-14-1-19-25

_КОНСТИТУЦИЯ — ОСНОВНОЙ ЗАКОН?

ГУЗИЙ Артемий Евгеньевич*

И artemy.guzy@yandex.ru

Ул. Короленко, 12, г. Омск, 644010, Россия

Аннотация. Автором рассматривается вопрос правовой природы российской Конституции. Проводится диалектический анализ понятия «Основной закон» в действующей доктрине конституционного права, на основании чего делается вывод об отсутствии единого подхода к природе исследуемого объекта. В процессе общетеоретического анализа системы законодательства Российской Федерации автором выделяется ряд критериев, по которым понятие конституции отлично от понятий «закон» и «подзаконный акт». Исходя из изложенного, делается вывод о несовершенстве теоретического осмысления правовой природы конституции в современной России, а также дается альтернативное определение этого понятия и его место в системе российского законодательства.

Ключевые слова: Конституция, Основной закон, система российского законодательства, изменения Конституции, международные договоры, общественный договор, виды нормативных правовых актов.

Constitution — Main Law?

Guzii Artemii E.**

El artemy.guzy@yandex.ru

12 Korolenko st., Omsk, 644010, Russia

В декабре 2013 г. Российская Федерация и ее граждане отмечали 20-летие принятия Конституции. По этому поводу 8 ноября 2013 г. Президент Российской Федерации организовал встречу с заведующими кафедрами конституционно-правовых дисциплин. В своем вступительном слове В. В. Путин сказал: «Не буду вам, конституционалистам, правоведам, учёным, преподавателям права, рассказывать о том, насколько важен для общества, для любого государства Основной закон, на-

сколько важна его стабильность, сбалансирован-ность»1. Но президент лишь обозначил высокую проработку вопросов понимания природы высшего нормативного правового акта в конституционном праве , однако ни слова не было упомянуто о его месте в современной системе российского законодательства в частности и источников права России в целом.

Между тем общеправовой взгляд на понимание конституции как явления нуждается в серьезнейшей проработке. В теории права

* Старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Омской юридической академии.

на сегодня нет четко определенной позиции этого важного для нашего государства понятия. В конституционном праве общеупотребительной практикой считаются синонимичными понятия «конституция» и «основной закон». Однако у этой позиции существует ряд недостатков. Это обеднение понятия основного закона, распыленность и эфемерность его признаков. За доказательствами обратимся к действующей доктрине.

С. А. Авакьян в своем труде дает следующее понимание: «Любая конституция, в том числе и Конституция РФ, относится к числу правовых актов, является законом и обладает всеми его чертами. Конституция — принимаемый либо народом непосредственно, либо высшим представительным органом власти общеобязательный нормативный акт, закрепляющий важнейшие начала жизни общества и государства, рассчитанный на постоянное, многократное применение, опирающийся в своем действии на авторитет и силу Российского государства» . Обратим внимание, что в действующей трактовке дается размытое понятие конституции как закона, так как тезис об их соотношении подкрепляется признаками, характерными для любого вида нормативных правовых актов.

В. В. Маклаков под конституцией понимает систему правовых норм, иногда называемых основным законом государства, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих важнейшие общественные отношения .

М. В. Баглай также проводит прямую взаимосвязь между конституцией и основным законом. Основным признаком он считает положение конституционных норм, регламентирующих наиболее важные общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти, в которых определяются правовое положение личности, форма правления и государственного устройства, система государственных органов и порядок их формирования, их взаимоотношения между собой . Таким образом, автор основным критерием причисления конституции к законам отмечает характер ее норм, а также предмет их правового регулирования.

В позиции Т. Н. Радько также обнаруживается прямая взаимосвязь конституции и основного закона, однако базовым критерием их соотношения выступает отношение первой к системе законодательства и признак высшей юридической

силы. «Наибольшей юридической силой среди законов обладает конституция. Вполне закономерно во многих случаях после слова «конституция» добавляется: основной закон… Конституция является первоисточником для всех остальных нормативных правовых актов. Все другие акты должны соответствовать конституции» .

В отличие от многих авторов В. Е. Чиркин в своем труде говорит: «.термин «основной закон» означает, что конституция является исходной базой для правотворческой и правоприменительной деятельности» , вследствие чего делается вывод о понятии основного закона как признака конституции. И тут мы уже обнаруживаем противоречие между классиками современной науки конституционного права, так как С. А. Авакьян основной закон и базу действующего законодательства разводит как два разных признака конституции . Более того, в поздних публикациях С. А. Ава-кьяна конституция и вовсе определяется через понятие основного закона как родового понятия для нее .

С. М. Шахрай , Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин определяют конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, при этом выделяя такие ее свойства, как принятие особым субъектом права, учредительный первичный характер конституционных установлений, всеохватывающий характер конституционной регламентации, особые юридические свойства. Отметим также, что вышеназванные авторы хоть и определяют признаки конституции, но используют для нее наименование «основной закон» как синоним исследуемого понятия.

А. С. Прудников и Б. С. Эбзеев Конституцию Российской Федерации видят в рамках существования основного закона в системе законов, подзаконных актов и международных договоров . Вызывает интерес и критерий выделения данных категорий: это субъект, принимающий данный акт, его функции и полномочия, объем и характер регулируемых данным законом общественных отношений, место данного акта в иерархии правовых актов и обусловленная этим его юридическая сила .

Подводя общий итог вышеизложенному, мы видим, что очевиден факт размытости, неопре-

деленности и распыленности понятия «основной закон» в Российской Федерации, отсутствие четких критериев определения его содержания. Ученые-конституционалисты либо вовсе не дают содержания исследуемого объекта, принимая за аксиому тезис о соотношении конституции и основного закона как родовых друг для друга понятий, либо предлагают концепции признаков основного закона, диаметрально исключающие друг друга у каждого из уважаемых ученых.

В отсутствие четких критериев понятия в отраслевой науке за ответом на вопрос о правовой природе конституции в системе источников права следует обращаться к современной теории права. Согласно общепризнанной концепции система законодательства состоит из законов и подзаконных актов. При этом законы по природе своей отличаются от подзаконных актов степенью участия населения в их при-нятии2. Также среди отличительных признаков выделены наибольшая важность вопросов, нормативность их норм и невозможность изменения вступивших в силу норм иначе как посредством их отмены уполномоченным органом (им может стать либо орган, принявший норму закона, либо Конституционный Суд Российской Федерации — в случае противоречия нормы за-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сравнительная характеристик

кона Конституции Российской Федерации) .

Подзаконные нормативные правовые акты, в свою очередь, основываются на положениях законов и не должны им противоречить, им присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введения в действие по сравнению с законом, они быстрее реагируют на потребности общественного развития, имеют более узкое (видовое) значение, чем нормы законов, которые являются нормами родового значения .

Таким образом, современная теория государства и права критериями разделения нормативных правовых актов на категории определяет принимающий орган, важность вопросов, иерархичность норм, способы их изменения и утраты юридической силы. Советская доктрина права включала конституцию в систему законов, аксиономируя за ней юридическое верховенство, что прямо выражалось в названии базовых документов страны 1918, 1925, 1937 и 1978 гг. Однако, на наш взгляд, с советских времен вызывает сомнение аксиома о принадлежности конституции к системе законов. Для ее вычленения предлагаем провести сравнительную характеристику рассматриваемых в статье нормативных правовых актов: конституции, законов и подзаконных актов (табл. 1).

Таблица 1

нормативных правовых актов

Критерий сравнения Конституция Закон Подзаконный акт

Предмет правового регулирования Фундаментальные взаимоотношения власти и общества Наиболее важные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании Узкое регулирование, как правило, основанное на регулировании закона

Особенности норм права Большое количество декларативных, учредительных норм Значительное превалирование норм, комплексно регулирующих широкий спектр общественных отношений Значительное превалирование норм, имеющих регулятивный характер узконаправленного действия

Принимающий орган 1) население непосредственно; 2) специальный орган; 3) парламент; 4) монарх (дарующий этот документ населению) Парламент по заложенной процедуре с возможностью широкого обсуждения законопроекта населением с оставлением последнего слова за законодательным органом Как правило, органы, входящие в исполнительную ветвь власти

Иерархичность Обладает высшей юридической силой и является базой действующего законодательства Обладает высшей юридической силой Должен подчиняться нормам вышестоящих актов и не противоречить им

2 Это происходит либо посредством принятия документа Государственной Думой Российской Федерации после ее избрания населением при всеобщем равном тайном голосовании (аналогично на уровне субъекта Российской Федерации), либо в особом порядке — посредством референдума.

Критерий сравнения Конституция Закон Подзаконный акт

Порядок внесения изменений Как правило, устанавливается запрет на внесение изменений либо усложненный порядок внесения таких изменений В зависимости от уровня закона либо простым большинством, либо квалифицированным, а в случае его противоречия вышестоящему акту — в порядке признания неконституционным судебным органом конституционного контроля Либо в порядке, аналогичном принятию акта, либо в порядке признания акта противоречащим вышестоящим актам органами судебного и несудебного контроля

Исходя из предложенной характеристики, предлагаем сделать ряд выводов. Во-первых, предмет правового регулирования конституции явно пространнее и шире предмета регулирования любого закона, не говоря уже о подзаконном акте. Более того, предмет правового регулирования конституции не ограничивается строго определенным (унифицированным) объемом регулируемых правоотношений и может включить в себя любые социально значимые нормы. И причина того, на наш взгляд, кроется в правовой природе действующего акта как общественного договора, в который допустимо вносить любые вопросы, интересные сторонам. Так, например, Е. И. Козлова и О. Е. Кутафин поясняют, что в момент принятия конституций «требовалась правовая форма защиты и охраны новых экономических структур. Такую роль мог выполнить только правовой акт, в общей форме определяющий основы устройства государства и общества, объективно поставленный выше власти короля, феодалов, олицетворяющий волю как бы всего общества, всей нации» . Закреплялись все пласты вопросов, нуждающихся в тотальной правовой декларации. Это и приводило к смешению предмета регулирования конституции. В итоге мы получаем нормативный акт, предмет правового регулирования которого узнаем, толь-

ко открыв документ. А вот закон всегда привязан к регулируемому им предмету: о пчеловодстве, о коррупции, об административных процедурах и др.

Практика этот тезис подтверждает: согласно Конституции Канады (приложение 4) прописываются активы, относящиеся к общей собственности провинций Онтарио и Квебек , в Конституции Бразилии отдельно определяется правовой статус индейцев на ее территории , в Конституции Швейцарии особенности регулирования права на жизнь (запрет клонирования, определение понятия эмбрионов) и т. д.3

Нельзя не отметить в конституции большой объем декларативных норм, норм-принципов, норм-дефиниций, получающих свое развитие в других актах, становясь для последних их фундаментом построения в отдельной отрасли права. В отличие от конституционных нормы законов прямо направлены на регулирование широкого спектра отношений исходя из предмета своего регулирования. Нормы подзаконных актов, как правило, регулируют отдельный порядок проведения предусмотренной в законе процедуры4.

Следующим критерием был обозначен принимающий орган. Конституция, как известно, принимается исходя из сложившихся обстоятельств

3 Выходит, в отличие от законов и подзаконных актов конституция не имеет строгой привязки к предмету правового регулирования: есть вопросы, которые наиболее часто в ней отражаются: это структура органов власти государства, права и свободы человека и гражданина, правовой статус субъектов, местное самоуправление и т. д. Наравне с ними в данном акте может появиться любая норма, которую законотворец посчитал необходимой внести в документ: о руководящей роли ЦК КПСС в жизни государства и общества, о ценах на топливо, о карбюраторных двигателях. При желании в конституции можно закрепить даже запрет принимать на территории страны международные мероприятия и конкурсы.

4 В качестве примера предлагаем рассмотреть вопрос получения гражданства Российской Федерации. В части 1 статьи 6 Конституции мы обнаруживаем декларативную норму о том, что гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Изучив соответствующий закон о гражданстве, мы обнаружим большое количество норм об основаниях получения гражданства, сроках, особенностях получения гражданства отдельными категориями лиц и другие широко профилированные нормы в рамках заданного предмета правового регулирования (вопроса о гражданстве). Уже в приказе ФМС России мы можем ознакомиться с детальным порядком получения услуги по приему в гражданство, тонкостях процедуры, начиная от порядка информирования о правилах исполнения государственной функции и заканчивая требованием ко всем сотрудникам носить личную идентификационную карточку (п. 11.4).

на момент ее принятия5 либо в соответствии со сложившимися в государстве и обществе тради-циями6. Закон же всегда подчиняется уже ранее установленным правилам правотворчества. Может ли он быть принят на референдуме, как это зачастую происходит с конституцией? Да, если конституция это допускает или не запрещает прямо.

В этой формуле просматривается еще один аспект высшей юридической силы конституции: она принимается исходя из детерминант, сформированных предшествующими событиями и историей государства. Но формирование норм по подготовке и принятию конституции всегда осуществляется специально устанавливаемыми для этого оперативными нормами. Так, например, М. Н. Марченко, описывая историю принятия ныне действующей Конституции Российской Федерации, отмечает три нормативных указа Президента Российской Федерации: «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации», «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года» и «О проекте Конституции Российской Федерации, представляемом на всенародное голосование» . Таким образом, порядок принятия Конституции Российской Федерации был установлен подзаконными актами, утратившими свою силу и актуальность в момент вступления документа в действие.

Возникает и вопрос понимания высшей юридической силы. Ведь ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации прямо предусмотрела ее лишь в отношении высшего нормативного акта. И использовать аналогичное наименование признака высшей юридической силы для законов, на наш взгляд, не совсем верно, хотя бы потому, что законы напрямую подчиняются высшему нормативному правовому акту по иерархии. А учитывая, что в Конституции Российской Федерации нет ни слова о ее соотношении с зако-

ном как части целого, следует разделить понятия высшей юридической силы как базы действующего законодательства и юридической силы закона. Более того, анализ самого текста Конституции прямо разводит понятия конституции и законов7.

Порядок внесения изменений в конституцию также представляет научный интерес. Как известно, изменения в законы принимаются в том же порядке, в котором происходило их первичное принятие. Однако с конституцией такое правило работает реже. Большинство государств, как правило, определя.т в своих документах объем положений, в которые запрещено вносить изменения. Для Российской Федерации это главы 1, 2, 9. Внесение изменений в них возможно только путем полного пересмотра доку-мента8. Ни один закон и подзаконный акт в мире не изменяется в порядке собственного полного пересмотра.

Вышеизложенные позиции напрямую выводят нас к тезису о переосмыслении правовой природы конституции и ее месте в системе нормативных правовых актов. Представляется очевидным, что это место главенствующее. Но значит ли это, что конституция — закон? На наш взгляд, в силу особой роли в системе права она не имеет заранее определенного места в системе источников права. Конституция — это нормативный правовой акт, их совокупность либо совокупность правовых обычаев9. Более того, представляется неверным тезис о детерминированности места конституции как главенствующего среди законов, ибо она может находиться на ступень выше, будучи особым видом нормативного правового акта. При этом она не потеряет тех свойств, какими обладает.

Отметим также, что действующий в Российской Федерации документ впервые был обозначен единственным понятием «конституция» без дополнительного указания на понятие основного закона государства. Учитывая, что российский

5 Если речь идет о ситуации принятия документа в период революционных потрясений, например, при ограничении своей власти монархом страны либо при изменениях в государственном строе.

6 Если речь идет о ситуации принятия документа в результате эволюционного развития государства и общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 См., напр.: ч. 2 ст. 15, ч. 2 ст. 4, п. «а» ст. 71, ч. 2 ст. 78, ч. 3 ст. 80 Конституции Российской Федерации.

8 Это уже породило остроумный комментарий конституционалистов, обративших внимание на ч. 1 ст. 5, где среди прочих субъектов, записанных во множественном числе, отмечена автономная область — в единственном числе. Таким образом, заключают они, в случае появления в составе субъектов Российской Федерации второй автономной области для внесения канцелярской поправки в норму необходимо будет переписывать всю Конституцию, созывать Конституционное Собрание и решать, выносить ли данный вопрос на референдум или принимать 2/3 голосов его членов.

9 В Великобритании и вовсе за конституционную материю принимаются некоторые решения судов и правовая доктрина ведущих мировых ученых-конституционалистов.

конституционализм пережил уже четыре основных закона государства, каждый из которых соотносился с понятием конституции как синоним, можно говорить о сломе этой традиции как о сознательном действии правотворца.

И тут мы подходим к вопросу о мотивах и причинах этого решения. Кажется разумным предположение о том, что причины вывода Конституции Российской Федерации 1993 года из системы законов заложены в ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, так как подобных норм в российских конституциях ранее не встречалось.

Так, Конституцией устанавливается правило: если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Определяя Конституцию Российской Федерации как Основной закон, соотнося эти понятия как синонимичные, мы определяем место Конституции в системе законодательства, но создаем кривотолки о ее месте в системе всех источников российского права в целом. Как следствие, становится актуальным вопрос о легальности известного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации о месте международных договоров в правовой системе Российской Федерации10. Ведь при толковании вышеуказанной нормы судьями не затрагивался вопрос соотношения Конституции Российской Федерации и международного договора — определялось лишь соотношение федеральных законов и ратифицированных международных договоров. Если Конституция — Основной закон, а указанное постановление — акт толкования, встает вопрос о допустимости применения ограничительного толкования. Но этот

вопрос снимается, если Конституция Российской Федерации признается самостоятельным актом высшей юридической силы, а не особым видом закона — Основным законом.

Большой общественный и научный резонанс вызвало внесение поправок в Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде Российской Федерации. Согласно им судебному органу конституционного правосудия было предоставлено право по запросу определять исполнимость вынесенных против Российской Федерации решений межгосударственного органа по защите прав и свобод человека11. Однако даже нормы международного права еща omnes в отдельных случаях говорят о верховенстве «нормы его внутреннего права особо важного зна-чения»12. Указанная система при переложении на систему источников права в правовой системе России в целом дает понимание места международных договоров, определяя им место после Конституции Российской Федерации13.

Таким образом, структура нормативных правовых актов Российской Федерации на сегодняшний день должна выглядеть иначе, нежели сложившаяся в теории государства и права, и представлять собой пирамиду, в основе которой закладывается конституция, а далее — законы и подзаконные акты, в совокупности составляющие скелет правовой системы Российской Федерации. Под конституцией (в общетеоретическом смысле) следует понимать нормативный правовой акт высшей юридической силы, принимаемый, изменяемый и охраняемый в особом порядке, регулирующий наиболее значимые вопросы организации взаимодействия государства и общества в целом.

Список литературы

1. Авакьян С. А. Конституционный лексикон: государственно-правовой терминологический словарь. М. : Юстицин-форм, 2015. 640 с.

2. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е изд. М. : Сашко, 2000. 426 с.

3. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. 10-е изд., изм. и доп. М. : Норма : ИНФРА-М, 2013. 784 с.

10 О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации : постановление Пленума Верхов. Суда Рос. Федерации от 10 окт. 2003 г № 5. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

11 Глава XIII.1. Рассмотрение дел о возможности исполнения решений межгосударственного органа по защите прав и свобод человека // О Конституционном Суде Российской Федерации : федер. конституц. закон от 21 июля 1994 г N° 1-ФКЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

13 Предметом статьи не являлся вопрос о наличии в Российской Федерации так называемой широкой конституции, предполагающей, что текст Конституции и текст федеральных конституционных законов составляют единую конституционно-правовую материю. За основу берется классическая концепция Конституции и ФКЗ как различных видов нормативных правовых актов.

4. Веревкина Ю. Ю. Взаимоотношения конституции и конституционализма в России : автореф. … канд. юрид. наук. М., 2013. 31 с.

5. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России : учеб. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2015. 592 с.

6. Конституции зарубежных государств : учеб. пособие / сост., авт. введ. В. В. Маклаков. 2-е изд., испр. и доп. М. : БЕК, 1997. 586 с.

7. Конституции зарубежных государств : учеб. пособие / сост., авт. введ. В. В. Маклаков. 3-е изд., перераб. и доп. М. : БЕК, 2000. 592 с.

9. Конституционное право : словарь / отв. ред. В. В. Маклаков. М. : Юристъ, 2001. 559 с.

10. Марченко М. Н. Источники права : учеб. пособие. М. : ТК Велби : Проспект, 2013. 773 с.

11. Радько Т. Н., Лазарев В. В., Морозова Л. А. Теория государства и права : учеб для бакалавров. М. : Проспект, 2016. 568 с.

12. Сырых В. М. Теория государства и права : учеб. для вузов. 6-е изд., перераб. и доп. М. : Юстицинформ, 2012. 704 с.

14. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран : учеб. М. : Юристъ, 2008. 606 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Maklakov V. V. (Ed.). Konstitutsionnoe pravo. Slovar’ . Moscow, Iurist» Publ., 2001. 559 p.

10. Marchenko M. N. Istochnikiprava . Moscow, TK Velbi Publ., Prospekt Publ., 2013. 773 p.

11. Rad’ko T. N., Lazarev V. V., Morozova L. A. Teoriia gosudarstva i prava . Moscow, Prospekt Publ., 2016. 568 p.

12. Syrykh V. M. Teoriia gosudarstva iprava . 6th ed. Moscow, Iustitsinform Publ., 2012. 704 p.

1.2. Разработка и принятие Конституции России 1993 г.

Политические события в России начала 1990-х гг. остаются недостаточно изученными. По-прежнему используются упрощенные подходы для интерпретации конфликта союзного и российского руководства (1990–1991) и противостояния ветвей власти (1992–1993). В течение этого времени были сходные конфликты сначала в СССР, затем в России: парламенты (Съезды народных депутатов, Верховные Советы) СССР и РСФСР блокировали политические инициативы друг друга. В СССР ситуация усугублялась сепаратистскими действиями общественных движений и лидеров других союзных респуб­лик, в России – похожими движениями и лидерами автономных республик. Многообразие политических интересов, существовавших в обществе, упрощенно представлялось как противостояние лидеров (Горбачев – Ельцин, Ельцин – Хасбулатов) либо как конфликт отношений «старого» советского и «нового» посткоммунистического типов властвования.

На «раннем этапе» нового российского конституционализма (1990–1993) шли масштабные нововведения – включение в отечественную правовую систему новых институтов и норм, обеспечивающих начало интеграции России в международные организации (Совет Европы, ГАТТ – Генеральное соглашение о тарифах и торговле, было заменено в 1994 г. ВТО – Всемирной Торговой Организацией и др.). В Конституции России 1993 г. наряду с закреплением прав и свобод человека и гражданина (отдельная, II глава Конституции), определением в главе I Конституции основ конституционного строя, был обозначен приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров над российскими законами.

Все это масштабные нововведения начала 1990-х. Достижения этого этапа неизбежно сочетались с просчетами, формировавшими предпосылки последующих политических конфликтов. Необходимо внимательное изучение опыта конституционного строительства с учетом тех возможностей, которые не были использованы при выборе формы правления, закреплении полномочий государственных институтов, конституционно-договорного федеративного устройства, реализации модели местного самоуправления.

В декабре 1991 г. Беловежское соглашение (подписано на встрече глав республик РСФСР, Украины, Белоруссии Б. Н. Ельцина, Л. Д. Кравчука и С. Г. Шушкевича) зафиксировало прекращение существования СССР и заложило основу нового союза республик – Союза Независимых Государств (СНГ). После ратификации соглашения Верховными Советами этих республик, СССР был ликвидирован, Россия стала самостоятельным суверенным государством. СНГ был призван стать новой формой союзных связей республик, ставших независимыми субъектами международных отношений. Это было важно для легитимации решений трех глав государств, поскольку беловежская денонсация1 Договора об образовании СССР от 30 декабря 1922 г. вступала в противоречие с волей граждан советских республик. На референдуме 17 марта 1991 г. 113,5 млн граждан из 148,6 млн, то есть 76,4 % от общего числа голосовавших, высказались за сохранение обновленного СССР.

Разработка новой Конституции России началась еще в 1991 г., когда I Съезд народных депутатов РСФСР образовал Конституционную комиссию (далее – КК), которую возглавил Председатель Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцин (заместитель Р. И. Хасбулатов, ответственный секретарь О. Г. Румянцев). КК стала постоянно действующим органом и не только занималась разработкой новой конституции, но и участвовала в подготовке изменений и дополнений действующей Конституции.

Политические силы России (партии, общественные движения и отдельные лидеры) выдвинули свои проекты российской конституции. Наряду с проектом КК свои проекты предоставили Российское движение демократических реформ (РДДР), депутаты-коммунисты, группа С. М. Шахрая (на тот момент – сотрудник Администрации Президента России). Проекты имели весьма значительные отличия – от разных подходов к формированию высших органов государственной власти до различного видения особенностей территориального устройства России, развития местного самоуправления и др. Почти все проекты, за исключением проекта депутатов-коммунистов, предлагали введение поста президента – единоличного главы государства и, в некоторых вариантах, главы исполнительной власти. Коммунисты предложили вариант формы правления, при которой роль главы государства была бы передана Президиуму Верховного Совета (по аналогии с СССР).

В 1992 г. все российское общество ощутило «на собственном кармане» начало экономических реформ. За короткое время цены, которые государство перестало регулировать, резко влетели «вверх», что сильно ударило по большей части населения (особенно по тем, кто получал низкую зарплату). Удар оказался тем более мощным (многие экономисты называли такую стратегию реформ «шоковой»), если учесть, что в Сберегательном банке (главной финансовой структуре, в которой граждане хранили свои денежные накопления) все накопленные гражданами сбережения моментально обесценились.

Такой поворот в экономическом развитии страны серьезно сказался на отношениях Президента и правительства, с одной стороны, и Верховного Совета, с другой. Они все больше приближались к политическому кризису. В декабре 1992 г. был созван VII Съезд народных депутатов России, который являлся на тот момент высшим законодательным органом российского государства. Съезд отказал президенту в продлении его особых полномочий (это были особые возможности для главы государства), которые ранее были ему временно предоставлены для проведения экономической реформы.

Принять новую конституцию в условиях вражды главы государства и парламента было невозможно. VII Съезд стал на путь изменения действующей Конституции. Основные нововведения касались усиления позиций Верховного Совета и Съезда народных депутатов по отношению к главе государства и правительству. Было принято решение о том, что Верховный Совет дает свое согласие на назначение не только председателя правительства, но и четырех министров – обороны, иностранных дел, безопасности и внутренних дел. В конституции зафиксировали назначение председателя Центрального банка России Верховным Советом. Последний теперь получал полномочия представлять Президенту предложения о реорганизации, упразднении министерств, государственных комитетов и ведомств РФ (то есть парламент, по сути, мог определять структуру исполнительной власти).

Решением VII Съезда правительство стало подотчетно Съезду народных депутатов, Верховному Совету и Президенту. Еще одним весьма важным полномочием стало право Верховного Совета отменять указы и распоряжения Президента до разрешения дел об их конституционности в случае обращения в Конституционный суд РФ. Иначе говоря, Конституционный Суд – высшая судебная инстанция страны, которая дает толкование положений Конституции и следит за соблюдением законов, – должен был подтверждать законность решений, в том числе и Президента. Были усилены полномочия Верховного Совета как законодательного органа на постоянно действующей основе.

Продолжавшееся противостояние двух ветвей власти угрожало масштабными столкновениями в стране. Президент, не согласный с сокращением его полномочий, обратился к народу, минуя парламент. 10 декабря 1992 г. он выступил с «Обращением к гражданам России и ко всем избирателям», обвинив Верховный Совет и Съезд народных депутатов в противодействии реформам, в чрезмерных властных амбициях и предложив провести референдум по вопросам доверия к институтам государственной власти. Однако нарастание кризиса, недоверие ветвей власти друг к другу привели к тому, что референдум только обострил выяснение отношений между отдельными государственными структурами, не ослабил кризиса, а, скорее, направил в новое русло – выяснение уровня популярности ветвей власти и лидеров их возглавлявших.

20 марта 1993 г. президент РФ в телевизионном обращении к народу объявил о введении особого порядка управления страной, который предполагал приоритетный характер актов президента и его деятельности. В ответ был созван внеочередной IX Съезд народных депутатов, который 29 марта принял постановление «О всероссийском референдуме 25 апреля 1993 года, порядке подведения его итогов и механизме реализации результатов референдума». Гражданам предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Доверяете ли Вы президенту Российской Федерации Б. Н. Ель­цину?

2. Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом РФ и правительством РФ с 1992 г.?

3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов президента РФ?

4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?

Вопросы референдума были весьма противоречивы, что не могло не породить еще более сложную политическую ситуацию. Граждане были поставлены перед выбором двух разных политик, каждая из которых не была представлена обществу, а лишь косвенно определялась высказываниями отдельных лидеров. Кроме того, досрочные выборы, о которых шла речь в вопросах 3 и 4, не могли гарантировать прекращение конфликта ветвей власти в стране. Референдум не мог решить стоявших острых вопросов, но Президент посчитал его результаты подтверждением более высокой его легитимности, чем Съезда народных депутатов, «карт-бланшем» на продолжение реформ. Большую роль в таком политическом раскладе сыграла информационно-пропагандистская кампания СМИ. Известные политики, деятели культуры, писатели, музыканты, спортсмены активно привлекались к агитации в пользу позиции Президента.

Все это Б. Н. Ельцин использовал как возможность форсировать подготовку новой Конституции России и 5–6 мая 1993 г. представил президентский проект основного закона. В нем были серьезно усилены полномочия главы государства. 12 мая 1993 г. был подписан Указ Президента России «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации», где говорилось о созыве специального органа – Конституционного совещания, начавшего свою работу с 5 июня 1993 г. для доработки проекта Конституции России.

Общее количество участников Конституционного совещания (далее – КС) составило 250 человек; все они были разбиты на 5 групп, заседания которых проводились раздельно. По регламенту Конституционного совещания оно лишь готовило текст нового основного закона. Но многие политические силы увидели в таком решении угрозу, полагая, что КС станет Учредительным собранием (то есть органом, который разработает не только новую конституцию страны, но и фактически создаст новое государство).

Работа КС полностью контролировалась Администрацией Прези­дента. Нарастал конституционный кризис. 21 сентября 1993 г. Президент России издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» и «Обращение к гражданам России», где постановил прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольных функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Такой политический шаг Президента российский парламент расценил как прямое нарушение действующей Конституции, поскольку глава государства не вправе был учреждать новые конституционные органы, вводить даже на время порядок государственного правления посредством указов. Кроме того, своим решением президент не рекомендовал Конституционному Суду РФ созывать свои заседания до начала работы Федерального собрания (по сути, приостановил работу высшей конституционной инстанции).

Ответными шагами Верховного Совета России стали решения о прекращении полномочий Президента России и передаче этих полномочий вице-президенту А. В. Руцкому с 21 сентября 1993 г. Было сформировано «параллельное» правительство. В своем постановлении от 22 сентября 1993 г. Верховный Совет определил действия Президента РФ как государственный переворот. Мирный исход конф­ликта становился невозможным. Депутаты отказались покинуть здание Дома Советов в Москве. В результате это здание было окружено милицией и военными; в нем периодически отключались водоснабжение и электричество, блокировался подвоз продовольствия.

В течение 3–4 октября 1993 г. сторонники Верховного Совета прорвали блокаду Дома Советов, штурмовали Московскую мэрию, Останкино, чтобы получить телеэфир и донести свою политическую позицию народу. Здание Дома Советов было по приказу Б. Н. Ельцина обстреляно из танков. Р. И. Хасбулатов, А. В. Руцкой, А. И. Лукьянов, другие депутаты и министры «параллельного» правительства были арестованы и помещены в Лефортовскую тюрьму (в последующем все они были амнистированы решением Государственной Думы России). При обстреле «Белого дома» и столкновениях погибли и были ранены люди. Эта трагическая страница новейшей истории России отражает политические противоречия не только в подходах к реформированию социально-экономической системы страны, но и по вопросам новой формы правления («сильный президент» или «сильный парламент»). События лета–осени 1993 г. показали неготовность политических сил России к компромиссу.

После устранения с политической сцены оппонентов Президента доработка текста проекта конституции велась исключительно в кабинетах его администрации. 9 ноября 1993 г. проект конституции был опубликован в «Российской газете» и «Российских вестях» – официальных печатных органах российского государства. В стране развернулась агитация в СМИ за принятие новой конституции. Среди аргументов в пользу ее поддержки выдвигался тезис о прекращении неопределенности. Многие понимали, что в случае непринятия конституции, по которой в стране формировалось новое Федеральное Собрание, возникала опасность продолжения хаоса и политической нестабильности, так как вновь избранные в новый парламент депутаты оказались бы нелегитимными. Могла бы возникнуть вероятность новой легитимации и возвращения прежнего (разогнанного) парламента, смещения с должности президента Б. Н. Ельцина.

На референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция, хотя и с трудом, собрала необходимое количество голосов. На выборах депутатов, прошедших одновременно с референдумом, избрали первый состав Государственной Думы (палата нового парламента России – Федерального Собрания, представляющая интересы всех политических партий и движений страны, принявших участие в выборах) и Совета Федерации (палата Федерального Собрания, представляющая интересы российских регионов). В голосовании участвовали 58 187 755 зарегистрированных избирателей (54,8 %). За принятие конституции голосовали 32 937 630 избирателей (58,4 %); против – 23 431 333 (41,6 %).

Таким образом, в 1991–1993 гг. были закреплены совершенно новые общественные отношения, сформировались правовые основы новой политической системы:

– отказ от монопольной коммунистической идеологии, советской однопартийности, переход к многопартийности и политическому плюрализму;

– введение принципа разделения властей вместо верховенства представительных органов государства – Советов и подотчетности им всех остальных органов государства;

– отказ от примата государственной собственности, введение института частной собственности, наряду с переходом от принципа плановой экономики к провозглашению экономической свободы и конкуренции;

– курс на отказ от патерналистской роли государства и на продвижение позиции, предписывающей максимальное использование возможностей граждан в новой социально-экономической системе;

– учреждение института Президента России как главы государства, высшего должностного лица;

– формирование системы конституционного контроля, Конститу­ционного суда России;

– формирование основ независимого суда – отмена подотчетности судов Советам; полномочия судей были вначале продлены до 10 лет, а затем стали бессрочными; введение суда присяжных.

1 Денонсация – решение об отказе гарантировать соблюдение ранее принятых соглашений.

Образование: право или обязанность?

Статья 43 Конституции Российской Федерации устанавливает право каждого на образование, государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Вместе с тем, данная же статья устанавливает обязанность получить основное общее образование, а для родителей (законных представителей) установлена обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования.

Аналогичные положения установлены Семейным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Таким образом, Конституция и законы России с одной стороны устанавливают право каждого гражданина получить дошкольное, основное общее, среднее профессиональное образование бесплатно, а каждую из ступеней высшего образования — бесплатно один раз. С другой стороны получение основного общего образования (окончание школьного образования) является как обязанностью несовершеннолетнего, так и обязанностью родителей способствовать и принимать все необходимые меры с целью получения детьми образования.

За неисполнение родителями обязанности по обучению своих несовершеннолетних детей установлена административная ответственность по статье 5.35 Кодекса об административных правонарушения РФ.

УДК 342.4

Тагирова Динара Камильевна

кандидат экономических наук, преподаватель юридических дисциплин Дагестанского медицинского стоматологического института dinara.tdk@mail.ru

Гаджиева Зарема Магомедкамильевна

кандидат филологических наук, проректор по учебной работе Дагестанского медицинского стоматологического института zm7474@mail.ru Dinara K. Tagirova Candidate of Economic Sciences of the Russian Academy of Sciences teacher of legal disciplines of the Dagestan medical stomatologic institute dinara.tdk@mail.ru Zarema M. Gadzhiyeva Candidate of Philology, vice rector for study of the Dagestan medical stomatologic institute zm7474@mail.ru

ВЛИЯНИЕ КОНСТИТУЦИИ РФ НА ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ

ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

THE INFLUENCE OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION ON FORMATION OF THE RUSSIAN LEGAL SYSTEM

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению влияния Конституции Российской Федерации на формирование российской правовой системы.

В жизни нашего общества особую роль играет Конституция, которая регулирует важные общественные отношения между гражданином, обществом и государством. Она является основой, на которой строится правовая и политическая система. Благодаря Конституции устанавливаются равноправие граждан, определенные права и свободы, не допускается произвол государства, его должностных лиц.

Ключевые слова: Конституция, формирование российской правовой системы, российская правовая система.

equality of citizens, certain rights and freedoms not allowed arbitrariness of the state, its officiais involved.

Key words: Constitution, formation of Russian legal system,theRussian legal system.

Россия пережила Конституции 1918, 1925, 1937 и 1978 годов.

Начиная от первых декретов Октября, конституционное законодательство России пережило довольно много изменений.

Конституция РСФСР 1918 года выражала решимость освободить народ от финансовой зависимости капитала и империализма.

Задачей советской власти было освобождение народа от эксплуататоров.

Конституция РСФСР 1918 закрепила федеративное устройство России.

В 1925г., после принятия новой конституции, Россия юридически приобрела новый государственно правовой статус союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Конституция подробно регламентировала устройство советской власти, закрепляла систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти автономных социалистических республик, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.

Третья конституция РСФСР была принята 21.01.1937г, вслед за конституцией СССР 1936г. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры.

Четвертая конституция — конституция (основной закон) РСФСР от 12.04.1978г., разрабатывалась в соответствии с конституцией 1977г.

Не допускалась частная собственность. Главная идеология — марксистко-ленинское учение. Борьба народа за победу коммунизма — руководящая роль КПСС.

Новая конституция, принятая в 1993году в результате всенародного голосования, играет в жизни нашего общества особую роль, которая регулирует важные общественные отношения между гражданином, обществом и государством. Она является основой, на котором строится правовая и политическая система. Благодаря конституции устанавливается равноправие граждан, определенные права и свободы, не допускается произвол государства, его должностных лиц.

Конституция — это стабильность, определенность в развитии общественных отношений и имеет высшую юридическую силу. Конституция 1993года положила начало новому этапу в истории российской государственности.

После принятия на всенародном референдуме 12 декабря 1993года Конституции РФ, а затем и федерального конституционного закона от 21.07.1994 года №1 ФКЗ «О конституционном суде Российской Федерации» количественный состав и полномочия конституционного суда РФ претерпели значительные изменения.

Основными целями федерального конституционного закона РФ «О конституционном суде Российской Федерации» является:

— самостоятельное судопроизводство;

— недопустимость политического воздействия на судебные органы;

— влияние Конституционного суда и повышение его роли в защите прав и свобод граждан.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Порядок образования Конституционных судов РФ, его деятельность определяется Конституцией РФ ст. 125 и ФКЗ «О конституционном суде Российской Федерации».

Конституционные суды являются полноценной ветвью власти. Суду доверяются использовать государственные полномочия при осуществлении правосудия.

Конфликты между ветвями власти, между государственными органами, а также между государством и его субъектами, органами местного самоуправления, если они не могут быть решены другими способами, подлежат разрешению судебной властью.

Статьи 10 и 11 Конституции РФ определены положения о разделении властей и это определяет место судебной власти в системе органов государственной власти РФ.

Судебная власть в России принадлежит судебным органам. Согласно Конституции РФ гл.2 ст.18, судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством: конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Все эти виды судопроизводства осуществляются в соответствии с принципами правосудия, закрепленных законодательно в Конституции РФ.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 124), финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Конституционное право — это отрасль российского права, предоставляющая собой систему правовых норм, регулирующих основы взаимоотношений человека и государства, устройства государства и организации государственной власти путем закрепления в Конституции РФ и конституционном законодательстве основ конституционного строя, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, основ организации системы государственной власти и местного самоуправления.

Конституционное право включает в себя:

— суверенитет народа;

— свобода личности;

— власть (человек, его права и свободы) ст. 12, ст. 18.

Конституционное право является как бы центром правовой системы, лежащего в основе отраслей права. Роль Конституции как центра ведущей роли отрасли права обозначена тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права.

Нормы конституционного права определяют виды правовых актов, компетенцию государственных органов, которые уполномочены их издавать, а также соотношение юридической силы всех правовых актов.

Поскольку конституционное право является ведущей отраслью в системе права, и потому нормы всех отраслей российского права вытекают из него и не должны ей противоречить, особенно в области регулирования прав и свобод человека и гражданина. Конституция соблюдает и защищает права и свободы человека и гражданина, а государственная власть осуществляется на основе разделения властей.

Роль конституционного права, как ведущей отрасли правовой системы, обусловлены и тем, что именно её нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органы, их издающие, соотношение их юридической силы.

Нормы конституционного права образуют институты системы права, они являются определяющим для регулирования общественных отношений всеми другими отраслями права, которые исходят из принципов, закрепленных в конституционном праве.

В ст.ст. 77, 78, гл.3 Конституции РФ нормы определяют органы исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, устанавливают основные принципы для административного права.

Трудовое право регламентируется нормами конституционного права ст.ст. 7, 37 Конституции РФ.

Конституционное право:

— ст. 8 ч. 2, ст. 9 ч. 2 Конституции РФ устанавливает формы собственности;

— ст. ст. 34, 35, 36 Конституции РФ закрепляет права собственника;

— ст. 8 гл. 1, ст. 34 гл. 2 Конституции РФ рассматривает принципы хозяйствования.

— конституционное право закладывает основы для гражданского, уголовного, земельного права;

— ст. ст. 57, 75 Конституции РФ определяет основы финансового права;

— конституционное право содержит нормы для уголовного права, уголовно- процессуального права;

— конституционно-правовые нормы закрепляют права человека и гражданина, порождают отношения между государством и личностью.

Конституция Российской Федерации, вступившая в силу 25.12.1993г., представляет собой основной источник конституционного права России.

К числу основных особенностей Конституции РФ можно отнести следующее:

— нормы, устанавливаемые в конституции, являются первичными. Они не связаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательными, могут устанавливать, в частности, новые институты, изменять систему государственных органов;

— в конституции устанавливаются государственно-правовые нормы общего характера являющиеся основополагающими для всего государственно-правового регулирования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— нормы конституции касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной.

— законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

Отсюда можно сделать вывод, что конституционное право относится к числу отраслевых наук, оно создает основные понятия, которыми руководствуется действующее конституционно-правовое законодательство, определяет функции и роль соответствующих правовых институтов.

Конституционное право является главной отраслью российского права. Многие входящее в конституционное право нормы устанавливают основные принципы других отраслей права.

Роль конституционного права, как главной отрасли права, обусловлена и тем, что именно ее нормами регулируется сам процесс создания права.

Таким образом, конституционное право является одной из самых сложных и требующих особого внимания. Как отрасль права, конституционное право занимает ведущее место в правовой системе государства.

Конституция РФ 1993 года уже 20 лет действует на территории России. Этот срок вполне достаточен для того, чтобы подвести первые итоги конституционно-правового развития страны и оценить их историческое значение. Конституции прошла проверку практикой на историческом переломе в жизни страны. Действующая конституция является одной из главных достижений последних лет. Многие политики и ученые считают, что необходимо коренное реформирование Конституции. Роль же Конституции заключается в том, что она сумела заложить правовые основы для общественного согласия путем закрепления таких объединяющих всё общество положений, как:

-принципы приоритета прав человека;

-принцип разделения властей; правовой, социальный и федеративный характер государства;

-равенство всех перед законом и судом и т.д.

Это все что нужно для полного и нормального правового развития нашей страны.

Конституция позволяет уточнять и менять социальные условия и реали-зовывать правовые изменения, которые позволяют достичь нашему обществу и государству уровня высших мировых достижений в сфере политико-правового развития.

Литература

1. Конституция РФ (электронная версия -http://www.garant.ru/doc/constitution/)

2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 года №1 ФКЗ «О конституционном суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 13. — Ст. 1447.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *