Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов

Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Запомнить

Конвенция о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) (Женева, 19 мая 1956 года)

Для того, чтобы получить текст документа, вам нужно ввести логин и пароль.
Если у вас нет логина и пароля, зарегистрируйтесь.

Контактный телефон: +7 (495) 972-24-02, email: info@continent-online.com

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

Конвенция
о договоре международной перевозки грузов (КДПГ)
(Женева, 19 мая 1956 года)

Кыргызская Республика присоединилась к Конвенции Законом КР от 19 декабря 1997 года № 98

См.: Протокол к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (Женева, 5 июля 1978 года)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Преамбула

Договаривающиеся стороны,

Признавая желательность внесения единообразия в условия договора международной перевозки грузов и, в частности, в условия, касающиеся требуемых для таких перевозок документов и ответственности транспортера,

Согласились о нижеследующем:4

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Глава первая

Область применения Конвенции

Статья 1

1. Настоящая Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством автомобилей, когда указанные в договоре место принятия к перевозке груза и место, предусмотренное для сдачи груза, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участвующей в Конвенции. Применение Конвенции не зависит от местожительства и национальности заключающих договор сторон.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения
  • Судебные решения

2. При применении настоящей Конвенции под «автомобилем» следует понимать автомобили, автомобили с полуприцепом, прицепы и полуприцепы так, как они определяются в статье 4 Конвенции о дорожном движении от 19 сентября 1949 года.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения
  • Судебные решения

3. Настоящая Конвенция применяется также в том случае, если перевозки, входящие в область ее применения, производятся государствами или правительственными учреждениями или организациями.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения
  • Судебные решения

4. Настоящая Конвенция не применяется:

а) к перевозкам, производимым согласно международным почтовым конвенциям;

b) к перевозкам покойников;

с) к перевозкам обстановки и мебели при переездах.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения
  • Судебные решения

5. Договаривающиеся стороны запрещают изменение этой Конвенции путем частных соглашений, заключенных между двумя или несколькими договаривающимися сторонами, за исключением отмены и применения к их пограничным перевозкам или разрешения использования при перевозках, производимых исключительно на их территории, накладных, устанавливающих право собственности на груз.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 2

1. Если на части пробега автомобиль, содержащий груз, перевозится по морю, железной дороге, внутреннему водному пути или посредством воздушного транспорта без перегрузки, за исключением случая, могущего возникнуть при применении статьи 14, настоящая Конвенция все же применяется ко всей перевозке в целом. Однако, поскольку доказано, что потеря груза, его повреждение или задержка доставки, происшедшие при перевозке, произведенной одним из родов транспорта, кроме дорожного, не были вызваны действием или упущением дорожного транспортера, а вызваны фактом, который мог иметь место только во время перевозки, произведенной не дорожным транспортом, ответственность дорожного транспортера определяется не настоящей Конвенцией, а теми положениями, которыми определялась бы ответственность любого не дорожного транспортера при заключенном между ним и отправителем договоре на перевозку груза, согласно обязательным положениям закона, касающегося перевозки грузов любым родом транспорта, кроме дорожного. Тем не менее в случае отсутствия таких положений ответственность дорожного транспортера определяется настоящей Конвенцией.

Доклад на Всероссийской конференции, посвящённой Всемирному дню охраны труда
«ПЕРСПЕКТИВЫ управления охраной труда в условиях экономического кризиса»
Воронин Ю.В., статс-секретарь — зам.Министра здравоохранения и социального развития РФ
В России, как и в более чем ста странах мира, 28 апреля в седьмой раз отмечается Всемирный день охраны труда, провозглашенный Международной организацией труда. В этом году он проводится под девизом «Безопасный труд — право каждого человека».
Закономерно, что инициатива МОТ ежегодно отмечать Всемирный день охраны труда получила широкую поддержку.
Знаменательно, что наша конференция проводится в год 90-летия образования Международной организации труда.
В международных трудовых стандартах, сводах практических правил и рекомендациях, которые разработаны МОТ за прошедшие 90 лет и в которых сформулированы основополагающие принципы и права в области охраны труда, накоплен значительный объем знаний. Принятые в 2006 году Конвенция об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (№ 187), и соответствующая Рекомендация (№ 197) предусматривают национальный системный подход к управлению охраной труда, а также постепенное формирование культуры профилактики производственного травматизма.
1. Характеристика проблем в сфере охраны труда
Положение с травматизмом на рабочих местах остаётся напряжённым. По данным МОТ, во всем мире от несчастных случаев и заболеваний на производстве ежегодно погибает около 2,2 млн. человек. При этом смертность от связанных с работой причин имеет тенденцию к увеличению. Аналогичная ситуация складывается в целом и в Российской Федерации.
Хотя по оперативным данным Роструда в 2008 г. на производстве погибло 4102 человека, что несколько меньше, чем в 2007 году, это не может быть в полной мере отнесено к улучшению ситуации в сфере охраны труда.
В частности, в связи с кризисными явлениями в экономике (по данным Росстата) численность занятого населения в феврале 2009 г. снизилась по сравнению с ноябрем 2008 г. на 2,9 млн. чел. (на 4,2%), что, в первую очередь, и объясняет некоторое снижение производственного травматизма со смертельным исходом.
Вместе с тем, на сегодня в Российской Федерации практически каждый пятый работник трудится в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. Ежегодно растет количество таких людей. В 2008 году оно составило 26,2% (24,9% в 2007 году).
При этом растет количество правонарушений в сфере охраны труда, выявляемых государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации.
(Справочно: В 2008 г. выявлено свыше 311 тыс. нарушений правил обучения и инструктирования работников (в 2007 г. – 307 тыс.), выдачи СИЗ – около 93 тыс.(2007 г. – около 90 тыс.), проведения аттестации рабочих мест – свыше 58 тыс. (практически в 1,5 раза больше, чем в 2007г.) и др.).
Указанная ситуация влечет за собой и ряд экономических проблем.
Несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания являются причиной огромных человеческих страданий и потерь. Они влекут за собой и немалые экономические издержки для предприятий и всего общества в целом.
Так, ПФР расходует на выплату досрочных трудовых пенсий гражданам в связи с их занятостью на работах с вредными условиями труда более 10,4 млрд. руб. в год, а на выплату трудовых пенсий по инвалидности в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием – более 6,6 млрд. рублей в год.
Только на основании принадлежности профессии к одному из 30 различных списков и перечней, созданных в 70-80 годах прошлого века, 41,5% работников получают хотя бы один вид компенсации.
Фактические расходы хозяйствующих субъектов на компенсации в 2008 году (13,6 млн. работников только в организациях наблюдаемого Росстатом круга отраслей) составили 65,1 млрд. руб. По оценочным расчетам, всего объем расходов на компенсации может составлять до 137 млрд. рублей.
Специалисты МОТ оценивают потери по причине несчастных случаев и заболеваний, связанных с трудовой деятельностью, в 4% ВВП.
При этом одним из основных факторов, сдерживающих сокращение численности рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, является отсутствие экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда работников, а также архаичность существующей системы управления охраной труда на всех уровнях, созданной в 70-80-х годах прошлого столетия и не способной в полной мере обеспечить эффективную профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
2. Основные пути решения указанных проблем в сфере охраны труда
На данном этапе развития назрела насущная необходимость модернизации системы управления охраной труда, в первую очередь за счет перехода в сфере охраны труда к созданию всеобъемлющей, сквозной системы управления профессиональными рисками, охватывающей все уровни управления, а также все рабочие места вне зависимости от размера и формы собственности организации.

Основой системы управления профессиональными рисками должна стать оценка условий труда на каждом рабочем месте, с выявлением вредных и (или) опасных производственных факторов по результатам сплошной аттестации рабочих мест по условиям труда, оценка состояния здоровья занятых на этих рабочих местах работников, по результатам которых должны осуществляться мероприятия по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также профилактика профессиональных заболеваний работников.
В течение 2007-2009 гг. за счет средств, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации, реализуется по ежегодно утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказу Перечень мероприятий по снижению профессионального риска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов.
В ходе реализации в 2008 году мероприятий, предусмотренных этим Перечнем, Минздравсоцразвития России приступило к формированию нормативной базы, обеспечивающей последовательное внедрение системы управления профессиональными рисками в организациях различных организационно-правовых форм и форм собственности.
(Справочно: в рамках реализации в 2008 г. Перечня мероприятий по снижению профессионального риска застрахованного разработаны:
концепция оценки профессионального риска причинения вреда жизни и здоровью работника с учетом индивидуально накопленной дозы воздействия опасных и вредных производственных факторов;
регламент по идентификации опасностей и оценке рисков травмирования на рабочих местах;
методика интегральной оценки условий труда на рабочем месте с учётом комплексного воздействия производственных факторов;
система регламентов и стандартов «Документирование процедур и разработка стандартов организации и проведения оценки условий труда на рабочих местах для оценки профессиональных рисков»;
требования к медицинским организациям, оказывающим специализированную, профпатологическую медицинскую помощь;
методика расчета вероятности утраты работником трудоспособности в зависимости от состояния условий труда на рабочем месте;
регламенты функционирования системы оценки и управления профессиональными рисками).
2.1 Модернизация системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Проведение достоверной оценки условий труда на каждом рабочем месте в рамках аттестации рабочих мест по условиям труда с учетом состояния здоровья занятых на этих рабочих местах работников должно также лечь в основу модернизации системы обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В этой сфере назрел переход от установления страховых тарифов по «отраслевому» принципу, в зависимости от вида экономической деятельности организации, к установлению индивидуальных тарифов для каждой организации, в зависимости от существующего уровня профессионального риска.
При этом профессиональный риск существует на конкретном рабочем месте, а не в виде экономической деятельности.
Недостатки действующей схемы установления страховых тарифов, а также предоставления скидок и надбавок очевидны:
• дополнительная финансовая нагрузка на добросовестных и ответственных работодателей;
• система не прозрачна, предоставление скидок организациям носит заявительный характер;
• реализовать процедуру предоставления скидок на практике могут лишь крупные предприятия, хозяйствующие субъекты малого и среднего бизнеса такой возможности лишены во многом ввиду сложности данной процедуры;
• результаты аттестации рабочих мест по условиям труда не учитываются при установлении скидок (надбавок) к страховым тарифам. Учитывается только сам факт проведения аттестации и медосмотров;
Установление страховых тарифов на основе оценки профессиональных рисков позволит создать систему экономических стимулов для улучшения условий труда и внедрения безопасных технологий.
2.2 Реформирование оказания услуг в сфере охраны труда
Рост занятости в сфере торговли и услуг во многом происходит за счет субъектов малого предпринимательства. В настоящее время в сфере малого бизнеса действуют более 1 млн. юридических лиц и занято более 16,0% общей численности экономически активного населения.
В то же время организация охраны труда на малых предприятиях отличается особенно низким уровнем, о чем свидетельствуют данные выборочных наблюдений. На большинстве малых предприятий отсутствуют службы и специалисты по охране труда, не ведется работа по аттестации рабочих мест, не выделяются средства на обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, не проводятся периодические медосмотры, санаторно-курортное оздоровление работников.
При этом коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом в малом бизнесе практически в 3,5 раза выше, чем в среднем по стране.
В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации на малых предприятиях с численностью работников до 50 человек решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности принимается работодателем.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Указанные организации и специалисты, по сути, должны выполнять функции служб охраны труда, то есть обеспечивать соблюдение требований охраны труда и осуществлять контроль за их выполнением.
Таким образом, от качества работы организаций и специалистов, оказывающих услуги в области охраны труда, во многом будет зависеть уровень безопасности труда работников.
Именно поэтому, в соответствии с действующим законодательством, организации и специалисты, оказывающие услуги в области охраны труда, должны подлежать обязательной аккредитации.

Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются Министерством.
В настоящее время предлагается установить следующий перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация: обслуживание хозяйствующих субъектов, численность работников которых не превышает 50 человек, по вопросам охраны труда; обучение работодателей и работников вопросам охраны труда; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
Необходимость обязательной аккредитации организаций, оказывающих данные услуги, обусловлена тем, что, по данным статистики, в общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями более 69% составляют причины организационного характера (неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в обучении работников по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, нарушения технологического процесса, недостатки в организации и содержании рабочих мест, нарушения трудовой и производственной дисциплины и т.д.). Все это свидетельствует о ненадлежащей организации работ в сфере охраны труда, в первую очередь в хозяйствующих субъектах малого бизнеса, являющихся основными потребителями данного вида услуг, а также о низком качестве подготовки персонала в области охраны труда.
Таким образом, целями обязательной аккредитации могут и должны стать:
подтверждение компетентности организаций и специалистов оказывать услуги в области охраны труда;
подтверждение способности организаций оказывать услуги в области охраны труда, включая подтверждение наличия у них необходимой материально-технической базы;
обеспечение гарантий ответственности организаций и специалистов, оказывающих услуги в области охраны труда, перед заинтересованными лицами – получателями данных услуг.
Таким образом, введение системы обязательной аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в том числе по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, позволит обеспечить качество предоставления данных услуг, что, в свою очередь, безусловно окажет влияние на решение главной задачи – обеспечение безопасных условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профзаболеваемости в Российской Федерации.
2.3 Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере охраны труда
В 2008 г. Минздравсоцразвития России провело определенную работу по реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы в части разработки законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны труда:
1. Внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации:
— Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 157-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» внесены изменения в соответствующие статьи Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе в области охраны труда, в результате которых установлены полномочия в области государственного управления охраной труда и их разделение между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определен порядок финансирования полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
— Федеральным законом от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации» были внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми полномочия Правительства Российской Федерации в части утверждения порядка проведения государственной экспертизы условий труда, предусмотренные статьей 2161 Трудового кодекса Российской Федерации, и утверждения порядка проведения обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников, руководителей организаций, в том числе работодателей – индивидуальных предпринимателей, предусмотренного статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации, переданы с 1 января 2009 г. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которое ведет разработку соответствующих нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию этих полномочий.
— Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 № 870 установлены минимальные сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенная оплата труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. В настоящее время ведётся работа над проектом приказа Минздравсоцразвития России «Об установлении в зависимости от класса условий труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда сокращенной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимального размера повышения оплаты труда, а также условий предоставления указанных компенсаций». Его принятие обеспечит переход от установления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда на основе действующих со времен СССР списков к установлению компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от конкретных условий труда на рабочих местах.
— Утверждены и зарегистрированы в Минюсте приказы Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 45н и 46н, устанавливающие нормы и условия выдачи молока, равноценных пищевых продуктов и лечебно-профилактического питания работникам, занятым во вредных условиях труда.
В настоящее время для обеспечения предусмотренного Программой совершенствования нормативно-правового обеспечения в сфере охраны труда Министерством ведётся работа по внесению изменений в действующие законодательные акты, прежде всего в Трудовой кодекс Российской Федерации, с целью введения в него понятия «профессиональный риск» и установления обязанностей субъектов трудовых отношений в части оценки, контроля и управления профессиональными рисками, профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, с целью усиления ответственности субъектов трудовых отношений за нарушения законодательства об охране труда.

С целью реализации поставленных задач приказом Минздравсоцразвития России от 26 января 2009 г. № 22 сформированы рабочие группы по разработке вышеуказанных законопроектов и ведется подготовка проектов концепции и технического задания по каждому законопроекту.
Также подготовлены проекты Положения о Единой справочно-информационной системе по охране труда и Положения о порядке проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда, предусмотренных пунктами 13 и 14 Плана мероприятий по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 170-р.
3. Меры по управлению в сфере охраны труда в условиях экономического кризиса
В условиях экономического кризиса высокий процент незанятого населения и низкая потребность организаций в работниках порождают нарушения трудового законодательства, связанные с временным использованием работников без заключения трудового договора и, как следствие, нарушение прав работников на охрану труда и социальное страхование от несчастных случаев. Предполагается, что в связи с кризисными явлениями в экономике количество нарушений подобного рода будет нарастать.
Влияние мирового финансового кризиса сказалось на увеличении доли убыточных предприятий. Отсутствие финансовых средств не только не позволяет убыточным предприятиям производить собственные инвестиции в модернизацию и обновление оборудования, но и способствует прямым нарушениям требований охраны труда в форме непроведения аттестации рабочих мест по условиям труда, невыдачи средств индивидуальной защиты, непредоставления компенсаций за вредные условия труда и др.
В ряде случаев меры, принимаемые работодателями для сохранения производства в условиях кризиса, не всегда сопровождаются положительными результатами для охраны труда.
Под предлогом необходимости сокращения расходов такие изменения наносят ущерб системам управления охраной труда на предприятиях.
Имеют место факты снижения объемов финансирования мероприятий по охране труда, в том числе на обучение по охране труда, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда; сокращается численность инженеров по охране труда, в первую очередь совместителей и специалистов по охране труда, оказывающих услуги в данной области.
Это особенно актуально для малых предприятий, которые традиционно не располагают достаточными ресурсами и знаниями об управлении охраной труда и могут воспринимать ее, как статью расходов.
Кризис коснулся также организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, производителей и поставщиков СИЗ и др.
Это не могло не сказаться на уровне производственного травматизма.
Обусловленные кризисом негативные явления в сфере охраны труда приводят к возрастанию риска несчастных случаев и ухудшения состояния здоровья работников, в первую очередь на микропредприятиях, где отсутствуют формальные структуры управления охраной труда и главным приоритетом является выживание в условиях экономического кризиса.
Вместе с тем, даже в условиях экономического кризиса, связанного с этим спада производства и объективного ухудшения финансового состояния большинства хозяйствующих субъектов, снижение уровня требований и стандартов в сфере охраны труда недопустимо.
Необходимо уделять больше внимания обеспечению работников современными средствами индивидуальной защиты, своевременному проведению инструктажей, обучению и проверке знаний правил охраны труда и технической эксплуатации машин и оборудования, поддержанию на должном уровне контроля за охраной труда, проведению других организационно-технических мероприятий.
Минздравсоцразвития России подготовлены Рекомендации по взаимодействию социальных партнеров в организации в условиях экономического кризиса, где сказано, что в условиях экономического кризиса существенно возрастает роль социального диалога между работодателями и представляющими интересы работников профсоюзами.
Для преодоления кризисных явлений требуется выработка единых подходов социальных партнеров в области регулирования социально-трудовых отношений, направленных на сохранение конкурентоспособности организаций в период экономического кризиса, а также при выходе из него.
Программа антикризисных мер в организации может и должна содержать в том числе мероприятия в области охраны труда, обеспечивающие снижение социальной напряженности и способствующие выходу из кризиса.
Таким образом, в условиях кризисных явлений в экономике как никогда необходима консолидация усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, профсоюзов, работодателей в целях обеспечения безопасных условий труда работников.
Даже в условиях мирового экономического кризиса мы не можем идти НИ НА КАКИЕ КОМПРОМИССЫ в вопросе соблюдения права работников на безопасные условия труда.

Совершение любых операций, связанных с международной деятельностью, является сложным процессом. Не составляют исключение грузовые перевозки, осуществляемые различными способами, каждый из которых имеет свои особенности в документальном оформлении.

Регулирующие законы

Общий порядок взаимоотношений при транзите товаров и других ценностей между разными государствами определён в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ).

Вторая часть кодекса отражает принципы правовых взаимоотношений по поводу международных перевозок:

  1. Статья 784 ГК РФ. Определяет общие положения по транспортировке грузов. Согласно кодексу, любая доставка товаров должна производиться на базисе документально оформленной договорённости. В данном случае критерии выполнения перевозки строятся на основе положений нормативных актов и законов, которые контролируют и предопределяют особенности взаимоотношений при каждом из способов предоставления услуг по транспортировке материальных ценностей.
  2. Статья 785 ГК РФ. Указывает на то, что факт доставки и перемещения груза обосновывается транспортной накладной.
  3. Статья 788 ГК РФ. Определяет, что при прямых совместных транспортировках перевозчики разных видов средств перемещения строят взаимоотношения на основании договорённости между ними. Основополагающие нормы для заключения соглашения отражены в Законе «О прямых смешанных перевозках». Суть такого способа транспортировки состоит в том, что доставка материальных ценностей происходит различными видами транспорта по одному пакету сопутствующей документации.
  4. Статья 793 ГК РФ.Отражает тот факт, что нарушение положений соглашения влечёт за собой ответственность для любого из участников взаимоотношений. Меры ответственности налагаются за нарушение не только законодательных аспектов, но и положений договора.
  5. Статья 797 ГК РФ. Излагает общие положения относительно подачи и составления претензий либо исков.

Мировым документом, определяющим порядок отношений между участниками сделки в связи с транспортировкой ценностей (на автомобильном транспорте), является Конвенция о договоре международной перевозки грузов.

Эта официальная бумага описывает:

  • как составить письменную договорённость о транспортировке груза;
  • какой документацией необходимо оформлять услугу и объект транспортировки;
  • какую ответственность могут нести участники соглашения (для стран, подписавших конвенцию).

В пределах каждого из способов перевозки разработана соответствующая нормативно-правовая база:

  1. Морская. Реализуется на базисе Кодекса торгового мореплавания РФ.
  2. Авиационная. Основополагающими актом является Воздушный кодекс РФ.
  3. Железнодорожная. Основной источник данных – Устав железнодорожного транспорта РФ. Он устанавливает права и обязательства всех участников деловых отношений.
  4. Автомобильная. В этом случае регулирующими документами станут:
    • Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (Постановление Правительства РФ №272 от 15.04.2011 г.);
    • Постановление Правительства РФ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок» (Постановление Правительства РФ №272 от 15.04.2011 г.);
    • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок» (№ 730 от 16.10.2001 г.);
    • «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (Федеральный Закон № 259, 08.11.2017).

Приказом Министерства транспорта РФ (№ 23 от 11.02.2008 г.) утверждён список документов, которые должны находиться у экспедитора во время транспортировки, а в «Правилах транспортно-экспедиторской деятельности» (Постановление Правительства РФ № 554 от 08.09.2006 г.) представлены нормативные аспекты по выполнению услуг транспортировки и заключения соглашения со стороны грузоперевозчика.

Осуществляя доставку ценностей, отношения участников сделки могут регулировать и иные нормативно-правовые акты, перечислены лишь те документы, которые влияют на составление договора или контракта.

На каком языке должен составляться

Официальное соглашение о международной перевозке грузов может составляться либо на одном языке, если страны-участники разговаривают и работают на одном языке, либо на разных языках (на языке участников).

Язык соглашения определяется в соответствии с согласием участников. Например, если компания Финляндии заключает договор с Российской организацией, сотрудники которой владеют английским языком, то при согласии обоих участников договор может быть заключён на английском языке. При возникновении ситуации несогласия – на русском и финском.

Про международные морские грузоперевозки расскажет статья: Международные морские перевозки грузов.

Каковы особенности страхования при международных автомобильных перевозках .

Контракты или договорные соглашения, которые заключаются при участии международных организаций, должны составляться на их официальных языках каждого из юридических лиц.

Виды документа

Официально оформленные соглашения на перемещение грузов между странами дифференцируются не только по способам перевозки, но и по особенностям транспортировки ценностей внутри каждого типа.

Выделяют следующие типы соглашений:

  1. Договор морской перевозки грузов. Участники отношений могут выбрать: на основании законодательства какой страны будет заключаться договор. Соглашение должно быть составлено в письменном виде между двумя участниками: получателем груза и грузоотправителем, помимо этого он может подтверждаться такими видами документов как коносамент, чартер и подобными. Коносамент составляют, взяв за основу типовой бланк. Чартер (или «договор фрахтования») составляется, если грузоотправитель арендует всё судно либо его долю для перемещения груза. Согласно статье 418 (пункт 1) Кодекса торгового Мореплавания, такое соглашение бывает под двумя названиями:
    • «договор тайм-чартера»;
    • «договор бербоут-чартера».
  2. Договор воздушной перевозки груза. При указанном методе транспортировки договорное соглашение заключается с авиаперевозчиком. Это соглашение есть авианакладная. Транспортные услуги могут осуществляться чартером (статья 104, Воздушный кодекс РФ).
  3. Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом. Здесь не требуется составления отдельного договора, достаточно накладной. При этом работниками железной дороги принимается обязательство оформить таможенную документацию.
  4. Договор перевозки грузов автомобильным транспортом. Отправитель и организация, предоставляющая транспортные услуги, составляют договорное соглашение, предметом которого становится предоставление услуги по доставке груза из одной страны в другую. Международные перевозки грузов автомобильным транспортом в части заключения индивидуального договора могут оформляться по следующему примеру:

Накладную, оформляемую с целью перемещения товаров между странами, отождествляют с письменным соглашением на перевозку груза.

В товарной накладной не указываются:

  • особенности сделки в области обязанностей и прав;
  • пути урегулирования споров;
  • ответственность участников соглашения;
  • другие аспекты, присущие традиционным договорам.

Поэтому отдельное составление письменного договорного соглашения будет рациональным решением. Форма договора международной транспортировки грузов основана на типовой форме письменной договорённости между юридическими лицами.

Такое соглашение – самостоятельный документ, который свидетельствует об обязательстве грузоперевозчика доставить в сохранности материальные ценности определённым способом в указанные сроки.

В договоре также оговариваются:

  • условия приёмки и передачи груза;
  • требования к перечню обязательных документов;
  • обязанности и права;
  • принцип разрешения хозяйственных споров.

Чаще всего договор между собой заключают грузоотправитель и перевозчик. Он составляется по образцу установленной формы, состав которой описан в Гражданском кодексе.

Для большего удобства соглашение можно составить одновременно на двух языках, разделив страницу соглашения по вертикали. По одной стороне текст будет, например, на русском языке, а по другой – на немецком.

В рассматриваемом письменном соглашении могут быть выделены следующие разделы:

  • вводная часть с данными сторон (наименование участников сделки, определение перевозчика и заказчика, дата и место составления соглашения);
  • предмет договора (указывается цель заключения соглашения (что обязаны сделать заказчик и исполнитель),приводится краткое уточнение нюансов);
  • обязанности и права;
  • условия перевозки, где оговариваются обязанности каждого из участников соглашения, порядок предоставления и получения услуги, дополнительные документы, которые будут использоваться при транспортировке, уточняется подробная информация о товаре (или иных ценностях) и условиях транспортировки;
  • порядок расчётов (описываются способы оплаты и сроки, уточняется, какие именно услуги оплачивает заказчик, может быть указана фиксированная сумма);
  • ответственность сторон;
  • форс-мажор, где описывается порядок действий при возникновении непредвиденных обстоятельств (что происходит со сроками, что делать с грузом, есть ли необходимость уведомлять другого участника соглашения и т.д.);
  • рассмотрение противоречий, судов. Здесь определён порядок подачи исков и рассмотрения дел в суде;
  • длительность действия договора;
  • дополнительные положения;
  • реквизиты, подписи (юридический адрес, расчётные счета, печать, коды и иные реквизиты).

Для такой формы соглашения существенными условиями договора перевозки грузов становятся:

  • предмет соглашения;
  • условия поставки;
  • сроки;
  • оплата;
  • данные участников.

Остальные положения письменной договорённости считаются основными условиями.

Обязательства сторон

Чаще всего, при составлении письменной договорённости между отправителем и перевозчиком обязательства формируются у каждого из них:

  1. В основном заказчик обязуется составить необходимую документацию и накладную до отправки ценностей, а также своевременно оплатить услуги.
  2. Лицо, осуществляющее транспортировку, обязано доставить объект договора целым и невредимым с соблюдением оговоренных сроков (если не возник форс-мажор). При этом заказчик должен осуществить перевозку на тех условиях, которые прописаны в документально оформленной договорённости.

Ответственность перевозчика

Самой важный аспект в этой части договора – имущественная ответственность исполнителя. То есть лицо, осуществляющее транспортировку ценностей, отвечает за невредимость перевозимых материальных ценностей.

Если во время доставки груз окажется повреждённым или утерянным, то ответственное лицо обязано будет возместить потери в размере его стоимости. Грузоперевозчик также отвечает за соблюдение оговорённых сроков.

Чем оформляется договор международной перевозки грузов

В отдельных ситуациях возможно оформление договора не только в стандартном виде.

В качестве договора могут быть:

  1. Накладная. Она составляется при всех способах перевозки (по форме СМР). Конкретной формы накладной для международных перемещений не установлено, однако она обязательно должна содержать:
    • дату и номер;
    • реквизиты сторон;
    • наименование, количество и вес груза;
    • условия доставки;
    • данные о перевозчике;
    • подписи и печати сторон.

    Такой документ всегда должен сопровождать перевозимые ценности.

  2. Коносамент. Эту бумагу составляет перевозчик, в нём указываются данные об объекте и особенностях перевозки.
  3. Чартер. Чартер может быть при доставке авиатранспортом или водным транспортом. При этом может быть арендовано или всё судно, или его часть. Чартер составляется перевозчиком.

Изменение и прекращение сделки

Расторгнуть договор может любая из сторон. Для этого другого участника договора необходимо письменно уведомить. Срок уведомления и порядок расторжения договора указывается в самом соглашении.

При этом чаще всего прописывается, что перед расторжением договора нужно выполнить те обязательства, которые возникли на этот момент. Если отказывается от соглашения только одна сторона, то этот участник обязан возместить убытки.

Как выглядит маркировка транспортных средств при перевозке опасных грузов в статье: Знаки для перевозки опасных грузов.

Про международные контейнерные перевозки морским транспортом .

Информация про конвенцию о договоре международной дорожной перевозки грузов в этой публикации.

Изменить договор можно путём заключения дополнительного соглашения к договору. Если в качестве договора выступает накладная, то изменить её может только та сторона, которая её выписала, при условии согласия другой стороны.

Таким образом, существуют различные виды договоров на международную перевозку груза, каждый из которых имеет свои особенности и регулируется отдельными нормами законодательства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *