Кто кроме нотариуса вправе удостоверять факты

Кто кроме нотариуса вправе удостоверять факты

Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10314

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ КАНДИДАТА НА ДОЛЖНОСТЬ НОТАРИУСА

Нодари Дарчоевич ЭРИАШВИЛИ, профессор Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор E-mail: professor60@mail.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.11 — судебная деятельность,

прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

Аннотация. В статье рассматриваются критерии, которые предъявляются на современном этапе к кандидатам на должность нотариуса. Подробно разбираются спорные моменты, а также имеющаяся практика решений по ним. Изучается процесс становления кандидата полноценным нотариусом путем прохождения им всех процедур, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации. Подробно раскрывается алгоритм действий кандидата на должность нотариуса, поясняется необходимость соответствия требованиям лиц, желающих получить лицензию на осуществление нотариальной деятельности. Автором предпринята попытка сравнительного анализа квалификационных требований к кандидатам на должность нотариуса, в частности, подробно рассмотрена процедура сдачи квалификационного экзамена на право получения лицензии на осуществление нотариальной деятельности.

Ключевые слова: нотариальная деятельность, нотариус, квалификационные требования, квалификационный экзамен, подготовка, повышение квалификации.

Keywords: notarial activity, notary, qualification requirements, qualification exam, training, advanced training.

Основная деятельность нотариата в Российской Федерации всегда была направлена на обеспечение защиты прав и интересов физических и юридических лиц,

поддержание законности гражданско-правовых сделок путем осуществления определенных юридических действий. В связи с этим перед отечественным законодателем всегда особо остро сто-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

яла проблема обеспечения необходимой современной и полноценной нормативной базы, регламентирующей рассматриваемый вид профессиональной деятельности, включая процесс квалификационной оценки кандидатов на замещение должностей нотариусов.

Профессиональная деятельность нотариуса связана с участием в оформлении и заверении гражданско-правовых договоров, зачастую связанных с переходом имущественных прав от одних граждан к другим (в том числе и на жилое имущество), а также иными релевантными для частноправовой сферы отношениями. Соответствие рассматриваемых гражданско-правовых отношений действующему законодательству, в первую очередь, зависит от нотариуса: его квалифицированности и высокой правовой грамотности. Поэтому к рассматриваемой категории профессиональных юристов законодательно должны устанавливаться высокие квалификационные требования, а их обучение должно проходить на максимально высоком уровне.

Работа нотариуса в нашей стране всегда требовала профессионализма и грамотности, поэтому квалификационные критерии, которые ставились перед кандидатами, были достаточно высокими, а процесс подготовки — сложным.

Так, в ст. 2 Основ законодательства о нотариате1 — базового документа, регламентирующего рассматриваемый вид профессиональной юридической деятельности (который иногда называют «настольной книгой нотариуса»), — излагаются критерии, которым должен соответствовать кандидат на должность нотариуса. Среди них: обязательное гражданство Российской Федерации, диплом о высшем юридическом образовании, прохождении стажировки (не менее одного года) в государственной нотариальной конторе либо у частного нотариуса.

Вместе с указанными обязательными требованиями существует ряд ограничений круга лиц, способных замещать должность нотариуса. Например, для получения лицензии на осуществление нотариальной деятельности кандидат должен обладать полной дееспособностью, уровнем здоровья, позволяющим ему в полной мере исполнять должностные обязанности, а также отсутствием судимости, как неснятой, так и непогашенной. Помимо указанных ограничений, также есть категория граждан, для которых установлен запрет на осуществление нотариальной деятельности, к ним относятся бывшие судьи, пребывающие в отставке.

В целях наиболее полного раскрытия юридической сущности квалификационных требований для получения лицензии на осуществление нотариальной деятельности нами проведен их содержательный анализ. Требование быть гражданином Российской Федерации обусловлено публично-правовым характером работы, выполняемой нотариусом. Не может лицо без гражданства, либо подданный иностранного государства заниматься данной деятельностью.

В среде ученых активно поддерживается позиция включения в этот перечень также бипат-ридов, поскольку наличие у нотариуса двойного гражданства противоречит смыслу Основ законодательства о нотариате. Однако в соответствии с ч. 2 ст. 62 Конституции Российской Федерации2 «наличие двойного гражданства не должно умалять права и свободы гражданина России, если последнее не предусмотрено действующим федеральным законом или международным договором». В связи с этим отечественным научным сообществом выдвигается идея о внесении поправки в ст. 2 Основ законодательства о нотариате, в соответствии с которой кандидатам, претендующим на замещение должности нотариуса, предъявлялось бы требование отсутствия любого иного гражданства, кроме российского.

Если раскрыть квалификационное требование обязательности высшего юридического образования, то необходимо обратить внимание на специфику осуществляемой деятельности. Так как нотариус зачастую выступает посредником между гражданами и заверяет законность гражданских правоотношений, то он должен обладать высоким уровнем профессиональных знаний, достаточным для высокоэффективного и результативного оказания правовой помощи в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации3. Наличие юридического образования у нотариуса должно подтверждаться дипломом установленного образца различных степеней: бакалавра, специалиста или магистра.

Необходимо отметить крайне высокую важность процедуры стажировки кандидата на должность нотариуса, так как она дает необходимые основы профессиональных практических знаний для будущей деятельности, а также позволяет подготовить будущего нотариуса к сдаче квалификационного экзамена.

Обязательность рассматриваемой процедуры регламентирована приказом Министерства юстиции РФ № 151 от 29 июня 2015 г.4. Пройти ее можно как в государственной палате, так и у частного нотариуса. Стажировка, являясь доволь-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

но сложным периодом в жизни каждого кандидата, помимо основных требований, предполагает также наличие комплекса знаний, умений и навыков у лица, чтобы он мог начать первоначальное осуществление своей деятельности .

Чтобы определить, владеет ли гражданин первоначальными навыками, необходим экзамен. Если кандидат заинтересован в прохождении ближайшей стажировки, он должен собрать весь необходимый перечень документов, а затем подать его вместе с заявлением не позднее, чем за месяц до даты проведения экзамена.

По окончании обозначенных процедур решается вопрос о месте и дате проведения вступительного экзамена на допуск к прохождению стажировки в качестве нотариуса. Дата и место проведения должны быть оглашены не позднее, чем за два месяца, чтобы кандидаты могли выполнить все необходимые требования, подготовиться к данному испытанию. Перед объявлением официального экзамена и его даты решается вопрос о количестве мест, выделенных для стажеров, происходит подборка руководителей практики из числа наиболее опытных нотариусов, которые должны иметь стаж работы от трех лет. Вместе с ними разрабатывается программа поэтапного прохождения, после чего она утверждается и подписывается в территориальном органе юстиции субъекта РФ.

После успешной сдачи испытаний кандидат назначается на должность стажера нотариуса. Число таких граждан не должно превышать числа установленной нормы. Происходит процесс назначения руководителей стажировки, которые могут быть заменены в процессе, если такая необходимость возникнет. Отметим, что кандидат должен заключить трудовой договор со своими будущими работодателями либо с территориальным органом юстиции, уточнить все условия будущей работы, выяснить нюансы трудоустройства. Отдельно упомянем про оплату труда, которая будет происходить из фонда заработной платы.

Часто на практике возникают вопросы о допуске к прохождению стажировки лица на условиях его работы по совместительству. Так как в нормативных правовых актах РФ отсутствует прямой запрет, разрешается такая стажировка при условии соблюдения дополнительных норм и удовлетворения интересов всех сторон .

По общему правилу, стажировка должна проходить не менее одного года, тем не менее, существуют исключения для некоторых категорий граждан. Например, если имеется опыт работы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

по юридической специальности от трех лет, то, по согласованию с местным органом юстиции и нотариальной палатой данного региона, срок стажировки сокращается до шести месяцев. Конечно же, стажировку не должны проходить действующие нотариусы на момент вступления в силу Основ законодательства о нотариате.

По окончанию стажировки наставник (руководитель) практики должен составить заключение, в котором отражаются итоги пройденного испытания, и направить его в местный орган юстиции и нотариальную палату для утверждения и подписания. После этого кандидат на должность нотариуса считается прошедшим стажировку и допускается до квалификационного экзамена . В случае неудачи в адрес стажера направляется мотивированный отказ, обжаловать который можно в установленном порядке в суде. Последующие попытки прохождения стажировки возможны на общих основаниях и в обычном порядке.

Наиболее важный этап становления будущего нотариуса — квалификационный экзамен. Для его принятия должна быть сформирована квалификационная комиссия, в состав которой обязательно входят нотариусы из палаты субъекта Федерации, представители органа юстиции, а также, по согласованию, ученые, специализирующиеся в данной области правовой сферы. Дипломы принимаются только российских вузов. Комиссия должна состоять не менее чем из пяти человек. В особых случаях в состав квалификационной комиссии могут быть включены представители Министерства юстиции Российской Федерации5.

После определения всех участников составляется приказ об утверждении полного списка членов квалификационной комиссии, который сохраняет свою юридическую силу в течение следующих трех лет с момента его опубликования. Все принятые решения комиссии считаются действительными, если на ее заседании присутствует не менее двух третей от ее общего состава.

Квалификационные экзамены для нотариусов проводятся два раза в год, но при условии наличия необходимых обстоятельств, по согласованию с местным органом юстиции, проводится внеочередной дополнительный экзамен.

После успешного прохождения кандидатом обозначенного испытания последний в течение пяти рабочих дней после принятия решения комиссией и опубликования результатов имеет право обратиться в орган юстиции для выдачи

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

ему лицензии на право осуществления нотариальной деятельности.

Если по каким-то причинам гражданин не приступил к нотариальной деятельности в течение трех лет после сдачи экзамена, он может начать работать только после повторной сдачи квалификационного экзамена. Из данного правила существует исключение: в случае осуществления им в этот период профессиональной деятельности в качестве помощника нотариуса необходимость повторной сдачи квалификационного экзамена отсутствует и, соответственно, он может приступать к непосредственному осуществлению нотариальной деятельности по лицензии.

Необходимо также учесть международный опыт в данном аспекте. Изучив Закон Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности»6, можно заметить, что их требования к кандидатам в нотариусы, как и их деятельность, очень похожи на отечественные, за исключением нескольких нюансов.

Прежде всего, отличия касаются требований к лицу, желающему занимать должность нотариуса. Кроме уже перечисленных требований, необходим опыт работы по юридической специальности не менее трех лет, а если лицо желает заниматься частной практикой, то опыт работы в государственной нотариальной палате должен составлять не менее пяти лет. Данная норма вводилась для того, чтобы повысить уровень знаний нотариусов, поскольку участились случаи отмены их решений в судебном порядке.

В Республике Беларусь, как и в России, отсутствуют специализированные программы высшего образования для студентов, желающих связать свою жизнь с профессией нотариуса. Однако имеются многочисленные центры подготовки и повышения квалификации практикующих нотариусов. Говоря о деятельности нотариуса в Республике Беларусь, законодательно регламентирована специфическая норма, которая заключается в том, что нотариус, в необходимых случаях, должен отстаивать интересы государства.

Система нотариата в Республике Казахстан очень похожа на соответствующую в Республике Беларусь. Так, кандидат на замещение должности нотариуса должен иметь стаж юридической работы не менее двух лет. Однако вводится поправка об увеличении опыта работы нотариусов до пяти лет в связи с участившимися случаями отмены судом их решений. Еще одно специфичное требование —это возраст: от 25 лет. В остальном же критерии одинаковы, а именно, в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона Республики Ка-

захстан «О нотариате»7 в числе требований наличие высшего юридического образования, гражданство Республики Казахстан, стажировка не менее одного года и сдача квалификационного экзамена, отсутствие судимости.

Рассмотрим грузинское законодательство в данной сфере. В соответствии с Законом Грузии «О нотариате»8 «нотариусом может быть гражданин, имеющий высшее юридического образование, прошедший стажировку в нотариальных конторах сроком не менее одного года, либо имеющий стаж работы по специальности на публичной службе не менее пяти лет, сдавший квалификационный экзамен». Особенностью данного государства является возможность заменить стажировку на опыт публичной работы. В Грузии также имеется большое число центров и курсов повышения квалификации нотариусов, однако отсутствуют в рамках системы высшего юридического образования нотариальное направление подготовки.

Подводя итоги нашего исследования, важно отметить, что процедура становления кандидатов полноценными нотариусами отличается системой достаточно строгих требований. Кандидаты должны обладать высшим юридическим образованием, специальной подготовкой, успешно пройти стажировку сроком не менее одного года, получить все необходимые знания и успешно сдать квалификационный экзамен.

На сегодняшний день существует ряд проблемных вопросов, которые необходимо рассмотреть на законодательном уровне с целью усовершенствования деятельности системы отечественного нотариата, исключения из российского законодательства, регламентирующего профессиональную деятельность нотариусов, положений, имеющих спорное толкование при выборе кандидатов на замещение должностей нотариусов.

2 Конституция РФ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»

3 Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования (утв. решением Правления ФНП от 28.08.2017 г., приказом Минюста России от 30.08.2017 г. № 156) // СПС «Консультант Плюс»

4 Приказ Минюста России от 29.06.2015 г. № 151 «Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса» (вместе с

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

Порядком прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса; утв. решением правления ФНП от 18.05.2015 г., приказом Минюста России от 29.06.2015 г. № 151; зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2015 г. № 37823) // СПС «Консультант Плюс»

5 Приказ Министерства юстиции РФ от 30.03.2018 г. № 63 «Об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса» // СПС «Консультант Плюс»

8 Закон Грузии «О нотариате» от 04.12.2009 г. № 2283-11с // https://matsne.gov.ge/ru/document/down1oad/90928/ 11/га^ .

Библиографический список

1. Бегичев А.Б. Особенности правового статуса нотариуса // Бюллетень нотариальной практики. 2017. № 4 .С. 38— 41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Черемных Г.Г. Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, как и дисциплинарная ответственность нотариусов, нуждается в законодательном переосмыслении // Уч. тр. Российской академии адвокатуры и нотариата. 2017. № 4 (47) С. 9-12.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

П РОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

и

СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ

Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция», по специальности «Правоохранительная деятельность» / Под ред. В.Я. Кикотя. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. 527 с.

Применительно к реалиям современного общества си-стематизированно изложены нравственные основы правоохранительной деятельности. Рассмотрены этические основы специфики деятельности отдельных правоохранительных служб и учреждений.

Для студентов юридических вузов, изучающих курс профессиональной этики и служебного этикета, а также для практических работников системы правоохранительных органов.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

1. В Российской Федерации доступ к профессии нотариуса достаточно сложен, что обусловлено повышенными квалификационными требованиями, предъявляемыми к нотариусу, и характером подготовки к профессии нотариуса.

В соответствии со ст. 2 Основ о нотариате на должность нотариуса может претендовать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности. Но, невзирая на установленную сложную процедуру допуска к профессии нотариуса, в Программе «Юстиция» предлагается установить дополнительные требования к лицам, претендующим на должность нотариуса. В качестве таких требований указываются: наличие дееспособности, отсутствие непогашенной или неснятой судимости, отсутствие заболевания, препятствующего исполнению профессиональных обязанностей нотариуса.

Необходимо также отметить, что в настоящее время в отношении определенных категорий граждан установлен запрет на занятие ими нотариальной деятельностью. Так, в силу п. 4 ст. 3 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» не могут заниматься нотариальной деятельностью судьи, пребывающие в отставке и имеющие стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигшие возраста 55 лет (для женщин – 50).

  • 2. Предусмотренное законом требование гражданства Российской Федерации обусловлено публично-правовым характером нотариальной деятельности. Не допускается назначение на должность нотариуса иностранного гражданина либо лица без гражданства. Некоторые авторы придерживаются аналогичной позиции и при наличии у гражданина двойного гражданства, объясняя, что недопустимость для нотариуса двойного гражданства вытекает из смысла Основ о нотариате . Однако такое утверждение представляется спорным в силу того, что согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Данная конституционная норма закреплена и в ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», устанавливающей, что гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как ее гражданин, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. Следует отметить, что таких исключений в отношении должности нотариуса в Российской Федерации до настоящего времени не установлено. Однако в целях упорядочения требований, предъявляемых к претендентам на должность нотариуса, в Программе «Юстиция» предлагается на законодательном уровне установить обязательность отсутствия у них гражданства другого государства.
  • 3. Квалифицированная юридическая помощь может быть оказана лицом, имеющим высшее юридическое образование. Наличие высшего юридического образования у претендента на должность нотариуса подтверждается дипломом о высшем юридическом образовании либо дипломом о присвоении лицу квалификации (степени) бакалавра, специалиста или магистра в области юриспруденции. Подтверждающим высшее юридическое образование документом признается диплом государственного образца, выданный аккредитованным в установленном порядке российским учебным заведением. Если образование получено за пределами Российской Федерации, то документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования, должен быть легализован и признан в России в установленном порядке.
  • 4. Лицо, желающее заниматься нотариальной деятельностью, должно пройти стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой. Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержден приказом Минюста России от 21.06.2000 № 179 и решением Правления ФНП от 26.05.2000.

По общему правилу срок стажировки не должен быть менее одного года . Однако для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, срок стажировки может быть сокращен до шести месяцев по совместному решению территориального органа юстиции и нотариальной палаты в субъекте РФ. Законодательством РФ был также определен круг лиц, на которых требование о прохождении стажировки не распространялось. Такими лицами являлись нотариусы, работавшие в государственных нотариальных конторах на момент введения в действие Основ о нотариате.

В настоящее время решение вопроса об уменьшении срока стажировки решается по усмотрению территориального органа юстиции и нотариальной палаты. Вместе с тем представляется, что для некоторых категорий специалистов юридической сферы (например, для судей, адвокатов, прокуроров, следователей) сокращенный срок прохождения стажировки у нотариуса следует предусмотреть непосредственно в законодательном акте.

Лицо, желающее заниматься нотариальной деятельностью, допускается к стажировке, если оно является гражданином Российской Федерации, имеет высшее юридическое образование и обладает необходимым уровнем подготовки. Для выявления уровня подготовки указанных лиц проходит экзамен, дата, время, место и порядок проведения которого утверждаются совместно территориальным органом юстиции и нотариальной палатой. Также совместным решением территориального органа юстиции и нотариальной палаты определяется ежегодное количество должностей стажеров нотариусов, утверждаются кандидатуры руководителей стажировки из числа нотариусов со стажем работы нотариусом не менее трех лет при наличии у них соответствующих условий для организации работы стажера, а также утверждается программа стажировки.

Не позднее чем за два месяца до даты проведения экзамена в общедоступных местах в помещениях территориального органа юстиции и нотариальной палаты размещается информация о требованиях, предъявляемых к кандидатам на должность стажера нотариуса, о количестве должностей стажеров, о сроках, времени, месте приема и перечне документов, необходимых для сдачи экзамена, о дате, времени, месте и порядке проведения экзамена, о перечне вопросов, включаемых в экзаменационные билеты, о кандидатурах руководителей стажировки, о дате начала стажировки.

Лицо, заинтересованное в прохождении стажировки у нотариуса, не менее чем за месяц до даты проведения экзамена должно подать заявление о допуске к экзамену, форма которого устанавливается территориальным органом юстиции. К заявлению прилагаются документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации этого лица, а также документы, подтверждающие наличие высшего юридического образования и стаж работы, если таковой имеется.

Лица, успешно сдавшие экзамен и показавшие лучшие результаты на экзамене, назначаются на должность стажера нотариуса. При этом количество таких лиц не должно превышать установленное количество стажеров нотариусов. После проведения экзамена этим лицам совместным решением территориального органа юстиции и нотариальной палаты назначается руководитель стажировки, который в течение срока стажировки при необходимости может меняться.

С лицами, допущенными к стажировке, заключается трудовой договор либо территориальным органом юстиции, если стажировка будет проходить в государственной нотариальной конторе, либо нотариальной палатой, если стажировка будет проходить у частнопрактикующего нотариуса. При заключении трудового договора с нотариальной палатой оплата труда стажера частнопрактикующего нотариуса производится за счет фонда оплаты труда нотариальной палаты.

В правоприменительной практике часто возникает вопрос о возможности допуска к прохождению стажировки лица на условиях его работы по совместительству. Поскольку в законодательстве РФ не имеется прямых запретов по данному вопросу, представляется возможным прохождение стажировки у нотариуса по совместительству, если при этом будут соблюдены предусмотренные в отношении некоторых категорий работников дополнительные условия их работы. Например, в соответствии со ст. 276 ТК РФ руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа).

По окончании срока стажировки и по результатам ее прохождения руководитель стажировки составляет заключение об итогах стажировки и представляет его на утверждение соответственно в территориальный орган юстиции или в нотариальную палату. Стажер считается прошедшим стажировку, если заключение об итогах стажировки будет утверждено территориальным органом юстиции или нотариальной палатой. В случае отказа в утверждении заключения лицу, не прошедшему стажировку, направляется в письменной форме мотивированный отказ, который может быть обжалован в судебном порядке. Такое лицо может быть допущено к стажировке вновь на общих основаниях.

5. После успешного прохождения стажировки лицо, желающее заниматься нотариальной деятельностью, должно сдать квалификационный экзамен, порядок проведения которого регулируется Положением о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утвержденным приказом Минюста России от 14.04.2000 № 132 и решением Федеральной нотариальной палаты от 20.03.2000.

Для приема квалификационного экзамена при территориальном органе юстиции создается квалификационная комиссия с участием представителей нотариальной палаты субъекта РФ. Численный состав комиссии не может быть менее пяти человек. Комиссия формируется из представителей территориального органа юстиции и нотариальной палаты на паритетных началах. От территориального органа юстиции в состав комиссии могут быть включены сотрудники территориального органа и нотариусы, имеющие стаж работы нотариусом не менее трех лет, а от нотариальной палаты – частнопрактикующие нотариусы, имеющие стаж работы нотариусом не менее трех лет, и сотрудники нотариальной палаты, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет. В комиссию также могут входить по согласованию ученые-юристы и представители судейского сообщества. Персональный состав комиссии утверждается приказом территориального органа юстиции. Кроме членов комиссии в ее работе могут принимать участие представители Минюста России. Комиссия создается сроком на три года, который начинается с даты издания приказа территориального органа юстиции об утверждении персонального состава комиссии. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

По общему правилу квалификационный экзамен проводится два раза в год, но при необходимости разрешается проведение внеочередного квалификационного экзамена. Информация о сроках, времени, месте приема и перечне документов, необходимых для сдачи квалификационного экзамена, о требованиях, предъявляемых к лицам, желающим сдать квалификационный экзамен, о дате, времени и месте проведения квалификационного экзамена, о перечне теоретических вопросов, включаемых в экзаменационные билеты, о порядке обжалования решений комиссии размещается в общедоступных местах в помещениях территориального органа юстиции и нотариальной палаты.

Не менее чем за месяц до проведения экзамена заинтересованное лицо подает заявление о допуске к квалификационному экзамену и представляет документ, удостоверяющий личность и подтверждающий гражданство Российской Федерации; документ государственного образца о высшем юридическом образовании, полученном в Российской Федерации, либо документ о высшем юридическом образовании, полученном в другом государстве и признанном в Российской Федерации в установленном порядке; трудовой договор о прохождении стажировки; заключение об итогах стажировки и совместное решение территориального органа и нотариальной палаты о сокращении срока стажировки, если в соответствии со ст. 2 Основ о нотариате было сокращение срока стажировки.

До проведения квалификационного экзамена квалификационная комиссия рассматривает документы лиц, желающих сдать экзамен, и принимает решение о допуске каждого к экзамену или об отказе в допуске к экзамену.

Квалификационный экзамен проводится по экзаменационным билетам, каждый из которых содержит три вопроса: теоретический вопрос, задачу и задание по составлению нотариального акта. Перечень теоретических вопросов разрабатывается Федеральной нотариальной палатой и утверждается Минюстом России, а тексты задач и заданий по составлению нотариальных актов разрабатываются и утверждаются квалификационной комиссией. Экзаменационные билеты составляются к каждому экзамену с учетом того, чтобы вопросы одного билета не повторялись в других.

Экзаменуемый в письменном виде излагает ответы на вопросы билета, которые оцениваются по каждому вопросу по десятибалльной системе. Итоговый балл по вопросу определяется как среднее арифметическое баллов, выставленных экзаменуемому по этому вопросу каждым членом комиссии. Экзамен считается сданным в случае получения экзаменуемым итогового балла по каждому вопросу билета не ниже семи.

Лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к повторной его сдаче не ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией, если законодательством соответствующего субъекта РФ не установлены иные сроки повторной сдачи квалификационного экзамена.

Решения квалификационной комиссии об отказе в допуске к экзамену и о результатах экзамена могут быть обжалованы в апелляционную комиссию, которая образуется и действует при Минюсте России в порядке, предусмотренном Положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утвержденным приказом Минюста России от 21.06.2000 № 178 и решением Правления ФНП от 26.05.2000. Персональный состав комиссии формируется Минюстом России совместно с ФНП на паритетных началах в количестве восьми человек. В состав комиссии включаются нотариусы, имеющие стаж работы нотариусом не менее пяти лет, представители Минюста России и ФНП, а также, по согласованию, ученые-юристы.

Рассмотрев жалобу заявителя, не допущенного к сдаче квалификационного экзамена, апелляционная комиссия может оставить решение квалификационной комиссии без изменения или отменить его и разрешить допуск заявителя к сдаче квалификационного экзамена. Если принято решение о допуске заявителя к экзамену, то он допускается к сдаче экзамена, проводимого в ближайшее время.

При рассмотрении жалобы заявителя, не сдавшего квалификационный экзамен, апелляционная комиссия может принять одно из следующих решений:

  • – об оставлении решения квалификационной комиссии без изменения, а жалобы – без удовлетворения;
  • – отмене решения квалификационной комиссии и направлении заявителя на переэкзаменовку. При этом по письменному ходатайству заявителя комиссия вправе принять решение о направлении экзаменуемого в комиссию, созданную в ином субъекте РФ;
  • – отмене решения квалификационной комиссии и изменении итогового балла, выставленного квалификационной комиссией.

Решение апелляционной комиссии может быть обжаловано в суд.

6. Лицо, успешно сдавшее квалификационный экзамен, вправе обратиться в территориальный орган юстиции с заявлением о выдаче лицензии на право нотариальной деятельности. Обращение должно следовать не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения квалификационной комиссией по приему экзамена.

Выдаваемая территориальным органом юстиции лицензия на право нотариальной деятельности должна иметь следующие обязательные реквизиты: наименование территориального органа; дату выдачи; фамилию, имя, отчество лица, которому выдается лицензия; регистрационный номер в реестре выданных лицензий; подпись руководителя территориального органа (лица, исполняющего его обязанности) и оттиск печати территориального органа с воспроизведением Государственного герба РФ. Сведения о выдаваемых лицензиях вносятся в реестр выданных лицензий на право нотариальной деятельности.

Если гражданин, получивший лицензию, не приступил к работе в должности нотариуса в течение трех лет, то он допускается к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена. Однако если лицо, получившее лицензию на право нотариальной деятельности, приступило в течение указанного срока к работе в должности помощника нотариуса, то указанное требование на него не распространяется.

В случае утраты или порчи выданной лицензии или при изменении фамилии, имени, отчества правообладателя лицензии она может быть переоформлена территориальным органом юстиции, выдавшим лицензию. Выдаваемая в порядке переоформления лицензия на право нотариальной деятельности помимо вышеперечисленных реквизитов должна также содержать следующую запись: «Лицензия выдана в порядке переоформления лицензии №____, выданной … (указывается дата выдачи лицензии и орган, выдавший лицензию), в связи с … (указывается основание переоформления лицензии)».

За выдачу и переоформление лицензии на право нотариальной деятельности в соответствии с гл. 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ взимается государственная пошлина, размер которой в настоящее время составляет соответственно 6000 руб. и 600 руб.

Однако следует иметь в виду, что вышеизложенные правила выдачи лицензии не применялись в отношении нотариусов, назначенных на должность нотариуса в государственной нотариальной конторе до вступления в силу Основ о нотариате и имевших высшее юридическое образование. В соответствии с подп. «а» п. 5 Постановления Верховного Совета РФ от 11.02.1993 № 4463-1 «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» таким нотариусам лицензии на право нотариальной деятельности выдавались без сдачи квалификационного экзамена и бесплатно.

Общие сведения

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Нотариусы действуют от имени Российской Федерации.

При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Нотариусом в Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации:

1) получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;

2) имеющий стаж работы по юридической специальности не менее чем пять лет;

3) достигший возраста двадцати пяти лет, но не старше семидесяти пяти лет;

4) сдавший квалификационный экзамен.

Нотариусом в Российской Федерации не может быть лицо:

1) имеющее гражданство (подданство) иностранного государства или иностранных государств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

2) признанное недееспособным или ограниченное в дееспособности решением суда, вступившим в законную силу;

3) состоящее на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

4) осужденное к наказанию, исключающему возможность исполнения обязанностей нотариуса, по вступившему в законную силу приговору суда, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости за умышленное преступление;

5) представившее подложные документы или заведомо ложные сведения при назначении на должность нотариуса;

6) ранее освобожденное от полномочий нотариуса на основании решения суда о лишении права нотариальной деятельности по основаниям, установленным настоящими Основами, в том числе в связи с неоднократным совершением дисциплинарных проступков или нарушением законодательства (за исключением случаев сложения нотариусом полномочий в связи с невозможностью исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья).

Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты.

Сведения о лицах, сдавших квалификационный экзамен, вносятся в реестр нотариусов в течение десяти рабочих дней со дня сдачи квалификационного экзамена. Соответствующая запись в реестре нотариусов является подтверждением сдачи квалификационного экзамена

Порядок сдачи квалификационного экзамена устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации.

Лицо, сдавшее квалификационный экзамен, но не приступившее к работе в должности помощника нотариуса, или к замещению временно отсутствующего нотариуса, или не назначенное на должность нотариуса в течение трех лет с момента сдачи экзамена либо имеющее перерыв свыше пяти лет в работе в должности нотариуса (после сложения полномочий), помощника нотариуса или в замещении временно отсутствующего нотариуса, допускается к конкурсу на должность нотариуса, к работе в должности помощника нотариуса или к замещению временно отсутствующего нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена.

Нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.

Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, лицу, замещающему временно отсутствующего нотариуса, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Основами.

Нотариус не вправе:

заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности;

оказывать посреднические услуги при заключении договоров.

Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, — в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой. Нотариус имеет личную печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы, штампы удостоверительных надписей, личные бланки или бланки государственной нотариальной конторы.

О должности

Должность нотариуса учреждается и ликвидируется в порядке, определяемом федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется в порядке, утверждаемом федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, сдавших квалификационный экзамен. Порядок проведения конкурса определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:

1) осуждения его за совершение умышленного преступления — после вступления приговора в законную силу;

2) ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;

3) по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Порядок передачи документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Сложение полномочий нотариуса по достижении им семидесятипятилетнего возраста осуществляется без решения суда. Порядок и сроки сложения полномочий нотариуса, проведения конкурса для назначения на освободившуюся в этом случае должность определяются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Присяга

Нотариус, впервые назначенный на должность, приносит присягу следующего содержания:

«Торжественно присягаю, что обязанности нотариуса буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку».

Законодательством субъектов Российской Федерации может быть предусмотрен иной текст присяги нотариуса.

Права нотариуса

Нотариус имеет право:

совершать предусмотренные настоящими Основами нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами;

составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;

истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы (в том числе содержащие персональные данные), необходимые для совершения нотариальных действий;

представлять в установленных федеральным законом случаях и порядке заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и получать свидетельства о государственной регистрации прав и иные документы, выдаваемые этим органом;

получать бесплатно в форме электронного документа сведения из единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Законодательством субъектов Российской Федерации нотариусу могут быть предоставлены и иные права.

Обязанности нотариуса

Нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.

Нотариус выполняет свои обязанности в соответствии с настоящими Основами, законодательством субъектов Российской Федерации и присягой. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия. Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации или международным договорам.

Нотариус обязан сообщать в налоговые органы о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения.

Нотариусы обязаны также соблюдать Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, в котором установлены требования к профессиональной этике нотариуса и лица, его замещающего, а также основания возникновения дисциплинарной ответственности нотариуса, порядок привлечения его к дисциплинарной ответственности и меры дисциплинарной ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой, и лица, его замещающего.

Ответственность нотариуса

Нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный по его вине имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона, если иное не установлено настоящей статьей.

Нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность за реальный ущерб, причиненный неправомерным отказом в совершении нотариального действия, а также разглашением сведений о совершенных нотариальных действиях.

Вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица возмещается за счет страхового возмещения по договору страхования гражданской ответственности нотариуса, или в случае недостаточности этого страхового возмещения — за счет страхового возмещения по договору коллективного страхования гражданской ответственности нотариуса, заключенного нотариальной палатой, или в случае недостаточности последнего страхового возмещения — за счет личного имущества нотариуса, или в случае недостаточности его имущества — за счет средств компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты.

Государство несет ответственность за вред, причиненный действиями (бездействием) нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, в соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Нотариус несет дисциплинарную ответственность за нарушения, предусмотренные Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации.

Страхование деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой

Нотариус, занимающийся частной практикой, обязан заключить договор или договоры страхования гражданской ответственности нотариуса при осуществлении им нотариальной деятельности со страховой организацией, аккредитованной Федеральной нотариальной палатой.

Нотариус не вправе выполнять свои обязанности и совершать нотариальные действия без заключения указанного договора страхования гражданской ответственности.

Нотариальная палата субъекта Российской Федерации в целях обеспечения имущественной ответственности нотариусов — членов нотариальной палаты заключает договор страхования ответственности нотариусов — членов нотариальной палаты субъекта Российской Федерации

Выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности нотариусов — членов нотариальной палаты производится в случае недостаточности страхового возмещения по договору страхования гражданской ответственности нотариуса.

Для осуществления компенсационных выплат в связи с возмещением вреда, причиненного нотариусами при осуществлении ими нотариальной деятельности, нотариальные палаты обязаны участвовать в формировании компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты.

Выплата из компенсационного фонда осуществляется, при наличии одновременно следующих условий:

1) недостаточность денежных средств, полученных в возмещение причиненного нотариусом вреда по договору страхования гражданской ответственности нотариуса;

2) недостаточность денежных средств, полученных в возмещение причиненного нотариусом вреда по договору коллективного страхования гражданской ответственности нотариусов — членов соответствующей нотариальной палаты;

3) невозможность исполнения решения суда о возмещении причиненного нотариусом вреда за счет личного имущества нотариуса.

Финансирование деятельности нотариуса

Источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, согласно закону, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

За совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину, а нотариус, занимающийся частной практикой, нотариальный тариф, по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса. Государственная пошлина, получаемая за совершение нотариальных действий государственными нотариусами, поступает в бюджет Российской Федерации.

Правовой статус помощника нотариуса закреплен в статье 19.1 Основ законодательства РФ о нотариате.

Действующее законодательство не запрещает и нотариусу, занимающемуся частной практикой иметь помощника. Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе принимать себе помощника по своему выбору, но отвечающего требованиям, установленным Основами законодательства о нотариате.

Помощником нотариуса может быть гражданин Российской Федерации, сдавший квалификационный экзамен и соответствующий следующим требованиям:

1) получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;

2) не старше семидесяти пяти лет;

3) сдавший квалификационный экзамен.

4) не может иметь гражданство (подданство) иностранного государства или иностранных государств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

5) не может быть лицо, признанное недееспособным или ограниченное в дееспособности решением суда, вступившим в законную силу;

6) не может быть лицо, состоящее на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

7) не может быть лицо, осужденное к наказанию, исключающему возможность исполнения обязанностей, по вступившему в законную силу приговору суда, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости за умышленное преступление;

8) не может быть лицо, представившее подложные документы или заведомо ложные сведения при назначении на должность помощника;

9) не может быть лицо, ранее освобожденное от полномочий нотариуса на основании решения суда о лишении права нотариальной деятельности по основаниям, установленным настоящими Основами, в том числе в связи с неоднократным совершением дисциплинарных проступков или нарушением законодательства (за исключением случаев сложения нотариусом полномочий в связи с невозможностью исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья).

Права и обязанности помощника нотариуса определяются Основами законодательства о нотариате, трудовым законодательством и трудовым договором между нотариусом и помощником нотариуса.

Помощник нотариуса по поручению и под ответственность нотариуса вправе участвовать в подготовке совершения нотариальных действий, составлять проекты нотариально оформляемых документов, давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий, а также совершать иные предусмотренные законом действия.

В случаях предусмотренных Основами законодательства о нотариате, помощник нотариуса замещает временно отсутствующего нотариуса.

Назначение на должность помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе осуществляется в порядке, установленном федеральным органом юстиции.

Назначение на должность помощника нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется нотариусом с согласия нотариальной палаты. Нотариальная палата должна рассмотреть обращение нотариуса и направить ответ в течение пяти рабочих дней со дня получения обращения. В назначении на должность помощника нотариуса может быть отказано только в случае, если кандидатура помощника нотариуса не соответствует требованиям Основ законодательства о нотариате.

Прекращение трудового договора с помощником нотариуса осуществляется по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством, а также по основаниям прекращения полномочий нотариуса в соответствии с Основами законодательства о нотариате.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *