Лесное законодательство РБ

Лесное законодательство РБ

С 1 января 2017 года вступает в силу новый Лесной кодекс Республики Беларусь. Ровно год назад, 30 декабря 2015 года, документ опубликован на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь. Все это время специалистами велась масштабная работа по разработке целого ряда подзаконных нормативных правовых актов по лесному хозяйству, призванных развить основные положения Кодекса. Теперь нам предстоит работать по новым правилам.
Напомним, что новая версия документа оказалась значительно шире действующего в настоящее время Лесного кодекса. Так в него вошли нормы трех основных указов Президента, регулирующих деятельность в сфере лесного хозяйства: от 7 мая 2007 г. № 214 «Правила отпуска древесины на корню и ее заготовки в лесах Республики Беларусь», от 9 сентября 2009 г. № 444 «Об утверждении Положения о порядке предоставления участков лесного фонда юридическим лицам в аренду и (или) пользование для осуществления лесопользования» и от 7 июля 2008 г. № 364 «Об утверждении Положения о порядке распределения лесов на группы и категории защитности, перевода лесов из одной группы или категории защитности в другую, а также выделения особо защитных участков леса».

В качестве наиболее важных и принципиальных наработок можно выделить несколько направлений:

— уточнены полномочия, права и обязанности субъектов отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

— изменен состав лесов, в том числе деление лесов по категориям защитности в зависимости от выполняемых ими функций;

— приведены в соответствие с действующим законодательством отдельные нормы Кодекса, уточнены термины с учетом практики применения, лесохозяйственной терминологии;

— уточнен термин «незаконная рубка», что позволит разделить понятия незаконной рубки без разрешительных документов и с наличием таких разрешительных документов, оформленных с неточностями;

— дополнен уже существующими нормами, регулирующими вопросы отпуска древесины на корню, арендных отношений в лесном хозяйстве, побочного лесопользования, заготовки второстепенных лесных ресурсов, т. е. ряд документов объединен в один комплексный документ.

Некоторые изменения затронули полномочия субъектов отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. В частности, расширены полномочия Главы государства по вопросам функционирования государственной лесной охраны Республики Беларусь. Полномочия Правительства расширены в части установления такс на второстепенные лесные ресурсы; побочное лесопользование; лесопользование в целях проведения культурно-оздоровительных, туристических, иных мероприятий. Дополнительные полномочия приобретает Министерство лесного хозяйства по вопросам создания плантационных лесных культур, требований по их выращиванию и рубке, утверждения порядка выполнения работ по содержанию лесных насаждений вдоль республиканских автомобильных дорог.

Большое внимание в новом Лесном кодексе уделяется лесовосстановлению и лесоразведению. В частности, уточняются цели, задачи и требования воспроизводства, повышения продуктивности и качества лесов, вносятся нормы по регулированию вопросов лесного семеноводства, являющегося основой повышения качества и продуктивности лесов, их экологической и биологической устойчивости. Впервые отдельная глава в Лесном кодексе посвящена семеноводству лесных растений: определяет его основные задачи, устанавливается перечень селекционно-семеноводческих и селекционно-генетических объектов, регулируется производство и использование семян лесных растений.

Отмечая возрастающий с каждым годом объем лесопользования в Беларуси и развитие рынка лесных услуг, Лесной кодекс предусматривает для юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, право привлекать подрядчиков для оказания услуг по осуществлению лесопользования, выполнению лесохозяйственных мероприятий. Строиться такие отношения должны на основе гражданско-правового договора.

Новый Кодекс дает лицу, ведущему лесное хозяйство, право самостоятельно и оперативно, без внесения соответствующих изменений и дополнений в лесоустроительный проект назначать и проводить ряд лесохозяйственных мероприятий, направленных на выращивание высокопродуктивных и биологически устойчивых насаждений.

Кроме того, новый Лесной кодекс устанавливает четкий перечень государственных органов, которым предоставляется право контроля в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. Оно закрепляется за Министерством лесного хозяйства, Управлением делами Президента Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.

Вводится конкретный перечень запретов хозяйственной и иной деятельности на территории лесного фонда. В частности, в лесном фонде запрещается:

— возведение, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт объектов захоронения, обезвреживания, хранения отходов (за исключением санкционированных мест временного хранения отходов);

— сброс на территорию лесного фонда сточных вод промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и других организаций, а также снега с содержанием песчано-солевых смесей, продуктов жизнедеятельности сельскохозяйственных животных;

— мойка транспортных и других технических средств;

— размещение скотомогильников;

— устройство летних лагерей для сельскохозяйственных животных, хранилищ для складирования удобрений и средств защиты растений;

— загрязнение лесного фонда бытовыми и иными отходами, химическими и иными веществами;

— хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на лес или приводящая к его уничтожению.

Усиление лесохозяйственного блока в лесном законодательстве в части воспроизводства лесов, лесного семеноводства, охраны и защиты лесов, а также ответственности лесохозяйственных учреждений за проведение работ в лесу значительно повысит бдительность работников лесного хозяйства и будет способствовать повышению эффективности ведения лесного хозяйства, соблюдению лесного законодательства, рациональному использованию природных ресурсов.

Ряд положений нового Лесного кодекса направлены на оптимизацию соотношения площадей защитных, охранных и эксплуатационных лесов. В соответствии с экологическим, экономическим и социальным значением лесов, их местонахождением и выполняемыми функциями теперь леса будут делиться на следующие 4 категории:

— природоохранные леса;

— рекреационно-оздоровительные леса;

— защитные леса;

— эксплуатационные леса.

Новая классификация деления лесов Беларуси приближает нас к международным подходам в распределении лесов по выполняемым функциям: ни у наших соседей, ни в странах западной Европы нет практики деления лесов на группы.

Упрощается учет лесов. Становится более точной функциональная принадлежность каждого участка леса, что позволит совершенствовать организацию территории лесохозяйственных учреждений и планирование лесохозяйственных мероприятий. Стоит отметить, что площадь природоохранных лесов увеличится с 14,2 до 18,7%.

Кроме того, Лесным кодексом устанавливаются особенности ведения лесного хозяйства и лесопользования в лесах различной категорий защитности, в плантационных лесных культурах, пограничной зоне и пограничной полосе, в зонах радиоактивного загрязнения, на участках лесного фонда, предоставленных для нужд обороны.

Принят Государственной Думой 7 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 8 июля 2020 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст. 1014; 2006, N 6, ст. 637) следующие изменения:

1) в пункте 5 статьи 17 слова «, за исключением военнослужащих женского пола, имеющих детей в возрасте до 16 лет» исключить, дополнить предложением следующего содержания: «Военнослужащие женского пола, которые имеют одного ребенка и более в возрасте до 16 лет или срок беременности которых составляет не менее 22 недель, имеют право на досрочное увольнение с военной службы.»;

2) в пункте 1 статьи 18:

а) в подпункте 4 слово «детей» заменить словами «детей в возрасте до 16 лет» , слова «гражданам женского пола — одного ребенка» заменить словами «гражданам женского пола, имеющим одного ребенка и более в возрасте до 16 лет, а также в случае беременности, срок которой составляет не менее 22 недель»;

б) дополнить подпунктом 41 следующего содержания:

«41) имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и имеющим на иждивении трех детей в возрасте до 16 лет;».

Статья 2

1) в подпункте «и» пункта 1 статьи 24 слова «26 недель» заменить словами «22 недель»;

2) статью 51 дополнить пунктом 32 следующего содержания:

«32. Военнослужащий женского пола имеет право на досрочное увольнение с военной службы в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 17 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».».

Президент Российской Федерации В. Путин

Стр. 2

| Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9 | Стр.10 | Стр.11 | Стр.12 | Стр.13 | Стр.14 | Стр.15 |

защитности лесов Статья 56. Определение объема заготовки древесины при рубках главного пользования Статья 57. Определение объема заготовки древесины при рубках промежуточного пользования и прочих рубках ГЛАВА 17. ЗАГОТОВКА ЖИВИЦЫ, ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОБОЧНОГО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ Статья 58. Порядок заготовки живицы Статья 59. Заготовка второстепенных лесных ресурсов и осуществление побочного лесопользования ГЛАВА 18. ПОЛЬЗОВАНИЕ УЧАСТКАМИ ЛЕСНОГО ФОНДА ДЛЯ НУЖД ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА, В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, УЧЕБНЫХ, КУЛЬТУРНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ, ТУРИСТИЧЕСКИХ, ИНЫХ РЕКРЕАЦИОННЫХ И (ИЛИ) СПОРТИВНЫХ ЦЕЛЯХ Статья 60. Пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства Статья 61. Пользование участками лесного фонда в научно- исследовательских и учебно-опытных целях Статья 62. Пользование участками лесного фонда в культурно- оздоровительных, туристических, спортивных и иных рекреационных целях ГЛАВА 19. ОСОБЕННОСТИ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ И ВЕДЕНИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 63. Особенности лесопользования и ведения лесного хозяйства на особо охраняемых природных территориях Статья 64. Особенности лесопользования и ведения лесного хозяйства в городских, курортных лесах и лесопарковых частях зеленых зон Статья 65. Особенности лесопользования и ведения лесного хозяйства на участках лесного фонда, предоставленных для нужд обороны Статья 66. Особенности лесопользования и ведения лесного хозяйства в пограничной зоне и пограничной полосе Статья 67. Исключена Статья 68. Особенности лесопользования и ведения лесного хозяйства на участках лесного фонда, подвергшихся радиоактивному загрязнению РАЗДЕЛ IV. ВОСПРОИЗВОДСТВО ЛЕСОВ И ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЕ. ПОВЫШЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ЛЕСОВ ГЛАВА 20. ЦЕЛИ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ И ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОВЫШЕНИЮ ПРОДУКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ЛЕСОВ Статья 69. Цели воспроизводства лесов и лесоразведения. Сроки лесовосстановления. Осуществление лесоразведения Статья 70. Основные требования к повышению продуктивности и качества лесов ГЛАВА 21. ВОСПРОИЗВОДСТВО ЛЕСОВ И ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЕ. ОБЯЗАННОСТИ ЛЕСОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПО ВОСПРОИЗВОДСТВУ ЛЕСОВ Статья 71. Воспроизводство лесов и лесоразведение Статья 72. Обязанности лесопользователей по воспроизводству лесов РАЗДЕЛ V. ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛЕСНОГО ФОНДА ГЛАВА 22. ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛЕСНОГО ФОНДА Статья 73. Цели и задачи охраны и защиты лесного фонда Статья 74. Осуществление мероприятий по охране и защите лесов Статья 75. Авиационная охрана лесов Статья 76. Обязанности местных исполнительных и распорядительных органов по борьбе с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса Статья 77. Обязанности юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, по борьбе с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса Статья 78. Обязанности юридических и физических лиц по предотвращению вредного воздействия на состояние лесов Статья 79. Обязанности лесопользователей по защите лесного фонда от вредителей и болезней леса Статья 80. Обязанности лесопользователей по охране лесов от пожаров ГЛАВА 23. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЛЕСНАЯ ОХРАНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Статья 81. Государственная лесная охрана Республики Беларусь Статья 82. Задачи государственной лесной охраны Республики Беларусь Статья 83. Обязанности государственной лесной охраны Республики Беларусь Статья 84. Права государственной лесной охраны Республики Беларусь Статья 85. Право работников государственной лесной охраны Республики Беларусь на хранение, ношение, применение и использование огнестрельного оружия Статья 86. Социальная защита работников государственной лесной охраны Республики Беларусь РАЗДЕЛ VI. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ЛЕСНОГО ФОНДА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ КАДАСТР. МОНИТОРИНГ ЛЕСОВ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ, ОХРАНОЙ, ЗАЩИТОЙ ЛЕСНОГО ФОНДА И ВОСПРОИЗВОДСТВОМ ЛЕСОВ ГЛАВА 24. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ЛЕСНОГО ФОНДА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ КАДАСТР. МОНИТОРИНГ ЛЕСОВ Статья 87. Государственный учет лесного фонда Статья 88. Государственный лесной кадастр Статья 89. Мониторинг лесов ГЛАВА 25. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ, ОХРАНОЙ, ЗАЩИТОЙ ЛЕСНОГО ФОНДА И ВОСПРОИЗВОДСТВОМ ЛЕСОВ Статья 90. Государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов Статья 91. Органы, осуществляющие государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов РАЗДЕЛ VII. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ ЛЕСНОГО ФОНДА И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ ГЛАВА 26. ПЛАТА ЗА ЛЕСНЫЕ ПОЛЬЗОВАНИЯ Статья 92. Плата за лесные пользования Статья 93. Размер платы за лесные пользования и порядок ее взимания Статья 94. Льготы по платежам за лесные пользования ГЛАВА 27. ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ ЛЕСНОГО ФОНДА И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ И ВЕДЕНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 95. Финансирование расходов на государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и ведение лесного хозяйства РАЗДЕЛ VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. ВОЗМЕЩЕНИЕ ПРИЧИНЕННОГО ВРЕДА. РАЗРЕШЕНИЕ ЛЕСНЫХ СПОРОВ ГЛАВА 28. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Статья 96. Недействительность сделок, нарушающих право собственности Республики Беларусь на леса Статья 97. Ответственность за нарушение лесного законодательства Республики Беларусь Статья 98. Ответственность за невыполнение обязательных мероприятий по воспроизводству, улучшению состояния и породного состава лесов, повышению их продуктивности Статья 99. Исключена Статья 100. Изъятие незаконно добытой древесины и иной лесной продукции ГЛАВА 29. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ НАРУШЕНИЕМ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ, ПРИЧИНЕННЫХ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, ВЕДУЩИМ ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО Статья 101. Ответственность юридических и физических лиц за вред, причиненный нарушением лесного законодательства Статья 102. Возмещение убытков, причиненных юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство Статья 103. Возмещение потерь лесохозяйственного производства ГЛАВА 30 РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ ПРИ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИИ Статья 104. Государственные органы, разрешающие споры при лесопользовании Статья 105. Имущественные споры, связанные с лесными отношениями РАЗДЕЛ IX. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ ГЛАВА 31. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ Статья 106. Международные договоры РАЗДЕЛ X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВА 32. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 107. Вступление в силу настоящего Кодекса Статья 108. Приведение нормативных правовых актов Республики Беларусь в соответствие с настоящим Кодексом Статья 109. Признание утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Настоящий Кодекс устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала. Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности древесно-кустарниковой растительности (насаждений), земли, животного мира и других компонентов окружающей среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия и их определения В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия и их определения: лес — совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности (насаждений), напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и

| Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9 | Стр.10 | Стр.11 | Стр.12 | Стр.13 | Стр.14 | Стр.15 |

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *