Налог на имущество организаций 2012

Налог на имущество организаций 2012

В 2017 г. налог на недвижимое имущество уплачивается физическими лицами за отчетный 2016 г., поэтому при начислении налога используются ставки, установленные на 2016 г.

Плательщики налога

Плательщиками налога на недвижимое имущество являются физические лица, в том числе нерезиденты, владельцы объектов жилой и/или нежилой недвижимости.

Если объекты жилой и/или нежилой недвижимости находятся в общей долевой или общей совместной собственности нескольких лиц, то Налоговым кодексом определены плательщики налога следующим образом:

Условия пребывания недвижимого имущества в собственности

Плательщик налога

Объект жилой и/или нежилой недвижимости находится в общей долевой собственности нескольких лиц

Каждое из этих лиц за принадлежащую ему долю

Объект жилой и/или нежилой недвижимости находится в общей совместной собственности нескольких лиц, но не поделен в натуре

Одно из таких лиц-владельцев, определенное по их согласию, если иное не установлено судом

Объект жилой и/или нежилой недвижимости находится в общей совместной собственности нескольких лиц и поделен между ними в натуре

Каждое из этих лиц за принадлежащую ему долю

Объект налогообложения

Объектом налогообложения на недвижимое имущество является объект жилой и нежилой недвижимости, в том числе его доля.

База налогообложения

Базой налогообложения является общая площадь объекта жилой и нежилой недвижимости, в том числе его частей (пп. 266.3.1 п. 266.3 ст. 266 Налогового кодекса).

Не являются объектом налогообложения

Подпунктом 266.2.2 п. 266.2 ст. 266 Налогового кодекса определен перечень объектов жилой и нежилой недвижимости, не являющихся объектом налогообложения.

К таким объектам, в частности, отнесены:

  • объекты жилой и нежилой недвижимости, расположенные в зонах отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, определенные законом, в том числе их доли;
  • здания детских домов семейного типа;
  • жилая недвижимость, непригодная для проживания, в том числе в связи с аварийным состоянием, признанная такой в соответствии с решением сельского, поселкового, городского совета или совета объединенной территориальной общины, созданного согласно закону и перспективному плану формирования территорий общин;
  • объекты жилой недвижимости, в том числе их доли, принадлежащие детям-сиротам, детям, лишенным родительской опеки, и лицам из их числа, признанным такими в соответствии с законом, детям-инвалидам, которые воспитываются одинокими матерями (отцами), но не более одного такого объекта на ребенка;
  • здания дошкольных и общеобразовательных учебных заведений независимо от формы собственности и источников финансирования, используемых для предоставления образовательных услуг;
  • объекты жилой недвижимости, принадлежащие многодетным или приемным семьям, в которых воспитывается пять и более детей.

Кроме того, не являются объектами налогообложения на недвижимое имущество объекты жилой и нежилой недвижимости, расположенные на территории населенных пунктов, на временно оккупированной территории и/или территории населенных пунктов, расположенных на линии соприкосновения, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, в период с 14.04.2014 г. до 31 декабря года, в котором завершена АТО (абзац первый п. 38.6 п. 38 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса).

Льготы

База налогообложения объекта/объектов жилой недвижимости, в том числе их долей, находящихся в собственности физического лица – плательщика налога, уменьшается:

  • для квартиры/квартир независимо от их количества – на 60 м2;
  • для жилого дома/домов независимо от их количества – на 120 м2;
  • для различных типов объектов жилой недвижимости, в том числе их частей (в случае одновременного нахождения в собственности плательщика налога квартиры/квартир и жилого дома/домов, в том числе их частей) – на 180 м2.

Льготы по налогу, который уплачивается на соответствующей территории, с объектов жилой и/или нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических или юридических лиц, общественных объединений, благотворительных организаций, религиозных организаций Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, и используемых для обеспечения деятельности, предусмотренной такими уставами (положениями), устанавливают сельские, поселковые, городские советы и советы объединенных территориальных общин, созданные согласно закону и перспективному плану формирования территорий общин.

Для физических лиц льготы по налогу, уплачиваемому на соответствующей территории с объектов жилой и нежилой недвижимости, определяются исходя из их имущественного положения и уровня доходов.

При этом льготы по налогу, предусмотренные подпунктами 266.4.1 и 266.4.2 п. 266.4 ст. 266 Налогового кодекса, для физических лиц не применяются к:

  • объекту/объектам налогообложения, если площадь такого/таких объекта/объектов превышает пятикратный размер необлагаемой площади, установленной пп. 266.4.1 настоящего пункта;
  • объекту/объектам налогообложения, используемым их владельцами с целью получения доходов (сдаются в аренду, лизинг, ссуду, используются в предпринимательской деятельности).

Льготы по налогу, уплачиваемому на соответствующей территории с объектов нежилой недвижимости, устанавливаются в зависимости от имущества, являющегося объектом налогообложения (пп. 266.4.2 п. 266.4 ст. 266 Налогового кодекса).

Ставки налога

Ставки налога для объектов жилой и/или нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических и юридических лиц, устанавливаются по решению сельского, поселкового, городского совета или совета объединенных территориальных общин, созданных согласно закону и перспективному плану формирования территорий общин в зависимости от местоположения (зональности) и типов таких объектов недвижимости в размере, не превышающем 1,5 % размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 м2 базы налогообложения (пп. 266.5.1 п. 266.5 ст. 266 Налогового кодекса).

Поскольку в 2017 г. налог на недвижимое имущество уплачивается физическими лицами за отчетный 2016 г., то ставки налога для объектов жилой и/или нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических и юридических лиц, устанавливались по решению сельских, поселковых, городских советов или советов объединенных территориальных общин, созданных согласно закону и перспективному плану формирования территорий общин, в зависимости от местоположения (зональности) и типов таких объектов недвижимости в размере, не превышающем 3 % размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 м2 базы налогообложения (по состоянию на 01.01.2016 г. минимальная заработная плата – 1 378,00 грн).

С 01.01.2017 г. до принятия соответствующим органом местного самоуправления решения об установлении ставок местных налогов и сборов на 2017 г. согласно Закону № 1791 установленные таким органом местного самоуправления ставки, в частности по налогу на недвижимое имущество, применяются с коэффициентом 0,5.

Порядок исчисления

Исчисление суммы налога с объекта/объектов жилой недвижимости, находящихся в собственности физических лиц, осуществляется контролирующим органом по месту налогового адреса (месту регистрации) собственника такой недвижимости в следующем порядке:

  • при наличии в собственности плательщика налога одного объекта жилой недвижимости, в том числе его доли, налог исчисляется исходя из базы налогообложения, уменьшенной согласно подпунктам «а» или «б» пп. 266.4.1 п. 266.4 ст. 266 Налогового кодекса (соответственно на 60 м2 и 120 м2) и соответствующей ставки налога;
  • при наличии в собственности плательщика налога более одного объекта жилой недвижимости одного типа, в том числе их долей, налог исчисляется исходя из суммарной общей площади таких объектов, уменьшенной согласно подпунктам «а» или «б» пп. 266.4.1 п. 266.4 ст. 266 Налогового кодекса (соответственно на 60 м2 и 120 м2) и соответствующей ставки налога;
  • при наличии в собственности плательщика налога объектов жилой недвижимости разных видов, в том числе их долей, налог исчисляется исходя из суммарной общей площади таких объектов, уменьшенной согласно пп. «в» пп. 266.4.1 п. 266.4 ст. 266 Налогового кодекса (соответственно на 180 м2) и соответствующей ставки налога;
  • сумма налога, исчисленная с учетом пунктов «б» и «в», распределяется контролирующим органом пропорционально удельному весу общей площади каждого из объектов жилой недвижимости;
  • при наличии в собственности плательщика налога объекта (объектов) жилой недвижимости, в том числе его доли, общая площадь которого превышает 300 м2 (для квартиры) и/или 500 м2 (для дома), сумма налога, рассчитанная в соответствии с подпунктами «а» – «г», увеличивается на 25 000 грн в год за каждый такой объект жилой недвижимости (его часть).

Исчисление суммы налога с объекта/объектов нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических лиц, осуществляется контролирующим органом по месту налогового адреса (месту регистрации) собственника такой недвижимости исходя из общей площади каждого из объектов нежилой недвижимости и соответствующей ставки налога (пп. 266.7.1 п. 266.7 ст. 266 Налогового кодекса).

Налоговое/налоговые уведомления-решения об уплате суммы/сумм налога, исчисленного согласно этому подпункту, и соответствующие платежные реквизиты, в частности органов местного самоуправления по местонахождению каждого из объектов жилой и/или нежилой недвижимости, отправляются (вручаются) плательщику налога контролирующим органом по месту его налогового адреса (месту регистрации) до 1 июля года, следующего за базовым налоговым (отчетным) периодом (годом).

То есть физическим лицам – плательщикам налога на недвижимое имущество налоговое/налоговые уведомление-решение об уплате суммы/сумм налога за 2016 г. будет отправлено контролирующим органом до 01.07.2017 г.

Что касается новосозданного (нововведенного) объекта жилой и/или нежилой недвижимости налог уплачивается физическим лицом – плательщиком начиная с месяца, в котором было начато право собственности на такой объект.

Физическим лицам – нерезидентам начисление налога и отправление (вручение) налоговых уведомлений-решений об уплате налога осуществляют контролирующие органы по местонахождению объектов жилой и/или нежилой недвижимости, находящихся в собственности таких нерезидентов.

Кроме того, следует отметить, что плательщики налога имеют право обратиться с письменным заявлением в контролирующий орган по месту жительства (регистрации) для проведения сверки данных относительно:

  • объектов жилой и/или нежилой недвижимости, в том числе их долей, находящихся в собственности плательщика налога;
  • размера общей площади объектов жилой и/или нежилой недвижимости, находящихся в собственности плательщика налога;
  • права на пользование льготой по уплате налога;
  • размера ставки налога;
  • начисленной суммы налога.

Такое право предусмотрено пп. 266.7.3 п. 266.7 ст. 266 Налогового кодекса.

Отметим, что в случае перехода права собственности на объект налогообложения от одного владельца к другому в течение календарного года налог исчисляется для предыдущего владельца за период с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанный объект налогообложения, а для нового владельца – начиная с месяца, в котором было начато право собственности.

Уплата налога

Налог на недвижимое имущество уплачивается физическими лицами по месту нахождения объекта/объектов налогообложения в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения.

Физические лица – налогоплательщики должны уплачивать налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом, через учреждения банков и почтовые отделения.

В случае если указанные лица проживают в сельской (поселковой) местности, они могут уплачивать налоги и сборы через кассы сельских (поселковых) советов или советов объединенных территориальных общин, созданных согласно закону и перспективному плану формирования территорий общин, по квитанции о принятии налогов и сборов, форма которой устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики (п. 57.5 ст. 57 Налогового кодекса).

Особенности возврата налогоплательщикам излишне уплаченных сумм денежных обязательств определены Порядком № 1146.

Ответственность

Выполнением налогового долга признается уплата в полном объеме плательщиком соответствующих сумм налоговых обязательств в установленный налоговым законодательством срок (п. 38.1 ст. 38 Налогового кодекса).

В случае если налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму денежного обязательства в течение сроков, определенных Кодексом, такой налогоплательщик привлекается к ответственности в виде штрафа.

Размеры штрафа, если налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму денежного обязательства в течение сроков, определенных п. 38.1 ст. 38 Налогового кодекса

Количество дней, на которые задержана оплата

Размер штрафа

До 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства

10 % погашенной суммы налогового долга

Более 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства

20 % погашенной суммы налогового долга

Также по истечении установленных Налоговым кодексом сроков погашения согласованного денежного обязательства на сумму налогового долга начисляется пеня (пп. 129.1.1 п. 129.1 ст. 129 Кодекса).

Пеня, определенная этим подпунктом, начисляется на сумму налогового долга (включая сумму штрафных санкций при их наличии, и без учета суммы пени) из расчета 120 % годовых учетной ставки Нацбанка Украины, действующей на день возникновения такого налогового долга или на день его (его части) погашения, в зависимости от того, какая из величин этих ставок больше, за каждый календарный день просрочки по его уплате.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Физическим лицам — плательщикам налога на недвижимое имущество, налоговое/налоговые уведомления-решения об уплате суммы/сумм налога за 2016 г. будет отправлено контролирующим органом до 01.07.2017 г.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Налоговый кодекс – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI. Закон № 1160 – Закон Украины от 11.09.2003 г. № 1160-IV «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности». Закон № 1791 – Закон Украины от 20.12.2016 г. № 1791-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году». Закон № 1797 – Закон Украины от 21.12.2016 г. № 1797-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине». Порядок № 1146 – Порядок взаимодействия территориальных органов Государственной фискальной службы Украины, местных финансовых органов и территориальных органов Государственной казначейской службы Украины в процессе возвращения налогоплательщикам ошибочно и/или излишне уплаченных сумм денежных обязательств, утвержденный приказом Минфина Украины от 15.12.2015 г. № 1146

Динамика НК РФ: данность и перспективы

Напомним, в настоящее время кадастровая стоимость является налоговой базой для начисления налога на имущество организаций по следующим объектам недвижимости (ст. 378.2 НК РФ):

  • административно-деловые центры, торговые центры и помещения в них;
  • нежилые помещения: офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания;
  • объекты недвижимости иностранных организаций, не имеющих своих представительств в России;
  • жилые дома и жилые помещения, находящиеся в собственности у организаций (не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств).

ФЗ № 325 вносит изменения в ст. 378.2 НК РФ, первые три перечисленных объекта недвижимости остаются, а оставшиеся заменяются открытым перечнем объектов недвижимости, включая (но не ограничиваясь ими) жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи, машино-места, единые недвижимые комплексы, объекты незавершенного строительства, иные здания, строения, сооружения, помещения.

На этот счет Федеральная налоговая служба России на своем сайте опубликовала разъяснения в правилах налогообложения имущества организаций с налогового периода 2020, в рамках которых подтвердила указанный вывод. ФНС указала на то, что «…субъекты РФ получили право дополнительно определять иные виды объектов недвижимости, которые будут облагаться налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости. Например, гаражи, машино-места, единые недвижимые комплексы, объекты незавершенного строительства, садовые дома, хозпостройки, расположенные на садовых или приусадебных участках, иные здания, строения, сооружения, помещения определенных видов».

В свою очередь, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (далее — Комитет) ранее в заключении к законопроекту обратил внимание на то, что «теперь будет облагаться налогом в том числе недвижимое имущество, полученное кредитными организациями в результате обращения взыскания на предмет залога или в качестве отступного по кредитным обязательствам заемщиков…». В данном документе Комитет рекомендовал рассмотреть возможность предоставления кредитным организациям, получающим имущество при обращении взыскания на предмет залога и по отступному для компенсации потерь, отсрочки по уплате налога для реализации залогового имущества. К сожалению, данные рекомендации не были учтены и проработаны органами власти.

С другой стороны, представители Министерства финансов России в публичных интервью заявляют, что при принятии указанного закона намерения обложить как можно больше недвижимого имущества налогами исходя из их кадастровой стоимости не было, основная идея заключалась в том, что при передаче объектов недвижимости от физических лиц к компаниям принцип начисления налога должен оставаться неизменным.

В первоначальной редакции текст законопроекта № 720839-7 не предусматривал описанных выше изменений. Данные поправки к законопроекту были предложены Правительством перед вторым чтением в рамках рассмотрения законопроекта депутатами Государственной Думой РФ. В текстах пояснительных записок не было информации о том, в связи с чем вводятся подобные изменения налогового законодательства.

После того как представители бизнеса обратили внимание на неоднозначность принятых изменений в налоговом законодательстве, через два месяца был принят Федеральный закон от 28.11.2019 № 379-ФЗ «О внесении изменений в статьи 333.33 и 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который исключил из пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ фразу «иные объекты недвижимого имущества» и отсылку на положения гл. 32 НК РФ. Данный закон вступает в силу с 1 января 2020 года. Таким образом, измененный перечень объектов недвижимости, налог на имущество организаций по которым начисляется исходя из кадастровой стоимости, теперь будет носить закрытый характер. Новая редакция пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ следующая: «Жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства».

Значение и нюансы оспаривания кадастровой стоимости

В связи с комментируемыми изменениями актуализируется вопрос установления кадастровой стоимости объектов недвижимости на уровне рыночной. Отметим реперные точки данного процесса.

1. Как понять, что кадастровая стоимость объекта недвижимости завышена? Что должно стать «сигналом» к тому, что необходимо осуществить проверку?

Размер установленной кадастровой стоимости необходимо периодически проверять. Во-первых, кадастровая стоимость переутверждается каждые два — четыре года. Бывают случаи, когда органы власти неожиданно вносят изменения в ранее изданный акт, устанавливающий кадастровую стоимость. Например, такой случай имел место в Москве в конце 2016 года, когда Постановлением Правительства Москвы от 26.12.2016 № 937-ПП «О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 21.11.2014 № 688-ПП» была увеличена кадастровая стоимость на некоторые объекты недвижимости в Москве по состоянию на 1 января 2014 года. Так в «ловушке» оказались некоторые собственники помещений, в связи с тем что они не успели обратиться в Комиссию при Росреестре или в суд в текущем году и уменьшить налоговую базу за 2016 год, так как перед этим им нужно было обязательно составить отчет у оценщиков о рыночной стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2014 года. В свою очередь, с 1 января 2017 года в целях исчисления налогов действовали уже другие установленные размеры кадастровой стоимости.

Теперь будет облагаться налогом в том числе недвижимое имущество, полученное кредитными организациями в результате обращения взыскания на предмет залога или в качестве отступного по кредитным обязательствам заемщиков

Также нужно отслеживать экономическую ситуацию в стране/регионе/населенном пункте, стоимость аренды недвижимости, анализировать спрос и предложение на рынке недвижимости и т.д. Перечисленные факторы влияют на рыночную стоимость объектов недвижимости. Например, в течение 2014–2017 годов на рынке недвижимости не наблюдались изменения в сторону повышения стоимости аренды нежилых помещений, предложение возросло, спрос качественно не увеличился, однако кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2017 года по сравнению с кадастровой стоимостью, рассчитанной по состоянию на 1 января 2014 года, увеличилась по некоторым объектам недвижимости на 30–50%. Таким образом, анализируя экономические показатели, можно прийти к выводу, что рыночная стоимость потенциально не могла вырасти в этих условиях, а значит, и новая кадастровая стоимость завышена. Суть сводится к проведению анализа и сравнению ситуации на рынке недвижимости в течение нескольких лет.

2. Отчего стоимость завышается — техническая ошибка или умышленное допущение?

В основном кадастровая стоимость устанавливается массово, в данных случаях вероятность совершения ошибок очень высока, так как нет индивидуального подхода, который позволил бы добиться правильных результатов. Бывают случаи, когда используются недостоверные сведения об объектах недвижимости, что, в свою очередь, вызывает завышение или занижение кадастровой стоимости. Например, помещение/здание может быть по документам отнесено к объектам социальной инфраструктуры, а по факту в нем находятся объекты офисно-делового назначения. В этом случае при выявлении недостоверности сведений произойдет повышение кадастровой стоимости. Вид объекта недвижимости играет важную роль при расчете кадастровой стоимости. Кадастровую стоимость можно понизить, в случае если при ее определении появилась информация о том, что помещение считалось объектом офисно-делового назначения, фактически при этом являясь лестничной площадкой или машино-местом. В нашей практике происходили подобные случаи, и нашим специалистам удавалось добиться снижения кадастровой стоимости на 70–80% изначальной. Главное в данное ситуации — предоставить документы, которые доказывали бы недостоверность сведений, использованных при расчете кадастровой стоимости объекта недвижимости.

3. Что нужно доказать, чтобы добиться снижения кадастровой стоимости?

Чтобы снизить кадастровую стоимость, нужно доказать, что рыночная стоимость меньше установленной кадастровой. В этих целях привлекаются оценщики, судебные эксперты. Второй способ — доказать, что при расчете кадастровой стоимости использовались недостоверные сведения (см. ответ на предыдущий вопрос).

4. Каковы этапы такой работы? С момента обращения и до новой кадастровой стоимости. Где она должна быть зафиксирована?

Узнать текущую кадастровую стоимость можно на сайте Росреестра по .

В органах Росреестра, МФЦ, сайте Росреестра можно заказать специальную выписку о кадастровой стоимости — как действующей, так и архивной.

Далее необходимо обратиться к оценщикам и юристам. Некоторые юридические компании работают совместно с оценщиками. Сотрудники оценочных компаний делают примерный расчет рыночной стоимости, потом необходимо оценить экономическую целесообразность оспаривания, так как будущая экономия на налоге должна оправдаться, то есть не превысить затраты на работу юристов, оценщиков, судебных экспертов. В противном случае экономически нецелесообразно заниматься данным вопросом. Если смысл снижать кадастровую стоимость все-таки есть, то оценщики готовят отчет о рыночной стоимости, юристы готовят все документы для дальнейшего обращения в Комиссию или в суд. Необходимо учесть, что представителями в суде по таким административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование. Это требование закона. В дальнейшем нужно, чтобы решение суда осталось в силе, были пройдены апелляционные, кассационные инстанции (зависит от специфики дела). После того как решение суда вступит в законную силу, необходимо обратиться в Кадастровую палату с просьбой об изменении данных о действующей или архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости. После изменения кадастровой стоимости в реестре необходимо обратиться в налоговый орган для перерасчета налога.

В соответствии с действующим налоговым законодательством налог на имущество относится к региональным налогам, представляя собой стабильный источник дохода бюджетов РФ.

Порядку обложения налогом на имущество посвящена 30 глава Налогового кодекса.

Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с данной главой.

Налогом на имущество облагаются движимое и недвижимое имущество, в том числе имущество:

  • переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление,
  • внесенное в совместную деятельность,
  • полученное по концессионному соглашению,

учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Плательщиками данного налога являются не только российские организации, но и иностранные компании, в случае:

📌 Реклама

  • осуществления ими деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства,
  • если они имеют в собственности недвижимое имущество на территории РФ.

Налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год.

Отчетными периодами по налогу признаются:

  • первый квартал,
  • полугодие,
  • девять месяцев

календарного года.

Налоговым кодексом предусмотрено, что законами субъектов РФ устанавливаются:

1. Отчетные периоды (в соответствии со ст.379 НК РФ – субъекты РФ вправе не устанавливать отчетные периоды).

2. Налоговые ставки по налогу (в пределах, установленных Налоговым кодексом – не выше 2.2%, в соответствии со ст.380 НК РФ).

По налогу на имущество допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

📌 Реклама

  • категорий налогоплательщиков,
  • видов имущества, признаваемого объектом налогообложения

3. Порядок и сроки уплаты налога (ст.383 НК РФ).

4. И т.п.

Налогоплательщики должны предоставлять декларации и уплачивать налог по месту:

  • нахождения и учета налогоплательщика;
  • нахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
  • нахождению каждого объекта недвижимого имущества;
  • постановки на учет крупнейшего налогоплательщика;
  • постановки постоянного представительства иностранной организации на учет в ИФНС;
  • нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения.

С 01 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.11.2012 №202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». 📌 Реклама

Законом №202-ФЗ были внесены изменения в 30 главу НК РФ, которые коснутся большинства налогоплательщиков:

  • начиная с 2013 года, движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, налогом на имущество облагаться не будет.

В статье будут рассмотрены изменения, вступившие в силу с 01.01.2013 года и некоторые особенности налогообложения имущества организаций с комментариями Минфина.

Имущество, являющееся объектом налогообложения

Статья 374 Налогового кодекса устанавливает, какое именно имущество признается объектом налогообложения налогом на имущество.

Налогом на имущество облагается движимое имущество и недвижимое имущество, либо только недвижимое имущество, в зависимости от категории налогоплательщика.

В соответствии с п.1 ст.130 Гражданского кодекса, к недвижимому имуществу (недвижимости) относятся:

1. Земельные участки.

2. Участки недр.

3. Все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе:

  • здания,
  • сооружения,
  • объекты незавершенного строительства.

Кроме того, к недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации:

  • воздушные и морские суда,
  • суда внутреннего плавания,
  • космические объекты.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом (п.2 ст.130 ГК РФ). 📌 Реклама

Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе*.

*В соответствии с действующим законодательством государственной регистрации подлежит следующее движимое имущество:

1. Транспортные средства (п.3 ст.15 закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

При этом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №938 от 12.08.1994г. «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», государственной регистрации на территории РФ подлежат так же:

  • самоходные дорожно-строительные машины,
  • иные машины,

с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см. или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт.

2. Оружие (ст.12, 13, 15 закона от 13.12.1996г. №150-ФЗ «Об оружии».)

📌 Реклама

ДЛЯ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Объектом налогообложения признается движимое имущество и недвижимое имущество, в том числе переданное:

  • во временное владение,
  • в пользование,
  • распоряжение,
  • доверительное управление,
  • внесенное в совместную деятельность,
  • полученное по концессионному соглашению,

учитываемое на балансе в качестве объектов ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета*.

Соответственно, если компания приобретает недвижимое имущество с целью последующей перепродажи, то такая недвижимость не принимается к бухгалтерскому учету организации в качестве объекта ОС.

А это означает, что налог на имущество с такой недвижимости начислять и уплачивать не нужно.

Аналогичная позиция изложена в письме Минфина от 15.11.2011г. №03-05-05-01/87:

📌 Реклама

«Учитывая изложенное, недвижимое имущество, приобретенное с целью последующей перепродажи, учитываемое в бухгалтерском учете в качестве товара на счете 41 «Товары», налогом на имущество организаций не облагается.»

*При этом российским организациям необходимо учитывать особенности налогообложения имущества:

а)Переданного в доверительное управление.

В соответствии со ст.378 НК РФ, имущество:

  • переданное в доверительное управление,
  • приобретенное в рамках договора доверительного управления,

подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд).

Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, подлежит налогообложению у управляющей компании (при этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд).

📌 Реклама

б) При исполнении концессионных соглашений.

Статьей 378.1 НК РФ предусмотрено, что имущество:

  • переданное концессионеру,
  • созданное им в соответствии с концессионным соглашением,

подлежит налогообложению у концессионера.

ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РФ ЧЕРЕЗ ПОСТОЯННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

Объектами налогообложения признаются:

  • движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам ОС, имущество, полученное по концессионному соглашению.

Для целей налога на имущество иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в РФ для ведения бухгалтерского учета.

ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РФ ЧЕРЕЗ ПОСТОЯННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

📌 Реклама

Объектами налогообложения признаются:

  • находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

Обязанность по уплате налога на имущество организаций возникает в том числе и при заключении иностранной компанией договора о совместной деятельности в отношении приобретенного в рамках такой деятельности недвижимого имущества.

Такая позиция изложена в Письме Минфина от 18.12.2012г. №03-05-05-01/76:

«Вместе с тем п. 3 ст. 374 Кодекса установлено, что объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

📌 Реклама

На основании п. 2 ст. 375 и п. 5 ст. 376 Кодекса налоговая база в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности иностранных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, принимается равной инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.»

Имущество, не признаваемое объектом налогообложения

Законом №202-ФЗ был дополнен пункт 4 статьи 374 Налогового кодекса, содержащий перечень имущества, не признаваемого объектом налогообложения.

С 1 января 2013 года поправки, внесенные законом №202-ФЗ вступили в силу и в соответствии с действующей редакцией Налогового кодекса, к имуществу, не облагаемому налогом, теперь относится:

📌 Реклама

  • движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве ОС (пп.8 п.4 ст.374 НК РФ).

В своем Письме от 24.12.2012г. №03-05-05-01/79 Минфин разъясняет, что с 1 января 2013 года, движимое имущество, учтенное в качестве ОС на балансе:

  • лизингодателя
  • или лизингополучателя,

в рамках договора финансовой аренды (лизинга) не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Обратите внимание:При этом необходимо помнить, что движимое имущество, принятое на баланс в качестве ОС до 01.01.2013г. все так же облагается налогом на имущество.

С 2013г. также не признаются объектом обложения налогом на имущество организаций, в соответствии с новой редакцией п.4 ст.374 НК РФ (ранее нижеперечисленное имущество освобождалось от налогообложения в соответствии со ст.381 «Налоговые льготы» НК РФ):

📌 Реклама

  • Объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
  • Ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов.
  • Ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания.
  • Космические объекты.
  • Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Как и прежде, в соответствии с п.4 ст.374 НК РФ, не признаются объектами налогообложения:

  • Земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).
  • Имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

Особенности налогообложения имущества при осуществлении совместной деятельности

При осуществлении совместной деятельности, каждый ее участник начисляет и уплачивает налог на внесенное имущество самостоятельно. 📌 Реклама

В соответствии с п.

1 ст.377 Налогового кодекса, налоговая база в рамках договора:

  • простого товарищества (о совместной деятельности),
  • инвестиционного товарищества,

определяется исходя из остаточной стоимости имущества (признаваемого объектом налогообложения), внесенного налогоплательщиком по такому договору.

А также исходя из остаточной стоимости иного имущества:

  • приобретенного,
  • созданного

в процессе совместной деятельности, составляющего общее имущество товарищей, учитываемого на отдельном балансе товарищества участником договора товарищества, ведущим общие дела.

Каждый участник договора простого (или инвестиционного) товарищества, самостоятельно производит исчисление и уплату налога на имущество, переданное им в совместную деятельность.

📌 Реклама

В отношении имущества, приобретенного (созданного) в процессе совместной деятельности, исчисление и уплата налога производятся участниками товарищества:

  • пропорционально стоимости вклада в общее дело.

В соответствии с п.

2 ст.377 НК РФ, лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, обязано сообщать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каждому налогоплательщику — участнику договора простого (или инвестиционного) товарищества сведения:

  • об остаточной стоимости имущества, составляющего общее имущество товарищей, на 1-е число каждого месяца соответствующего отчетного периода и о доле каждого участника в общем имуществе товарищей.

При этом лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, сообщает сведения, необходимые для определения налоговой базы.

Налоговая база по налогу на имущество

В соответствии с положениями ст.375 НК РФ, налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. 📌 Реклама

В соответствии с п.1 ст.375 НК РФ, при определении налоговой базы облагаемое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в бухгалтерском учете в соответствии с:

  • требованиями законодательства,
  • учетной политикой организации для целей бухгалтерского учета.

Если для отдельных объектов ОС начисление амортизации не предусмотрено, то их стоимость для целей налогообложения определяется как:

  • разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, по нормам амортизационных отчислений для целей бухучета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

В соответствии с п.

2 ст.375 НК РФ, налоговой базой в отношении недвижимого имущества иностранных организаций:

  • не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства,
  • не относящегося к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства,

признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. 📌 Реклама

Налоговая ставка по налогу на имущество

В соответствии с п1. ст.380 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.

Статья 380 НК РФ

допускает установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

  • категорий налогоплательщиков,
  • имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Законом №202-ФЗ была отменена льгота по налогу на имущество, предоставлявшаяся в соответствии с п.11 ст.381 НК РФ в отношении:

  • железнодорожных путей общего пользования,
  • магистральных трубопроводов,
  • линий энергопередачи,
  • сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

С 01.01.2013г. введены предельные значения налоговых ставок, являющихся пониженными относительно основной ставки налога. 📌 Реклама

Так, в соответствии с п.

3 ст.380 НК РФ, налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении вышеперечисленного имущества не могут превышать:

  • в 2013 году — 0,4%,
  • в 2014 году — 0,7%,
  • в 2015 году — 1,0%,
  • в 2016 году — 1,3%,
  • в 2017 году — 1,6%,
  • в 2018 году — 1,9%.

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ.

В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по налоговым ставкам, установленным п.1 и п.3 статьи 380 НК РФ.

При этом, если законами субъектов РФ в будущем будут приняты ставки ниже предусмотренных НК РФ, такие законы могут иметь обратную силу и распространяться на 2013 год, даже если вступят в силу в 2014 году.

На это указал Минфин в своем Письме от 30.11.2012г. №03-05-04-01/40:

«Законы субъектов Российской Федерации, принимаемые в целях приведения их в соответствие с Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ, должны учитывать требования ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу.

📌 Реклама

Между тем следует отметить, что законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие пониженные налоговые ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, относительно налоговых ставок, установленных ст. 380 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ), на основании норм п. 4 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, могут иметь обратную силу и, вступив в силу с 2014 г., применяться к правоотношениям 2013 г.»

С начала 2015 года в 28 субъектах РФ физическим лицам начали начислять имущественный налог исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, а не инвентаризационной, как это было ранее. В результате поэтапного переходного периода cегодня новый порядок расчета налога используется на территории практически всех российских регионов. А с 1 января 2020 года налог на имущество физлиц исходя из инвентаризационной стоимости больше исчисляться не будет.

Когда мы говорим о налоге на имущество физлиц, то речь в данном случае идет о местном налоговом сборе, который вводится на территории определенного субъекта России и, согласно российскому Налоговому кодексу, вступает в силу с момента принятия законодательного акта органом местной исполнительной власти.

В Москве с 2015 года как база для расчета имущественного налога используется кадастровая стоимость объекта.

На данный момент все граждане России (за исключением льготных категорий), у которых есть в собственности квартира или любая другая недвижимость, обязаны платить имущественный налог. Изначально закон предусматривал поэтапное увеличение данного налога, но на практике нагрузка на налогоплательщиков быстро и ощутимо возросла. При этом кадастровая стоимость объектов недвижимости нередко очевидно завышена по сравнению с рыночной ценой.

В связи с этим с 4 августа 2018 года в силу вступили изменения, согласно которым коэффициент расчета налога не будет превышать 60% от ранее предусмотренной максимальной ставки, по которой налог должен быть достигнут в 2020 году. То есть для Москвы и других регионов, которые пользуются новой системой расчета, введенной с 2015 года, налог сохранится на уровне 2018 года. Однако стоит помнить, что кадастровая стоимость недвижимости пересматривается один раз в три года (в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — не чаще одного раза в два года). Поэтому, скорее всего, налог все же будет расти, но не больше чем на 10% в год. Именно такой максимальный рост данного налога предусмотрен законом.

Законодательно также вводится возможность пересмотра суммы налога, если собственник считает, что кадастровая стоимость имущества завышена. Стоит помнить, что в этом случае можно добиться снижения суммы налоговых выплат и за прошлые годы.

С 2017 года в России была введена единая для всей страны система определения кадастровой стоимости объектов и учрежден институт государственных кадастровых оценщиков, который заменил независимых экспертов. Это, в принципе, увеличивает шансы на то, что ошибок станет меньше и кадастровая стоимость не будет искусственно завышаться. Как следствие, можно ожидать сокращения количества обращений граждан в суд с заявлениями о ее пересмотре. Переходный период, в течение которого кадастровая оценка еще может осуществляться частными оценщиками, продлится до 1 января 2020 года.

Ставки имущественного налога различны, так как они зависят не только от кадастровой стоимости облагаемой недвижимости, но и от ее назначения. Например, для квартир, кадастровая стоимость которых не превышает 10 млн руб., ставка налога составит 0,1%, для объектов с кадастровой стоимостью от 10 млн до 20 млн руб. — 0,15%, от 20 млн до 50 млн руб. — 0,2%. Если же жилое помещение оценивается в 50–300 млн руб., то максимальный размер ставки составит 0,3%.

Стандартная ситуация с квартирой предполагает, что для расчета имущественного налога из ее общей кадастровой стоимости вычитается кадастровая стоимость 20 кв. м. Вычет предусмотрен и для других типов жилых помещений: 10 кв. м для комнаты и 50 кв. м для жилого дома.

Налоговая ставка для нежилого помещения, в том числе апартаментов, составляет от 0,5% до 2%. Вычетов по площади для подобных объектов законом не предусматривается. Повышенная налоговая ставка также предполагается и для апартаментов, расположенных в здании, где более 20% площади используется в коммерческих целях (например, там расположены торговые площадки, офисы или рестораны). При этом существует утвержденный правительством Москвы реестр из 19 льготных объектов, где ставка налога на имущество не превышает 0,5%. Поэтому в момент приобретения апартаментов или иных нежилых помещений мы рекомендуем заранее изучить вопрос о том, каким будет размер налога на имущество.

Как получить налоговое уведомление

Самый удобный способ получить налоговое уведомление — это личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Стоит запомнить, что если вы подключились к личному кабинету, то бумажные уведомления по почте вам уже не приходят.

Когда вы получаете уведомление, учтите, что налоговый вычет в нем уже посчитан. Однако если вы имеете налоговые льготы, о них необходимо заявить отдельно. Желательно это делать заблаговременно, не позднее 1 ноября текущего года.

Освобождение от налогов и льготное налогообложение

Некоторые льготные категории граждан освобождены от уплаты налога на имущество. Так, пенсионеры и некоторые другие категории граждан (например, инвалиды) имеют право не платить данный налог на одну принадлежащую им квартиру и один загородный дом. Налоги на все остальные находящиеся в собственности объекты недвижимости льготные категории граждан оплачивают в полном объеме.

Кроме этого, пенсионеры (и некоторые другие льготные категории граждан) имеют право на уменьшение земельного налога: если в собственности участок 6 соток, то налога не будет совсем, а если площадь участка больше, то налог начисляется на оставшуюся площадь за вычетом 600 кв. м.

Что касается вопроса освобождения от налога, то, помимо пенсионеров, инвалидов и других льготных категорий граждан, освобождение от налога на имущество может получить собственник — ИП, который использует льготные режимы налогообложения: приобретение патента или использование УСН в отношении той квартиры, которая сдается в аренду.

Для получения льготы нужно написать соответствующее заявление в ФНС, в котором необходимо изложить, какой налоговый режим вы используете в рамках предпринимательской деятельности, исключить использование помещения для личного проживания и иных личных целей и приложить документы, подтверждающие действующий договор аренды (найма). Не забывайте, что заявление и все документы можно направить через личный кабинет. На основании этого заявления, если даже налог уже был начислен, его пересчитают либо вас могут совсем освободить от его уплаты.

Важно: крайний срок уплаты налога — 1 декабря текущего года, в 2019 году — не позднее 2 декабря, так как 1 декабря это воскресенье.

Возврат и пересчет налога

Налогоплательщикам стоит помнить: заявление на возврат или зачет налога необходимо подавать не позднее трех лет с момента его уплаты. Закон также гласит, что вернуть или зачесть налог возможно только за три года, предшествующих тому моменту, когда налоговая инспекция направила вам уведомление с перерасчетом. Таким образом, в 2019 году получить пересчет за налог 2015 года уже не представляется возможным.

Для собственника квартиры — иностранного гражданина действуют те же правила, что и для российских граждан: оплачивать налог нужно по месту нахождения квартиры.

С 2019 года можно пересчитать налог за периоды, когда он был рассчитан исходя из неверной оценки, но не более чем за последние три года, то есть сейчас начиная с 2016 года. При этом нельзя оспорить старую кадастровую стоимость: если ваш объект будет заново оценен в следующем году, то подавайте заявление об оспаривании в этом году. Таким образом снизить налог можно за периоды, когда был начислен налог по текущей кадастровой стоимости. Заявление о зачете или возврате налога можно подать в течение трех лет с момента его уплаты.

Последствия неуплаты налога для налогоплательщиков

Законодательством о налогах и сборах устанавливается точный срок, в который необходимо уплатить налоговый сбор. Однако это возможно сделать и досрочно.

Если налогоплательщик не выполняет свою обязанность своевременно или надлежащим образом, то налоговая инспекция имеет все основания официально направить ему требование об уплате налога. Общеустановленный законом срок его исполнения — восемь дней, но в самом документе может быть указан и более длительный срок.

Ненадлежащее исполнение налоговых обязанностей влечет за собой ряд негативных последствий. За просрочку даты выплаты сбора налоговые органы применяют пени за каждый день опоздания. Размер пени рассчитывается следующим образом: 1/300 учетной ставки, установленной ЦБ РФ (7,0%/300 = 0,023% в день). Помимо системы пени, на неплательщика может быть наложен штраф — 20% от неоплаченной суммы.

Заметим, что сумма задолженности, а также штрафы и пени в случае просрочки их оплаты после получения официального налогового требования могут быть взысканы через суд в течение шести месяцев после истечения срока для уплаты налога, если задолженность превышает 3 тыс. руб.

Задолженность по налогам для физических лиц взыскивается только через суд.

С 2019 года в Налоговый кодекс введено такое понятие, как единый налоговый платеж. То есть вы можете внести некую сумму для предстоящей оплаты имущественных налогов. В этом случае зачет денежных средств в счет оплаты налога будет произведен налоговым органом самостоятельно, без подачи соответствующего заявления.

В заключение можно отметить, что мы рекомендуем внимательно относиться к своим налоговым обязанностям, которые, как известно, не отчуждаемы и не передаваемы. Только вы лично несете ответственность за своевременную уплату собственных налогов. Это поможет избежать штрафов и пени, а также позволит иметь репутацию добросовестного налогоплательщика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *