Обязанности арендатора по вывозу мусора

Обязанности арендатора по вывозу мусора

Вот, почему мы сделали этот разбор: в «Фонарь» обратился индивидуальный предприниматель, сообщивший, что региональный мусорный оператор — Центр экологической безопасности — требует, чтобы он заплатил 25 тысяч рублей долга за вывоз мусора или заключил договор с регоператором и оплачивал вывоз ТКО по закону. Суть ситуации в том, что мужчина является единственным сотрудником в своём ИП и работает дома, а согласно ОКВЭД, его деятельность не подразумевает производство каких-либо отходов, кроме тех, которые он производит, как человек, то есть физическое лицо. За эти отходы он и так платит. Мы запросили информацию в ЦЭБе, что делать в такой ситуации.

Если я ИП, но работаю дома, то я должен платить за вывоз мусора и как физическое, и как юридическое лицо?

Из ответа ЦЭБа следует, что да. Мы понимаем, что с точки зрения логики в обоих случаях человек производит одни и те же отходы, при этом фактически должен платить за них дважды: и как единственный сотрудник ИП, и как собственник дома или квартиры. Регоператор объясняет это тем, что «плата за обращение с ТКО не входит в состав платежей за коммунальную услугу по обращению с ТКО, а является отдельной платой за оказанные региональным оператором услуги непосредственно хозяйствующим субъектам».Получается, что если вы работаете индивидуальным предпринимателем, не арендуя офис, а находясь у себя дома, то платить вы всё равно должны по отдельным платежным документам: и как физлицо — по квитанциям за коммунальные услуги, и как юрлицо — на основании универсального передаточного документа или счетов-фактур.

При расчетах с ИП, которые работают по месту жительства, ЦЭБ использует норматив накопления ТКО для категории объектов «административные здания, учреждения, офисы». Он равен 1,5 кубических метра в год на одного сотрудника.

Как вообще рассчитывают плату за мусор для юрлиц?

Расчёт ежемесячной платы за вывоз мусора делают либо по нормативу, либо по количеству и объему контейнеров для мусора, установленных потребителем, — по фактическому объёму производимых отходов. Если вы зарегистрированы как индивидуальный предприниматель и юридическим адресом является ваша квартира в многоквартирном доме, при этом собственники жилых помещений не подавали заявлений о расчёте по вывозу ТКО по факту, тогда вам остаётся только оплата по нормативу. После перерасчёта тарифа с 1 января 2020 года норматив составляет 510,38 рубля за кубометр мусора.

«Центр экологической безопасности» дополнительно предоставил примерный расчёт ежемесячной платы за вывоз ТКО продовольственным магазином с торговой площадью 10 квадратных метров. Для такого магазина расчёт годового объёма ТКО выглядит так: 10 (площадь магазина) × 1,55 (норматив) = 15,5 кубометра. Чтобы узнать размер ежемесячной платы, нужно воспользоваться формулой: Годовой объём ТКО х 510,38 руб./ 12 месяцев. В данном случае получится, что каждый месяц владелец магазина должен будет платить за вывоз ТКО 659,24 рубля.

Регоператор объясняет, что начисленная плата за вывоз мусора «подлежит перерасчёту в первый со дня заключения указанного договора за расчётный период», но хозяйствующий субъект должен предоставить документы, которые подтверждают его вид деятельности согласно ОКВЭД.

Попытаемся объяснить этот момент: до заключения договора с ЦЭБом региональный оператор оценивает любое юрлицо (вероятнее всего, всё же с разделением на субъекты микро-, малого, среднего и крупного бизнеса) по средним показателям, согласно которым, предприниматель должен платить за услугу по максимуму (по нормативу) до предоставления доказательств, что не занимается производством согласно ОКВЭД. Сам регоператор проанализировать деятельность, опираясь на данные ЕГРЮЛ, видимо не может, поэтому фактически это выглядит как юридически обоснованное принуждение предпринимателя к заключению договора. Если даже предприниматель докажет, что его ОКВЭД не подразумевает создание каких-либо отходов, а сам человек — единственный работник компании, ему всё равно придётся платить по задвоенной услуге.

В утверждённых федеральным правительством правилах обращения с ТКО «Об обращении с ТКО» говорится, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению ТКО считается само предложение регоператора заключить договор на оказание подобных услуг. Его ЦЭБ разместил у себя на сайте и в приложении к газете «Белгородские известия» 18 декабря 2018 года. Там же был опубликован и проект этого договора. У предпринимателей было 15 дней, чтобы самостоятельно обратиться за заключением договора. После 15-дневного срока договор стал считаться официально заключённым на условиях опубликованного в газете и на сайте ЦЭБа типового договора.

Я как ИП могу получить акты и счета на оказанные услуги?

В ЦЭБе заявляют, что индивидуальные предприниматели вправе обратиться к региональному оператору для получения счетов на оплату услуг, но только после того, как заключат договор на оказание таких услуг. Документы могут предоставить и с помощью электронного документооборота, и по электронной почте.

А если не регистрироваться как юрлицо?

Если вы для работы на дому создали юридическое лицо, то, скорее всего, оно вам необходимо для того, чтобы официально работать клиентами, которые не могут «скинуть на карту», и вам не подходит вариант с оформлением как самозанятый гражданин, поэтому других вариантов у вас нет. Человек, конечно, может какое-то время попробовать поработать «в тени», но ЦЭБ напоминает, что в этих случаях предпринимателей, не заключивших договор с регоператором, но ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут оштрафовать на сумму от 30 до 50 тысяч рублей по статье 8.2 КоАП РФ о «несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления». Указанная статья не регулирует отношения регоператора с юрлицами, но закрепляет, как физлица и юрлица должны обращаться с отходами. Хотя если предприниматель никаких отходов не производит, то получается, что и штрафовать его не за что.

Эта публикация появилась благодаря поддержке наших читателей. Если вы готовы поддерживать нашу работу, вы можете перечислить любую сумму или, что ещё лучше, оформить регулярную подписку . Каждый, кто оформит ежемесячную подписку на сумму от 500 рублей, получит от нас персональную благодарность на сайте. Также мы предложим ему добавиться в закрытый чат вместе с журналистами нашего издания. Помните: независимость нельзя купить, но ей можно помочь. Спасибо, что вы с нами! Вместе с вами мы сильнее!

Отходы, образующиеся у арендатора — чья это проблема? Арендатора или арендодателя?

В первую очередь ответственность за свои отходы несет то лицо, у которого они образовалось, т.е. арендатор. Соответственно, арендатор должен вести журнал учета отходов, сдавать требуемую отчетность по отходам, делать расчет нормативов образования и лимитов размещения отходов (если ОНВОС относится к 2 категории), соблюдать иные требования природоохранного законодательства.

Право собственности на отходы

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. Как следует из статьи 136 Гражданского кодекса РФ собственником отходов отт эксплуатации (использования) оборудования, объектов ( и т.д.) арендатора является собственник этого оборудования, объектов (и т.д.), т.е. арендатор.

В силу ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Следовательно, отходы, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности арендатора, также являются его собственностью. По договору подряда специализированная организация (подрядчик) осуществляет вывоз и размещение отходов по заданию арендатора (заказчика) — собственника отходов, а последний обязуется принять результат выполненной работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 ГК РФ).

Таким образом, отходы арендатора являются собственностью арендатора, т.е. право собственности на отходы принадлежит тому, в результате чьей деятельности эти отходы образовались.

Переход права собственности на отходы

Далее, лицо — собственник отходов, вправе заключить договор на передачу права собственности на определенные отходы. Таким образом, вместе с передачей отходов передается и право собственности на них.

Но, при этом, никто не отменяет обязанности у собственника отхода на соблюдение всех природоохранных требований по передаваемым в собственность отходам. Т.е. ведение журнала учета отходов и т.д. смотрите выше.

Таким образом, до передачи отходов вы должны соблюдать требования законодательства в области обращения с отходами в отношении этих отходов.

Отходы арендатора в контейнере арендодателя

Отходы арендатора могут складироваться в контейнеры арендодателя, если это соответствует условиям договора аренды. При этом, если у арендатора образуются отходы группы ТКО, то он обязан иметь заключенный договор с региональным оператором.

К 1 января 2019 года в России завершится переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. «Мусорная» реформа затронет всех граждан страны, но еще не все понимают ее суть. Что изменится для населения, предприятий и бизнеса; как будет проходить перестройка существующей схемы утилизации отходов… Предлагаем разобраться в деталях и внести предельную ясность в понимание этого вопроса.

Одно из основных новых понятий для населения — региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Кто это?

Региональный оператор – это ключевое звено новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО), организация, которая несет ответственность за весь цикл жизни ТКО, включая организацию их сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения в специально отведенных для этого местах. Такие системы должны начать работать в каждом регионе России до начала следующего года.

С 1 января 2019 года на территории Красноярского края будут работать 19 региональных операторов – каждый в своей зоне ответственности.

Региональные операторы Красноярского края

Какие отходы относятся к твердым коммунальным, и что с ними будет делать региональный оператор?

С законодательной точки зрения, ТКО – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления, а также товары, которые утратили свои потребительские свойства в процессе их использования. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и аналогичные по составу, которые образуются в жилых помещениях.

Проще говоря, региональными операторами от населения будут вывозиться пищевые отходы и упаковка продуктов (стеклянная, деревянная, полимерная и т.п.), пакеты и смёт из жилища, домашние растения и крупногабаритные отходы. К последним относятся пришедшие в негодность мебель, мелкая и крупная бытовая техника, электрические приборы за исключением ртутьсодержащих ламп.

Услугу Регионального оператора по обращению с ТКО оплачивает собственник твердых коммунальных отходов: население – собственники помещений в МКД и хозяева частных домо­владений, юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Кто должен заключать договор с региональным оператором?

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО обязаны заключить собственники ТКО.

Собственники ТКО – это:

собственники помещений в многоквартирных домах,

собственники частных домовладений,

юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО.

Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО.

С Региональным оператором договор можно заключить как через организацию, оказывающую услуги по управлению МКД (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.п.), так и напрямую (прямой договор).

Самый насущный для жителей вопрос: как будет начисляться оплата за ТКО и в каком размере? Кто будет контролировать её сбор?

С переходом на новую систему обращения с ТКО услуга по вывозу мусора переходит из категории жилищных в коммунальные. Соответственно, плата для населения будет рассчитываться не по квадратным метрам, а исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется на основании нормативов накопления таких отходов и стоимости услуги регионального оператора. Нормативы накопления ТКО для разных категорий потребителей устанавливает Министерство экологии и рационального природопользовании Красноярского края. А предельный тариф для каждого регионального оператора устанавливает министерство тарифной политики Красноярского края.

При формировании стоимости услуги регионального оператора учитываются:

– расходы на сбор и транспортирование ТКО с контейнерных площадок;

– стоимость захоронения и обработки ТКО на действующих полигонах и объектах обработки отходов по утвержденным тарифам;

– собственные организационные (в т.ч. сбытовые) расходы Регионального оператора.

Что касается платы юридических лиц, которые расположены не в многоквартирных домах и имеют собственные емкости для накопления ТКО (это необходимо для определения объемов мусора), то законом предусмотрены два варианта расчета: либо по соответствующему нормативу, утвержденному на уровне края, либо по объему образуемых отходов. Право выбора в этом случае остается за юрлицом. Контролировать сбор платежей и бороться с должниками обязан региональный оператор.

Как будет начисляться оплата за услугу по обращению с ТКО?

Плата за услугу по обращению с ТКО начисляется исходя из нормативов накопления ТКО, образующихся в жилищном фонде и на объектах общественного назначения, расположенных на территории Красноярского края, утвержденных приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 19.12.2017 № 1/1934-од.

При начислении платы за услугу по обращению с ТКО для населения Красноярского края будут учитываться:

– среднегодовая норма накопления ТКО;

– утвержденный единый тариф на услугу регионального оператора;

– количество человек, проживающих (постоянно или временно) в квартире (индивидуальном жилом доме).

Какие принципиальные изменения в сфере обращения с ТКО повлияли на повышение цены на данную услугу?

Можно выделить 3 основных фактора, появление которых непосредственно влияет на стоимость услуги по обращению с ТКО.

Во-первых, в соответствии с действующим законодательством в единый тариф Регоператора по обращению с ТКО войдет плата за негативное воздействие на окружающую среду. До появления Регоператора эту плату вносили только юридические лица, т.е. предприятия и организации, теперь же эта плата будет взиматься со всех потребителей услуги по обращению с ТКО, в т.ч. с населения.

Во-вторых, Региональный оператор является плательщиком НДС – налога на добавленную стоимость. Управляющие компании освобождены от уплаты этого налога, а предприятия, занятые вывозом и захоронением отходов, как правило, находятся на упрощенной системе налогообложения и тоже не платят НДС. Это означает, что к стоимости услуг по вывозу и захоронению отходов с началом работы Регоператора добавится еще НДС.

Третьим фактором, который влияет на рост стоимости услуги по обращению с ТКО, является сбытовая надбавка Регоператора, она включает в себя затраты на заключение и обслуживание договоров с потребителями.

Теперь о льготах:

Государственная поддержка в виде компенсации части расходов малоимущих граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) распространяется и на коммунальную услугу по обращению с ТКО. На получение такой компенсации могут претендовать те граждане, чьи ежемесячные расходы на ЖКУ превышают 22% от совокупного семейного дохода. Обратиться за назначением такой поддержки можно в органы социальной защиты.

Должны ли жители частных домовладений (частного сектора) заключать договор с региональным оператором?

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с Региональным оператором. Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Что обязаны делать собственники ТКО после выбора регионального оператора?

Собственник ТКО обязан:

– заключить с Региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО;

– оплачивать услуги Регионального оператора по установленному единому тарифу на услугу регионального оператора ( ст.1, п.1 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Жилищный кодекс РФ (ст.30, ст. 161, ст.164 и др.), п.2 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ).

На сайтах Региональных операторов размещены проекты договоров на оказание услуги по осуществлению транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Красноярского края.

Список сайтов региональных операторов: www.mpr.krskstate.ru/raz_shem_och/0/id/33682

Если у физических лиц либо юридического лица уже заключен и имеется действующий договор на вывоз ТКО, должен ли заключаться договор с региональным оператором?

Договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и транспортирование ТКО, действуют до заключения договора с Региональным оператором (п. 6 ст. 23 Федерального закона от 2.12.2014 № 458-ФЗ)

Должны ли заключать договор на вывоз мусора садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, гаражные кооперативы?

Под обязанностью заключить договор с Региональным оператором подпадают все организации, у которых образуются ТКО, в том числе и садоводческие товарищества, гаражные ко­оперативы. Мусор образуется не только в местах постоянного проживания граждан, но и там, где они бывают периодически или сезонно. Соответственно, между Региональным оператором и садоводческими товариществами, гаражными кооперативами должны заключаться договоры на оказание услуг по обращению с ТКО.

Есть такие жители частного сектора, которые никогда не заключали договор с коммунально-бытовыми организациями. Объясняют это тем, что мусора у них якобы нет. Обязаны ли они заключать договор с регоператором? Будут ли санкции к таким «отказникам»?

Необходимо осознать, что сегодня безотходное хозяйствование – это миф. Куда в таком случае могут бесследно исчезнуть упаковка и тара от ежедневно потребляемых продуктов, используемых хозтоваров, самый элементарный домашний и другой мусор? Не потому ли в жилых кварталах появляются несанкционированные свалки? В пункте 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации сказано: собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором. Плату за оказанные и не оплаченные услуги регоператор будет взыскивать в досудебном и судебном порядке.

Кто должен содержать контейнерные площадки на территориях многоквартирных домов и проводить на них уборку?

Ответственность за содержание контейнерных площадок возлагается на собственников земельных участков, на которых они расположены. В момент вывоза мусора уборку должен осуществлять региональный оператор, а в течение остального времени поддерживать чистоту обязаны управляющие организации (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК).

Определенные полномочия в области обращения с ТКО имеют муниципалитеты. В числе курируемых вопросов — создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО (за исключением установленных законодательством случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах). Также орган муниципальной власти должен определить схему размещения площадок и создать их реестр. Эти нормы вступают в силу с 1 января 2019 года. Для их реализации Правительство Российской Федерации утвердило правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра.

(Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра»)

Кто является собственником контейнерной площадки?

Собственниками контейнерных площадок могут быть управляющие организации, ТСЖ и муниципалитеты. Если контейнерная площадка относится к общему имуществу в МКД и находится на его придомовой территории, то за ее содержание и ремонт отвечает управляющая организация. Если контейнерная площадка расположена на муниципальной земле, то ее ремонтирует и содержит местная администрация.

Ответственность Регионального оператора возникает с момента погрузки мусора в мусоровоз (п. 13 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с ТКО»).

Если в нашей деревне нет контейнерной площадки, как будет вывозиться мусор?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» накопление ТКО может осуществляться мешковым способом, мешки рекомендуется складировать в определенных местах, для предотвращения нарушения целостности (металлические или деревянные бункеры).

Будет ли разделение отходов на пластик, стекло и бумагу и прочие категории?

Суть «мусорной реформы» как раз и заключается в постепенном переходе на раздельное накопление твердых коммунальных отходов. Однако далеко не каждый сегодня готов соблюдать такие условия. Поэтому на начальном этапе необходимо организовать и отладить вывоз ТКО от всего населения края для размещения на специализированных и лицензированных объектах обработки, размещения и обезвреживания отходов. После начала осуществления своей деятельности, региональные операторы, совместно с органами государственной власти будут определять места, где необходимо будет обустроить места раздельного накопления ТКО. Кроме того, раздельное накопление можно организовать по решению собственников жилья по согласованию с региональным оператором.

Назревший вопрос – несанкционированные свалки. Будет ли региональный оператор вывозить их? Кто и какие шаги должен предпринимать при обнаружении несанкционированной свалки?

Для таких случаев определен четкий порядок действий, закрепленный в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами (Постановление Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 г.).

Итак, региональный оператор обнаружил место складирования ТКО объемом больше одного кубометра на участке, не предназначенном для этих целей. В таком случае, он обязан, во-первых, уведомить собственника земельного участка, муниципалитет и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированной свалки. А во-вторых, донести до собственника земельного участка необходимость ликвидации свалки, на что дается не более 30 дней с момента получения уведомления. Вместе с этим, собственник получит и проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО. То есть собственнику надлежит либо самостоятельно обеспечить ликвидацию свалки, либо поручить эту работу на возмездной основе региональному оператору. Если в течение установленного срока свалка находится на прежнем месте, а собственник этого земельного участка так и не заключил договор с регоператором на оказание услуг по ее ликвидации, то региональный оператор должен вывезти эту кучу мусора. Но в таком случае организация вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

Что будет с муниципальными предприятиями, которые занимались вывозом мусора?

Если мусоровозы этих предприятий соответствуют необходимым требованиям, оснащены системой ГЛОНАСС, то они могут заключить договор с региональным оператором на осуществление транспортировки ТКО.

Внедрение новой системы обращения с ТКО сейчас находится на старте. Предстоит огромная многоэтапная работа. Каким должен быть промежуточный и конечный результат реформы?

«Мусорная» реформа призвана перестроить весь алгоритм сбора и утилизации ТКО. Все должны осознавать: отходы производит каждый человек, и платить за то, чтобы их грамотно, с минимальной нагрузкой на экологию утилизировали, должны все. Новый механизм позволит вывести «мусорные потоки» из тени, правильно организовать их размещение, обезвреживание и утилизацию. В перспективе нескольких лет предстоит избавиться из стихийных свалок в лесополосах, поймах рек и оврагах. А на следующем этапе состоится переход к раздельному сбору мусора и наращиванию доли его переработки.

Стоить знать!

На свалки – санкционированные и несанкционированные ‑ отправляются вперемешку органические остатки, пластик, электротехника, химические отходы и многое другое. В процессе гниения и разложения они выделяют ядовитые соединения, газы, загрязняющие окружающую среду. Газета разлагается до 4 месяцев, фольга – до 100 лет, пластик – более 100 лет, стеклянная бутылка ‑ не менее тысячи. Одна батарейка способна отравить 400 литров воды или до 20 «квадратов» почвы! В XXIвеке такой подход просто недопустим. Каждый из нас обязан позаботиться о том, чтобы наши дети и внуки жили в чистой и безопасной стране.

Дополнительно разъясняем, что Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (далее — Закон) предусматривается обязательность заключения договора на оказание основных жилищно-коммунальных услуг не только для исполнителя, являющегося коммерческой организацией, но и при определенных условиях — для потребителя. Так, согласно абзацу второму части второй статьи 18 Закона потребитель обязан заключить договор на оказание основных жилищно-коммунальных услуг, подготовленный и представленный исполнителем в соответствии с Законом и иными актами законодательства, за исключением случаев, когда потребитель письменно отказался от заключения такого договора и неоказание соответствующих основных жилищно-коммунальных услуг конкретному потребителю технически возможно.

Неоказание таких услуг конкретному потребителю технически возможно, если имеющиеся технические средства позволяют исполнителю на практике не оказывать определенные жилищно-коммунальные услуги конкретному потребителю и при этом лишить потребителя фактической возможности пользоваться такими услугами.

Согласно статье 19 Закона потребитель, являющийся нанимателем жилого помещения государственного жилищного фонда, собственником жилого помещения, членом организации застройщиков, или иное лицо, уполномоченное им на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством, вправе в любое время в одностороннем порядке отказаться от договора на оказание жилищно-коммунальных услуг полностью или частично, если неоказание жилищно-коммунальных услуг конкретному потребителю технически возможно, предварительно не менее чем за месяц, а если такой договор заключен на срок менее одного месяца, — не менее чем за пять дней, направив исполнителю соответствующее письменное предупреждение.

В случае, если потребители владеют жилым помещением (одноквартирным жилым домом) на праве общей собственности, отказ от договора на оказание жилищно-коммунальных услуг, предусмотренный частью второй настоящей статьи, возможен с согласия всех собственников, а в случае недостижения согласия — в судебном порядке.

Согласно пункту 8 статьи 17 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» собственники отходов потребления обязаны принять меры по их доставке в санкционированные места хранения отходов. В соответствии со схемой обращения с коммунальными отходами, утверждаемой местным исполнительным и распорядительным органом для конкретного населенного пункта Республики Беларусь, санкционированным местом хранения отходов потребления для граждан может быть или специально обустроенная площадка с контейнерами, или специальное транспортное средство (мусоровоз) при подомовом объезде частных домовладений.

Согласно перечню основных жилищно-коммунальных услуг, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2009 г. № 99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», услуга по вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов является основной жилищно-коммунальной услугой, которая оказывается в обязательном порядке. В то же время у организации жилищно-коммунального хозяйства — исполнителя данной услуги отсутствуют технические средства, позволяющие на практике не оказывать данную услугу конкретному потребителю и при этом лишить его фактической возможности пользоваться этой услугой. Тем более, что доступ к местам временного хранения отходов потребления не должен ограничиваться, так как отказ в приемке отходов к вывозу приводит к появлению стихийных свалок, которые впоследствии ликвидируются за счет средств местных бюджетов или собственных средств жилищно-коммунальных организаций.

Следовательно, граждане, проживающие в индивидуальных жилых домах, обязаны заключить с организацией жилищно-коммунального хозяйства договор на оказание услуги по вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов по следующим основаниям:
свои отходы потребления граждане обязаны размещать в санкционированных местах временного хранения (в контейнерах на специально оборудованных площадках или в специальных транспортных средствах);
предоставить гражданам санкционированные места временного хранения отходов потребления в населенных пунктах могут только организации жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющие деятельность по обращению с коммунальными отходами, в том числе их сбор и вывоз в санкционированные места размещения;
услуга по вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов является основной жилищно-коммунальной услугой;
у исполнителя — организации жилищно-коммунального хозяйства отсутствует техническая возможность на практике не оказывать названную услугу конкретному потребителю и при этом лишить его фактической возможности пользоваться этой услугой;
организации жилищно-коммунального хозяйства обязаны осуществлять удаление всех отходов потребления, образующихся в населенных пунктах, в том числе с целью обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности, обязаны осуществлять вывоз отходов, размещенных в несанкционированных местах.

В настоящее время Быховским УКП «Жилкомхоз» продолжается работа по заключению договоров на вывоз бытового мусора в сельских населенных пунктах.

В силу ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт и плату за коммунальные услуги.

При этом ч. 4 ст. 154 ЖК РФ относит к числу коммунальных услуг и услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Заявить об отказе от оплаты данной услуги собственник имеет право только в случае, если факт непредоставления или ненадлежащего предоставления услуги подтвержден актом (Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Но даже в этом случае мы говорим о перерасчете платы на основании заявления потребителя, а не о произвольном отказе от оплаты услуги.

В силу ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» у регионального оператора должен быть заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов.

Предметом договора является оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ. А собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Договор с региональным оператором должен быть заключен в любом случае. Если собственники не выразили волю решением общего собрания заключить прямой договор о предоставлении данной коммунальной услуги, то это должна сделать управляющая организация или иная компания, осуществляющая управление домом.

Договор должен быть заключен к моменту начала оказания услуги региональным оператором. Если в силу каких-либо причин этого сделано не было, договор заключается позже, но срок его действия распространяется на прошлые периоды. Оказанная услуга должна быть оплачена, если нет документального подтверждения ее неоказания, о чем мы уже говорили выше.

Помимо этого, обращаем ваше внимание, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным.

Уклонение от заключения договора влечет за собой возникновение оснований для привлечения к административной ответственности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *