Одностороннее расторжение контракта по 44

Одностороннее расторжение контракта по 44

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросам о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) в части возможности принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (договора) в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, порядка применения части 8.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

1. По вопросу о возможности принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ считаем необходимым отметить следующее.

Частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность расторжения контракта по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В случае если у заказчика отпала необходимость в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусмотренных контрактом такой контракт можно расторгнуть по соглашению сторон в соответствии с частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, при этом в случае фактического исполнения контракта в полном объеме заказчику необходимо оплатить поставщику (подрядчику, исполнителю) фактически выполненный объем работ.

Кроме того, сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (часть 9 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, Закон N 44-ФЗ содержит механизм расторжения контракта, учитывающий интересы как заказчика, так и поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в случае возникновения не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения на условиях, предусмотренных контрактом.

Вместе с тем в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в Закон N 44-ФЗ введена специальная норма, допускающая в 2020 году по соглашению сторон изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ), и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения (часть 65 статьи 112 Закона N 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 24 апреля 2020 г. N 124-ФЗ).

Предусмотренное частью 65 статьи 112 Закона N 44-ФЗ изменение условий контракта осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (за исключением случая изменения размера аванса в соответствии с указанной частью) при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с Законом N 44-ФЗ обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное указанной частью изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со статьей 96 Закона N 44-ФЗ при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

Также отмечаем, что изменение условий контракта в соответствии с частью 65 статьи 112 Закона N 44-ФЗ может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

Таким образом, согласно части 65 статьи 112 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация вправе принять решение о возможности по соглашению сторон вносить изменения в заключенные заказчиками для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд контракты в части срока исполнения, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения при наличии доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств.

Указанные изменения позволяют по соглашению сторон продлить срок исполнения контракта, без взимания начисленных неустоек (штрафов, пеней) и, как следствие, не направлять сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков.

Кроме того, частью 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ установлено право Правительства Российской Федерации утвердить порядок списания суммы штрафных санкций в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения в 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции обязательств, предусмотренных заключенным контрактом.

В реализацию указанной нормы Минфином России обеспечено принятие постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2020 г. N 591 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783» предусматривающего списание заказчиком начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) неустоек (штрафов, пеней) в случае неисполнения им обязательств, предусмотренных контрактом, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

С учетом изложенного, Законом N 44-ФЗ предусмотрены положения, позволяющие минимизировать риски срыва исполнения контрактов, а также наступления негативных последствий для поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с неисполнением ими обязательств по контрактам.

По вопросу о возможности расторгнуть поставщиком договор в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ отмечаем следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закон N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, ГК РФ, Законом N 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая способы закупок) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия в соответствии с Законом N 223-ФЗ положения о закупке.

Законом N 223-ФЗ не регламентирован порядок исполнения, а также расторжения договоров.

Таким образом, заказчик вправе самостоятельно устанавливать в положении о закупке все условия, касающиеся заключения по результатам закупки договора, его исполнения и расторжения.

Учитывая изложенное, условия и порядок расторжения поставщиком договора в одностороннем порядке устанавливается заказчиком в положении о закупке самостоятельно в соответствии с требованиями гражданского законодательства, Закона N 223-ФЗ.

Департамент отмечает, что Правительством Российской Федерации в адрес акционерных обществ, включенных в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 91-р, направлены директивы, предусматривающие:

1) неприменение в 2020 г. штрафных санкций в связи с нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных договором, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;

2) возможность в 2020 г. изменения, в том числе срока исполнения договора, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции возникли не зависящие от сторон договора обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Указанные положения позволяют в 2020 году принять меры (в случае их необходимости) с целью предоставления сторонам по контракту (договору) возможности изменить существенные условия контракта (договора), если при исполнении такого контракта (договора) возникли не зависящие от сторон контракта (договора) обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Таким образом, в настоящее время законодательством о закупках предусмотрены меры, позволяющие минимизировать риски срыва исполнения контрактов (договоров) в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также наступления негативных последствий для поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

2. По вопросу о применении положения части 8.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 N 98-ФЗ) сообщаем следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с указанным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ требований к их предоставлению.

Частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, Законом N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, предусмотренными извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. При этом изменение существенных условий контракта возможно только в случаях, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона N 44-ФЗ.

Заместитель директора Департамента Д.А. Готовцев

Как расторгнуть договор по государственным закупкам?

На самом деле в госзакупках происходят множество случаев, когда сторонам приходится расторгнуть договор по государственным закупкам. Это связано с тем, что есть ряд причин, которые могут ущемлять права той или иной стороны, договор может быть расторгнут не только по причине неисполнения требований поставщиком, но и неисполнение договора заказчиком.

Поэтому потенциальному поставщику, пришедшему на второе место, может еще повести, и именно он сможет заключить договор с Заказчиком. В этом случае, вам необходимо внимательно следить за сайтом с тендером, чтобы не пропустить новостей.

И так, почему может быть расторгнут договор?

При нарушении порядка госзакупок. В законе «О государственных закупках» прописано, что договор может быть расторгнут если:

  • Организатор оказал какую-либо помощь потенциальному поставщику;
  • Поставщик, входит в реестр недобросовестных, имеет долг перед государством.

В этих случаях, договор с потенциальным поставщиком может быть расторгнут на любом из этапов государственных закупок. Поэтому, настоятельно рекомендуем вам проверить все свои задолженности и реестр недобросовестных поставщиков, а также избегать умышленных контактов с организаторами.

Также, договор может быть расторгнут, если поставщик будет финансово несостоявшимся, т.е. неплатежеспособным. В этих случаях, заказчику необходимо действовать максимально быстро, потому что он сам может понести финансовые убытки. Расторжение признается тогда, когда официально поставщик признается банкротом.

Еще одним фактором для расторжения, является отсутствие цели для Заказчика в исполнении поставки товаров, работ и услуг от Поставщика. В этом случае, заказчику необходимо направить письменное уведомление поставщику о причине расторжения, и дате, когда расторжение вступает в силу. Заказчик возмещает ущерб поставщику в связи с теми финансовыми затратами, которые понес поставщик при заключении договора, а также, может возместить убытки, понесшие поставщиком при поставке товара к заказчику и обратно.

Когда возможен односторонний отказ от исполнения контракта

Закон № 44-ФЗ допускает несколько способов расторжения госконтракта:

  • по соглашению сторон;
  • по решению суда;
  • односторонний отказ в соответствии с гражданским законодательством.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Решение об одностороннем отказе от исполнения госконтракта могут принять и заказчик и поставщик.

ВАЖНО. Возможность расторжения контракта в одностороннем порядке должна быть прописана в самом контракте. В противном случае стороны смогут прекратить отношения только через суд.

Основания для одностороннего отказа

Расторгать контракт в одностороннем порядке можно только при существенном нарушении условий договора другой стороной. Об этом сказано в пункте 1 статьи 450 Гражданского кодекса.
Заказчик может пойти на одностороннее расторжение контракта, если поставщик (подрядчик):

  • указал неверные сведения о себе или товаре;
  • поставил некачественный товар или товар, который не отвечает оговоренным в контракте характеристикам;
  • нарушает сроки поставки товаров;
  • не приступает к работам или выполняет их слишком медленно (например, не успеет закончить ремонт школы к началу учебного года).

ВНИМАНИЕ. Сведения о поставщике, с которым контракт был расторгнут по инициативе заказчика, включат в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Помимо этого заказчик потребует от поставщика возместить понесенный ущерб.

Для поставщика (подрядчика) существенными нарушениями условий контракта со стороны заказчика будут:

  • необоснованный отказ в приеме товаров (работ, услуг);
  • отказ в выплате аванса или оплате всего контракта.

ВНИМАНИЕ. Поставщикам не следует расторгать госконтракт по своей инициативе только лишь из-за того, что его условия стали невыгодными. Финансовые кризисы, изменение курса валют, повышение цен на товары суды не считают обстоятельствами, которые нельзя предвидеть. Если поставщик решит пожаловаться на условия контракта после того, как приступит к его исполнению, то шансов выиграть суд у него практически не будет. А значит, его признают уклоняющимся от исполнения контракта и включат в реестр недобросовестных поставщиков.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Порядок одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ

Приведем алгоритмы одностороннего расторжения госконтракта для заказчика и поставщика.

Как действовать заказчику

  1. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Это можно сделать с помощью экспертов или экспертных организаций.
  2. При выявлении нарушений со стороны поставщика заказчик принимает решение о расторжении контракта в одностороннем порядке и оформляет соответствующий документ. Решение о расторжении госконтракта составляется в произвольной форме. В нем указывается наименование заказчика, его адрес, контакты и информация о закупке. Далее следует описательная, мотивировочная и резолютивная части, указываются сроки размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС и проставляются подписи всех членов комиссии заказчика.
  3. В течение трех рабочих дней с даты принятия решения заказчик размещает его в ЕИС и направляет поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Документ можно отправить по электронной почте, телеграммой или факсимильной связью.
  4. Необходимо дождаться, когда поставщик получит уведомление. В любом случае поставщик считается уведомленным по истечении 30 дней с момента размещения решения в ЕИС.
  5. Решение вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней после уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Но если в течение этих десяти дней поставщик успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения госконтракта.
  6. В течение трех дней сведения о поставщике направляются заказчиком в ФАС с последующим включением поставщика в РНП.

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

СПРАВКА. Поставщик может только один раз исправить допущенную ошибку. Заказчик не отменит свое решение, если поставщик повторно нарушит условия одного и того же госконтракта.

Как действовать поставщику

  1. При наличии существенных нарушений условий госконтракта со стороны заказчика поставщик принимает решение об одностороннем расторжении контракта и оформляет его решение в письменном виде.
  2. О принятом решении необходимо уведомить заказчика. Это можно сделать любым доступным способом — по почте, по электронной почте, факсимильным отправлением и т.п. Лучше всего использовать одновременно несколько каналов.
  3. У заказчика есть десять дней (со дня получения уведомления) на исправление допущенных нарушений.
  4. Если заказчик не исправляет нарушение, то по истечении 10-дневного срока контракт считается расторгнутым.
  5. Далее поставщик может потребовать возместить понесенный ущерб. Например, затраты на получение банковской гарантии для обеспечения контракта и (или) затраты закупку партии товара у производителя.

Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44-ФЗ и 223-ФЗ в онлайн-режиме

Стоит отметить, что одностороннее расторжение — это крайняя, вынужденная, мера. К ней, в отличие от расторжения контракта по обоюдному согласию, прибегают не часто. Потому как одностороннее расторжение контракта по 44-ФЗ несет для обеих сторон весомые последствия. Заказчик не получает необходимый товар (работу, услугу), а поставщик рискует оказаться в РНП.

Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке, можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Как можно прекратить исполнение госконтракта

Федеральный закон № 44-ФЗ о госзакупках предусматривает несколько способов расторжения госконтракта:

  • по соглашению сторон;
  • по решению суда;
  • по инициативе заказчика;
  • по инициативе поставщика.

Чаще всего контракты прекращаются по обоюдному согласию сторон. Это самая простая процедура, которая не влечет за собой рисков ни для госзаказчика, ни для поставщика. По данным Минфина в 2018 году по такой схеме было расторгнуто более 441 тыс. заключенных государственных контрактов. Это почти 98% от числа всех расторгнутых договоров.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Когда госконтракт можно расторгнуть по соглашению сторон

В законе № 44-ФЗ нет перечня ситуаций, в которых госконтракт можно расторгнуть по обоюдному согласию сторон. Обычно такая процедура применяется, если:

  • поставщик не может выполнить свои обязательства вследствие форс-мажорных обстоятельств (наводнение, войны, забастовки, санкции и т.д.);
  • истек срок контракта, а заказчик не выкупил весь заявленный объем товара;
  • у заказчика пропала необходимость в поставке товара, и поставщик согласен расторгнуть контракт без возмещения ущерба;
  • заказчик не получил из бюджета необходимое финансирование;
  • поставщик не может исполнить свои обязательства, а заказчик согласен отказаться от госконтракта.

ВАЖНО. Если контракт расторгается по обоюдному согласию сторон, то поставщик не попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Но если в соглашении о расторжении контракта не указать, что «обязательства сторон прекращаются, в том числе в части несения ответственности», то заказчик сможет взыскать неустойки в любое время, пока не истек срок исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК РФ).

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Как расторгнуть контракт по соглашению сторон

Закон № 44-ФЗ о госзакупках предусматривает возможность расторжения контракта по соглашению сторон, но никак не регламентирует данную процедуру. Поэтому в данном вопросе следует опираться на нормы главы 29 Гражданского кодекса, которая устанавливает общий порядок изменения и расторжения договоров.
В статье 452 ГК РФ сказано, что соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор. То есть на бумаге или в электронной форме.
Текст соглашения может составить либо заказчик, либо поставщик. В документе следует указать:

  • реквизиты сторон,
  • причины расторжения госконтракта,
  • количество уже поставленного и оплаченного товара,
  • сроки возврата аванса или обеспечения (при необходимости),
  • отсутствие взаимных претензий.

Составитель соглашения подписывает его, ставит печать (при ее наличии) и направляет документ на подпись контрагенту. Контракт считается расторгнутым с момента его подписания обеими сторонами.
Сведения о расторжении контракта заказчик направляет в Единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС). В систему заносятся сведения о дате прекращения государственного контракта, основания для его расторжения, а также реквизиты соответствующего соглашения сторон.

Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44-ФЗ и 223-ФЗ в онлайн-режиме

ВНИМАНИЕ. Если поставщик нарушил обязательные условия сделки (сорвал сроки или поставил некачественный товар), то расторгнуть договор по согласию сторон нельзя. В таких случаях заказчик отказывается от сделки в одностороннем порядке или обращается в суд. Заказчик будет оштрафован и попадет в реестр недобросовестных поставщиков.

Последствия прекращения контракта по обоюдному согласию

Последствия расторжения контракта по согласию сторон регламентированы статьей 453 Гражданского кодекса. Главное последствие — отсутствие взаимных обязательств. А единственное требование, которое заказчик может предъявить поставщику, это исполнение гарантийных обязательств.
Отметим, что госконтракт нельзя расторгнуть частично. Об этом сообщало Минэкономразвития России в письме от 16.01.17 № Д28и-130. Поясним на примере. Больница заключила контракт на поставку медикаментов в несколько этапов. В определенный момент заказчик отказался принимать товар. Он сослался на переизбыток товара на складе, и предложил поставщику расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Требовать это от поставщика заказчик не может. Заказчик обязан или продолжить исполнение контракта, или расторгнуть по соглашению сторон весь контракт и оплатить выполненный объем работ.

Главная → Статьи → Как расторгнуть контракт по 44-фз?

Между федеральным бюджетным учреждением (далее – ФБУ) и организацией 01.02.2017 заключен контракт (в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, аукцион) на техническое обслуживание парового котла, расположенного в котельных ФБУ. Техническое обслуживание должно производиться ежемесячно на протяжении всего года.
Договор на техническое обслуживание устанавливает обязанности исполнителя по осмотру котла, диагностике его состояния, выдаче рекомендаций по ремонту (если это необходимо). Какие-либо работы по данному контракту не выполняются.
26.08.2017 паровой котел вышел из строя, на основании проведенного технического освидетельствования котел подлежит списанию (замене), то есть с 01.09.2017 техническое обслуживание в отношении данного котла проводить нецелесообразно. ФБУ направило организации письмо с изложением данной ситуации и предложением о расторжении контракта по соглашению сторон, однако организация от подписания соглашения отказалась. Контрактом не предусмотрено право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта по основаниям, установленным Гражданским кодексом РФ.
По каким основаниям и в каком порядке можно расторгнуть данный контракт?

Прежде всего отметим, что из п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) прямо следует, что контракт, регулируемый этим Законом, является гражданско-правовым договором, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), заключаемым от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ, либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 2.1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ. В силу тождественности правовой природы гражданско-правового договора и контракта в дальнейшем по тексту консультации эти термины будут употребляться как синонимы.

В связи с этим согласно положениям ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). При этом особо оговаривается, что нормы права, содержащиеся в других федеральных законах (включая и ГК РФ), регулирующих отношения в сфере контрактной системы, должны соответствовать Закону № 44-ФЗ.

Применительно к регулированию отношений сторон государственного контракта нормами ГК РФ это означает, что нормы Закона № 44-ФЗ являются специальными, имеющими приоритет над общими нормами, установленными указанным Кодексом, как это следует из определения Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 № 199-О. Иными словами, нормы ГК РФ применяются к контрактам, если иное не предусмотрено нормами Закона № 44-ФЗ. Аналогичные разъяснения даны в ответе на вопрос № 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28И-1889.

Анализ положений Закона № 44-ФЗ показывает, что им предусматривается возможность расторжения контракта по соглашению сторон, по решению суда и в результате одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством (ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Тем самым указанный Закон повторяет нормы ст. 450 и ст. 450.1 ГК РФ. Единственным отличием является то, что Закон № 44-ФЗ позволяет заказчику принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, только в том случае, если это было прямо предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95Закона № 44-ФЗ).

Как следует из вопроса, исполнитель по контракту в рассматриваемом случае отказался от заключения соглашения, которым такой контракт мог бы быть расторгнут. Также в контракте не было предусмотрено условие о праве заказчика отказаться от контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ. Поэтому заказчик в рассматриваемом случае не может воспользоваться предоставленным ему п. 1 ст. 782 ГК РФ правом расторгнуть контракт, предметом которого является оказание услуг, в одностороннем порядке с возмещением исполнителю всех понесенных последним расходов.

Обращение же заказчика в суд с требованием расторгнуть контракт, учитывая отсутствие специальных норм на этот счет в Законе № 44-ФЗ, может производиться только в случаях, установленных п. 2 ст. 450 ГК РФ, то есть при существенном нарушении контракта исполнителем, либо п. 1 ст. 451 ГК РФ, то есть при существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении контракта.

На первый взгляд ситуация, в которой объект, обслуживаемый в соответствии с условиями контракта, вышел из строя и не подлежит дальнейшему использованию, может подпадать под определение существенного изменения обстоятельств, данное в п. 1 ст. 451 ГК РФ, а также соответствовать условиям, при которых возможно расторжение договора в связи с таким изменением, перечисленным в п. 2 ст. 451 ГК РФ. В частности, очевидно, что если бы стороны предвидели выход из строя обслуживаемого объекта, то контракт не был бы ими заключен или был бы заключен на иных условиях, например с иным сроком. Также следует предполагать, что при заключении контракта стороны исходили из того, что указанное изменение не произойдет. Кроме того, в рассматриваемом случае изменение обстоятельств, вероятнее всего, вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота, ведь из вопроса следует, что контракт как раз и заключался с целью отслеживать техническое состояние обслуживаемого объекта, а из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона. При этом, на наш взгляд, дальнейшее исполнение договора настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заказчика такой ущерб, что он в значительной степени лишился бы того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора, поскольку при отсутствии необходимости в дальнейшем контроле за техническим состоянием нерабочего котла, подлежащего списанию, он был бы вынужден нести расходы на его техническое обслуживание.

Вместе с тем необходимо учитывать то обстоятельство, что понятие «расторжение договора (контракта)” по смыслу ч.ч. 8 и 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, ст.ст. 450-451 ГК РФ охватывает только те случаи его прекращения, которые связаны с обоюдным или односторонним волеизъявлением его сторон, непосредственно направленным на прекращение соответствующего договора (контракта) до момента его исполнения. Однако, как это следует из положений главы 26 ГК РФ, применяемой в силу п. 3 ст. 420 ГК РФ к обязательствам, возникшим из договоров, законодательством устанавливаются и иные случаи прекращения обязательств, которые могут быть и не связаны с волеизъявлением сторон, то есть не относятся к случаям расторжения договоров. Эти случаи, если иное прямо не предусмотрено законодательством о контрактной системе или не вытекает из существа регулируемых им отношений, в силу ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ подлежат применению и к контрактам, заключенным в соответствии с указанным Законом.

В частности, одним из таких случаев является прекращение обязательств в связи с невозможностью их исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает (п. 1 ст. 416 ГК РФ). Поскольку в рассматриваемом случае, как это следует из вопроса, контракт на техническое обслуживание заключался в отношении конкретного объекта, который в настоящий момент окончательно вышел из строя по не зависящим от исполнителя и заказчика причинам и подлежит списанию, очевидно, что какие-либо услуги, связанные с осмотром и диагностикой технического состояния этого объекта, оказываться не могут в силу вывода из эксплуатации обслуживаемого объекта. Судебная практика также исходит из того, что если объект, в привязке к которому по договору поставляются товары, выполняются работы или оказываются услуги, отсутствует или против воли стороны договора, которой он принадлежал, выбыл из ее владения, соответствующий договор должен считаться прекращенным в связи с невозможностью его дальнейшего исполнения (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.07.2017 № Ф09-3704/17, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.04.2016 № Ф01-1016/16, постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.05.2013 № Ф03-1850/13, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 № 17АП-5406/14).

В связи с изложенным, принимая во внимание то, что ст. 416 ГК РФ связывает прекращение обязательства только с фактом наступления обстоятельства, делающего невозможным дальнейшее его исполнение, и не ставит такое прекращение в зависимость от волеизъявления сторон или совершения ими каких-либо действий, по нашему мнению, контракт, указанный в вопросе, следует считать прекращенным с момента наступления соответствующего обстоятельства, то есть со дня окончательного выхода обслуживаемого объекта из строя. Данный вывод находит свое отражение и в судебной практике (постановление ФАС Московского округа от 08.02.2012 № Ф05-11189/10). Именно поэтому подача в суд заявления о расторжении контракта в соответствии со ст. 451 ГК РФ в рассматриваемом случае не имеет смысла, так как на момент подачи соответствующего иска такой контракт уже является недействующим, а расторгнуть договор, прекративший действие, очевидно, нельзя (смотрите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2014 № 09АП-29578/14, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2012 № 09АП-15131/12, апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 31.03.2015 по делу № 33-6659/2015).

Таким образом, мы полагаем, что в рассматриваемом случае контракт, заключенный бюджетным учреждением на техническое обслуживание парового котла, вышедшего из строя и подлежащего списанию, следует считать прекращенным в силу невозможности дальнейшего его исполнения со дня выхода указанного котла из строя, то есть с 26 августа 2017 года. Совершения каких-либо действий со стороны заказчика или исполнителя для признания такого контракта прекращенным не требуется, однако бюджетному учреждению рекомендуется направить в адрес исполнителя уведомление о том, что контракт прекратил свое действие на основании ст. 416 ГК РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *